Дополнительная общеразвивающая программа «Математика в информатике»
рабочая программа (7 класс)

Баева Наталия Ивановна

Одним из приоритетов современного образования является установка на индивидуально-ориентированное развитие школьников, что подразумевает: принцип субъектности учащегося, инициирование самостоятельной образовательной деятельности, опору на субъектный опыт ученика, индивидуальную форму репрезентации знаний, индивидуальный темп изучения программы и т.д.

 

В современном образовании стало важнее научить школьника самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него, знание, которое наполняется особым личностным смыслом. Знания тогда перестают быть пустыми, когда человек вырабатывает к ним своё, эмоционально-ценностное отношение, когда они являются результатом длительной внутренней работы, самостоятельного поиска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dop_7_klass.doc262 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углублённым изучением отдельных предметов»

города Котовска Тамбовской области

Дополнительная

общеразвивающая программа

«Математика в информатике»

__естественнонаучной направленности

(для детей  школьного возраста  13-14 лет, 7 класс)

Составитель: Баева Н.И.,

                                                                                                                                  учитель математики

             Срок реализации – 1 год

Год разработки - 2018

Содержание

  1. Пояснительная записка …………………………….……………………………………….  3
  2. Учебно-тематический план ……….. …………………………………………………….    14
  3. Содержание программы …………………………………………………………………..   15
  4. Календарно-тематическое планирование ………………………………………………..   23    
  5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса ………………….   28
  6. Список литературы ………………………………………………………………………...  29

Пояснительная записка

«Математика - это то, посредством чего

люди управляют природой и собой»

                           ( А.Н. Колмогоров)

Актуальность программы

Одним из приоритетов современного образования является установка на индивидуально-ориентированное развитие школьников, что подразумевает: принцип субъектности учащегося, инициирование самостоятельной образовательной деятельности, опору на субъектный опыт ученика, индивидуальную форму репрезентации знаний, индивидуальный темп изучения программы и т.д.

В современном образовании стало важнее научить школьника самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него, знание, которое наполняется особым личностным смыслом. Знания тогда перестают быть пустыми, когда человек вырабатывает к ним своё, эмоционально-ценностное отношение, когда они являются результатом длительной внутренней работы, самостоятельного поиска.

Актуальность программы также определена тем, что семиклассники должны иметь положительную мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами курса математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме математической науки.

Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Важный фактор  реализации данной программы  - стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям семиклассников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивать учебную мотивацию.

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  должны содействовать развитию у учащихся математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Курс «Математика в информатике» призван:

  • повысить интерес семиклассников к изучению математики и информатики;
  • показать связь математики с другими школьными дисциплинами (информатика), практической деятельностью человека;
  • обеспечить освоение эффективных способов деятельности, актуальных для разработки и реализации собственных проектов и исследовательских работ.

Программа курса «Математика в информатике» направлена на систематизацию и расширение знаний учащихся по теме «Функции и графики» (класс линейных функций),  на развитие математической компетентности обучающихся, способствует более осознанному освоению базового курса алгебры.  

Компьютерная поддержка курса математики позволяет обогатить содержание изучаемых тем и обеспечить активные формы обучения и способы овладения этим содержанием.

Программа рассчитана на 36 академических  часов (1 час в неделю в течение одного учебного года). Целевая аудитория: учащиеся 7 класса (ФГОС).

 

Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.

Дидактические функции курса

  • Предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения математическими фактами.
  • Отработка в интерактивном режиме элементарных базовых умений.
  • Усиление значимости и повышение удельного веса исследовательской деятельности учащихся в учебном процессе.

