Программа по внеурочной деятельности по литературе "Развитие познавательных способностей учащихся" для 5-11 классов
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В настоящее время популяризация и более глубокое изучение родного языка и литературы является неоспоримым фактом. Чтобы развить у учащихся познавательные способности и интерес к предметам, пробудить желание лучше знать свой родной язык и литературу, необходимо совершенствовать методы их преподавания с учетом применения современных технологий, использованием ИКТ. Учебную деятельность школьников активизирует внесение элементов занимательности в обучение.
Программа занятий внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей учащихся» предназначена для учащихся 5-11 классов, ориентирована на развитие кругозора и мышления у детей, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении филологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку и литературе. Программа нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поиск нужных материалов для практических занятий, использование ИКТ.
Данная программа предоставляет учителю возможность самостоятельно выбрать наиболее понравившиеся темы, организовать самые разнообразные виды работ в области литературы и русского языка. При этом необходимо помнить, что все пункты органично связаны между собой и объединены общей целью – углубленное изучение русского языка и повышение общей языковой культуры.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по русскому языку и примерной программы учебной дисциплины Русский язык и Литература. Рабочая программа составлена в соответствии с Рекомендациями по разработке рабочих программ Рабочая программа включает обязательные компоненты: структуру и содержание, условия реализации, контроль и оценку результатов освоения дисциплины. Содержание рабочей программы охватывает весь материал, необходимый для обучения учащихся средних специальных учебных заведений. Рабочая программа отражает место дисциплины в структуре ОПОП. Раскрываются основные цели и задачи изучаемой дисциплины. Структура Программы соответствует предъявляемым требованиям: перечню основных умений, тематическому планированию, списку литературы для учащихся и учителя. В структуру курса введены виды творческой и практической деятельности учащихся по указанным темам. В структуре и содержании учебной дисциплины паспорта программы определены темы и количество часов на их изучение, указывается объем часов максимальной, обязательной учебной нагрузки, самостоятельной работы обучающихся, перечислены виды обязательной учебной нагрузки, самостоятельной работы и форма итоговой аттестации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа по внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей учащихся» для 5-11 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Н.А. Криволаповой /Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2022.Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Данная программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
Актуальность программы
Актуальность выбора определена следующими факторами: Курс данной программы создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах; позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, формирования нестандартного мышления. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентности, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы согласованные с целями образовательной программы школы
Цель данной программы:
Сформировать компетентность в сфере обще интеллектуальной деятельности, создавать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения, и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приемов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать ее и представлять в различных видах;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Одним из результатов обучения ПРОГРАММЫ КУРСА является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Принципы реализации программы
В работе с детьми руководствуемся следующими принципами:
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип наглядности – демонстрация упражнений, схем, конструкторов, презентаций.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей среднего и старшего возраста.
6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности учащихся, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Программа рассчитана для учащихся 5-11 классов, имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:
- развитие интеллектуальных умений
- учимся работать с информацией
1.3 Количество учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано преподавание курса
Год обучения | Класс | Всего часов |
первый | 5 | 34 |
второй | 6 | 34 |
третий | 7 | 34 |
четвертый | 8 | 34 |
пятый | 9 | 34 |
шестой | 10 | 34 |
седьмой | 11 | 34 |
Изменение внесенные в авторскую программу и обоснование их целесообразности.
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в программу внесены изменения согласно годовому учебному плану МБОУ «СОШ № 14» в 5-8 классах по 34 часа. Добавлены разделы для 9-11 классов по 34 часа.
Формы, методы и средства обучения, технологии.
В процессе освоения содержания программы еѐ результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования, участия в конкурсах художественного чтения.
Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей воспитанников: учебная игра; развивающая игра; тематические задания по подгруппам; практическое занятие; беседа; викторина; участие в акциях, конкурсах, Уроках Памяти.
