ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПОГРАММА «РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ»
рабочая программа (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_svoy_kray_lyubi_i_znay.docx | 46.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 г. Михайловска»
ПРИНЯТО Педагогическим советом МАОУ СШ №1 г. Михайловска (Протокол от 31.08.2023г №1) | УТВЕРЖДЕНО: Директор МАОУ СШ №1 г. Михайловска __________ С.В. Щипанов от 01.09.2023г. № 54-од. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПОГРАММА
«РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ»
(сетевое взаимодействие)
Направленность: ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ
Уровень: БАЗОВЫЙ
Возраст обучающихся: 6 класс
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Матвеева М.П.
г. Михайловск
2023 год
Пояснительная записка
Статус рабочей программы
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Программа «Родной свой край люби и знай» имеет туристско-краеведческую направленность.
Обоснование выбора программы
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.
Краеведение – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств. Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. Только зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России.
Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к нему всем сердцем и душой.
Общая характеристика учебного предмета
Воспитательный компонент ФГОС ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Для успешности общекультурного, личностного и познавательного, нравственного, патриотического, духовного развития личности, формируется мир чувств, эмоций, воображения, мировосприятие ребёнка. Важно, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой родины и Отечества. На современном этапе в России значительно активизировались ментальные процессы. Объектом пристального внимания, изучения и исследования являются уникальность, своеобразие, самобытность каждого региона.
Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории администрации и, конечно, это люди - гордость и слава родного села.
Социальная значимость и новизна.
Для того чтобы привлечь детей к туристско-краеведческой деятельности, необходимо постоянное разнообразие форм ее проведения. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра, викторина, наблюдение, экскурсия и так далее. Дети не только получают теоретические знания от педагогов, но и самостоятельно занимаются поиском информации. Программа включает в себя и создание проектов, в которых используются знания и умения, полученные при изучении программы. Воспитанники учатся проводить исследования, работать вместе с взрослыми, совершать маленькие открытия и делиться своими знаниями с окружающими.
Цели и задачи курса внеурочной деятельности
Целью курса является формирование целостного представления о родном городе и о его людях, содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Основные задачи курса:
- восприятие истории края как части истории России;
- формирование у школьников основной школы когнитивных, гражданских и интеллектуальных компетенций;
- способствовать формированию чувства гордости и уважения к истории и современности родного края и родного города, к его людям;
- направленность на решение задач социальной адаптации.
Программа курса «Родной свой край люби и знай» рассчитана на детей 11-12 лет. Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать. Поэтому занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка.
Данная программа может быть использована для обучения детей с ОВЗ. Эта категория детей нуждается в активной адаптации в современном мире. Прививая интерес к изучению родного края, мы тем самым помогаем детям осознавать сопричастность к тому месту, где они живут, испытывать чувство гордости за труд и подвиги предшествующих поколений, уважать традиции, бережно относиться к природе и культуре родного края. При работе с детьми с ОВЗ применяется дифференцированный подход к обучению, больше времени отводится на повторение пройденного материала. В работе с этими категориями детей используются методы: наглядные, вербальные и смешанные, а также щадящий режим занятий, который предусматривает дополнительные физкультурные паузы, чаепития, игры, зрительная гимнастика в связи с быстрой утомляемостью детей данных групп.
В учебном плане образовательной организации на этапе основного общего образования из часов внеурочной деятельности выделено в 6 классе на изучение курса «Родной свой край люби и знай» 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Для представления результатов достижений используются такие формы, как выставка достижений обучающихся, самооценка, оценка проекта, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др.
Планируемые результаты освоения программы курса «Родной свой край люби и знай»
Личностные
- осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;
- осознавать себя гражданином России;
- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
- искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
- уважать иное мнение.
Метапредметные
Регулятивные:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- применять способы решения проблем творческого и поискового характера;
- уметь понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Познавательные:
- использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- владеть навыками смыслового чтения научных текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- выстраивать логическую цепь рассуждений;
- представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Коммуникативные:
- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий. Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях необходимо создать «атмосферу» свободного обмена мнениями и активной дискуссии.
Содержание программы курса «Родной свой край люби и знай»
6 класс
Тема 1: Страницы истории Михайловского завода
Занятие проходит в экспозиции «Михайловский завод ХIХ – начало ХХ вв.», учащиеся узнают об основателе нашего города – М. П. Губине, о строительстве плотины и завода, первом выпуске продукции. Знакомятся с тем, как выплавляли железную руду, с сортами железа, выпускаемыми заводом. Узнают о времени управления заводом «Товарищества Сергинского-Уфалейских горных заводов». Знакомятся с условиями работы на заводе и условиями жизни Михайловцев того времени.
Знакомятся с историей возникновения Михайловской писчебумажной фабрики и ее продукцией.
Тема 2: С царем, Отечеством и Верой я шел Отчизну защищать
Мероприятие познакомит учащихся с историей Первой Мировой войны, жителями Михайловска, участвовавшими в ней. Участники погрузятся в атмосферу периода Первой Мировой войны, выполняя различные задания.
Тема 3: Михайловск в 1920-1960-е годы
Данное мероприятие знакомит учащихся с тяжелым продовольственным положением завода в 1921году и остановкой его работы. Узнают о восстановительном периоде на заводе и его пуске, о восстановление работы Бумажной фабрики и стахановцах первой пятилетки. Узнают о периоде «второго рождения» города и завода, времени, когда директором завода был Иван Иванович Додонов.
