Внеклассное мероприятие "Я-Гражданин России"
материал (5 класс)
В юридическом смысле «гражданин» - это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь основным законом нашего государства – Конституцией РФ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_grazhdanin_rossii.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: формирование гражданских качеств личности учащихся,
расширение представления о юридическом и духовно –
нравственном смысле понятия «гражданин».
Задачи:
1.Расширить кругозор воспитанников в области правовых
знаний;
2. Развить социальную и гражданскую ответственность;
3. Воспитать чувство патриотизма, уважение к закону, нормам
коллективной жизни
Направление воспитательной работы: нравственно-патриотическое.
Форма: классный час – размышление.
Оборудование: рисунки учащихся, Конституция России.
Ход классного часа.
Вступительное слово воспитателя: стихотворение Р.Сефа.
Кто по улице идет?
Необычный пешеход.
У него пятьсот имен:
На заводе слесарь он.
В яслях он –
Родитель,
В кинотеатре –
Зритель.
А пришел на стадион –
И уже болельщик он.
Он кому-то
Сын и внук,
Для кого – то
Близкий друг.
Он мечтатель
В дни весны.
Он военный
В час войны.
И всегда, везде и всюду
Гражданин
Своей страны.
Обращаясь к теме классного часа, хочу обратить ваше внимание на особую важность изучения данной проблемы для становления личности гражданина России.
Кто такой гражданин? (Ответы учащихся)
Кого можно назвать настоящим сыном своего отечества? (Ответы детей)
Воспитатель: учитывая то, что вы еще незнакомы с основами правового статуса личности гражданина РФ, понятие «гражданин» имеет юридическое и нравственное толкование.
В юридическом смысле «гражданин» - это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь основным законом нашего государства – Конституцией РФ.
Среди важнейших прав – право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, свободу слова, свободу совести и т.д.
Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.
К основным обязанностям граждан России относятся:
- соблюдать Конституцию и законы России;
- уважать права и свободы других людей;
- защищать Отечество;
- платить налоги;
- сохранять природу и окружающую среду;
- заботиться о детях, их воспитании, образовании и т.д.;
- заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.
В полном объеме гражданин Российской Федерации может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.
А можно ли вас назвать гражданами России? (Ответы детей)
Воспитатель: по общему правилу гражданство детей зависит от гражданства родителей. Наше законодательство о гражданстве в полной мере соответствует требованиям Всеобщей декларации прав человека, в которой записано: «Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства».
Я хочу вас познакомить с Законом РФ «О гражданстве», вступившим в силу 1 июля 2002 года и обратить особое внимание на статью 9 «Гражданство детей» и статью 12 «Приобретение гражданства РФ по рождению».
Статья 9. гражданство детей.
- Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства РФ одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- Для приобретения или прекращения гражданства РФ ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие;
- Гражданство РФ он станет лицом без гражданства;
- Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.
Статья 12. Приобретение гражданства РФ по рождению.
1. Ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:
а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);
б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно;
в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
г) оба его родителя, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.
2. Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения.
Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием. Мы иногда не замечаем, потому что в нашей стране еще много нерешенных проблем. Но забота о своих юных гражданах является для нашего государства одним из самых главных приоритетов.
Подумайте и скажите, в чем проявляется забота государства о вас как о своих гражданах?
А теперь попытаемся понять, в чем духовно-нравственный смысл понятия «гражданин»? (сообщение Еникеева А., Павлова В.)
Иванова Люда.: для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение понятия «гражданин», сколько его духовно-нравственный смысл. Вспомним строки Н.Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».
Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны. На протяжении 1000-ей истории нашей страны большинство людей, проживающих в ней, гордились своей принадлежностью к России и ее истокам, корням, отдавали свои знания и талант на благо Отечества, а в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину. Может быть, поэтому так трудно понять иностранцам «загадочную русскую душу».
Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни, когда Россия переживает не самые легкие времена и многие с пренебрежением, высокомерием, равнодушием относятся к Отечеству.