Отличительные особенности курса

В программе курса заложены возможности активного использования автоматизированных рабочих мест (АРМ) преподавателя и учеников, что позволит:

  • Оптимизировать процесс преподавания предмета (за счёт использования вычислительных, изобразительных и информативных возможностей компьютера и увеличения скорости восприятия материала).
  • Осуществить развивающий характер обучения (за счёт познавательной активности учащихся, использования разных видов деятельности: учебной и исследовательской, причём в разнообразных формах; и в теории, и в задачах учителю и ученику предоставлено широкое поле деятельности, позволяющее им выбирать и разнообразные фрагменты теории, и разные типы задач, находить свои способы их решения).
  • Реализовать  межпредметные связи (математика + информатика).
  • Реализовать «деятельностный» подход в учебном процессе (ученик из объекта педагогического воздействия преобразуется в субъект познавательной деятельности, т.е. из обучаемого в обучающегося; меняется психология взаимоотношений между учащимся и педагогом, развивается педагогика сотрудничества, включающая в себя совместную деятельность реальных или потенциальных единомышленников).
  • Реализовать личностно-ориентированный подход  в учебном процессе (раскрывается субъективный опыт каждого ученика, появляется возможность гибко приспособить изучаемый материал к возможностям конкретной личности с учётом возрастных и психологических особенностей, динамике ее развития под влиянием обучения, что будет способствовать социализации учащегося, адаптации его в нестандартных ситуациях реальной жизни).

Цели программы:

  • Обеспечение системно-деятельностного подхода к личностному развитию и  формированию универсальных учебных действий в образовательном процессе через проектно-исследовательскую деятельность.
  • Развитие математического мышления семиклассников.
  • Расширение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся по теме «Функции и графики» (класс линейных функций): построение и преобразование графиков функций.

Задачи:

  • Развивать внутреннюю и внешнюю мотивацию семиклассников.
  • Развивать проектные и исследовательские умения и навыки, творческую и познавательную активность семиклассников.
  • Способствовать повышению личной уверенности каждого участника учебного процесса,  его успешной самореализации.
  • Воспитание у семиклассников навыков самоконтроля, привычки к рефлексии.
  • Индивидуализация и дифференциация обучения.
  • Изменение роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя путём применения ЦОР.
  • Формирование и совершенствование ИКТ-компетентности обучающихся.

Это становится возможным:

  • через проживание  «ситуации успеха» не на словах, а на деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;
  • через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста, в процессе выполнения проектного задания.

В процессе изучения курса «Математика в информатике» необходимо:

  • Развивать у семиклассников осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.  
  • Вдохновлять учащихся на развитие коммуникабельности.
  • Расширять кругозор семиклассников в различных областях элементарной математики.
  • Содействовать умелому использованию математической символики и терминологии на практике.
  • Повысить математическую компетентность учащихся.

Компетентности, формируемые у обучающихся

  • математическая;
  • информационная;
  • ИКТ-компетентность;
  • в сфере самостоятельной  творческой деятельности;
  • компетентности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
  • в сфере гражданско-общественной деятельности;
  • в сфере социально-трудовой деятельности;
  • в бытовой сфере;
  • в сфере культурно-досуговой деятельности.

Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся

  • практическая деятельность  (ответы на вопросы, индивидуальные задания);
  • решение математических задач;
  • обобщающая беседа по изученному материалу;
  • различные виды работ (обсуждение, диалог, анализ материала, работа с таблицами, рисунками, диаграммами и т.д.);
  • индивидуальная (или групповая работа) на персональных компьютерах (ПК);
  • составление и оформление учащимися авторского проекта с использование ИКТ.

Ключевые принципы программы курса

  • Актуальность. Создание условий для повышения положительной мотивации к обучению математике, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
  • Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
  • Системность. Курс строится от частных вопросов к общим.
  • Практическая направленность. Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии и символики, на решение разными способами занимательных задач, необходимых семиклассникам для дальнейшего успешного обучения в школе.
  • Интегрированность. Выполнение семиклассниками заданий и проектов на компьютерах.
  • Обеспечение мотивации. Развитие интереса к математике как к одной из естественно-научных дисциплин. Развитие интереса к информатике.
  • Курс ориентационный. Курс осуществляет учебно-практическое знакомство с разделом математики «Функции и графики» (класс линейных функций), удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Планируемые результаты освоения обучающимися

 программы курса «Математика в информатике»

Личностные универсальные учебные действия (ЛУДД)

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к изучению математики;
  • положительное отношение к изучению информатики;
  • положительное отношение к исследовательской деятельности;
  • широкая мотивационная основа проектно-исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности;
  • навыки представления информации в виде рисунка, схемы, чертежа.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости изучения математики и востребованности математических знаний в практической деятельности человека;
  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости изучения информатики и востребованности прочных навыков работы на ПК в практической деятельности человека;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • устойчивого интереса к математике и информатике;
  • математической и информационной компетентности;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
  • морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД)

