ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Биология для любознательных»
рабочая программа по биологии (9 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа «Биология для любознательных» разработана в соответствии с направлениями государственной образовательной политики и современными нормативными документами федерального и регионального уровня в сфере образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 394 Красносельского района Санкт- Петербурга
(ГБОУ СОШ №394 Санкт-Петербурга)
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом школы №394 приказом №
Решение от
протокол №
Директор школы №394 Трофимова А.С.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Биология для любознательных»
Срок освоения:18дней
Возраст обучающихся:13-16 лет
Разработчик программы:
Гусева Антонина Николаевна
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Биология для любознательных» разработана в соответствии с направлениями государственной образовательной политики и современными нормативными документами федерального и регионального уровня в сфере образования, а также локальными актами ГБОУ СОШ № 394 Санкт-Петербурга.
Основные характеристики программы:
Направленность программы: социально-педагогическая
Адресат программы: учащиеся в возрасте 13-16 лет.
Актуальность программы: заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.
Уровень освоения: общекультурный.
Срок и объем реализации программы: 18 дней, 36 часов.
Цель:расширение и углубление знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности живых организмов, овладение практическими умениями и формирование у учащихся познавательной, эстетической и экологической культуры.
Задачи:
Обучающие:
- Формирование системы научных знаний о живой природе.
- Способствовать формированию у обучающихся основных биологических понятий.
Развивающие:
1. Развивать навыки работы с микроскопом и биологическими объектами.
Воспитательные:
1. Воспитание экологически грамотного и бережного отношения к живой природе
Планируемые результаты:
Метапредметные:
1. Овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности.
Личностные:
1. понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнения, доказательства, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Предметные: умение работать с разными источниками биологической информации , анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую
Организационно-педагогические условия реализации программы:
Язык реализации: государственный язык РФ (русский язык).
Форма обучения: очная.
Условия набора учащихся: прием всех желающих в возрасте 13-16 лет.
Условия формирования групп: разновозрастные.
Количество детей в группе: 15 человек.
Формы занятий: лекции, беседы, практическое занятие, лабораторная работа.
Формы организации деятельности учащихся на занятии: фронтальная (лекции, беседы).
Материально-техническая база: ноутбук, проектор.
Кадровое обеспечение: программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий необходимым квалифицированным характеристикам по должности
«педагог дополнительного образования».
Учебный план дополнительной общеразвивающей программы
«Биология для любознательных»
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Формы промежуточной аттестации и итогового контроля | |
Теория | Практика | |||
Введение | 1 | |||
1 | Ознакомление с программой обучения. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | Устное сообщение | |
Раздел I. Свойства живых организмов | 5 | |||
2-3 | Признаки биологических объектов. Клеточное строение организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство Грибы | 1 | 1 | Работа в группах |
4-6 | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. | 3 | Тест | |
Раздел II. Царство Растения | 10 | |||
7-10 | Ткани растений. Корень. Видоизменения корней. Побег.Стебель, лист и их видоизменения | 2 | 2 | Устное сообщение |
11-12 | Фотосинтез и дыхание. Строение цветка | 1 | 1 | Устное сообщение |
13 | Плоды и их разнообразие | 1 | Игра | |
14-16 | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. | 3 | Тест | |
Раздел III. Царство Животные . Сходство человека с животными и отличия от них . | 8 | |||
17 | Подцарство Одноклеточные. Тип простейшие. | 1 | Работа в группах | |
18-19 | Подцарство Многоклеточные. | 1 | 1 | Устное сообщение |
