Дополнительная общеразвивающая программа «Математика для любознательных»
рабочая программа (5 класс)
Данная программа предназначена для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность. Она включает в себя задания, как углубляющего, так и развивающего характера. Углубление реализуется на базе изучения некоторых тем, учитывающих перспективы создания новых стандартов школьного математического образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_dlya_lyuboznatelnyh_5.doc | 1014.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Полное наименование программы | Дополнительная общеразвивающая программа «Математика для любознательных» | |
Публичное наименование программы | Программа «Математика для любознательных» | |
Краткое описание программы | Данная программа предназначена для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность. Она включает в себя задания, как углубляющего, так и развивающего характера. Углубление реализуется на базе изучения некоторых тем, учитывающих перспективы создания новых стандартов школьного математического образования. | |
Описание программы | «Математика для любознательных»- это нетрадиционная форма работы с учащимися, где используются конкурсы, практические задания, математические стенгазеты, дидактические игры. Игра – форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Кроме этого, наряду с изучением математических фактов, проводится работа по формированию интеллектуальных умений и навыков. В преподавании данного курса важным является выбор рациональной системы методов и приемов обучения. Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы. Обязательным элементом будет являться работа со справочным материалом, дополнительной литературой и участие в математических конкурсах и олимпиадах. | |
Учебный план | Раздел 1. Цифры и числа (16часов) Раздел 2. Первые шаги в геометрии.(20 часов) Раздел 3. Логика и смекалка ( 22часа) Раздел 4. Смекай. Разгадывай (14часов) | |
Цель программы | Цель: используя компетентностный подход, наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. Создание условий для развития интереса учащихся к математике, формирование интереса к творческому процессу, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов. | |
Ожидаемые результаты | В результате занятий в кружке учащиеся должны Знать: - старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов; - названия больших чисел; - свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства, понятие квадрата и куба числа; - приёмы быстрого счёта; - методы решения логических задач; - свойства простейших геометрических фигур на плоскости; - понятие графа; - понятие софизма. Уметь: - читать и записывать римские числа; - читать и записывать большие числа; - пользоваться приёмами быстрого счёта; - решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание; - составлять план решения задач; - использовать различные приёмы при решении логических задач; - решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы; - решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы. - выполнять проектные работы, выступления на заданную тему, презентации; - уметь работать в коллективе и самостоятельно; - работать с дополнительной литературой, справочниками, интернет-ресурсами. | |
Особые условия | Занятия бесплатные. | |
Педагог дополнительного образования | Охремчук Наталья Викторовна- учитель математики, педагог дополнительного образования МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ», первая квалификационная категория. | |
Материально-техническая база | Занятия проводятся в кабинете математике, где есть все необходимое оборудование: компьютер, принтер, проектор, экран, раздаточный материал, дополнительная литература, инструменты Занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ» - Продолжительность занятий: 45 мин., перерыв для отдыха детей между каждым занятием 10-15 минут. (СанПиН 2.4.4.1251-03 - санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей). | |
Обложка | ||
Галерея | ||
Видеоматериал (по необходимости) |
Расписание занятий
День недели | Группа | Время занятий |
суббота | 1 группа | 10.00-10.45 10.55-11.40 |
Пояснительная записка
Направленность программы: естественнонаучная Уровень программы: базовый
Актуальность программы:
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Наряду с решением основной задачи занятия в математическом кружке предусматривают формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.
Решить эти задачи позволяет программа математического кружка «Математика для любознательных», рассчитанного на 72 часа (2 часа в неделю).
Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 или 8 классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.
Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности.
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.
Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.
В основе содержания обучения математике лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной. В соответствии с этими видами компетенций выделены главные содержательно-целевые направления развития учащихся средствами предмета «Математика».
Предметная компетенция. Под предметной компетенцией понимается осведомлённость школьников о системе основных математических представлений и овладение ими необходимыми предметными умениями. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: о математическом языке как средстве выражения математических законов, закономерностей и т.д.; о математическом моделировании как одном из важных методов познания мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: создавать простейшие математические модели,
работать с ними и интерпретировать полученные результаты; приобретать и систематизировать знания о способах решения математических задач, а также применять эти знания и умения для решения многих жизненных задач.
Коммуникативная компетенция. Под коммуникативной компетенцией понимается сформированность умения ясно и чётко излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог, воспринимая точку зрения собеседника и в то же время подвергая её критическому анализу, отстаивать (при необходимости) свою точку зрения, выстраивая систему аргументации. Формируются образующие эту компетенцию умения, а также умения извлекать информацию из разного рода источников, преобразовывая её при необходимости в другие формы (тексты, таблицы, схемы и т.д.).