Обучающийся научится:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • планировать и оценивать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • адекватно воспринимать оценку одноклассников;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • работать по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД)

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного проекта с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент и т.п.;
  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;
  • самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого,  поискового характера, при решении математических задач;
  • владеть разными способами решения математической задачи;
  • использовать знаково-символическую запись математических понятий;
  • видеть связь математики с практической деятельностью человека, с другими предметными областями;
  • планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.;
  • использовать математические знания для решения различных задач и оценки полученных результатов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • осознавать смысл понятия «свойства предмета» (общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные);
  • ориентироваться в понятиях: «следствие», «событие», «обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «общность», «возможность», «невозможность» и др.;
  • использовать индуктивное умозаключение;
  • приводить контр-примеры;
  • выводить следствия из определения понятия;
  • использовать исследовательские методы обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром;
  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ.

Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД)

Обучающийся научится:

  • допускать возможность существования различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнера.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать монологическую и диалогическую речь для планирования и регуляции своей деятельности.

По окончании курса обучающиеся должны приобрести расширенные и прочные знания, умения и навыки по теме «Функции и графики» (класс линейных функций). Они должны уметь строить и преобразовывать графики линейных функций.  

Основными принципами обучения являются

  • последовательность освоения учебного материала - от простого к сложному;
  • учет индивидуальных особенностей детей – одно из главных условий успешного обучения;
  • систематизация полученных знаний.

Технологии  обучения

  • технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся;
  • групповые технологии разных видов: индивидуальные, коллективные формы выполнения заданий, группы по 4-5 человек;
  • работа в парах;
  • презентация творческой работы;
  • использование ИКТ.

Методы, используемые в процессе обучения

  1. Репродуктивный метод: иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала, презентации).
  2. Проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми).
  3. Продуктивные методы: 
  • эвристический (проблема ставится самими детьми или предлагаются пути её решения);
  • исследовательский.  

Формы организации образовательного процесса

  • комбинированное занятие;
  • занятие-решение математических задач;
  • занятие «беседа-обсуждение»;
  • повторительно-обобщающее занятие;
  • занятие-поиск информации;
  • самостоятельная работа обучающихся.

Формы и методы организации учебной деятельности учащихся

Организация занятий курса предполагает использование учебного кабинета, оснащённого персональными компьютерами (соответственно числу учащихся или групп учащихся). На компьютерах необходимо установить основные пользовательские программы  и программное обеспечение курса, АРМ учителя  с устройством для просмотра CD-ROM, мультимедийным проектором (1 на класс) и экраном  для осуществления самостоятельной работы учащихся,   проверки и самопроверки усвоения учебного материала,  проецирования материалов на экран при подробном и развернутом изучении учебного материала. Наличие интерактивной доски является желательным,  но не обязательным условием.

Мультимедийная среда используемых программных продуктов позволяет применение следующих методов: наблюдение, эксперимент, математическое моделирование, конструирование.

Основный тип занятий – компьютерный практикум. Итоговый контроль предусматривает следующие варианты (на усмотрение учителя): контрольная работа или компьютерное тестирование по изученным темам, защита индивидуальных и групповых проектов.

Требования к ИКТ-компетентности педагога

  • владение компьютерной грамотностью;
  • умение пользоваться стандартными офисными приложениями.

Этапы и формы работы

Оборудование

  1. Подготовка учителя к занятию.

Рабочее место с компьютером, снабженным прикладными программами семейства MS Office + принтер + аудиоколонки.

  1. Проведение занятия.

  1. Изучение

учебного материала.

Возможны следующие варианты:

1) Компьютер + мультимедиа проектор с экраном + аудиоколонки.

2) Компьютерный класс.

3) Мультимедиа проектор с экраном + места учеников, оборудованные компьютерами (является наиболее эффективным).

2.2. Групповая и индивидуальная самостоятельная работа.

Компьютерный класс, снабжённый прикладными программами семейства MS Office и необходимыми ЦОР.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство с компьютером. Инструктаж по ТБ.