20-24 | Тип Кишечнополостные (Гидроидные,Сцифоидные,Кораловые полипы)Тип Плоские черви (Ресничные,Сосальщики,Ленточные),Тип Круглые черви(Нематоды(собственно круглые черви(Брюхоресничные,Коловратки),Тип Кольчатые черви(Малощетинковые,Многощетинковые,Пиявки), Тип Хордовые | 2 | 3 | Устное сообщение |
Раздел IV. Человек | 12 | |||
25-26 | Опора и движение. Внутренняя среда | 1 | 1 | Устное сообщение |
27 | Обмен веществ. Выделение. Покровы тела. | 1 | Устное сообщение | |
28-29 | Нервная система. Нейрогуморальная регуляция | 1 | 1 | Тест |
30-31 | Органы чувств | 1 | 1 | Устное сообщение |
32-33 | Психология и поведение человека | 1 | 1 | Тест |
34-35 | Нейрогуморальная регуляция | 1 | 1 | Викторина |
36 | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу | 1 | Устное сообщение | |
Итого: | 36 |
Рабочая программа дополнительной общеразвивающей программы
«Биология для любознательных »
Задачи:
Обучающие: расширить кругозор учащихся в различных областях биологии, учить правильно применять биологическую терминологию, уметь пользоваться определителями;
Развивающие:
- развить умение наблюдать, анализировать и запоминать увиденное
- развить способность применять полученные знания и умения в самостоятельной работе
Воспитательные:
воспитывать аккуратность, терпение, наблюдательность, умение делать доступные выводы и обобщения
Содержание программы
Освоение основных разделов курса
1. Свойства живых организмов:
Признаки биологических объектов. Клеточное строение организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство Грибы
2. Царство Растения:
Ткани растений. Образовательные ткани. Покровные ткани. Устьице. Опорные или механические ткани. Проводящие ткани(ксилема и флоэма).Основная ткань и её функции. Побег и его видоизменения. Стебель Лист. Корень. Видоизменения корня, листа ,стебля, побега. Строение цветка и плода. Процессы оплодотворения. Способы размножения.
3. Царство Животные . Сходство человека с животными и отличия от них:
Подцарство Одноклеточные. Тип простейшие. Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные (Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы)Тип Плоские черви (Ресничные, Сосальщики, Ленточные),Тип Круглые черви(Нематоды(собственно круглые черви(Брюхоресничные, Коловратки) Тип Кольчатые черви(Малощетинковые, Многощетинковые, Пиявки), Тип Моллюски, Тип Членистоногие(Ракообразные, Паукообразные, Насекомые), Тип Хордовые (Подтип Черепные или Позвоночные), Сходство человека с животными и отличия от них/
4. Человек:
Опора и движение. Внутренняя среда. Круги кровообращения кровеносной системы. Лимфа. Транспорт веществ. Питание. Дыхание. Обмен веществ. Выделение. Покровы тела. Органы чувств. Психология и поведение человека
Планируемые результаты:
Метапредметные:
1. умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; планирования своей деятельности; владение устной и письменной речью.
Личностные:
1. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Предметный:
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов
Методические и оценочные материалы
Методические материалы
Методики, методы и приемы, технологии обучения Основными методами обучения являются:
- Словесные (вербальные) методы обучения: устное объяснение/разъяснение, беседа, анализ материала.
- Наглядные методы обучения: гербарии , демонстрация опытов, муляжи, аппликации.
- Тестирование: система заданий, составленная по пройденному материалу.
Высокая результативность работы по программе может быть достигнута при использовании следующих педагогических технологий:
- технология личностно ориентированного обучения (обучение каждого учащегося в группе, исходя из его возможностей, способностей, перспективы);
- коммуникативные технологии (использование разнообразных методов для создания ситуации равноправного общения в группе, ситуации успеха для каждого учащегося).
Перечень дидактических материалов | |
Раздел/тема учебного плана | Дидактический материал |
Введение | Карточки - памятки по технике безопасности. |
Свойства живых организмов | Карточки , на которые учащиеся дают письменный ответ. |
Царство Растения | Рабочие листы , гербарии с заданиями. |
Царство Животные. Сходство человека с животными и отличия от них | Рабочие листы |
Человек | Дидактические игры, дидактические карточки –раскраски |
Информационные источники
Список литературы для учащегося:
- Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/И.Н. Понамарёва, И.В. Николаев, О.А.Корнилова. - М.: Вентана-Граф,2013.-128с. :ил.
- Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл. :учебник / В.В. Пасечник. - 6-е изд., стереотип.- М. : Дрофа, 2018.-207
- Биология : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.М. Константинов, В.Г. Бабанко, В.С. Кучменко. - 5-е изд., перераб.- М. : Вентана- Граф, 2016
- Биология: 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций /А.Г. Дрогамилов, Р.Д. Маш. - 4-е изд., перераб. - Вентана-Граф, 2015. -288.:ил
- Биология: 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций /И.Н. Понамарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; аод ред. И.Н. Понамарёвой.-6-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф,2017. - 272с.:ил
Список литературы для педагога:
- Биология Н.И. Сонин, В.И. Сонина. Живой организм 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г. 2 – е изд.
- Биология многообразие живых организмов 7 кл. Н.И. Сонин, В.Б. Захаров 2 е изд.
- Клинковская, Н. И., Пасечник, В.В. Комнатные растение в школе: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
- Образовательный портал Интернет платформа учи.ру
- Петров В.В. Мир лесных растений. М., Наука, 1978 г.
- Петров В.В. Лес и его жизнь. М., Просвещение, 1986 г.
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М., Просвещение, 1981
- По страницам Красной книги. Растения. (Энциклопедический справочник). Минск, Издательство Белорусская советская энциклопедия, 1987 г.
- Попов А.П. Лесные целебные растения. М., Экология, 1992 г.
10.Растения и животные: руководство для натуралистов. Пер. с нем. – М., Мир, 1991 .
Форма фиксации результатов
Карта результатов освоения образовательной программы
«Биология для любознательных », педагог Гусева Антонина Николаевна.
№ п/п | Год обучения | Критерии результативности освоения обучающимися программы (конкретные знания, умения, навыки, указанные в программе) | Итоги освоен ия програ ммы в баллах | Уров ень освое ния прог рамм ы | ||||
№ группы | ||||||||
Фамилия, имя обучающегося | Результаты тестирования«Клеточное строение живых организмов» | Результаты тестирования « Царство Растения» | Результаты тестирования «Царство Животные» | Результаты тестирования «Человек» | ||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 | ||||||||
13 | ||||||||
14 | ||||||||
15 |
Баллы проставляются по пятибалльной шкале по каждому показателю: Тестирование «Клеточное строение живых организмов», «Царство Растения», «Царство Животные», «Человек»:
9-10 правильных ответов – 5 баллов
7-8 правильных ответов – 4 балла
4-5 правильных ответов – 3 балла
1-3 правильных ответов – 2 балла
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 394 Красносельского района Санкт- Петербурга
(ГБОУ СОШ №394 Санкт-Петербурга)
Утвержден приказом директора
от №
Директор
А.С. Трофимова
Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы
«Биология для любознательных
» на 2023-2024 учебный год
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 18 | 36 часов | 18 занятий по 2 часа |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 394 Красносельского района Санкт- Петербурга
(ГБОУ СОШ №394 Санкт-Петербурга)
Утвержден приказом директора
от №
Календарно-тематический план
реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Биология для любознательных»
на 2023-2024 учебный год
педагога Гусевой Антонины Николаевны
№ п/п | Дата занятия | Тема/содержание занятия | Количество часов | Примечание | |
Планируемая дата | Фактическая дата | ||||
1 | Введение | 1 | |||
2 | Раздел I. Свойства живых организмов | 5 | |||
3 | Раздел II. Царство Растения | 10 | |||
4 | Раздел III. Царство Животные . Сходство человека с животными и отличия от них . | 8 | |||
5 | Раздел IV. Человек | 12 | |||
Всего часов | 36 |
Согласован:
Заведующий ОДОД /Т.В. Айрих/
(подпись) (ФИО)
Дата « » « » 20 года
Приложение № 1
Тестирование № 1 (контроль усвоенияматериала по разделу «Свойства живых организмов»
Инструкция выполнения: внимательно читаем вопрос и варианты ответов к ним, правильный ответ помечаем галочкой/крестиком или подчеркиваем/обводим.
