Викторина "Страницы русской истории: освобождение Москвы от поляков"
методическая разработка

Покотыло Надежда Сергеевна

Викторина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_osvobozhdenie_moskvy_ot_polyakov.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Страницы русской истории: освобождение Москвы от поляков»

Цель:

  • заглянуть в историческое прошлое России, узнать о подвиге русского народа, проникнуться духом патриотизма наших предков.

Задачи:

  • формировать интерес к истории российского государства
  • через игровые элементы мероприятия развивать чувство патриотизма, прививать интерес к истории Отчизны.

Оборудование: ноутбук учителя, мультимедийный проектор, доска, мультимедийная презентация, плакат “Памятник Минину и Пожарскому в Москве”.

Форма проведения: викторина.

Ход:

Вступительное слово учителя: В декабре 2004 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный Закон, в котором 4 ноября объявлялся Днём народного единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: “4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе”. Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской Иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал “спасителем Отечества”.  Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась. Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

…Около четырёхсот лет назад было смутное время в Русском государстве. Со смертью царевича Дмитрия царский род Рюриковичей прекратился. Много охотников явилось на Московский царский трон. Долго святая Русь истекала кровью и казалось, что нет надежды на спасение: Москва — в руках поляков, король польский Сигизмунд осадил Смоленск и требовал московскую корону уже для себя, а не для сына своего Владислава. Но не допустил господь погибели святой Руси. Нашлись борцы за наше дорогое Отечество.

Патриарх Гермоген отказался утвердить свой подписью грамоту об избрании Владислава, и умер после долгих мучений в темнице голодной смертью. Тогда выступила на защиту святой Руси Троицко-Сергиева Лавра. Её грамоты (о дружной борьбе всех истинно русских людей, любящих свою Родину) рассылались по всем городам и селам России. Одна из таких грамот прибыла в Нижний Новгород и воспламенила горячее сердце торговца Кузьмы Минина.

…Наступило утро великого дня, в который незабвенный и незначительный торговец Минин положил основание утверждения и могущества нашего теперь государства. Горячая, правдивая речь простого торговца сплотила наших граждан в одно непобедимое целое…

4 ноября 1612 года – великий День в истории России. Народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского успешно штурмовало Китай-город и освободило многострадальную Москву от польских интервентов…

Мы проведем сегодня турнир знатоков истории.

1. В честь какого события отмечается День народного единства?
Ответ: В 1612 году народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило Москву от польских интервентов

2. Какой собор сооружён в Москве в память об избавлении Москвы от поляков?
Ответ: Казанский собор

3. Перед каким московским собором установлен памятник Минину и Пожарскому?
Ответ: Памятник Минину и Пожарскому расположен перед Собором Василия Блаженного на Красной площади

4. В каком году в России начали отмечать День народного единства?
Ответ: в 2005 году

5. Какие две крупные задачи ставили Минин и Пожарский?
Ответ: изгнать интервентов и подготовить условия для формирования русского правительства, пользующегося доверием населения

6. Россия – многонациональное государство. Сколько народов населяет её территорию?
Ответ: более 180 народов

7. Кто автор стихотворения «Два единства»?
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может, спаяно железом лишь и кровью…»
Ответ: автор стихотворения — Фёдор Иванович Тютчев

8. Что означает слово «единство»?
Ответ: общность, сходство, сплочённость, спаянность, слитность

9. Какие пословицы со словом «единый» вы знаете?
Ответ: «Когда мы едины, мы непобедимы»
«Не хлебом единым жив человек»
«Наша сила – в единстве»

10. Праздник какой иконы отмечает церковь 4 ноября?
Ответ: праздник Казанской иконы Божией Матери

11. Назовите имя патриарха, который призвал русский народ к борьбе против интервентов. (Гермоген)

12. Где было образовано первое народное ополчение, кто его возглавлял?( в Рязани, Прокопий Ляпунов)

13. Кто был инициатором создания второго ополчения и кто стал его военным руководителем?(Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский)

14. Назовите имя деревенского старосты, спасшего Михаила Романова от поляков. (Иван Сусанин)

15. Военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии на добровольных началах. (ополчение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "400-летие освобождения Москвы народным ополчением"

презентация содержит материал о формировании первого и второго ополчения. Можно использовать как внеклассное  мероприятие , так и на уроке по изучению темы "Смута"....

Рецензия урока по истории в 7 классе "Второе ополчение. Освобождение Москвы"

Рецензия показывает, что методическая разработка урока истории в 7 классе "Второе оплчение. Освобождение Москвы" учителя Кондратенко В.В. актуальна и может применяться в системе уроков данного раздела...

Конспект урока по истории в 7 классе «Второе ополчение и освобождение Москвы»

Тема урока: «Второе ополчение и освобождение Москвы» Тип урока: урок систематизации знаний Цель урока: формирование целостного представления о подвигах русского народа в борьбе с...

«Москва как центр объединения русских земель. Освобождение от ордынского владычества».

Тема урока: «Москва как центр объединения русских земель. Освобождение от ордынского владычества».Цель урока: изучить процесс объединения русских земель вокруг Москвы и освобождения от орд...

«Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»

laquo;Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»...

Презентация «Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»

Презентация «Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»...