Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Мой край родной»
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс)

Савинова Ирина Ивановна

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  объединения «Мой край родной»  (далее – образовательная  программа) относится к туристко-краеведческой направленности, к  образовательной области общекультурного направления. По уровню освоения программы  в зависимости от года обучения она может быть стартовой, базовой, углубленной.

        Отличительная особенность  данной образовательной программы  заключается в возможном применении дистанционной и традиционной формы проведения занятий. Так же отличительные особенности программы отмечаются в том, что она носит интегрированный характер и включает в себя следующие разделы: «специализация» (этнография; историческое, географическое и литературное краеведение), «техника безопасности», «исследовательская деятельность учащихся», «подготовка, проведение экскурсий по муниципальному образованию Панинский район». От других подобных программ ее отличает адаптация к конкретному Панинскому краю, поселку Тойда. Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Мой край родной» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_kray_rodnoy_3goda_na_105_chasov.doc374 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел по образованию, опеке, попечительству, спорту и работе с молодежью администрации Панинского муниципального района

муниципальное казенное общеобразовательное   учреждение

Тойдинская средняя общеобразовательная школа

Панинского муниципального района Воронежской области

РАССМОТРЕНО

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

Заседание МО

решение

Педагогического Совета

протокол  № 1

от 27.08.2020г

протокол  № 1

от 27.08.2020г

приказ  № 102

от 28.08.2020г

Руководитель МО

гуманитарного цикла

Секретарь Педсовета

Директор школы

Т.С.Хренова

Л.М. Савинова

Л.А. Филиппова

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа  объединения «Мой край родной»

Направленность: туристско-краеведческая

Возраст обучающихся: 8-16 лет.

Срок реализации программы:  3 года

Уровень освоения программы:

1 год обучения - стартовый.

2 год обучения- базовый.

3 год обучения- углубленный.

Автор-составитель программы:

Савинова Ирина Ивановна,

учитель  истории и обществознания

п. Тойда 1-я

2020

Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………………………….3-4

2.Новизна, актуальность…………………………………….....…………….....4-5

3.Цели и задачи программы ………………………………………………...…...5

4. Формы и методы работы:………………………………….…..………………6

5. Педагогические принципы……………………………………………….……7

6. Продолжительность занятий…………………………………………………..7

7.Учебно-тематический план обучения ….……………………………..…….7-9

8.Содержание программы обучения ………………………………………….9-13

9.Планируемые результаты……………………………………………………...14

10.Контрольно-измерительные материалы…………………………………..14-15

11.Условия реализации программы…………………………………………...15-16

12.Методическое обеспечение программы……………………………………16-17

13. Литература…………………………………………………………………..17-18

14. Приложения…………………………………………………………………19-24

1.Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  объединения «Мой край родной»   разработана в соответствии:

-с требованиями к образовательным программам Федерального закона об образовании  в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273(п.9 ст.2 273-Ф3);

-с Концепцией развития дополнительного образования детей (утвержденной

распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года №1726-р);

-с Приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка организации и

осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» №196 от 09.11.2018;

-с Письмом от 1апреля 2015 года № 19-2174/15-0-0 «О методических рекомендациях по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности»;

- Постановление правительства Воронежской области «О введении на территории Воронежской области механизма персонифицированного финансирования в системе дополнительного образования детей (с изменениями на 30 апреля 2019 года) № 1201 от 26.12.2018 г.;

- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей;

- о порядке реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МКОУ Тойдинской СОШ;

-с Положением о структуре дополнительных общеразвивающих программ МКОУ Тойдинской СОШ.

В период дистанционного обучения учебно-тематический план уплотняется. Темы, выпавшие, на период дистанционного обучения объединяются для того, чтобы программа была выполнена.           

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  объединения «Мой край родной»  (далее – образовательная  программа) относится к туристко-краеведческой направленности, к  образовательной области общекультурного направления. По уровню освоения программы  в зависимости от года обучения она может быть стартовой, базовой, углубленной.

