ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мой край родной»
рабочая программа по краеведению
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мой край родной»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kray_rodnoy.docx | 64.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО: на заседании педагогического совета МБОУ Титовская СОШ от 23 мая 2023 года Протокол от «23» мая 2023г. № 10 | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ Титовская СОШ ______________Н.А. Жамойдик Приказ от «23» мая 2023г. № 41 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Мой край родной»
Уровень программы: ознакомительный
Вид программы: модифицированная
Возрастная категория: от 11 до 13лет
Срок реализации программы: 1 год (36ч)
Состав группы: до 20 человек
Форма обучения: очная
Программа реализуется на бюджетной основе Разработчик:
педагог дополнительного образования
Осинцова Галина Ивановна
х. Титов, 2023
№п/п | Раздел | Страницы |
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ | ||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 | |
Направленность и вид программы | 3 | |
Новизна, актуальность и целесообразность программы | 3 | |
Отличительные особенности программы | 4 | |
Адресат программы | 5 | |
Уровень программы, объем и сроки реализации | 5 | |
Форма обучения | 5 | |
Особенности организации образовательного процесса | 5 | |
Режим занятий | 5 | |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ | 6 | |
Цель программы | 6 | |
Основные задачи программы | 6 | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 7 | |
Учебный план | 7 | |
Содержание учебного плана | 9 | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | 10 | |
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ | ||
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК | 12 | |
Формы подведения итогов и оценочные материалы | 16 | |
Оценочные материалы | 16 | |
Методическое обеспечение программы. | 16 | |
Условия реализации программы | 17 | |
Кадровое обеспечение | 17 | |
Материально-техническое обеспечение | 17 | |
Информационное обеспечение | ||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | ||
Нормативно-правовые документы | 17 | |
Информационные источники для педагога | 19 | |
Информационные источники для детей и родителей | 19 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ | 20 | |
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
«Люблю и знаю,
знаю и люблю,
и тем полней люблю,
чем больше знаю»
Русский географ Ю.К.Ефремов
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Донского Края, родного посёлка, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения донского казачества, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости. Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.
Чтобы сохранить в памяти потомков все, что приобретено и создано предками, а также для знакомства с историей, культурой родного края в Титовской школе имеется краеведческий музей.
Работа кружка тесно связана с работой музея. Учащиеся изучают историю и культуру родного края, пополняют школьный музей новым краеведческим материалом, пробуют себя в роли исследователей и экскурсоводов.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы – туристско-краеведческая, способствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей.
Программа «Мой край родной» направлена на организацию деятельности учащихся по изучению родного края. Представленная программа рассчитана на учащихся 11 – 13 лет, интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина.
Новизна образовательной программы
Новизна данной программы заключается в том, что она интегрирует в себе содержание, способствующее не только духовному развитию ребенка, но и освоению культурного наследия русского народа. Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом сверстниками в учебном процессе
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков.
Активное участие детей в краеведческой работе приучает их самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивает учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению дисциплины.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.
Педагогическая целесообразность программы
Цель образования – всестороннее, многоаспектное развитие личности школьника. Задача педагога состоит в том, чтобы открыть детям многообразие способов усвоения культурных ценностей, сформировать компоненты исследовательской культуры школьника во внеучебной, научно-образовательной, поисково-творческой деятельности.
Организация дополнительной развивающей среды (краеведение), сочетающая игровую форму, продуктивные виды деятельности, неформальную обстановку, помогает детям освоить региональное историко- культурное наследие, найти возможность раскрыться и обрести новый статус в коллективе, адаптироваться к обучению в школе. Краеведение помогает решать многие образовательные задачи в зоне ближайшего развития обучающихся. Существенная его особенность в том, что в нем заложена содержательная основа для межпредметных связей всех дисциплин школы. Системный подход по интеграции учебного процесса и краеведческой работы - один из путей гуманизации образования. Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня, как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей своей программой внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России. Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего села, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Отличительные особенности данной программы от других программ в том, что
- занятия тесно связаны с работой школьного краеведческого музея;
- она направлена на развитие самооценки, мышления (от эмоционально-образного к абстрактно-логическому), речи, памяти; на формирование навыков общественного поведения, публичного выступления.