Организационная компетенция. Под организационной компетенцией понимается сформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые учащимся новые знания. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: самостоятельно ставить учебную задачу (цель), разбивать её на составные части, на которых будет основываться процесс её решения, анализировать результат действия, выявлять допущенные ошибки и неточности, исправлять их и представлять полученный результат в форме, легко доступной для восприятия других людей.
Общекультурная компетенция. Под общекультурной компетенцией понимается осведомленность школьников о математике как элементе общечеловеческой культуры, её месте в системе других наук, а также её роли в развитии представлений человечества о целостной картине мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: об уровне развития математики на разных исторических этапах; о высокой практической значимости математики с точки зрения создания и развития материальной культуры человечества, а также о важной роли математики с точки зрения формировании таких важнейших черт личности, как независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели и др.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Цели и задачи
Цель: используя компетентностный подход, наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. Создание условий для развития интереса учащихся к математике, формирование интереса к творческому процессу, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.
2. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.
3. Воспитание высокой культуры математического мышления.
4. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
6. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики
7. Воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
8. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.
В основу составления программы математического кружка положены следующие педагогические принципы:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Формы занятий:
Основными формами образовательного процесса являются:
практико-ориентированные учебные занятия;
творческие мастерские;
тематические праздники, конкурсы, выставки.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его
возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или
отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, в играх и конкурсах разного уровня
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Структура курса предполагает изучение теоретического материала и проведение практических занятий с целью применения на практике полученных теоретических знаний.
В данном курсе дополнительно рассматриваются некоторые темы, которые вызывают наибольшие затруднения при изучении математики в пятом классе: комбинаторные задачи, логические задачи, практические геометрические задания.
Предлагаемые задания составляются таким образом, чтобы учащиеся овладели:
- умением воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы;
- умением иллюстрировать некоторые вопросы примерами;
- умением использовать полученные выводы в конкретной ситуации;
- умением применять теорию в решении задач;
- умением пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.
Задания подбираются в соответствии с определенными критериями и должны быть содержательными, практически значимыми, интересными для ученика; они должны способствовать развитию пространственного воображения, активизации творческих способностей учащихся.
Календарный учебно-тематический план
к дополнительной общеразвивающей программе
«Математика для любознательных»
на 2020- 2021учебный год
1 год обучения
№ | Тема | Кол-во часов | дата | Форма Занятия и контроля |
Раздел 1. Цифры и числа (16часов) | ||||
1 | Волшебный мир чисел | 2 | 5.09.2020 | Лекция,игра |
2 | Старинные математические истории | 2 | 12.09.2020 | Лекция, создание реферата |
3 | Действия с римскими цифрами. | 2 | 19.09.2020 | Работа с дополнительной литературой |
4 | Задачи-шутки, задачи-загадки | 2 | 26.09.2020 | Лекция, работа в парах |
5 | Интересные приёмы устных вычислений | 2 | 3.10.2020 | Лекция. Практическая работа |
6 | Знакомство с числовыми ребусами | 2 | 10.10.2020 | Практическая работа |
7 | Решение и составление числовых ребусов | 2 | 17.10.2020 | конкурс |
8 | Игра «Лабиринт» | 2 | 24.10.2020 | игра |
Раздел 2. Первые шаги в геометрии.(20 часов) | ||||
9 | Пространство и размерность | 2 | 31.10.2020 | Лекция, работа со справочной литературой |
10 | Конструирование. | 2 | 7.11.2020 | Практическая работа, работа в группах. |
11 | Геометрические головоломки. | 2 | 14.11.2020 | Практическая работа, самостоятельная работа. |
12 | Задачи на разрезание и складывание фигур. | 2 | 21.11.2020 | Работа в группах. |
13 | Задачи со спичками. | 2 | 28.11.2020 | Практическая работа, работа в группах. |
14 | Геометрия клетчатой бумаги | 2 | 5.12.2020 | Лекция. Практическая работа в парах |
15 | Симметрия | 2 | 12.12.2020 | Индивидуальный доклад |
16 | Конструирование из Т | 2 | 19.12.2020 | Практическая работа, работа в группах |
17 | Равносоставленные фигуры. Танграм. | 2 | 26.12.2020 | Практическая работа, работа в группах |
