Программа экологического воспитания
проект (10 класс)
Программа разработана в целях расширения программно-методического обеспечения работы педагогов сельских школ в сфере экологии, экологического воспитания и повышения эффективности процесса формирования экологической компетентности учащихся сельских школ.
В наш век невиданного развития техники на карту поставлена жизнь многих сотен живых существ.Наряду с этим, экологические проблемы представляют реальную угрозу для общества, его физического и психологического здоровья. Современная наука не в состоянии заменить те блага, которые мы получаем, находясь в здоровой окружающей среде, – отсутствие болезней, чистую воду, здоровое натуральное питание, не загрязненный вредными выбросами воздух, бодрящую красоту природных ландшафтов
Цель программы–формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.
Экологизация образовательного процесса – переход от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника всех природных процессов.
Это комплекс мероприятий, который включает в себя:
- введение экологии в школьные предметы
- проведение интегрированных уроков по разным предметам
- разработка отдельных экологических подтем в разных курсах или пропустить их через всю программу предмета
- проведение внеклассных мероприятий,
- социально-значимых и исследовательских проектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект экологического воспитания | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Утверждаю:
Методическое объединение Директор школы И.М. Миназов
«28»августа 2020 г. «28»августа 2020 г.
Программа работы по экологизации школьного образования
«Формирование целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса»
Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, —
значит, пересесть из него просто некуда.
Антуан де Сент-Экзюпери
Пояснительная записка
Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования, поэтому, на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом – экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.
Программа разработана в целях расширения программно-методического обеспечения работы педагогов сельских школ в сфере экологии, экологического воспитания и повышения эффективности процесса формирования экологической компетентности учащихся сельских школ.
В наш век невиданного развития техники на карту поставлена жизнь многих сотен живых существ.Наряду с этим, экологические проблемы представляют реальную угрозу для общества, его физического и психологического здоровья. Современная наука не в состоянии заменить те блага, которые мы получаем, находясь в здоровой окружающей среде, – отсутствие болезней, чистую воду, здоровое натуральное питание, не загрязненный вредными выбросами воздух, бодрящую красоту природных ландшафтов.
В обществе возрастает понимание значимости экологического воспитания, экологических проблем и необходимости конкретных действий для их решения. Проблема экологии, состояния окружающей среды и качества жизни может быть решена только нашими совместными усилиями в этом направлении.
Экологическое воспитание способствует решению этой проблемы, так как является основой формирования мировоззрения, важным этапом формирования общественного мнения, одним из способов воспитания у детей таких нравственных качеств, как уважение к другим, терпимость, умения сопереживать и сотрудничать, познавать историю своего края, региональные особенности.
Создание программы по экологическому образованию и воспитанию, работа по ее реализации – это некоторый посильный вклад в решение экологических проблем, стоящих перед обществом.
Наряду с традиционными предметами предлагается введение обновленных курсов интегративного характера, облегчающих условия введения разных элективных курсов интегративного содержания, которые призваны:
- Сформировать целостную картину мира;
- Критическое отношение к жизненному опыту;
- Заложить ценностную основу суждений и оценок.
Цель программы–формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.
Экологизация образовательного процесса – переход от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника всех природных процессов.
Это комплекс мероприятий, который включает в себя:
- введение экологии в школьные предметы
- проведение интегрированных уроков по разным предметам
- разработка отдельных экологических подтем в разных курсах или пропустить их через всю программу предмета
- проведение внеклассных мероприятий,
- социально-значимых и исследовательских проектов
Предполагаемые результаты работы по программе:
- Образовательные:
- эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и села;
- возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
- активизации познавательной деятельности учащихся;
- вовлечение учащихся в практическую деятельность;
- формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;
- привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.
- Педагогические:
- использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;
- повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;
- взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса;
Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи:
- воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
- активизация практической деятельности школьников экологической направленности;
∙ организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной и полной средней школе;
- формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;
- содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.
