Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Мой край родной»
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Мой край родной» (далее – образовательная программа) относится к туристко-краеведческой направленности, к образовательной области общекультурного направления. По уровню освоения программы в зависимости от года обучения она может быть стартовой, базовой, углубленной.
Отличительная особенность данной образовательной программы заключается в возможном применении дистанционной и традиционной формы проведения занятий. Так же отличительные особенности программы отмечаются в том, что она носит интегрированный характер и включает в себя следующие разделы: «специализация» (этнография; историческое, географическое и литературное краеведение), «техника безопасности», «исследовательская деятельность учащихся», «подготовка, проведение экскурсий по муниципальному образованию Панинский район». От других подобных программ ее отличает адаптация к конкретному Панинскому краю, поселку Тойда. Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Мой край родной» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kray_rodnoy_3goda_na_105_chasov.doc | 374 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел по образованию, опеке, попечительству, спорту и работе с молодежью администрации Панинского муниципального района
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Тойдинская средняя общеобразовательная школа
Панинского муниципального района Воронежской области
РАССМОТРЕНО | ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ | ||
Заседание МО | решение Педагогического Совета | |||
протокол № 1 от 27.08.2020г | протокол № 1 от 27.08.2020г | приказ № 102 от 28.08.2020г | ||
Руководитель МО гуманитарного цикла | Секретарь Педсовета | Директор школы | ||
Т.С.Хренова | Л.М. Савинова | Л.А. Филиппова |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа объединения «Мой край родной»
Направленность: туристско-краеведческая
Возраст обучающихся: 8-16 лет.
Срок реализации программы: 3 года
Уровень освоения программы:
1 год обучения - стартовый.
2 год обучения- базовый.
3 год обучения- углубленный.
Автор-составитель программы:
Савинова Ирина Ивановна,
учитель истории и обществознания
п. Тойда 1-я
2020
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………….3-4
2.Новизна, актуальность…………………………………….....…………….....4-5
3.Цели и задачи программы ………………………………………………...…...5
4. Формы и методы работы:………………………………….…..………………6
5. Педагогические принципы……………………………………………….……7
6. Продолжительность занятий…………………………………………………..7
7.Учебно-тематический план обучения ….……………………………..…….7-9
8.Содержание программы обучения ………………………………………….9-13
9.Планируемые результаты……………………………………………………...14
10.Контрольно-измерительные материалы…………………………………..14-15
11.Условия реализации программы…………………………………………...15-16
12.Методическое обеспечение программы……………………………………16-17
13. Литература…………………………………………………………………..17-18
14. Приложения…………………………………………………………………19-24
1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Мой край родной» разработана в соответствии:
-с требованиями к образовательным программам Федерального закона об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273(п.9 ст.2 273-Ф3);
-с Концепцией развития дополнительного образования детей (утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года №1726-р);
-с Приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» №196 от 09.11.2018;
-с Письмом от 1апреля 2015 года № 19-2174/15-0-0 «О методических рекомендациях по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности»;
- Постановление правительства Воронежской области «О введении на территории Воронежской области механизма персонифицированного финансирования в системе дополнительного образования детей (с изменениями на 30 апреля 2019 года) № 1201 от 26.12.2018 г.;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей;
- о порядке реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МКОУ Тойдинской СОШ;
-с Положением о структуре дополнительных общеразвивающих программ МКОУ Тойдинской СОШ.
В период дистанционного обучения учебно-тематический план уплотняется. Темы, выпавшие, на период дистанционного обучения объединяются для того, чтобы программа была выполнена.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Мой край родной» (далее – образовательная программа) относится к туристко-краеведческой направленности, к образовательной области общекультурного направления. По уровню освоения программы в зависимости от года обучения она может быть стартовой, базовой, углубленной.