Клеточное строение организмов
А. Выберите один правильный ответ.
1.Клетка – это:
A. Мельчайшая частица всего живого
Б. Мельчайшая частица живого растения
B. Часть растения
Г. Искусственно созданная единица для удобства изучения человеком растительного мира.
2.Тубус – это:
A. Увеличительный прибор
Б. Часть микроскопа, к которой крепится штатив
B. Часть микроскопа, в которой помещается окуляр
Г. Часть микроскопа, в которой помещается окуляр и объектив
3. Зеленую окраску листьев определяют:
А. Хлоропласты
Б. Хромопласты
В. Лейкопласты
Г. Клеточный сок
4. Перемещение питательных веществ и воздуха в клетке происходит благодаря:
A. Движению цитоплазмы
Б. Свободному перемещению
B. Движению пластид
Г. Движению межклеточного вещества
5. Межклеточное вещество:
A. Заполняет межклетники
Б. Находится между клеточными оболочками соседних клеток
B. Заполняет поры клеточных оболочек
6. Хромосомы находятся в:
А. Цитоплазме
Б. Ядре
В. Вакуолях
Г. Хлоропластах
7. Найдите соответствие. Подберите к терминам, обозначенным цифрами, соответствующие пары, обозначенные буквами.
I. Оболочка А. Прочность
II. Целлюлоза Б. Хлоропласты
III. Цитоплазма B. Бесцветное вязкое вещество
IV. Ядро Д. Красящее вещество
V. Вакуоль Е. Клеточный сок
VI. Пигменты Г. Ядрышко
VII. Пластиды Ж. Пора
8. Вставьте пропущенное слово.
Живые клетки питаются, растут, размножаются и …..
9. Укажите названия увеличительных приборов и их частей(1-5). Какое увеличение дает каждый из увеличительных приборов?
10. Восстановите порядок этапов деления растительной клетки. Какова роль деления клетки в жизни растений?
Приложение № 2
Тестирование № 2 (контроль усвоения знаний по разделу «Царство Растения»
Инструкция выполнения: внимательно читаем вопрос и варианты ответов к ним, правильный ответ помечаем галочкой/крестиком или подчеркиваем/обводим.
Вариант 1
- К низшим споровым растениям относятся:
А – водоросли; Б – мхи; В – плауны; Г – хвощи.
- Открыто на чешуйках располагаются семена у растений:
А – папоротников; Б – голосеменных;
В – покрытосеменных; Г – лишайников.
- Представителем одноклеточных водорослей является:
А – ягель; Б – сфагнум; В – ламинария; Г – хламидомонада.
- К симбиотическим организмам относится:
А – улотрикс; Б – ель; В – кукушкин лён; Г – ягель.
- Спирогира – это:
А – папоротник; Б – одноклеточная водоросль;
В – нитчатая водоросль; Г – лишайник.
- Залежи каменного угля образовались из древних:
А – мхов; Б – папоротникообразных;
В – голосеменных; Г – покрытосеменных.
- Выбери верные утверждения:
А – капуста является двулетним растением типа Покрытосеменных;
Б – листья покрытосеменных растений – хвоя;
В – мхи являются пионерами жизни.
- Установи соответствие между данными из двух столбцов:
| А – улотрикс; Б – ульва; В – хлорелла; Г – нителла. |
- Поясни термины: А – слоевище; Б – спорангии.
Приложение № 3
Тестирование № 3 (контроль усвоения знаний по разделу «Царство Животные»
Инструкция выполнения: внимательно читаем вопрос и варианты ответов к ним, правильный ответ помечаем галочкой/крестиком или подчеркиваем/обводим.
