Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мой край"
рабочая программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мой край" имеет туристско-краеведческую направленность, предназначена для учащихся 6-18 лет, срок реализации 2 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_kray_2016.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества «Исток»

Утверждаю: _____________________

И.о. директора МБУ ДО ЦДТ "Исток"

Н.А. Макарова

«__»__________ 2016 г.                                                                

   

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа

«Мой край»

Направленность: туристско-краеведческая

Возраст учащихся: 6-18 лет

Срок реализации: 2 года

                                                             Автор программы:                                                                                               педагог дополнительного образования Кандрушина Татьяна Юрьевна

с. Сноведь

г. Выкса

Нижегородская область

2016 г.

Пояснительная записка

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, прошлого и настоящего своей малой родины  для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо стремиться узнавать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Знания учащихся – важная составляющая исторического образования.

Невозможно воспитать достойного человека без памяти о своих предках. Память - это прочный фундамент, защита и поддержка человека в его жизни. Актуальность изучения истории семьи, своей родословной возрастает, так как в современных условиях идёт историческое отмирание семьи. Всё чаще звучит тревога в СМИ, научной литературе по поводу снижения рождаемости в России. Профессор А.И. Антонов анализирует: «Только семья спасёт Россию от вымирания, мы разорвали связь поколений. Наступил перерыв в преемственности, в исторической памяти. Мы создали поколение людей, которые не помнят, не знают своего прошлого». Наши дети должны хотеть узнавать историю своей семьи, своей улицы, своего села. Изучать свою семью, свой род, своих предков - значит выполнять огромную нравственно-этическую функцию. Семья - самая сплочённая ячейка общества. Именно семья, дом и дети составляют основу развития человеческой личности.

Данная модифицированная образовательная программа направлена на формирование у детей основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе,  патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Краеведческий принцип дает возможность строить обучение согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь краеведение – доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий краеведческого объединения многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

Одно из важнейших положений – интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, развитию умения находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.

        

Цель: приобретение учащимися основ краеведческих знаний и культуры.  

        

Задачи программы: 

- Включать учащихся в познавательную деятельность по изучению истории, культуры, природы родного края, а также истории своей семьи; отразить своеобразие местной истории на фоне отечественной.

- Воспитывать любовь к малой родине, уважительное отношение к традициям, бережное отношение к природе, способствовать воспитанию чувства гордости за дела и подвиги своих земляков.

- Развивать исследовательские навыки, самостоятельность, умение анализировать и систематизировать информацию, определять общее  и особенное в историческом процессе.

Направленность программы – туристско-краеведческая.

В объединении могут заниматься дети с 6 до 18 лет, как мальчики, так и девочки. Количественный состав группы 10-15 человек. Это позволяет уделить внимание каждому ребенку и дать ему полный объем знаний и умений, предусмотренных программой.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Режим работы: 4 часа в неделю, 144 часа в год.

         Методы и приемы: 

  • диалоги, элементы дискуссий, беседы;
  • игры-практикумы;
  • проблемные ситуации;
  • конкурсы, викторины;
  • исследовательская работа;
  • работа в музеях, библиотеках;
  • экскурсии;
  • коллективно-творческие дела.

Формы учебной деятельности: парная, групповая, коллективная, индивидуально-обособленная.

         Ожидаемые результаты реализации программы:

Выпускник объединения должен знать культуру, историю, природу родного края, свою родословную; владеть навыками самостоятельного труда и обладать нравственными качествами: любовь к малой родине, патриотизм, бережное отношение к природе.

        Программа и тематическое планирование курса дают возможность педагогу осуществлять системный контроль за усвоением учащимися знаний и умений в форме контрольных заданий, творческих работ, эссе, докладов, презентаций и других видов текущего и итогового контроля.

Учебно-тематический план

Первый год обучения: 4 часа в неделю, 144 часа в год

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

 Формы проведения

1

Вводное занятие

2

Теоретическое  занятие

2

Моя малая родина

50

Теоретические и практические занятия

3

Топонимика края

26

Теоретические и практические занятия

4

Мой дом. Моя родословная

40

Теоретические и практические занятия

5

Родная школа. Её история

24

Теоретические и практические занятия

6

Заключительное занятие

2

Практическое занятие

Итого:

144

Содержание программы

        Вводное занятие (2 часа)

        Инструктаж по правилам поведения и ТБ. Диагностика краеведческих знаний. Источники изучения края: вещественные (археологические), письменные, фольклорные (устные).

        Моя малая родина (50 часов)

        Зарождение села. Географическое положение и административная принадлежность. Природа родного края: климатические условия, животный мир (птицы, рыбы, звери), растения, состав почвы.  Внешний облик села: планировка и архитектурная структура. Исторические и географические достопримечательности. История создания Сноведской плотины и пруда. История железоделательных заводов. Первый Сноведской завод. Второй Сноведской завод. Изделия наших заводов, их местонахождение и применение. Зарождение и развитие экономики села. Традиционные отрасли земледелия, скотоводство, традиционные крестьянские промыслы. Кустарная промышленность и ремёсла. Местная торговля. Состав и характеристика населения. Первые фамилии села, родословные потомственных крестьян.  Массовые миграции в селе (дореволюционное и советское время). Легенды нашей земли. История создания церкви в селе. Как разрушалась церковь.         

