Музыкальная гостиная «А. Ф. Гедике - художник большой души».
учебно-методический материал
Сочинения Гедике для детей способствуют развитию у них художественного вкуса и музыкального чутья и одновременно – различных сторон техники фортепианной игры, они до сих пор пользуются огромной популярностью среди педагогов и очень любимы детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
А. Ф. Гедике - художник большой души | 21.42 КБ |
приложение | 1.03 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Областное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДМШ им. Г. Струве»
Музыкальная гостиная
«А. Ф. Гедике - художник большой души».
Преподаватели фортепианного отделения:
Зайцева Лариса Николаевна
Левченкова Анна Алексеевна
г. Железногорск, 2023
Добрый день, дорогие друзья. Сейчас вы услышали произведение «Ригодон» Замечательного композитора Александра Федоровича Гедике в исполнении Митиной Арианы.
Многим из ребят, обучающимся музыке, имя композитора становится знакомым с самых ранних лет. Кто из начинающих музыкантов не играл в детстве его "Заиньку"?
Вот и сейчас на сцену я приглашаю начинающего музыканта Владу Кулинч енко, которая исполнит произведение «Заинька».
Александр Федорович Гедике (1877–1957) был очень разносторонний музыкант, пианист, органист, педагог Отец, Фёдор Карлович (по метрике — Фридрих-Александр-Пауль Гёдике), работал органистом в той же церкви, был пианистом в оркестре Большого театра, преподавал в Московской консерватории обязательное фортепиано. Младший брат Павел Фёдорович Гедике (12.01.1879), звонарь Сретенского монастыря. Обладатель совершенного слуха и совершенно исключительных музыкальных способностей. «У него удивительный слух, — рассказывал про него брат-композитор. — В праздничный день, когда звучат тысячи колоколов, брат безошибочно выделяет звон любой церкви». Один из двоюродных братьев Владимир Владимирович Гедике был инженером путей сообщения, прокладывал железную дорогу Владивосток — Хабаровск. За тяжелую самоотверженную работу в трудных условиях непроходимой тайги одна из станций (613 км от Владивостока и 156 км не доезжая Хабаровска) была названа его именем «Гедике». (Я специально посмотрела карту и обнаружила, что эта станция до сих пор существует и рядом находится поселок «Гедике»)
Но больше всего в этой семье было музыкантов — органистов, пианистов, вокалистов, композиторов.
Мама будущего композитора Жюстен-Адель родилась во Франции, переехав в 1870 году в Россию, она, вместе со своей сестрой, обосновалась в Москве. Позже сам Гедике пишет: «Музыка занимала в нашей жизни большое место. К отцу, служившему в Большом театре, постоянно приходили музыканты, готовившиеся к конкурсу, и мы внимательно их слушали. Тут бывали скрипачи, виолончелисты, духовики. Невольно мы изучали звучание, и свойства того или иного инструмента. Отец был хорошим пианистом…, мы всегда с интересом слушали его игру, особенно любили мы Шопена».
В 1887 году Гедике поступил в гимназию, с большим удовольствием занимался там хоровым пением и рисованием.
В 1891 году Гедике перешёл в четвёртый класс гимназии, но музыка поглощает все его силы и внимание. И тогда он решает готовиться к поступлению в консерваторию. Подготовив программу по специальности, сдав сольфеджио, Александра принимают в консерваторию. «Поступив в консерваторию, я ясно увидел, что не ошибся в своих мечтах, и, что воздух, которым я стал дышать, совсем не похож на воздух гимназии».
В 1898 году Александр Фёдорович оканчивает консерваторию с золотой медалью.
В сентябре 1909 года началась работа в Московской консерватории. Гедике учил играть на рояле, органе и совместной игре на разных инструментах. Класс этот называется классом камерного ансамбля. Для того чтобы руководить таким классом, нужно знать основные приемы игры на многих инструментах и, кроме того, умело объединять их вместе. Работа такого педагога похожа на работу дирижера в оркестре.
Александр Федорович Гедике очень много успевал сделать за день.
