Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 для 5б класса 2023-2024 учебный год
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 для 5б класса 2023-2024 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry_5b_klass.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Починковская школа-интернат»
Рассмотрена на заседании МО №____от __________ | Утверждена протоколом педсовета № _____ от __________ |
Рабочая программа по внеурочной деятельности:
спортивно-оздоровительное направление
«Подвижные игры»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 2
5б класс
Разработчик:
Ковалёв Андрей Владимирович
Учитель
2023-2024 учебный год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры», 5 класс составлена в соответствии с:
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Приказом Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».
- Учебным планом СОГБОУ «Починковская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год;
- Требований к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Внеурочная деятельность «Подвижные игры», относится к предметной области «Физическая культура» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры», в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи по внеурочной деятельности «Подвижные игры».
Цель учебного предмета – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации.
Задачи обучения:
- воспитание интереса к физической культуре и спорту;
- овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой,
- лыжной подготовкой) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;
- коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития;
- развитие и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждения проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии) в процессе уроков и во внеурочной деятельности);
- воспитание нравственных качеств и свойств личности;
- содействие военно- патриотической подготовке.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры» в 5 классе определяет следующие задачи:
- формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта;
- формирование основных двигательных качеств: быстроту, силу, ловкость и другие;
- развитие у обучающихся умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать;
- формирование умения ходить и бегать в различном темпе, во время бега и ходьбы не задерживать дыхание; выполнять ускорения на отрезках от 40-до 60 м;
- формирование умения выполнять прыжок в длину способом «согнув ноги с полного разбега;
- формирование умения метать мяч на дальность и в цель;
- совершенствование техники выполнения строевых команд и перестроений;
- совершенствование умения сохранять равновесие во время выполнения заданий на гимнастической скамейке и стенке;
- формирование умения выполнять самостоятельно общеразвивающие и корригирующие упражнения в определенном ритме;
- совершенствование умения перелезать через препятствие и подлезать под препятствие различным способом в зависимости от высоты препятствия;
- совершенствования умения передвигаться на лыжах изученными способами;
- формирование мотивации к здоровому образу жизни;
- совершенствование техники и приемов в спортивных играх.
- СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание по внеурочной деятельности «Подвижные игры» отражено в следующих разделах: «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Спортивные игры». В каждом из разделов выделено два взаимосвязанных подраздела: «Теоретические сведения» и «Практический материал». Кроме этого, с учетом возраста и психофизических возможностей обучающихся им также предлагаются для усвоения некоторые теоретические сведения из области физической культуры, которые имеют самостоятельное значение.
Обучение по внеурочной деятельности «Подвижные игры» в 5 классе направлено на всестороннее развитие ребенка, развитие его потенциальных возможностей.
В этот период применяется большое количество разнообразных методических приемов, содействующих направленному развитию двигательных возможностей подростков. В связи с увеличением индивидуальных различий, обучающихся дифференцируются задачи, содержание, темп программного материала, оценка их достижений.
В процессе проведения уроков адаптивной физической культуры применяются специфические и общепедагогические методы физического воспитания.
При обучении и закреплении движений применяются: методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.
В процессе совершенствования двигательных навыков в единстве с воспитанием двигательных качеств используются: словесный и наглядный методы.
Начиная с 5-го класса, обучающиеся знакомятся с доступными видами спортивных игр: волейболом, баскетболом, настольным теннисом.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соревновательной деятельности.
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соревновательной и игровой деятельности.
