«Москва как центр объединения русских земель. Освобождение от ордынского владычества».
учебно-методический материал по истории (6 класс)

Петренко Вероника Викторовна

Тема урока: «Москва как центр объединения русских земель. Освобождение от ордынского владычества».

Цель урока: изучить процесс объединения русских земель вокруг Москвы и освобождения от ордынской зависимости, а также определить роль Москвы в этих событиях.

Задачи урока:

  • рассмотреть предпосылки и причины возвышения Москвы;
  • проанализировать деятельность московских князей по объединению русских земель;
  • оценить значение Куликовской битвы и стояния на реке Угре в процессе освобождения Руси от ордынского ига;
  • развивать навыки работы с историческими источниками и картой;
  • воспитывать патриотические чувства и интерес к истории своей страны.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие учеников, проверка готовности к уроку.
  2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала о причинах феодальной раздробленности на Руси и её последствиях.
  3. Изучение нового материала.
    • Предпосылки и причины возвышения Москвы. Рассмотрение географического положения Москвы, её экономического потенциала и роли в борьбе с монголо-татарами.
    • Деятельность московских князей. Анализ политики Ивана Калиты, Дмитрия Донского и Ивана III, направленной на объединение русских земель и освобождение от ордынского господства.
    • Куликовская битва. Изучение причин, хода и последствий сражения, его значения для дальнейшего развития освободительного движения.
    • Стояние на реке Угре. Рассмотрение событий 1480 года, приведших к окончательному освобождению Руси от ордынского ига.
  4. Закрепление изученного материала. Обсуждение вопросов о роли Москвы в объединении русских земель, значении Куликовской битвы и стояния на Угре.
  5. Подведение итогов. Оценка работы учащихся на уроке, выставление отметок.
  6. Домашнее задание. Подготовка сообщений о деятельности московских князей или анализ исторических источников по теме урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_4.docx46.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 4

Теория по теме «Москва как центр объединения русских земель. Освобождения от ордынского владычества»

 Централизация – закономерный и прогрессивный этап в экономическом и социально-политическом развитии общества, находящегося на стадии развитого и позднего феодализма. Централизованное государство предполагает наличие единой верховной власти, устанавливающей единый административный аппарат, подконтрольный
центру, единые законы, общие вооружённые силы и т. д.
Предпосылки процесса централизации русских земель:
а)  
экономические: повышение производительности труда; усиление товарного характера ремесла; увеличение количества городов; развитие экономических связей;
б)  
политические: необходимость свержения монголо-татарского ига; целесообразность защиты русских земель от внешних врагов; стремление православной церкви к централизованной власти с целью своего усиления;
в)  
социальные: потребность класса феодалов в сильной государственной власти; потребность крестьян в централизованной власти для защиты от множества феодалов; активизация социальной борьбы;
г)  
духовные: общность христианской религии белорусского, русского и украинского народов; общность культуры, обычаев, традиций.
Особенности процесса централизации русских земель.
В Западной Европе переход к феодальной раздробленности  обычно не взрывал внешнюю объединяющую оболочку в лице королевской власти. И какими бы могущественными ни были герцоги и бароны, они (пусть даже и формально) признавали верховенство королевской власти и свою зависимость от неё. Отношения здесь выстраивались именно в рамках вассальных отношений.
В отличие от Западной Европы распад Древнерусского государства привёл к  образованию вполне самостоятельных государств-княжеств, не объединяемых даже формально понятием центральной великокняжеской власти и признанием даже формальной вассальной зависимости от неё князьями на местах, что порождало дополнительные осложнения, вносило свои коррективы в развитие ситуации. Если в Западной Европе задача заключалась преимущественно в восстановлении и дальнейшем укреплении центральной королевской власти, то в русских землях ещё требовалось для начала определить, какое из княжеств станет объединительным центром, какой князь (Тверской, Московский, Нижегородский и т. п.) станет главнейшим. В ходе централизации необходимо было преодолеть высокую степень самостоятельности удельных князей по отношению к князьям великим.
Кроме того, в отличие от Западной Европы в процессе создания  русского централизованного государства одновременно решалась задача обретения им политической независимости от Золотой Орды.

Возвышение Москвы
На роль общерусского центра в XIV–XV вв. реально претендовали  три княжества – Тверское, Великое княжество Литовское и Московское.
Возвышение Московского княжества происходит в XIV в. Первым в борьбу с  тверскими князьями за ярлык на великое Владимирское княжение начал Юрий Данилович (1303–1325 гг.), которому в 1317 г. после женитьбы на сестре золотоордынского хана Узбека удалось его получить.
Московское княжество значительно усиливается при Иване I  Даниловиче Калите (1325–1340 гг.), которому удалось значительно расширить территорию Московского княжества (были присоединены Галич, Углич, Белоозеро и часть Ростовского княжества), добиться переноса митрополичьей кафедры из Владимира в Москву, вернуть потерянный после смерти Юрия Даниловича ярлык на великое Владимирское княжение и получить право сбора дани с русских земель и доставки её в Орду.

