Методическая разработка внеурочного занятия по «Финансовой грамотности» для 5-6 классов «Поход в магазин».
методическая разработка по математике (6 класс)
В курсе математики 5-6 классов формируется базовый математический и вычислительный фундамент при решении финансовых вопросов, встречающихся в повседневной жизни. Это такие темы как: проценты, пропорции, пропорциональность и деление числа в данном отношении, диаграммы, площади, объемы. Уроки финансовой грамотности можно проводить отдельно, после изучения конкретной темы, в качестве закрепления материала. Также возможен вариант включения отдельных заданий в каждый урок. И тот и другой варианты эффективны в зависимости от целей урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеурочного занятия
по «Финансовой грамотности» для 5-6 классов
«Поход в магазин».
Автор: Бурлыкина Эльвера Суфияновна
2022-2023 у.г.
Форма проведения: игра «Поход в магазин».
Участники: учитель, учащиеся 5-6 классы.
Цель: Развитие финансовой грамотности обучающихся 5-6 классов.
Задачи:
1. Способствовать формированию экономического образа мышления.
2. Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту.
3. Формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области финансовой грамотности учащихся.
4. Формирование у учащихся навыков индивидуальной и групповой работы. 5. Развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческих возможностей и расширение кругозора учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
− осознание себя как части семьи, общества;
− овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
− развитие самостоятельности;
− развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Регулятивные:
− развивать умение работать в группе,
− умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,
− выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
− развитие коммуникативной культуры учащихся;
− выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию. Оборудование и материалы:
Персональный компьютер. Видеопроектор. Экран. Карточки с заданиями, бумажные жетоны в виде железных рублей, фломастеры, цветные карандаши, листы бумаги А4.
Приложение:
Презентация. Форма работы участников: групповая (командная)
Заключение:
Данное занятие позволяет сформировать грамотное, рациональное поведение потребителя, повышает финансовую грамотность обучающихся. Приобретенные в процессе занятия навыки помогут в практическом применении знаний при совершении покупок.
Возраст участников игры: 11-12 лет.
Роли: 3 продавца, 3 кассира, покупатели.
Оборудование и инвентарь: таблички-вывески отделов « МОЛОЧНЫЙ», «ГАСТРОНОМ», «КОНДИТЕРСКИЙ», таблички-указатели касс, ценники с наименованиями и рисунками товаров, чеки для продавцов и кассиров(чистые листочки», 10 коробок с заданиями разной сложности: в 1-ой самые простые, в 10-ой самые сложные.
Примечание:
Роли продавцов и кассиров исполняют дети, наиболее успешные в устных вычислениях. Роль продавца – самая трудная.
Задания написаны на отдельных листочках и выглядят так:
Купить 2 бутылки молока и 1 пачку творога.
Получить сдачу с ….. рублей.
Ход игры:
После распределения ролей и расстановки ценников на партах-витринах, покупатели, самостоятельно оценивая свои возможности, в плане устного счета, выбирают «задания для покупок».
Посчитав стоимость покупаемого товара, покупатель должен назвать сумму кассиру и указать название отдела. Кассир на чеке должен написать «уплаченную сумму» и «выданную сдачу».
Например: « 88 рублей 45 копеек в молочный отдел»
- Уплачено: 88рублей 45 коп.
- Получено: 100 рублей.
- Сдача: 11 рублей 55 копеек.
Уплаченную сумму кассир проставляет в журнале «Приход». После того, как получен чек, покупатель идет в отдел. Продавец проверяет правильность посчитанной стоимости товара и, если нет ошибки, расписываясь на чеке - выдает товар. Название продукта и количество «проданного» товара продавец проставляет в журнале «проданный товар».
Далее покупатель идет за следующим товаром, и игра продолжается до особого знака учителя, после которой обучающиеся приступают к оформлению своей работы в тетрадях.
Продавцы подсчитывают объем и стоимость «проданных товаров», кассиры - объём «полученных денег». Цифры у продавцов и кассиров являются взаимоконтролирующими.
Во время игры учитель следит за соблюдением правил поведения в «магазине», после игры проводится обсуждение.
Также можно использовать в игре «Магазин» усложненный вариант:
По определенному знаку учителя продавцы и кассиры «ошибаются»: выдают неправильную сдачу, не дают товар, т.к. неверно уплачено и т.д.
Такой вариант игры усиливает социально-психологический эффект игры , учит детей правильно реагировать в конфликтных ситуациях и уметь отстаивать свои интересы.
Использованный УМК: 1. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права) / авт.-сост. М. Е.Сергеева. - Волгоград: Учитель, 2007. 2. Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В. Д. Симоненко, Т. А.Степченко - М.: Вита-Пресс, 2004. 3. Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учрежд. / Симоненко В. Д., Степченко Т. А. - М.: Вита-Пресс, 2004. 4. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 5. Обществознание 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений// под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2015. 6. Федеральный закон от "№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 7. Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразовательных организаций: Серия «Учимся разумному финансовому поведению», М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 208 с., ил. 8. Обществознание: учебное пособие для общеобразовательных организаций./Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. – М.: Просвещение, 2012
Интернет – источники: 1. - Методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций//Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» (электронный ресурс); 2. #1074;ашифинансы.рф/ - сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан; 3. ; сайт регионального центра финансовой грамотности. 4. – библиотека по финансово – экономической тематике; 5. - Сайт «Экономика для школьника»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности "Страхование как способ избежать финансовых потерь"
В современной России вопрос о финансовом образовании населения является актуальным, потому что у россиян нет достаточного опыта жизни в условиях рыночной экономики.Страхование имеет многовековую истор...
Методическая разработка внеурочного занятия по Основам финансовой грамотности
Основы финансовой грамотностиМетодическая разработка внеурочного занятия «День рождения Машеньки»...
Методическая разработка цикла занятий по финансовой грамотности "Азбука финансов"
Методическая разработка цикла занятий по финансовой грамотности "Азбука финансов"Материал для внеклассной работы. возраст обучающихся 12-15 лет...
Методическая разработка внеурочного занятия «Дорогою добра. Путь к мечте» (курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность против коррупции»), 6 класс
Представленное занятие проводится в рамках курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность против коррупции» для учащихся 6 класса. Это курс гуманитарного направления, целью которого...
Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности Квест - игра. «Знатоки финансовой грамотности»
Квест-игра - «Знатоки финансовой грамотности» Форма проведения: занятие-игра по станциям.Участники: учитель, учащиеся 5-6 классы.Цель: формирование финансовой грамотности обучаю...
Методическая разработка внеурочного занятия по «Финансовой грамотности» для 6-7 классов Квест-игра: «Три богатыря и Семейный бюджет».
Внеурочное занятие по «Финансовой грамотности» для 6-7 классов «Три богатыря и Семейный бюджет» формирует и развивает основные финансовые понятия и использование...