Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Мой край»
рабочая программа по физкультуре (5 класс)
Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении формируются все основные стороны воспитания: патриотическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся - идет интенсивное умственное развитие. Развиваются двигательные способности обучающихся, выносливость, морально-волевые качества: дружба, коллективизм, взаимовыручка и взаимопомощь, формируются такие черты характера как самостоятельность, честность. Ответственность за порученное дело, требовательность к себе и товарищам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kray_programma.doc | 286 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТУРИСТОВ»
РАССМОТРЕНА На заседании педагогического совета Протокол от _____________ №_____ | УТВЕРЖДЕНА И.О. Директора МКУДО «СЮТУР» ___________ Р.М. Кузнецова Приказ от _____________ №________ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности
«Мой край»
Срок реализации: 1 года
Возраст детей: 6-14 лет
Составитель: Никитина М.П.,
педагог дополнительного образования
Костиков Алексей Петрович
Железногорск
2019 год
Пояснительная записка
«Уважение к минувшему, вот черта, отличающая
образованность от дикости».
А. С. Пушкин.
Образовательный процесс, в среде которого находится обучающийся начальной школы, требует в основном от него умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребёнка направлена на активную деятельность и непосредственное познание окружающего его социального мира.
Занимаясь с детьми межрайонного центра социальной помощи семьи и детям, возникла необходимость в разработке программы дополнительного образования «Мой край», с учетом возрастных и психологических особенностей этих обучающихся. Программа рассчитана на один год обучения, так как состав детей приюта постоянно меняется. Одним из важных средств воспитания подрастающего поколения является краеведение. Именно краеведение поможет детям адаптироваться в этом сложном, проблемном мире, узнать ближе природу, Родной край, сродниться с окружающей средой, чтобы чувствовать себя развитыми, интересными умными.
Направленность программы: содержание данной дополнительной общеобразовательной программы соответствует рекомендуемой направленности - туристско-краеведческая.
Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении формируются все основные стороны воспитания: патриотическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся - идет интенсивное умственное развитие. Развиваются двигательные способности обучающихся, выносливость, морально-волевые качества: дружба, коллективизм, взаимовыручка и взаимопомощь, формируются такие черты характера как самостоятельность, честность. Ответственность за порученное дело, требовательность к себе и товарищам.
Новизна программы: форма построения программы - это своеобразный экскурс по просторам родного края. Он реализуется через такие образовательные области как словесность, естествознание, физическая культура, оздоровительно-познавательный туризм, социальная практика, психологическая культура. Программа способствует освоению основ краеведения, приобретению санитарно-гигиенических навыков, организации туристского быта, ориентирования на местности в условиях своего микрорайона, формированию туристских знаний, умений и навыков, укреплению здоровья и закаливанию организма, развитию физических качеств, овладению техникой преодоления простейших естественных и искусственных препятствий во время экскурсий в природу, прогулок, походов.
Реализация данной программы позволяет усилить развивающий, творческий, деятельностно-практический, эмоционально-целостный эффект образования в процессе активной двигательной, игровой деятельности на свежем воздухе, предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (экскурсии, беседы, коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о природе и путешественниках, изготовление детьми поделок из природного материала, рисование природных объектов), так и активной оздоровительно-спортивной деятельности (физические упражнения, подвижные игры, мини-соревнования, походы).
Актуальность программы: в настоящее время остро ощущается необходимость восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”. Мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к Курской земле. Туристское краеведение помогает изучать историю, экономику, трудовую деятельность, быт и культуру населения, организовать поисковую работу, исследовать природу и концентрирует внимание на изучение тех особенностей, которые обусловлены местонахождением объектов или явлений в границах определенного, как правило, небольшого района вдоль туристского маршрута. Оно расширяет кругозор учащихся средствами наглядного предметного познания окружающего мира как бы по спирали: от родного «гнезда», родного края к Отечеству. Такой принцип познания окружающего мира связан с физическими, физиологическими и психическими возможностями детей.