Причины возвышения Москвы:
– выгодное географическое положение приблизительно в центре  русских земель, удалённость от границ с Золотой Ордой;
– превращение Москвы в религиозный центр русских земель;
– Москва была расположена на перекрёстке торговых путей, что  способствовало развитию торговли и экономики княжества в целом;
– ошибки правителей Золотой Орды, проглядевших опасное для  них усиление Московского княжества;
– личные способности московских князей, умевших использовать  ситуацию с выгодой для своего княжества.
В годы правления Дмитрия Донского (1359–1385 гг., великий  князь с 1362 г.) московская политика принимает ярко выраженную антиордынскую направленность. Русские войска под руководством Дмитрия Ивановича одержали крупные победы над ордынскими войсками в 1378 г. на реке Воже и в 1380 г. в Куликовской битве. Куликовская битва (Мамаево побоище) способствовала становлению национального самосознания русских людей и стала ключевым моментом в антиордынской борьбе. Освободиться от ордынской зависимости тогда не удалось. В 1382 г. Москва была сожжена ханом Тохтамышем. Но Дмитрий Донской стал первым московским князем, передавшим власть своему сыну без ханского ярлыка.
Важным событием в политической истории Московского княжества стала  
феодальная (династическая) война второй трети XV в.
Внимание! В исторической литературе нет единого мнения о датировке феодальной войны в московском княжестве. Существует два варианта датировки: 1425–1453 гг., т.е. от восшествия на престол Василия II Тёмного до смерти Дмитрия Шемяки, и 1432–1453 гг., кода начало феодальной войны ведут с открытого выступления Юрия Дмитриевича Галицкого и Звенигородского против своего племянника Василия II.
Главным в феодальной войне стало столкновение традиционной  в то время лествичной системы наследования власти, основанной на принципах родового старшинства, с новым семейным порядком прямой передачи власти от отца к сыну, лишавшим прав на престол братьев московского князя. Именно передача княжеской власти Василием I сыну Василию II в обход своего брата Юрия Дмитриевича привела к феодальной войне. После смерти в 1434 г. Юрия Дмитриевича в борьбу за московский великокняжеский престол вступили его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Победа в феодальной войне Василия II Тёмного утвердила в Московском княжестве семейный порядок передачи власти, окончательно закреплённый в завещании Ивана III Васильевича, передавшего престол сыну Василию III и лишившему прав на престол всех остальных своих сыновей и их наследников.

Завершение процесса объединения русских земель произошло в правление Ивана III Васильевича (1462–1505 гг.) и Василия III Ивановича (1505–1533 гг.).
«Собирание русских земель» московские князья проводили разными способами:
– завоевание княжеств;
– покупка земель у обедневших князей;
– включение в состав Московского княжества выморочных  (оставшихся без прямых наследников) уделов.
Крупным событием в годы правления Ивана III стала борьба с  Великим Новгородом. Неформальным лидером боярской оппозиции к Москве была вдова новгородского посадника Исаака Борецкого Марфа, которую поддерживали ещё две знатные новгородские вдовы: Анастасия (жена боярина Ивана Григорьевича) и Евфимия (жена посадника Андрея Горшкова). В 1471 г. между Новгородом и польским королём и великим князем литовским Казимиром IV был заключён договор о союзе и о признании Новгородом вассальной зависимости от Польши и Литвы. В ответ на это Иван III совершает поход на Новгород и разбивает 14 июля 1471 г. новгородское войско на р. Шелони. Новгород вынужден был выплатить крупную контрибуцию, отказаться от самостоятельной внешней политики и признать себя «отчиной» великого московского князя. Сын Марфы Дмитрий Борецкий был казнён. Однако право Новгорода на самоуправление в его внутренних делах было сохранено.
Несмотря на поражение новгородцев, Марфа Борецкая продолжила переговоры  с Казимиром IV, который обещал ей поддержку. Возник конфликт между литовской и московской партиями, о котором стало известно Ивану III. В конце 1477 – начале 1478 г. Иван III совершает новый поход на Новгород, в результате которого в январе 1478 г. было ликвидировано новгородское самоуправление, у вечевого колокола вырван «язык», и он был отправлен в Москву. Новгородские земли присоединены к Москве.
Марфа Борецкая была арестована, отправлена в Москву, затем в  один из монастырей в Нижнем Новгороде. По другой версии, Марфа была убита по дороге в Москву.
В правление Ивана III и Василия III в состав Московского княжества вошли:

Правление Ивана III

1463 г.

Ярославль

1472 г.

Пермь

1474 г.

Ростов Великий

1478 г.

Новгород

1485 г.

Тверь

Правление Василия III

1510 г.

Псков

1514 г.

Смоленск

1521 г.

Рязань


В 1485 г. Иван III принял титул Государя всея Руси.
Происходит реорганизация вооружённых сил. Ликвидирована  вольность боярской службы. Бояре и слуги вольные потеряли право отъезда от великого князя. Они стали присягать на верность московскому князю и подписывать особые клятвенные грамоты. Отныне переход боярина или князя на службу к другому государю стал рассматриваться как измена, государственное преступление. Боярский вассалитет в отношении последнего перешёл в подданство. Из бывших вольных слуг московского князя и удельных князей сформировались ряды служилого дворянства. Сложившаяся к этому времени на Руси новая формула феодальной собственности на землю – поместная система – составила материальную основу дворянской армии.
В 1497 г. Иваном III принят Судебник, заменивший действовавшую до того времени «Русскую Правду» и устанавливавший  систему судопроизводства не только в Московском, но и во всех княжествах, подчинённых Москве. Кроме того, в Судебнике была закреплена норма Юрьева дня, регламентировавшая порядок перехода крепостных крестьян и положившая начало юридического оформления крепостного права в России.
Этапы закрепощения крестьян в России