1

1

-

2

Знакомство с программным обеспечением курса.

Работа с готовыми программными продуктами.

3

1

2

3

Общие сведения по решению уравнений.

2

1

1

4

Линейное уравнение

с одной переменной.

4

1

3

5

Решение текстовых задач.

4

1

3

6

Уравнения, содержащие модуль.

4

1

3

7

Общие сведения

 о функции.

2

1

1

8

Линейная функция

 и её график.

4

1

3

9

Кусочно-линейная функция

 и её график.

4

1

3

10

Функция, содержащая модуль,

 и её график.

4

1

3

11

Работа над проектом «Удивительный мир математики». Защита проектов.

4

1

3

Содержание программы

  1. Знакомство с компьютером.  Инструктаж по ТБ – 1 ч.

Занятие 1. Знакомство с компьютером. Инструктаж по ТБ.

Обсуждение с учащимися понятия «персональный компьютер (ПК)», возможностей ПК, назначения и функций его основных устройств. Проведение инструктажа по технике безопасности при работе на ПК и правилам поведения в кабинете информатики.

  1. Знакомство с программным обеспечением курса. 

Работа с готовыми программными продуктами – 3 ч.

Занятие 2. Знакомство с программным обеспечением курса. Работа с готовыми программными продуктами.

Знакомство с понятием операционной системы компьютера (ОС) и прикладного программного обеспечения (ПО). Понятие текстового и графического редакторов. Практическая работа в текстовом и графическом редакторах.

Занятие 3. Знакомство с программным обеспечением курса. Работа с готовыми программными продуктами.

Знакомство с программным обеспечением курса:  ИИСС «Математика на компьютерах»,  УЭИ  «Математика 5-11», УМК «Живая математика», УМК «Открытая математика» (1. Интерактивный курс «Функции и графики», 2. «Алгебра»), 1С: Образование «Математика 5-11. Практикум», программа AGrapher.

Занятие 4. Знакомство с программным обеспечением курса. Работа с готовыми программными продуктами.

Практическая работа с программным обеспечением курса:  ИИСС «Математика на компьютерах»,  УЭИ  «Математика 5-11», УМК «Живая математика», УМК «Открытая математика» (1. Интерактивный курс «Функции и графики», 2. «Алгебра»), 1С: Образование «Математика 5-11. Практикум», программа AGrapher.

  1. Общие сведения по решению уравнений – 2 ч.

Занятие 5. Общие сведения по решению уравнений.

Преобразование выражений: раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых. Знакомство с общими приёмами решения линейных уравнений. Демонстрация алгоритма решения линейного уравнения. Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: ИИСС «Математика на компьютерах».

Занятие 6. Общие сведения по решению уравнений.

Преобразование выражений: раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых. Знакомство с общими приёмами решения линейных уравнений. Демонстрация алгоритма решения линейного уравнения. Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: ИИСС «Математика на компьютерах».

  1. Линейное уравнение с одной переменной – 4 ч.

Занятие 7. Линейное уравнение с одной переменной.

Решение линейных уравнений с одной переменной. Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: ИИСС «Математика на компьютерах», УЭИ  «Математика 5-11».

Занятие 8. Линейное уравнение с одной переменной.

Решение линейных уравнений с одной переменной. Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: ИИСС «Математика на компьютерах», УЭИ  «Математика 5-11».

Занятие 9. Линейное уравнение с одной переменной.

Решение линейных уравнений с одной переменной. Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: ИИСС «Математика на компьютерах», УЭИ  «Математика 5-11».

Занятие 10. Линейное уравнение с одной переменной.

Решение линейных уравнений с одной переменной. Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: ИИСС «Математика на компьютерах», УЭИ  «Математика 5-11».

  1. Решение текстовых задач – 4 ч.

Занятие 11. Решение текстовых задач.

Решение текстовых задач с помощью линейных уравнений с одной переменной. Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: УЭИ  «Математика 5-11».

Занятие 12. Решение текстовых задач.

Решение текстовых задач с помощью линейных уравнений с одной переменной. Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: УЭИ  «Математика 5-11».

Занятие 13. Решение текстовых задач.

