Программа "Развитие познавательных способностей учащихся - 5 класс"
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме
Программа "Развитие познавательных способностей учащихся 5 классов" содержит пояснительную записку, темы занятий, основные виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey_uchashchihsya-5.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
«Честь Российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках и что наше отечество может пользоваться собственными своими сынами не только в военной храбрости и в других важных делах, но и в рассуждении высоких знаний». М. Ломоносов Пояснительная записка. Логика – наука, которая учит, как нужно рассуждать, чтобы мышление было определенным, последовательным, связным, доказательным. Как человек, незнакомый с правилами арифметики и грамматики не может правильно считать и писать, так и человек не знающий правил логики, не может без ошибок рассуждать в математике. Человеку, занимающемуся математикой, приходится определять понятия, выяснить связь между ними, рассматривать какие группы, числа, уравнения можно составить. Но особенно часто в математике приходиться путем рассуждений выводить разнообразные формулы, числовые закономерности, правила, доказывать теоремы. Без логики не может быть математики! А это значит, что для успешного изучения математики надо настойчиво учиться правильно рассуждать. Само изучение математики очень полезно для овладения правилами и законами мышления. Не без оснований математику иногда называют «оселком» для ума. Решение всякой математической задачи – это цепь рассуждений. Вычисления, которые приходится использовать, невозможны без логических рассуждений. По мнению преподавателей среднего звена, у учащихся приходящих из начальной школы, плохо сформированы следующие качества, необходимые для дальнейшего успешного обучения:
В процессе учебной деятельности школьника, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов:
Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Для успешного обучения в среднем звене. Понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющие мышления:
Занятия по развитию способности анализировать. |
2. высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;
- высокий уровень организованности и целенаправленности, проявляющейся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.
№ | Тема занятия | Что развиваем? | Основные виды деятельности | Примечания, ТСО, наглядности, доп. мат |
Занятия по развитию способности рассуждать. | ||||
1. | Решение задач на «совмещение» | Зрительную и слуховую память, внимание, логическое мышление, речь, способность рассуждать. | Математические головоломки, загадки, словесные закономерности, задачи «совмещение», загадки. | Учебные таблицы и рисунки. |
2. | Решение задач на «совмещение» | Быстроту реакции, пространственное воображение, внимание, наблюдательность, слуховую и зрительную память, логическое мышление, способность рассуждать. | Быстрый счет, математические упражнения, задания на развитие речи, задачи «совмещение», загадки. | |
3. | Решение задач на «совмещение» | Концентрацию внимания, память, быстроту мышления, логическое мышление, речь, способность рассуждать. | Обогащение словарного запаса, математические закономерности, загадки, математические упражнения, задания на развитие речи, задачи «совмещение», загадки. | |
4. | Решение задач на «отрицание» | Слуховую память, внимание, интеллект, речь, логическое мышление, способность рассуждать. | Словесные закономерности, математические головоломки, задания на развитие речи, задачи «отрицание», математические упражнения, загадки. | |
5. | Решение задач на «отрицание» | Слуховую память, внимание, логическое мышление, речь, способность рассуждать. | Задания на развитие речи, числовые закономерности, математические головоломки, задачи «отрицание», загадки. | |
6. | Решение задач на «отрицание» | Объем внимания, слуховую память, быстроту реакции, речь, логическое мышление, способность рассуждать. | Словесные закономерности, числовые закономерности, задания на развитие речи, геометрическое задание, задачи «отрицание», загадки. | |
7. | Решение задач на «сопоставление» | Ассоциативную память, зрительную память, логическое мышление, быстроту реакции, речь, способность рассуждать. | Задания на развитие речи, народная мудрость, математические головоломки, загадки, задачи «сопоставление». | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8. | Решение задач на «сопоставление» | Логическое мышление, зрительную память, внимание, чувство юмора, быстроту реакции, слуховую память, способность рассуждать. . | Числовые закономерности, задания на развитие речи, загадки, разгадывание народной мудрости, математическая головоломка, задачи «сопоставление». | Учебные таблицы и рисунки. |
