«Мониторинг качества образования как инструмент повышения эффективности образовательного процесса в школе. Портфолио обучающегося как ресурс оценивания учебно-воспитательной работы педагогического коллектива»
статья по теме

Жбанова Елена Вениаминовна

В связи с переходом на ФГОС второго поколения в сфере образования стала складываться новая система мониторинга, которая направлена на получение независимой, объективной информации об учебных достижениях самих учащихся, деятельности педагогических работников. Обработка, анализ и интерпретация полученной информации поможет вырабатывать политику и принимать управленческие решения, направленные на повышение качества образования на разных уровнях (школьном, региональном, федеральном).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_monitoring_fgos.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

«Мониторинг  качества образования как инструмент повышения эффективности образовательного процесса в школе. Портфолио обучающегося как ресурс  оценивания учебно-воспитательной работы педагогического коллектива»                                                                       25.11. 2016г

  1. Создание инициативной группы по подготовке заседания педсовета.
  2. Изучение педагогической  литературы по обсуждаемой проблеме.
  3. Подготовка выступлений по заданной теме.
  4. Составление проекта решения заседания педсовета.

                                                                              План проведения:

1.Доклад «Мониторинг  качества образования как инструмент повышения эффективности образовательного процесса в школе..» - 15 минут (зам. директора по УВР Жбанова Е.В.).

2.Доклад « Портфолио обучающегося как ресурс  оценивания учебно-воспитательной работы педагогического коллектива» (учитель предметник Кузнецова Е.Б.)

5.Решение педагогического совета (5 – 10 минут)

Ход педсовета

В связи с переходом на ФГОС второго поколения в сфере образования стала складываться новая система мониторинга, которая направлена на получение независимой, объективной информации об учебных достижениях самих учащихся, деятельности педагогических работников. Обработка, анализ и интерпретация полученной информации поможет вырабатывать политику и принимать управленческие решения, направленные на повышение качества образования на разных уровнях (школьном, региональном, федеральном).

  Понятие «мониторинг» пришло в педагогику и социологию из экологии. В экологии «мониторинг» - это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важным параметрам.

Что же такое «педагогический мониторинг»? 

«Педагогический мониторинг - это системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая её цели, содержания, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива».  

В настоящее время существенной особенностью мониторинга и диагностики является определение не только предметных, но и метапредметных достижений обучающихся.

Цели педагогической диагностики и мониторинга в настоящее время состоят именно в изучении и измерении личностных, предметных и метапредметных достижений школьников, которые позволят оценивать результативность обучения и успешность обучения на последующих этапах.  

   В рамках мониторинга при традиционной системе образования обращали внимание на необходимость выполнения образовательных программ, на оценку успеваемости всех обучающихся. В течение многих десятилетий преобладала внутренняя оценка качества знаний, например, по всем предметам прослеживается успеваемость, качество знаний, средний балл, степень обученности по предмету. Качество работы образовательного учреждения и каждого учителя, как правило, определялось по количеству выпускников, поступавших в ВУЗы.

К сожалению, сейчас некоторые из наших учащихся показывают низкий уровень самостоятельного учения, самостоятельного добывания необходимой информации. Так по результатам ГИА 2016 в нашей школе получены низкие результаты  по (физике, географии, русскому языку).  Низкие показатели являются поводом для рефлексии результатов деятельности, переосмысления педагогического опыта, постановки новых педагогических задач.  

Как и каким образом должна изменится такая ситуация в связи с переходом на ФГОС второго поколения? Чем должен отличаться мониторинг осуществляемого в условиях введения нового стандарта? Нужно искать ответы на эти вопросы. Готовы ли учителя-предметники работать по ФГОС ООО, какие существуют риски работы для учителей и учащихся основной школы.

Для учителя это:

- перегруженность отчетами;

- неумение увязать теорию с практикой;

- обилие и категоричность ценных указаний;

- авторитарность в преподавании;

- незнание требований ФГОС, их разночтение;

- чувство неудовлетворенности из-за ошибок в работе.

Все это влияет на настроение учителя.

Для ученика это:

- неумение работать с литературой;

- риск перегрузок;

- беспомощность в выборе пути решения вопросов;

- привычка быть ведомым;

- завышенный уровень притязаний;

- неумение формулировать цели.