Особенностью содержания программы является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Адресат программы. Обучение по данной программе будет актуальным для физически активных детей, проявляющих интерес к изучению окружающего мира, истории и культуры родного края. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 11 - 13 лет. Ребята способны воспринимать и выполнять предлагаемые задания.
Уровень программы, объём и сроки реализации:
Программа курса рассчитана на 1 год обучения: на 34 часов учебного времени и 2 часа в каникулярное время. Итого: 36 часов.
Форма обучения
В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие полноценное усвоение краеведческих знаний и верное их применение в игровой, трудовой, познавательной, учебной, творческой деятельности.
В процессе работы программой предусматриваются коллективные (экскурсии, чтение художественной литературы, наблюдения, целенаправленные прогулки, краеведческие викторины, знакомства с творчеством художников, поэтов, писателей нашего района, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеозаписей) и индивидуальные занятия (анкетирование, тестирование, дидактические игры, краеведческие задания, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц; изготовление кормушек, диагностика).
Формы организации обучения детей – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.
Формы работы
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание презентаций;
• посещение школьных музеев;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с родственниками ветеранов войны и тружениками тыла
Формы и методы проведения занятий:
- Лекция.
- Беседа.
- Экскурсия.
- Сообщения.
- Беседы – встречи с интересными людьми
- Конкурсы.
- Литературно-исторические задания, кроссворды, викторины.
- Презентации.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, проблемный,
частично-поисковый,
исследовательский.
Особенности организации образовательного процесса
Работа строится таким образом, чтобы в процессе краеведческого воспитания осуществляется формирование гражданских навыков у воспитанников через познавательный, досуговый, исследовательский блоки, а также через практические занятия.
Содержание познавательного блока составляют сведения о природе нашего края, истории образования района и поселка, людях, населяющих родной край. Для того чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть смену видов деятельности: Познавательной, игровой, творческой, трудовой, исследовательской. Активизации деятельности воспитанников способствуют занятия в классной комнате, экскурсии в музеи, коллективные творческие дела, выставки работ, встречи с интересными людьми. Значительное место отводится практической деятельности.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье - сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо – туристические технологии, проектные технологии.
Педагогические приемы:
- сотрудничество, позволяющее педагогу и обучающемуся быть партнерами в увлекательном процессе образования.
Виды учебной деятельности учащихся:
- простейшие наблюдения и исследование окружающего мира, способов их обработки; анализ работ, их свойств, принципов и приемов создания;
- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление процесса и результата работы).
Режим занятий
Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 45 минут, осенние и весенние каникулы включительно.
Кол-во часов в неделю | Количество недель | По программе | Праздничные дни | Итого |
1 | 37 | 37 | 0 | 37 |
Цель и задачи программы
Цель программы:
Углубление и расширение знания учащихся по истории Донского края, своего хутора, школы. Приобщение учащихся к истории Малой Родины. Создание условий для творческой самореализации личности в краеведческой деятельности, посредством изучения истории родного края.
Основные задачи программы:
Образовательные:
-вовлечение учащихся в поисково- исследовательскую деятельность;
-раскрывать индивидуальные способности обучающихся;
-формировать туристско- краеведческие знания, умения, навыки.
Воспитательные:
- формировать воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию. ;
- воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность, уважение);
-воспитывать у учащихся музейную культуру;
- воспитывать уважение к труду, волевые качества.
Развивающие:
- развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения местного краеведческого материала;
- развитие навыков работы с историческими источниками, анализа и сопоставления источников информации;
- развитие навыков оформления исследовательских и творческих работ; оформления экспозиций школьного музея;
- развитие любознательности, памяти, эстетических чувств.
- совершенствование психических процессов: воображение, память, мышление, речь и т.д.
-развивать кругозор и мировоззрение учащихся.
Социально – педагогические:
- формирование общественной активности, реализация в социуме (приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, толерантности, публичному выступлению);
- развивать способность к профессиональному самоопределению;
- оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды.