Важнейшим принципом в подходе к этой деятельности служит принцип комплексности, целостного воздействия на личность ребенка. Это особенно важно в начальный период знакомства и развития интереса детей к туристско-краеведческой деятельности. Туристско-краеведческая работа — это средство, вырабатывающее особый жизненный стиль, в основе которого лежит здоровый образ жизни. Очень важно привить ребенку интерес к туристско-краеведческой деятельности как можно раньше и гораздо легче добиться этого через познание окружающего мира, через красоту природы, через наглядное познание мира природы.
Отличительной особенностью данной программы является то, что ее содержание ориентировано на обучение воспитанников «Железногорского межрайонного центра социальной помощи семье и детям» в группах переменного состава и предполагает активное использование межпредметных связей с природоведением, географией, биологией, литературой. Такая связь дает широкие возможности дополнить, углубить учебно-образовательный и оздоровительный недостаток в изучении школьных предметов.
Педагогическая целесообразность: программа способствует более полному раскрытию индивидуальных способностей обучающегося. Занятия в объединении помогают обогащению опыта коллективного взаимодействия, что даёт большой воспитательный эффект.
Содержание программы составлено с учётом принципов концентрического принципа освоения окружающей действительности, цикличности. Правоведения, оздоровительно-познавательной, туристко-краеведческой и исследовательской деятельности.
Цель программы — всестороннее развитие личности ребѐнка и его жизненное самоопределение средствами туристско-краеведческой деятельности.
Цель достигается через решение следующих задач:
• развитие творческих способностей личности воспитанника;
• формирование и развитие способностей детей адаптироваться в сложных условиях как социальной, так и природной среды;
• формирование лидерских качеств;
• формирование прочных трудовых навыков.
Задачи: 1. Формировать знания по истории, географии, природе родного края
2. Развивать поисково-исследовательскую деятельность средствами краеведения и творческие, индивидуальные способности, наклонности игры и т.п.
3. Воспитывать гражданскую позицию у подрастающего поколения, патриотизм, любовь к родному краю, чувства эмоционального сопереживания к объектам природы, общественную активность
4. Формировать чувства оптимизма, нравственности, дружбы, выносливости
5. Приобщать к общественной жизни города, объединения, школы через конкурсы , выставки, игры.
6. Укреплять физическое и нравственное здоровье обучающихся
Принципы, на основе которых строится реализация образовательной программы: • принцип связи обучения с практикой; • принцип доступности и наглядности; • принцип сознательности и активности обучающихся; • принцип дифференциации и индивидуализации; • принцип диагностической направленности. Методы обучения юных туристов-краеведов: • объяснительно-иллюстративный метод; • репродуктивный метод; • метод проблемного изложения; • частично-поисковый метод; • исследовательский метод.
Формы организации образовательного процесса: Теоретические занятия: Практические занятия: лекции, прогулки, беседы, экскурсии, чтение книг и их обсуждение, походы, устные рассказы, игры, просмотр фильмов, соревнования, просмотр презентаций, сбор материала, часы общения, выставки и конкурсы. Ожидаемыми результатами реализации программы является формирование у обучающихся в области: ценностно-смысловых компетенций: • умение владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных представлений, умений и навыков; • умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия; учебно-познавательных компетенций: • умение ставить цель и организовывать процесс еѐ достижения; • уметь организовывать планирование, анализ, рефлексию, • владеть техникой и тактикой пешеходного туризма; • владеть первоначальными навыками ориентирования на местности; • умение выступать устно и письменно о результатах своей деятельности; социокультурных компетенций: • уметь определять своѐ место и роль в окружающем мире - в семье, в классе, в туристском объединении; • владеть культурными нормами и традициями родного края, России; • иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; • иметь осознанный опыт жизни в обществе; коммуникативных компетенций: • владеть способами совместной деятельности в группе, умениями искать и находить компромиссы; • владеть способами взаимодействия с окружающими, выступать с устным сообщением, уметь задавать вопрос, корректно вести диалог; информационных компетенций: • владеть навыками работы с различными источниками информации (книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, словарями, Интернетом); • самостоятельно искать, систематизировать, анализировать и отбирать информацию; природоведческих и здоровьесберегающих компетенций: • знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях в природной, техногенной и социальной средах; • знать и применять правила личной гигиены, уметь заботится о собственном здоровье, личной безопасности, владеть способами оказания первой помощи; • иметь физическую и техническую подготовку, умение использовать их в походах и на соревнованиях.