        Топонимика края (26 часов)

        Топонимы края. Происхождение названий Выкса, Ока. История названия села Сноведь.  Топонимика речек Сноведь и Железница, речушки Кокша, ручьев, родников. История названия оврагов, болот, перелесков и т. п. Легенды и были о происхождении местных названий.

        Мой дом. Моя родословная (40 часов)

        Генеалогия как наука, изучающая родственные связи. Понятия род, родословная, семья, предки, поколение. Человек и его семья. Деревня, село. Общественный сход. Роль общественного мнения. Уклад семейной жизни. Крестьянская семья. Семьи отцовские, братские. Родственники и свойственники. Семейные традиции, обычаи, обряды, предания. Общинные и семейные праздники, фольклор. Будни и праздники: народные игры, забавы, состязания. Поселения и их типы. Крестьянская усадьба и дом. Быт предков: домашняя утварь, обстановка, одежда, структура питания. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. О чем могут рассказать семейные реликвии. Создание родословной.

        Родная школа. Её история (24 часа)

        История создания школы. В каких зданиях располагалась школа. Как менялась система образования на разных исторических этапах. История строительства современного здания. Кто руководил школой в разное время. Биография педагогов, когда-либо работающих в родной школе.

        

        

        Заключительное занятие (2 часа)

        Подведение итогов. Презентации, выставки. Экскурсии  

Учебно-тематический план

Второй год обучения: 4 часа в неделю, 144 часа в год

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

 Формы проведения

1

Вводное занятие

2

Теоретическое  занятие

2

Моя малая родина

50

Теоретические и практические занятия

3

Топонимика края

28

Теоретические и практические занятия

4

Мой дом. Моя родословная

40

Теоретические и практические занятия

5

Родная школа. Её история

20

Теоретические и практические занятия

6

Заключительное занятие

4

Практическое занятие

Итого:

144

Содержание программы

        Вводное занятие (2 часа)

        Инструктаж по правилам поведения и ТБ. Источники изучения края: вещественные (археологические), письменные, фольклорные (устные). Особенности края: природно-климатические, этнокультурные.

        Моя малая родина (50 часов)

        Традиции, быт и культура села. История церкви: Престольный праздник,  период восстановления церкви. Численность населения в разные исторические периоды. Какие события влияли на изменение численности населения в селе. Знаменитые люди, оказавшие влияние на судьбу села, области, страны. Наши земляки – участники Великой Отечественной войны. Ветераны труда нашего села. Социально-политические преобразования и главные исторические события в судьбе села. Село на современном этапе. Перспективы развития. История возникновения деревни Норковки.
        История исчезнувших деревень. Общие данные о селе или посёлке: название, время и причины образования,  место бывшего расположения.  Природа: климатические условия, животный мир (птицы, рыбы, звери), растения, состав почвы.  Время и причины исчезновения села. Время основного потока миграции населения (выезда крестьян из села). Причины, вызвавшие поток миграции. Когда и кто последним покинул село.  Что осталось на месте села.

        Топонимика края (28 часов)

        История названий улиц в Сноведи. Топонимика деревни. История возникновения названий деревень и посёлков: Норковка, Круглово, Гуд, Указки, Дедово, Каменный Шолох, Внутренний. Происхождение названия колхоза «8-е Марта». Происхождение названия колхоза «Красная Норковка».

        Мой дом. Моя родословная (40 часов)        

        Развитие сельского хозяйства и кустарного производства. Охота, рыболовство, пчеловодство. Ткачество, огородничество. Духовная культура предков. Вероисповедание. Народный календарь. Народные приметы (весна, осень, зима, лето). Лунный календарь. Истории предков и их занятия. Изменение этнического состава в семье. Взаимодействие культур. Просвещение. Основные профессии в семье. Интересные люди (трудовой и военный героизм родственников). Преемственность поколений. Жизненный цикл семьи. Портрет моей семьи. Итоговое занятие. Составление «Древа жизни своей семьи».

        Родная школа. Её история (20 часов)

        Социокультурное значение школы в селе. Наши школьные традиции. Ветераны педагогического труда. Достижения наших выпускников. Школа, в которой я учился.  Школа будущего.

        

         

        Заключительное занятие (4 часа)

        Подведение итогов. Презентации, выставки. Экскурсии  

Методическое обеспечение

  • Памятка по технике безопасности
  • Подборка материалов по всем темам
  • Выставочные стенды
  • Методическая литература
  • Фотоальбомы. Книги
  • Аудиоаппаратура
  • Мультимедийная система
  • Компьютер с выходом в Интернет

Список литературы

1 . Книга памяти нижегородцев, павших в Великой Отечественной войне. Том 5-Н.Н., 1994 г.