Отличительная особенность данной образовательной программы заключается в возможном применении дистанционной и традиционной формы проведения занятий. Так же отличительные особенности программы отмечаются в том, что она носит интегрированный характер и включает в себя следующие разделы: «специализация» (этнография; историческое, географическое и литературное краеведение), «техника безопасности», «исследовательская деятельность учащихся», «подготовка, проведение экскурсий по муниципальному образованию Панинский район». От других подобных программ ее отличает адаптация к конкретному Панинскому краю, поселку Тойда. Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Мой край родной» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.
Программа рационалистична, так как в ней ставятся конкретные цели и задачи и сформулирован конечный результат реализации. Программа контролируема, так как в соответствующем разделе подробно изложены методы диагностирования предполагаемых результатов (полученных знаний). К тому же, эта программа способна изменяться, если в процессе ее реализации наблюдаются отклонения от учебного материала или сбои в реализации этой программы.
Использование дистанционного обучения - способствует организации процесса обучения, основанного на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и учащимися.
Основной целью внедрения дистанционных форм обучения в программу было создание условий учащимся для свободного доступа к информационным ресурсам и получения качественного образования с помощью дистанционного обучения для развития навыков самостоятельной работы.
Содержание образовательной программы включает в себя изучение следующих разделов: Панинский район – административный центр, история Панинского района, топонимика окрестностей поселка, моя родословная, геральдика о духовно-нравственных заветах наших предков, генеалогия, музееведение как наука, культурное наследие края, «Сыны Отечества».
2. Актуальность программы, новизна
Актуальность программы определяется тем, что играет важную роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Она дает детям систематизированные знания о своем крае, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Новизна программы заключается в исключении дублирования школьной программы по краеведению и построена на доступном учащимся местном материале. На протяжении всего курса обучения, обогащая свою память, учащиеся знакомятся с историей, известными людьми своего края. В этих целях предусмотрены экскурсии. Занятия юных краеведов также проводятся в лекционной форме с элементами беседы, в игровой форме, викторины, также предусмотрены воспитательные мероприятия.
3. Цель программы:
Цель программы: развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к истории родного края посредством формирования навыков поисковой, экскурсионной работы, формирования коммуникативных и организаторских навыков.
Задачи программы:
Предметные:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта.
-Метапредметные:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- формирование толерантности и толерантного поведения; укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей
Личностные:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.
Программа способствует:
∙ стимулированию позитивного поведения учащихся,
∙ пополнению знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;
∙ созданию условий для самовыражения и самореализации школьников;
∙ переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий;
∙ активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки;
∙ учащиеся являются активными участниками поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы;
∙ программа создает условия для творческой самореализации каждого ученика.
4. Формы и методы работы
Занятия проводятся в разнообразных формах, с использованием различных методов.
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; беседы, диспуты, викторины; презентации; проектно-исследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии, походы; трудовые дела; групповые тренинги.
Изучение программы предполагает также широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе работу с разнообразными источниками: научной, мемуарной, художественной, справочной литературой, материалами музеев, выставок, интернет-ресурсами.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1. теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2. практические (экскурсии, встречи, практикумы в музее, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
5. Педагогические принципы
Занятия построены на основных педагогических принципах:
- доступности (от простого, к сложному);
- систематичности и последовательности;
- дифференцированного подхода к учащимся;
- гибкости и динамичности раздела в программе, обеспечивающего разностороннее, свободное и творческое развитие учащихся;
- учет возможностей, интересов и способностей учащихся;
- разнообразия форм обучения;
- научности ;
- демократичности ;
- практической направленности ;
- гуманизации .
6. Форма и режим занятий
Содержание образовательной программы предусматривает 1-годичное обучение и ориентировано на детей 8-16.
Набор детей в группы осуществляется независимо от их способностей и умений. В объединение принимаются и девочки и мальчики. Наполняемость групп 8 - 15 человек, в соответствии с годом обучения
Занятия проходят согласно расписанию, продолжительностью:
- в традиционной форме – для дошкольников 30 мин., для школьников - 45 мин, перерыв 10 мин;
- в дистанционной форме – для дошкольников 15 мин., для школьников - 20 мин, перерыв 15 мин.
1-й год обучения 1 раз в неделю по 1 часу, 35 часов в год.