18 | Игры с пентамино | 2 | 9.01.2021 | игра |
Раздел 3. Логика и смекалка ( 22часа) | ||||
19 | Решение логических задач. | 4 | 16.01.2021 23.01.2021 | Самостоятельная работа, работа в группах. |
20 | Решение комбинаторных задач. | 4 | 30.01.2021 6.02.2021 | Взаимопроверка, самостоятельная работа. |
21 | Применение графов к решению задач. | 2 | 13.02.2021 | лекция |
22 | Решение задач с помощью графов | 2 | 20.02.2021 | Практическая работа |
23 | Поиск закономерностей. | 2 | 27.02.2021 | Самостоятельная работа, тестирование. |
24 | Задачи на взвешивание | 2 | 6.03.2021 | Практическая работа в парах |
25 | Задачи на переливание | 2 | 13.03.2021 | Практическая работа в парах |
26 | Принцип Дирихле | 2 | 20.03.2021 | Лекция. Тестирование |
27 | Соревнование «Математическая регата». | 2 | 27.03.2021 | соревнование |
Раздел 4. Смекай. Разгадывай (14часов) | ||||
28 | Математические софизмы и загадки | 2 | 3.04.2021 | Математический диктант. |
29 | Магические квадраты. | 2 | 10.04.2021 | Самостоятельная работа. |
30 | Составление и решение математических кроссвордов. | 2 | 17.04.2021 | Индивидуальные задание. |
31 | Математические фокусы | 2 | 24.04.2021 | игра |
32 | Творческий проект. | 4 | 8.05.2021 15.05.2021 | Индивидуальная защита проекта |
33 | Итоговое занятие. | 2 | 22.05.2021 | Выдача сертификата |
Предполагаемые результаты обучения.
В результате занятий в кружке учащиеся должны
Знать:
- старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;
- названия больших чисел;
- свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства, понятие квадрата и куба числа;
- приёмы быстрого счёта;
- методы решения логических задач;
- свойства простейших геометрических фигур на плоскости;
- понятие графа;
- понятие софизма.
Уметь:
- читать и записывать римские числа;
- читать и записывать большие числа;
- пользоваться приёмами быстрого счёта;
- решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание;
- составлять план решения задач;
- использовать различные приёмы при решении логических задач;
- решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;
- решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.
- выполнять проектные работы, выступления на заданную тему, презентации;
- уметь работать в коллективе и самостоятельно;
- работать с дополнительной литературой, справочниками, интернет-ресурсами.
Планируемый результат и способы его определения:
Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.
Для проверки степени усвоения материала по каждой теме рекомендуется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий, устную олимпиаду и т.п.
Такие проверочные работы должны носить не столько оценивающий, сколько обучающий характер и являться продолжением процесса обучения. Оценки за такие работы можно ставить условно – например, в баллах по числу верно выполненных заданий или сертификат за определенный вид работы. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы можно проводить в форме игр, викторин, соревнований.
Литература:
- Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г.
- Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.- Чел.: «Взгляд», 2005г.
- Депман И.Я. Мир чисел.: Рассказы о математике. - Л.:Дет.лит., 1982.
- Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др. Поисковые задачи по математике (4-5 классы).- М.: «Просвещение», 1979г.
- Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5-м классе.- М.: «Издательский дом «Искатель», 1999г.уденкоР
- Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы.- М.: Айрис-пресс, 2005г.
- Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002г.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеразвивающая программа «Математика в информатике»
Одним из приоритетов современного образования является установка на индивидуально-ориентированное развитие школьников, что подразумевает: принцип субъектности учащегося, инициирование самостоятельной ...
Дополнительная общеразвивающая программа "Математика в практических задачах"
Настоящая программа включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой как тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные зада...
Дополнительная общеразвивающая программа «Математика для любознательных-8класс»
Данная программа поднимет мотивацию ребенка и поможет ему реализовать себя через участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня....
Дополнительная общеразвивающая программа «Математика для любознательных-8класс»
Данная программа поднимет мотивацию ребенка и поможет ему реализовать себя через участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Биология для любознательных»
Дополнительная общеразвивающая программа «Биология для любознательных» разработана в соответствии с направлениями государственной образовательной политики и современными нормативными докум...
Дополнительная общеразвивающая программа «Химия для любознательных»
Данная программа ориентирована на приобретение навыков экспериментальной и исследовательской деятельности с использованием традиционного лабораторного оборудования, мобильной лаборатории «Модели...