Внеурочная деятельность
рабочая программа

Видяев Александр Владимирович

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurchnaya_deyatelnost_po_izo.docx71.83 КБ
Microsoft Office document icon fakultativ_rezba_po_derevu.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2»

__________________________________________________________________

Рассмотрено на заседании МО

Протокол № _____от «_____»___________2019

Замдиректора по ВР

____________________/М.В. Касьянова/

Утверждаю:

Директор МБОУ «ЕСОШ№2»

___________ М.В. Тузова

Приказ №__________

от «____» ___________ 2019г

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Юный художник»

 (5-7  класс)

                           Составитель

                                                                    Видяев Александр Владимирович

                              учитель ИЗО

2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана  в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе   примерной программы внеурочной деятельности «Художественное творчество»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам) и авторской программы внеурочной деятельности «Академия художников» (автор Фролова Н. А.)    

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс внеурочной деятельности «Юный художник» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, он включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Основная цель курса внеурочной деятельности «Юный художник» – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как форм эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы – в процессе личностного художественного творчества.

Основные задачи курса внеурочной деятельности «Юный художник»:

 формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

 освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

 формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

 развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

 формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

 развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

 овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

 овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Количество часов на изучение учебного материала приведено в соответствие с продолжительностью учебного года, годовым календарным учебным графиком и учебным планом МБОУ ЕСОШ №2: для учащихся 5,6,7 класса - 34 часа,  из расчета 1 час в неделю в каждом классе.

Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

5 класс

В соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по внеурочной деятельности, направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса внеурочной деятельности «Юный художник»:

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

-овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

-формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

-Формирование   активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

-обретение самостоятельного  творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным  действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;

-Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

-развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса внеурочной деятельности «Юный художник»:

-восприятие  мира, человека, окружающих явлений  с эстетических позиций;

-активное отношение к традициям культуры как  к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

-художественное познание мира, понимание роли  и места искусства в жизни человека и общества;

-умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в справочных материалах, электронных ресурсах;

-понимание разницы между элитарным и массовым искусством;

-применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности.

Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

6 класс

Личностные результаты:

-осмысление и эмоционально–ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусств;

-освоение художественной культуры как сферы материального выражения  духовных ценностей, представленных в пространственных формах;

-воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

 -овладение средствами художественного изображения;

-развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать,  анализировать  и  структурировать визуальный образ на основе  его эмоционально -  нравственной оценке

Метапредметные результаты:

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

-развитие художественно- образного мышления  как неотъемлемой части целостного мышления человека

Предметные результаты:

-понимание основ изобразительной грамоты,  умение использовать специфику образного языка и средства художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической  работы, т.е. в процессе создания художественных образов;

-восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

-применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности(работа в области живописи, графики, скульптуры);

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;

-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

-осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; 

Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

7 класс

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам семьи;

-развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать  и  структурировать визуальный образ на основе  его эмоционально -  нравственной оценке

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

Метапредметные результаты:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-развитие художественно- образного мышления  как неотъемлемой части целостного мышления человека

-формирование способности к целостному художественному восприятию мира

Предметные результаты:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, художественного вкуса и творческого воображения;

-развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

-эмоционально- ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;

-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

-приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств; изобразительных, декоративно-прикладных;

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;

-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; устойчивого интереса к творческой деятельности.

Результаты изучения курса внеурочной деятельности

Выпускник научится:

5 класс

  • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
  • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
  • создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
  • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
  • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
  • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
  • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
  • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
  • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
  • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
  • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
  • создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
  • простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
  • навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь); описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне; представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
  • опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
  • собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.).

6 класс

  • изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
  • создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
  • строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
  • характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
  • передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
  • творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
  • выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
  • рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
  • применять перспективу в практической творческой работе;
  • навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы; объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
  • композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
  • создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
  • видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
  • навыкам создания пейзажных зарисовок; классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
  • объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
  • различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
  • использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
  • навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
  • различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
  • определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
  • пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
  • различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
  • различать и характеризовать виды портрета;
  • понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
  • пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
  • использовать графические материалы в работе над портретом;
  • использовать образные возможности освещения в портрете;
  • пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
  • называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
  • навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
  • рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
  • приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
  • характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
  • объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
  • изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
  • узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»; называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
  • классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
  • перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
  • характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
  • узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
  • характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
  • рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
  • называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
  • творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
  • творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;
  • творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
  • представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
  • называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
  • характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
  • рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
  • творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
  • анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
  • культуре зрительского восприятия;
  • понимать разницу между реальностью и художественным образом;
  • представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
  • опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных; 