Структура и содержание программы: предлагаемая программа рассчитана на на 1 учебный год (216 часов). Занятия проводятся 3 раза в неделю с сентября по май месяц включительно. Возраст обучающихся 6-14 лет (младшая и старшая группа). Она носит комплексный характер. Методика построения отличается тем, что можно на используемом материале развивать межпредметные связи, формируя комплексное восприятие окружающего мира. Отличительной особенностью программы является то, что она предназначена для индивидуального обучения детей приюта. Программа предполагает большой объем практической работы, коллективные экскурсии. Программа так же предусматривает теоретические и практические занятия. Теоретические занятия проводятся в форме беседы, рассказа. Практические занятия проводятся на улице в форме познавательных игр, спортивных тренировок, работы с наглядным материалом, экскурсий, наблюдений, походов.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
В целях контроля и оценки результативности занятий обучающихся по пройденным темам проводятся: тесты, срезы, конкурсы, выставки, краеведческая викторина.
Воспитанники на 1-м году обучения должны
знать:
правила по технике безопасности;
первые улицы города, микрорайона школы;
фамилии известных людей города (3-5);
малые реки вокруг города (2);
- породы деревьев (5);
охраняемых животных;
стороны горизонта.
уметь:
составить рассказ о событии, животном, городе;
описать генеалогическое дерево своей семьи;
делать зарисовки обнажения почвы,
собрать гербарий;
разжечь костѐр
уложить рюкзак;
уметь показать на карте области город Железногорск. Курск. Рыльск. Знать границы Курской области.
определять по компасу стороны горизонта.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы проходит в форме тестов.
Особым направлением в реализации программы являются проблемно-поисковый, репродуктивный и логический методы. Программа предусматривает теоретические и практические формы проведения занятий.
Теоретические занятия проводятся в виде бесед, устных журналов, занятий-путешествий. дискуссий, конференций.
Практические занятия проводятся в помещении и на местности в форме экскурсий, походов, игр.
Программа по содержанию согласуется с широким кругом научных дисциплин: биологии, истории, географии, литературы своего края. Главная задача состоит в углубленном изучении летописи своего края приѐмами и методами этих наук.
Па занятиях кружка нужно использовать доступный пониманию детей материал, воспитывать бережное отношение к природным и историческим богатствам края.
Разработанная программа позволяет ребѐнку максимально раскрываться, выявить свою индивидуальность, неповторимость.
Программа «Мой край» состоит из пояснительной записки, примерного тематического плана, краткого изложения содержания занятий, методических пояснений, включающих условия реализации программы, требования к знаниям. умениям и навыкам обучающихся, критерии их оценки.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ | Раздел, темы | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I. | Введение | 28 | 10 | 18 |
1 | Что изучает краеведение? Возможности своего края. Маршруты походов и экскурсий. Правила поведения в походах и экскурсиях. Беседы но технике безопасности. | 24 | 8 | 16 |
2 | Экскурсии. | 4 | 2 | 2 |
II. | История края | 88 | 56 | 32 |
1 | Город, в котором я живу. Страницы истории города Железногорска. | 6 | 5 | 1 |
2 | Улицы, переулки, микрорайоны. | 14 | 8 | 6 |
3 | Транспорт города. | 6 | 1 | 5 |
4 | Административные и общественные здания. Памятники и памятные места. | 6 | 3 | 3 |
5 | Город и люди. | 14 | 8 | 6 |
6 | Промышленные предприятия МГОК, ГОТЭК. | 14 | 10 | 4 |
7 | Краткие сведения о древнейшем периоде истории нашего края. | 6 | 4 | 2 |
8 | Родоначальники духовенства на Руси. | 2 | 1 | 1 |
9 | Культурная жизнь края. | 6 | 5 | 1 |
10 | Великая Отечественная война. | 14 | 11 | 3 |
III. | География края | 90 | 42 | 48 |
1 | Границы Железногорского района. Географическое положение района на карте области. Ориентирование. Рельеф местности. Горизонт. | 6 | 3 | 3 |
2 | План и карта. Чтение плана и карты. | 16 | 9 | 7 |
3 | Вода в природе. Состояние воды в Железногорском районе. Реки и озѐра нашего района. | 12 | 6 | 6 |
4 | Жизнь водоѐмов: рыбы, растения, насекомые. | 6 | 2 | 4 |
5 | Почвы. Их использование. Охрана почв. | 6 | 4 | 2 |
6 | Лесные сообщества. Виды лесов. Многоярусность. Растительный мир леса. | 16 | 4 | 12 |
7 | Животные леса: звери, птицы, насекомые. Их охрана. | 28 | 14 | 14 |
8 | Проверка знаний, умений и навыков у детей | 10 | 6 | 4 |
9 | Подведение итогов работы объединения за учебный год. | 4 | 4 | |
Итого: | 216 | 116 | 100 |
Основное содержание программы 1-го года обучения.