        Отличительная особенность  данной образовательной программы  заключается в возможном применении дистанционной и традиционной формы проведения занятий. Так же отличительные особенности программы отмечаются в том, что она носит интегрированный характер и включает в себя следующие разделы: «специализация» (этнография; историческое, географическое и литературное краеведение), «техника безопасности», «исследовательская деятельность учащихся», «подготовка, проведение экскурсий по муниципальному образованию Панинский район». От других подобных программ ее отличает адаптация к конкретному Панинскому краю, поселку Тойда. Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Мой край родной» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.

Программа рационалистична, так как в ней ставятся конкретные цели и задачи и сформулирован конечный результат реализации. Программа контролируема, так как в соответствующем разделе подробно изложены методы диагностирования предполагаемых результатов (полученных знаний). К тому же, эта программа способна изменяться, если в процессе ее реализации наблюдаются отклонения от учебного материала или сбои в реализации этой программы.

Использование дистанционного обучения - способствует организации процесса обучения, основанного на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и учащимися.

Основной целью внедрения дистанционных форм обучения в программу было создание условий учащимся для свободного доступа к информационным ресурсам и получения качественного образования с помощью дистанционного обучения для развития навыков самостоятельной работы.

        Содержание образовательной  программы  включает в себя изучение следующих разделов: Панинский район – административный центр, история Панинского района, топонимика окрестностей поселка, моя родословная, геральдика о духовно-нравственных заветах наших предков, генеалогия, музееведение как наука, культурное наследие края, «Сыны Отечества».

2. Актуальность программы, новизна

Актуальность программы определяется тем, что играет важную роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Она дает детям систематизированные знания о своем крае, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

        Новизна программы заключается в исключении дублирования школьной программы по краеведению и построена на доступном учащимся местном материале. На протяжении всего курса обучения, обогащая свою память, учащиеся знакомятся с историей, известными людьми своего края. В этих целях предусмотрены экскурсии.  Занятия юных краеведов также проводятся в  лекционной форме с элементами беседы, в игровой форме, викторины, также предусмотрены воспитательные мероприятия.

3.  Цель программы:

Цель программы: развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к истории родного края посредством формирования навыков поисковой, экскурсионной работы, формирования коммуникативных и организаторских навыков.

Задачи программы:

Предметные: 

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
  • ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта.

       -Метапредметные:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
  • формирование толерантности и толерантного поведения; укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей

Личностные:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.

Программа способствует:

 стимулированию позитивного поведения учащихся,

 пополнению знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;

 созданию условий для самовыражения и самореализации школьников;

 переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий;

 активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки;

 учащиеся являются активными участниками поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы;

  программа создает условия для творческой самореализации каждого ученика.

4. Формы и методы работы

Занятия проводятся в разнообразных формах, с использованием различных методов.

Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; беседы, диспуты, викторины; презентации; проектно-исследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии, походы; трудовые дела; групповые тренинги.

Изучение программы предполагает также широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе работу с разнообразными источниками: научной, мемуарной, художественной, справочной литературой, материалами музеев, выставок, интернет-ресурсами.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия:

1. теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).

2. практические (экскурсии, встречи, практикумы в музее, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

5. Педагогические принципы

Занятия построены на основных педагогических принципах:

  • доступности (от простого, к сложному);
  • систематичности и последовательности;
  • дифференцированного подхода к учащимся;
  • гибкости и динамичности раздела в программе, обеспечивающего разностороннее, свободное и творческое развитие учащихся;
  • учет возможностей, интересов и способностей учащихся;
  • разнообразия форм обучения;
  • научности ;
  • демократичности ;
  • практической направленности ;
  • гуманизации .

6. Форма и режим занятий

Содержание образовательной программы предусматривает 1-годичное обучение и ориентировано на детей 8-16.

        Набор детей в группы осуществляется независимо от их способностей и умений. В объединение принимаются и девочки и мальчики. Наполняемость групп 8 - 15 человек, в соответствии с годом обучения

Занятия проходят согласно расписанию, продолжительностью:

- в традиционной форме – для дошкольников 30 мин., для школьников - 45 мин,  перерыв 10 мин;

- в дистанционной форме – для дошкольников 15 мин., для школьников - 20 мин,  перерыв 15 мин.

