Конспект урока по истории в 7 классе «Второе ополчение и освобождение Москвы»
план-конспект урока по истории (7 класс)
Тема урока: «Второе ополчение и освобождение Москвы»
Тип урока: урок систематизации знаний
Цель урока: формирование целостного представления о подвигах русского народа в борьбе со шведами и рыцарями-крестоносцами.
Задачи урока:
- изучить процесс образования Тевтонского ордена; выявить главные цели и основные направления его деятельности; рассмотреть ход решающих битв; объяснить понятия «Орден меченосцев» и «Тевтонский орден»;
- продолжать развивать умения работать с картой, схемами битв при изучении походов крестоносцев, Невской битвы и Ледового побоища; развивать умения делать выводы, давать оценку рассматривая события борьбы русских войск с крестоносцами и немецкими рыцарями; давать оценку исторической личности изучая жизнь и деятельность Александра Невского;
- воспитывать чувства патриотизма, любви к своей Родине на примере изучения героической борьбы русских воинов с иноземными захватчиками; способствовать воспитанию целеустремленности и стремления к самосовершенствованию путем показа основных событий жизни и деятельности народного героя Александра Невского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_7_klass_vtoroe_opolchenie.docx | 179.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ №10 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
Конспект урока
по истории в 7 классе
Тема: «Второе ополчение и освобождение Москвы»
Хазова Олеся Григорьевна
учитель истории и обществознания
МБОУ лицея №10
Ставрополь, 2021-2022
Тема урока: «Второе ополчение и освобождение Москвы»
Тип урока: урок систематизации знаний
Цель урока: формирование целостного представления о подвигах русского народа в борьбе со шведами и рыцарями-крестоносцами.
Задачи урока:
- изучить процесс образования Тевтонского ордена; выявить главные цели и основные направления его деятельности; рассмотреть ход решающих битв; объяснить понятия «Орден меченосцев» и «Тевтонский орден»;
- продолжать развивать умения работать с картой, схемами битв при изучении походов крестоносцев, Невской битвы и Ледового побоища; развивать умения делать выводы, давать оценку рассматривая события борьбы русских войск с крестоносцами и немецкими рыцарями; давать оценку исторической личности изучая жизнь и деятельность Александра Невского;
- воспитывать чувства патриотизма, любви к своей Родине на примере изучения героической борьбы русских воинов с иноземными захватчиками; способствовать воспитанию целеустремленности и стремления к самосовершенствованию путем показа основных событий жизни и деятельности народного героя Александра Невского.
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
- давать определения понятий: духовно-рыцарские ордены, крестоносцы. - рассказывать о Невской битве, Ледовом побоище (на основе учебника, отрывков из летописей, карт и схем) - характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель - объяснять причины успеха русских в данных сражениях - составлять характеристику (исторический портрет) Александра Невского. | Регулятивные УУД - планировать личную деятельность; осуществлять самоконтроль; прогнозировать результаты. Познавательные УУД - уметь осознанно строить речевое высказывание, формулировать ответы на вопросы учителя и одноклассников; уметь извлекать нужную информацию из текста; осуществлять актуализацию полученных знаний. Коммуникативные УУД - формировать умения слушать и вступать в диалог; развивать умения взаимодействовать в группе. | - уважение к прошлому России, знание истории, чувство ответственности и долга перед Родиной; - ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. |
Актуализация знаний | Изучая историю нашей страны в сложные для нее периоды, кто являлся единственной слой способной спасти нашу страну? Молодцы! Как вы думаете, кто благословлял и благословляет людей на защиту страны от врагов? Первое ополчение выполнило свою задачу? О чем пойдет речь на уроке? Какова цель урока? Как вы считаете данная тема важна для нас? Исторический диктант по понятиям. Учитель дает определение, а задача учеников записать одним словом название понятие. Народное ополчение, самозванец, «тушинские перелеты», гражданская война, интервенция. Добрый памятник поставлен Двум героям всей страной В знак того, что был избавлен От несчастья край родной. /Н. Кончаловская/ Посмотрите на обложку своего учебника. Что изображено слева? Кому он поставлен? Руководители чего они были? Где стоит памятник? Сформулируйте тему урока? Как называлась династия к которой принадлежал древний род Ивана Грозного? | Предполагаемый ответ: Народ. Русская Православная Церковь и ее деятели. Нет О втором ополчении и ее руководителях. Роль второго ополчения и освобождение страны. Да т.к. в настоящее время окружение нашей страны враждебное. Взаимопроверка по шаблону. Предполагаемый ответ: Памятник К.Минину и Д.Пожарскому Второго ополчения. В Москве Второе ополчение и освобождение Москвы. Записывают тему урока в тетрадь. Предполагаемый ответ: Рюриковичи. |
