Открытое мероприятие «Я - гражданин России!»
классный час (8 класс)
«Я - гражданин России»
Цели: познакомить с понятиями «государство», «гражданин», «государственные символы страны» (флаг, герб, гимн), «конституция», основные права и обязанности граждан; развивать интерес к истории России; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.
Задачи:
-Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.
-Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их значимость в достижении общей цели.
-Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.
-Создать условия для воспитания культуры речевого общения, потребности нести людям добро.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.
Методы ведения занятия: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемное изложение.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать функциональное значение государственных символов России, основные права и обязанности граждан, стремиться к выполнению законов жизни группы.
Оборудование: презентация по теме, плакаты с государственной символикой России, карта России, карточка с гербом и флагом, таблички с человеческими ценностями, выставка книг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_grazhdanin_rossii.docx | 32.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я - гражданин России»
Цели: познакомить с понятиями «государство», «гражданин», «государственные символы страны» (флаг, герб, гимн), «конституция», основные права и обязанности граждан; развивать интерес к истории России; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.
Задачи:
-Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.
-Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их значимость в достижении общей цели.
-Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.
-Создать условия для воспитания культуры речевого общения, потребности нести людям добро.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Методы ведения занятия: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемное изложение.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать функциональное значение государственных символов России, основные права и обязанности граждан, стремиться к выполнению законов жизни класса.
Оборудование: презентация по теме, плакаты с государственной символикой России, карта России, карточка с гербом и флагом, таблички с человеческими ценностями, выставка книг.
Ход занятия
- Вступительное слово.
Ребята прежде чем начать своё мероприятие , я хочу вас спросить?
Беседа о ценностях человека.
-Что для вас является самым дорогим?(жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество)
-Без чего еще человек не может быть по-настоящему счастлив? Что же еще для него является очень важным?(Родина.)
Притча.
Однажды некий купец поймал в лесу соловья и принёс его домой. Заказал он прекрасную клетку из золота, украсил её драгоценными камнями — одно загляденье. Посадил купец соловья в эту клетку. Нанял специального слугу, чтобы присматривал за птицей. Сад купца благоухал от множества всевозможных цветов. Посреди сада был бассейн из белого мрамора с семью фонтанами. Купец приказал повесить клетку с соловьём в тени рядом с бассейном и каждый вечер приходил полюбоваться птицей.
А соловей всё время пел печальные песни и грустил. Купец нашёл человека, понимающего язык птиц, и попросил его узнать причину грусти соловья.
— Господин купец, — говорит человек, знающий язык птиц, — соловей тоскует по родине, по родному гнезду, по свободе. Он поёт: «Лучше нищим быть в отчизне, чем корона на чужбине».
Видит купец, что соловей с каждым днём чахнет. Открыл он клетку и выпустил птицу на волю. Сели на коней купец и человек, знающий язык птиц, и поскакали вслед за соловьём. Перелетел соловей через горы, пролетел над долами, купался в речках, пил воду из ключей, полетел к дуплу в лесу, влетел в него и воскликнул:
— Ах, родина! Как ты прекрасна!
И запел соловей весёлую песню, прыгая с ветки на ветку, с дерева на дерево.
— Удивительно, — говорит купец, — я держал его в золотой клетке, среди роз, кормил, поил, а ему дупло нравится больше.
— Господин купец, — сказал человек, знающий язык птиц, — не удивляйся. Каждому дороги родина, отчий дом. Соловей здесь свободен. Свобода и родной дом- превыше всего.
- Ребята, вы догадались, о чём будет сегодняшний наш разговор?
(ответы детей)
- Что же такое: «Родина»? (ответы детей)
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
Воспитатель:
- Как называется наша страна, наша Родина? (ответы детей : Россия!)
Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске-на-Камчатке наступает полночь.
Россию мы называем своей Родиной потому, что эта земля для нас родная, мы тут родились, тут наша родня, наши корни, мы говорим на родном языке. И всё вокруг родное и дорого нам.
- Подберите синонимы к слову Родина. (Отечество, отчизна, родная сторона (сторонка), родной край, родное пепелище, колыбель)
- Да, мы ещё говорим «Отечество», матушка Россия, потому что испокон веков на этой земле жили наши отцы, деды и прадеды, тут будут жить и ваши дети.
- Почему мы нашу Родину называем «матушкой»? (Она заботится о нас, как родная мать, кормит нас своим хлебом, поит родниковой водой, дарит красоту лугов и полей).
Презентация красот Родины.
- Красив наш край, бескрайни его просторы, многочисленны его народы, богаты его недра, и нет уголка, где бы ни восхищались красотами нашей земли, ни воспевали её в песнях и стихах.