-популяризировать работу школьного краеведческого уголка.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации, диагностики, контроля | ||||
всего | теория | практика | индивидуальные занятия и консультации | |||||
1 | Раздел 1 «Введение» 1ч | |||||||
Вводное занятие. Значение истории родного края. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | презентация инструктаж | памятка-расписка | ||||
2 | Раздел 2 «Моя родословная»13ч | |||||||
Наука генеалогия | 1 | 1 | презентация | опрос | ||||
Имя твое и фамилия что – то – же означают! | 2 | 1 | 1 | презентация | Презентация, рассказ, плакат и т.п | |||
Моя семья. Семейные традиции. | 3 | 1 | 2 | Сообщение презентация | составление родословной | |||
Летопись семьи | 3 | 1 | 2 | Сообщение презентация | составление родословной мини – сочинения | |||
Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов. «История моей семьи – история моего народа» | 4 | 1 | 3 | Экскурсия в школьную и сельскую библиотеки. Сообщение | работа с документами исследовательские работы | |||
3 | Раздел 3 «Малая родина – мой хутор »22ч | |||||||
Моя школа - мой дом. Учителя нашей школы, учителя-ветераны. Изучение истории школы. | 4 | 1 | 3 | Сообщение презентация Экскурсии встречи | создание презентаций, альбомов, фотоальбо-мов | |||
Изучение истории родного края. х.Титов. Записи историко-краеведческих наблюдений. | 4 | 1 | 3 | Экскурсии по хутору Сообщение, презентация круглый стол | Записи историко-краеведчес- ких наблюдений. | |||
Мой двор, моя улица. За что люблю. | 3 | 1 | 2 | Сообщение презентация | Составление небольших рассказов, создание презентаций, альбомов, фотоальбо-мов и т.п. | |||
Мой хутор на карте страны. | 2 | 1 | 1 | Беседа, работа с картой. | Опрос, работа с картой. | |||
Люди моего хутора. Изучение истории известных людей, проживавших и проживающих на территории хутора | 3 | 1 | 2 | презентация викторина | конкурс сочинений, | |||
Записи историко-краеведческих наблюдений | 2 | 0,5 | 1,5 | экскурсия по хутору встречи | Сообщения Записи историко-краеведчес-ких наблюдений | |||
Фотовыставка “Мой край родной!” | 1 | 1 | Подготовка работ | Фотовыставка | ||||
Создание историко-краеведческих проектов по истории Родного края. | 2 | 2 | презентация | создание презентаций, альбомов, фотоальбо-мов | ||||
Итоговое занятие Защита проекта «История моего хутора», «История мой семьи» | 2 | 2 | Семинар | выставка работ | ||||
Итого часов | 37 |
Содержание учебного плана:
Введение -1 ч
Вводное занятие. Значение истории родного края.
Инструктаж по ТБ.
Теория. Введение в краеведение. Значение истории родного края. Задачи и содержание, значение деятельности по Истории Родного края. Особенности работы историков-краеведов. Инструктаж по ТБ. Правила техники безопасности при работе в классе, школьном музее.
«Моя родословная» - 13ч
Наука генеалогия 1ч
Теория. Беседа о науке генеалогии
Имя твое и фамилия что – то – же означают! 2ч
Теория. Что означает твое имя, фамилия. Примеры.
Практика. Самостоятельно найти в книгах, Интернете.
Моя семья. Семейные традиции 3ч
Теория. Основные понятия, история происхождения слов. На примерах семей известных людей.
Составление родословной: день рождение семьи. Где работают мои родители.
Практика. составление родословной семьи, мини – сочинения
Летопись семьи 3ч
Теория. Генеалогическое древо семьи. Что такое биография.
Практика. Составление генеалогического древа семьи. Работы по изучению биографии своих предков. Оформление презентации, мини – сочинения.
«История моей семьи – история моего народа» 4ч
Теория. Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов.
Правила хранения и использования документов. «История моей семьи – история моего народа»
Практика. Работа по изучению биографии своих предков.
«Малая родина – мой хутор» - 22ч
Моя школа - мой дом 4ч
Теория. Основные события в жизни школы. Школьные традиции. Выпускники нашей школы. Учителя – ветераны ВО войны. Учителя -ветераны педагогического труда. Учителя нашей школы.
Практика. Изучение истории школы.
х.Титов. 4ч
Теория. Изучение истории родного края, хутора Титова. Когда образовался хутор? Сбор материала о названиях улиц , что означают эти названия. В честь кого назван хутор.
Практика. Экскурсии по хутору. Сообщение, составление презентации. Записи историко-краеведческих наблюдений.
Мой двор, моя улица. За что люблю. 3ч
Теория. Примеры улиц г.Семикаракорска, Ростова. История улицы. Какие известные люди жили.