7 класс

  • иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
  • понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
  • различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
  • характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
  • понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
  • осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
  • применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
  • применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
  • получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
  • приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
  • характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
  • понимать основы краткой истории костюма;
  • характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
  • использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
  • отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
  • использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
  • узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
  • Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
  • различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
  • узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
  • характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
  • раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
  • работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
  • различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
  • сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
  • рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
  • ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
  • использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
  • выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
  • характеризовать признаки и особенности московского барокко;
  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
  • различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;

Выпускник получит возможность научиться:

5 класс

  • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
  • применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
  • понимать специфику изображения в полиграфии;
  • различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
  • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
  • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
  • узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;

6 класс 

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
  • называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
  • понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
  • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
  • применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
  • характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
  • получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира; называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
  • называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
  • называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;

7 класс

  • использовать навыки коллективной работы над

объемно- пространственной композицией;

  •  различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
  • проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
  • создавать художественную композицию макета книги, журнала; характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
  • понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
  • понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
  • различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
  • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
  • проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
  • создавать художественную композицию макета книги, журнала;
  • добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
  • использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
  • применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства.

В конце года проводится промежуточная аттестация по курсу внеурочной деятельности «Юный художник».

     Промежуточная аттестация заключается в выполнении итоговой творческой работы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

5 класс

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты

(15 часов)

Древние образы в народном творчестве.

Солярные знаки (декоративное изображение и их условно - символический характер).

Русская изба: единство конструкции и декора.

Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.

Орнамент как основа декоративного украшения.

Праздничный народный костюм – целостный художественный образ.

Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка).

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово).

Роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте).

Вечные темы и великие исторические события в искусстве (8часов)

Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский).

Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин).

Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.

Исторические картины. (исторический жанр).

Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр).

Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли.

Взаимосвязь истории искусства и истории человечества (2часа)

Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея.

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).

Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв. (2 часа)

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека.

Архитектура Киевской Руси. Мозаика.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (7 часов)

Пространственные искусства. Художественные материалы

 Жанры в изобразительном искусстве.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Рисунок – основа изобразительного творчества.

Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм.

Цвет.Основы цветоведения.

Композиция. Натюрморт.

Итого: 34 часа

6 класс

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (11 часов)

 Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.

Многообразие форм окружающего мира.

 Изображение объема на плоскости.

Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.

Пейзаж. Правила построения перспективы.

Воздушная перспектива. Пейзаж настроения.    

Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей).

Пейзаж в графике. Работа на пленэре. 

Стили, направления, виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. (3 часа)

Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов).

Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский).

Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский).

Понимание смысла деятельности художника (13часов)

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве.

Портрет в скульптуре.

Графический портретный рисунок.

Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).

Изображение фигуры человека и образ человека.

Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден).

 Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека.

Набросок фигуры человека с натуры.

Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). 

Вечные темы и великие исторические события в искусстве (6 часов)

Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной.

Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти).

Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти).

Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов).

Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов).

Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих).  

  Итого: 34 часа    

7 класс

Искусство полиграфии (3 часа)

Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты).

Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта.

 Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки.

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн (12часов)

Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека.

От плоскостного изображения к объемному макету.

Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.

Важнейшие архитектурные элементы здания.

Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного  и функционального в вещи. Форма и материал.

 Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье).

Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица).

Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн.

 Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков.

Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада.

История костюма.

Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.

Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв. ( 4 часа)

Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода.

Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий).

Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву).

Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.

Взаимосвязь истории искусства и истории человечества (3часа)

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм).

Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди).

Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея).

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография (11часов)

Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник.

Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский).

Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.

Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.).

Изображение в фотографии и в живописи.

Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж.

Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).

Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер).

Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков).

Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.).

Художественно-творческие проекты.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 «А» класс

урока

Содержание (Тема урока)

Дата

Количество часов

план

факт

Раздел 1. Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты (15 часов)

1

Древние образы в народном творчестве

7.09

1

2

Солярные знаки (декоративное изображение и их

условно - символический характер).

14.09

1

3

Русская изба: единство конструкции и декора.

21.09

1

4

Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры

28.09

1

5

Орнамент как основа декоративного украшения.

5.10

1

6

Праздничный народный костюм – целостный художественный образ.

12.10

19.10

1

7

Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

26.10

1

8-9

Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка).