Решение текстовых задач с помощью линейных уравнений с одной переменной. Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: УЭИ  «Математика 5-11».

Занятие 14. Решение текстовых задач.

Решение текстовых задач с помощью линейных уравнений с одной переменной. Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: УЭИ  «Математика 5-11».

  1. Уравнения, содержащие модуль – 4 ч.

Занятие 15. Уравнения, содержащие модуль.

Знакомство с общими приёмами решения уравнений, содержащих модуль. Демонстрация алгоритма решения уравнений, содержащих модуль. Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: УМК «Открытая математика» (Алгебра)

Занятие 16. Уравнения, содержащие модуль.

 

Решение уравнений, содержащих модуль. Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: УМК «Открытая математика» (Алгебра)

Занятие 17. Уравнения, содержащие модуль.

Знакомство с общими приёмами решения уравнений, содержащих модуль. Демонстрация алгоритма решения уравнений, содержащих модуль. Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: УМК «Открытая математика» (Алгебра)

Занятие 18. Уравнения, содержащие модуль.

 

Решение уравнений, содержащих модуль. Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: УМК «Открытая математика» (Алгебра)

  1. Общие сведения о функции – 2 ч.

Занятие 19. Общие сведения о функции.

Знакомство с общими функциональными понятиями: функция, свойства и график функции. Нахождение значения функции по заданному значению аргумента (и решение обратной задачи). Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: программа AGrapher, УМК «Живая математика», 1С: Образование «Математика 5-11. Практикум».

Занятие 20. Общие сведения о функции.

Знакомство с общими функциональными понятиями: функция, свойства и график функции. Нахождение значения функции по заданному значению аргумента (и решение обратной задачи). Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: программа AGrapher, УМК «Живая математика», 1С: Образование «Математика 5-11. Практикум».

  1. Линейная функция и её график – 4 ч.

Занятие 21. Линейная функция и её график.

 

Построение и анализ графика линейной функции и графика прямой пропорциональности. Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: программа AGrapher, УМК «Живая математика», 1С: Образование «Математика 5-11. Практикум».

Занятие 22. Линейная функция и её график.

 

Построение и анализ графика линейной функции и графика прямой пропорциональности. Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: программа AGrapher, УМК «Живая математика», 1С: Образование «Математика 5-11. Практикум».

Занятие 23. Линейная функция и её график.

 

Построение и анализ графика линейной функции и графика прямой пропорциональности. Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: программа AGrapher, УМК «Живая математика», 1С: Образование «Математика 5-11. Практикум».

Занятие 24. Линейная функция и её график.

Построение и анализ графика линейной функции и графика прямой пропорциональности. Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: программа AGrapher, УМК «Живая математика», 1С: Образование «Математика 5-11. Практикум».

  1. Кусочно-линейная функция и её график – 4 ч.

Занятие 25. Кусочно-линейная функция и её график.

Построение и анализ графика кусочно-линейной  функции. Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: УМК «Открытая математика» (интерактивный курс «Функции и графики»).

Занятие 26. Кусочно-линейная функция и её график.

Построение и анализ графика кусочно-линейной функции. Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: УМК «Открытая математика» (интерактивный курс «Функции и графики»).

Занятие 27. Кусочно-линейная функция и её график.

Построение и анализ графика кусочно-линейной  функции. Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: УМК «Открытая математика» (интерактивный курс «Функции и графики»).

Занятие 28. Кусочно-линейная функция и её график.

Построение и анализ графика кусочно-линейной функции. Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: УМК «Открытая математика» (интерактивный курс «Функции и графики»).

  1. Функция, содержащая модуль, и её график – 4 ч.

Занятие 29. Функция, содержащая модуль, и её график.

Построение и анализ графика функции, содержащей модуль. Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: УМК «Открытая математика» (Алгебра), программа AGrapher, УМК «Живая математика».

Занятие 30. Функция, содержащая модуль, и её график.

Построение и анализ графика функции, содержащей модуль. Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: УМК «Открытая математика» (Алгебра), программа AGrapher, УМК «Живая математика».

Занятие 31. Функция, содержащая модуль, и её график.

Построение и анализ графика функции, содержащей модуль. Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: УМК «Открытая математика» (Алгебра), программа AGrapher, УМК «Живая математика».