2-й год обучения 1 раз в неделю по 1 часу, 35 часов в год.
3-й год обучения 1 раз в неделю по 1 часу, 35 часов в год.
Кадровое обеспечение
Педагог: Савинова Ирина Ивановна
Образование: высшее ВГПУ, ВКК.
Педагогический стаж работы: 27 лет.
7.Учебно-тематический план программы обучения «Мой край родной»
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
Теор. | Практ. | Всего | ||
1 -й год обучения- 35 ч | ||||
1. | Введение в краеведение (2ч) | 2 | - | 2 |
Панинский район – административный центр. (31ч.) | ||||
1. | Геральдика Панинского района. | 2 | 2 | 4 |
2. | Границы Панинского городского поселения. Наш край на карте. | 2 | 3 | 5 |
3. | Экспедиция по Панинскому району. ТБ. | 1 | 4 | 5 |
4. | Сбор материалов о названиях улиц поселка Тойда. Составление карты | 1 | 3 | 4 |
5. | Презентация альбомов «Улицы села». | 1 | 2 | 3 |
6. | Панинский муниципальный район (как самостоятельная территориальная единица). Конкурс «картографов». | 2 | 3 | 5 |
7. | Населения. Административное деление. | 1 | 4 | 5 |
8. | Итоговое занятие 2 часа | - | 2 | 2 |
2-й год обучения- 35 часов История Панинского района. (16ч.) | ||||
1. | Занятие-путешествие «По тропинкам времени» | 1 | 2 | 3 |
2. | Из истории Панинского района | 1 | 3 | 4 |
3. | Памятники погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. Виртуальная экскурсия. | 1 | 3 | 4 |
4. | Археологические памятники. | 1 | 2 | 3 |
5. | Памятники истории Панинского района. | 1 | 1 | 2 |
Топонимика окрестностей поселка. (7ч.) | ||||
1. | Что изучает топонимика? | 1 | 2 | 3 |
2. | Составление карты окрестностей, реки и рисунки озер. | 1 | 3 | 4 |
Моя родословная. (9ч.) | ||||
1. | Изучение древа знаменитых людей поселка. Беседа «Имя человека». | 1 | 2 | 3 |
2. | Сбор старинных церковных имен в поселке. Экспедиция. ТБ. | 1 | 2 | 3 |
3. | Фотовыставка. История одной военной фотографии. | 1 | 2 | 3 |
4. | Итоговое занятие (3ч) | 1 | 2 | 3 |
3-й год обучения- 35 часов | ||||
«Геральдика о духовно-нравственных заветах наших предков». (8ч.) | ||||
1. | Источники геральдики. | 1 | 1 | 2 |
2. | Герб как исторический источник. Герб Панинского райна. | 1 | 2 | 3 |
3. | Этимология и содержание понятия «герб» | 1 | - | 1 |
4. | Традиции и уникальность российских гербов. | 1 | 1 | 2 |
«Музееведение как наука». (6 ч.) | ||||
1 | История появления музеев | 2 | - | 2 |
2. | Духовно–нравственное значение музея. Презентация. | 1 | 1 | 2 |
3. | Музеи на территории Панинского района. | 1 | 1 | 2 |
«Культурное наследие края» (8ч.) | ||||
1. | Мои земляки — деятели культуры. Сбор информации. | 1 | 3 | 4 |
2. | Изучение биографий, творчества и достижений знаменитых уроженцев Панинского района. | 1 | 3 | 4 |
«Сыны Отечества» (11ч.) | ||||
1. | Поиск материала о воинах и тружениках тыла Панинского района. | 1 | 3 | 4 |
2. | Сбор документальных и вещественных реликвии военной поры. | 1 | 3 | 4 |
3. | Помощь участникам войны и труженикам тыла. | - | 3 | 3 |
Итоговое занятие (2ч.) | - | 2 | 2 |
8. Содержание программы обучения «Мой край родной».