Иван III

1497

Судебник Ивана III, введение Юрьева дня

Иван IV Грозный

1550

Судебник Ивана IV, увеличение размера пожилого

1581

Первый заповедный год, когда был запрещён переход крестьян в Юрьев день

Фёдор Иванович

1597

Введены урочные лета – установлен 5-летний срок сыска беглых крепостных и холопов

Алексей Михайлович

1649

Соборное уложение – отмена урочных лет, сыск беглых стал вечным


Особенности складывания централизованного государства на Руси:
– государство формируется на феодальной основе, феодальное  общество и феодальные отношения с присущими им сословной структурой и крепостным правом продолжали развиваться и укрепляться. В Западной Европе образование централизованных государств проходило в условиях позднего феодализма и формирования капиталистических отношений и буржуазного общества;
– слабость экономических предпосылок объединения земель;
– подчинённое положение городов, их незначительная, по сравнению с Западной Европой, роль в экономической и политической  жизни общества. Создание новых городов было вызвано прежде всего военными причинами. Городская культура не оказывала влияния на формирование государственности;
– преобладающая роль политических предпосылок (борьба с Ордой и  Литвой). Как следствие – особая роль политической надстройки, великого князя как главы государства;
– незавершённость самого процесса централизации: Московское  централизованное государство сложилось в северо-восточных и северо-западных землях Киевской Руси. Южные и юго-западные земли вошли в состав Польши, Литвы, Венгрии.
В годы правления Ивана III Московское государство  
освобождается от власти Золотой Орды. Этому способствовало начало усобиц в Орде и её распад на отдельные ханства. В 1472 г. ордынский хан Ахмат с большим войском двинулся к русским границам. Но у Тарусы он встретил многочисленную русскую рать. Все попытки ордынцев переправиться через Оку были отбиты. Ордынское войско сожгло город Алексин и отступило. В середине 1470-х гг. (по одним данным в 1472 г., по другим в 1476 г.) Иван III прекращает выплату дани Орде. Хан Ахмат в 1480 г., заключив союз с польско-литовским королём Казимиром IV, совершает новый поход на Москву. Войска встретились на реке Угре. 8 октября Ахмат попытался форсировать Угру, но его атака была отбита. Начались переговоры.
28 октября Иван III решил отводить войска в направлении Кременца и  Боровска в поисках более выгодной позиции для битвы. Хан Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует отряд князя Ноздреватого и крымского царевича Нур-Девлета, а также испытывая недостаток продовольствия, не решился преследовать русские войска и в конце октября – начале ноября также начал отводить свои войска. 11 ноября 1480 г. Ахмат принял решение отправиться назад в Орду.
Русские земли окончательно освободились от власти Золотой  Орды.
Иван III добивается международного признания суверенитета  русского государства. Папа Римский, Ливонский орден, Германия, Крымское ханство и др. государства признают за Иваном III титул государя всея Руси и устанавливают дипломатическое отношения с Москвой.
Идея укрепления великокняжеской власти получила обоснование в  
теории «Москва – третий Рим». В 1490-е гг. митрополит Зосима сравнивал Ивана III с римским императором Константином и обосновывал мысль о том, что Москва превратилась в новый Константинополь. В окончательном виде теория была сформулирована в посланиях монаха одного из псковских монастырей Филофея Московскому князю Василию III. По мнению Филофея, Рим «ветхий» и «второй Рим» – Константинополь изменили христианству. Только Москва осталась верна православию и превратилась, таким образом, в «третий Рим» – новый центр истинного христианства.

Русская культура XIV – начала XVI в.
Монгольское нашествие нанесло серьёзный удар по культуре русских  княжеств. Русские земли были разорены, многие мастера или погибли, или были уведены в Орду. Первое после Батыева нашествия строительство каменной церкви отмечено в летописях только в 90-х гг. XIII в. в Новгороде. Во второй половине XIV в. вместе с хозяйственным восстановлением русских земель начинается и культурное возрождение.
Особенностью развития культуры XIV–XV вв. стало постепенное  преодоление культурной разобщённости русских земель и возрождение единой русской культуры. По мере политического и экономического усиления Москвы она становится одним из главных культурных центров русских земель. Создание централизованного государства дало мощный толчок развитию культуры. Расширяются культурные контакты России с другими странами, особенно с Италией, откуда в Москву приезжают выдающиеся архитекторы и другие мастера.

В устном народном творчестве продолжается развитие героического былинного эпоса. В этот период появляется новый жанр – исторические песни. В песне об Авдотье-Рязаночке рассказывается о простой женщине, которая высвобождает из полона жителей Рязани и возрождает город. События тверского восстания 1327 г. получили отклик в народной песне о Щелкане Дудентьевиче.
Центральной темой в  
литературе XIV–XV вв. была борьба за освобождение русских земель. События Куликовской битвы нашли от- ражение в двух памятниках литературы. «Задонщина» создана сразу после битвы. Автором «Задонщины» считается Сафоний Рязанский. Через сто лет после битвы, в XV в., неизвестным автором было создано «Сказание о Мамаевом побоище».
В XV в. появляется новый литературный жанр – хождения, т.е.  описания путешествий. Наибольшую известность получило «Хождение за три моря» – путевые записки тверского купца Афанасия Никитина, отправившегося в 1466 г. с торговым караваном на Северный Кавказ и побывавшего в Иране и Индии.
В XV в. возрождается общерусское летописание. Первой общерусской стала Троицкая летопись, составленная в начале XV в. в Москве.
В начале XVI в. создаётся «Сказание о князьях Владимирских»,  в котором утверждается легенда о происхождении великих князей от брата римского императора Константина по имени Прус, который был родственником Рюрика, а Владимир Мономах получил царские регалии (в том числе шапку Мономаха) от византийского императора Константина Мономаха.