    1-й год обучения 1 раз в неделю по 1 часу, 35 часов в год.

    2-й год обучения 1 раз в неделю по 1 часу, 35 часов в год.

    3-й год обучения 1 раз в неделю по 1 часу, 35 часов в год.

  

Кадровое обеспечение

Педагог: Савинова Ирина Ивановна

Образование: высшее ВГПУ, ВКК.

Педагогический стаж работы: 27 лет.


7.Учебно-тематический план программы обучения «Мой край родной»


п/п

Название темы

Количество часов

Теор.

Практ.

Всего

1 -й год обучения- 35 ч

1.

Введение в краеведение (2ч)

2

-

2

Панинский район – административный центр. (31ч.)

1.

Геральдика  

Панинского района.

2

2

4

2.

Границы Панинского городского поселения. Наш край на карте.

2

3

5

3.

Экспедиция по Панинскому району. ТБ.

1

4

5

4.

Сбор материалов о названиях улиц поселка Тойда. Составление карты

1

3

4

5.

Презентация альбомов «Улицы села».

1

2

3

6.

Панинский муниципальный район (как самостоятельная территориальная единица). Конкурс «картографов».

2

 3

5

7.

Населения. Административное деление.

1

4

5

8.

Итоговое занятие 2 часа

-

2

2

2-й год обучения- 35 часов

История Панинского района. (16ч.)

1.

Занятие-путешествие «По тропинкам времени»

1

2

3

2.

Из истории Панинского района

1

3

4

3.

Памятники погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. Виртуальная экскурсия.

1

3

4

4.

Археологические памятники.

1

2

3

5.

Памятники истории Панинского района.

1

1

2

Топонимика окрестностей поселка. (7ч.)

1.

Что изучает топонимика?

1

2

3

2.

Составление карты окрестностей, реки и рисунки озер.

1

3

4

Моя родословная. (9ч.)

1.

Изучение древа знаменитых людей поселка. Беседа «Имя человека».

1

2

3

2.

Сбор старинных церковных имен в поселке. Экспедиция. ТБ.

1

2

3

3.

Фотовыставка. История одной военной фотографии.

1

2

3

4.

Итоговое занятие (3ч)

1

2

3

3-й год обучения- 35 часов

«Геральдика о духовно-нравственных заветах наших предков». (8ч.)

1.

Источники геральдики.

1

1

2

2.

Герб как исторический источник. Герб Панинского райна.

1

2

3

3.

Этимология и содержание понятия «герб»

1

-

1

4.

Традиции и уникальность российских гербов.

1

1

2

«Музееведение как наука». (6 ч.)

1

История появления музеев

2

-

2

2.

Духовно–нравственное значение музея. Презентация.

1

1

2

3.

Музеи на территории Панинского района.

1

1

2

«Культурное наследие края» (8ч.)

1.

Мои земляки — деятели культуры. Сбор информации.

1

3

4

2.

Изучение биографий, творчества и достижений знаменитых уроженцев Панинского района.

1

3

4

«Сыны Отечества» (11ч.)

1.

Поиск материала о воинах и тружениках тыла Панинского района.

1

3

4

2.

Сбор документальных и вещественных реликвии военной поры.

1

3

4

3.

Помощь участникам войны и труженикам тыла.

-

3

3

Итоговое занятие (2ч.)

-

2

2

8. Содержание программы обучения «Мой край родной».

         1.«Панинский район – административный центр». Границы,     площадь, административный центр, символика; географические координаты района и населенных пунктов. Численность населения; размещение по территории района, городское, сельское; проблемы молодежи в районе; занятия населения района. Административное деление: городские и сельские поселения.

2.        «История Панинского района». Памятники истории и культуры на территории края. Памятники истории Панинского района и их значение

3.        «Топонимика окрестностей поселка». Изучение топонимики окрестностей поселка Панино, историю их происхождения и значение.