Постановка учебной цели, задач урока | Молодцы! В 1818 году скульптор Мартос создал памятник, который есть на обложке вашего учебника. Он находится у храма Василия Блаженного. Работа с изображением памятника. Что написано на памятнике? Какой вопрос можно задать, увидев эту надпись? | Записывают дату и фамилию скульптора в тетрадь Ответы учащихся «Гражданину Минину и князю Дмитрию Пожарскому благодарная Россия». За что им благодарна Россия? |
Составление плана решения затруднений | Историки говорят, что в 1611 году над нашей страной нависла смертельная угроза. Какая? Работа в группах. Группа №1 работает со схемой и на ее основе охарактеризовывает сложившуюся обстановку в стране к 1611 году? (см. Приложение №1 к уроку). Группа№2.работает с грамотой Дионисия (см. Приложение №2). Какие чувства вы испытали после прочтения документа? Группа №3 работает с п.14 п.2 Охарактеризуйте деятельность Второго ополчения по алгоритму. (см. Приложение №3) И вот на историческую сцену выходят две личности – Д.Пожарский и К.Минин. Слушая сообщения своих одноклассников, определите, какие качества этих личностей позволили им выполнить столь ответственную миссию – спасти Россию? 26 октября (4 ноября)1612года – освобождение Москвы от поляков. 2.Страну освободили от внешних врагов? Как вы считаете, что дальше? Молодцы! А кто должен был навести порядок в стране? Действительно этот вопрос решался на Земском соборе. Работа в парах. Внимательно изучите предложенную схему. Как вы думаете, почему среди стольких людей выбор пал на 16-его Романова? (см. Приложение №4). В.О.Ключевский заметил по этому поводу: « Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего». 21 февраля 1813 год – избрание Романова на царство. 3. Самостоятельная работа с учебником п.14.п.4. Как сохраняется в памяти народа Смутное время На памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде этот период истории представлен фигурами Гермогена, Филарета, царя М.Романова, Скопина-Шуйского, Минина, Пожарского и Сусанина. Чем простой староста заслужил такую честь? | Ответы учащихся Россия могла потерять свою независимость. Ответ учащихся. Стране грозила потеря целостности. Ответы учащихся. Чувство гордости и уважения. Записывают в тетрадь Ответы учащихся Мужество, любовь к своей Родине, смелость и отвага. Записывают дату в тетради. Ответы учащихся Необходимо навести порядок внутри страны. Власть 1.дворяне видели в Романовых противников «боярского царя» В.Шуйского. 2.казаки видели в Романовых «сторонников царя Дмитрия» 3.бояре не возражали, надеясь сохранить власть. Записывают дату в тетрадь. Сообщение ученика о подвиге И.Сусанина. Учащиеся высказывают свое мнение. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Закрепление Письменно выполнить задание №2 стр. 101. | Самопроверка |
Домашнее задание | Параграф 14 пересказ, вопрос 6 стр.101 посменно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по истории "Второе ополчение. Освобождение Москвы"
Конспект урока по истории России в 7 классе....
презентация "400-летие освобождения Москвы народным ополчением"
презентация содержит материал о формировании первого и второго ополчения. Можно использовать как внеклассное мероприятие , так и на уроке по изучению темы "Смута"....
Рецензия урока по истории в 7 классе "Второе ополчение. Освобождение Москвы"
Рецензия показывает, что методическая разработка урока истории в 7 классе "Второе оплчение. Освобождение Москвы" учителя Кондратенко В.В. актуальна и может применяться в системе уроков данного раздела...
Организация второго ополчения и освобождение Москвы от польских интервентов. 1612. Извлечение из Нового летописца. 1626—1630 7 класс. Текст документа и задания в группах
Текст документа и задания в группах. Творческое задание - ответить на вопросы и нарисовать комикс по событиям....
"I и II ополчения. Освобождение Москвы"
Презентация к уроку истории для 10 класса по теме "I и II ополчения. Освобождение Москвы"...
«Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»
laquo;Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»...
Презентация «Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»
Презентация «Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»...