Архитектура XIV–XV вв. В XIV в. одним из центров каменного строительства становится Новгород. Шедеврами архитектуры являются церковь Фёдора Стратилата (1360–1361 гг.) и церковь Спаса на Ильине (1374 г.).
В Москве при Иване I Калите строятся четыре каменных храма –  Успенский и Архангельский соборы, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору. При Дмитрии Донском в 1367 г. возводится белокаменный Кремль.
Облик Москвы меняется при Иване III: превращение Москвы в  столицу единого русского государства требовал изменений и в подходах к строительству. Перестройка Кремля велась как отечественными мастерами, так и приглашёнными в Москву итальянскими архитекторами: Аристотелем Фиораванти, Алевизом Фрязиным, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари и др.
Первым начали строить новый Успенский собор. Строительство в  1471 г. сначала было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину, однако доведённое до сводов здание рухнуло в 1471 г. Закончил строительство в 1479 г. Аристотель Фиораванти. В 1484–1486 гг. псковскими мастерами была возведена новая Ризоположенская церковь, в 1484– 1489 гг. – новый Благовещенский собор на подклете прежнего храма. В 1485 г. началось возведение нового Великокняжеского дворца, продолжавшееся с большими перерывами до 1514 г. В 1487–1491 гг. итальянскими зодчими Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари была построена Грановитая палата. Строительством княжеских хором и внутренней стены занимался Алевиз Фрязин. Несмотря на то, что строительством дворца руководили итальянские зодчие, его архитектура полностью сохранила принципы сооружения древнерусских хором. Со строительством в 1505–1508 гг. Алевизом Новым Архангельского собора и Боном Фрязиным колокольни Ивана Великого завершилось формирование Соборной площади как главной площади московского Кремля.
Одновременно с сооружением великокняжеского дворца и обновлением кремлёвских храмов шло строительство новых кремлёвских  стен и башен. Новые крепостные стены строились из обожжённого кирпича. Кремль получил современные очертания неправильного треугольника.

Русская живопись XIV – начала XVI в. Большой вклад в развитие русской иконописи внёс Феофан Грек (около 1340 – после 1405), приехавший на Русь в 70-е гг. XIV в. Феофан Грек расписал следующие храмы: церковь Спаса на Ильине в Новгороде (1378), вместе с Симеоном Чёрным церковь Рождества богоматери (1395), Архангельский собор (1399), вместе с Андреем Рублёвым и Прохором с Городца Благовещенский собор (1405; все – в Московском Кремле). Работал также в Серпухове, Нижнем Новгороде, возможно, в Коломне и Переславле-Залесском. Феофан Грек создал в Москве иконописную мастерскую.
Выдающимися русскими иконописцами того времени были также  Андрей Рублёв (около 1370 – 1428). Прохор с Городца (кон. XIV – нач. XV в.), Даниил Чёрный (1350-е – 1428) и Дионисий (ок. 1440 – после 1503).

Теория по теме «Российское государство во второй половине XV–XVII в.»

Определившиеся в годы правления Ивана III процессы изменения  политического строя не получили завершения одновременно с объединением земель Русского государства. Политическая система централизованного государства в полной мере сложилась только в середине XVI в. в ходе реформ Ивана IV Грозного.
Иван IV Васильевич стал великим князем в 3 года. При малолетнем князе в 1533–1538 гг. регентом была его мать Елена Глинская.  В 1535 г. Еленой Глинской проведена денежная реформа – в стране введена единая денежная система и единая система мер и весов. Период после смерти Елены Глинской – с 1538 по 1547 г. — называют боярским правлением, когда власть переходила от одной боярской группировки к другой.
В декабре 1546 г. Иван IV заявил митрополиту Макарию о своём  желании «венчаться на царство», и 16 января 1547 г. был торжественно венчан, став первым московским царём.
Правление Ивана IV Грозного условно делят на два этапа:
1) период реформ конца 1540-х – 1550-х годов;
2) период опричнины с 1565 г. до смерти Ивана Грозного в 1584 г.  (опричнина официально отменена в 1572 г., но фактически политика опричнины продолжалась).
В исторической литературе существует концепция «двух Иванов» –  мудрого царя-реформатора до начала 1560-х гг. и жестокого правителя после введения опричнины.