Раздел 1
Введение (28 часов)
Темы: Что изучает краеведение? Источники краеведческих знаний. Возможности своего края. Экскурсионные маршруты. Правила поведения на экскурсиях и в походах. Беседа по технике безопасности.
Подготовка к экскурсиям и походам: знакомство с рельефом местности, подготовка снаряжения, правила поведения в городе, в лесу, распределения обязанностей.
Экскурсия.
Практическая работа. Знакомство с источниками, оформление итогов похода и экскурсии: составление рассказов описание маршрута. Умение разжечь костѐр, уложить рюкзак.
Раздел 2
История края (88 часа)
Темы: Город, в котором я живу. Страницы истории города Железногорска. Первые дома и улицы.
Практическая работа. Даты строительства посѐлка «Октябрьский».
Темы: Переулки. Улица, на которой расположена школа. Административные и общественные здания на этой улице.
Практическая работа. Правила поведения на улице, правила дорожного движения. Определение на карте города улиц и переулков.
Темы: Транспорт города. Виды транспорта. Его назначение. Правила поведения в общественном транспорте.
Темы: Памятные места и памятники в нашем городе. История их возникновения. Места отдыха жителей города.
Практическая работа. Зарисовка, фотографирование, описание памятника или памятного места.
Темы: Известные люди нашего города-это строители, горняки, люди культуры, искусства, спорта, образования и медицины. Их биографии.
Моя родословная. Первостроители и первопроходцы. Мои земляки.
Практическая работа. Составление генеалогического дерева своей семьи.
Темы: Михайловское месторождение. История открытия Курской магнитной аномалии. Михайловский железорудный комбинат. Начало строительства. МГОК - сегодня. Развитие промышленности. Природные богатства Железногорского района.
Практическая работа. Определение на карте Железногорского района природных богатств.
Темы: Краткие сведения о древнейшем периоде истории нашего края. Стоянки древних людей, их занятия, жилища, быт.
Древние города: Курск, Рыльск.
Гербы. История их возникновения.
Практическая работа. Определение на карте области городов: Курск. Рыльск, Железногорск.
Темы: Родоначальники духовенства на Руси.
Феодосии Печѐрский. Серафим Саровский.
Тема: Культурная жизнь края. Книгопечатание, 1-я типография (1792 г), 1-я газета (1838 г). Деятели культуры и науки. Фѐдор Алексеевич Семѐнов - астроном. Василий Васильевич Алѐхин - геоботаник. Анатолий Георгиевич Уфимцев авиаконструктор.
Практическая работа. Сообщения детей о биографических сведениях одного из известных деятелей культуры, науки.
Темы: Великая Отечественная война. Оккупация края.
Первые партизанские отряды. Юные герои – антифашисты.
Действия партизанских отрядов. Фашистский режим на временно захваченных территориях Михайловского района.
Курская битва. Герои Курской битвы.
Практическая работа. Сбор материала о юных героях - антифашистах (фото, биография. стихи и др.)
Экскурсии - 2
Однодневный поход - 1
Темы: Подведение итогов похода и экскурсии.
Практическая часть. Описание маршрута похода.
Оформление альбома о Вате Дикановой.
Раздел 3
География края (90 часов)
Темы: Границы Железногорского района на карте Курской области. Географическое положение района. Протяжность границ. Географическая карта. Рельеф местности. Равнины, холмы, овраги.