4.        «Моя родословная». «Генеалогия». История развития генеалогии. Предмет и задачи генеалогии. Становление изучения родословной в России. Родословная. Традиции. Династии.  Историческое прошлое семьи. Поколение, потомки, предки. Понятия «поколение», «потомки», «предки». Семейный альбом

5.        «Геральдика о духовно-нравственных заветах наших предков». Источники геральдики. Герб как исторический источник. Этимология и содержание понятия «герб» Традиции и уникальность российских гербов. Геральдика- наука о гербах. История геральдики. Элементы и формы герба.

6.        «Музееведение как наука». История появления музеев. Феномен музейного предмета. Духовно–нравственное значение музея. Фактор памяти.

7.        «Культурное наследие края» Изучение биографий, творчества и достижений знаменитых уроженцев Панинского района.

8.        «Сыны Отечества» В ходе поиска материала краеведы составляют карты, справочники по военной тематике, собирают документальные и вещественные реликвии военной поры, оказывают помощь участникам войны и труженикам тыла

1-й год обучения

   Введение (2ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: вклад выдающихся ученых в исследования края. Вводный инструктаж по технике безопасности.

Панинский район – административный центр (31)

  1. Геральдика  Панинского района.

Теория:

Изучение геральдики Панинского района. Герб. Флаг. Символика. Наш край на карте.

Практика: Создание проекта «Герб моего района»

  1. Границы Панинского городского поселения.

Теория: Границы, площадь, административный центр, расположение, территория, население Панинского района.

Практика: Работа над проектом карты Панинского городского поселения.

3.Экспедиция по посёлку. ТБ

Теория: Инструктаж по ТБ.

 Практика: Сфера услуг – здравоохранение, образование, предприятия обслуживания населения, связь, ЖКХ, рекреационные услуги.

Ознакомительная инструкция с достопримечательностями района.  Оформление проекта о своих впечатлениях  об экскурсии.

4.Сбор материалов о названиях улиц посёлка.

Практика: Самостоятельная работа учащихся. Творческое оформление работы. Составление карты.

5.Презентация альбомов улицы села.

Теория: Сбор и рассортировка информации. Изучение творческих работ. Планирование своей деятельности.

Практика: Оформление работы в форме презентации. Показ своих работ. Общее обсуждение .

6. Панинский муниципальный район (как самостоятельная территориальная единица).

Теория:История создания и развития. Просмотр виде и презентаций. Конкурс картографов.

Практика: Создание своих творческих работ в форме фото, видео и презентаций. Мини-сочинение «Почему более привлекателен для людей городской образ жизни».

7. Население.

Теория: Численность населения; размещение по территории района, городское, сельское; проблемы молодежи в районе; занятия населения района Изучение таблиц по динамике численности и составу населения .

Практика: Составление таблиц и диаграмм. Социальный опрос.

Итоговое повторение. (2ч)

2- год обучения

История Панинского района. (16ч)

1.Занятие-путешествие «По тропинкам времени»

Теория: Просмотр видео о Панинском районе . Первые крупные землевладельцы  Панинского района. Памятники истории Панинского района и их значение: научное и историческое. Знакомство с памятниками истории Панинского района, фотографирование, зарисовка и паспортизация объектов

Практика: Обсуждение полученной информации . Подготовка пособий для предметных кабинетов и материалов для школьных музеев.

2.Из истории Панинского района.

Теория: Первые следы пребывания человека  на территории края. Памятники истории и культуры на территории края. История Панинского района в XX веке и до наших дней.

Практика: Оформление творческой работы.

    3.Памятники погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. Виртуальная экскурсия.

Теория: Ознакомление с памятниками, авторами и историей создания

Практика: Проведение виртуальной экскурсии. Высказывание обучающихся от просмотра.

  1. Археологические памятники.

Теория: Работа с интернет-ресурсами. Изучение археологического наследия. Древнейшая история края. Археологические памятники, их изучение и охрана. Знакомство с археологическими объектами

Практика: Оформление проекта. . Описание, зарисовка и фотографирование археологических памятников.

  1. Памятники истории Панинского района.

Теория: Работа с интернет-ресурсами.

Практика: Экскурсии – Памятники погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны, археологические памятники, памятники истории Панинского района. Техника безопасности    Оформление проекта.

