МАСТЕР – КЛАСС: «ЗНАЧЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИОННО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА»
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Анализ значения инновации, внедряемой во Владыкинской школе с 2009 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_s_prezentatsiey.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
В.Н. Данилов. Учитель географии
МОУ «Владыкинская СОШ
Ртищевского района Саратовской области»
МАСТЕР – КЛАСС: «ЗНАЧЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ
ЭКСПЕДИЦИОННО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА»
Оценивая исследовательские работы обучающихся в качестве эксперта на различных районных конкурсах, обратил внимание, что большинство работ или просто почерпнуты из интернета с незначительной «правкой» автора или не несут в своём содержании ничего нового – так, давно «изобретённый велосипед». И лишь несколько работ – серьёзное исследование проблемы обучающимися под руководством творческого педагога. И действительно, а где взять юному исследователю не «обкатанную» тему, где найти «белое пятно» или «не паханное поле»?! Конечно в краеведении! В исследовании живой природы, истории и археологии родного края очень много неизведанного, ярко впечатляющего и удивительного. Придя к такому выводу, в 2008 году мы создали в школе поисковую группу «Каскад», провели первые краеведческие экспедиции, представили на региональные и всероссийские конкурсы исследовательские работы, которые были высоко оценены компетентными жюри, так как каждая работа была создана на «живом» краеведческом материале и несла в себе маленькое или большое научное открытие. Опираясь на опыт первых лет такого рода краеведческой работы нами была разработана «Методика проведения школьных краеведческих экспедиций», которая тиражируется уже на нескольких образовательных сайтах и совершенствуется нами по сей день. И хотя в ней отражена только археологическая специфика, открытия обучающимися в краеведческих экспедициях затрагивают историю, геологию, биологию, географию родного края, формируют представление о профессиях, «привязанных» к данным сферам. А главное у детей вырабатываются исследовательские навыки, развиваются аналитические способности, воспитываются воля к достижению поставленной цели и любовь к Родине – так необходимые современному молодому поколению!
Обозначу важнейшие аспекты воспитательной работы и их актуальность на сегодняшний день [Слайд 2.].
БЕЛОЕ | ЧЁРНОЕ |
«дети являются важнейшим приоритетом государственной политики, государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию детей". | Кинофильмы в структуре просмотров телеканалов обучающимися российских школ составляют 43-46%. На долю просматриваемого обучающимися российских школ зарубежного кино приходится 78%. 90% зарубежных фильмов созданы с обилием сцен насилия, бандитизма, наркомании и прочих «прелестей» западного мира. |
С этой целью предлагается определить воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения учащихся на основе культурных, духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. | По данным ФСКН, в России в 2021 году: - всего наркоманов – 6 млн. чел.; - 20% от общего их числа – школьники 9-13 лет (это 1 млн 200 тыс.); - 60% — молодые люди 16-30 лет; - около 20% — старше 30 лет. Россияне потребляют 20% героина в мировом обороте. |
что актуализация рабочих программ воспитания предполагает внесение изменений в действующие рабочие программы воспитания. Разработка новых рабочих программ воспитания не требуется. | Более страшная проблема, это пьянство среди молодежи. Кроме того, подростковый алкоголизм молодеет с каждым годом. В 2021 г. количество молодежи, употребляющей спиртное, достигло 33% среди юношей и 20% среди девушек. На сегодняшний день возраст молодых алкоголиков 14−15 лет. И это только официальные данные … |
Воспитание также призвано формировать чувство патриотизма и гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда, старшему поколению, прививать уважение к культурному наследию и традициям народа России, а также к природе и окружающей среде. | …Конечно, учителя расширяют время изучения, сокращая какие-то другие темы. Но в лучшем случае, это три часа. Семь часов - это максимум, который может выделить учитель на изучение Великой Отечественной войны… |
…вышло постановление правительства о внесении должности «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» в перечень должностей педагогических работников… | …76% опрошенных обучающихся старших классов не смотрели фильм «Офицеры»… …82% не смогли назвать ни одной решающей битвы в ВОВ… |
Как мы видим проблема воспитания на сегодня наиважнейшая!
Приведу три аргумента в пользу применения краеведческой экспедиционно – исследовательской деятельности обучающихся в дополнение к традиционным формам воспитательной работы педагогических коллективов.
Аргумент 1. Краткая характеристика инновационной краеведческой экспедиционно – исследовательской деятельности обучающиеся.
Алгоритм инновации:
Поиск и сбор материала в краеведческой экспедиции – аналитическое исследование материала – отражение результатов исследования в творческих работах – представление результатов исследования определённой аудитории.
Актуальность же и оригинальность нашей инновационной деятельности заключается в следующем.
[Слайд 3.] Ученики – поэты работают экскурсоводами на объектах туристического маршрута.
[Слайд 4.] Ученики работают актёрами – играют роль дворян, гуляющих по парку.
[Слайд 5.] Ученики представляют аудитории особенности национальной культуры и традиции своих народов.
[Слайд 6.] Ученики осваивают искусство приготовления национальных блюд.
[Слайд 7.] Ученики работают экскурсоводами-биологами. Знакомят аудиторию с биологическими достопримечательностями Владыкинского приусадебного парка.