Поэтому для реализации ФГОС в основной школе учителю необходимо изучить все методические рекомендации по предмету, знать все инструментарии. Знать, что во ФГОС прописана новая цель образования, новые технологии, средства обучения и, конечно же, новые требования к системе оценивания; и мониторинг нужен в первую очередь для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы, чтобы анализировать и корректировать образовательный процесс, а не для выводов.

Мониторинг – это механизм, который поможет нам в достижении конечного результата, не более того.

Метапредметный результат – это развитие способностей

Мониторинг метапредметных УУД основан на следующих теоретических и методических положениях:

1. Уровень сформированности УУД показывает степень владения учеником определенными культурно значимыми способами построения деятельности, общения, мышления или оценки. Формирование УУД зависит от того, каким образом организована учебная деятельность ребенка, и происходит в ходе последовательных стадий, характеризующихся определенным уровнем осознания учащимся своей деятельности.

2. Мониторинг осуществляется на основе системы специально разработанных заданий. Сформированность каждого УУД проверяется на материале двух и более учебных предметов.

3. Результаты мониторинга позволяют судить о продвижении к достижению планируемых результатов освоения начального общего образования, определенных стандартом, как отдельного учащегося, так и группы учащихся в целом.

Целью мониторинга является получение обратной связи. Диагностические мероприятия позволяют учителю выявить уровень сформированности важнейших УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию достижения каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.

                                          «Как правильно организовать мониторинг ?»

     Основными документами, которые позволяют нам определить место, роль, особенности и функции оценки и мониторинга является ФГОС ООО.

К сожалению, новыми стандартами не разработаны материалы (таблицы, бланки, оценочные листы и т. д.) для фиксирования показателей диагностики формирования и развития метапредметных и личностных результатов. Что затрудняет отслеживание показателей развития школьника на протяжении всего обучения.

Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные  условия для достижения качественного образовательного результата.

Функции психолого-педагогического мониторинга:

  1. Диагностическая
  • Определение уровня развития того или иного умения.
  • Отслеживания динамики развития образовательных компетенций по показателям  и в целом.
  1. Оценочная
  • Описание  критериев эффективности  решения поставленных задач (что такое «хорошо»).
  1. Контрольная
  •  Описание и определение критериев успешности работы учителя.

Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у  школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

  1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности личностных, предметных и метапредмных достижений;
  2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
  3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
  4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени основного образования;
  5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального и основного образования школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
  6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на основной ступени образования.

                                                                   Содержание мониторинга:

  • Графики проведения диагностических оценочных методик по каждому году обучения
  • Технологические карты формирования УУД   школьников
  • Банк методик и типичных задач, используемых для диагностики УУД
  • КИМ стартового контроля на предметном материале. Методические рекомендации и критерии анализа результатов предметных диагностик
  • КИМ итоговой диагностики: комплексная и интегрированная проверочные работы
  • Листы индивидуальных достижений личностных и метапредметных результатов (для ребёнка и на весь класс)
  • Методические рекомендации по организации деятельности учителя, способствующей   формированию УУД школьника

В ходе диагностики учитель должен определить наиболее эффективные педагогические средства и приёмы.

Диагностический инструментарий не должен быть громоздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки и проведения изучения учебного процесса, обработки получаемых результатов.

Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.

Начинается эта работа с первых дней обучения в основной школе. Для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые возможности ребят, поступивших в 5 класс. Поэтому в начале сентября необходимо проводить стартовую диагностику. Она основывается на результатах мониторинга общей готовности пятиклассников к обучению в основной школе, результатах оценки их предметной готовности к обучению. Можно проводить диагностику одаренности учащихся. Результаты диагностики позволяют поставить педагогические задачи на адаптационный период.

Далее мониторинг проводится 1 или 2 раза в год, в конце апреля каждого учебного года. В 5 классе проводится 3 диагностические процедуры: в сентябре, в декабре и в апреле.

По итогам диагностик проводится анализ полученных результатов, который дает возможность педагогу, родителям  и самому ученику видеть уровень его индивидуального развития и степень соответствия на данный период обучения портрету выпускника, который чётко определён новыми образовательными стандартами и программой духовно-нравственного развития и воспитания.

На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.

Ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ученика.

Результаты диагностических работ заносятся в Карты индивидуального развития обучающихся, которые вкладываются в Портфолио учащихся.

Такая организация мониторинга на уровне учреждения позволит отследить динамику показателей социальной успешности каждого ученика, каждого класса, параллели и в целом по ступени обучения. Позволит получить информацию для определения изменений в системе работы школы.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к результатам и системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

Диагностика и мониторинг предметных результатов.

 Освоения содержания учебных предметов - это предметные результаты.

Предметные: выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, ценностей.

 Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является «способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи».

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. В числе методов оценки предметных результатов можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы учащегося и др.). Данный перечень методов далеко не исчерпывает всего возможного диапазона диагностических средств, он может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы. Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных  заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

                                                               Диагностика и мониторинг метапредметных результатов

 Формирования универсальных учебных действий – это метапредметные результаты.

 Метапредметные: освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Регулятивные: управление своей деятельностью;  контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные:  речевая деятельность; навыки сотрудничества.

Познавательные:  работа с информацией и учебными моделями;   использование знако-символических средств, общих схем решения;   выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться.

 Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:

Ø решение задач творческого и поискового характера;

Ø учебное проектирование;

Ø итоговые проверочные работы;

Ø комплексные работы на межпредметной основе;

Ø мониторинг сформированности основных учебных умений;

Ø портфолио и др.

Методами оценки метапредметных результатов являются:

наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении,

 оценка процесса выполнения обучающимися различного рода творческих работ,

 тестирование

 оценка открытых и закрытых ответов обучающихся,

оценка результатов рефлексии обучающихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.)

 портфолио обучающегося;

 выставки и презентации крупных целостных законченных работ.

Диагностика и мониторинг личностных результатов

Ориентировать на достижение результата духовно-нравственного развития и воспитания  -это  личностные результаты.Личностные: Сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ: работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

Литература

1.ФГОС ООО (пункт№12) Система оценки достижений планируемых результатов.

2 «.Оценки достижения и технология оценивания планируемых результатов» (начальное общее образование) Д.Данилов.

3.Критерии оценки деятельности учителя, реализующего ФГОС НОО.

4. « Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога?». Видеолекция («Всероссийский интернет- педсовет») Е.Ямбург, д.п.н.  академик РАО, директор ЦОН.

6. «Новая эффективная дидактика» Н.Ф.Леонов « Самоконтроль и самооценка знаний учащимися-средство активизации их познавательной деятельности».

Решение педсовета.

Выводы:

  1. Таким образом, результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий.
  2. Мониторинг качества образования является одним из основных инструментов, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в школе.  

 Проект решения по результатам работы педсовета

  1. Одобрить основные направления работы мониторинговой деятельности в школе осуществляющегося с целью систематического отслеживания достижений и результатов образовательного процесса.
  2. Создать информационно-методический банк диагностического инструментария.

Рекомендации:

  1. Рекомендовать педагогам, классным руководителям активизировать мониторинговую деятельность, эффективнее использовать потенциальные возможности участников образовательного процесса.
  2. Продолжить обучение, воспитание и развитие личности в инновационной системе, сочетая различные формы и методы для повышения социальной активности, инициативы и творчества учащихся.
  3. Педагогам, классным руководителям продолжить работу с Портфолио учащихся с целью оценки результатов их деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование педагогических технологий как фактора повышения эффективности образовательного процесса»

Сегодня  для становления учителя как личности просто необходимо его приобщение к возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой, которая открывает ему и его уче...

Презентация к педсовету "Мониторинг  качества образования как инструмент повышения эффективности образовательного процесса в школе"

Педагогический мониторинг как динамичная система результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя имеет цель: повысить контролирующую и оценочную деятельность...

Исследовательская деятельность обучающихся как средство индивидуализации и как фактор повышения эффективности образовательного процесса

На сегодняшний день основным механизмом развития системы  основного  образования является поиск и освоение инноваций, которые способствовали бы  качественным изменениям в деятельности...

Проектно- исследовательская деятельность обучающихся как средство индивидуализации и как фактор повышения эффективности образовательного процесса.

Чтобы обеспечить развитие учащихся, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности, в том числе и проектно-исследовательской, организация  которой рассматривается сегодня к...

выступление на педагогическом совете: «Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса»

Статья, содержит информацию - обобщение опыта педагога об активных методах , используемых на уроках обществознания в основной и старшей школе...

ДОКЛАД на тему «Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя».

Кто может сказать, что провести урок довольно-таки просто, что сама подготовка к уроку не занимает много времени?Подготовиться к уроку и провести его, на мой взгляд, не так уж и просто, это систематиз...