1.«Панинский район – административный центр». Границы, площадь, административный центр, символика; географические координаты района и населенных пунктов. Численность населения; размещение по территории района, городское, сельское; проблемы молодежи в районе; занятия населения района. Административное деление: городские и сельские поселения.
2. «История Панинского района». Памятники истории и культуры на территории края. Памятники истории Панинского района и их значение
3. «Топонимика окрестностей поселка». Изучение топонимики окрестностей поселка Панино, историю их происхождения и значение.
4. «Моя родословная». «Генеалогия». История развития генеалогии. Предмет и задачи генеалогии. Становление изучения родословной в России. Родословная. Традиции. Династии. Историческое прошлое семьи. Поколение, потомки, предки. Понятия «поколение», «потомки», «предки». Семейный альбом
5. «Геральдика о духовно-нравственных заветах наших предков». Источники геральдики. Герб как исторический источник. Этимология и содержание понятия «герб» Традиции и уникальность российских гербов. Геральдика- наука о гербах. История геральдики. Элементы и формы герба.
6. «Музееведение как наука». История появления музеев. Феномен музейного предмета. Духовно–нравственное значение музея. Фактор памяти.
7. «Культурное наследие края» Изучение биографий, творчества и достижений знаменитых уроженцев Панинского района.
8. «Сыны Отечества» В ходе поиска материала краеведы составляют карты, справочники по военной тематике, собирают документальные и вещественные реликвии военной поры, оказывают помощь участникам войны и труженикам тыла
1-й год обучения
Введение (2ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: вклад выдающихся ученых в исследования края. Вводный инструктаж по технике безопасности.
Панинский район – административный центр (31)
- Геральдика Панинского района.
Теория:
Изучение геральдики Панинского района. Герб. Флаг. Символика. Наш край на карте.
Практика: Создание проекта «Герб моего района»
- Границы Панинского городского поселения.
Теория: Границы, площадь, административный центр, расположение, территория, население Панинского района.
Практика: Работа над проектом карты Панинского городского поселения.
3.Экспедиция по посёлку. ТБ
Теория: Инструктаж по ТБ.
Практика: Сфера услуг – здравоохранение, образование, предприятия обслуживания населения, связь, ЖКХ, рекреационные услуги.
Ознакомительная инструкция с достопримечательностями района. Оформление проекта о своих впечатлениях об экскурсии.
4.Сбор материалов о названиях улиц посёлка.
Практика: Самостоятельная работа учащихся. Творческое оформление работы. Составление карты.
5.Презентация альбомов улицы села.
Теория: Сбор и рассортировка информации. Изучение творческих работ. Планирование своей деятельности.
Практика: Оформление работы в форме презентации. Показ своих работ. Общее обсуждение .
6. Панинский муниципальный район (как самостоятельная территориальная единица).
Теория:История создания и развития. Просмотр виде и презентаций. Конкурс картографов.
Практика: Создание своих творческих работ в форме фото, видео и презентаций. Мини-сочинение «Почему более привлекателен для людей городской образ жизни».
7. Население.
Теория: Численность населения; размещение по территории района, городское, сельское; проблемы молодежи в районе; занятия населения района Изучение таблиц по динамике численности и составу населения .
Практика: Составление таблиц и диаграмм. Социальный опрос.
Итоговое повторение. (2ч)
2- год обучения
История Панинского района. (16ч)
1.Занятие-путешествие «По тропинкам времени»
Теория: Просмотр видео о Панинском районе . Первые крупные землевладельцы Панинского района. Памятники истории Панинского района и их значение: научное и историческое. Знакомство с памятниками истории Панинского района, фотографирование, зарисовка и паспортизация объектов
Практика: Обсуждение полученной информации . Подготовка пособий для предметных кабинетов и материалов для школьных музеев.
2.Из истории Панинского района.
Теория: Первые следы пребывания человека на территории края. Памятники истории и культуры на территории края. История Панинского района в XX веке и до наших дней.
Практика: Оформление творческой работы.
3.Памятники погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. Виртуальная экскурсия.