Горизонт. Определение сторон горизонта по солнцу и компасу.
Ориентирование по солнцу, компасу и местным признакам.
Практическая работа. Работа с картой. Определение на географической карте рельефа местности Железногорского района. Работа с компасом. Ориентирование на местности. Зарисовки местности в тетрадях: овраг, холм, равнина.
Темы: План местности. Понятие плана. Чтение плана. Карта. Виды карт. Определение на карте сторон горизонта. Отличие плана от карты. Практическая работа. Рассмотреть план и карту. Найти масштаб. Найти линии на карте, по которым надо ориентироваться.
Темы: Вода в природе. Круговорот воды в природе. Родники. Реки и озѐра нашего района. Малые реки города Железногорска. Правила поведения на водоѐмах.
Практическая работа. Опыты с водой. Определение четырѐх состояний воды.
Темы: Жители реки и водоѐма. Использование воды человеком. Загрязнение рек и водоѐмов. Охрана водных богатств.
Практическая работа. Описание реки: название и происхождение, куда впадает, какие имеет притоки, каков характер берегов, как используется человеком. Сфотографировать интересные участки реки.
Темы: Почвы. Виды почв. Черноземье. Плодородие - основное свойство почвы. Эрозия почвы. Укрепление и охрана почв.
Практическая работа. Зарисовка обнажение почвы у оврага.
Темы: Лес. Лесные сообщества. Дубовые леса. Берѐзовые леса. Осиновые леса. Сосновые леса. Хвойные леса. Многоярусность леса: деревья, кустарники, травы, лишайники, грибы.
Охрана лесов.
Практическая работа. Зарисовка ярусов леса.
Темы: Животные леса. Звери, насекомые леса, птицы. Их расселение по «этажам» леса. Повадки зверей. Игра «Эти забавные животные». Жизнь в лесу по временам года. Подготовка зверей к зиме.
Птицы леса. Перелѐтные и зимующие птицы наших лесов.
Помощь человека жителям леса в зимнее время.
Изменение растительного покрова леса по сезонам. Весна в лесу. Весеннее половодье.
Практическая работа. Составление списка охраняемых животных и птиц нашего района.
Экскурсии - 2
Практическая работа. Сбор лекарственных трав. Составление гербария. Описание растений Красной книги.
Тема: Краеведческий слѐт. Подготовка команды.
Практическая работа. Проверка знаний, умений и навыков у воспитанников 1-го года обучения. Выставка гербариев, альбомов и т. др.
Тема: Подведение итогов работы за год. Сообщения детей о работе своего объединения, о вкладе каждого в копилку «Помоги природе».
Планы работы наследующий год.
Раздел 4
Проверка полученных знаний (10 часов)
Календарно-тематическое планирование (1 год обучения)
Дата | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
С Е Н Т Я Б Р Ь | ||||
04.09 | Что изучает краеведение? | 2 | 2 | |
07.09 | Источники краеведческих знаний. Возможности своего края. | 2 | 2 | |
09.09 | Экскурсионные маршруты. Правила поведения на экскурсиях и в походах. | 2 | 1 | 1 |
11.09 | Беседа по технике безопасности. | 2 | 1 | 1 |
14.09 | Подготовка к экскурсиям и походам: знакомство с рельефом местности. | 2 | 2 | |
16.09 | Подготовка снаряжения, правила поведения в городе, в лесу. | 2 | 2 | |
18.09 | Распределения обязанностей в походе | 2 | 1 | 1 |
21.09 | Экскурсия | 4 | 2 | 2 |
23.09 | Знакомство с источниками | 2 | 2 | |
25.09 | Оформление итогов похода и экскурсии | 2 | 2 | |
28.09 | Составление рассказов описание маршрута | 2 | 2 | |
30.09 | Умение разжечь костѐр, уложить рюкзак. | 2 | 2 | |
О К Т Я Б Р Ь | ||||