9. | Решение задач на «сопоставление» | Внимание, интеллект, зрительную память, быстроту реакции, логическое мышление, слуховую память, речь, способность рассуждать. | Логическо-поисковые задания, интегративное задание, математические головоломки, разгадывание народной мудрости, задачи «сопоставление». | |
10. | Диагностика развития способности рассуждать. | Контроль ЗУН. | Диагностическое задание «разное - одинаковое» | Задачи. |
Занятия по развитию способности планировать. | ||||
11. | Решение задач, связанных с поиском конечной клетки после одного перемещения. | Наблюдательность, пространственное воображение, внимание, быстроту реакции, зрительную память, слуховую память, способность планировать | Геометрические задачи, криптограмма, работа с числами, логические задачи, геометрическое задание, задание на развитие речи, задачи «петух». | Учебные таблицы и рисунки. |
12. | Решение задач, связанных с поиском конечной клетки после одного перемещения. | Внимание, гибкость мышления, сообразительность, логическое мышление, быстроту реакции, наблюдательность, способность планировать. | Логически-поисковые задачи, работа с многозначными словами, криптограмма, математические упражнения, задачи «петух», загадки. | |
13. | Решение задач, связанных с поиском начальной клетки одного перемещения. | Концентрацию внимания, память, сообразительность, логическое мышление, быстроту реакции, наблюдательность, способность планировать. | Математические головоломки, задания на развитие речи, логически-поисковые задачи, загадки, задачи «волк», числовые закономерности. | |
14. | Решение задач, связанных с поиском начальной клетки одного перемещения. | Внимание, память, сообразительность, быстроту реакции, логическое мышление, наблюдательность, способность планировать. | Задания на развитие речи, математические закономерности, задания на грамотность, загадки, задачи «волк». | |
15. | Решение задач, связанных с поиском конечной клетки одного перемещения. | Умение делить объекты на классы, внимание, быстроту реакции, логическое мышление, наблюдательность, способность планировать. | Логическо-поисковые задания, математические головоломки, числовые закономерности, загадки, задачи «лиса». | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
16. | Решение задач, связанных с поиском начальной клетки одного перемещения. | Сообразительность, быстроту реакции, логическое мышление, способность планировать. | Обогащение словарного запаса, быстрый счет, загадки, определение логических связей, задачи «лиса». | Учебные таблицы и рисунки. |
17. | Диагностика развития способности планировать. | Контроль ЗУН. | Диагностическое задание «заяц». | Задачи. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- С. Ю.Афонькин «Учимся мыслить логически», Санкт – Петербург, 2002.
- Н. Винокурова «Подумаем вместе - 3», Москва, 1998.
- Н. Винокурова «Подумаем вместе - 4», Москва, 1998.
- Н. Винокурова «Подумаем вместе - 5», Москва, 1999.
- Н. Винокурова «5000 игр и головоломок для школьников», Москва, 2001.
- М.М.Давыдова «Развивающие игры для детей», Москва, 2001.
- Кроссворды, ребусы, загадки, игры для детей –1, Москва, 2001.
- Кроссворды, ребусы, загадки, игры для детей –2, Москва, 2001.
- Л.Мочалов «400 игр, головоломок и фокусов», Москва, 2000.
- А.Э.Симановский «Развитие творческого мышления детей», Ярославль, 1996.
- Л.Ф.Тихомирова «Логика. Дети: 7-10 лет», Ярославль, 2001.
- Л.Ф.Тихомирова , А.В.Басов «Развитие логического мышления детей», Ярославль, 1996.
- Л.Ф.Тихомирова «Развитие интеллектуальных способностей школьника», Ярославль, 1996.
- А.З.Зак «Развитие интеллектуальных способностей у детей», Москва, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей учащихся - 5 класс
Поурочное планирование уроков программы "Познавательное развитие учащихся"...
Программа "Развитие познавательных способностей учащихся - 6 класс"
Программа "Развитие познавательных способностей учащихся 6 классов" содержит пояснительную записку, темы занятий, основные виды деятельности....
Развитие познавательных способностей учащихся - 6 класс
Поурочные разработки часов развития познавательных способностей учащихся....
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ. ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ПРОЦЕНТЫ» В 5 КЛАССЕ.
Познакомить учащихся с математическим понятием «процент», историей возникновения данного понятия, научить решать простейшие задачи на нахождение процента от числа и процентного отношения. П...
Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...
Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...