Практика. Составление небольших рассказов о своем дворе, о своей улице.
Мой хутор на карте страны. 2ч
Теория. Карты Ростовской области и Семикаракорского района.
Практика. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.
Люди моего хутора. 3ч
Теория. Знакомство с фамилиями известных людей, проживающих в нашем хуторе. Кто живет в нашем хуторе. Долгожители, старожилы, самые распространенные фамилии.
Практика. Изучение истории известных людей, проживавших и проживающих на территории хутора и внесших вклад в развитие и процветание нашего хутора. Сбор материалов.
Записи историко-краеведческих наблюдений 2ч
Практика. Экскурсия по хутору, встречи. Записи историко-краеведческих наблюдений
Фотовыставка “Мой край родной!” 1ч
Практика. Подготовка работ фотовыставки. Сбор фотографий с видами села. Выставка индивидуальных и групповых работ.
Проекты по истории Родного края.2ч
Практика. Создание историко-краеведческих проектов по истории Родного края. Создание презентаций, альбомов, фотоальбомов.
Итоговое занятие 2ч
Практика. Защита проекта «История моего хутора», «История мой семьи». Проведение экскурсий в школьном музее и посещение классов с экспонатами и рассказ о них. Выставка индивидуальных и групповых работ.
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Освоение программы направлено на достижение комплекса результатов. Способы и методики определения результативности работы по программе весьма разнообразны. Результаты учитываются, прежде всего, применительно к каждому обучающемуся и отслеживаются по трем компонентам: личностному, метапредметному и предметному, что по- зволяет определить динамическую картину развития ребенка.
Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
учащиеся должны знать:
- Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае.
- Историю родного края;
- Общее представление о «следах времени», об изменениях облика поселка. Выполнение инструкции «движение по селу».
- Историю своей семьи;
- Смену времен года как смену условий существования организмов;
- Особенности природной зоны своей области;
- Представителей животного и растительного мира родного края;
- Формы охраны природы .
учащиеся должны уметь:
- Вести простейшие наблюдения в природе;
- Устно описывать объекты природы;
- Называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира родного края;
- Соблюдать правила поведения в природе.
- Составлять коллаж, проекты.
Обучающийся научится:
#1042;идеть проблемы;
#1057;тавить вопросы;
#1042;ыдвигать гипотезы;
#1044;авать определение понятиям;
#1050;лассифицировать;
#1053;аблюдать;
#1055;роводить эксперименты;
#1044;елать умозаключения и выводы;
#1057;труктурировать материал;
#1043;отовить тексты собственных докладов;
#1054;бъяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Обучающийся получит возможность научиться:
#1056;ефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
#1062;елеполагать (ставить и удерживать цели);
#1055;ланировать (составлять план своей деятельности);
#1052;оделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
#1055;роявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
#1042;ступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностные и метапредметные результаты освоения программы
Личностные результаты:
- сформировать у детей мотивацию к обучению.
-развить познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развить критическое и творческое мышление.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Познавательные:
- умение учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные:
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- умение координировать свои усилия с усилиями других.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
РАЗДЕЛ 2.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Чис-ло | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
Раздел 1 «Вводный» - 1 час | |||||||||
1 | сентябрь | 6 |
| Введение | 1 | Вводное занятие. Значение истории родного края. Инструктаж по ТБ. Правила поведения в музейной комнате. | Кабинет матем. школьный музей | Анкетирование памятка-расписка | |
Раздел 2 «Моя родословная» - 13ч | |||||||||
2 | сентябрь | 12 | Лекция | 1 | Наука генеалогия | Кабинет матем. | Фронтальный опрос | ||
3 | сентябрь | 19 | Лекция | 1 | Имя твое и фамилия что – то же означают! | Кабинет матем. | Фронтальный опрос | ||