Теория: Ознакомление с памятниками, авторами и историей создания
Практика: Проведение виртуальной экскурсии. Высказывание обучающихся от просмотра.
- Археологические памятники.
Теория: Работа с интернет-ресурсами. Изучение археологического наследия. Древнейшая история края. Археологические памятники, их изучение и охрана. Знакомство с археологическими объектами
Практика: Оформление проекта. . Описание, зарисовка и фотографирование археологических памятников.
- Памятники истории Панинского района.
Теория: Работа с интернет-ресурсами.
Практика: Экскурсии – Памятники погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны, археологические памятники, памятники истории Панинского района. Техника безопасности Оформление проекта.
Топонимика окрестностей поселка. (8ч)
1.Что изучает топонимика?
Теория: Раздел ономастики, изучающий географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение.
Практика: Составление плана работы по топонимике.
2.Составление карты окрестностей, реки и рисунки озер:
Теория: Изучение географических объектов.
Практика: Составление карты окрестностей, реки и рисунки озер Систематизировать топонимы в виде «Краткого топонимического словаря» и картосхемы
Моя родословная (9ч.)
1.Беседа «Имя человека»
Теория: Сбор информации о своей родословной. . Что такое родословная, семья. Что означают наши имена. Имя и прозвище. Знакомство с историей возникновения имён, их многообразие, значение имён. Влияние различных культур на проникновение имён. История возникновения фамилий и отчеств. Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом. Историческое прошлое семьи. Поколение, потомки, предки. Понятия «поколение», «потомки», «предки».
Практика: Оформление информации о своей родословной. Составление генеалогического древа семей, написание летописей родов исторических лиц, изучение происхождения фамилий, знакомство с традициями семей. Семейный альбом. Подготовка рассказов о своей семье. Автобиографические сведения о родителях, их профессии, интересы, увлечения
2.Изучение древа знаменитых людей посёлка
Теория : Изучение «Энциклопедии в лицах». Беседа «Имя человека». Сбор информации о своей родословной. Что такое родословная, семья. Что означают наши имена. Имя и прозвище. Знакомство с историей возникновения имён, их многообразие, значение имён. Влияние различных культур на проникновение имён. История возникновения фамилий и отчеств. Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом. Историческое прошлое семьи. Поколение, потомки, предки. Понятия «поколение», «потомки», «предки».
Практика: Оформление проектов и сообщений.
3.Сбор старинных церковных имён в посёлке. Экспедиция. ТБ
Теория: Изучение «Энциклопедии в лицах», информации из интернет-ресурсов.
Практика: Экспедиция. ТБ
4.Фотовыставка. История одной военной фотографии
Теория : Сбор материала о воинах ВОВ, Работа с интернет-сайтами
Практика: Фотовыставка. История одной военной фотографии . Творческие конкурсы: «Родословие», «Старая фотография рассказала…»
Итоговое повторение (3ч.)
3-й год обучения. - 35 часов.
- «Геральдика о духовно-нравственных заветах наших предков». (8ч.) Теория: Изучение источников геральдики. Герб как исторический источник.
Практика: Презентация о гербах.
Теория: Этимология и содержание понятия «герб» Традиции и уникальность российских гербов. Геральдика- наука о гербах. История геральдики. Элементы и формы герба.
Практика: Сбор информации о гербе Панинского муниципального района.
- «Музееведение как наука». (6ч.)
Теория: История появления музеев. Феномен музейного предмета. Духовно–нравственное значение музея. Фактор памяти.
Практика: Презентация о музеях Панинского края.
- «Культурное наследие края» (8ч.)
Теория: Изучение биографий, творчества и достижений знаменитых уроженцев Панинского района.
Практика: Видеоролики, проекты.
- «Сыны Отечества» (11ч.)
Теория: Изучение материала
Практика: В ходе поиска материала краеведы составляют карты, справочники по военной тематике, собирают документальные и вещественные реликвии военной поры, оказывают помощь участникам войны и труженикам тыла
5.Итоговое занятие. (2ч.)