Топонимика окрестностей поселка. (8ч)

1.Что изучает топонимика? 

Теория: Раздел ономастики, изучающий географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение.

Практика:  Составление плана работы по топонимике.

2.Составление карты окрестностей, реки и рисунки озер:

Теория: Изучение географических объектов.

Практика: Составление карты окрестностей, реки и рисунки озер Систематизировать топонимы в виде «Краткого топонимического словаря» и картосхемы

Моя родословная (9ч.)

1.Беседа «Имя человека» 

Теория: Сбор информации о своей родословной. . Что такое родословная, семья. Что означают наши имена. Имя и прозвище.  Знакомство с историей возникновения имён, их многообразие, значение имён. Влияние различных культур на проникновение имён. История возникновения фамилий и отчеств. Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом. Историческое прошлое семьи. Поколение, потомки, предки. Понятия «поколение», «потомки», «предки».

Практика: Оформление информации о своей родословной. Составление генеалогического древа семей, написание летописей родов исторических лиц, изучение происхождения фамилий, знакомство с традициями семей. Семейный альбом. Подготовка рассказов о своей семье. Автобиографические сведения о родителях, их профессии, интересы, увлечения

2.Изучение древа знаменитых людей посёлка

Теория : Изучение  «Энциклопедии в лицах». Беседа «Имя человека». Сбор информации о своей родословной. Что такое родословная, семья. Что означают наши имена. Имя и прозвище.  Знакомство с историей возникновения имён, их многообразие, значение имён. Влияние различных культур на проникновение имён. История возникновения фамилий и отчеств. Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом. Историческое прошлое семьи. Поколение, потомки, предки. Понятия «поколение», «потомки», «предки».

Практика: Оформление проектов и сообщений.

3.Сбор старинных церковных имён в посёлке. Экспедиция. ТБ

Теория: Изучение  «Энциклопедии в лицах», информации из интернет-ресурсов.

Практика: Экспедиция. ТБ

4.Фотовыставка. История одной военной фотографии

Теория : Сбор материала о воинах ВОВ, Работа с интернет-сайтами

Практика: Фотовыставка. История одной военной фотографии . Творческие конкурсы: «Родословие», «Старая фотография рассказала…»

 Итоговое повторение (3ч.)

3-й год обучения. - 35 часов.

  1. «Геральдика о духовно-нравственных заветах наших предков». (8ч.) Теория: Изучение источников геральдики. Герб как исторический источник.

Практика: Презентация о гербах.

Теория: Этимология и содержание понятия «герб» Традиции и уникальность российских гербов. Геральдика- наука о гербах. История геральдики. Элементы и формы герба.

Практика: Сбор информации о гербе Панинского муниципального района.

  1. «Музееведение как наука». (6ч.)

Теория: История появления музеев. Феномен музейного предмета. Духовно–нравственное значение музея. Фактор памяти.

Практика: Презентация о музеях Панинского края.

  1. «Культурное наследие края» (8ч.)

Теория: Изучение биографий, творчества и достижений знаменитых уроженцев Панинского района.

 Практика: Видеоролики, проекты.

  1. «Сыны Отечества» (11ч.)

Теория: Изучение материала  

Практика: В ходе поиска материала краеведы составляют карты, справочники по военной тематике, собирают документальные и вещественные реликвии военной поры, оказывают помощь участникам войны и труженикам тыла

5.Итоговое занятие. (2ч.)

Теория: Подведение итогов.

Практика: Выставка творческих работ учащихся. Инструктаж по ТБ.

9. Планируемые  результаты

Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.

В результате трех лет обучения по  программе  объединения «Мой край родной» предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:

-знать основные краеведческие понятия;

- знать основные даты, связанные с историей села, школы, хронологические рамки значительных событий и процессов;

- соотносить события своего села с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;

-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории села.

- читать карту своего края;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

-сравнивать данные разных источников, анализировать их;

- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях села, их участниках, выступать с сообщениями перед учащимися, их родителями и жителями села;

- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;

10.Контрольно-измерительные материалы

Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития знаний, умений и навыков.

