МАСТЕР – КЛАСС: «ЗНАЧЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИОННО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА»
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Анализ значения инновации, внедряемой во Владыкинской школе с 2009 года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_s_prezentatsiey.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                          В.Н. Данилов.  Учитель географии

                                                                                                         МОУ «Владыкинская СОШ

                                                                                                          Ртищевского района Саратовской области»

МАСТЕР – КЛАСС: «ЗНАЧЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ

ЭКСПЕДИЦИОННО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА»

    Оценивая исследовательские работы обучающихся в качестве эксперта на различных районных конкурсах, обратил внимание, что большинство работ или просто почерпнуты из интернета с незначительной «правкой» автора или не несут в своём содержании ничего нового – так, давно «изобретённый велосипед». И лишь несколько работ – серьёзное исследование проблемы обучающимися под руководством творческого педагога. И действительно, а где взять юному исследователю не «обкатанную» тему, где найти «белое пятно» или «не паханное поле»?! Конечно в краеведении! В исследовании живой природы, истории и археологии родного края очень много неизведанного, ярко впечатляющего и удивительного. Придя к такому выводу, в 2008 году мы создали в школе поисковую группу «Каскад», провели первые краеведческие экспедиции, представили на региональные и всероссийские конкурсы исследовательские работы, которые были высоко оценены компетентными жюри, так как каждая работа была создана на «живом» краеведческом материале и несла в себе маленькое или большое научное открытие. Опираясь на опыт первых лет такого рода краеведческой работы нами была разработана «Методика проведения школьных краеведческих экспедиций», которая тиражируется уже на нескольких образовательных сайтах и совершенствуется нами по сей день. И хотя в ней отражена только археологическая специфика, открытия обучающимися в краеведческих экспедициях затрагивают историю, геологию, биологию, географию родного края, формируют представление о профессиях, «привязанных» к данным сферам. А главное у детей вырабатываются исследовательские навыки, развиваются аналитические способности, воспитываются воля к достижению поставленной цели и любовь к Родине – так необходимые современному молодому поколению!

Обозначу важнейшие аспекты воспитательной работы и их актуальность на сегодняшний день [Слайд 2.].

БЕЛОЕ

ЧЁРНОЕ

«дети являются важнейшим приоритетом государственной политики, государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию детей".

Кинофильмы в структуре просмотров телеканалов обучающимися российских школ составляют 43-46%. На долю просматриваемого обучающимися российских школ зарубежного кино приходится 78%. 90% зарубежных фильмов созданы с обилием сцен насилия, бандитизма, наркомании и прочих «прелестей» западного мира.

С этой целью предлагается определить воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения учащихся на основе культурных, духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

По данным ФСКН, в России в 2021 году:

- всего наркоманов – 6 млн. чел.;

- 20% от общего их числа – школьники 9-13 лет (это 1 млн 200 тыс.);

- 60% — молодые люди 16-30 лет;

- около 20% — старше 30 лет.

Россияне потребляют 20% героина в мировом обороте.

что актуализация рабочих программ воспитания предполагает внесение изменений в действующие рабочие программы воспитания. Разработка новых рабочих программ воспитания не требуется.

Более страшная проблема, это пьянство среди молодежи. Кроме того, подростковый алкоголизм молодеет с каждым годом. В 2021 г. количество молодежи, употребляющей спиртное, достигло 33% среди юношей и 20% среди девушек.

 На сегодняшний день возраст молодых алкоголиков 14−15 лет. И это только официальные данные …

Воспитание также призвано формировать чувство патриотизма и гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда, старшему поколению, прививать уважение к культурному наследию и традициям народа России, а также к природе и окружающей среде.

…Конечно, учителя расширяют время изучения, сокращая какие-то другие темы. Но в лучшем случае, это три часа. Семь часов - это максимум, который может выделить учитель на изучение Великой Отечественной войны…

…вышло постановление правительства о внесении должности «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» в перечень должностей педагогических работников…

…76% опрошенных обучающихся старших классов не смотрели фильм «Офицеры»…

…82% не смогли назвать ни одной решающей битвы в ВОВ…

Как мы видим проблема воспитания на сегодня наиважнейшая!

Приведу три аргумента в пользу применения краеведческой экспедиционно – исследовательской деятельности обучающихся в дополнение к традиционным формам воспитательной работы педагогических коллективов.

Аргумент 1. Краткая характеристика инновационной краеведческой экспедиционно – исследовательской деятельности обучающиеся.

Алгоритм инновации:

Поиск и сбор материала в краеведческой экспедиции – аналитическое исследование материала – отражение результатов исследования в творческих работах – представление результатов исследования определённой аудитории.

Актуальность же и оригинальность нашей инновационной деятельности заключается в следующем.

[Слайд 3.] Ученики – поэты работают экскурсоводами на объектах туристического маршрута.

[Слайд 4.] Ученики работают актёрами – играют роль дворян, гуляющих по парку.

[Слайд 5.] Ученики представляют аудитории особенности национальной культуры и традиции своих народов.

[Слайд 6.] Ученики осваивают искусство приготовления национальных блюд.