Реформы Ивана Грозного. С конца 1540-х гг. Иван Грозный при поддержке «Избранной рады» проводит ряд реформ, направленных на усиление центральной царской власти.
1. В 1549 г. Иван Грозный созывает первый Земский собор – «Собор  примирения» – для прекращения борьбы боярских группировок за власть, на котором объявляет о необходимости проведения реформ.
2. В 1550 г. принят новый Судебник, который ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных  государственных судебных органов. Судебник ограничивал власть наместников, усиливал контроль царской администрации, вводил единый размер судебных пошлин. За крестьянами сохранялось право перехода в Юрьев день, но размер пожилого был увеличен с 1 рубля до 1 рубля 25 коп.
3. В 1550 г. издан указ об «избранной тысяче», по которому царь  провёл «перебор людишек»: произошла замена служилых людей – дворян и детей боярских – в столице. Поместья в Москве и округе получили служилые люди из других городов, не замешанные в боярских интригах 1530–1540-х гг.
4. В 1551 г. состоялся церковный собор, получивший название  Стоглавый по главному принятому документу. В Стоглаве осуществлены унификация церковных обрядов, признание всех местночтимых святых общерусскими, установлен жёсткий иконописный канон, сформулированы требования к улучшению нравов духовенства, введён запрет ростовщичества среди священников.
5. Военная реформа. В 1550 г. начато формирование стрелецких  полков и введено ограничение местничества на период военных действий. В 1556 г. принято «Уложение о службе с вотчин и поместий», установившее для дворян и детей боярских единый порядок военной службы, передававшейся по наследству.
6. В 1550-е гг. завершается формирование приказной системы.  7. Продолжение губной реформы в 1555–1556 гг. – отмена кормлений, вся власть в уездах перешла к выборным губным и земским  старостам, а в городах – к излюбленным головам.
Таким образом, реформы Избранной Рады наметили путь к укреплению, централизации государства, способствовали оформлению  сословно-представительной монархии. В России сложилась новая система государственного управления:
– царь
– Боярская дума
– Земский собор
– приказы
– городовые приказчики, губные и земские старосты, излюбленные головы, воеводы.

Опричнина. В январе 1565 г. из Александровой слободы Иван IV Грозный отправляет «гневную» грамоту митрополиту Афанасию об «обидах» на бояр и духовенство и «слёзную» жителям московского посада о том, что на них у царя «гнева и опалы» нет. Иван Грозный отказывается возвращаться в Москву, отказывается от престола в пользу своего юного сына Ивана Ивановича. Под давлением возмущённых москвичей Боярская дума вынуждена просить Ивана Грозного вернуться на царство. В Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом.
Вернувшись в начале февраля в Москву, Иван Грозный 3 февраля  объявляет о том, что вновь принимает на себя правление. Однако ставит условие, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества «без докуки и печалований» со стороны духовенства, и разделяет государство на опричнину и земщину. В опричнине он управляет самовластно, а земщина живёт по старым порядкам.
Иван Грозный создаёт опричное войско, опричный двор с Боярской думой.  По стране начинаются казни обвинённых в заговорах против царя и «крамоле» людей. Основной удар был направлен против удельных князей и бояр, игравших самостоятельную политическую роль в государстве и способных противостоять самовластию царя.
В 1569–1570 г. Иван Грозный совершает поход на Новгород, подозревая новгородскую знать в соучастии в заговоре Владимира  Андреевича Старицкого. 2 января 1570 г. опричное войско вошло в Новгород. В городе прошли массовые казни. После Новгорода Иван Грозный отправился в Псков, где ограничился только казнью нескольких псковичей и грабежом их имущества.
Вернувшись в Москву, Иван Грозный продолжил казни. Причём в  сговоре с новгородскими «изменниками» были обвинены как деятели земщины (казначей Фуников, печатник Иван Висковатый и др.), так и опричники из окружения самого царя (отец и сын Басмановы, князь Афанасий Вяземский и др.). Московские казни 1570–1571 г. стали апогеем (высшей точкой) опричного террора.
В 1571 и 1572 гг. походы на Москву совершил крымский хан Девлет I  Гирей. Противостоять крымскому хану опричное войско оказалось не в состоянии. В 1571 г. Москва была сожжена Девлет-Гиреем, а летом 1572 г. крымские татары были разбиты земским войском под командованием князя М.И. Воротынского. В этой ситуации Иван Грозный принимает решение отменить опричнину, объединить опричное и земское войско, опричную и земскую Боярские думы. Однако террор в стране не прекращается.
Историки по-разному оценивают опричнину и проводившиеся в  её годы меры. Н.М. Карамзин считал опричный террор следствием психического расстройства Ивана IV. С.М. Соловьёв рассматривал опричнину как борьбу и утверждение новых государственных начал против старых родовых. С.Ф. Платонов и А.А. Зимин обращали внимание на антибоярский и антиудельный характер опричнины. По мнению А.Л. Юрганова, способы казни, предлагавшиеся самим царём, повторяли бытовавшие в то время представления о Страшном Суде, и Иван Грозный, таким образом, уподоблял себя Богу.

Последствия опричнины
Политические:
– укрепление личной власти царя;
– ликвидация пережитков удельной системы;
– ослабление обороноспособности страны, как следствие – поражение в Ливонской войне.
Экономические:
– хозяйственное разорение страны, особенно её центральных  районов;
– дальнейшее закрепощение крестьян.

Внешняя политика Ивана IV Грозного
Восточное направление – расширение границ русского государства:
– присоединение Казанского ханства в 1552 г.;
– присоединение Астраханского ханства в 1556 г.;
– поход отряда казаков под руководством Ермака в 1581–1585 гг.,  начало завоевания Сибири.
Южное направление – борьба с Крымским ханством :
– неудачный поход на Крым в 1559 г.;
– строительство Большой засечной черты (завершено в 1566 г.);
– походы крымского хана на Москву в 1571 и 1572 гг.
Западное направление – попытка России утвердиться в Прибалтике:
– Л ивонская война 1558–1583 гг.
Россия начинает войну против Ливонского ордена, который в  1561 г. прекратил своё существование. Но в войну вступает коалиция европейских государств в составе Польши и Литвы, объединившихся в 1569 г. в Речь Посполитую, а также Дании и Швеции, противостоять которой ослабленная опричниной Россия была не в состоянии. В 1582 г. в Ям-Заполье было заключено перемирие с Речью Посполитой, по которому Россия потеряла всю Ливонию, Полоцк. В 1583 г. на реке Плюссе заключено перемирие со Швецией, которой Россия уступила Ям, Копорье, Ивангород и Нарву.

