«Мониторинг качества образования как инструмент повышения эффективности образовательного процесса в школе. Портфолио обучающегося как ресурс оценивания учебно-воспитательной работы педагогического коллектива»
статья по теме
В связи с переходом на ФГОС второго поколения в сфере образования стала складываться новая система мониторинга, которая направлена на получение независимой, объективной информации об учебных достижениях самих учащихся, деятельности педагогических работников. Обработка, анализ и интерпретация полученной информации поможет вырабатывать политику и принимать управленческие решения, направленные на повышение качества образования на разных уровнях (школьном, региональном, федеральном).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_monitoring_fgos.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
«Мониторинг качества образования как инструмент повышения эффективности образовательного процесса в школе. Портфолио обучающегося как ресурс оценивания учебно-воспитательной работы педагогического коллектива» 25.11. 2016г
- Создание инициативной группы по подготовке заседания педсовета.
- Изучение педагогической литературы по обсуждаемой проблеме.
- Подготовка выступлений по заданной теме.
- Составление проекта решения заседания педсовета.
План проведения:
1.Доклад «Мониторинг качества образования как инструмент повышения эффективности образовательного процесса в школе..» - 15 минут (зам. директора по УВР Жбанова Е.В.).
2.Доклад « Портфолио обучающегося как ресурс оценивания учебно-воспитательной работы педагогического коллектива» (учитель предметник Кузнецова Е.Б.)
5.Решение педагогического совета (5 – 10 минут)
Ход педсовета
В связи с переходом на ФГОС второго поколения в сфере образования стала складываться новая система мониторинга, которая направлена на получение независимой, объективной информации об учебных достижениях самих учащихся, деятельности педагогических работников. Обработка, анализ и интерпретация полученной информации поможет вырабатывать политику и принимать управленческие решения, направленные на повышение качества образования на разных уровнях (школьном, региональном, федеральном).
Понятие «мониторинг» пришло в педагогику и социологию из экологии. В экологии «мониторинг» - это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важным параметрам.
Что же такое «педагогический мониторинг»?
«Педагогический мониторинг - это системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая её цели, содержания, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива».
В настоящее время существенной особенностью мониторинга и диагностики является определение не только предметных, но и метапредметных достижений обучающихся.
Цели педагогической диагностики и мониторинга в настоящее время состоят именно в изучении и измерении личностных, предметных и метапредметных достижений школьников, которые позволят оценивать результативность обучения и успешность обучения на последующих этапах.
В рамках мониторинга при традиционной системе образования обращали внимание на необходимость выполнения образовательных программ, на оценку успеваемости всех обучающихся. В течение многих десятилетий преобладала внутренняя оценка качества знаний, например, по всем предметам прослеживается успеваемость, качество знаний, средний балл, степень обученности по предмету. Качество работы образовательного учреждения и каждого учителя, как правило, определялось по количеству выпускников, поступавших в ВУЗы.
К сожалению, сейчас некоторые из наших учащихся показывают низкий уровень самостоятельного учения, самостоятельного добывания необходимой информации. Так по результатам ГИА 2016 в нашей школе получены низкие результаты по (физике, географии, русскому языку). Низкие показатели являются поводом для рефлексии результатов деятельности, переосмысления педагогического опыта, постановки новых педагогических задач.
Как и каким образом должна изменится такая ситуация в связи с переходом на ФГОС второго поколения? Чем должен отличаться мониторинг осуществляемого в условиях введения нового стандарта? Нужно искать ответы на эти вопросы. Готовы ли учителя-предметники работать по ФГОС ООО, какие существуют риски работы для учителей и учащихся основной школы.
Для учителя это:
- перегруженность отчетами;
- неумение увязать теорию с практикой;
- обилие и категоричность ценных указаний;
- авторитарность в преподавании;
- незнание требований ФГОС, их разночтение;
- чувство неудовлетворенности из-за ошибок в работе.
Все это влияет на настроение учителя.
Для ученика это:
- неумение работать с литературой;
- риск перегрузок;
- беспомощность в выборе пути решения вопросов;
- привычка быть ведомым;
- завышенный уровень притязаний;
- неумение формулировать цели.