- Животные от растений отличаются:
А) способностью к дыханию
Б) способностью приспосабливаться к условиям среды
В) способом питания
Г) способом размножения;
- Признак, характерный только для растений:
А) способность передавать по наследству признаки и свойства
Б) изменяться под влиянием внешних условий
В) способность к фотосинтезу
Г) обмен веществ;
- Самой крупной систематической единицей животных является:
А) тип
Б) царство
В) класс
Г) вид;
- Семейства животных объединяются:
А) тип
Б) класс
В) род
Г) отряд;
- Хитиновый покров имеет:
А) дождевой червь
Б) рак
В) щука
Г) кит;
- Имеет две среды обитания:
А) лягушка
Б) мышь
В) акула
Г) ящерица;
- Больше всего ног у:
А) майского жука
Б) паука-крестовика
В) краба
Г) муравья;
- Животное с двусторонней симметрией тела:
А) морская звезда
Б) бабочка
В) медуза
Г) коралловый полип;
- Система органов, возникшая у членистоногих:
А) кровеносная
Б) пищеварительная
В) половая
Г) дыхательная;
- Общественные насекомые:
А) пчелы
Б) жуки
В) мухи ; Г) комары.
Приложение № 4
Тестирование № 3 (контроль усвоения знаний по разделу «Царство Животные»
Инструкция выполнения: внимательно читаем вопрос и варианты ответов к ним, правильный ответ помечаем галочкой/крестиком или подчеркиваем/обводим.
1.Наука о здоровом образе жизни. Она изучает влияние окружающей среды на организм человека, помогает правильно организовать труд и отдых:
- Анатомия
- Физиология
- Гигиена
2.Самое распространенное вещество в клетке, его содержится до 80%, это:
- Вода
- Белки, жиры, углеводы
- Минеральные соли
3. Основной источник энергии в клетке:
- Белки
- Жиры и углеводы
4.Эту систему образуют скелет и мышцы, она позволяет человеку двигаться и выполнять самую разную работу:
- Кровеносная система
- Дыхательная система
- Опорно-двигательная система
5. Органические вещества обеспечивают:
- Гибкость и упругость костей
- Придают твёрдость костям
6.Кости черепа соединены:
- Подвижно
- Неподвижно
- Полуподвижно
7. Суставы – это:
- Подвижные соединения костей
- Неподвижные соединения костей
- Полуподвижные соединения костей
8. Эта система снабжает все органы кислородом и питательными веществами, забирает от них углекислый газ и ненужные продукты жизнедеятельности. Состоит из сердца и кровеносных сосудов:
- Опорно- двигательная система
- Кровеносная система
- Пищеварительная система
9. Красные клетки крови, которые содержат гемоглобин и переносят кислород, это:
- Эритроциты
- Лейкоциты
10. Сосуды, по которым кровь течёт от сердца:
- Артерии
- Капилляры
- Вены
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной напрвленности "Такая разная биология"
Работа учащихся с декоративными растениями помогает им расширить знания по многим вопросам школьного курса ботаники, узнать о комнатном и рекреационном цветоводстве, лучше понять связь растения ...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Такая разная биология"
Работа учащихся с декоративными растениями помогает им расширить знания по многим вопросам школьного курса ботаники, узнать о комнатном и рекреационном цветоводстве, лучше понять связь растения ...
Дополнительная общеразвивающая программа «Математика для любознательных»
Данная программа предназначена для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность. Она включает в себя задания, как углубляющего, так и развивающего характера. Углубление р...
Дополнительная общеразвивающая программа «Математика для любознательных-8класс»
Данная программа поднимет мотивацию ребенка и поможет ему реализовать себя через участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня....
Дополнительная общеразвивающая программа «Математика для любознательных-8класс»
Данная программа поднимет мотивацию ребенка и поможет ему реализовать себя через участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня....
Дополнительная общеразвивающая программа «Химия для любознательных»
Данная программа ориентирована на приобретение навыков экспериментальной и исследовательской деятельности с использованием традиционного лабораторного оборудования, мобильной лаборатории «Модели...