9.11

16.11

2

10

Искусство Гжели

23.11

1

11

Городецкая роспись

30.11

1

12

Хохлома

7.12

1

13-14

Жостово. Роспись по металлу

14.12

2

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте

21.12

1

Раздел 2.  Вечные темы и великие исторические события в искусстве (8 часов)

16-17

Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин,

 В.А. Милашевский, В.А. Фаворский).

11.01

18.01

2

18

Анималистический жанр (В.А. Ватагин,

 Е.И. Чарушин)

25.01

1.02

1

19

Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных

8.02

15.02

1

20

Исторические картины.

( исторический жанр).

22.02

1.03

1

21

Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр).

15.03

1

22-23

Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли.

2

Раздел 4. «Взаимосвязь истории искусства и истории человечества

  (2 часов)

24

Российские художественные музеи. (Русский музей,

Эрмитаж,Третьяковская галерея).

1

25

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

1

Раздел 5. Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв. (2)

26

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека.

8 .05

1

27

Архитектура Киевской Руси. Мозаика.

17.05

1

Раздел 6. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (7)

28

Пространственные искусства.

Жанры в изобразительном искусстве.

1

29

Художественные материалы

1

30

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

1

31

Рисунок – основа изобразительного творчества

1

32

Художественный образ. Стилевое единство.

 Линия, пятно. Ритм.

1

33

Цвет. Основы

цветоведения.  

1

34

Композиция. Натюрморт.  

1

        

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 «Б» класс

урока

Содержание (Тема урока)

Дата

Количество часов

план

факт

Раздел 1. Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты (15 часов)

1

Древние образы в народном творчестве

5.09

1

2

Солярные знаки (декоративное изображение и их

условно - символический характер).

12.09

1

3

Русская изба: единство конструкции и декора.

19.09

1

4

Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры

26.09

1

5

Орнамент как основа декоративного украшения.

3.10

1

6

Праздничный народный костюм – целостный художественный образ.

10.10

1

7

Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

 17.10

1

8-9

Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка).

24.10

7.11

2

10

Искусство Гжели

14.11

1

11

Городецкая роспись

21.11

1

12

Хохлома

28.11

1

13-14

Жостово. Роспись по металлу

5.12

12.12

2

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте

19.12

1

Раздел 2.  Вечные темы и великие исторические события в искусстве (8 часов)

16-17

Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин,

 В.А. Милашевский, В.А. Фаворский).

26.12

16.01

2

18

Анималистический жанр (В.А. Ватагин,

 Е.И. Чарушин)

 23.01

1

19

Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных

30.01

1

20

Исторические картины.

( исторический жанр).

6.02

1

21

Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр).

13.02

1

22-23

Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли.

20.02

27.02

2

Раздел 4. «Взаимосвязь истории искусства и истории человечества

  (2 часов)

24

Российские художественные музеи. (Русский музей,

Эрмитаж,Третьяковская галерея).

5.03

1

25

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

 12.03

1

Раздел 5. Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв. (2)

26

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека.

 19.03

1

27

Архитектура Киевской Руси. Мозаика.

2.04

1

Раздел 6. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (7)

28

Пространственные искусства.

Жанры в изобразительном искусстве.

9.04

1

29

Художественные материалы

16.04

1

30

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

23.04

1

31

Рисунок – основа изобразительного творчества

30.04

1

32

Художественный образ. Стилевое единство.

 Линия, пятно. Ритм.

7.05

1

33

Цвет. Основы

цветоведения.  

14.05

1

34

Композиция. Натюрморт.  

21.05

1

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 «В» класс

урока

Содержание (Тема урока)

Дата

Количество часов

план

факт

Раздел 1. Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты (15 часов)

1

Древние образы в народном творчестве

4.09

1

2

Солярные знаки (декоративное изображение и их

условно - символический характер).

11.09

1

3

Русская изба: единство конструкции и декора.

18.09

1

4

Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры

25.09

1

5

Орнамент как основа декоративного украшения.

2.10

1

6

Праздничный народный костюм – целостный художественный образ.

09.10

1

7

Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

16.10

1

8-9

Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка).

23.10

30.10

2

10

Искусство Гжели

6.11

1

11

Городецкая роспись

13.11

1

12

Хохлома

20.11

1

13-14

Жостово. Роспись по металлу

27.11

 4.12

2

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте

11.12

1

Раздел 2.  Вечные темы и великие исторические события в искусстве (8 часов)

16-17

Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин,

 В.А. Милашевский, В.А. Фаворский).

18.12

25.12

2

18

Анималистический жанр (В.А. Ватагин,

 Е.И. Чарушин)

15.01

1

19

Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных

22.01

1

20

Исторические картины.

( исторический жанр).

 29.01

1

21

Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр).

5.02

1

22-23

Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли.

12.02

19.02

2

Раздел 4. «Взаимосвязь истории искусства и истории человечества

  (2 часов)

24

Российские художественные музеи. (Русский музей,

Эрмитаж,Третьяковская галерея).

26.02

1

25

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

 4.03

1

Раздел 5. Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв. (2)

26

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека.

11.03

1

27

Архитектура Киевской Руси. Мозаика.

18.03

1

Раздел 6. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (7)

28

Пространственные искусства.

Жанры в изобразительном искусстве.

1.04

1

29

Художественные материалы

8.04

1

30

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

15.04

1

31

Рисунок – основа изобразительного творчества

22.04

1

32

Художественный образ. Стилевое единство.

 Линия, пятно. Ритм.

29.04

1

33

Цвет. Основы

цветоведения.  

13.05

1

34

Композиция. Натюрморт.  

20.05

1

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 «А» класс

урока

Содержание (Тема урока)

Дата

Количество часов

план

факт

Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (12 часов)

1

Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.

2.09

1

2

Многообразие форм окружающего мира.

9.09

1

3

Изображение объема на плоскости

16.09

1

4

Освещение. Свет и тень.

23.09

1

5-6

Натюрморт в графике.

30.09

7.10

2

7

Цвет в натюрморте

14.10

1

8

Пейзаж. Правила построения перспективы

21.10

1

9

Воздушная перспектива. Пейзаж настроения.    

28.10

1

10

Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К.Моне, А.Сислей).

11.11

1

11-12

Пейзаж в графике.

18.11

25.11

2

Раздел 2. Стили, направления, виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. (3 часа)

13

Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века

2.12

1

14

Классицизм в русской портретной живописи XVIII века

Русская классическая скульптура XVIII века

  9.12

1

15

Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). Монументальная скульптура второй половины XIX века

16.12

1

Раздел 3. Понимание смысла деятельности художника (13 часов)

16-17

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве.

23.12

9.01

2

18

Портрет в скульптуре.

 13.01

1

19

Графический портретный рисунок

 20.01

1

20

Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете.

27.01

1

21

Великие портретисты прошлого.

Портрет в изобразительном искусстве XX века

3.02

1

22

Изображение фигуры человека и образ человека.

10.02

1

23

Изображение фигуры человека в истории искусства

17.02

1

24

Пропорции и строение фигуры человека.

25.02

1

25

Лепка фигуры человека.

02.03

1

26

Набросок фигуры человека с натуры.

16.03

1

27

Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества.

23.03

1

Раздел 4. Вечные темы и великие исторические события в искусстве (7)

28-29

Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной.

30.03

6.04

2

30

Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

13.04

1

31

Мифологические темы в зарубежном искусстве

 (С. Боттичелли, Джорджоне,  Рафаэль Санти).

20.04

1

32

Русская религиозная живопись XIX века

(А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов).

27.04

1

33

Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве

6.05

1

34

Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих).        

18.05

1

        

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 «Б» класс

урока

Содержание (Тема урока)

Дата

Количество часов

план

факт

Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (12 часов)

1

Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.

4.09

1

2

Многообразие форм окружающего мира.

11.09

1

3

Изображение объема на плоскости

18.09

1

4

Освещение. Свет и тень.

25.09

1

5-6

Натюрморт в графике.

2.10

9.10

2

7

Цвет в натюрморте

16.10

1

8

Пейзаж. Правила построения перспективы

23.10

1

9

Воздушная перспектива. Пейзаж настроения.    

30.10

1

10

Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К.Моне, А.Сислей).

6.11

1

11-12

Пейзаж в графике.

13.11

20.11

2

Раздел 2. Стили, направления, виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. (3 часа)

13

Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века

27.11

1

14

Классицизм в русской портретной живописи XVIII века

Русская классическая скульптура XVIII века

 4.12

1

15

Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). Монументальная скульптура второй половины XIX века

11.12

1

Раздел 3. Понимание смысла деятельности художника (13 часов)

16-17

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве.

18.12

25.12

2

18

Портрет в скульптуре.

15.01

1

19

Графический портретный рисунок

22.01

1

20

Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете.

29.01

1

21

Великие портретисты прошлого.

Портрет в изобразительном искусстве XX века

5.02

1

22

Изображение фигуры человека и образ человека.

12.02

1

23

Изображение фигуры человека в истории искусства

19.02

1

24

Пропорции и строение фигуры человека.

26.02

1

25

Лепка фигуры человека.

4.03

1

26

Набросок фигуры человека с натуры.

11.03

1

27

Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества.

18.03

1

Раздел 4. Вечные темы и великие исторические события в искусстве (7)

28-29

Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной.

1.04

8.04

2

30

Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

15.04

1

31

Мифологические темы в зарубежном искусстве

 (С. Боттичелли, Джорджоне,  Рафаэль Санти).

22.04

1

32

Русская религиозная живопись XIX века

(А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов).

29.04

1

33

Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве

13.05

1

34

Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих).        

20.05

1

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 «В» класс

урока

Содержание (Тема урока)

Дата

Количество часов

план

факт

Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (12 часов)

1

Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.

4.09

1

2

Многообразие форм окружающего мира.

11.09

1

3

Изображение объема на плоскости

18.09

1

4

Освещение. Свет и тень.

25.09

1

5-6

Натюрморт в графике.

2.10

9.10

2

7

Цвет в натюрморте

16.10

1

8

Пейзаж. Правила построения перспективы

23.10

1

9

Воздушная перспектива. Пейзаж настроения.    

30.10

1

10

Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К.Моне, А.Сислей).

6.11

1

11-12

Пейзаж в графике.

13.11

20.11

2

Раздел 2. Стили, направления, виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. (3 часа)

13

Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века

27.11

1

14

Классицизм в русской портретной живописи XVIII века

Русская классическая скульптура XVIII века

 4.12

1

15

Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). Монументальная скульптура второй половины XIX века

11.12

1

Раздел 3. Понимание смысла деятельности художника (13 часов)

16-17

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве.

18.12

25.12

2

18

Портрет в скульптуре.

15.01

1

19

Графический портретный рисунок

22.01

1

20

Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете.

29.01

1

21

Великие портретисты прошлого.

Портрет в изобразительном искусстве XX века

5.02

1

22

Изображение фигуры человека и образ человека.

12.02

1

23

Изображение фигуры человека в истории искусства

19.02

1

24

Пропорции и строение фигуры человека.

26.02

1

25

Лепка фигуры человека.

4.03

1

26

Набросок фигуры человека с натуры.

11.03

1

27

Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества.

18.03

1

Раздел 4. Вечные темы и великие исторические события в искусстве (7)

28-29

Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной.

1.04

8.04

2

30

Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

15.04

1

31

Мифологические темы в зарубежном искусстве

 (С. Боттичелли, Джорджоне,  Рафаэль Санти).

22.04

1

32

Русская религиозная живопись XIX века

(А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов).

29.04

1

33

Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве

13.05

1

34

Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих).        

20.05

1

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 «А» класс

урока

Содержание (Тема урока)

Дата

Количество часов

план

факт

Раздел 1. Искусство полиграфии (3 часа)

1

Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты).

5.09

1

2

Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта.

12.09

1

3

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.

19.09

1

Раздел 2. Конструктивное искусство: архитектура и дизайн

4

Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры

26.09

1

5

Орнамент как основа декоративного украшения.

3.10

1

6

Праздничный народный костюм – целостный художественный образ.

10.10

1

7

Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

17.10

1

8-9

Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка).

24.10

7.11

2

10

Искусство Гжели

14.11

1

11

Городецкая роспись

21.11

1

12

Хохлома

28.11

1

13-14

Жостово. Роспись по металлу

5.12

12.12

2

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте

19.12

1

Раздел 2.  Вечные темы и великие исторические события в искусстве (8 часов)

16-17

Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин,

 В.А. Милашевский, В.А. Фаворский).

26.12

16.01

2

18

Анималистический жанр (В.А. Ватагин,

 Е.И. Чарушин)

23.01

1

19

Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных

30.01

1

20

Исторические картины.

( исторический жанр).

6.02

1

21

Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр).

13.02

1

22-23

Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли.

20.02

27.02

2

Раздел 4. «Взаимосвязь истории искусства и истории человечества

  (2 часов)

24

Российские художественные музеи. (Русский музей,

Эрмитаж,Третьяковская галерея).

5.03

1

25

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

12.03

1

Раздел 5. Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв. (2)

26

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека.

19.03

1

27

Архитектура Киевской Руси. Мозаика.

2.04

1

Раздел 6. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (7)

28

Пространственные искусства.

Жанры в изобразительном искусстве.

9.04

1

29

Художественные материалы

16.04

1

30

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

23.04

1

31

Рисунок – основа изобразительного творчества

30.05

1

32

Художественный образ. Стилевое единство.

 Линия, пятно. Ритм.

7.05

1

33

Цвет. Основы

цветоведения.  

14.05

1

34

Композиция. Натюрморт.  

21.05

1



Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2»

_______________________________________________________________________________________________________________

Рассмотрено на заседании МО

Протокол № _____от «_____»___________2019

Замдиректора по ВР

____________________/М.В. Касьянова/

  Утверждаю:

  Директор МБОУ «ЕСОШ№2»

___________ М.В. Тузова

  Приказ №__________

  от «____» ___________ 2019г

Рабочая адаптированная программа

внеклассной деятельности

 «Умелец»

(резьба по дереву)

                                                                                         

Составил: А.В.Видяев

2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка

            Программа факультативных занятий «Резьба по дереву» для 6 класса разработана на основе:  

  • Федерального закона «Об образовании в  Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • Постановления от 10.06.2015 года № 26 об утверждении санпин 2.4.2.32.86-15 «Санитарно-эпидемологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Методических рекомендаций по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях  Красноярского края (Приложение к письму министерства образования Красноярского края № 75-9151 от 04 сентября 2015 года);
  • Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 кл. под редакцией В.В.Воронковой, 2011 год, для углубления профессионально-трудовой подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья специальных коррекционных классов.

          Данная программа является логическим продолжением федеральной программы «Столярное дело» по профессионально-трудовой  подготовки учащихся, необходимой для их социальной адаптации и реабилитации.

      Программа рассчитана  на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

       Актуальность этой программы  состоит в том, что в настоящее время резьба пользуется спросом. Резьбой украшали мебель, различные поделки и предметы быта,  использовали для украшения домов, изготовления деревянной утвари для кухни: хлебниц, солонок, вазочек, подставок, деревянных сувениров, шкатулок, служащих украшением любой квартиры.

        Цель программы: формирование знаний и практических умений  резьбы по дереву.

       Задачи программы:

  • обучить учащихся приёмам работы с основными инструментами по резьбе;
  • обучить навыкам и приемам резьбы по дереву;
  • формировать  умения планировать свою работу;
  • способствовать становлению личности через ее профессиональную ориентацию;
  • воспитывать трудолюбие,  эстетический вкус, самостоятельность, усидчивость и аккуратность;
  •  воспитывать оценочное отношение учащихся к своим работам и работам        сверстников.

        Программа «Резьба по дереву» рассчитана на учащихся 6 класса специальных (коррекционных) классов с учетом  психофизиологических особенностей этого возраста, которая комплексно решает основные задачи коррекции (выравнивания) личностного развития умственно отсталого подростка, чтобы данный факультатив практически подготовил его  социальной адаптации и реабилитации в обществе. Для  проведения факультативных занятий класс делится на подгруппы. Количество учащихся в каждой группе -   не более 6 человек. Программа разработана на 1 год обучения с последовательным усложнением заданий из расчета 68 часов в год, по 2 часа в неделю, отвечает экономическим и социокультурным потребностям жизнедеятельности региона.  Программа составлена по концентрическому принципу и обеспечивает коррекционную направленность процесса обучения.

Содержание образовательной программы

факультативных занятий «Резьба по дереву»

6 класс (68 часов)

Вводное занятие  (4 часа).

 Экскурсия в музей природы. Знакомство с  историей резьбы по дереву. Зарисовка с натуры узоров прорезной резьбы в оформлении домашней утвари. Правила техники безопасности при работе с острыми и режущими предметами,  правила подготовки рабочего места для резьбы по дереву.

Основные сведения о древесине  (2 часа)

Знакомство с основными свойствами древесины. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование.

Инструменты для резьбы по дереву  (2 часа)

Измерительные и разметочные инструменты для резьбы по дереву. Приспособления для закрепления заготовок. Подготовка инструментов к работе.

Особенности контурной резьбы  (4 часов)

Особенности контурной резьбы. Симметрия в декоративной орнаментальной композиции.

Этапы выполнения контурной композиции. Изготовление строганной основы под резную композицию по размерам образца.

Декоративный язык контурной резьбы по тонированному фону.

Композиция анималистического характера.  (6 часов)

Технология тонирования и прозрачной отделки деревянной поверхности.

Подготовка основы.

Перевод рисунка на основу.

Исполнение резьбы (резьба на тёмном фоне).

Художественные и технологические особенности геометрической резьбы.  Исходные элементы геометрической резьбы (10 часов).    

Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы.

Элементы геометрической резьбы. Порядок их разметки и последовательность выполнения.

Подготовка деревянной основы под элементы геометрической резьбы.

Разметка основы для геометрической резьбы.

Использование резьбы (оборотная сторона дощечки).

Орнамент геометрического характера из изученных элементов.

Работа по образцам (12 часов).

Приёмы использования одного, нескольких элементов в узоре.

Подготовка основы для резьбы на крышке шкатулки.

Разметка геометрического орнамента.

Знакомство с художественными и техническими приемами прорезной и накладной резьбы.

Резьба трёхгранных выемок. Правила ТБ.

Резьба трёхгранных выемок с углублением в центре (сияние). Правила ТБ.

Отделка лакокрасочными материалами.

Пластина с декоративной композицией из растительных элементов или анималистического характера (сочетание контурной и геометрической резьбы на тёмном или светлом фоне (12 часов).

Особенности декоративной трактовки образца. Способы отделки резной поверхности.

Подготовка деревянной основы для резьбы.

Зарисовка животных, птиц, листьев, цветов.

Декоративная переработка образцов под сочетание контурной и геометрической резьбы.

Резьба равнобедренных трёхгранных выемок с углублением в вершине (уголков).

Резьба равносторонних трёхгранных выемок с углублением в центре. Отделка изделия.

Использование утилитарного изделия (строганного, долбленного или точёного) с резной заставкой (вид резьбы по выбору учащихся)

(14 часов).

 Назначения функционального предмета и его связь с декором. Разработка резной заставки.

Токарный станок СТД – 120, управление. Правила техники безопасности.

Точение фасонной поверхности (ваза).

Точение внутренней поверхности.

Разметка орнамента на цилиндрической поверхности.

Приёмы резьбы на цилиндрических поверхностях. Правила техники безопасности.

Резьба скобчатых порезок.  Правила техники безопасности

Отделка изделия.

Заключительное (итоговое) занятие.  (2 часа).

Подведение итогов работы резьбы по дереву. Выставка работ учащихся.

Календарно-тематическое планирование

факультативных занятий «Резьба по дереву»

(68 часов)

  

№п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения урока

Словарь

                             

план

факт

 Вводное занятие.

 

1

Экскурсия в музей природы. Знакомство с  историей резьбы по дереву. Зарисовка с натуры узоров прорезной резьбы в оформлении домашней утвари.

2

Домашняя утварь

2

Правила техники безопасности при работе с острыми и режущими предметами,  правила подготовки рабочего места для резьбы по дереву.

2

Стамеска

Итого:

4ч.

Основные сведения о древесине 

3

Знакомство с основными свойствами древесины. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование.

2

Оборудование

Итого:

2ч.

Инструменты для резьбы по дереву  

4

Измерительные и разметочные инструменты для резьбы по дереву.

1

Диагональ

5

Приспособления для закрепления заготовок. Подготовка инструментов к работе.

1

Закрепление

Итого:

2ч.

Особенности контурной резьбы  

6

Особенности контурной резьбы.

1

7

Симметрия в декоративной орнаментальной композиции.

1

Симметрия

8

Этапы выполнения контурной композиции.

1

Контур

 9

Изготовление строганной основы под резную композицию по размерам образца.

1

Строгание

Итого:

       4ч.

Декоративный язык контурной резьбы по тонированному фону.

Композиция анималистического характера.  

10

Технология тонирования и прозрачной отделки деревянной поверхности.

1

Изящество

11

Подготовка основы.

1

Шлифование

12

Перевод рисунка на основу.

1

13

Исполнение резьбы (резьба на тёмном фоне).

3

Итого:

6ч.

Художественные и технологические особенности геометрической резьбы.  Исходные элементы геометрической резьбы.    

14

Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы.

1

Оформление

15

Элементы геометрической резьбы. Порядок их разметки и последовательность выполнения.

2

16

Подготовка деревянной основы под элементы геометрической резьбы.

1

17

Разметка основы для геометрической резьбы.

2

18

Использование резьбы (оборотная сторона дощечки).

4

Итого:

10ч.

Орнамент геометрического характера из изученных элементов.

Работа по образцам.

19

Приёмы использования одного, нескольких элементов в узоре.

1

Элемент

20

Подготовка основы для резьбы на крышке шкатулки.

2

Шкатулка

21

Разметка геометрического орнамента.

1

Разметка

22

Знакомство с художественными и техническими приемами прорезной и накладной резьбы.

2

Прием

23

Резьба трёхгранных выемок. Правила ТБ.

2

Резак

24

Резьба трёхгранных выемок с углублением в центре (сияние). Правила ТБ.

2

25

Отделка лакокрасочными материалами.

2

Отделка

Итого:

12ч.

Пластина с декоративной композицией из растительных элементов или анималистического характера (сочетание контурной и геометрической резьбы на тёмном или светлом фоне.

26

Особенности декоративной трактовки образца. Способы отделки резной поверхности.

2

Трактовка

27

Подготовка деревянной основы для резьбы.

1

Рубанок

28

Зарисовка животных, птиц, листьев, цветов.

1

Зарисовка

29

Декоративная переработка образцов под сочетание контурной и геометрической резьбы.

2

Переработка

30

Резьба равнобедренных трёхгранных выемок с углублением в вершине (уголков).

3

Трёхгранная выемка

31

Резьба равносторонних трёхгранных выемок с углублением в центре. Отделка изделия.

3

Итого:

12ч.

Использование утилитарного изделия (строганного, долбленного или точёного) с резной заставкой (вид резьбы по выбору учащихся).

32

Назначения функционального предмета и его связь с декором. Разработка резной заставки.

2

Функциональный

33

Токарный станок СТД – 120, управление. Правила техники безопасности.

2

Станок

34

Точение фасонной поверхности (ваза).

2

Фасонная поверхность

Точение внутренней поверхности.

2

Внутренней поверхности

35

Разметка орнамента на цилиндрической поверхности.

1

Цилиндрическая поверхность.

36

Приёмы резьбы на цилиндрических поверхностях. Правила техники безопасности.

2

37

Резьба скобчатых порезок.  Правила техники безопасности

2

38

Отделка изделия.

1

Итого:

14ч.

Заключительное (итоговое) занятие.

39

Подведение итогов работы резьбы по дереву.

1

40

Выставка работ учащихся.

1

Выставка

Итого:

2ч.

           

              НАГЛЯДНОЕ  ОБОРУДОВАНИЕ:                             ФОРМА  КОНТРОЛЯ ЗА УРОВНЕМ УСВОЕНИЯ:

П – плакат;   ТР – технический рисунок;                        О – опрос;   К – карточки;    Т – тест;                          

ТК – технологические карты;   ОБ – образец.                П – письменный;  Ф – фронтальный.

ФОРМА УРОКА:              

К – комбинированная;

П – практическая.

Учащиеся должны знать:

  • историю прорезной резьбы в оформлении домашней утвари;
  • правила техники безопасности при работе с острыми и режущими предметами;
  •   правила подготовки рабочего места для резьбы по дереву.
  • основные свойства древесины;
  • назначение, виды, материал и инструменты для резьбы по дереву;
  • особенности выполнения контурной резьбы;
  • последовательность выполнения контурной композиции;
  • декоративный язык контурной резьбы по тонированному фону;
  • особенности выполнения геометрической резьбы;
  • порядок  разметки и последовательность выполнения;
  • приёмы использования одного, нескольких элементов в узоре;
  • художественные и технические приемы прорезной и накладной резьбы;
  • особенности декоративной трактовки образца, способы отделки резной поверхности;
  • назначения функционального предмета и его связь с декором;
  • устройство токарного станка СТД – 120 и управлять им;
  • приёмы резьбы на цилиндрических поверхностях;
  • технику отделки изделия;

Учащиеся должны уметь:

  • организовать рабочее место;
  •  соблюдать правила техники безопасности при работе с острыми и режущими предметами,  правила подготовки рабочего места для резьбы по дереву;
  •  рисовать с натуры узоры;
  • делать зарисовки отдельных элементов орнамента резного декора;
  • подготовить инструменты к работе;
  • изготовить строганную основу под резную композицию по размерам образца;
  • подготовить деревянную основу под элементы геометрической резьбы;
  • переводить рисунок на основу;
  • разрабатывать самостоятельно композиции художественной и домовой резьбы по дереву на основе традиций народного искусства;
  • пользоваться инструментом резчика по дереву;
  • изготовлять токарные изделия на станке, уметь работать на сверлильном станке;
  • владеть        техническими        приемами        геометрической, плоскорельефной, углубленной, прорезной, накладной  резьбы по дереву;
  • выполнять все стадии резьбы по дереву, а также операции отделки готовых изделий;
  • резать трёхгранные выемки с углублением в центре (сияние), в вершине (уголков);
  • резать четырёхгранные выемки;
  • работать с лакокрасочными материалами;
  • зарисовывать животных, птиц, листьев, цветов;
  • перерабатывать образцы под сочетание контурной и геометрической резьбы;
  • выполнять элементы отделки изделия;
  • разрабатывать резные заставки;
  • точить  фасонную (вазу) и внутреннюю поверхность.
  • размечать орнамент на цилиндрической поверхности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...