1. Анкетирование – для выяснения мнения о проведенном мероприятии, мотивов поведения, оценки окружающей действительности, уровня информированности, уточнения жизненных планов (для предпрофессиональной подготовки) и так далее.

2. Наблюдение – в турпоходах, при посещении музеев, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, туристские навыки, самостоятельная работа с книгой и так далее).

3. Собеседование – с обучающимися и их родителями.

4. Методы самооценки –тестирование.

5. Тестирование, зачет, мини-викторины и кроссворды по краеведению для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.

6. Обсуждение типовых ситуаций – применяется в блоках: «Техника безопасности», «Общение с жителями села во время туристического похода».

7. Деловые и ролевые игры (экскурсовод и экскурсант, ведущий мероприятия: встречи с тружениками тыла, игры, круглые столы, дискуссии, викторины и т.д.).

8. Конкурсы, викторины, выставки

9. Общая оценка труда педагога дается на родительских собраниях, открытых мероприятиях, мастер-классах.

10. Организация и проведение экскурсии

11. Защита проектов по истории родного края.

Для текущего и промежуточного контроля знаний, обучающихся по итогам изучения каждой темы проводятся: тестирование, блиц-опросы, работа со схемами. Контроль знаний, умений навыков также может проводиться и в занимательной форме: кроссворды, лото, ребусы, загадки.

Итоговый контроль приобретенных практических умений и навыков осуществляется по качеству индивидуальных работ, по результатам участия в выставках, творческих конкурсах, экскурсиях, соревнованиях.

11.Условия реализации программы

         Для успешной реализации программы есть необходимые условия:

Материально-технические условия:

  1. Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, в котором имеется раковина, окно с открывающейся форточкой для проветривания.
  2. Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, шкафы и стеллажи для сушки изделий, для хранения материалов,  оборудования, литературы.
  3. ТСО: компьютер, экран, проектор.
  4. Инструменты и материалы:  ножницы, фломастеры, кисти, стеки, термоклей и ПВА,  бумага, картон, емкости для растворов и т.п.

        

12.Методическое обеспечение программы

Для реализации образовательной программы необходимо дидактическое обеспечение:

  1. Чертежи, схемы, плакаты, карты, иллюстрации.
  2. Образцы творческих работ обучающихся.
  3. Справочники, электронные ресурсы.

№ п\п

Название тем

Методическое

обеспечение

Формы контроля

1.

Вводное занятие.

Техника безопасности, слайды, видео-аудио пособия по темам

Беседа, тренировочная эвакуация

Беседа, наблюдение, опросник, тесты, Беседа, практическая работа, групповая, карты, чертежи, схемы.

2.

 Панинский район – административный центр. 

Отчёты краеведческих экспедиций, походов.

Видеозаписи.

Карты, фотографии, альбомы

 Материалы интернета. Фотоаппарат.

 Ноутбук.

 Видеопроектор.

3.

История Панинского района.

4.

Топонимика окрестностей поселка.

5.

Моя родословная.

6.

Геральдика о духовно-нравственных заветах наших предков.

Выставки, сообщения. Доклады, сочинения

7.

Генеалогия.

Компьютер с колонками, проектор,

ссылки на интернет ресурсы

Беседа, наблюдение

8.

Музееведение как наука

использование экспонатов музея, просмотр фотографий, схем.

Выставки, проекты

9.

Культурное наследие края.

Отчёты краеведческих экспедиций, походов.

Беседа, лекция, кроссворд, тестирование

10.

«Сыны Отечества».

Самостоятельная исследовательская работа

Проекты, исследовательские работы, интервью

11.

Итоговое занятие.

Проведение круглого стола

Тестирование, диспут.

13. Литература

1. Бевз Н.С., Коржов Н.И., Чистоклетов Г.Ф. География Воронежской области. – Воронеж: изд-во ВГУ, 1992. – 132с.

2. Волков С.В. Генералитет Российской империи: энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том 2 (Л-Я). –М.: ЗАО Центрполиграф, 2009. – 831 с. ( с. 60).

3. Долгоруков П.В. Российская родословная книга. Т. 2. – СПб.: типография Эдуарда Веймара, 1855- – с. 174-177.