Теория: Подведение итогов.
Практика: Выставка творческих работ учащихся. Инструктаж по ТБ.
9. Планируемые результаты
Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.
В результате трех лет обучения по программе объединения «Мой край родной» предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
-знать основные краеведческие понятия;
- знать основные даты, связанные с историей села, школы, хронологические рамки значительных событий и процессов;
- соотносить события своего села с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;
-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории села.
- читать карту своего края;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
-сравнивать данные разных источников, анализировать их;
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях села, их участниках, выступать с сообщениями перед учащимися, их родителями и жителями села;
- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;
10.Контрольно-измерительные материалы
Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития знаний, умений и навыков.
1. Анкетирование – для выяснения мнения о проведенном мероприятии, мотивов поведения, оценки окружающей действительности, уровня информированности, уточнения жизненных планов (для предпрофессиональной подготовки) и так далее.
2. Наблюдение – в турпоходах, при посещении музеев, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, туристские навыки, самостоятельная работа с книгой и так далее).
3. Собеседование – с обучающимися и их родителями.
4. Методы самооценки –тестирование.
5. Тестирование, зачет, мини-викторины и кроссворды по краеведению для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.
6. Обсуждение типовых ситуаций – применяется в блоках: «Техника безопасности», «Общение с жителями села во время туристического похода».
7. Деловые и ролевые игры (экскурсовод и экскурсант, ведущий мероприятия: встречи с тружениками тыла, игры, круглые столы, дискуссии, викторины и т.д.).
8. Конкурсы, викторины, выставки
9. Общая оценка труда педагога дается на родительских собраниях, открытых мероприятиях, мастер-классах.
10. Организация и проведение экскурсии
11. Защита проектов по истории родного края.
Для текущего и промежуточного контроля знаний, обучающихся по итогам изучения каждой темы проводятся: тестирование, блиц-опросы, работа со схемами. Контроль знаний, умений навыков также может проводиться и в занимательной форме: кроссворды, лото, ребусы, загадки.
Итоговый контроль приобретенных практических умений и навыков осуществляется по качеству индивидуальных работ, по результатам участия в выставках, творческих конкурсах, экскурсиях, соревнованиях.
11.Условия реализации программы
Для успешной реализации программы есть необходимые условия:
Материально-технические условия:
- Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, в котором имеется раковина, окно с открывающейся форточкой для проветривания.
- Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, шкафы и стеллажи для сушки изделий, для хранения материалов, оборудования, литературы.
- ТСО: компьютер, экран, проектор.
- Инструменты и материалы: ножницы, фломастеры, кисти, стеки, термоклей и ПВА, бумага, картон, емкости для растворов и т.п.
12.Методическое обеспечение программы
Для реализации образовательной программы необходимо дидактическое обеспечение:
- Чертежи, схемы, плакаты, карты, иллюстрации.
- Образцы творческих работ обучающихся.
- Справочники, электронные ресурсы.
№ п\п | Название тем | Методическое обеспечение | Формы контроля |
1. | Вводное занятие. | Техника безопасности, слайды, видео-аудио пособия по темам | Беседа, тренировочная эвакуация Беседа, наблюдение, опросник, тесты, Беседа, практическая работа, групповая, карты, чертежи, схемы. |
2. | Панинский район – административный центр. | Отчёты краеведческих экспедиций, походов. Видеозаписи. Карты, фотографии, альбомы Материалы интернета. Фотоаппарат. Ноутбук. Видеопроектор. | |
3. | История Панинского района. | ||
4. | Топонимика окрестностей поселка. | ||
5. | Моя родословная. | ||
6. | Геральдика о духовно-нравственных заветах наших предков. | Выставки, сообщения. Доклады, сочинения | |
7. | Генеалогия. | Компьютер с колонками, проектор, ссылки на интернет ресурсы | Беседа, наблюдение |
8. | Музееведение как наука | использование экспонатов музея, просмотр фотографий, схем. | Выставки, проекты |
9. | Культурное наследие края. | Отчёты краеведческих экспедиций, походов. | Беседа, лекция, кроссворд, тестирование |
10. | «Сыны Отечества». | Самостоятельная исследовательская работа | Проекты, исследовательские работы, интервью |
11. | Итоговое занятие. | Проведение круглого стола | Тестирование, диспут. |
13. Литература
1. Бевз Н.С., Коржов Н.И., Чистоклетов Г.Ф. География Воронежской области. – Воронеж: изд-во ВГУ, 1992. – 132с.
2. Волков С.В. Генералитет Российской империи: энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том 2 (Л-Я). –М.: ЗАО Центрполиграф, 2009. – 831 с. ( с. 60).
3. Долгоруков П.В. Российская родословная книга. Т. 2. – СПб.: типография Эдуарда Веймара, 1855- – с. 174-177.
4. Ежов И.Н. Геологическое строение и геологическая история области. Воронежская область. – Воронеж, 1952.
5. Королева И. Начало села // Наш край. – 2004. – 25 мая..
6. Кригер Л. Благодатное Панино. Эталонные чернозёмы. – Воронеж: ООО «Творческое объединение «Альбом», 2010. – с. 17-19.
7. Курдов А.Г. Реки Воронежской области. – Воронеж: изд-во ВГУ, 1984. – 1962с.
8. Лепендин П.А. Саввина И.С. //Воронежская энциклопедия. Т. 2. Н-Я./ Гл. ред. М.Д. Карпачёв. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 200. – 524с. (с. 177).
9. Руммель В.В., Голубцов В.В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. В 2-х томах. Т. 2. – СПб.: Издание А.С. Суворина, 1886. – с. 550 – 562.
10. Федорченко В.И. Императорский Дом. Выдающиеся сановники: Энциклопедия биографий. В 2 т. – Красноярск: БОНУС; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.– Т.1. – 672 с. (с. 582-584).
11. Чурсанова В.Н. // Воронежская историко – культурная энциклопедия. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края. – 2006. – 520с. (с. 410).
12. Воронежская энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. М.Д. Карпачев. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008. –Т.2: Н-Я. – с. 74.
13. Дворянские роды Российской империи. Т. 2. Князья./ Авт.-сост. П.Х. Гребельский, С.В. Думин, А.А. Шумков и др. – СПБ.: ИПК «Вести», 1995. – 257с. (с. 112, 159 – 164).
14. Заповедные уголки Воронежской области. / Сост. Г.П. Андрейкович. – Воронеж: изд-во ВГУ, 1983. – 175с.
15. Знаменитые россияне XVIII - XIX веков. Биографии и портреты. (по изданию вел. кн. Николая Михайловича «Русские портреты XVIII - XIX веков»). – СПб.: Лениздат, 1996. – 958с. - (с. 177-179).
16. История родов русского дворянства. / Сост. П.Н. Петров кн.2. – М.: Современник: Лексика, 1991. –319 с. (с. 26-29).
17. Панино 100 лет//Наш край. – 1997. – 12 июля – 26 августа.
Интернет-ресурсы
1. http://panino-region.ru/about/
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Панинский_район_Воронежской_области
ПРИЛОЖЕНИЕ
Кроссворд «Наука о гербах»
Решите кроссворд и прочитайте в выделенных клеточках слово, обозначающее науку о гербах.
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
10 |
Вопросы:
- Главный символ государства.
- Один из двух металлов, который можно было использовать при изготовлении гербов.
- Венец как символ царской власти на гербе.
- Один из основных цветов фона герба России.
- Один из символов государства, имеющий три цвета (триколор).
- Человек, специально следивший за правильностью составления гербов.
- Один из символов царской власти в форме шара.
- Основа всякого герба.
- Золотой жезл с драгоценными камнями и резьбой – символ царской власти.
- Пушной зверек, мех которого изображался на гербах.
О т в е т: 1. Герб. 2.Серебро. 3.Корона. 4. Алый. 5. Флаг. 6. Геральдмейстер.7. Держава. 8. Щит. 9. Скипетр. 10. Горностай. Ключевое слово – геральдика.