Формы контроля
-диагностическое тестирование;
-диагностический тренинг;
-итоговое тестирование.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- Развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...),
- Формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере ("Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…"), переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…)
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять тексты разных жанров
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
∙ осознание ответственности за общее благополучие;
∙ развитие этических чувств;
∙ установка на здоровый образ жизни;
∙ самооценка;
∙ самоопределение.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс |
1 | Что такое интеллект | 6 | |||
2 | Понятие. Отношения между понятиями: род-вид | 4 | |||
3 | Выделение существенных признаков понятий | 2 | 2 | - | - |
4 | Функциональные отношения между понятиями | 2 | 2 | - | - |
5 | Сравнение понятий | 6 | 2 | - | - |
6 | Классификация понятий | 4 | 2 | - | |
7 | Объяснение значения слов | 4 | 2 | 2 | 2 |
8 | Творчество | 4 | 2 | 2 | 2 |
9 | Воображение | 2 | 2 | 2 | |
10 | Конструирование текстов | 2 | 6 | 4 | |
11 | Оценка явлений и событий с разных точек зрения | - | 4 | 6 | - |
12 | Постановка и разрешение проблем | - | 4 | 4 | 4 |
13 | Метод решения изобретательских задач | - | 2 | 6 | |
14 | Чтение как способ получения информации | - | 4 | 4 | 4 |
15 | Приѐмы работы с текстами | - | 2 | 4 | 4 |
16 | Недостатки традиционного чтения | 2 | |||
17 | Дифференциальный алгоритм чтения | 2 | 6 | ||
18 | Способы обработки полученной информации | 4 |
№ п/п | Наименование разделов | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
1 | Способы обработки полученной информации | 6 | 6 | 6 |
2 | Приёмы работы с текстами | 4 | 4 | 4 |
3 | Способы представления информации в различных видах | 2 | 4 | 4 |
4 | Работа с устным текстом | 2 | 2 | 2 |
5 | Библиографический поиск | 2 | 2 | 2 |
6 | Справочная литература | 4 | 4 | 2 |
7 | Логические и творческие задачи | 4 | 2 | - |
8 | Театрализация | 4 | 6 | 6 |
9 | Сцена | 2 | 2 | 6 |
10 | Тестирование | 2 | 2 | 2 |
Содержание учебного курса
Развиваем логическое мышление.
Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта. Диагностика интеллектуального развития.
Понятие. Отношения между понятиями: род-вид.
Обобщение понятий. Более общее и более частное понятие. Составление логической цепочки: общее – менее общее – частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.
Выделение существенных признаков понятий.
Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.
Функциональные отношения между понятиями.
Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.
Сравнение понятий.
Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.
Учимся мыслить творчески.
Выделение существенных признаков понятий.
Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.
Сравнение понятий.
Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Развивающие игры.
Классификация понятий.
Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.
Объяснение значения слов.
Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.
Творчество.
Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Практические задания и развивающие игры. Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. .
Воображение.
Что такое воображение? Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д.
Конструирование текстов.
Практические задания и развивающие игры.
Оценка явлений и событий с разных точек зрения.
Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.
Постановка и разрешение проблем.
Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций.
Методы решения творческих задач
Конструирование на плоскости и в пространстве.
Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.
Оценка явлений и событий с разных точек зрения.
Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.
Постановка и разрешение проблем.
Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: метод разрешения противоречий. Метод разрешения противоречий:
сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций.
Учимся работать с информацией
Чтение как способ получения информации.
Цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое. Правила быстрого чтения. Чтение укороченной строкой. Практические задания и развивающие игры.
Приёмы работы с текстами.
Гипертекстовое представление информации. Чтение с закладкой, методом толстых и тонких вопросов, чтение с пометками, маркировочная таблица, «мудрые совы», чтение с пропусками, метод смысловой догадки. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.
Недостатки традиционного чтения.
Интегральный алгоритм чтения: наименование читаемого источника, автор, выходные данные, основное содержание, фактографические данные (факты, события, имена, цифры, таблицы), новизна материала, возможности использования на практике. Практические задания и развивающие игры.
Дифференциальный алгоритм чтения.
Выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста. Практические задания и развивающие игры.
Способы обработки полученной информации.
План, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема, реферат. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов: плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.
Способы представления информации в различных видах.
Вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический. Преобразование информации из одного вида в другой. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Опорные сигналы и их роль. Кодиро-вание и декодирование информации. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.
Работа с устными текстами.
Вопросы открытые и закрытые. Дискуссия. Правила дискуссии. Практические задания и развивающие игры.
Библиографический поиск.
Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические задания.
Справочная литература.