[Слайд 7.] Ученики работают экскурсоводами-биологами. Знакомят аудиторию с биологическими достопримечательностями Владыкинского приусадебного парка.

[Слайд 8.] Исследуя растительность и животный мир родной реки, ученики осваивают навыки походного быта.

[Слайд 9.] Открытия юных биологов в пределах родного Ртищевского района: среди пролесок Сцилла пролеска Ла Грандес, Горицвет (Адонис весенний), Сон-трава (Прострел).

[Слайд 10.] Ученики работают экскурсоводами – историками.

[Слайд 11.] Первые впечатления от экспедиций у юных «каскадовцев» самые яркие…

[Слайд 12.] Затем приходят осознание, отработанные навыки и солидность.

[Слайд 13.] И на конец первые самостоятельные открытия.

[Слайд 14.] Ребята работают экспертами на археологической станции на областном Слёте юных экологов.

[Слайд 15.] Организуют и проводят социальные акции по сохранению культурного наследия.

[Слайд 16.] Передают открытые объекты и материалы своих исследований учёным. (пауза)

Аргумент 2. Результаты инновационной деятельности, достигнутые обучающимися (исключительно кратко о предметных результатах).

           Всего с 2008-2021 в группе своеобразными «каскадами» отработали более 30 обучающихся. Ежегодный оперативный состав – 4-8 человек. Проведено двухсуточных поисковых экспедиций – 34 [Слайд 17.] 

Главные практические результаты за 11 лет:

- открытие и исследование городецкого городища;

- открытие и исследование более 10 стоянок древнего человека;

- открытие более 90 курганов в 8 курганных группах;

- исследование и анализ найденных артефактов сарматских, городецких и других племён;

создание подробной карты открытий и схем расположения находок.

Главные научно-исследовательские результаты – ряд творческих работ, из которых 18 были удостоены Дипломов I и II степени на областных конкурсах по древней истории Саратовского края «Деревягинские чтения» и «Отечество», 14 работ были отмечены званиями Лауреатов всех степеней всероссийских конкурсов «Первые шаги в науку» и «Юность. Наука. Культура.» [Слайд 18.]

Научные открытия – первые в Саратовской области «лесные» курганы и протославянские стоянки.

Аргумент 3. Статистический анализ данных по обучающимся, привлечённым к инновационной краеведческой работе.

Качество выпускного образования МОУ «Владыкинская СОШ»

за последние 11 лет

№п/п

Год выпуска Класса

Всего выпускников

Из них поступили в Вузы по итогам ЕГЭ

Из них поступили в Ссузы по итогам ЕГЭ

1

2011

10

7

3

2

2012

6

4

1

3

2013

-

-

-

4

2014

1

1

-

5

2015

4

3

1

6

2016

5

5

-

7

2017

2

2

-

8

2018

-

-

-

9

2019

6

2

4

10

2020

3

3

-

11

2021

3

3

-

Итого

40 (100%)

30 (75%)

9 (22,5%)

   Таким образом, за последние 11 лет в Вузы поступило 75% выпускников 11 классов, в Ссузы 22,5% и 2,5% остались в ВС РФ служить по контрактам.

 [Слайд 19.]

     В заключение  считаю необходимым обозначить  воспитательные аспекты подобной краеведческой работы:

- романтика краеведческих экспедиций настолько увлекает учащихся, что они ради участия в них жертвуют улицей, компанией и другими не образовательными интересами;

- визуальные наблюдения красоты природы родного края, возможность соприкоснуться с этой красотой, запечатлеть ее на фотографиях и видео фрагментах буквально влюбляет ребят в родные места;

- работа в экспедициях формирует у ребят различные навыки, делает их более организованными и сплоченными, что очень положительно сказывается в целом на учебном процессе.

   

 Главное же – сами хотят, сами исследуют, сами творят…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

МАСТЕР-КЛАСС на тему: «Исследовательская деятельность на занятиях по программе «Углубленная биология» для учащихся 10-11 классов» (В рамках опытно- экспериментальной работы с одаренными детьми)

Разработка мастер-класса на тему "Исследовательская деятельность на занятиях по программе "Углубленная биология " для учащихся  10-11 классов...

Анализ воспитательной работы педагогического коллектива

Здесь представлен подробный анализ воспитательной работы педагогического коллектива. С целями, задачами, проблемами, результатом....

Мастер-класс «Значение народной музыки в построении учебно-воспитательного процесса творческого объединения «Наигрыш»

 Применяемые игровые и здоровьесберегающие технологии, взятые за основу мастер-класса, помогают детям младшего возраста наиболее полно раскрывать свои возможности, а также развивать память...

«Мониторинг качества образования как инструмент повышения эффективности образовательного процесса в школе. Портфолио обучающегося как ресурс оценивания учебно-воспитательной работы педагогического коллектива»

В связи с переходом на ФГОС второго поколения в сфере образования стала складываться новая система мониторинга, которая направлена на получение независимой, объективной информации об учебных дост...

Мастер-класс "Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями как средство формирования их жизненных компетенций"

Мастер-класс "Организация  проектно-исследовательской деятельности обучающихся  с особыми образовательными потребностями  как средство формирования  их жизненных компетенций&q...