Предметные:
Минимальный уровень:
- иметь представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя;
- знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанно их применять;
- иметь представления о двигательных действиях; знать строевые команды и выполнять строевых действий по словесной инструкции;
- уметь вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
- ходить в различном темпе с различными исходными положениями;
- иметь представление о видах двигательной активности, направленных на преимущественное развитие основных физических качеств в процессе участия в спортивных играх и эстафетах;
- взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении спортивных игр, соревнований;
- иметь представления о бережном обращении с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
- Достаточный уровень:
- практически освоить элементы гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных игр и других видов физической культуры;
- самостоятельно выполнять комплексы утренней гимнастики;
- выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; участвовать в оздоровительных занятиях в режиме дня;
- знать виды двигательной активности в процессе физического воспитания; выполнение двигательных действий;
- уметь подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
- совместно участвовать со сверстниками в спортивных играх и эстафетах;
- уметь оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам в процессе участия в спортивных играх и соревнованиях; осуществлять их объективное судейство;
- знать спортивные традиции своего народа и других народов;
- знать некоторые факторы из истории развития физической культуры, понимать её роль и значение в жизнедеятельности человека;
- знать способы использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности;
- знать правила техники выполнения двигательных действий;
- знать организацию занятий по физической культуре с различной целевой направленностью: на развитие быстроты, выносливости, силы, координации; знать физические упражнения с различной целевой направленностью, их выполнять с заданной дозировкой нагрузки;
- соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
Успеваемость по внеурочной деятельности «Подвижные игры» в 5 классах определяется отношением обучающегося к занятиям, степенью формирования учебных умений и навыков с учётом индивидуальных возможностей, а также осуществляется учёт знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре.
При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями:
Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются мелкие ошибки (не влияющие на качество и результат выполнения). К ним можно отнести неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает несколько мелких или одну значительную ошибку при выполнении упражнения.
К значительным ошибкам относятся такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ненамного ниже. Примеры значительных ошибок:
- старт не из требуемого положения;
- отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в высоту, длину;
- несинхронность выполнения движений.
Оценка «3» ставится, если обучающийся ученик допустил не более одной значительной ошибки и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить ученик, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший результат. Грубые ошибки – разновидность ошибок, при которых искажается техника движения, а также влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Оценка «2»не ставиться.
Не снижается оценка обучающемуся, допускающему мелкие, значительные или грубые ошибки, обусловленные его моторным развитием и избежать которых он не может физически.
В целях реализации индивидуального и дифференцированного подхода при развитии двигательных способностей обучающиеся класса делятся на группы с учётом их двигательных и интеллектуальных способностей.
В процессе обучения осуществляется контроль по усвоению тем определённого раздела программы, который будет отражать индивидуальные достижения учащихся, усвоение учебного материала за курс 5 класса, что позволяет учителю делать выводы об эффективности проводимой коррекционно-образовательной работы по адаптивной физической культуре.
Обязательным для учителя является контроль уровня физического развития и двигательной активности учащихся.
Содержание курса
- Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок, в которых один ловит всех, и кончая сложными салками, в которых одна команда догоняет другую, разные условия и разные правила. Игры «К своим флажкам» , «Кто быстрее», «Пустое место», «Паровозики», «Третий лишний», «Волк во рву», «Заяц, сторож, жучка».
- Игры с мячами и попаданием в цель. Игры направлены на развитие меткости, ориентироваться в пространстве и на слово .Учит увёртываться от мяча , соблюдать правила. Воспитывают скорстно-силовые качества ( «Попади в мяч», «Метко в цель», «Кто дальше бросит» , «Охотники и утки»).
- Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
- Игры с прыжками и поворотами. Игры развивают прыгучесть и координацию движений. Учат ориентироваться в пространстве и упражняться в прыжках в высоту и длину. ( «Прыгуны и пятнышки», «Конники-спорсмены», «Салки на одной ноге»)
- Игры на основе баскетбола . Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм и др.
- Игры народов России. Знакомят с культурными традициями народов страны. Воспитывают толерантность при общении и умении действовать в коллективе. Развивают силу , ловкость, быстроту.( «Выбегай из круга», «Ищем палочку», «Круговой».
- Игры с сопротивлением и борьбой.
Игры направленные на развитие силовых качеств, умение следовать алгоритму действий.
«Петушиный бой», «Коршун и наседка», «Лошадки», «Борьба за прыжки», «Кто первый», «Паутина».