4 | сентябрь | 26 | Практическая работа | 1 | Имя твое и фамилия что – то же означают! | Кабинет матем. | Фронтальный опрос, Презентация, рассказ, плакат и т.п | ||
5 | октябрь | 3 | Лекция | 1 | Моя семья. Семейные традиции. | Кабинет матем. | Опрос по презентации | ||
6 | октябрь | 10 | Практическая работа | 1 | Моя семья. Семейные традиции. | Кабинет матем. | составление родословной | ||
7 | октябрь | 17 | Практическая работа | 1 | Моя семья. Семейные традиции. | Кабинет матем. | Составление родословной | ||
8 | октябрь | 24 | Лекция | 1 | Летопись семьи | Кабинет матем. | составление родословной мини – сочинения | ||
9 | октябрь | 31 | Практическая работа | 1 | Летопись семьи | Кабинет матем. | составление текста к презентации | ||
10 | ноябрь | 7 | Практическая работа | 1 | Летопись семьи | Кабинет матем. | Фронтальный опрос, беседа, просмотр презентаций | ||
11 12 13 14 | ноябрь декабрь | 14 21 28 05 | Практическая работа | 4 | Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов. «История моей семьи – история моего народа» | Кабинет матем. школьный музей | создание презентаций, альбомов, фотоальбомов | ||
Раздел 3 «Малая родина – мой хутор»- 22 ч | |||||||||
15 | декабрь | 12 | Лекция | 1 | Моя школа - мой дом. Учителя нашей школы, учителя-ветераны. Изучение истории школы. | Кабинет матем. школьный музей | Фронтальный опрос | ||
16 17 | декабрь | 19 26 | Практическая работа Экскурсия в школьную и сельскую библиотеки. | 2 | Моя школа - мой дом. Учителя нашей школы, учителя-ветераны. Изучение истории школы. | Кабинет матем, библиотека школьная или сельская | Экскурсии Записи наблюдений, создание презентаций, альбомов, фотоальбомов | ||
18 | январь | 9 | Практическая работа | 1 | Моя школа - мой дом. Учителя нашей школы, учителя-ветераны. Изучение истории школы. | школьный музей | Работа с документами. Сообщение презентация встречи | ||
19 | январь | 16 | Лекция | 1 | Изучение истории родного края. х.Титов. Записи историко-краеведческих наблюдений. | Кабинет матем. | Фронтальный опрос по презентации | ||
20 21 22 | январь январь февраль | 23 30 6 | Практическая работа | 3 | Изучение истории родного края. х.Титов. Записи историко-краеведческих наблюдений. | Экскурсии по хутору, школьный музей | Записи историко-краеведчес- ких наблюдений | ||
23 | февраль | 13 | Лекция | 1 | Мой двор, моя улица. За что люблю. | Кабинет матем. | |||
24 25 | февраль февраль | 20 27 | Практическая работа | 2 | Мой двор, моя улица. За что люблю. | Кабинет матем. школьный музей | Составление небольших рассказов, создание презентаций, фотоальбомов | ||
26 | март | 5 | Лекция | 1 | Мой хутор на карте страны. | Кабинет матем. | Фронтальный опрос, работа с картой. | ||
27 | март | 12 | Практическая работа | 1 | Мой хутор на карте страны. | Кабинет матем. школьный музей | Проведение учебной экскурсии в шк. музее с младшими классами | ||
28 | март | 19 | Лекция | 1 | Люди моего хутора. Изучение истории известных людей, проживавших и проживающих на территории хутора | Кабинет матем. | Фронтальный опрос | ||
29 30 | март апрель | 26 2 | Практическая работа | 2 | Люди моего хутора. Изучение истории известных людей, проживавших и проживающих на территории хутора | Кабинет матем. школьный музей | презентация выставка | ||
31 32 | апрель | 9 16 | Практическая работа экскурсия по хутору встречи | 2 | Записи историко-краеведческих наблюдений | Кабинет матем. Экскурсия на природе | Сообщения, Наблюдение беседа | ||
33 | апрель | 23 | Выставка | 1 | Фотовыставка “Мой край родной!” Родной край сегодня, перспективы развития. | Актовый зал | фотовыставка | ||
34 35 | апрель май | 30 7 | Практическая работа | 2 | Создание историко-краеведческих проектов по истории Родного края. | Кабинет матем. | создание презентаций, альбомов, фотоальбомов | ||
36 37 | Май май | 14 21 | Семинар | 2 | Итоговое занятие | Кабинет матем. школьный музей Актовый зал | выставка работ проведение учебной экскурсии |
Формы подведения итогов и оценочные материалы
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной программы «Мой край родной» применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических работ, поиску и отбору необходимого материала, умению работать с различными источниками информации. Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тесты, кроссворды, викторины); взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.