4. Ежов И.Н. Геологическое строение и геологическая история области. Воронежская область. – Воронеж, 1952.

5. Королева И. Начало села // Наш край. – 2004. – 25 мая..

6. Кригер Л. Благодатное Панино. Эталонные чернозёмы. – Воронеж: ООО «Творческое объединение «Альбом», 2010. – с. 17-19.

7. Курдов А.Г. Реки Воронежской области. – Воронеж: изд-во ВГУ, 1984. – 1962с.

8. Лепендин П.А. Саввина И.С. //Воронежская энциклопедия. Т. 2. Н-Я./ Гл. ред. М.Д. Карпачёв.  – Воронеж:  Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 200. –  524с. (с. 177).

9. Руммель В.В., Голубцов В.В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. В 2-х томах. Т. 2. – СПб.: Издание А.С. Суворина, 1886. – с. 550 – 562.

10. Федорченко В.И. Императорский Дом. Выдающиеся сановники: Энциклопедия биографий. В 2 т. – Красноярск: БОНУС; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.– Т.1. – 672 с. (с. 582-584).

11. Чурсанова В.Н. // Воронежская историко – культурная энциклопедия. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края. – 2006. – 520с. (с. 410).

12. Воронежская энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. М.Д. Карпачев. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008. –Т.2: Н-Я. – с. 74.

13.  Дворянские роды Российской империи. Т. 2. Князья./ Авт.-сост. П.Х. Гребельский, С.В. Думин, А.А. Шумков и др. – СПБ.: ИПК «Вести», 1995. – 257с. (с. 112, 159 – 164).

14. Заповедные уголки Воронежской области. / Сост. Г.П. Андрейкович. – Воронеж: изд-во ВГУ, 1983. – 175с.

15. Знаменитые россияне XVIII -  XIX веков. Биографии и портреты. (по изданию вел. кн. Николая Михайловича «Русские портреты XVIII -  XIX веков»). – СПб.: Лениздат, 1996. – 958с. - (с. 177-179).

16. История родов русского дворянства. / Сост. П.Н. Петров кн.2. – М.: Современник: Лексика, 1991. –319 с. (с. 26-29).

17. Панино 100 лет//Наш край. – 1997. – 12 июля – 26 августа.

Интернет-ресурсы

1. http://panino-region.ru/about/

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Панинский_район_Воронежской_области

                                                                                               

ПРИЛОЖЕНИЕ

Кроссворд «Наука о гербах»

Решите кроссворд и прочитайте в выделенных клеточках слово, обозначающее науку о гербах.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вопросы:

  1. Главный символ государства.
  2. Один из двух металлов, который можно было использовать при изготовлении гербов.
  3. Венец как символ царской власти на гербе.
  4. Один из основных цветов фона герба России.
  5. Один из символов государства, имеющий три цвета (триколор).
  6. Человек, специально следивший за правильностью составления гербов.
  7. Один из символов царской власти в форме шара.
  8. Основа всякого герба.
  9. Золотой жезл с драгоценными камнями и резьбой – символ царской власти.
  10. Пушной зверек, мех которого изображался на гербах.

О т в е т: 1. Герб. 2.Серебро. 3.Корона. 4. Алый. 5. Флаг. 6. Геральдмейстер.7. Держава. 8. Щит. 9. Скипетр. 10. Горностай. Ключевое слово  –  геральдика.

Тест по окончании 1 года обучения.

1. Дополни текст.

        Наша Родина __________________. Столица России _____________. Мы живём в __________________  __________________. Название нашего края __________________.

2. О каком символе идёт речь? Соедини стрелками.

Отличительный знак государства, изображаемый на монетах, печатях и т.п.

Торжественная песня, принятая как символ государства

Прикреплённое к древку полотнище определённого цвета

флаг

герб

гимн

3. Кем была Софья Владимировна Панина?

а) крестьянкой

б) царицей

в) землевладелицей

4. Соедини стрелками названия охраняемых территорий и их местонахождение

Пойменный луг

Урочище «Воронежское»

Урочище «Большой куст»

Исток реки Икорец

близ села Алое Поле

Росташевское СП

Ю-В окраина с. Софьинка

с. Борщево

5. Какое село еще «живо в памяти человеческой»?