Занятие 32. Функция, содержащая модуль, и её график.

Построение и анализ графика функции, содержащей модуль. Работа по данной теме с использованием программных модулей.

ЦОР: УМК «Открытая математика» (Алгебра), программа AGrapher, УМК «Живая математика».

  1. Работа над проектом «Удивительный мир математики»  – 4 ч.

Занятие 33. Работа над проектом «Удивительный мир математики».

Обсуждение и выбор учащимися тематики проектов, создание творческих групп, постановка целей и задач, разработка плана работы над проектом,  поиск информации.

Занятие 34. Работа над проектом «Удивительный мир математики».

Работа учащихся над проектами в творческих группах, консультации с учителем, поиск информации.

Занятие 35. Работа над проектом «Удивительный мир математики».

Работа учащихся над проектами в творческих группах, консультации с учителем, поиск информации.

Занятие 36. Работа над проектом «Удивительный мир математики». Итоговое занятие.

Подведение итогов работы учащихся в рамках курса «Математика в информатике». Защита индивидуальных и групповых проектов.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Основное

содержание

занятия

Кол-во часов

Формы

и методы

работы

Виды

деятельности

Виды

контроля

Время проведения

Всего

Теория

Практика

План

Факт

1

  1. Знакомство с компьютером. Инструктаж по ТБ.

Знакомство с компьютером. Инструктаж по ТБ.

1

1

-

лекция, беседа

групповая

входной

2

  1. Знакомство с программным обеспечением курса.

Работа с готовыми программными продуктами.

Знакомство с программным обеспечением курса.

Работа с готовыми программными продуктами.

1

1

-

компьютерный практикум

групповая

текущий

3

Знакомство с программным обеспечением курса.

Работа с готовыми программными продуктами.

1

-

1

компьютерный практикум

индивиду-альная

текущий

4

Знакомство с программным обеспечением курса.

Работа с готовыми программными продуктами.

1

-

1

компьютерный практикум

индивиду-альная

текущий

5

  1. Общие сведения

по решению уравнений.

Общие сведения

по решению уравнений.

1

1

-

лекция, беседа

групповая

текущий

6

Общие сведения

по решению уравнений.

1

-

1

решение задач

индивиду-альная

текущий

7

  1. Линейное уравнение

с одной переменной.

Линейное уравнение

с одной переменной.

1

1

_

лекция, беседа

групповая

текущий

8

Линейное уравнение

с одной переменной.

1

_

1

решение задач

групповая

текущий

9

Линейное уравнение

с одной переменной.

1

_

1

компьютерный практикум

индивиду-альная

текущий

10

Линейное уравнение

с одной переменной.

1

_

1

компьютерный практикум

индивиду-альная

темати-ческий

11

  1. Решение текстовых задач.

Решение текстовых задач.

1

1

_

лекция, беседа

групповая

текущий

12

Решение текстовых задач.

1

_

1

решение задач

групповая

текущий

13

Решение текстовых задач.

1

_

1

компьютерный практикум

индивиду-альная

текущий

14

Решение текстовых задач.

1

_

1

компьютерный практикум

индивиду-альная

темати-ческий

15

  1. Уравнения, содержащие модуль.

Уравнения, содержащие модуль.

1

1

_

лекция, беседа

групповая

текущий

16

Уравнения, содержащие модуль.

1

-

1

решение задач

групповая

текущий

17

Уравнения, содержащие модуль.

1

_

1

компьютерный практикум

индивиду-альная

текущий

18

Уравнения, содержащие модуль.

1

_

1

компьютерный практикум

индивиду-альная

темати-ческий

19

  1. Общие сведения

 о функции.

Общие сведения

 о функции.

1

1

-

лекция, беседа

групповая

текущий

20

Общие сведения

 о функции.

1

_

1

решение задач

групповая

текущий

21

  1. Линейная функция

и её график.

Линейная функция

и её график.

1

1

-

лекция, беседа

групповая

текущий

22

Линейная функция

и её график.

1

-

1

решение задач

групповая

текущий

23

Линейная функция

и её график.

1

-

1

компьютерный практикум

индивиду-альная

текущий

24

Линейная функция

и её график.