Способы определения результативности:
Используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – оформительская работа, творческие конкурсы, выставки;
итоговый – открытые мероприятия, акции, участие в экскурсиях, выставках.
Формой подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы являются: тесты по итогам экскурсий, викторина, игры, фотоальбомы
газеты, стенды, защита проектов, создание презентации по результатам экскурсии.
Оценочные материалы
Методическое обеспечение программы
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Экскурсии в школьный музей или музеи соседних школ, др.музеи (по возможности), в природу, на предприятия района(по возможности), а так же по культурным местам родного края;
-знакомство с историей и культурой родного края;
-работа с документами, в том числе архивными;
-оформление папок и альбомов для музея;
-подготовка исследовательских и творческих работ;
-подготовка и проведение экскурсий в школьном музее;
-проведение школьных учебных и внеурочных мероприятий, конкурсов, выставок.
Программа подразумевает проведение занятий как полностью с группой, а так же работу по подгруппам, парную и индивидуальную. Это зависит от уровня заданий и заинтересованности детей в выполнении тех или иных видов работы, проектной и исследовательской деятельности.
Основная форма работы с обучающимися – групповые занятия, на которых обучающиеся получают теоретические знания и практические навыки. В процессе обучения используются различные методы подачи информации. Выбор метода зависит от содержания занятий, уровня подготовки и опыта обучающихся.
Объяснение характеризуется лаконичностью и чѐткостью изложения материала.
Рассказ применяется педагогом в основном для сообщения новых знаний, должен быть ярким и образным для большей доступности восприятию ребѐнка.
Беседа имеет целью приобретение новых знаний и закрепление их путѐм устного обмена мнения педагога и учащихся. Беседа способствует активизации мышления учащихся, обсуждению учебного материала, установлению связей между теорией и практикой.
Занятие-показ имеет целью наглядно показать то, о чем идет речь на занятии.
Семенар – проведение итогового занятия. Выступления детей с сообщениями, докладами, презентациями по различным направлениям.
Творческие занятия предполагают сподвигнуть обучающихся к выступлению с сообщением, докладом, подготовке презентаций, участию в конкурсах и викторинах.
Занятие-просмотр, предполагает ознакомление с фото/видео-материалами, поиск и сбор информации о различных музейных экспонатах.
Практическая.
Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей. Часть занятий нужно проводить, используя презентации, карту Ростовской области, рисунки, фотографии, схемы - конспекты.
Формы работы:
Формы занятий
- групповые и индивидуальные занятия
Основными формами проведения занятий являются:
-Лекции,
-Демонстрация фото и видеоматериалов,
-Показ презентаций,
-беседы,
- экскурсии в музеи,
Практические занятия :
-конкурсы, викторины,
- семинар,
-круглый стол.
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Реализация программы «Наследие» обеспечивается педагогическим работником, имеющим высшее образование. Данную программу реализует педагог МБОУ Титовская СОШ, составитель программы
Материально-техническое обеспечение
Музей и учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и обучающихся, классная доска, проектор, компьютер
Учебно-методическое обеспечение: часть занятий нужно проводить, используя карту Ростовской области, рисунки, фотографии, схемы - конспекты.
Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей.
На занятиях краеведческого кружка рекомендуется использовать ИК – технологии и возможности сети Интернет.
Список литературы
Нормативно-правовые документы
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования ).
- Федеральный закон Российской Федерации от г. №
273-ФЗ (ред. от ); «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с , далее – ФЗ №273);
- Федеральный закон РФ от № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от г).
- Распоряжение Правительства РФ от г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
- Распоряжение Правительства РФ от г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» утвержденный 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ (в ред. от ).
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 2022 г. № 629 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Приказ Министерства просвещения РФ от г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
- Приказ Министерства просвещения РФ от № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от г).
- Письмо Министерства просвещения РФ от № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательным программы в субъектах РФ.
- Письмо Министерства просвещения РФ от г. № ТС- 1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ»
- Приказ министерства культуры РФ от г. № 754
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от №28 «Об утверждении санитарных правил СП 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (разд. 6 Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от г. № 11;
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации (от 3 апреля 2012 г. № Пр-827).
- Указ Президента Российской Федерации « Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства» (№ 240 от 29 мая 2017 года).
