Дополнительная общеразвивающая программа "Математика в практических задачах"
рабочая программа по алгебре (9 класс)

Настоящая программа включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой как тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет сферой непосредственной профессиональной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Общеразвивающая программа38.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЕЯХИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

ПРИНЯТО                                                                                                         УТВЕРЖДЕНО

на заседании Педагогического совета                                                             приказом директора

протокол № 2                                                                                                     школы-интерната № 323

от «01»  октября 2020 г.                                                                                    от «01» октября 2020 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

«Математика в практических задачах»

 НАПРАВЛЕННОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ

 СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 год, 32 занятия  

Пояснительная записка

1.Необходимость разработки и внедрения программы в образовательный процесс.

Настоящая программа включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой как тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет сферой непосредственной профессиональной деятельности.

Сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С ее помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Математика является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Впервую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при изучении математики способствует усвоению предметов гуманитарного цикла.

Дополнительная общеразвивающая программа «Математика в практических задачах» направлена на развитиелогического мышления, формирование умений и навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критической оценки результатов. Программа призвана научить школьников излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобрести навыки четкого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, математика вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.

Данная дополнительная общеразвивающая программа предназначена  для обучающихся 9 классов,  рассчитана на 32 часа в год, срок реализации 1 год. Занятия  проводятся с I по IV четверти во взаимосвязи с такими учебными предметами как алгебра и геометрия.

2 . Цель и задачи программы.

Целью данной программы является углубление знаний по применению методов решения текстовых задач и практических задач по геометрии; формирование у школьников компетенций, направленных на выработку навыков самостоятельной деятельности.

Задачи:

  1. формирование и развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
  2. расширение и углубление курса математики;
  3. формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
  4. формирование навыка работы с научной литературой, использования различных интернет-ресурсов;
  5. развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.

3. Отличительные особенности программы.

Особенностью данной программы является то, что она ориентирована на учащихся с выше среднего способностями. Программа содержит более сложные задания – повышенного и высокого уровней сложности.

3.1 Принципы обучения.

1.Принцип коммуникативной направленности. Создание условий коммуникации (мотивы и цели), коммуникативной обстановки.

2. Личностно – ориентированный характер обучения. Отбор содержания, отвечающего интересам и уровню развития учащихся, учет их психологических и индивидуальных способностей. Регулировка темпа и качества овладения материалом, а также индивидуальной посильной учебной нагрузки учащихся.

3. Принцип комплексной реализации целей: развивающей, воспитательной, учебно – образовательной.

4. Принцип коллективно–индивидуального взаимодействия. Предоставление каждому ученику как можно большего числа возможностей для самовыражения.

3.2 Уровни освоения программы.

1.Общекультурный уровень включает воспитание культуры поведения и общения, чувство коллективизма, товарищества, взаимопомощи, ответственности.

2. Творческий уровень включает

- развитие математических способностей, мышления, памяти;

- воспитание старания, терпения, настойчивости, целеустремленности.

4. Формы учебных занятий:

Лекции, семинары, практикумы, консультации, тестирование, диагностические работы.

        

5. Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметные результаты:

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов.

Предметные результаты:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • умение работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
  • овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств;
  • овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.

Способы педагогического мониторинга:

Текущий контроль; тематический контроль; фронтальный опрос; индивидуальный устный опрос; самостоятельная работа; диагностическая работа.

        

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

1

Арифметические задачи

4

2

Задачи на движение

8

3

Задачи на работу

6

4

Задачи на проценты

4

5

Задачи на концентрацию, сплавы, смеси

4

6

Геометрические задачи

6

Итого:

32

Содержание тем

№ п/п

Тема

Содержание занятия

Кол-во часов

1. Арифметические задачи (4 часа)

1.

Основные типы текстовых задач

Познакомится с основными типами текстовых задач. Применять алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры

1

2.

Решение задач арифметическим способом

Решение практико-ориентированных задач

Практические арифметические задачи с текстовым условием на проценты, части, доли

1

3.

Решение задач арифметическим способом

Решение практико-ориентированных задач

Практические арифметические задачи с текстовым условием на проценты, части, доли

1

4.

Решение задач на составление чисел

Решение задач, в которых используется формула двузначного числа

1

2. Задачи на движение (8 часов)

5.

