Конспект урока по истории в 7 классе «Второе ополчение и освобождение Москвы»
план-конспект урока по истории (7 класс)

Хазова Олеся Григорьевна

Тема урока: «Второе ополчение и освобождение Москвы»

 

Тип урока: урок систематизации знаний

 

Цель урока: формирование целостного представления о подвигах русского народа в борьбе со шведами и рыцарями-крестоносцами.

 

Задачи урока:

  • изучить процесс образования Тевтонского ордена; выявить главные цели и основные направления его деятельности; рассмотреть ход решающих битв; объяснить понятия «Орден меченосцев» и «Тевтонский орден»;
  • продолжать развивать умения работать с картой, схемами битв при изучении походов крестоносцев, Невской битвы и Ледового побоища; развивать умения делать выводы, давать оценку рассматривая события борьбы русских войск с крестоносцами и немецкими рыцарями; давать оценку исторической личности изучая жизнь и деятельность Александра Невского;
  • воспитывать чувства патриотизма, любви к своей Родине на примере изучения героической борьбы русских воинов с иноземными захватчиками; способствовать воспитанию целеустремленности и стремления к самосовершенствованию путем показа основных событий жизни и деятельности народного героя Александра Невского.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_7_klass_vtoroe_opolchenie.docx179.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №10 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

Конспект урока

по истории в 7 классе

Тема: «Второе ополчение и освобождение Москвы»

4a52c454544f7d5e47499023eabc4c23.jpg

Хазова Олеся Григорьевна

учитель истории и обществознания

МБОУ лицея №10

Ставрополь, 2021-2022


Тема урока: «Второе ополчение и освобождение Москвы»

Тип урока: урок систематизации знаний

Цель урока: формирование целостного представления о подвигах русского народа в борьбе со шведами и рыцарями-крестоносцами.

Задачи урока:

  • изучить процесс образования Тевтонского ордена; выявить главные цели и основные направления его деятельности; рассмотреть ход решающих битв; объяснить понятия «Орден меченосцев» и «Тевтонский орден»;
  • продолжать развивать умения работать с картой, схемами битв при изучении походов крестоносцев, Невской битвы и Ледового побоища; развивать умения делать выводы, давать оценку рассматривая события борьбы русских войск с крестоносцами и немецкими рыцарями; давать оценку исторической личности изучая жизнь и деятельность Александра Невского;
  • воспитывать чувства патриотизма, любви к своей Родине на примере изучения героической борьбы русских воинов с иноземными захватчиками; способствовать воспитанию целеустремленности и стремления к самосовершенствованию путем показа основных событий жизни и деятельности народного героя Александра Невского.

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

- давать определения понятий: духовно-рыцарские ордены, крестоносцы.

- рассказывать о Невской битве, Ледовом побоище (на основе учебника, отрывков из летописей, карт и схем)

- характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель

- объяснять причины успеха русских в данных сражениях

- составлять характеристику (исторический портрет) Александра Невского.

Регулятивные УУД -  планировать личную деятельность; осуществлять самоконтроль; прогнозировать результаты.

Познавательные УУД - уметь осознанно строить речевое высказывание, формулировать ответы на вопросы учителя и одноклассников;   уметь извлекать нужную информацию из текста; осуществлять актуализацию полученных знаний.

Коммуникативные УУД - формировать умения слушать и вступать в диалог; развивать умения взаимодействовать в группе.

- уважение к прошлому России, знание истории, чувство ответственности и долга перед Родиной;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место.

Актуализация знаний

Изучая историю нашей страны в сложные  для нее периоды, кто являлся единственной слой способной спасти нашу страну? Молодцы!

Как вы думаете, кто благословлял и благословляет людей на защиту страны от врагов?

Первое ополчение выполнило свою задачу?

О чем пойдет речь на уроке?

Какова цель урока?

Как вы считаете данная тема важна для нас?

Исторический диктант по понятиям. Учитель дает определение, а задача учеников записать одним словом название понятие.

Народное ополчение, самозванец, «тушинские перелеты», гражданская война, интервенция.

Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От несчастья край родной.        

                                   /Н. Кончаловская/

Посмотрите на обложку своего учебника. Что изображено слева? Кому он поставлен? Руководители чего они были? Где стоит памятник? Сформулируйте тему урока?

Как называлась династия к которой принадлежал древний род Ивана Грозного?

Предполагаемый ответ:

Народ.

Русская Православная Церковь и ее деятели.