Культура при Иване IV Грозном
Литература. В годы правления Ивана Грозного появляется новый литературный жанр – публицистика. Выдающимся публицистом XVI в. был Иван Семёнович Пересветов, который в своих челобитных Ивану Грозному предложил проект реформ, направленных на укрепление самодержавной власти царя при опоре на дворянство.
Публицистический характер имели сочинения князя Андрея  Курбского «История о великом князе московском» и его переписка с Иваном Грозным, в которых Курбский выступает против самовластия царя.
Выдающимся памятником литературы середины XVI в. является «Домострой» протопопа Сильвестра. «Домострой» представля-  ет собой свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI в.
В 1563 г. Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в Москве  организована типография, в которой в 1564 г. была издана первая датированная русская печатная книга «Апостол». В 1574 г. – первый «Букварь».

Архитектура. В XVI в. в русской архитектуре появляется новый стиль – шатровый. Выдающимся памятником шатровой архитектуры XVI в. является построенная в 1532 г. в честь рождения Ивана IV церковь Вознесения в Коломенском.
В 1555–1561 гг. в честь взятия Казани русскими мастерами Бармой и Постником в Москве построен Покровский собор что на рву,  известный больше как храм Василия Блаженного.

Теория по теме «Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение ордынского ига»

 Политическая раздробленность.
Усобицы, начавшиеся с 972 г., в XI в. стали постоянными. Установление лествичной системы наследования престола не положило конец борьбе представителей дома Рюриковичей за власть. В 1054 г. фактически произошло разделение земель между Ярославичами – сыновьями Ярослава Мудрого. Съезды наиболее влиятельных князей в конце XI – начале XII в. в Любече, Витичеве (Уветичах) и у Долобского озера также не обеспечили мира между братьями и единства Древнерусского государства. Напротив, съезд 1097 г. в Любече юридически закрепил раздел земель между князьями.
Объединить 3/4 русских земель удалось на непродолжительное  время Владимиру Мономаху. Но после смерти в 1132 г. его сына Мстислава Великого Древняя Русь окончательно распадается на самостоятельные княжества. С 1130-х гг. Русь вступила в период
политической (феодальной) раздробленности, который мы также называем Удельная Русь.
После смерти Мстислава Великого 10 лет продолжалась борьба за  титул великого киевского князя между сыновьями и внуками Мономаха и черниговскими князьями. Киев ещё некоторое время сохраняет номинальный статус «стольного града», и за него идёт упорная борьба. С середины XII до середины XIII в. киевский престол вместе с титулом великого киевского князя переходил из рук в руки 46 раз. Некоторые из князей правили в Киеве меньше года. Случалось, что великий князь сидел в Киеве всего несколько дней. Например, Игорь Ольгович смог в 1146 г. продержаться на Киевском престоле лишь 4 дня.
В 1169 г. владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский захватывает Киев, отдаёт его на разграбление дружины, объявляет себя  киевским князем, но в Киеве не остаётся, возвращается в Суздаль. По выражению русского историка В.О. Ключевского, Андрей Боголюбский «отделил старшинство от места». Киев постепенно теряет своё значение столицы русского государства.

Причины феодальной раздробленности:
экономические:
– натуральный характер хозяйства давал возможность экономически автономно существовать отдельным княжествам;
– уровень экономического развития позволял местным князьям  содержать аппарат управления и военные формирования (дружины), достаточные для решения внутренних (борьба со смутами) и внешних (защита границ и завоевательные походы) задач;
– наличие центральной власти означало для местного населения  и администрации лишь двойное налогообложение – в пользу местного князя и киевского;
– рост феодального землевладения;
– укрепление городской верхушки – князей, бояр, церковников  и купечества;
– с падением значения торгового пути «из варяг в греки» исчезла  актуальность его контроля центральной политической властью.  
политические:
– большие размеры государства не давали возможность киевскому князю непосредственно управлять всеми землями-княжениями,  что привело к появлению наместников и системы управления, сходной с киевской;
– размеры государства не позволяли киевскому князю оперативно  реагировать на события в землях-княжениях (восстания, нападения соседей). Это потребовало содержания наместниками собственных дружин, что приводило к усилению их самостоятельности и независимости от центральной власти;
– нерешённость династических вопросов. Утвердившаяся c XI в.  лествичная система наследования престола была слишком громоздкой и не предотвратила новых усобиц;
– необходимость поддержания социального порядка.

Последствия феодальной раздробленности:

положительные

отрицательные

• подъём экономики
• рост числа городов
• расцвет культуры
• относительная политическая стабильность на местах
• в основе управления княжествами – хозяйственный и политический расчёт

• продолжение разорительных междоусобиц
• отсутствие единой системы обороны
• возрастание внешнеполитической опасности для каждого удела
• центробежные тенденции в политической системе

при этом сохраняется

• единая религия и церковная организация
• единый язык и общность культуры
• осознание общности исторической судьбы
• «Русская Правда» остаётся основой правовых норм


Феодальная раздробленность является неизбежным и закономерным процессом  исторического развития. Она способствовала дальнейшему экономическому и политическому развитию общества, хотя и нанесла ущерб единой государственности.

