Внеурочное занятие по финансовой грамотности "Как не потратить лишнего"
методическая разработка

Семенова Наталья Павловна

“Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…”

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnoe_zanyatie_po_finansovoy_gramotnosti.doc61.5 КБ
Microsoft Office document icon slova_stsenki.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие по финансовой грамотности

Оборудование: презентация, раздаточный материал

(слайд №1)

Учитель. Прочитайте эпиграф к нашему занятию.

“Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…”

Какие мысли у вас возникают? О чем у нас будет идти разговор? (ответы)

Учитель.  Ваши родители всегда делают для вас самое лучшее. Они помогают нам при выборе школы, института, работы. Направляют в начале карьеры.

Сегодня мы поможем вашим родителям и на примерах покажем, как научиться считать, экономить и защищать свои деньги, как планировать свой бюджет и как сделать из маленьких денег большие.

Мы расскажем о том, какие бывают деньги, как они появились и зачем нужны. Вы узнаете, почему стоит научиться правильно распоряжаться деньгами. иными словами –  КАК НЕ ПОТРАТИТЬ ЛИШНЕГО?(слайд №)

А поможет нам в этом — семья Ивановых: Аня , Гриша, их мама Алина и папа Николай .

(сценка)

  • (Гриша)Привет, я Гриша, мне 12 лет, я живу в п. Луговом, учусь в 5 классе  Луговской  школы. Люблю своих друзей, и мне нравится жить летом на даче! Моя самая главная мечта — мопед, чтобы летом гонять на нем с друзьями!
  • (Аня)Меня зовут Аня, мне 8 лет. Я тоже живу в Луговом. Я учусь во втором классе, а еще хожу в танцевальную школу и на рисование. У меня много подруг! Мне бы хотелось собрать всю коллекцию кукол Винкс! Хочу в подарок игровую приставку Play Station! А еще мечтаю о новом розовом платье для танцев!
  • (Гриша) А это наши родители. Наша мама Алина работает учителем в школе. Больше всего она хочет отправиться всей семьей в путешествие по Европе.
  • (Аня) Наш папа Николай владеет собственной автомастерской. Он отлично ремонтирует машины, все говорят, что у него золотые руки. Еще он замечательно играет на гитаре и готовит самый вкусный шашлык. У него есть заветная мечта —построить большой загородный дом, в котором бы собирались все родные и друзья по праздникам.
  • (папа)Вместе мы – семья Ивановых! У каждого из нас есть мечта, и мы знаем, как достичь своих целей.

Учитель. Это очень хорошо, когда у человека есть мечта, значит ему есть к чему стремиться. О чем мечтаете вы?

(ответы детей)

  • (Гриша) Хочется так много всего!

  • (Аня) Но родители не всегда согласны исполнять все наши желания и покупать все, что мы захотим. Почему? Ведь все это очень нужное и полезное! Наши родители часто говорят о необходимости делать выбор и от чего-то отказываться, потому что это дорого стоит или сейчас не входит в их планы.

  • (Гриша) Бывало, что тебе очень чего-нибудь хотелось, а родители говорили что-то подобное:

  • (папа)У тебя уже миллион кукол, и ты в них все равно не играешь! Зачем тебе еще одна?
  • (мама) Сегодня мы можем купить только продукты по списку, а на игрушки денег не хватит.
  • (папа) Школьный портфель мы купили тебе только год назад, и он еще в очень хорошем состоянии!

Учитель. У вас бывали подобные ситуации? 

(ответы)

  • (Гриша) У нас раньше такое часто бывало, но мы нашли выход! Научились обращаться с деньгами правильно!
  • (Аня) Наши родители поделились с нами секретами обращения с деньгами. Мы узнали, как можно экономить и сохранять деньги, как их копить и тратить. Эти секреты помогли нам исполнить наши мечты!
  • (Гриша) Сегодня мы будем рады поделиться всем, что знаем.

Учитель. Добро пожаловать в загадочный мир денег, мы раскроем вам секреты как не потратить лишнего

(слайд №)

Секрет 1. Как появились деньги? (фильм)

Учитель. Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации……когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось ловить рыбу, но никак не получалось поймать зайца! А у другого — наоборот.

И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе — зайца, а ты мне рыбу. Так появился бартер — предшественник современных денег. Бартер – обмен товарами или услугами

Ты меняешься с друзьями в школе? (ответы детей)

Наклейками, ручками, ластиками, карточками для игры, заколками, игрушками… Меняешься — значит, совершаешь бартерные сделки.