Нет

О втором ополчении и ее руководителях.

Роль второго ополчения и освобождение страны.

Да т.к. в настоящее время окружение нашей страны враждебное.

Взаимопроверка по шаблону.

Предполагаемый ответ:

Памятник

К.Минину и Д.Пожарскому

Второго ополчения.

В Москве

Второе ополчение и освобождение Москвы.

Записывают  тему урока в тетрадь.

Предполагаемый ответ:

Рюриковичи.

Постановка учебной цели, задач урока

Молодцы!

В 1818 году скульптор Мартос создал памятник, который есть на обложке вашего учебника. Он находится у храма Василия Блаженного. Работа с изображением памятника.

Что написано на памятнике? Какой вопрос можно задать, увидев эту надпись?

Записывают дату и фамилию скульптора в тетрадь

Ответы учащихся

«Гражданину Минину и  князю Дмитрию Пожарскому благодарная Россия».

За что им благодарна Россия?

Составление плана решения затруднений

Историки говорят, что в 1611 году над нашей страной нависла смертельная угроза. Какая?

Работа в группах.

Группа №1 работает со схемой и на ее основе охарактеризовывает сложившуюся обстановку в стране к 1611 году? (см. Приложение №1 к уроку).

 Группа№2.работает с  грамотой Дионисия

(см. Приложение №2). Какие чувства вы испытали после прочтения документа?

Группа №3 работает с п.14 п.2  Охарактеризуйте деятельность Второго ополчения по алгоритму. (см. Приложение №3)

И вот на историческую сцену  выходят две личности – Д.Пожарский и К.Минин.

Слушая сообщения своих одноклассников, определите, какие качества этих личностей позволили им  выполнить столь ответственную миссию – спасти Россию?

26 октября (4 ноября)1612года – освобождение Москвы от поляков.

2.Страну  освободили от внешних врагов? Как вы считаете, что дальше?

Молодцы! А кто должен был навести порядок в стране?

Действительно этот вопрос решался на Земском соборе.  Работа в парах. Внимательно изучите предложенную схему. Как вы думаете, почему среди стольких людей выбор пал на 16-его Романова? (см. Приложение №4).

В.О.Ключевский заметил по этому поводу:

« Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего».

21 февраля 1813 год – избрание Романова на царство.

3. Самостоятельная работа с учебником п.14.п.4.

Как сохраняется в  памяти народа Смутное время

На памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде этот период истории представлен фигурами Гермогена, Филарета, царя М.Романова, Скопина-Шуйского, Минина, Пожарского и Сусанина.

Чем простой староста заслужил такую честь?

Ответы учащихся

Россия могла потерять свою независимость.

Ответ учащихся. Стране грозила потеря целостности.

Ответы учащихся. Чувство гордости и уважения.

Записывают в тетрадь

Ответы учащихся

Мужество, любовь к своей Родине, смелость и отвага.

Записывают дату в тетради.

Ответы учащихся

Необходимо навести порядок внутри страны.

Власть

1.дворяне видели в Романовых противников «боярского царя» В.Шуйского.

2.казаки видели в Романовых

«сторонников царя Дмитрия»

3.бояре не возражали, надеясь сохранить власть.

Записывают дату в тетрадь.

Сообщение ученика о подвиге И.Сусанина.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Закрепление

Письменно выполнить задание №2 стр. 101.

Самопроверка

Домашнее задание

Параграф 14 пересказ, вопрос 6 стр.101 посменно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "400-летие освобождения Москвы народным ополчением"

презентация содержит материал о формировании первого и второго ополчения. Можно использовать как внеклассное  мероприятие , так и на уроке по изучению темы "Смута"....

Рецензия урока по истории в 7 классе "Второе ополчение. Освобождение Москвы"

Рецензия показывает, что методическая разработка урока истории в 7 классе "Второе оплчение. Освобождение Москвы" учителя Кондратенко В.В. актуальна и может применяться в системе уроков данного раздела...

Организация второго ополчения и освобождение Москвы от польских интервентов. 1612. Извлечение из Нового летописца. 1626—1630 7 класс. Текст документа и задания в группах

Текст документа и задания в группах. Творческое задание - ответить на вопросы и нарисовать комикс по событиям....

"I и II ополчения. Освобождение Москвы"

Презентация к уроку истории для 10 класса по теме "I и II ополчения. Освобождение Москвы"...

«Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»

laquo;Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»...

Презентация «Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»

Презентация «Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»...