∙ усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;
- вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума
Для реализации необходимо научно-методическое и организационно- управленческое сопровождение обеспечивающие и предполагающие следующие направления:
∙ изменение планов учебно-воспитательной работы в направлении усиления экологического компонента (педагогические советы, производственные совещания, методические объединения и т.д.);
∙ введение основ экологического образования в программы всех школьных предметов, от биологии до изобразительного искусства (введения эколого-краеведческих компонентов);
- совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;
∙ разработать комплекс учебных программ, определяющих экологическое образование учащихся (учебные предметы и междисциплинарные курсы);
∙ организовать курс лекций для учащихся, учителей и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;
∙ осуществить отбор и подготовку одаренных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;
∙ разработать программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа).
Структура и содержание программы
Само содержание программы определено направлениями экологического образования и созданием системной эколого-образовательной среды школы через введение спецкурсов и уровней по экологии
Структура программы определена механизмом включения в школьные предметы отдельных разделов по экологии, а также проведение интегрированных уроков:
Структура экологизации образовательного процесса
Старшее звено | Среднее звено | Внеклассная деятельность |
|
| Экологизация учебно-воспитательного процесса:
|
Направления экологизации образовательного процесса
1. Проектно-исследовательское
2. Эколого-валеологическое
3. Эколого-трудовое
4. Экологическое мировоззрение и культура
Система экологического воспитания и образования в школе
Учебный процесс | Воспитательная работа | Дополнительное образование |
∙ Научный уровень информации ∙ Системность излагаемой информации ∙ Интеграция предметных знаний ∙ Экологизация теоретического учебного материала ∙ Практические работы, проектная деятельность учащихся | ∙ Тематические недели ∙ Конференции, конкурсы, праздники, выставки поделочных работ, фото викторины ∙ Просветительская работа с учениками и родителями ∙ Практическая работа на территории школы и села: субботники, высадка саженцев. | ∙ Экскурсии ∙ Научно-исследовательская деятельность ∙ Научно-исследовательская и познавательная деятельность на базе Детского эколого-биологического центра |
Подходы к экологизации образования:
- Естественнонаучный - обучение через знания по предметам: география, биология, химия, физика.
- Натуралистический - изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.
- Этический - пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).
- Этнический - стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой (В Америке - обращение к культуре индейцев, в России - древних славян).
- Гуманистический - решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.
Планирование работы по экологизации образовательного процесса осуществляется ежегодно, в течение учебного года планы корректируются и изменяются по мере необходимости. План работы на 2010 – 2011 уч. год (приложение 1)
Оценка результативности программы
Показателями результативности программы могут служить:
∙ Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ
∙ Участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах
∙ Динамика участия школьников в экологических олимпиадах и конкурсах
∙ Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы
∙ Результаты мониторинга и анкетирования детей (приложение 2)
Оценка результативности
Мониторинг (входящий, промежуточный и итоговый в течение года) (приложение 3)
Рейтинговая система
Самооценка и рефлексия (отзывы детей, рефлексии)
Разные формы оценивания (тестовые задания по разным предметам)
К сожалению, никто пока не знает, что конкретно надо делать для исправления экологической ситуации в стране, мире. Однако известно, что поиск выхода возможен только совместными усилиями всех и каждого.
Равнодушию не должно быть места.
Заканчивая, хочется сказать, что образовательная работа в области экологии очень интересна детям, и держится она на: добросовестности, заинтересованности ребят и на энтузиазме учителя и руководителя. Дети остро чувствуют неискренность взрослых, поэтому учитель должен прежде всего сам осознать важность охраны природы, здоровья - только тогда успех обеспечен.
Авторы программы:
учитель 1 квалификационной категории Талибуллина Г.Н. .
заместитель директора по ВР Зигангирова Р.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Программа" Экологическое воспитание детей в условиях детского дома"
программа по экологии для воспитателей....
Программа экологического воспитания
Экологическое просвещение - это первый этап работы по сохранению окружающей среды. Реализация программ по экологическому просвещению школьников осуществляется при помощи разных форм и методов, существ...
Программа экологического воспитания детей в социально-реабилитационном центре
Модифицированная программа экологического воспитания детей социально-реабилитационного центраI. Аналитическая запискаСоциально-политические и экономические проблемы современного общества п...
Программа экологического воспитания
Программа экологического воспитания во внеклассной работе...
Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"
Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...
Программа внеклассной работы:«Реализация основных направлений программы экологического воспитания учащихся».
Основной целью представленной программы является формирование экологической культуры школьников. Програм...