02.10 | Оформление итогов похода | 2 | 1 | 1 |
05.10 | Город, в котором я живу. | 2 | 2 | |
07.10 | Город, в котором я живу. | 2 | 2 | |
09.10 | Страницы истории города Железногорска. | 2 | 1 | 1 |
12.10 | Первые дома и улицы. | 2 | 1 | 1 |
14.10 | Переулки | 2 | 1 | 1 |
16.10 | Экскурсия по улице Ленина - главной улице города. | 4 | 2 | 2 |
19.10 | Административные здания на этой улице. | 2 | 1 | 1 |
21.10 | Общественные здания на этой улице. | 2 | 2 | |
23.10 | Улица, на которой расположена школа | 2 | 1 | 1 |
26.10 | Транспорт города | 2 | 1 | 1 |
28.10 | Правила поведения на улице, правила дорожного движения. | 2 | 2 | |
30.10 | Определение на карте города улиц и переулков. | 2 | 2 | |
Н О Я Б Р Ь | ||||
02.11 | Памятные места и памятники в нашем городе. | 2 | 1 | 1 |
06.11 | История возникновения памятников города | 2 | 1 | 1 |
09.11 | Места отдыха жителей города. | 2 | 1 | 1 |
11.11 | Известные люди нашего города-это строители, горняки. люди культуры, искусства, спорта, образования и медицины. Их биографии. | 2 | 2 | |
13.11 | Известные люди нашего города- люди культуры, искусства. | 2 | 2 | |
16.11 | Известные люди нашего города- люди спорта, образования и медицины. Их биографии. | 2 | 2 | |
18.11 | Экскурсия в городской краеведческий музей. | 4 | 4 | |
20.11 | Моя родословная. | 2 | 1 | 1 |
23.11 | Первостроители и первопроходцы. Мои земляки. | 2 | 1 | 1 |
25.11 | Михайловское месторождение. История открытия КМА. | 2 | 2 | |
27.11 | Михайловский железорудный комбинат. | 2 | 2 | |
30.11 | Начало строительства города | 2 | 2 | |
Д Е К А Б Р Ь | ||||
01.12 | МГОК - сегодня. Развитие промышленности. | 2 | 2 | |
02.12 | Природные богатства Железногорского района. | 2 | 2 | |
04.12 | Экскурсия в народный музей MГОКа | 4 | 4 | |
07.12 | Краткие сведения о древнейшем периоде истории нашего края. | 2 | 1 | 1 |
09.12 | Стоянки древних людей, их занятия, жилища, быт. | 2 | 2 | |
11.12 | Древние города: Курск, Рыльск. Гербы. История их возникновения. | 2 | 1 | 1 |
14.12 | Родоначальники духовенства на Руси. Феодосии Печѐрский. Серафим Саровский. | 2 | 1 | 1 |
16.12 | Культурная жизнь края. Книгопечатание, 1-я типография (1792 г), 1-я газета (1838 г). | 2 | 2 | |
18.12 | Деятели культуры и науки. | 2 | 1 | 1 |
21.12 | Фѐдор Алексеевич Семѐнов - астроном. Василий Васильевич Алѐхин - геоботаник. Анатолий Георгиевич Уфимцев авиаконструктор. | 2 | 2 | |
23.12 | Великая Отечественная война. Оккупация края. | 2 | 2 | |
25.12 | Первые партизанские отряды. | 2 | 1 | 1 |
28.12 | Юные герои – антифашисты. | 2 | 2 | |
30.12 | Действия партизанских отрядов. | 2 | 2 | |
Я Н В А Р Ь | ||||
11.01 | Фашистский режим на временно захваченных территориях Михайловского района. | 2 | 1 | 1 |
13.01 | Курская битва. | 2 | 1 | 1 |
15.01 | Герои Курской битвы. | 2 | 2 | |
18.01 | Границы Железногорского района на карте Курской области. | 2 | 2 | |
20.01 | Географическое положение района | 2 | 2 | |
22.01 | Протяжность границ. Географическая карта. | 2 | 1 | 1 |
25.01 | Рельеф местности. Равнины, холмы, овраги. | 2 | 1 | 1 |
27.01 | Горизонт. Определение сторон горизонта по солнцу и компасу. | 2 | 1 | 1 |
29.01 | Ориентирование по солнцу, компасу и местным признакам. | 2 | 2 | 1 |
Ф Е В Р А Л Ь | ||||
01.02 | План местности. Понятие плана. | 2 | 1 | 1 |
03.02 | Чтение плана. Отличие плана от карты. | 2 | 1 | 1 |