1

-

1

компьютерный практикум

индивиду-альная

темати-ческий

25

  1. Кусочно-линейная функция

и её график.

Кусочно-линейная функция

и её график.

1

1

-

лекция, беседа

групповая

текущий

26

Кусочно-линейная функция

и её график.

1

-

1

решение задач

групповая

текущий

27

Кусочно-линейная функция

и её график.

1

-

1

компьютерный практикум

индивиду-альная

текущий

28

Кусочно-линейная функция

и её график.

1

-

1

компьютерный практикум

индивиду-альная

темати-ческий

29

  1. Функция,

содержащая модуль,

и её график.

Функция,

содержащая модуль,

и её график.

1

1

-

лекция, беседа

групповая

текущий

30

Функция,

содержащая модуль,

и её график.

1

-

1

решение задач

групповая

текущий

31

Функция,

содержащая модуль,

и её график.

1

-

1

компьютерный практикум

индивиду-альная

текущий

32

Функция,

содержащая модуль,

и её график.

1

-

1

компьютерный практикум

индивиду-альная

темати-ческий

33

  1. Работа над проектом «Удивительный мир математики».

Работа над проектом «Удивительный мир математики».

1

1

-

лекция, беседа

групповая

текущий

34

Работа над проектом «Удивительный мир математики».

1

-

1

компьютерный практикум, поиск информации

индивиду-альная,

групповая

текущий

35

Работа над проектом «Удивительный мир математики».

1

-

1

компьютерный практикум

индивиду-альная, групповая

текущий

36

Работа над проектом «Удивительный мир математики».

1

-

1

защита проектов

индивиду-альная, групповая

итоговый

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Организация занятий курса предполагает использование учебного кабинета, оснащённого персональными компьютерами (соответственно числу учащихся или групп учащихся). На компьютерах необходимо установить основные пользовательские программы  и программное обеспечение курса, АРМ учителя  с устройством для просмотра CD-ROM, мультимедийным проектором (1 на класс) и экраном  для осуществления самостоятельной работы учащихся,   проверки и самопроверки усвоения учебного материала,  проецирования материалов на экран при подробном и развернутом изучении учебного материала. Наличие интерактивной доски является желательным,  но не обязательным условием.

Технические средства  обучения

  1. Мультимедийный проектор.
  2. Экран проекционный.
  3. Класс персональных компьютеров.

ЦОР

  •  ИИСС «Математика на компьютерах».
  •  УЭИ  «Математика 5-11».
  •  УМК «Живая математика».
  •  УМК «Открытая математика» (интерактивный курс «Функции и графики», «Алгебра»).
  •  1С: Образование «Математика 5-11. Практикум».
  •  Программа AGrapher.

Список литературы

Литература для педагога:

  1. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре 8-9. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Костикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. – М.: Просвещение, 2000.
  3. Математика (газета). № 14 (2017),  № 25-28 (2014).
  4. Математика в школе (журнал). № 8 (2011), № 8 (2012).

Литература для учащихся:

  1. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2017
  2. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Шаг в мир информатики»

Срок реализации программы: 2года Возраст учащихся, на который рассчитана данная программа – 7-11 лет...

Дополнительная общеразвивающая программа по информатике «ИНФОЗНАЙКА»

Аннотация дополнительной общеразвивающей программы «ИНФОЗНАЙКА»Уровень освоения: ознакомительный.Направленность: техническая.Возраст учащихся: 9-10 лет.Срок реализации: 1 год.Форма занятий...

Дополнительная общеразвивающая программа "Математика в практических задачах"

Настоящая программа включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой как тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные зада...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информатика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информатика» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальн...

Дополнительная общеразвивающая программа «Математика для любознательных»

Данная программа предназначена для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность. Она включает в себя  задания, как углубляющего, так и развивающего характера. Углубление р...

Дополнительная общеразвивающая программа «Математика для любознательных-8класс»

Данная программа поднимет мотивацию ребенка  и поможет ему реализовать себя через участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня....

Дополнительная общеразвивающая программа «Математика для любознательных-8класс»

Данная программа поднимет мотивацию ребенка  и поможет ему реализовать себя через участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня....