Программа экологического воспитания
проект (10 класс)

Зигангирова Римма Мирхатовна

Программа  разработана в целях расширения программно-методического обеспечения работы педагогов сельских школ в сфере экологии, экологического воспитания и повышения эффективности процесса формирования экологической компетентности учащихся сельских школ.

В наш век невиданного развития техники на карту поставлена жизнь многих сотен живых существ.Наряду с этим, экологические проблемы представляют реальную угрозу для общества, его физического и психологического здоровья. Современная наука не в состоянии заменить те блага, которые мы получаем, находясь в здоровой окружающей среде, – отсутствие болезней, чистую воду, здоровое натуральное питание, не загрязненный вредными выбросами воздух, бодрящую красоту природных ландшафтов

Цель программы–формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.

 

Экологизация образовательного процесса – переход от позиции стороннего наблюдате­ля к позиции непосредственного участника всех природных   процессов.

Это комплекс мероприятий, который включает в себя:

- введение экологии в школьные предметы

- проведение интегрированных уроков по разным предметам

- разработка отдельных экологических подтем в разных курсах или пропустить их через всю программу предмета

- проведение внеклассных мероприятий,

- социально-значимых и исследовательских проектов

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Согласовано:                                                                 Утверждаю:

       Методическое объединение                                        Директор школы  И.М. Миназов

             «28»августа  2020 г.                                                      «28»августа  2020 г.                                  

        

Программа работы по экологизации школьного образования

«Формирование целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса»

Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, —
значит, пересесть из него просто некуда.
 

Антуан де Сент-Экзюпери

Пояснительная записка

 

Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования, поэтому, на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом – экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.

Программа  разработана в целях расширения программно-методического обеспечения работы педагогов сельских школ в сфере экологии, экологического воспитания и повышения эффективности процесса формирования экологической компетентности учащихся сельских школ.

В наш век невиданного развития техники на карту поставлена жизнь многих сотен живых существ.Наряду с этим, экологические проблемы представляют реальную угрозу для общества, его физического и психологического здоровья. Современная наука не в состоянии заменить те блага, которые мы получаем, находясь в здоровой окружающей среде, – отсутствие болезней, чистую воду, здоровое натуральное питание, не загрязненный вредными выбросами воздух, бодрящую красоту природных ландшафтов.

В обществе возрастает понимание значимости экологического воспитания, экологических проблем и необходимости конкретных действий для их решения. Проблема экологии, состояния окружающей среды и качества жизни может быть решена только нашими совместными усилиями в этом направлении.

Экологическое воспитание способствует решению этой проблемы, так как является основой формирования мировоззрения, важным этапом формирования общественного мнения, одним из способов воспитания у детей таких нравственных качеств, как уважение к другим, терпимость, умения сопереживать и сотрудничать, познавать историю своего края, региональные особенности.

Создание программы по экологическому образованию и воспитанию, работа по ее реализации – это некоторый посильный вклад в решение экологических проблем, стоящих перед обществом.

    Наряду с традиционными предметами предлагается введение обновленных курсов интегративного характера, облегчающих условия введения разных элективных курсов интегративного содержания, которые призваны:

  • Сформировать целостную картину мира;
  • Критическое отношение к жизненному опыту;
  • Заложить ценностную основу суждений и оценок.

 

Цель программы–формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.

 

Экологизация образовательного процесса – переход от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника всех природных   процессов.

Это комплекс мероприятий, который включает в себя:

- введение экологии в школьные предметы

- проведение интегрированных уроков по разным предметам

- разработка отдельных экологических подтем в разных курсах или пропустить их через всю программу предмета

- проведение внеклассных мероприятий,

- социально-значимых и исследовательских проектов

 

Предполагаемые результаты  работы по программе:

  • Образовательные:
  • эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и села;
  • возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
  • активизации познавательной деятельности учащихся;
  • вовлечение учащихся в практическую  деятельность;
  • формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;
  • привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.

 

  • Педагогические:
  • использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;
  • повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;
  • взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса;

 

Для достижения поставленной цели и результата,  ставятся следующие задачи:

  • воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
  • активизация практической деятельности школьников экологической направленности;

         организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной и полной средней школе;

  • формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;
  • содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.

         усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;

  • вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума

 Для реализации необходимо научно-методическое и организационно- управленческое сопровождение обеспечивающие и предполагающие следующие направления:

         изменение планов учебно-воспитательной работы в направлении усиления экологического компонента (педагогические советы, производственные совещания, методические объединения и т.д.);

         введение основ экологического образования в программы всех школьных предметов, от биологии до изобразительного искусства (введения эколого-краеведческих компонентов);

  • совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;

         разработать комплекс учебных программ, определяющих экологическое образование учащихся (учебные предметы и междисциплинарные курсы);

         организовать курс лекций для учащихся, учителей и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;

         осуществить отбор и подготовку одаренных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;

         разработать программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа).

Структура и содержание программы

 

            Само содержание программы определено направлениями экологического образования и созданием системной эколого-образовательной среды школы через введение спецкурсов и уровней по экологии

         Структура программы определена механизмом включения в школьные предметы отдельных разделов  по экологии, а также проведение интегрированных уроков:

Структура  экологизации образовательного процесса

 

Старшее звено

Среднее звено

Внеклассная деятельность

  1. Экологическое воспитание в процессе изучения каждого предмета
  2. Введение курса по экологии
  1. Экологическое воспитание в процессе изучения каждого предмета
  2. Введение курса по экологии.
  3. Введение регионального компонента «Экология Альметьевского района»

Экологизация учебно-воспитательного процесса:

  1.  Экологические месячники, недели
  2. Оформление кабинет биологии и экологии
  3. Олимпиады
  4. Конференции
  5. Родительские собрания (классные, общешкольные)
  6. Пришкольные цветники
  7. Праздники
  8. Вечера
  9. Акции
  10. Социально-значимые проекты,  исследования

 

Направления экологизации образовательного процесса

1.      Проектно-исследовательское

2.      Эколого-валеологическое

3.      Эколого-трудовое 

4.      Экологическое мировоззрение и культура

           

Система экологического воспитания и образования в школе

 

Учебный процесс

Воспитательная работа

Дополнительное образование

 Научный уровень информации

 Системность излагаемой информации

 Интеграция предметных знаний

     Экологизация теоретического учебного материала

 Практические работы, проектная деятельность учащихся

 Тематические недели

  Конференции, конкурсы, праздники, выставки поделочных работ, фото викторины

  Просветительская работа с учениками и родителями

 Практическая работа на территории школы и села: субботники, высадка саженцев.

         Экскурсии

         Научно-исследовательская деятельность

         Научно-исследовательская и познавательная деятельность на базе  Детского эколого-биологического центра

 

Подходы к экологизации образования: 

- Естественнонаучный - обучение через знания по предметам: география, биология, химия, физика.

- Натуралистический - изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.

- Этический - пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).

- Этнический - стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой (В Америке - обращение к культуре индейцев, в России - древних славян).

- Гуманистический - решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.

Планирование работы по экологизации  образовательного  процесса осуществляется ежегодно, в течение учебного года планы корректируются и изменяются по мере необходимости. План работы на 2010 – 2011 уч. год (приложение 1)

 

Оценка результативности программы

Показателями результативности программы могут служить:

         Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ

         Участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах

         Динамика участия школьников в экологических олимпиадах и конкурсах

         Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы

         Результаты мониторинга и анкетирования детей (приложение 2)

 

         Оценка результативности

Мониторинг (входящий, промежуточный и итоговый в течение года) (приложение 3)

Рейтинговая система

Самооценка и рефлексия (отзывы детей, рефлексии)

Разные формы оценивания (тестовые задания по разным предметам)

  

К сожалению, никто пока не знает, что конкретно надо делать для исправления экологической ситуации в стране, мире. Однако известно, что поиск выхода возможен только совместными усилиями всех и каждого.

Равнодушию  не должно быть места.

Заканчивая, хочется сказать, что образовательная работа в области экологии очень интересна детям, и держится она на: добросовестности, заинтересованности ребят и на энтузиазме учителя и руководителя. Дети остро чувствуют неискренность взрослых, поэтому учитель должен прежде всего сам осознать важность охраны природы, здоровья - только тогда успех обеспечен.

 

                                                         Авторы программы:

                                             учитель  1 квалификационной категории Талибуллина Г.Н. .

                           заместитель директора по ВР  Зигангирова Р.М.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экологического воспитания

Экологическое просвещение - это первый этап работы по сохранению окружающей среды. Реализация программ по экологическому просвещению школьников осуществляется при помощи разных форм и методов, существ...

Программа экологического воспитания детей в социально-реабилитационном центре

Модифицированная программа экологического воспитания детей социально-реабилитационного центраI. Аналитическая запискаСоциально-политические и экономические проблемы современного общества п...

Программа экологического воспитания

Программа экологического воспитания во внеклассной работе...

Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"

Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...

Программа внеклассной работы:«Реализация основных направлений программы экологического воспитания учащихся».

Основной целью представленной программы является формирование экологической культуры школьников.                 Програм...