05.02 | Определение на карте сторон горизонта. | 2 | 1 | 1 |
08.02 | Карта. Виды карт. | 2 | 1 | 1 |
10.02 | Вода в природе. | 2 | 2 | |
12.02 | Круговорот воды в природе. Родники. Реки и озѐра нашего района. | 2 | 2 | |
15.02 | Экскурсия Железногорское водохранилище | 4 | 4 | |
17.02 | Малые реки города Железногорска. | 2 | 2 | |
19.02 | Правила поведения на водоѐмах. | 2 | 2 | |
22.02 | Жители реки и водоѐма. | 2 | 1 | 1 |
26.02 | Использование воды человеком. | 2 | 2 | |
29.02 | Загрязнение рек и водоѐмов. Охрана водных богатств. | 2 | 1 | 1 |
М А Р Т | ||||
02.03 | Почвы. Виды почв. Черноземье. | 2 | 1 | 1 |
04.03 | Плодородие - основное свойство почвы. | 2 | 1 | 1 |
11.03 | Эрозия почвы. Укрепление и охрана почв. | 2 | 2 | |
14.03 | Лес. Лесные сообщества. | 2 | 1 | 1 |
16.03 | Дубовые леса. Берѐзовые леса. Осиновые леса. Сосновые леса. Хвойные леса. | 2 | 1 | 1 |
18.03 | Поход в лес | 2 | 2 | |
21.03 | Многоярусность леса. | 2 | 2 | |
23.03 | Деревья, кустарники, травы, лишайники, грибы. | 2 | 1 | 1 |
25.03 | Охрана лесов. | 2 | 1 | 1 |
28.03 | Экскурсия в музей природы СЮН. | 4 | 4 | |
А П Р Е Л Ь | ||||
01.04 | Животные леса. | 2 | 1 | 1 |
04.04 | Звери, насекомые леса, птицы. | 2 | 1 | 1 |
06.04 | Их расселение по «этажам» леса. | 2 | 1 | 1 |
08.04 | Повадки зверей. | 2 | 1 | 1 |
11.04 | Жизнь в лесу по временам года. | 2 | 1 | 1 |
13.04 | Подготовка зверей к зиме. | 2 | 2 | |
15.04 | Птицы леса. | 2 | 1 | 1 |
18.04 | Перелѐтные и зимующие птицы наших лесов. | 2 | 1 | 1 |
20.04 | Помощь человека жителям леса в зимнее время. | 2 | 2 | |
22.04 | Изменение растительного покрова леса по сезонам. | 2 | 1 | 1 |
25.04 | Весна в лесу. | 2 | 1 | 1 |
27.04 | Весеннее половодье. | 2 | 1 | 1 |
29.04 | Экскурсия в весенний лес | 4 | 2 | 2 |
М А Й | ||||
06.05 | Подготовка команды к краеведческой викторине | 2 | 2 | |
13.05 | Краеведческая викторина | 2 | 2 | |
16.05 | Проверка знаний, умений и навыков у обучающихся 1-го года обучения. | 2 | 1 | 1 |
18.05 | Отчёт по краеведческому заданию | 2 | 2 | |
20.05 | Проверка полученных знаний | 2 | 1 | 1 |
25.05 | Подведение итогов работы за год. | 2 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Краевед"
Программа разработана на основе типовой программы "Юные туристы-краеведы", рекомендованной Министерством образования РФ для системы дополнительного образования....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Музейное дело"
Программа "Музейное дело" для 2-5 классов, срок реализации 1 год....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Музей нефти...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Основы исторической реконструкции»
Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по истории в школе. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышления, ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческого направления «ИСТОКИ»
Программа туристско-краеведческого кружка «Истоки» разработана для занятий с обучающимися 8-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО, Концепцией духовно-нравстве...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи» рассчитана на 3 года обучения и адресована обуч...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Край мой Алексеевский"
Программа туристско-краеведческой направленности «Край мой Алексеевский» направлена на развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка через изучение истории ...