Всем хорош бартер, но иногда он никак не может помочь и тогда люди придумали деньги. Сначала роль денег выполняли разные предметы — камушки, ракушки, меховые шкуры, зерно или соль. Потом появились монеты, а следом за ними — и бумажные деньги.

Деньги – особый универсальный товар, используемый при обмене

Как люди обмениваются результатами своего труда при помощи денег?

(ответы)

Мама преподает в школе, за что тоже получает деньги. Папа Паши и Маши работает автослесарем — он ремонтирует другим людям автомобили и получает за это деньги. Те деньги, которые они получают за свой труд, называют заработной платой, или сокращенно зарплатой. Как правило, зарплату выплачивают один раз в месяц.

Мы узнали, откуда берутся деньги. Но это еще не все секреты волшебного мира денег. Теперь наша задача — узнать, как умело распоряжаться деньгами.

Секрет № 2. Как посчитать деньги (потребительская корзина)

Мы уже знаем, что деньги наши родители получают за свой труд. Но вот какие они бывают – деньги?

Для того чтобы уметь распоряжаться деньгами (тратить их на покупки, копить для исполнения большой мечты), очень важно уметь их различать и считать! В России деньги называются рублями, они бывают в виде бумажных денег (купюры или банкноты) и монеток.

Посмотрите на забавные названия денег в других странах? А может вы и сами их знаете?

Секрет 3. Как проверить, настоящие ли деньги?

Деньги обладают системой защиты, чтобы их нельзя было печатать и рисовать всем, кому захочется. Настоящие деньги может печатать только Центральный Банк Российской Федерации. За подделку денег предусмотрено наказание. Для того чтобы отличить настоящие деньги от фальшивых, придумали специальные признаки и отличительные знаки.

Вы сейчас проведете собственное расследование. Папа Коля и мама Алина помогут вам в этом. Они раздадут вам купюры, а вы найдете на них специальные признаки и определите фальщивые у вас купюры или настоящие.

(раздаем купюры разного номинала и слушаем ответы детей. После ответов подводим итог  слайдом)

  • Радужные полосы
  • Микроперфорация
  • Ныряющая металлизированная нить
  • Цветопеременная краска
  • Защитные волокна
  • Рельефное изображение
  • Водяной знак
  • Микротекст

Что делать, если в руки попала фальшивая купюра? (ответы)

Нельзя ни в коем случае пытаться ею расплатиться, необходимо провести ее проверку при помощи специального детектора подлинности банкнот или своими силами. Детекторы подлинности банкнот есть во всех банках и обменных пунктах валюты и во многих крупных торговых центрах. Фальшивые деньги подлежат уничтожению. Важно быть очень бдительным при расчетах деньгами!

Учитель. Мы узнали, какие деньги бывают, научились проверять их подлинность. Теперь поговорим о том, как лучше тратить деньги…

Секрет 4. Как потратить деньги с пользой?

(сценка)

Учитель. Послушаем разговор Маши с мамой:

  • Мама, я хочу новый рюкзак для школы!

  • Но твоя нынешняя сумка в отличном состоянии, ты ходишь с ней меньше года

  • Да, но она уже не прикольная...

  • Это не причина. Мы не можем покупать тебе новую сумку каждые полгода, это неразумная трата.

Учитель. Почему мама говорит Маше, что покупка новой сумки – неразумная трата? Что это значит? Слышал ли ты раньше о том, что есть вещи, которые нужны, и вещи, которые ты просто хочешь иметь? Чем они отличаются?

Все наши траты мы можем разделить на две части: необходимые и желаемые.

Необходимые траты — те вещи, без которых человек не может обойтись.

Желаемые покупки — вещи, которые тебе хочется купить, но ты можешь обойтись без них.

Например, если у Маши уже есть хорошая школьная сумка, то покупка еще и школьного рюкзака, который Маше очень нравится, будет нежелаемой тратой. Но если Машина школьная сумка порвется, то купить рюкзак будет необходимо.

Попробуйте распределить различные траты, которые вам раздадут родители семьи Ивановых на желаемые и необходимые.

