Внеклассное мероприятие «Литературно-музыкальная гостиная «Души, опаленные Афганом», посвященной выводу войск из Афганистана»
план-конспект занятия (9 класс)
Класс: 9-11
Цель: воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма, чувства долга, ответственности, отваги на личных примерах воинов-интернационалистов; привитие уважения к старшему поколению.
Задачи:
- Расширить кругозор учащихся;
- Развить интерес к истории прошлого столетия;
- Духовно обогатить учащихся поэтическим и песенным наследием воинов-интернационалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
af_2.docx | 31.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ «Помарская средняя общеобразовательная школа»
Волжского муниципального района РМЭ
Внеклассное мероприятие
«Литературно-музыкальная гостиная
«Души, опаленные Афганом»,
посвященной выводу войск из Афганистана»
Внеклассное мероприятие для учащихся 9-11-х классов.
Автор: Средина А. Н.
педагог-библиотекарь
Помары 2019
Литературно-музыкальная гостиная
«Души, опаленные Афганом»,
посвященная выводу войск из Афганистана
Класс: 9-11
Цель: воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма, чувства долга, ответственности, отваги на личных примерах воинов-интернационалистов; привитие уважения к старшему поколению.
Задачи:
- Расширить кругозор учащихся;
- Развить интерес к истории прошлого столетия;
- Духовно обогатить учащихся поэтическим и песенным наследием воинов-интернационалистов.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация в MS Power Point, аудио- и видеозаписи.
Ход классного часа.
(слайд 1)
Видеоролик «Мы уходит»
(слайд 2)
(слайд 3)
Ведущий 1:
Вчера мальчишки выпускной гуляли,
Ломился стол от всяческих сластей.
И в ночь подруги им судьбу гадали,
И нагадали тысячу путей.
Но выпала всем дальняя дорога
в чужую неизвестную страну.
И не нашлось другой судьбы у Бога,
Чем эта - через страшную войну!
Ведущий 2:
И им пришлось испить ее до края
И, обманув в письме отца и мать,
Мол, не на бой - «по делу» вылетаем
В жестокой сече к смерти привыкать.
Их уносили «Черные тюльпаны»,
Не в небо - к Богу в девятнадцать лет...
За землю предков дрались там душманы.
А мы за что? Никто не даст ответ.
Ведущий 3:
И вот вернулись к нам мальчишки. Поседели.
У сердца - боевые ордена.
И шрамы - как отметины - на теле.
И в душах - не кончается война.
Ведущий 4:
И в снах - опять восстанет из могилы
Тот, на твоих глазах погибший друг.
И не найдется в целом мире силы,
Чтоб разорвать порочный этот круг!
(слайд 4)
Ведущий 1:
Нашу встречу сегодня мы назвали «Души, опаленные Афганом». Она посвящена 30-летию со дня вывода войск из Афганистана.
(слайд 5)
Историю свою не знать - стыдно. Даже если она не ложится ровным почерком на белоснежный листок, а полна помарок и опалена, может быть, не самой справедливой, но самой настоящей войной.
Ведущий 2: В декабре 1978 года между Советским Союзом и Демократической Республикой Афганистан был подписан договор о дружбе и сотрудничестве, который предусматривал военную помощь в случае угрозы безопасности
(слайд 6)
Ведущий 3: В этом же году в Афганистане произошел военный переворот - к власти пришла народно -демократическая партия, которая решила сделать общество «свободным». Она не учла, что далеко не все мусульмане захотят встать на этот путь...
(слайд 7)
Ведущий 4: 12 декабря 1979 года было принято решение о введении на территорию Демократической Республикой Афганистан ограниченного контингента советских войск.
Ведущий 1: Главная цель военного присутствия была определена так: стабилизация обстановки, отражение возможной военной агрессии, помощь населению. На самом деле все оказалось намного сложнее. Советским войскам пришлось втянуться в настоящую войну.
И наша сегодняшняя встреча посвящается памяти солдат.
(слайд 8)
Ведущий 2:
Афганская война... Она ушла в историю и за неполных десять лет унесла многие тысячи жизней воинов-интернационалистов. Эта война своим черным крылом коснулась многих семей, принеся с собой цинковые гробы, безногих, безруких, слепых, тяжело больных молодых людей. Война в Афганистане – это горе, прежде всего, тех, кто непосредственно в ней участвовал. Для остальных она далекая, чужая, непонятная, хотя и ближе по времени.
Афганистан – это боль и скорбь; это война, в которой наши ребята были просто солдатами…
(слайд 9)
Видеоролик «Война в Афганистане. Хроника»
(слайд 10)
Ведущий 3
Жители Кабула навсегда запомнили, как прорвавшиеся из Пакистана террористы обстреляли город из артиллерии и минометов, как убивали мирных людей, грабили и рушили все, что могли. И лишь советские воины пришли на помощь.
Всего через афганскую войну прошло более полумиллиона человек. Несомненно, что у каждого из них участие в войне оставило незаживающую боль на многие годы.
Ведущий 4:Не всем выпало пройти живыми эту дорогу через войну - домой из Афганистана. Шли домой солдатские письма. Шли с войны, обожженные, пропахшие потом, кровью и порохом. Но не было в них рассказов о войне. Не разрешалось об этом ни писать, ни говорить. Вроде бы и нет ничего. А любящие сыновья, конечно же, жалели своих родителей. Поэтому в письмах описывали обычную службу, как у всех, просили за них не переживать, не беспокоиться. И, даже вернувшись оттуда, скрывали правду.
Как они похожи друг на друга - эти солдатские письма с афганской войны, хотя и были написаны разными, по сути, людьми... А вдали от них в сотнях километров в унисон солдатским сердцам бились сердца их матерей, которые чувствовали, молились, надеялись и ждали, ждали, ждали…
(слайд 11) Видеоролик «Кукушка»
(слайд 12)
Ведущий 1:
И опять плачут свечи,
Из воска льётся слеза...
Опускаются плечи,
И устала душа.
Я молюсь днём и ночью
Неумелой рукой,
Чтобы Бог дал вам силы
Всем вернуться домой.
Может, эта молитва,
Что родилась в душе,
Белой птицей взметнётся
К облакам в синеве.
И услышит Господь наш
Те простые слова,
И вернутся родные
С той войны навсегда.
В сердце тонкие нити -
Между мной и тобой.
Возвращайся, мой милый,
Возвращайся живой!
(слайд 13)
Ведущий 2:
Но летели на родину в Союз «Черные тюльпаны» с цинковыми гробами, солдаты возвращались, но уже мертвыми, выполнив свой воинский долг до конца. Война не щадила ни сильных, ни слабых. И если говорят, что кто-то погиб случайно, то это не так - на войне не бывает случайностей.
(слайд 14-16)
Педагог-библиотекарь:
На тему Афганистан написано много книг. Много вымысла, много того, чего не было на самом деле. Хочу остановиться на двух. Книга Памяти «Афганская голгофа», вышедшая в 1995 г. Это горькая книга. В ней собраны биографии людей, погибших на Афганской войне. Почти два года создавалась эта книга. Да, именно, создавалась, потому что по крупицам собирались материалы и документы о воинах - афганцах. Потом журналисты и писатели вкладывали частичку души в короткий рассказ, описывая личность неповторимую, создавая образ солдата, шагнувшего в бессмертие.
Документальная повесть «Цинковые мальчики» СветланыАлексиевич основана на рассказах очевидцев и участников почти десятилетней афганской войны. Выполняя интернациональный долг, тысячи наших парней погибли, пропали без вести, стали калеками.
Перед вами предстанут не вымышленные герои, а настоящие участники страшной афганской войны, которые расскажут о себе, о своих друзьях и близких. В книге Светланы Алексиевич не названы подлинные имена и фамилии людей. Просто одни просили автора о тайне исповеди, другие - просто не хотели вспоминать.
(слайд 17)
Сценка-монолог матери из повести С.Алексиевич “Цинковые мальчики”
- Он у меня маленького роста был. Родился маленький, как девочка, вес - два килограмма, рост тридцать сантиметров. Боялась в руках держать...
Прижму к себе:
- Мое ты солнышко...
Ничего не боялся, только паука. Приходит с улицы... Мы ему новое пальто купили... Это ему исполнилось четыре года... Повесила я это пальто на вешалку и слышу из кухни: шлеп-шлеп, шлеп-шлеп... Выбегаю: полная прихожая лягушек, они из карманов его пальто выскакивают. Он их собирает:
- Мамочка, ты не бойся. Они добрые. - И назад в карман запихивает.
- Мое ты солнышко.
Игрушки любил военные. Дарила ему танк, автомат, пистолет. Нацепит на себя и марширует по дому.
- Я солдат... Я солдат...
- Мое ты солнышко... Поиграй во что-нибудь мирное.
-Я - солдат...
Идти в первый класс, не можем нигде купить костюм, какой не примеряем - он в нем тонет.
- Мое ты солнышко...
Забрали в армию. Я молила не о том, чтобы его не убили, а чтобы не били.
Я боялась, что будут издеваться ребята посильнее, он такой маленький.
Рассказывал, что и туалет зубной щеткой могут заставить чистить, и трусы чужие стирать. Я этого боялась. Попросил: "Пришлите все свои фото: мама, папа, сестренка. Я уезжаю..."
Куда уезжает, не написал. Через два месяца пришло письмо из Афганистана:
"Ты, мама, не плачь, наша броня надежная".
- Мое ты солнышко... Наша броня надежная...
Уже домой ждала, ему месяц остался до конца службы. Рубашечки купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Одела бы в могилку... Сама бы его одела, так не разрешили гроб открыть... Поглядеть на сыночка, дотронуться...
Нашли ли они ему форму по росту? В чем он там лежит?
Первым пришел капитан из военкомата:
- Крепитесь, мать...
- Где мой сын?
- Здесь, в городе. Сейчас привезут.
Я осела на пол:
-Мое ты солнышко!!! - Поднялась и набросилась с кулаками на капитана:
- Почему ты живой, а моего сына нет? Ты такой здоровый, такой сильный...
А он маленький... Ты - мужчина, а он - мальчик. Почему ты живой?!
Привезли гроб, я стучалась в гроб:
- Мое ты солнышко! Мое ты солнышко!
А сейчас хожу к нему на могилку. Упаду на камни, обниму:
-Мое ты солнышко...
(слайд 18)
Ведущий 3:
Встала пшеница спелая,
Тихо плывет рассвет.
Все, что могли, вы сделали,
Ребята, которых нет!
Плакать устали матери,
Но через толщу лет
Смотрят на нас внимательно
Ребята, которых нет!
Будто склоняясь над судьбами,
Будто шагая во след,
Для нас они стали героями,
Ребята, которых нет!
Педагог-библиотекарь:
(слайд 19)
Почтим минутой молчания тех, кто не вернулся с этой непонятной для нас войны.
(Учащиеся встают на минуту молчания)
Звучит вступление песни «Поклонная гора». Метроном
Прошу садиться.
(Слайд 20)
Ведущий 4:
Кто виноват, что, испытав все муки,
Мы не в восторге от своих наград?
Быть может, мой товарищ виноват,
Что возвратился к матери безруким?
Кто виноват, что жизнь свою отдали,
А славы не прибавили стране,
Что нас, непобеждённых в той войне,
Как побеждённых дома принимали?
Кто виноват, что так и нет ответа,
Зачем была та странная война,
Где есть одна лишь страшная цена
И никакого выигрыша нету?
(Слайд 21)
Ведущий 1:
Проходит время, и мы переводим его в годы, а ушедшие годы - в вечность. И чем дальше от нас уходят годы, то все больше понимаешь подвиг тех, кто был когда-то рядом с тобой, подвиг молодых ребят 80-х, которые сложили свои головы на далекой земле Юга.
(Слайд 22)
Ведущий 2:
15 февраля 1989 года. Эта дата вошла в историю как День вывода Советских войск из Афганистана. По-разному оцениваются события тех лет. По-разному смотрят на афганскую войну те, кто отдавал приказы, те, кто их исполнял. Но для тех и других действия, которые проходили на территории Афганистана, укладываются в одно ёмкое и страшное слово - война. Война, которая никогда не должна повториться, уроки которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь.
Ведущий 1:
Мы не должны забывать Афганской трагедии и просто обязаны помнить о тех, кто честно исполнял свой долг, рисковал жизнью ради мира на земле.
Ведущий 2:
В истории каждого государства есть свои войны…, а у каждого народа есть герои этих войн. И нам ли судить о праведности или неправедности давно оставшихся в истории войн. Раны одинаково болят. Мы ушли из Афганистана. Но не все пули извлечены. И эта рана заживет не скоро. И мы обязаны помнить и чтить всех тех, кто честно выполнил приказ, чтобы война для них, наконец, закончилась.
(Слайд 23)Видеоролик «Я вернулся из Афгана»
(Слайд 24)
Ведущий 1:Война – это гибель всего родного:
кров без людей,
люди без крова.
Ведущий 2:Война – это чёрное, гнусное дело:
тело без ног,
ноги без тела.
Ведущий 3:Война – это тысяч разлук причина:
сын без отца,
отец без сына.
Ведущий 4:Война – это слезы, зола и стужа:
муж без жены,
жена без мужа.
Ведущий 1:Война – это тучи пепла и смрада:
стада без лугов,
луга без стада.
Ведущий 2:Война – это кровь, эпидемия горя,
пороха дым, селенья в огне…
Ведущий 3:Но вновь разгореться мы ей не дадим – войне.
Педагог-библиотекарь: (Слайд 25)
Хотя третья Мировая война не объявлена официально, но в средствах массовой информации многократно упоминается о войне, объявленной террористами всем людям доброй воли, независимости от национальности и вероисповедания. Нам поколению вступающим в жизнь, особенно это касается мальчиков, предстоит взять на себя ответственность за исход этого противоборства.
На этом наш классный час окончен. Спасибо за внимание.
Использованные источники:
- Память Афгана - боль Афгана: http://hatch10.do.am/publ/pamjat_afgana_bol_afgana/1-1-0-35
- Афганистан - ты боль моей души: http://nsportal.ru/shkola/materialy-kattestatsii/library/2014/03/09/afganistan-ty-bol-moey-dushi
- Б.Г. Громов. «Войны и вооруженные конфликты второй половины ХХ века»
- С.М. Макаров «Афганистан во мне. Сборник стихов. Краснодар, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое мероприятие " Юность, опаленная войной"( посвящается выводу войск из Афганистана)
Материал позволяет кратко ознакомиться с фактами, связанными с участием советских войск в военных действиях в Афганистане.Слайды презентации создают эмоциональный настрой, способствующий изменению нег...
разработка внеклассного мероприятия "Живая память", посвященная дню вывода советских войск из Афганистана
методическая разработка внеклассного мероприятия "Живая память", посвященная дню воина-интернационалиста...
сценарий спортивного праздника "Юность, опаленная войной", посвященного 25-летию вывода войск из Афганистана
сценарий 25-летия вывода войск из Афганистана...
Сценарий торжественного мероприятия, посвященного Дню вывода советских войск из Афганистана «Опаленные Афганистаном»
Цель и задачи:- воспитание у школьников патриотических чувств, уважения к подвигу участников боевых действий в Афганистане;- развитие интереса учащихся к истории Отечества, малой Родины;- ...
Линейка, посвященная Дню вывода войск из Афганистана "Ты мне снишься ночами, Афган"
Цель: Ознакомить учащихся с причинами ввода советских войск в Афганистан, ходом войны; определение исторического значения афганской войны. Задачи:1. Расширить кругозор учащихся;2. ...
Вечер, посвящённый 25–летию вывода советских войск из Афганистана: «Ты мне снишься ночами, Афган»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ Вечер, посвящённый 25–летию вывода советских войск из Афганистана: «Ты мне снишься ночами, Афган»...
Внеклассное мероприятие, посвященное 32-й годовщине вывода войск из Афганистана: «Афганистан живет в моей душе».
Цель мероприятия: Активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества.Сохранение и развитие у учащихся чувства гордости уважения к подвигу своих предков;Задачи мероприятия:-воспитание патри...