Региональные нормативные документы
- Постановление Правительства Ростовской области от № 289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от г. № 225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области»
Информационные источники для педагога, детей и родителей
- Алексенко В.Н., Мартынова М.И. «География Ростовской области: учебник. - Ростов-на-Дону; ООО «Терра»; 2005.
- Андрианов В.И., Терещенко А.Г. «Донские памятники». Ростов н/Д, 2001.
- Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. «Природа и история родного края». -Ростов на Дону: «Изд-во БАРО-ПРЕСС», 2006.
- Атлас Ростовской области, ООО «ДИ ЭМ БИ», 2004.
- Нагорный Б.А., Левченко В.С. На донском меридиане. Учебное пособие для учащихся средней школы. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1984.
- Природа, население и хозяйство Ростовской области. Учебное пособие. /Под редакцией Смагиной Т.А., Кизицкого М.И./ Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. обл. ИУУ, 1995
- Хрусталев Ю.П. и др. «Природа, хозяйство и экология Ростовской области» 2002.
- О.Г.Веряскина «История донского края» (с древних времен до конца XVIв.) (5-6кл.), Ростов-на-Дону «Донской издательский дом», 2004.
- Н.В.Самарина, О.Г.Витюк «История Донского края XVII-XIXв» , Ростов-на-Дону, 2004.
- С.А.Кислицын, И.Г.Кислицына «История Донского края XX век», Ростов-на- Дону, 2004.
- «История донского казачества» (учебное пособие, автор Астапенко М.П.).
- «История Казачества в вопросах и ответах», (книга для чтения, Шумов В.В.).
- « Мой Дон. Природа, история, хозяйства, города Ростовской области», Ростов-на-Дону» Издательство БАРО-ПРЕСС», 2009.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета «Моя Родина»
Цель — выявление особенностей представлений о родной стране и отношения к ней.
Организация диагностической процедуры.
#1050;ак называется страна, в которой ты живешь?
#1042;ыбери из предложенных герб, флаг своей страны. Ростовской области
#1042;ыбери из предложенных герб, флаг своего областного города.
4 В каких городах нашей страны ты еще бывал?
#1054; каких городах ты слышал?
#1045;сли бы приехал друг из другого города, что ты ему мог бы рас сказать о своем областном городе?
7. Знаешь ли ты об истории своего областного города. (Как в нем жили люди раньше?) Откуда ты это узнал?
#1063;то бы ты мог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в твоем районе (области, населенном пункте) стало лучше?
#1050;ак ты думаешь, ты любишь свою страну? Почему ты так думаешь?
10. Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять только «большие» желания — для всей страны (области, района, населенного пункта)— какие бы три желания ты загадал бы?
Анализ:
2 балла – ученик грамотно и правильно отвечает на вопрос, аргументирует свой ответ;
1 балл – ученик отвечает на вопросы односложно;
0 баллов – ребенок оказывается отвечать на вопросы или отвечает неверно, интереса не проявляет
Высокий уровень ( 12 -20 баллов).
Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зелёные зоны города, 4-5 улиц, площади; знает флаг,может объяснить обозначения цветов. Может объяснить символику герба; называет народные праздники, приметы быта; называет природные богатства родного края
Средний уровень (6 - 11 баллов).
Знает название города, свой домашний адрес, герб; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади областного и районного городов; затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (0 – 5 баллов).
Затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает название области, района, областного и районного центров, свой населенный пункт.
Анкета «Культура и традиции».
Цель: выявление уровня знаний и представлений о культуре и традициях.
Ход обследования.
Задание 1.
Цель: выявить знания детей о народных костюмах и их элементах.
Детям раздаются картинки с изображением национальных костюмов и предлагается ответить на вопросы: какому народу принадлежит данный костюм и назвать отдельные элементы костюма.
Результат. Высокий уровень – 3 балла,
Средний уровень – 2 балла.
Низкий уровень – от 0 до 1 балла.
Задание 2.
Цель: Выявить знания детей о сезонных праздниках.
Ход обследования.
Детям даются сюжетные картинки с изображением народных праздников и предлагается ответить на вопросы: какие осенние, зимние, весенние и летние праздники они знают.
Результат. Высокий уровень – 3 балла,
Средний уровень – 2 балла.
Низкий уровень – то 0 до 1 балла.
Задание 3.