а) Денисовка

б) Каратеевка

в) Кретовка

6. Чьи воспоминания взяты за основу краеведения нашего края?

а) М.Г. Орловцев

б) В.И. Панин

в) М.М. Лосев

7. Генеалогия – это_________________________________________________

_________________________________________________________________

8. Кто из президентов вернул России в качестве герба двуглавого орла?

а) М.С. Горбачев

б) Б.Н. Ельцин

в) В.В. Путин

9. Что такое держава?

1) золотой шар с крестом или короной наверху;

2) символ единства нашего государства.

10. Что такое скипетр?

1) жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой;

2) символ государственной власти.  

Приложение

Кроссворд «Символы России»

Решите кроссворд

1

2

1

3

2

4

4

По горизонтали:

  1. Место в Москве, где работают Президент России и Российское правительство.
  2. Название нашей страны.
  3. Главный символ государства – отличительный знак.
  4. Край, где мы родились и живем, гражданами которого являемся.

По вертикали:

  1. Главный город страны.
  2. Руководитель государства.
  3. Город, являющийся столицей России.
  4. Главная торжественная песнь страны.

Ответ.

По горизонтали. 1. Кремль. 2. Россия. 3. Герб. 4. Родина.

По вертикали. 1. Столица. 2. Президент. 3. Москва. 4. Гимн.

Тест по окончании 2 года обучения.

1. Дополни текст.

        Субъект Российской Федерации, в которой мы живём -  _______________ _______________. Столица нашего края город  ________________. Он расположен на реке _________________.

2. Выбери герб Панино

а) kontrol-naia-rabota-po-kraieviedieniiu-dlia-uchashchikhsia-4-klassa_1 б) kontrol-naia-rabota-po-kraieviedieniiu-dlia-uchashchikhsia-4-klassa_2 в) kontrol-naia-rabota-po-kraieviedieniiu-dlia-uchashchikhsia-4-klassa_3 г)  0008-009-

3. Укажи авторов символов Панинского района.

 Александр Юрасов

Александр Волков

Юрий Коржик

4. Что обозначает синяя полоса на флаге России?

cb4106aac01af9d68c6e38304528f9257cc9c91c

5. Укажи название самой крупной реки Воронежской области.

а) Дон

б) Волга

в) Усманка

г)  Битюг

6. Подбери недостающее слово так, чтобы получилось географическое название нашего края _____________ луг.

а) Северный

б) Зеленый

в) Пойменный

г) Уральский

7. Сколько поселений в нашем районе?

а) 10

б) 16

в) 12

8. Что символизировал большой крест на гербе при Иване Грозном?

а) православие

б) имперскую власть

в) католичество

9. Соотнеси слова-определения с их объяснением.

Рубель и скалка

Жернова

Садник

Кринка

  • Предмет, предназначенный для отправки хлеба или пирога в печь (3)
  • Приспособление для стирки и глажки белья (1)
  • Расширяющийся к низу удлиненный глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол (4)
  • Приспособление для измельчения зёрен в муку (2)

Выбери верные ответы по теме «Наш край в древности»

10. Напиши фамилии не менее трех известных земляков.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

11.Укажи примечательные места Панинского района.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

12.Обозначь административный центр Панино.

13.С какими областями граничит Панинский район?

hello_html_1abf496d


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Природа Смоленского края»

Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания.Воспитание экологической культуры - отве...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мой край"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мой край" имеет туристско-краеведческую направленность, предназначена для учащихся 6-18 лет, срок реализации 2 года....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Мой край»

Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении формируются все...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Край мой Алексеевский"

Программа туристско-краеведческой направленности «Край мой Алексеевский» направлена на развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка через изучение  истории ...

Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ  «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПОГРАММА «РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ»

Направленность: ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ Уровень: БАЗОВЫЙ Возраст обучающихся: 6 класс Срок реализации: 1 год В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культур...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мой край родной»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мой край родной»...