Задачи на равномерное движение

Решение задачна равномерное движение в одном направлении, навстречу друг другу, с остановкой в пути

1

6.

Задачи на равномерное движение

Решение задачна равномерное движение в одном направлении, навстречу друг другу, с остановкой в пути

1

7.

Задачи на движение по воде

Решение задач по течению и против течения реки

1

8.

Задачи на движение по воде

Решение задач по течению и против течения реки

1

9.

Диагностическая работа. Разбор задач диагностической работы

Решение текстовых задач

1

10.

Задачи на движение протяжённых тел. Средняя скорость

Решение задач на движение протяжённых тел и задач на нахождение средней скорости

1

11.

Движение по кольцевым дорогам

Решениезадач на движение по окружности

1

12.

Движение с косвенно выраженной скоростью

Решение задач на движение с косвенно выраженной скоростью

1

3. Задачи на работу (6 часов)

13.

Задачи на работу

Понятие работы и производительности, зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения, усвоение алгоритма решения задач на работу

1

14.

Задачи на работу

Решение задач на выполнение определенной работы

1

15.

Задачи на производительность

Решение задач на выполнение определенной работы

1

16.

Задачи на планирование

Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы

1

17.

Задачи на планирование

Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы

1

18.

Диагностическая работа. Разбор задач диагностической работы

Решение текстовых задач

1

4. Задачи на проценты (4 часов)

19.

Простой и сложный процентный рост

Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов

1

20.

Простой и сложный процентный рост

Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов

1

21.

Формула сложных процентов

Применение формулы сложных процентов

1

22.

Формула сложных процентов

Применение формулы сложных процентов

1

5. Задачи на концентрацию, сплавы, смеси (4 часа)

23.

Задачи на концентрацию, сплавы, смеси

Решение задач на процентное содержание какого-то вещества в его растворе, сплаве или смеси

1

24.

Задачи на концентрацию, сплавы, смеси

Решение задач на процентное содержание какого-то вещества в его растворе, сплаве или смеси

1

25.

Задачи на концентрацию, сплавы, смеси

Решение задач на процентное содержание какого-то вещества в его растворе, сплаве или смеси

1

26.

Диагностическая работа. Разбор задач диагностической работы

Решение текстовых задач

1

6. Геометрические задачи (6 часов)

27.

Практические и прикладные задачи по планиметрии

Решение практических задач с геометрической составляющей

1

28.

Практические задачи на определение высоты предмета

Решение задач на использование свойств подобных треугольников в измерительных работах на местности

1

29.

Практические задачи на определение расстояния до недоступной точки

Решение задач на использование свойств подобных треугольников в измерительных работах на местности

1

30.

Геометрические задачи на вычисления

Решение геометрических задач на вычисления

1

31.

Задачи на доказательство

Решение геометрических задач на доказательство

1

32.

Диагностическая работа. Разбор задач диагностической работы

Решение геометрических задач

1

Рабочая программа составлена для реализации дополнительной общеразвивающей программ «Математика в практических задачах» для работы с учащимися 9-ых классов.

 Программа рассчитана на расширение и углубление знаний по приобретению методов решения разного вида текстовых задач и развитие практических навыков и умений.

Занятия проводятся с I по IV четверти (32 занятия, 1 час в неделю).

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Содержание занятия

Дата прове-дения

Коррек-тировка

Арифметические задачи (4 часа)

1.

Основные типы текстовых задач

Познакомится с основными типами текстовых задач. Применять алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры

2.

Решение задач арифметическим способом

Решение практико-ориентированных задач

Практические арифметические задачи с текстовым условием на проценты, части, доли

3.

Решение задач арифметическим способом

Решение практико-ориентированных задач

Практические арифметические задачи с текстовым условием на проценты, части, доли

4.

Решение задач на составление чисел

Решение задач, в которых используется формула двузначного числа

Задачи на движение (8 часов)

5.

Задачи на равномерное движение

Решение задачна равномерное движение в одном направлении, навстречу друг другу, с остановкой в пути

6.

Задачи на равномерное движение

Решение задачна равномерное движение в одном направлении, навстречу друг другу, с остановкой в пути

7.

Задачи на движение по воде

Решение задач по течению и против течения реки

8.