Словари, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания. Компьютерный практикум.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 года обучения
Разделы программы | Ожидаемые результаты | Универсальные учебные действия |
Что такое интеллект | Учащиеся знают: - понятие интеллекта, творчества; - значение развития интеллекта; - различные виды интеллекта. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - слушать, владеть приемами рационального запоминания. | Познавательные общеучебные действия
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
Понятие. Отношение между понятиями: род-вид | Учащиеся знают: - обобщение понятий; - более общее и более частное понятие; - составляют логические цепочки: общее – менее общее – частное; - ограничение понятий. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Выделение существенных признаков понятий | Учащиеся знают: - правила составления определений: понятие: обобщение слов (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - выявлять закономерности; -- строить умозаключения; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Функциональное отношение между понятиями | Учащиеся знают: - часть – целое; - последовательности; - рядоположности; - причины и следствия. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Сравнение понятий | Учащиеся знают: - сходства и различия; - понятия одного порядка; - антонимы, синонимы, омонимы; - главные и второстепенные признаки явлений; - аналогия. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Требования к уровню подготовки учащихся 2 года обучения
Разделы программы | Ожидаемые результаты | Универсальные учебные действия |
Выделение существенных признаков понятий | Учащиеся знают: - правила составления определений: понятие: обобщение слов (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - выявлять закономерности; -- строить умозаключения; - владеть монологической и диалогической речью. | Познавательные общеучебные действия
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
Сравнение понятий | Учащиеся знают: - сходства и различия; - понятия одного порядка; - антонимы, синонимы, омонимы; - главные и второстепенные признаки явлений; - аналогия. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Классификация понятий | Учащиеся знают: - правила классификации; - правила обобщения понятий. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Объяснение значения слов | Учащиеся знают: - устойчивые словосочетания; - смысловые сочетания; - роль смысловых сочетаний в тексте. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Творчество. Воображение. | Учащиеся знают: - что такое творчество, воображение; - методы решения творческих задач; - виды воображения: - приёмы развития воображения. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Конструирование на плоскости и пространстве | Учащиеся знают: -понятия танграм, головоломок; - методы их решения. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - проводить наблюдения, измерения; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Постановка и разрешение проблем. | Учащиеся знают: - положительные и отрицательные стороны явлений; - методы разрешения проблемных ситуаций; - методы разрешения противоречий. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль, абстогировать; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; -владеть монологической и диалогической речью. |
Требования к уровню подготовки учащихся 3 года обучения
Разделы программы | Ожидаемые результаты | Универсальные учебные действия |
Творчество. Воображение. | Учащиеся знают: - что такое творчество, воображение; - методы решения творческих задач; - виды воображения: - приёмы развития воображения. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. | Познавательные общеучебные действия
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
Конструирование на плоскости и пространстве | Учащиеся знают: -понятия танграм, головоломок; - методы их решения. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - проводить наблюдения, измерения; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Постановка и разрешение проблем. | Учащиеся знают: - положительные и отрицательные стороны явлений; - методы разрешения проблемных ситуаций; - методы разрешения противоречий. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль, абстогировать; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; -владеть монологической и диалогической речью. | |
Метод решения изобретательских задач | Учащиеся знают: - метод контрольных вопросов; - метод синектики; - метод преобразования свойств. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль, абстогировать; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; -владеть монологической и диалогической речью. |
Требования к уровню подготовки учащихся 4 года обучения
Разделы программы | Ожидаемые результаты | Универсальные учебные действия |
Чтение как способ получения информации | Учащиеся знают: - виды чтения; - правила быстрого чтения; - чтение укороченной строки. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - пересказывать прочитанный текст; - передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде; - строить умозаключения; - владеть монологической и диалогической речью. | Познавательные общеучебные действия
Коммуникативные УУД умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
Приёмы работы с текстом. Недостатки традиционного чтения. | Учащиеся знают: - гипертекстовое представление информации; - метод толстых и тонких вопросов; - чтение с пометками, чтение с пропусками; - метод смысловой догадки; - интегральный алгоритм чтения; - правила выделения ключевых слов; - выделение основного смысла отрезков текста. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - пересказывать прочитанный текст; - передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде; - составлять план текста; - строить умозаключения; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Способы обработки полученной информации | Учащиеся знают: - понятия: план, выписка, цитаты, тезисы, аннотации, конспект, реферат, рецензия. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - пересказывать прочитанный текст; - передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде; - составлять план текста; - составлять тезисы; - представлять информацию в различных видах; - строить умозаключения; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Способы представления информации в различных видах | Учащиеся знают: - способы представления информации: вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический; - графические методы; - кодирование и декодирование информации. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - составлять план текста; - представлять информацию в различных видах (вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический); - выявлять закономерности; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Работа с устными текстами. Библиографический поиск. Справочная литература | Учащиеся знают: - правила дискуссии; - виды каталогов; - правила работы с каталогами; - роль и назначение справочников; - правила работы со справочной литературой. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение, библиографический поиск, работа со справочником); - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. |
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты | Универсальные учебные действия |
| Познавательные общеучебные действия
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса обучающиеся должны:
знать:
- правила конструирования определений, формулирования выводов;
- правила классификации и сравнения;
- методы решения творческих задач: разрешения противоречий, метод от противного, контрольные вопросы, преобразование свойств;
- способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
- правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
- способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
- правила сохранения информации, приёмы запоминания;
уметь:
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причнно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
- слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
- проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
- владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде, описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
1.Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2022
2.Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2004
3.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996
Технические средства обучения
- Мультимедийный компьютер
- Мультимедиапроектор
- Средства телекоммуникации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Развитие познавательных способностей учащихся - 5 класс"
Программа "Развитие познавательных способностей учащихся 5 классов" содержит пояснительную записку, темы занятий, основные виды деятельности....
Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...
Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...
Развитие познавательных способностей учащихся на уроках литературы (на примере изучения творчества Ф.И. Тютчева)
Статья посвящена развитию познавательных способностей учащихся на уроках литературы на примере изучения творчества Ф.И. Тютчева...
Статья "развитие познавательных способностей учащихся и формирование духовно-нравственной личности на уроках литературы»
Пути анализа художественного произведения, фотрмирование познавательных способностей,которые неразрывно связаны с формированием нравственных идеалов,на примере художественных произведений. Внеклассная...