Тест по окончании 1 года обучения.
Наша Родина __________________. Столица России _____________. Мы живём в __________________ __________________. Название нашего края __________________. |
2. О каком символе идёт речь? Соедини стрелками.
Отличительный знак государства, изображаемый на монетах, печатях и т.п. Торжественная песня, принятая как символ государства Прикреплённое к древку полотнище определённого цвета | флаг герб гимн |
3. Кем была Софья Владимировна Панина?
а) крестьянкой | б) царицей | в) землевладелицей |
4. Соедини стрелками названия охраняемых территорий и их местонахождение
Пойменный луг Урочище «Воронежское» Урочище «Большой куст» Исток реки Икорец | близ села Алое Поле Росташевское СП Ю-В окраина с. Софьинка с. Борщево |
5. Какое село еще «живо в памяти человеческой»?
а) Денисовка | б) Каратеевка | в) Кретовка |
6. Чьи воспоминания взяты за основу краеведения нашего края?
а) М.Г. Орловцев | б) В.И. Панин | в) М.М. Лосев |
7. Генеалогия – это_________________________________________________
_________________________________________________________________
8. Кто из президентов вернул России в качестве герба двуглавого орла?
а) М.С. Горбачев | б) Б.Н. Ельцин | в) В.В. Путин |
9. Что такое держава?
1) золотой шар с крестом или короной наверху;
2) символ единства нашего государства.
10. Что такое скипетр?
1) жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой;
2) символ государственной власти.
Приложение
Кроссворд «Символы России»
Решите кроссворд
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
1 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
По горизонтали:
- Место в Москве, где работают Президент России и Российское правительство.
- Название нашей страны.
- Главный символ государства – отличительный знак.
- Край, где мы родились и живем, гражданами которого являемся.
По вертикали:
- Главный город страны.
- Руководитель государства.
- Город, являющийся столицей России.
- Главная торжественная песнь страны.
Ответ.
По горизонтали. 1. Кремль. 2. Россия. 3. Герб. 4. Родина.
По вертикали. 1. Столица. 2. Президент. 3. Москва. 4. Гимн.
Тест по окончании 2 года обучения.
Субъект Российской Федерации, в которой мы живём - _______________ _______________. Столица нашего края город ________________. Он расположен на реке _________________. |
2. Выбери герб Панино
а) б) в) г)
3. Укажи авторов символов Панинского района.
Александр Юрасов | Александр Волков | Юрий Коржик |
4. Что обозначает синяя полоса на флаге России?
5. Укажи название самой крупной реки Воронежской области.
а) Дон | б) Волга | в) Усманка | г) Битюг |
6. Подбери недостающее слово так, чтобы получилось географическое название нашего края _____________ луг.
а) Северный | б) Зеленый | в) Пойменный | г) Уральский |
7. Сколько поселений в нашем районе?
а) 10 | б) 16 | в) 12 |
8. Что символизировал большой крест на гербе при Иване Грозном?
а) православие | б) имперскую власть | в) католичество |
9. Соотнеси слова-определения с их объяснением.
Рубель и скалка Жернова Садник Кринка |
|
Выбери верные ответы по теме «Наш край в древности»
10. Напиши фамилии не менее трех известных земляков.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
11.Укажи примечательные места Панинского района.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
12.Обозначь административный центр Панино.
13.С какими областями граничит Панинский район?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Природа Смоленского края»
Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания.Воспитание экологической культуры - отве...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мой край"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мой край" имеет туристско-краеведческую направленность, предназначена для учащихся 6-18 лет, срок реализации 2 года....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Мой край»
Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении формируются все...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Край мой Алексеевский"
Программа туристско-краеведческой направленности «Край мой Алексеевский» направлена на развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка через изучение истории ...
Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПОГРАММА «РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ»
Направленность: ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ Уровень: БАЗОВЫЙ Возраст обучающихся: 6 класс Срок реализации: 1 год В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культур...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мой край родной»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мой край родной»...