  • Электричество
  • Вода для дома
  • Журнал
  • Билеты в кино
  • Мясо
  • Рыба
  • Овощи
  • Фрукты
  • Торт, печенье
  • Газировка, конфеты
  • Счета за телефон и интернет
  • Теплая обувь для зимы
  • Бензин
  • Лотерейный билет
  • Рабочие тетради для школы
  • Классные кроссовки

Учитель. Посмотрим, что у вас получилось.

(взаимопроверка)

        

Учитель. У каждого человека есть мечта. Мы уже говорили о мечтах Паши и Маши. И у их родителей тоже есть мечты. Например, их мама Елена давно мечтает о путешествии по Европе всей семьей. А папа Анатолий хочет построить большой загородный дом.

Учитель. А если у всех членов семьи есть мечты, то будет по-честному договориться, как расходовать оставшиеся деньги. На мечты придется откладывать деньги, т.к. сразу их купить не получится.

Секрет № 5. Как приблизиться к нашим мечтам?

  1. Узнать стоимость финансовых целей

Например, Паша и Маша воспользовались интернетом и нашли цены на свои краткосрочные финансовые цели: мопед Паши стоит 21 500 рублей, а игровая приставка Маши — 4563 рублей.

  1. Выбрать способ движения

Если родители говорят, что у них нет денег на эту покупку, мы обращаемся к варианту… Постепенно копить деньги для исполнения своего желания. Допустим, каждую неделю или каждый месяц ты станешь откладывать небольшую сумму. И исполнишь свое желание немного позже.

Результат будет одинаков — мы обязательно достигнем своей цели, просто за разное время.

Секрет 6. Как «приручить» деньги?

Как узнать, на что мы тратим деньги? Как посчитать, сколько денег мы можем откладывать каждый месяц? Получить ответы на эти вопросы поможет бюджетирование, то есть ведение бюджета.

Бюджет – подробное описание всех доходов и расходов

Бюджет может быть у человека, у семьи, у государства. Он также может быть недельным, месячным, годовым. У каждого бюджета есть доходная и расходная части. Доходная часть — это денежные поступления. Расходная часть — соответственно траты.

Основная цель бюджета

помогать контролировать и управлять движением денег! Если расходы больше, чем доходы, — это называется дефицит бюджета. Если доходы больше, чем расходы, — это называется профицит бюджета.

Составь свой личный бюджет

Назови основные статьи доходной части бюджета вашей семьи?

(ответы детей)

После каждой покупки в магазине мы получаем чек. На нем стоит сумма

нашей покупки. Эту сумму ты определишь в доходную часть бюджета или

в расходную?

Составь бюджет в начале недели и в конце. Удалось ли тебе удержаться

в рамках бюджета?

Доходы получились больше расходов? Отлично! Значит, ты можешь уже начать откладывать на исполнение своих желаний.

Расходы получились больше доходов? Нужно найти возможности сокращения затрат, или ты не сможешь копить, а может, не сможешь купить даже самое необходимое!

Попробуйте распределить ваш недельный бюджет на необходимые продукты в магазине. Посмотрим, получится ли у вас удержаться в рамках бюджета семьи.

Мы дадим вам список необходимых продуктов, а сколько их взять на неделю должны решить вы.

Список необходимых продуктов.

Картошка

Макароны

Крупы

Мясо

Рыба

Колбаса

Сыр

Чай

Кофе

Молоко

Соки

Печенье

Конфеты

Чипсы

Жевательная резинка

Подводим итоги покупок и заканчиваем занятие.

Все сегодня очень хорошо работали. Давайте скажем спасибо семье Ивановых за помощь. Что из того что вы узнали вы сможете применить дома с родителями???

Родители учат вас многому, делая особенный упор на то, что хорошо и что плохо. увы. за философскими рассуждениями о более практических советах они забывают. в росс действительности первые азы фин.азбуки дети получают лет в 20 когда возьмут свой первый потребит кредит, который отобьет у них всю веру в человечество.
поэтому очень важно со шк вораста учить детей правильно тратить деньги, планировать свои расходы, чтобы прожить долгую и благополучную жизнь.
"ведь если вы хотите быть богатым - вам нужно стать финансово грамотными"
мы верим в то, что каждый член семьи ивановых достигнет своей финансовой цели. потому что они четко знают - Деньги - ресурс ограниченный и распоряжаться им нужно разумно!!!



Предварительный просмотр:

Привет, я ____________, мне 12 лет, я живу в п.Луговом . Учусь в 5 классе  Луговской  школы. Люблю своих друзей, и мне нравится жить летом на даче! Моя самая главная мечта — мопед, чтобы летом гонять на нем с друзьями!