Цель. Выявить знания детей о народных праздниках.
Ход обследования.
Детям даются сюжетные картинки с изображением народных праздников. Затем зачитывается описание праздника, дети должны указать его название.
Диагностика проведена в виде устной викторины. Прослушав описание праздника, дети должны были определить его название.
Описание праздников (для вводной и итоговой диагностики).
1. Этот праздник отмечается только в воскресный день. В народе его называют праздник праздников. Символом праздника считается яйцо, раскрашенное в ручную. Люди выражают друг другу уважение, прощают обиды. (Пасха)
2. Этот праздник длится целую неделю. В эти дни проводятся гуляния, катания с гор, на качелях. Накрываются столы. Основным блюдом являются блины, олицетворяющие солнце. Самое красочное зрелище – сжигание чучела Зимы. (Масленица).
3. Праздник отмечается 7апреля. Перед праздником пекут особые хлебцы и раздают им детям вместе с маленькими иконками. Выпускают из клеток птиц на волю, сжигают ветхие вещи, прыгают через костры. Взрослые одаривают молодежь печеньем. (Благовещенье).
4. В святочные ночи народ не спал, ходили из дома в дом, угощались, колядовали. Колядование начинают дети, молодые парни и девушки. Они пели под окнами изб и получали за это угощение (Рождество)
Диагностика «Растения и животные родного края»
Цель: определить уровень знаний о природных богатствах, о историко – географическом расположении родного края.
Ход диагностики.
Ведущий выводит на экран карточки с изображениями животных, птиц или растений. Учащиеся находят и исключают тех, которые не живут (не растут) в Ростовской области, объясняют почему.
Анкета « Мой районный город».
#1050;ак называется город, в районе которого ты живешь?
2. Какая река протекает вблизи города?
#1050;ак называются жители города?
#1050;акие улицы города ты знаешь? Назови улицы, которые первыми появились в городе.
5. Какие культурные объекты нашего района вы можете назвать? Покажите их на фотографиях (музей, Дом культуры, кинотеатр, библиотека).
6. Детям предлагают рассмотреть фотографии социально-значимых объектов и назвать их (администрация, поликлиника, почта, магазин, аптека, школа).
#1044;етям предлагаются фотографии спортивной школы, стадиона. Что это за объекты? Для чего они предназначены?
#1055;осещаешь ли ты с родителями городские праздники? Где чаще всего они проводятся?
#1050;акие мероприятия тебе запомнились больше всего?
10. Какие памятники героям войны установлены в городе? Назовите их.
11. Чтобы ты показал гостям города?
12. Кто тебе чаще всего рассказывает о городе (учителя, родители, бабушка или дедушка)?
#1042;ы любите этот город? За что?
Анкета « Мой район».
#1053;азовите область, район и населенный пункт, в котором живете?
2. Менялись ли названия со временем?
3. Назови улицы, которые знаешь. Какие улицы первыми появились в населенном пункте?
#1063;то ты можешь рассказать о районе, в котором ты живешь?
#1053;айдите на открытках и назовите знакомые вам места нашего района. Детям предлагаются фотографии памятных мест, достопримечательностей и мест отдыха.
7. Какой объект является центром нашего города?
#1053;азовите предприятия нашего района, которые ты знаешь.
9. Отберите на фотографиях продукцию, которую выпускают на этих предприятиях?
10. Назовите известных, талантливых людей нашего района.
Чем они знамениты?
11. Какие праздники отмечаются в нашем районе и где?
#1063;то ты хотел бы показать гостям нашего района?
13. Кто тебе чаще всего рассказывает о нашем районе? (педагог, родители, бабушка или дедушка)
#1042;ы любите свой район? За что?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА Школа раннего развития «Родничок»
Программа рассчитана на детей 4-6 лет....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Природа Смоленского края»
Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания.Воспитание экологической культуры - отве...
Дополнительная общеразвивающая программа по экологии социально - педагогической направленности «Мой край родной»
Поведение человека в природе –это и зеркало его души. К.Л. Зелинский...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Мой край»
Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении формируются все...
Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Мой край родной»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Мой край родной» (далее – образовательная программа) относится...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПОГРАММА «РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ»
Направленность: ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ Уровень: БАЗОВЫЙ Возраст обучающихся: 6 класс Срок реализации: 1 год В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культур...