Политические центры Удельной Руси.
В русских землях сложились
три основных центра, княжества, которые отличались по типу государственной власти.
Южная (Галицко-Волынская) Русь. На юге по-прежнему была сильна княжеская власть, опиравшаяся на дружину. В критические моменты реальную власть брало в свои руки вече, в том числе приглашавшее и изгонявшее князей. Именно Галицко-Волынская земля раньше других русских княжеств стала выходить из состояния политической неразберихи, и княжеская власть, опираясь на поддержку горожан, попыталась унять своеволие боярских группировок. Большой мощи достигло Галицкое княжество в 1160–1180-е гг. – во времена правления Ярослава Осмомысла. Женитьба на дочери Юрия Долгорукого Ольге обеспечивала ему поддержку сильных ростово-суздальских князей.
После смерти Ярослава Осмомысла в 1187 г. власть в Галиче захватил внук  Владимира Мономаха Роман Мстиславич (1187–1205 гг.). Ему удалось объединить под своей властью Галич и Волынь и создать единое Галицко-Волынское княжество. Через несколько лет он присоединил к своим владениям и Киевское княжество. На юго-западных рубежах Руси выросло новое огромное государство, равное по территории Германской империи.
Выдающимся государственным деятелем, смелым и талантливым полководцем был сын Романа Мстиславича Даниил Галицкий  (1221–1264), сумевший восстановить единство Галицко-Волынского княжества.
С Галицко-Волынской Русью считались Германия, Польша, Венгрия, Византия.
По типу государственной власти Галицко-Волынская Русь сохранила основные черты раннефеодальной монархии.
Северо-Западная Русь. В 1136 г. княжеская власть в Новгороде прекратила своё существование как самостоятельная политическая сила. Новгородцы арестовали, а затем изгнали из города ставленника киевского князя. С тех пор князь стал частью административного аппарата. Его обязанности ограничивались военными вопросами. Охраной правопорядка в городе занимался воевода. Вся полнота власти сосредотачивалась в руках посадника и епископа (с 1165 г. – архиепископа). Важнейшие вопросы политической жизни Новгорода решались на вече. В том числе выборы должностных лиц – посадников, тысяцких, епископа (архиепископа), архимандрита, князя. На высшие должности избирались только члены влиятельных (аристократических) боярских семей, например, представители рода Мишиничей-Онцифоровичей.
Подобная система организации политической власти существовала  и в Пскове.
Такой тип государственного устройства называют феодальной  (вечевой) республикой. Причём эти республики были боярскими, аристократическими.
Северо-Восточная (Владимиро-Суздальская) Русь. Край, заселённый славянами сравнительно поздно, по-видимому, не имел глубоких вечевых традиций. Хотя до определённого момента и здесь политическое управление строилось на взаимодействии городского веча и князей, назначавшихся из Киева. В 1157 г. жители Ростова, Суздаля и Владимира избрали своим князем сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского. В 1162 г. Андрей Боголюбский изгнал из своего княжества братьев, племянников, мачеху и отцовскую дружину. Владимирские князья опирались на «милостников», то есть людей, зависевших от милости князя. В отличие от дружинников, для дворни (дворян, как их стали называть с конца XII в.) князь был господином, а не товарищем. Служба дворни князю строилась на принципах, близких к понятию подданства.
Таким образом, во Владимиро-Суздальской Руси была заложена  основа для формирования неограниченной деспотической власти (по выражению летописца – «самовластия») Владимирского князя.