Цветёт над тихой речкой яблоня. Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная, Она сама как дивный сад!
Играет речка перекатами, В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая, Не сосчитать её добра!
Бежит волна неторопливая, Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая, И это счастье всё для нас!
Воспитатель:
- Вот она какая, Россия - Русь, широкая и великая! И везде живут люди. А как всех их можно назвать одним словом? (Россияне) Но Национальности у россиян разные. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.
Много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство - Россию, или Российскую Федерацию.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру.
Перед вами символы государства. Символы государства - это знаки отличия страны от других стран. Всякий символ страны несёт в себе информацию о неповторимости этой страны. Символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами - ваша страна, а она уникальна в этом мире. Другой такой страны нет! Символы нужны для выражения патриотизма её граждан, для представления страны на международной арене, как зрительный и музыкальный образ государства.
Воспитатель:
Для чего нужно знать символы государства?
Государственные символы России должен знать каждый, ведь в них проявляется история и традиции нашей страны.
Государственный герб.
- Что такое герб? Где можно увидеть герб? (Герб - эмблема. Его можно увидеть на флагах, монетах печатях и официальных документах)
Главный символ любого государства - его герб. В нем в образной форме выражена государственность страны.
Это очень древний герб. Он появился пятьсот лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Третий Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Сначала это был герб Московского государства, потом – Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.
У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.
Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств.
На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец – на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которым он поражает дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами.
Георгий Победоносец почитался как герой и святой покровитель воинов, защитников Отечества, образ его часто изображали на иконах. Герб изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей. Государственный герб помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через границу.
Государственный флаг.
- Следующий отличительный знак нашего государства – флаг (Показываю).
О флаге России нам расскажет…
- Что такое флаг? (Флаг - полотнище определенного цвета или нескольких цветов)
Слово «флаг» греческого происхождения, от слова «флего», что означало «ожигать, озарять, гореть».
Из глубины веков пришел в наши дни нынешний Российский Государственный флаг. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего и нижняя - красного цвета. Именно такой флаг развевается сейчас над Кремлем в Москве. Именно он символизирует нашу Родину с ее очень непростой судьбой и ее славным прошлым. Флаг как бы напоминает нам: предки ваши все выдержали, значит выдержите и вы. Флаг состоит из следующих частей: белый означает мир, чистоту, благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – силу и смелость, неустрашимость.
Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы государственной власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. В дни праздников, торжественных мероприятий и памятных событий Государственный флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций. Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят в знак траура, в этом случае в верхней части древка крепится черная лента, а сам флаг может быть приспущен. Лица, виновные в осквернении Государственного флага, или герба несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ (Один год лишения свободы). 22 августа – это День Государственного флага Российской Федерации.
Государственный гимн.
- Третьим символом нашего государства является гимн. А расскажет о нем
нам ….- Что такое гимн?
Помимо флага и герба высшим символом государства является гимн - тожественное музыкальное произведение. В переводе с греческого языка гимн - это торжественная , хвалебная песнь. При исполнении гимна люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Современный текст песни составил С. В. Михалков на музыку А. В. Александрова. Текст гимна утвержден Государственной Думой и Президентом.
- Какая это музыка по характеру? (Торжественная музыка, красивые слова. Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость)
Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава-
Твое достоянье на все времена
Государственный гимн Российской Федерации исполняется при вступлении в должность Президента, руководителей местного самоуправления, при открытии и закрытии торжественных собраний, при проведении торжественных мероприятий, воинских ритуалов и спортивных соревнований.
Итак, мы с вами познакомились с тремя основными символами нашего государства. К ним относятся герб, флаг, гимн.
Назовите президента России. (В.В.Путин)
Какой город является столицей нашей Родины?
Беседа о Конституции.
- Что же такое Конституция?
(Это основной закон Российской Федерации. (Показываю Конституцию). Это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан).
Гарантом Конституции является глава нашего государства – президент.
- Какими же правами обладает человек?
- Давайте попробуем сформулировать некоторые права человека.
(Показываю табличку на доске «жизнь»).
Самое главное, самое важное – право человека на жизнь.
Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу: если крепкий, здоровый – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? (Ответы учащихся.)
- Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (Демонстрирую портрет) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
- Итак, каждый гражданин нашей страны имеет право на жизнь. А какие еще права человека вы можете назвать?
(Используя таблички с главными ценностями человека, дети называют права).
- Как вы считаете, мы назвали все права?
(Нет. Когда вам исполнится 18 лет, вы будете пользоваться всеми правами, записанными в Конституции).
Дети , граждане России имеют не только права ,но и обязанности.(Прочитайте на слайде основные обязанности граждан)
Обязанности человека по законам конституции.