У Александра Федоровича был определенный режим дня, которого он неукоснительно придерживался всю жизнь. Он вставал всегда в 6 утра, а ложился спать в 9–10 часов вечера. Органные концерты Гедике давал часто. Играл он больше всего любимого им Баха.
"Музыка его, – говорил Гедике, – вечно юная, свежая и новая, полная жизни и огня, радостная и глубокая, созерцательная и возвышенная, пленяет нас с такой силой, как будто Бах и сейчас живет среди нас, молодой, полный сил и любви к жизни".
На концертах Гедике всегда было много народа. После окончания артисту долго аплодировали, посылали трогательные записки, благодарили за доставленное удовольствие.
Занимался Гедике с учениками с большим воодушевлением. Он подпевал, насвистывал, ходил по классу, нервно теребя цепочку от карманных часов, дирижировал. Иногда покрикивал, пробуждая вялых от "спячки". Если студенты во время занятий разговаривали, шумели, Александр Федорович их одергивал: "Не балуй!" Звук "л" он не произносил, и получалось "не ба-уй!"
Когда Гедике сочинял музыку для детей, он как бы перевоплощался в мальчика или девочку, старался в своем воображении жить их интересами. Вот почему дети с такой охотой играют пьесы «дедушки Гедике». Предлагаю вам самим представить образы произведений, которые вы сегодня услышите нашем концерте, т.к. названия у них простые: пьеса, миниатюра, прелюдия или просто этюд.
Гедике хотел казаться строгим, сердитым, но у него это не получалось. Необыкновенная мягкость, доброта сказывались во всем.
Не было случая, чтобы Александр Федорович кому-либо из учеников сказал резкость. Он только угрожал, предупреждал: "Смотри, я рассержусь!" Но это никого не пугало: во время сказанной угрозы на ученика смотрели те же добрые глаза...
и органных сочинений, концертов и камерных произведений для духовых инструментов, романсов, обработок русских народных песен. Но как ни странно, известен он больше как композитор, создавшим множество остроумных, высокоталантливых и полезных произведений для детей. Наверняка многие из вас уже играли его этюды и пьесы.
Что ж такое этюд?
Этю́д (фр. étude — «изучение») — это инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, предназначенная для усовершенствования техники исполнителя, в частности для повышения уровня владения инструментом.
Этюд соч.48 №5 исполняет Мова Арина
Этюд соч.6 №5 исполняет Гецевич Давид
Пьесы для детей занимают большое место в творчестве А.Ф. Гедике. Внимание композитора к этому роду музыки объясняется рядом причин, связанных с особенностями его личности и творческой деятельности: свойственным ему непосредственным, здоровым мироощущением и основанными на этом ясностью и простотой музыкального языка; особым композиторским даром – умением создать выразительные музыкальные образы максимально простыми средствами, в лаконичных музыкальных формах; огромной музыкальной культурой и эрудицией.
Что значит «пьеса»?
Музыкальная пьеса — законченное сольное или ансамблевое музыкальное произведение небольшого размера. Пьесы очень различны по своему характеру, манере исполнения, ритмическому рисунку и эмоциональному наполнению.
Сборник «60 пьес для начинающих» состоит из огромного количества разнохарактерных пьес, которые могут полностью охватить репертуар юного пианиста. Здесь представлены этюды на развитие различных видов техники, жанровые, танцевальные и характерные пьесы, а также небольшие полифонические произведения. Все это многообразие способствует разностороннему развитию ученика. Музыкальные пьесы расположены в соответствии с традиционным возрастанием по степени трудности, а музыкальный язык понятен маленьким музыкантам.
«Пьеса» исполняет Тимошина Маша
В детской фортепианной музыке А.Ф. Гедике проявляет себя как мастер фортепианной миниатюры, где находят отражение общие стилистические особенности его творчества: яркая образность, русский национальный колорит, мелодическая и гармоническая ясность.
«Миниатюра в форме этюда» исполняет Дмитрий Бирюков
Программные пьесы А.Ф. Гедике, составляющие обширный раздел его детских фортепианных сочинений, представляют собой своеобразные музыкальные картины, где конкретность образов выступает в наиболее отчетливой форме. Круг образов здесь очень разнообразен: от передачи различных настроений и чувств («Скорбь», «В раздумье», «Грезы») до красочных бытовых зарисовок, где оживают сценки из детской жизни («Урок», «В лагере»). Наиболее красочными, тонкими, поэтичными являются пьесы, в которых нашли отражение образы природы, близкие и любимые композитором. «В лесу ночью» исполняет Алехина Маша.
Непрестанная забота о росте и развитии обучающейся молодежи побуждала композитора непрерывно работать в области педагогического репертуара, создавая многочисленные циклы этюдов, упражнений и пьес для фортепиано, а также фортепианные ансамбли. Ансамбли для детей занимают большое место в творчестве А.Ф. Гедике. Они сочетают в себе две главные задачи в развитии юного музыканта – художественную и техническую. Сочинения Гедике для детей способствуют развитию у них художественного вкуса и музыкального чутья и одновременно – различных сторон техники фортепианной игры, они до сих пор пользуются огромной популярностью среди педагогов и очень любимы детьми.
«Баркарола» соч.12 №2 исполняют Светлана Кулешова и Анна Левченкова
Мы сегодня познакомились с замечательным, выдающимся композитором А.Ф. Гедике, надеюсь вы вдохновились и будит в дальнейшем своем творческом пути использовать произведения композитора. Спасибо за внимание!!!
Список использованной литературы
- Мильман М. Памяти Учителя и Друга. – М., 1957.
- Нейгауз Г. Г. Воспоминания о Московской консерватории. – М., 1975.
- Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1991.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Звучит «Ригодон» в исполнении Митиной Арианы Ригодо́н ( фр. rigaudon) — старинный парный танец крестьян , распространённый в XVII — XVIII веках
«Заинька » исполняет Влада Кулинченко
Этюд соч.48 № 5 исполняет Мова Арина
Этюд соч.6 № 5 исполняет Гецевич Давид
«Пьеса» исполняет Тимошина Маша
« Миниатюра в форме этюда» исполняет Дмитрий Бирюков
« В лесу ночью» исполняет Алехина Маша
« Баркарола » соч.12 №2 Исполняют Светлана Кулешова и Анна Левченкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
литературно-музыкальная гостиная «Если душа родилась крылатой» (по творчеству М.Цветаевой)
Справка о результативности применения представленных материалов Литературно-музыкальная гостиная «Если душа родилась крылатой…» (по творчест...
Литературно-музыкальная гостиная "Пусть душа останется чиста", посвященная поэзии Н.Рубцова
Мероприятие для детей от 9 до 17 лет...
2019 г. - МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИННАЯ «Жизнь и творчество Александра Фёдоровича ГЕДИКЕ»
Цель: познакомить слушателей с жизнью и творчеством русского композитора А.Ф. Гедике.Задача: заинтересовать слушателей творчеством композитора, побуждая к более глубокому изучению его произведений....
Внеклассное мероприятие «Литературно-музыкальная гостиная «Души, опаленные Афганом», посвященной выводу войск из Афганистана»
Класс: 9-11 Цель: воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма, чувства долга, ответственности, отваги на личных примерах воинов-интернационалистов; привитие уважения к старшему поколени...
Урок в литературно-музыкальной гостиной «Окрыленная песней душа...» (120 лет со дня рождения М.В. Исаковского)
Литературно-музыкальная гостиная была проведена в рамках метапредметной недели в школе, посвящена жизни и творчеству поэта-песенника М.В.Исаковского, жителя земли Смоленской....
Сценарий музыкальной гостинной " Играй и пой, Русская душа"
Гостинная распахнула двери русской песне и звукам народных инструментов....
Сценарий музыкальной гостиной "Русская народная песня-душа народа"
Сценарий музыкальной гостиной, для учащихся "ДШИ им. Г. Струве"...