Меня зовут ___________, мне 8 лет. Я тоже живу в Луговом  . Я учусь во втором классе, а еще хожу в танцевальную школу и на рисование. У меня много подруг! Мне бы хотелось собрать всю коллекцию кукол Винкс! Хочу в подарок игровую приставку PlayStation! А еще мечтаю о новом розовом платье для танцев!

А это наши родители - Наша мама Елена работает учителем в школе. Больше всего она хочет отправиться всей семьей в путешествие по Европе.

Наш папа Анатолий владеет собственной автомастерской. Он отлично ремонтирует машины, все говорят, что у него золотые руки. Еще он замечательно играет на гитаре и готовит самый вкусный шашлык. У него есть заветная мечта —построить большой загородный дом, в  котором бы собирались все родные и друзья по праздникам.

Вместе мы –

семья Ивановых! У каждого из нас есть мечта, а вместе мы учимся распоряжаться своими доходами и знаем, как достичь своих целей.

А о чем мечтаете вы?

________ - Хочется так много всего!

_________ Но почему-то родители не всегда согласны исполнять все наши желания

и покупать все, что мы захотим. Почему? Ведь все это очень нужное и полезное! Наши родители часто говорят о необходимости делать выбор и от чего-то отказываться, потому что это дорого стоит или сейчас не входит в их планы.

_______ -  Увас бывали подобные ситуации? Бывало, что тебе очень чего-нибудь хотелось, а родители говорили что-то подобное:

• У тебя уже миллион кукол, и ты в них все равно не играешь!

Зачем тебе еще одна?

• Сегодня мы можем купить только продукты по списку,

а на игрушки денег не хватит.

• Школьный портфель мы купили тебе только год назад,

и он еще в очень хорошем состоянии!

______ У нас раньше такое часто бывало,но мы нашли выход! Мы научились обращаться  с деньгами правильно!

_______Наши родители  поделились с нами секретами обращения с деньгами. Мы узнали, как можно экономить и сохранять

деньги, как их копить и тратить, как беречь деньги от «ловушек», как «выра-

щивать» и «защищать» их. Эти секреты помогли нам исполнить наши мечты!

______– Хотите узнать как? Мы будем рады поделиться всем, что знаем.

Вместе - Добро пожаловать в загадочный мир денег, или как не потратит лишнего (на слайде)

 Сценка 2.

Послушаем разговор Маши с мамой:

______Мама, я хочу новый рюкзак для школы!

________Но твоя нынешняя сумка в отличном  состоянии, ты ходишь с ней меньше года

________Да, но она уже не прикольная...

_______Это не причина. Мы не можем покупать тебе новую сумку каждые полгода, это  неразумная трата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности "Страхование как способ избежать финансовых потерь"

В современной России вопрос о финансовом образовании населения является актуальным, потому что у россиян нет достаточного опыта жизни в условиях рыночной экономики.Страхование имеет многовековую истор...

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности "Права потребителей. Федеральный закон по защите прав потребителей"

Конспект внеурочного мероприятия по финансовой грамотности в 8 классе "Права потребителей. Федеральный закон по защите прав потребителей"...

Внеурочное занятие курса Финансовой грамотности по теме :Вклады и кредиты"

Внеурочное занятие построено в виде игры "Зачем нужны банки?", Вашему вниманию предоставляктся конспект внеурочного занятия, презентация недели финансовой грамотности к нему, и небольшой вид...

Методическая разработка внеурочного занятия «Дорогою добра. Путь к мечте» (курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность против коррупции»), 6 класс

Представленное занятие проводится в рамках курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность против коррупции» для учащихся 6 класса. Это курс гуманитарного направления, целью которого...

Внеурочное занятие по финансовой грамотности "Карманные деньги: как потратить"

Деньги – это очень важная часть современной жизни. Мы обязательно учим ребенка пользоваться вилкой, переходить улицу, вежливо общаться. Однако тема с финансовыми вопросами остается часто незатро...

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности Квест - игра. «Знатоки финансовой грамотности»

Квест-игра - «Знатоки финансовой грамотности» Форма проведения: занятие-игра по станциям.Участники: учитель, учащиеся 5-6 классы.Цель: формирование  финансовой грамотности обучаю...