Борьба русских земель с нашествиями с Востока и Запада
Феодальная раздробленность привела к военному ослаблению русских  земель. Отдельные княжества оказались не в состоянии противостоять монгольскому завоеванию в начале XIII в. В 1206 г. на курултае – собрании монгольской знати – Темучин был провозглашён Чингисханом, то есть верховным ханом. Чингисхан начинает покорение соседних стран и народов. Завоевав Северный Китай, Южную Сибирь, Центральную и Среднюю Азию, монгольское войско под командованием Джебэ и Субедэ в 1223 г. через Закавказье выходит на Северный Кавказ, где покоряет алан и нападает на половцев. Половецкий хан Котян обратился за помощью к своему зятю, галицкому князю Мстиславу Удалому. Мстислав обратился к другим русским князьям с призывом объединиться и помочь половцам в отпоре врагам. Откликнулись далеко не все. Но и среди приведших свои дружины к месту битвы князей не было единства: они не смогли решить, кто из них будет руководить битвой, а значит, всеми русскими дружинами. В результате Мстислав Киевский вообще не принял участия в сражении, что не спасло его дружину. Битва на Калке 31 мая 1223 г. закончилась полным разгромом половцев и русских. Погибли 6 русских князей, из дружинников домой вернулся лишь каждый десятый.
После сражения на Калке монголы нападают на Волжскую Булгарию, но терпят ряд поражений и в 1225 г. возвращаются в Азию.
В 1227 г. ещё не завоёванные западные земли Чингисхан завещает  своему старшему сыну Джучи. В 1235 г. на курултае было принято решение о походе на Волжскую Булгарию и Русь. Поход возглавил сын Джучи хан Бату (Батый). В 1237–1238 гг. Батый совершил поход на Северо-Восточную Русь. В декабре 1237 г. им была взята Рязань. В январе-феврале 1238 г. – города Коломна, Москва, Владимир, Ростов, Суздаль, Галич, Тверь, Юрьев и др. После взятия Торжка, не дойдя 100 вёрст до Новгорода, монгольское войско возвращается в южные степи. 4 марта 1238 г. на реке Сити произошла битва войска великого владимирского князя Юрия Всеволодовича с крупным монгольским соединением под командованием темника Бурундая, закончившаяся полным разгромом владимирской дружины и гибелью князя.
Упорной была оборона города Козельска. Монголам удалось его  захватить только после семинедельной осады.
В 1239–1242 гг. Батый совершает поход в Южную Русь и Восточную Европу. В декабре 1240 г. после трёхмесячной осады войсками  Батыя был взят Киев.
В начале 1240-х годов оформился улус Джучи, получивший в русских землях  название Золотая Орда. Золотая Орда установила контроль над русскими княжествами (
монголо-татарское, или ордынское иго). Русские земли были обложены данью («царёв», или «ордынский», выход). Для определения размера дани была проведена перепись населения («число»). Сбором дани занимались баскаки, ежегодно приезжавшие на Русь. В некоторых крупных городах баскаки проживали постоянно, наблюдая за положением дел. Права на княжение русских князей подтверждались специальными ханскими грамотами – ярлыками.
Последствия монголо-татарского нашествия и ордынского ига для русских земель:
– гибель населения;
– угон в Орду ремесленников;
– выплата дани;
– экономический упадок, замедление экономического развития;
– консервация феодальной раздробленности;
– разрыв или ослабление традиционных политических и культурных связей с другими странами;
– замедление темпов культурного развития.
Одновременно с нашествием с Востока на северные русские земли  усиливается давление с Запада. В 1202 г. в Прибалтике создаётся рыцарский орден Меченосцев, объединение которого в 1237 г. с тевтонским орденом привело к созданию Ливонского ордена, угрожавшего Пскову и Новгороду.
В 1240 г. в устье Невы высадился шведский отряд под предводительством  ярла Биргера. 15 июля 1240 г. шведы были разбиты дружиной новгородского князя Александра Ярославича, получившего за эту победу прозвище Невский (
Невская битва).
С лета 1240 г. по зиму 1241 г. рыцари Ливонского ордена захватили  Изборск, Псков и Копорье. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера суздальско-новгородское войско под командованием Александра Невского разбило ливонцев (
Ледовое побоище).

Культура Удельной Руси до монгольского нашествия
С появлением на Руси после принятия христианства славянской  азбуки (кириллицы) широкое распространение среди населения получила грамотность, о чём свидетельствует обнаружение в Новгороде, Пскове, Старой Руссе и Москве большого количества берестяных грамот, написанных представителями разных слоёв населения. Грамоте обучали не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала при монастыре школу для обучения девочек.
Развивается летописание. Собственные летописные своды, отражавшие особенности развития своего края, стали создаваться  в разных древнерусских городах. Но основой их, как правило, оставалась «Повесть временных лет», созданная Нестором в конце XI – начале XII века. При монастырях создаются библиотеки, в которых хранились не только богослужебные книги и летописные своды, но и переводная литература.
Распространёнными жанрами в древнерусской литературе были  «Поучения» и «Хождения».
Шедеврами древнерусской литературы являются: «Слово» и «Моление»  Даниила Заточника (конец XII–начало XIII века), «Послание» священнику Фоме киевского митрополита Климентия Смолятича (середина XII века), «Притча о человеческой душе» Кирилла Туровского (конец XII века), «Слово о полку Игореве» (около 1186 г.) и др.
Развивается архитектура. В XII веке были построены Дмитриев-  ский собор во Владимире-на-Клязьме, собор святого Георгия в Юрьеве-Польском. В годы правления Андрея Боголюбского создаются Успенский собор и Золотые ворота во Владимире, белокаменный дворец в селе Боголюбове, храм Покрова на Нерли. При брате Андрея Всеволоде III во Владимире сооружается величественный Дмитриевский собор.
Характерной чертой русской архитектуры того времени стала украшающая  постройки резьба по камню. Деревянные резные украшения стали неизменным атрибутом не только деревянных храмов, но и жилищ горожан и крестьян.
Складываются местные иконописные школы, например, новгородская и  ярославская. До нас дошли творения новгородских живописцев XII века «Ангел Златые власы», «Спас нерукотворный», «Успение Богородицы», икона ярославских мастеров XIII века «Ярославская Оранта», фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода, Дмитриевского собора во Владимире и др.
Развивается устное народное творчество. Любимыми персонажами  русских былин остаются богатыри Илья Муромец, Волхв Всеславич, Добрыня Никитич, Алёша Попович.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории России в 10 классе по теме: "Москва – центр объединения русских земель. Куликовская битва".

Урок истории в 10 классе по теме: "Москва-центр объединения русских земель. Куликовская битва". ...

Конспект и презентация урока "Москва во главе объединения русских земель. Начало возвышения Москвы".

Урок изучения нового материала с использованиеминформационных технологий и технологии развитиякритического мышления...

Москва во главе объединения русских земель

Конспект урока практической работы с элементами исследования....

материал для подготовки ЕГЭ и ОГЭ по теме "Москва - центр объединения русских земель"

теоритичский материал по теме "Москва как центр объединения русских земель. Формы землевладения и категории населения" с примерными заданиями и их решением....

Методическая разработка. Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской

Занятие. Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской...