Сценарий музыкальной гостинной " Играй и пой, Русская душа"
материал
Гостинная распахнула двери русской песне и звукам народных инструментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_muzykalnoy_gostinoy.docx | 34.11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная гостиная « Играй и пой, русская душа»
Программное содержание:
- закрепить знания детей о русских народных шумовых инструментах (ложки, трещотки, рубель);
- познакомить детей с народными музыкальными инструментами ( балалайка, гармошка, ( духовыми) инструментами: Абашевские свистульки, свистульки, расчёски
Участники:
- дети старших и подготовительных групп
- Дети детской музыкальной школы искусств « Вдохновение» коллектив
« Ложки Драйв», « Ладушки» руководитель: …………….
- Родители воспитанников детского сада
Под весёлую русскую народную музыку дети входят в зал и рассаживаются на стулья
Ведущая поёт приветствие, аккомпанируя себе на трещотке:
Здравствуйте, ребятки,
Розовые пятки,
Звонкие соловушки,
Умные головушки.
Ребята, а знаете ли вы о том, что, когда люди здороваются, они желают друг другу доброго здравия, т.е. здоровья. А раньше на Руси люди не только здоровались словами, но приветствовали друг друга низким поклоном. Давайте сейчас поздороваемся друг с другом, как это было много-много лет назад. Ребята, наш русский народ издавна славился своим трудолюбием, но в минуты отдыха, и праздники шумные, веселиться русский народ всегда умел с удалью да размахом!
Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну русской народной музыки. Услышим народные песни, звуки народных инструментов, поиграем и повеселимся. Вы узнаете много нового и интересного. Ну что, в добрый путь?
На экране мини ролик.
Муз. рук. Начинаем путешествие, и хочу загадать вам загадку:
Расскажу я вам друзья, в древние века.
Дунул тихий ветерок в трубку тростника.
Человек услышал вдруг, мелодичный звук,
И родился в тот момент
Музыкальный….(инструмент.)
На экране заставка.
Ребята, какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете? (ответы детей-зрителей)
Правильно! Вот как много инструментов вам знакомо.
А чтобы в пути нам было не скучно, позовем с собой гостей. Вот они к нам и пожаловали.( представить) По старой русской традиции гостей нужно встречать с хлебом да солью и песней веселой.
Музыкальный руководитель и дети группы № 6 исполняют песню
« К нам гости пришли»
Муз. рук. Здравствуйте, гости дорогие и маленькие и большие! Отправляемся в путь, послушайте следующую загадку:
Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У нее лишь три струны,
Но она - любовь страны.
Выйдет Ваня за плетень
И сыграет "трень" да "брень". Ответы:
На экране заставка
Балалайка
Балалайка — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Она стала настоящим музыкальным символом русского народа. Когда и кем изобретена балалайка неизвестно. Балалайка считается одним из древнейших музыкальных инструментов. Она имеет три струны, звук звонкий, но мягкий.
Ребята, а вот балалайка стала символом нашей страны и музыкант, который играет на балалайке, называется балалаечником.
Сегодня к вам в гости пришли юные музыканты группы……………..
Музыкальный номер:……………………………………………..
Музыкальный руководитель: Вот спасибо музыкантом, ну а мы отправляемся дальше.
Стихи детей о ложках.
Есть ложки для каши
И есть для варенья,
Которые кормят
Вкуснятиной нас.
А есть для веселья
И для развлеченья,
С которыми люди
Пускаются в пляс!
Они не для гречки,
Они не для риса,
Не любят, чтоб супом
Их пачкали зря,
Плохие хозяйки,
Ну что за актрисы!
Как щелкают ловко
В руках ложкаря!
Муз.рук: А сейчас для вас группа ложкарей «Ложки драйв» с номером…………………………….
Муз.рук.: Ребята наши тоже не отстают и умело с ложками свою игру начнут!
Дети группы № 6 исполняют номер с ложками « У самовара»
Е.А.: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
Пришла я к вам не с пустыми руками, принесла глиняную игрушку-свистульку. (Показ игрушки)
Оказывается, свистулька была известна еще в глубокой древности, только названия у нее были разные: сопелка, тутушка, гудуха, улютка, соловьей.
Наши предки использовали свистульку как магический инструмент для вызывания дождя и ветра в засуху; тепла и солнца – в непогоду. Они верили, что мелодия свистульки отгоняет нечистую силу, поэтому свистульку часто вешали детям на шею как оберег. Со временем свистулька утратила свое магическое значение и стала игрушкой, но необычной , а с волшебными звуками.
Музыкальный руководитель:
В Пензенском селенье
Игрушки лепили,
Они без труда
Всех детей покорили.
Будешь искать –
Не найдёшь лучше нашего
С глиной волшебной
Селенья ... (Абашево). Заставка на экране.
Музыкальный номер………………………………………………
Музыкальный руководитель: Ребята, очень интересно и наше путешествие продолжается. Сегодня у нас в гостях мама Димы воспитанника нашего детского сада. Встречайте,…………………..
Музыкальные номера и игра с детьми на расчёсках.
Музыкальный руководитель: Ну, а наше увлекательное путешествие в мир русской народной музыки. Кто следующую загадку сможет отгадать, то на этом инструменте может поиграть.
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? Заставка на экране.
Гармошка - это духовой язычковый клавишный музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами, которые находятся с каждой стороны. Бывают гармошки однорядные, двухрядные и трёхрядные.
Сейчас мы с вами послушаем, как она звучит.
Папа воспитанников нашего детского сада Родиона и Леонида ……. исполнит произведение « Вологда».
Муз.руководитель: Ребята, незаметно пролетело время, увлекательное путешествие подошло к концу. Попрощаться мы хотим, но
необычно, а веселыми частушками!!!
Вместе с Е.А. В городке мы все живём,
Сушки, пряники жуём.
Мы частушек много знаем
И сейчас для вас споём!
Е.А. Балалайка заиграла,
И я, братцы, заплясала. Играет на балалайке
Хоть тонка её струна -
Для нас - лучшая она!
Е.В. Как заслышу балалайку,
Сразу в пляс пускаюсь!
Удивить честной народ
Очень я стараюсь!
Е.В.Я об ложку ложкой бью,
И танцую, и пою.
Ложки, ложки, вы дружней Играют на ложках
Вы играйте веселей.
Е.А. Ложки разные бывают
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой,
Сразу в пляс пойдёт любой!
Е.В. Как гармошка заиграет.
Невозможно утерпеть.
Ох, держитесь, мои ножки,
Я частушки буду петь. Игра на гармошке
Е.А. На гармошке вам сыграю,
Настроение подниму,
Много песенок я знаю,
И гармошечку люблю.
Вместе: Мы частушки петь кончаем
И садимся в решето.
До свиданья, уезжаем
За частушками ещё!
Ведущий: И начать свой рассказ я хочу с музыкального инструмента, на котором играли как раз в минуты отдыха во время жатвы. А что такое жатва? Это когда хлеб на полях собирали.
Мужчины косили, а женщины собирали колосья в снопы. Тяжёлая работа. Отдохнуть надо было обязательно! А в минуты отдыха не только посидеть и поесть хотелось, но и музыку послушать!
Выстроились дружно в ряд :
Если дуть, они гудят.
Сделаны из камыша,
Пятушкой звать малыша.
Женщины на нас играют
И, играя, подпевают.
Наигрыши мы играем,
В пляс народ мы вовлекаем.
Кугиклы.
Кугиклы – древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент.
Кугиклы (кувиклы, кувычки) относятся к семейству многоствольных флейт, на изготовление которых идут стебли пустотелые стебли камыша или куги.
Именно так прежде назывался камыш.
Сегодня кугиклы изготавливаются из различных полимерных и металлических трубок из трех-пяти трубок одинакового диаметра, но разной длины (примерно, 100-160 мм).
Нижние концы-стволы трубок закрыты, а верхние приспособлены для игры.
Кугиклы используются для игры только женщинами, которые в процессе игры весело пляшут, притопывают и поют.
Игра на кугиклах.
Домра, как забытая царица,
Что жила когда-то на Руси.
Балалайки старшая сестрица,
Звуком ладным в голубой высИ,
Разносила на потеху миру
В скоморошьих озорных руках
СклАдных песен звонкую сатиру
В старых сказках, баснях и стихах.
Домра — старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. В старинные времена домру делали из разрезанной пополам тыквы. Поэтому корпус домры круглый. На длинной шее-грифе расположены полоски-лесенки, - лады; каждый лад соответствует определённой ноте. На головке – три ушка-колка. На них крепятся три струны.
Играют на домре с помощью медиатора. Скоморохи играли на домрах косточками и пёрышками.
Ребята, а кто такие скоморохи?
Игроки на домре назывались домрачеями. На Руси она была основным инструментом народных музыкантов и актёров-скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Это вызвало гнев властей и в XVII веке скоморохов начали ссылать или казнить. Так же казнили и домру. Она исчезла.
Лишь в самом конце XIX века восстановили инструмент, а потом создали и целое семейство домр, аналогичное семейству балалаек.
Самая маленькая - домра пикколо, обладающая самым высоким голосом. За домрой пикколо следуют малая (прима), теноровая, басовая и контрабасовая домры.
Игра на домре (или видео)
Ведущий: Ребята, мы с вами поговорили про гармошку, баян, балалайку и домру. Это самые известные русские народные инструменты. Символы России.
Ведущий: Мы с вами сегодня столько говорили о музыкальных инструментах! И теперь мы знаем, что есть инструменты для плясок и веселья, есть для работы (пастуха, например, или охранника), есть инструменты для того, что бы успокоить душу и слиться с природой… вот сколько разных инструментов есть у русского народа.
А закончить нашу беседу мы хотим весёлыми частушками!!!
Мы в Апрелевке живём,
Сушки, пряники жуём.
Мы частушек много знаем
И сейчас для вас споём!
Как заслышу балалайку,
Сразу в пляс пускаюсь!
Удивить честной народ
Очень я стараюсь!
Балалайка заиграла,
И я, братцы, заплясала.
Хоть тонка её струна -
Для нас - лучшая она!
Балалайка балаболит
И народ честной заводит.
Это, братцы, неспроста:
В (ней) есть русская душа!
Как гармошка заиграет.
Невозможно утерпеть.
Ох, держитесь, мои ножки,
Я частушки буду петь.
На гармошке вам сыграю,
Настроение подниму,
Много песенок я знаю,
И гармошечку люблю.
Ложки разные бывают
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой,
Сразу в пляс пойдёт любой!
Я об ложку ложкой бью,
И танцую, и пою.
Ложки, ложки, вы дружней
Вы играйте веселей.
Деревянные пластинки,
Разноцветные картинки.
Трещат, звенят,
Плясать велят!
Во саду ли, в огороде
Я играл на домре.
Птицы все ко мне слетались
Подпевали хором.
Мы частушки петь кончаем
И садимся в решето.
До свиданья, уезжаем
За частушками ещё!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий музыкальной гостиной "Моя дорога счастья"
Данный сценарий может использоваться преподавателями педагогических колледжей и учителями старших классов при проведении внеаудиторных мероприятий. Данное мероприятие направлено на воспитание эстетиче...
Сценарий музыкальной гостиной, посвященной творчеству группы "АВВА", на английском языке для 9 класса
В материале представлен сценарий музыкальной гостиной, посвященной творчеству популярной группы "АВВА", на английском языке для учащихся 9 класса....
Сценарий музыкальной гостиной "Звуки и краски"
Идея музыкальной гостиной, основанной на взаимодействии музыки и живописи, появилась в результате размышлений над тем, как научить детей выразительнее исполнять музыкальные произведения. Для этого нуж...
СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИННАЯ ТЕМА «МЫ ИГРАЕМ ДЖАЗ»
История возникновения джаза. Направления, особенности стилей и музыкальные иллюстрации....
СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИННАЯ ТЕМА «МЫ ИГРАЕМ ДЖАЗ»
История возникновения джаза. Направления, особенности стилей и музыкальные иллюстрации....
СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГОСТИННОЙ "МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП".
Сценарий концерт для учащихся и родителей, подготовленный педагогами музыкальной школы....
Сценарий музыкальной гостиной "Русская народная песня-душа народа"
Сценарий музыкальной гостиной, для учащихся "ДШИ им. Г. Струве"...