-Соблюдать конституцию и другие законы РФ;
-Защищать Отечество;
-Беречь памятники истории и культуры;
- Бережно относится к природным богатствам ;
-Платить законно установленные налоги.
Молодцы! Вы хорошо поработали. А теперь немного с вами отдохнём.
Физ.минутка.
Жура – Жура – журавель, | Мы спросили журавля: |
Понятие слова гражданин. А что значит: быть гражданином своей страны?
Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации. Скажите , какой документ мы получаем в 14 лет? Как называется документ, удостоверяющий личность гражданина? (Паспорт)
Получение паспорта это значимое событие в жизни каждого человека, обязывающее его быть достойным гражданином России.
Для чего человеку нужен паспорт?
- Молодцы ребята, вы, верно, ответили на вопрос, действительно:
– Без паспорта невозможно переехать на другое место жительства.
– Устроиться на работу.
– Поступить в вузы.
– Выехать за рубеж.
– Оформить деловые бумаги.
– Получить посылку или денежный перевод.
– Жениться или выйти замуж.
– Записаться в поликлинику, поселиться в гостиницу и т.д.
Гражданин это - не только запись в паспорте.
Понятие «гражданин», включает в себя в первую очередь: любовь к родной природе, земле, близким. Гражданин - человек, который совершает поступки во благо людей и Родины, приносящий пользу обществу.
Как вы думаете, какими вы должны быть ,что бы быть достойными гражданами нашей Родины?
Кто такие патриоты? Патриоты своей Родины не равнодушные люди, они несут ответственность за судьбу, за будущее России. Только активные действия патриота делают Родину процветающей.
Гражданские качества человека проявляются в его поступках. В течение нескольких минут (указать) подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок).
Главное - объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков. (Выслушиваются рассказы детей и задаются вопросы).
Стихотворением Е. Синицына «Берегите Россию».
(Рассказывает Давыдов Кирилл)
Берегите Россию – | Без нее нам не жить, |
Воспитатель: Чтобы стать достойным гражданином своей Родины. Предлагаю вам дать слова клятвы юных граждан Российской Федерации.
Клятва:
– Клянусь быть достойным гражданином своей Родины.
– Клянусь с честью носить гордое имя – Человек.
– Клянусь, что не буду равнодушен к бедам и радостям своей Отчизны, своего народа.
– Клянусь, что постараюсь прожить жизнь не зря, принести пользу Родине.
– Клянусь, если понадобится, встать на защиту своей страны.
– Клянусь любить землю, на которой родился и живу.
- Клянусь быть достойным памяти людей, которые отдали свою жизнь за честь и независимость нашей Родины.
- Клянусь хорошо учиться в школе.
- Клянусь поступить в училище и достойно учиться.
Заключение – обобщение:
Дети отгадывают начерченный на ватмане кроссворд по теме.
Каждому по вопросу, по очереди подходят и пишут ответ.
Кроссворд «Повторение главного»
1.Как называется Страна, в которой родился?
2.Как называются гарантированные государством возможности.
3.Один из главных символов государства.
4.Человек, любящий свою родину.
5.Человек какого-либо государства, имеющий в нём права и обязанности.
Молодцы !Все хорошо справились с заданием!
В заключении нашего мероприятия хочу сказать!
Дорогие ребята, пусть для вас сегодняшний день будет днем рождения гражданина, я надеюсь ,что сегодня в ваших душах будет разгораться огонь добра и любви к людям, родной Отчизне, огонь милосердия и взаимопонимания, огонь благородства и щедрости человеческого сердца.
Не забывайте ,что Вы молодое поколение и Вы наше будущее, будущее нашей Страны!
Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мероприятия "Я - гражданин России"
Сценарий мероприятия "Я - гражданин России" разработан для проведения мероприятия в МБОУ "СОШ №14" совместно с УФМС России по Астраханской области в Совестком районе при торжественном вручении п...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Федеральное государственное образовательное учреждениесреднего профессионального образования« Омский колледж торговли, экономики и сервиса»...
Внеклассное мероприятие "Я гражданин России" в рамках Дня Конституции 9-11 кл
Содержит презентацию с гипперссылками...
Внеклассное мероприятие "Я-Гражданин России"
В юридическом смысле «гражданин» - это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь основн...
Мероприятие "Я - гражданин России"
Мероприятие "Я - гражданин России"...
Внеклассное мероприятие "Я- гражданин России"
Внеклассное мероприятие "Я- гражданин России"...
Внеклассное мероприятие "Я-гражданин России"
Внеклассное мероприятие "Я-гражданин России"...