Весь мир с замиранием сердца следил за событиями, связанными с захватом заложников Театрального центра на Дубровке в Москве в октябре 2002 года.
В первые часы кризиса главной задачей было вывести из-под удара детей. Спустя сутки террористы отпустили группу детей. Одна из девочек, выходя из здания, прижимала к себе плюшевую игрушку. Ее мама в тот момент оставалась в плену.
Трагические события в Москве показали России ее настоящих героев.
Гаврилова Ксюша: разговор о настоящем гражданине можно продолжить рассказом об одном из самых замечательных людей 20 века – академике Андрее Дмитриевиче Сахарове. Он родился в 1921 году, а умер 14 декабря 1989 году.
Сейчас Сахарова во всем мире называют Великим Гражданином, Совестью народа. Ничего почетнее человек заслужить не может. Но так было не всегда. Жизнь Сахарова была очень нелегкой.
Он был крупнейшим ученым современности, автором выдающихся работ по физике элементарных частиц и космологии, «отцом» советской водородной бомбы. Он изобрел ее, считая, что тем самым укрепит могущество своей Родины, и никто никогда не посмеет напасть на нас. Он удостоился большого количества наград от Правительства СССР, а звание Героя Социалистического Труда ему было присвоено трижды.
Однако свою почетную награду, пожалуй, самую почетную в мире – Нобелевскую премию мира, он получил не за научные достижения, а за общественную, гражданскую деятельность, как выдающийся защитник прав и свобод человека. Именно в связи с этой деятельностью его ожидали самые тяжелые испытания, а имя его стало бессмертным.
Главной чертой личности А.Д.Сахарова была любовь к людям, понимание ценности жизни каждого человека. Он умел поставить себя на место другого, понять боль человека, сочувствовать, сострадать и быть милосердным, т.к. он был гуманистом.
Он был патриотом, испытывал глубокую боль за Отечество, не мыслил себя без него, всегда стремился к его возвышению, к тому, чтобы граждане страны жили свободно и достойно.
Но, призывая бороться против несправедливости, Сахаров никогда не звал к насилию – экстремизм был ему глубоко чужд. Он говорил, что нужно не сокрушать, а созидать, действовать «не дубинкой, а разумом». Нам нужны реформы, а не революции – вот его основная конструктивная, созидательная идея.
Великий гражданин не испугался, когда его преследовали, лишили заслуженных наград, оскорбляли, угрожали. Мужество было характерной чертой его личности.
Вывод: гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных обстоятельствах. Все зависит от самого человека, его гражданской позиции, стремление направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей.
Карточки с заданиями.
Карточка № 1. Расскажите о настоящих гражданах России в истории и современности. |
Карточка № 2. Выскажите свое мнение, можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками: а) ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережно относиться к зеленым островкам своего города; б) молодые люди участвуют в восстановлении храма. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Символы России"
Это мероприятие проведено в форме игры "Поле чудес". Ребята закрепляют знание символов России....
Внеклассное мероприятие "Колокола России"
Интегрированное внеклассное мероприятие( музыка, литература) с элементами инсценировки....
Методическая разработка по внеклассной работе: "Символы России"
Методическая разработка по внеклассной работе по предмету история в целях патриотического воспитания представленного в номинации: программы и методические материалы в области патриотического вос...
Внеклассное мероприятие "Конституция России – основной закон нашей страны"
Материал содержит разработку внеклассного мероприятия по Конституции страны и презентацию. Парламентский урок посвящен теме «Конституции Российской Федерации -19 лет!». Проведение урока призвано актуа...
внеклассное мероприятие "Женщины России"
Праздничная программа, посвященная Международному женскому дню 8 Марта...
Внеклассное занятие "Куклы России".
Цель: Продолжать учить изготавливать русскую народную куклу-оберег. Задачи: 1. Ознакомление с историей народной...
Внеклассное мероприятие "Конституция России"
Цель:Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать раз...