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Содержание | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | План | Факт |
Игры-догонялки | Простые и усложненные догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок, в которых один ловит всех, и кончая сложными салками, в которых одна команда догоняет другую, разные условия и разные правила. | 7 | Воспроизводить заданный учителем образец выполнения алгоритма Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения | |||
1 | ОРУ с гимнастическими скакалками. Игра «К своим флажкам» | |||||
2 | ОРУ на месте. Игра «Кто обгонит» | |||||
3 | ОРУ с гимнастическими палками. Игра «Пустое место» | |||||
4 | ОРУ в движении. Игра «Паровозики» | |||||
5 | ОРУ в парах. Игра «Третий лишний» | |||||
6 | ОРУ в движении. Игра «Волк во рву» | |||||
7 | ОРУ с гимнастическими скалками. Игра «Заяц, сторож, жучка» | |||||
Игры с мячом и попаданием в цель | 4 | |||||
8 | ОРУ на месте. Игра «Попади в мяч» | Игры, направленные на развитие меткости, умения ориентироваться на слово, увёртываться от мяча и соблюдать правила. | Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе. Слушать и понимать речь других людей. Совместно договариваться о правилах общения с одноклассниками и сотрудниками школы | |||
9 | ОРУ в движении. Игра «Метко в цель» | |||||
10 | Игра «Кто дальше бросит» | |||||
11 | ОРУ в парах. Игра «Охотники и утки» | |||||
Игры с быстрым нахождением места | 3 | |||||
12 | ОРУ в парах. Игра «Лиса куры» | В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве | Моделировать: использовать готовую модель (пример учителя) в целях умения применять алгоритм предложенных действий | |||
13 | ОРУ с гимнастическими палками. Игра «Заяц без логова» | |||||
14 | ОРУ на месте.Игра «Наступление» | |||||
Игры с прыжками | 3 | Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения | ||||
15 | ОРУ в движении. Игра «Прыгуны и пятнашки» | Игры направлены на развитие прыгучести и координации движений, ориентировании в пространстве. Учит упражняться в прыжках в длину и высоту. | ||||
16 | ОРУ в парах. Игра «Конники спортсмены» | |||||
17 | ОРУ с гимнастическими скакалками. Игра «Салки на одной ноге» | |||||
Игры народов России | 3 6 | |||||
18 | ОРУ в парах. «Выбегай из круга» | Игры знакомят с культурными традициями народов России. Воспитывают умение действовать в команде и толерантности при общении. Развивают силу, ловкость, быстроту. | Моделировать соответствующую ситуацию с помощью предложенных видов игр | |||
19 | ОРУ с гимнастическими скакалками. «Ищем палочку» | |||||
20 | ОРУ с гимнастическими палками. «Круговой» | |||||
Игры с сопротивлением | ||||||
21 | ОРУ в парах.Игра «Петушиный бой» | Игры направленные на развитие силовых качеств, умение следовать алгоритму действий. | Слушать и понимать речь других людей. Совместно договариваться о правилах общения с одноклассниками Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения | |||
22 | ОРУ в движении. Игра «Коршун и наседка». | |||||
23 | ОРУ с гимнастическими палками. Игра «Лошадки» | |||||
24 | ОРУ на месте. Игра «Борьба за прыжки». | |||||
25 | ОРУ в движении. Игра «Кто первый» | |||||
26 | ОРУ в парах. Игра «Путаница» | |||||
Игры на основе баскетбола | Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм и др. | 6 | Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов | |||
27 | ОРУ в парах. «Гонка мячей по кругу» | |||||
28 | ОРУ в движении. «Подвижная цель» | |||||
29 | ОРУ с гимнастическими скакалками. «Овладей мячом» | |||||
30 | ОРУ на месте. «Мяч ловцу» | |||||
31 | ОРУ с гимнастическими палками. «Мяч соседу» | |||||
32 | ОРУ в движении. «Попади в цель» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающи...
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Музыка и движение» для детей с тяжелой ,умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптиро...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Изобразительная деятельность» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся...
Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обуч...
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» Предметная область «Технологии» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Домоводство» для детей с тяжелой, умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптированной...
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Цветные ладошки» (нравственное направление) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 класс второй год обучения
Паспорт рабочей программы Тип программы: программа по внеурочной деятельности «Цветные ладошки» для детей обучающихся по адаптированной основной общеобразоват...
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...