2.  Книга памяти. Участники ВОВ - жители г. Выксы и района. – г. Выкса, 2003 г.

3.  Книга памяти работников образования Нижегородской области. - Н.Н., 1995 г.

4. Летопись трудовой и боевой славы выксунцев. -  г. Выкса, 2000 г.

5. Москальчук А. Д.  Выксунские зарницы. - г. Выкса, 2011 г.

6. Князева Н.А. Прогулки по городу с бабушкой «N». - г. Выкса, 2002 г.

7. Арсентьев Н.М., Дубодел А.М. Во славу России. – Саранск, 2002 г.

8. Арсентьев Н.М. и др. Выксунский край: история и современность . – Саранск, 2007 г.

9. Куприянова Н.И. Записки краеведов.-  Г., 1983 г.

10. Филатов Н.Ф., Нижегородский край: Факты, события, люди.- Н.Н., 1994 г.

11. Приокская  глубинка. Краеведческий альманах, 2007, 2008, 2009, 2010 гг.

 

 

 

 

Тематическое планирование  -  1 год обучения

№ заня-

тия

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие. Инструктаж по правилам поведения и ТБ

2

Моя малая родина

50

2

Зарождение села

2

3

Географическое положение и административная принадлежность

2

4-5

Природа родного края: климат и животный мир, растения и состав почвы

4

6

Внешний облик села. Планировка и архитектура

2

7

Экскурсия по селу «Внешний облик села»

2

8

Исторические достопримечательности

2

9

Географические достопримечательности

2

10-11

История создания Сноведской плотины и пруда. Экскурсия по плотине

4

12

История железоделательных заводов. Первый Сноведской завод

2

13

Второй Сноведской завод

2

14-15

Изделия  Сноведских заводов, их местонахождение и применение

4

16

Зарождение и развитие экономики села

2

17

Традиционные отрасли земледелия, скотоводства, крестьянские промыслы

2

18-19

Кустарная промышленность и ремесла

4

20

Местная торговля

2

21

Состав и характеристика населения

2

22

Первые фамилии села, родословные

2

23

Массовые миграции в дореволюционное и советское время

2

24-25

История создания церкви в селе. Экскурсия

4

26

Создание альбома о церкви

2

Топонимика края

26

27

Топонимы края

2

28

Происхождение названий Выкса, Ока, Сноведь

2

29

История происхождения названия села

2

30

Топонимика улиц села

2

31

Топонимика речки Сноведи и её притоков

2

32

История названий оврагов, болот и т.д

2

33

Топонимика близлежащих сел и деревень

2

34

Легенды и были о происхождении местных названий

2

35-36

Оформление альбома и стенда по топонимике

4

37

Экскурсия по окраинам села

2

38-39

История создания обелиска павшим в В.О.В. и оформление альбома

4

Мой дом. Моя родословная

40

40

Генеалогия как наука

2

41

Понятия род, родословная, семья, предки, поколение

2

42

Человек и его семья

2

43-44

Создание родословной

4

45

Деревня. Село

2

46

Общественный сход. Роль общественного мнения

2

47

Уклад семейной жизни. Крестьянская семья

2

48

Семьи отцовские, братские. Родственники и свойственники

2

49

Семейные традиции, обычаи, обряды, предания

2

50

Общественные и семейные праздники. Фольклор

2

51

Будни и праздники: народные игры, забавы, состязания

2

52

Поселения и их типы. Крестьянская усадьба и дом

2

53-54

Быт предков: домашняя утварь, обстановка, одежда, питание

4

55-56

События прошлого в истории моей семьи

4

57-58

Семейные реликвии

4

59

Составление родословной

2

Родная школа. Её история

24

60-61

История создания школы села Сноведи

4

62

Школьные здания в разные годы

2

63

История системы образования

2

64

История строительства современного здания школы

2

65-66

Биографии  руководителей школы

4

67-68

Биографии учителей

4

69

Составление альбома по истории школы

2

70-71

Создание альбома о педагогических работниках

4

72

Подведение итогов. Презентации материалов 

2

                                                                      Итого: 144 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Природа Смоленского края»

Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания.Воспитание экологической культуры - отве...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Мой край»

Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении формируются все...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Край мой Алексеевский"

Программа туристско-краеведческой направленности «Край мой Алексеевский» направлена на развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка через изучение  истории ...

Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ  «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Мой край родной»

      Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  объединения «Мой край родной»  (далее – образовательная  программа) относится...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Я ЗНАЮ СВОЙ КРАЙ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я ЗНАЮ СВОЙ КРАЙ»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПОГРАММА «РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ»

Направленность: ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ Уровень: БАЗОВЫЙ Возраст обучающихся: 6 класс Срок реализации: 1 год В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культур...