[Слайд 8.] Исследуя растительность и животный мир родной реки, ученики осваивают навыки походного быта.
[Слайд 9.] Открытия юных биологов в пределах родного Ртищевского района: среди пролесок Сцилла пролеска Ла Грандес, Горицвет (Адонис весенний), Сон-трава (Прострел).
[Слайд 10.] Ученики работают экскурсоводами – историками.
[Слайд 11.] Первые впечатления от экспедиций у юных «каскадовцев» самые яркие…
[Слайд 12.] Затем приходят осознание, отработанные навыки и солидность.
[Слайд 13.] И на конец первые самостоятельные открытия.
[Слайд 14.] Ребята работают экспертами на археологической станции на областном Слёте юных экологов.
[Слайд 15.] Организуют и проводят социальные акции по сохранению культурного наследия.
[Слайд 16.] Передают открытые объекты и материалы своих исследований учёным. (пауза)
Аргумент 2. Результаты инновационной деятельности, достигнутые обучающимися (исключительно кратко о предметных результатах).
Всего с 2008-2021 в группе своеобразными «каскадами» отработали более 30 обучающихся. Ежегодный оперативный состав – 4-8 человек. Проведено двухсуточных поисковых экспедиций – 34 [Слайд 17.]
Главные практические результаты за 11 лет:
- открытие и исследование городецкого городища;
- открытие и исследование более 10 стоянок древнего человека;
- открытие более 90 курганов в 8 курганных группах;
- исследование и анализ найденных артефактов сарматских, городецких и других племён;
создание подробной карты открытий и схем расположения находок.
Главные научно-исследовательские результаты – ряд творческих работ, из которых 18 были удостоены Дипломов I и II степени на областных конкурсах по древней истории Саратовского края «Деревягинские чтения» и «Отечество», 14 работ были отмечены званиями Лауреатов всех степеней всероссийских конкурсов «Первые шаги в науку» и «Юность. Наука. Культура.» [Слайд 18.]
Научные открытия – первые в Саратовской области «лесные» курганы и протославянские стоянки.
Аргумент 3. Статистический анализ данных по обучающимся, привлечённым к инновационной краеведческой работе.
Качество выпускного образования МОУ «Владыкинская СОШ»
за последние 11 лет
№п/п | Год выпуска Класса | Всего выпускников | Из них поступили в Вузы по итогам ЕГЭ | Из них поступили в Ссузы по итогам ЕГЭ |
1 | 2011 | 10 | 7 | 3 |
2 | 2012 | 6 | 4 | 1 |
3 | 2013 | - | - | - |
4 | 2014 | 1 | 1 | - |
5 | 2015 | 4 | 3 | 1 |
6 | 2016 | 5 | 5 | - |
7 | 2017 | 2 | 2 | - |
8 | 2018 | - | - | - |
9 | 2019 | 6 | 2 | 4 |
10 | 2020 | 3 | 3 | - |
11 | 2021 | 3 | 3 | - |
Итого | 40 (100%) | 30 (75%) | 9 (22,5%) |
Таким образом, за последние 11 лет в Вузы поступило 75% выпускников 11 классов, в Ссузы 22,5% и 2,5% остались в ВС РФ служить по контрактам.
[Слайд 19.]
В заключение считаю необходимым обозначить воспитательные аспекты подобной краеведческой работы:
- романтика краеведческих экспедиций настолько увлекает учащихся, что они ради участия в них жертвуют улицей, компанией и другими не образовательными интересами;
- визуальные наблюдения красоты природы родного края, возможность соприкоснуться с этой красотой, запечатлеть ее на фотографиях и видео фрагментах буквально влюбляет ребят в родные места;
- работа в экспедициях формирует у ребят различные навыки, делает их более организованными и сплоченными, что очень положительно сказывается в целом на учебном процессе.
Главное же – сами хотят, сами исследуют, сами творят…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»
Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...
МАСТЕР-КЛАСС на тему: «Исследовательская деятельность на занятиях по программе «Углубленная биология» для учащихся 10-11 классов» (В рамках опытно- экспериментальной работы с одаренными детьми)
Разработка мастер-класса на тему "Исследовательская деятельность на занятиях по программе "Углубленная биология " для учащихся 10-11 классов...
Здоровье обучающихся как аспект работы педагогического коллектива МБОУ ДОД ДДТ
Сообщение на семинаре....
Анализ воспитательной работы педагогического коллектива
Здесь представлен подробный анализ воспитательной работы педагогического коллектива. С целями, задачами, проблемами, результатом....
Мастер-класс «Значение народной музыки в построении учебно-воспитательного процесса творческого объединения «Наигрыш»
Применяемые игровые и здоровьесберегающие технологии, взятые за основу мастер-класса, помогают детям младшего возраста наиболее полно раскрывать свои возможности, а также развивать память...
«Мониторинг качества образования как инструмент повышения эффективности образовательного процесса в школе. Портфолио обучающегося как ресурс оценивания учебно-воспитательной работы педагогического коллектива»
В связи с переходом на ФГОС второго поколения в сфере образования стала складываться новая система мониторинга, которая направлена на получение независимой, объективной информации об учебных дост...
Мастер-класс "Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями как средство формирования их жизненных компетенций"
Мастер-класс "Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями как средство формирования их жизненных компетенций&q...