Задачи на движение по воде

Решение задач по течению и против течения реки

9.

Диагностическая работа. Разбор задач диагностической работы

Решение текстовых задач

10.

Задачи на движение протяжённых тел. Средняя скорость

Решение задач на движение протяжённых тел и задач на нахождение средней скорости

11.

Движение по кольцевым дорогам

Решениезадач на движение по окружности

12.

Движение с косвенно выраженной скоростью

Решение задач на движение с косвенно выраженной скоростью

Задачи на работу (6 часов)

13.

Задачи на работу

Понятие работы и производительности, зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения, усвоение алгоритма решения задач на работу

14.

Задачи на работу

Решение задач на выполнение определенной работы

15.

Задачи на производительность

Решение задач на выполнение определенной работы

16.

Задачи на планирование

Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы

17.

Задачи на планирование

Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы

18.

Диагностическая работа. Разбор задач диагностической работы

Решение текстовых задач

Задачи на проценты (4 часов)

19.

Простой и сложный процентный рост

Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов

20.

Простой и сложный процентный рост

Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов

21.

Формула сложных процентов

Применение формулы сложных процентов

22.

Формула сложных процентов

Применение формулы сложных процентов

Задачи на концентрацию, сплавы, смеси (4 часа)

23.

Задачи на концентрацию, сплавы, смеси

Решение задач на процентное содержание какого-то вещества в его растворе, сплаве или смеси

24.

Задачи на концентрацию, сплавы, смеси

Решение задач на процентное содержание какого-то вещества в его растворе, сплаве или смеси

25.

Задачи на концентрацию, сплавы, смеси

Решение задач на процентное содержание какого-то вещества в его растворе, сплаве или смеси

26.

Диагностическая работа. Разбор задач диагностической работы

Решение текстовых задач

6. Геометрические задачи (6 часов)

27.

Практические и прикладные задачи по планиметрии

Решение практических задач с геометрической составляющей

28.

Практические задачи на определение высоты предмета

Решение задач на использование свойств подобных треугольников в измерительных работах на местности

29.

Практические задачи на определение расстояния до недоступной точки

Решение задач на использование свойств подобных треугольников в измерительных работах на местности

30.

Геометрические задачи на вычисления

Решение геометрических задач на вычисления

31.

Задачи на доказательство

Решение геометрических задач на доказательство

32.

Диагностическая работа. Разбор задач диагностической работы

Решение геометрических задач

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. Учебное пособие для учащихся 7-11 классов. – Челябинск.Взгляд, 2018
  2. Дорофеев В.Г. Математика для поступающих в ВУЗы; Пособие /В.Г.Дорофеев, Л.В. Кузнецова, Е.А.Седова – М.:Дрофа, 2017
  3. Ерина Т.М. Задачи на движение. //Математика для школьников, № 3, 2015
  4. Захарова А.Е. Несколько задач «про цены» // Математика в школе, №8, 2016
  5. Захарова А.Е. Учимся решать задачи на смеси и сплавы. // Математика для школьников, №3, 2016
  6. Шевкин А.В. Сборник задач. 5-6 класс. – М.: ИЛЕКСА, 2017
  7. Шевкин А.В. Сборник задач. 7-11 класс. – М.: ИЛЕКСА, 2017
  8. С.С. Минаева. Дроби и проценты. 5-7 классы. ФГОС. – М: Издательство «Экзамен», 2017г.

Интернет-ресурсы:

- Федеральный институт педагогических измеренийwww.fipi.ru
-Федеральный центр тестированияwww.rustest.ru

- Энциклопедия по математике http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/MATEMATIKA.html

- Справочник по математике для школьников http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm

- Математика он-лайнhttp://uchit.rastu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа. Решение олимпиадных задач по физике

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа. Решение олимпиадных задач по физике....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Физика в задачах»

Курс "Физика в задачах" в рамках дополнительного образования предназначен для учащихся 7-9 классов (рассчитан на возраст 12-17 лет), которые хотят получить дополнительную подготовку по решению физичес...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Решение расчетных задач по химии"

Программа предназначена для учащихся 9 классов, изучающих систематический курс неорганической химии и владеющих достаточными знаниями о строении и свойствах неорганических веществ (не для детей ...