Поэтому для реализации ФГОС в основной школе учителю необходимо изучить все методические рекомендации по предмету, знать все инструментарии. Знать, что во ФГОС прописана новая цель образования, новые технологии, средства обучения и, конечно же, новые требования к системе оценивания; и мониторинг нужен в первую очередь для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы, чтобы анализировать и корректировать образовательный процесс, а не для выводов.
Мониторинг – это механизм, который поможет нам в достижении конечного результата, не более того.
Метапредметный результат – это развитие способностей
Мониторинг метапредметных УУД основан на следующих теоретических и методических положениях:
1. Уровень сформированности УУД показывает степень владения учеником определенными культурно значимыми способами построения деятельности, общения, мышления или оценки. Формирование УУД зависит от того, каким образом организована учебная деятельность ребенка, и происходит в ходе последовательных стадий, характеризующихся определенным уровнем осознания учащимся своей деятельности.
2. Мониторинг осуществляется на основе системы специально разработанных заданий. Сформированность каждого УУД проверяется на материале двух и более учебных предметов.
3. Результаты мониторинга позволяют судить о продвижении к достижению планируемых результатов освоения начального общего образования, определенных стандартом, как отдельного учащегося, так и группы учащихся в целом.
Целью мониторинга является получение обратной связи. Диагностические мероприятия позволяют учителю выявить уровень сформированности важнейших УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию достижения каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.
«Как правильно организовать мониторинг ?»
Основными документами, которые позволяют нам определить место, роль, особенности и функции оценки и мониторинга является ФГОС ООО.
К сожалению, новыми стандартами не разработаны материалы (таблицы, бланки, оценочные листы и т. д.) для фиксирования показателей диагностики формирования и развития метапредметных и личностных результатов. Что затрудняет отслеживание показателей развития школьника на протяжении всего обучения.
Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.
Функции психолого-педагогического мониторинга:
- Диагностическая
- Определение уровня развития того или иного умения.
- Отслеживания динамики развития образовательных компетенций по показателям и в целом.
- Оценочная
- Описание критериев эффективности решения поставленных задач (что такое «хорошо»).
- Контрольная
- Описание и определение критериев успешности работы учителя.
Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
- Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности личностных, предметных и метапредмных достижений;
- Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
- Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
- Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени основного образования;
- Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального и основного образования школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
- Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на основной ступени образования.
Содержание мониторинга:
- Графики проведения диагностических оценочных методик по каждому году обучения
- Технологические карты формирования УУД школьников
- Банк методик и типичных задач, используемых для диагностики УУД
- КИМ стартового контроля на предметном материале. Методические рекомендации и критерии анализа результатов предметных диагностик
- КИМ итоговой диагностики: комплексная и интегрированная проверочные работы
- Листы индивидуальных достижений личностных и метапредметных результатов (для ребёнка и на весь класс)
- Методические рекомендации по организации деятельности учителя, способствующей формированию УУД школьника
В ходе диагностики учитель должен определить наиболее эффективные педагогические средства и приёмы.
Диагностический инструментарий не должен быть громоздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки и проведения изучения учебного процесса, обработки получаемых результатов.
Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.
Начинается эта работа с первых дней обучения в основной школе. Для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые возможности ребят, поступивших в 5 класс. Поэтому в начале сентября необходимо проводить стартовую диагностику. Она основывается на результатах мониторинга общей готовности пятиклассников к обучению в основной школе, результатах оценки их предметной готовности к обучению. Можно проводить диагностику одаренности учащихся. Результаты диагностики позволяют поставить педагогические задачи на адаптационный период.
Далее мониторинг проводится 1 или 2 раза в год, в конце апреля каждого учебного года. В 5 классе проводится 3 диагностические процедуры: в сентябре, в декабре и в апреле.
По итогам диагностик проводится анализ полученных результатов, который дает возможность педагогу, родителям и самому ученику видеть уровень его индивидуального развития и степень соответствия на данный период обучения портрету выпускника, который чётко определён новыми образовательными стандартами и программой духовно-нравственного развития и воспитания.
На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.
Ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ученика.
Результаты диагностических работ заносятся в Карты индивидуального развития обучающихся, которые вкладываются в Портфолио учащихся.
Такая организация мониторинга на уровне учреждения позволит отследить динамику показателей социальной успешности каждого ученика, каждого класса, параллели и в целом по ступени обучения. Позволит получить информацию для определения изменений в системе работы школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к результатам и системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
Диагностика и мониторинг предметных результатов.
Освоения содержания учебных предметов - это предметные результаты.
Предметные: выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, ценностей.
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является «способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи».
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. В числе методов оценки предметных результатов можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы учащегося и др.). Данный перечень методов далеко не исчерпывает всего возможного диапазона диагностических средств, он может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы. Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Диагностика и мониторинг метапредметных результатов
Формирования универсальных учебных действий – это метапредметные результаты.
Метапредметные: освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества.
Познавательные: работа с информацией и учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.
Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
Ø решение задач творческого и поискового характера;
Ø учебное проектирование;
Ø итоговые проверочные работы;
Ø комплексные работы на межпредметной основе;
Ø мониторинг сформированности основных учебных умений;
Ø портфолио и др.
Методами оценки метапредметных результатов являются:
наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении,
оценка процесса выполнения обучающимися различного рода творческих работ,
тестирование
оценка открытых и закрытых ответов обучающихся,
оценка результатов рефлексии обучающихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.)
портфолио обучающегося;
выставки и презентации крупных целостных законченных работ.
Диагностика и мониторинг личностных результатов
Ориентировать на достижение результата духовно-нравственного развития и воспитания -это личностные результаты.Личностные: Сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ: работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.
Литература
1.ФГОС ООО (пункт№12) Система оценки достижений планируемых результатов.
2 «.Оценки достижения и технология оценивания планируемых результатов» (начальное общее образование) Д.Данилов.
3.Критерии оценки деятельности учителя, реализующего ФГОС НОО.
4. « Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога?». Видеолекция («Всероссийский интернет- педсовет») Е.Ямбург, д.п.н. академик РАО, директор ЦОН.
6. «Новая эффективная дидактика» Н.Ф.Леонов « Самоконтроль и самооценка знаний учащимися-средство активизации их познавательной деятельности».
Решение педсовета.
Выводы:
- Таким образом, результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий.
- Мониторинг качества образования является одним из основных инструментов, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в школе.
Проект решения по результатам работы педсовета
- Одобрить основные направления работы мониторинговой деятельности в школе осуществляющегося с целью систематического отслеживания достижений и результатов образовательного процесса.
- Создать информационно-методический банк диагностического инструментария.
Рекомендации:
- Рекомендовать педагогам, классным руководителям активизировать мониторинговую деятельность, эффективнее использовать потенциальные возможности участников образовательного процесса.
- Продолжить обучение, воспитание и развитие личности в инновационной системе, сочетая различные формы и методы для повышения социальной активности, инициативы и творчества учащихся.
- Педагогам, классным руководителям продолжить работу с Портфолио учащихся с целью оценки результатов их деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование педагогических технологий как фактора повышения эффективности образовательного процесса»
Сегодня для становления учителя как личности просто необходимо его приобщение к возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой, которая открывает ему и его уче...
Презентация к педсовету "Мониторинг качества образования как инструмент повышения эффективности образовательного процесса в школе"
Педагогический мониторинг как динамичная система результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя имеет цель: повысить контролирующую и оценочную деятельность...
Исследовательская деятельность обучающихся как средство индивидуализации и как фактор повышения эффективности образовательного процесса
На сегодняшний день основным механизмом развития системы основного образования является поиск и освоение инноваций, которые способствовали бы качественным изменениям в деятельности...
Проектно- исследовательская деятельность обучающихся как средство индивидуализации и как фактор повышения эффективности образовательного процесса.
Чтобы обеспечить развитие учащихся, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности, в том числе и проектно-исследовательской, организация которой рассматривается сегодня к...
выступление на педагогическом совете: «Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса»
Статья, содержит информацию - обобщение опыта педагога об активных методах , используемых на уроках обществознания в основной и старшей школе...
СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Выступление на педсовете или собрании МО...
ДОКЛАД на тему «Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя».
Кто может сказать, что провести урок довольно-таки просто, что сама подготовка к уроку не занимает много времени?Подготовиться к уроку и провести его, на мой взгляд, не так уж и просто, это систематиз...
- Мне нравится (1)