Тема 4: Художники сюжета, мысли, слова
Данное мероприятие знакомит учащихся с биографией и творчеством нашего земляка, писателя, журналиста, краеведа – Певцова Алексея Васильевича.
Тема 5: Рождество, рождество к нам пришло, к нам пришло
Знакомство с традициями празднования Рождества и святок жителями Михайловска, попробуют принять участие в старинных гаданиях.
Тема 6: Война. Блокада. Ленинград
Данное мероприятие посвящено одному из трагических эпизодов истории Велико Отечественной войны – блокаде Ленинграда. Учащиеся узнают о тяжелой жизни в осажденном городе, подвергшемся многочисленными артиллерийскими обстрелами, о постоянном сокращении норм выдачи хлеба, о героизме людей, которые, несмотря на голод и лишения, продолжали жить и верить в будущее. Знакомятся с нашей землячкой - Фокиной-Смоленковой Анной Александровной – шофёром, краснофлотецем-матросом, участницей «Дороги жизни», зачитывают ее воспоминания. Так же зачитываются воспоминания Дедова Николая Федоровича, нашего земляка, солдата Ленинградского фронта. В завершении мероприятия просматривают документальный видеофильм «Блокада Ленинграда».
Тема 7: Остановись, прекрасное мгновенье
На данном мероприятии учащиеся знакомятся с творчеством местных художников:
1) Народным художником РСФСР - Курдовым Валентином Ивановичем;
2) Бараковских Борисом Ивановичем;
3) Заслуженным художником Удмуртии – Пузаковым Владимиром Валентиновичем;
4) Глазуновым Валерием Аркадьевичем;
5) Останиным Александром Алексеевичем
Тема 8: Ратное дело
Мероприятие знакомит учащихся с историей военного дела со времен Древней Руси до сегодняшнего времени, учащиеся узнают о своих земляках-героях, прославивших себя в боях за Родину во многих исторических событиях и военных сражениях. Участвуют в викторине, проверяя свои знания об армии и войсках различных эпох, выполняют практические задания. В завершении занятия смотрят небольшой документальный видеофильм о современном оснащении армии.
Тема 9: Михайловские металлурги
Данное мероприятие знакомит учащихся с историей завода и города в 1970-1980-х годах. Узнают о реконструкции Бумажной фабрики и выпуске пергамента и фибры, об установке уникального оборудования, единственного в Советском Союзе. Знакомятся с процессом строительства крупнейшего в СССР фольгопрокатного комплекса и деятельностью директора завода – С. М. Якимова.
Тема 10: Михайловцы на фронте и в тылу
Мероприятие знакомит учащихся с нашими земляками, прославившими себя на полях сражений Великой Отечественной войны и о тяготах, лишениях и непосильном подвиге тружеников тыла. Учащиеся знакомятся с такими земляками как: Коровин Кесарь Михайлович-летчик подполковник, герой Советского Союза, Ефремов Андрей Андреевич – командир авиаэскадрильи истребителей. Слушают рассказ о жизни в тылу, режиму работы завода и его перестройке на выпуск продукции военного назначения - биметалла и термобиметалла. Зачитываются воспоминания передовиков производства того времени. В завершении занятия учащиеся просматривают документальный видеофильм «Нападение» - о нападении фашистской Германии
Тема 11: Взвейтесь кострами синие ночи!
Дети познакомятся с историей возникновения пионерской организации, затем участники перенесутся на палубу корабля с Алыми парусами, на котором отправятся в удивительное путешествие по островам. На каждом острове их ждут увлекательные конкурсы, развлечения, соревнования, в которые любили играть пионеры разных лет.
Тема 12: Я в этом городе живу, я этот город знаю
Заключительное обобщающее занятие, проходит в виде викторины
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов | |
1 | Страницы истории Михайловского завода | 6 | |
2 | С царем, Отечеством и Верой я шел Отчизну защищать | 2 | |
3 | Михайловск в 1920-1960-е годы | 3 | |
4 | Художники сюжета, мысли, слова | 2 | |
5 | Рождество, рождество к нам пришло, к нам пришло | 2 | |
6 | Война. Блокада. Ленинград | 2 | |
7 | Остановись, прекрасное мгновенье | 3 | |
8 | Ратное дело | 2 | |
9 | Михайловские металлурги | 5 | |
10 | Михайловцы на фронте и в тылу | 3 | |
11 | Взвейтесь кострами синие ночи! | 3 | |
12 | Я в этом городе живу, я этот город знаю | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Дата | Примечание |
Страницы истории Михайловского завода- 6 ч. | |||
1 | Михайловский завод ХIХ – начало ХХ вв.. М. П. Губин - основатель нашего города | 08.09 | |
2 | Время управления заводом «Товарищества Сергинского-Уфалейских горных заводов» | 15.09 | |
3 | Продукция завода того времени | 22.09 | |
4 | Знакомятся с условиями работы на заводе и условиями жизни Михайловцев того времени. | 29.09 | |
5 | Знакомятся с историей возникновения Михайловской писчебумажной фабрики и ее продукцией. | 06.10 | |
6 | Экскурсия в музей. Знакомство с экспозицией | 13.10 | |
С царем, Отечеством и Верой я шел Отчизну защищать – 2 ч. | |||
7 | История Первой Мировой войны, жители Михайловска, участвовавшими в ней | 20.10 | |
8 | Викторина периода Первой Мировой войны, различные задания | 27.10 | |
Михайловск в 1920-1960-е годы – 3 ч. | |||
9 | Тяжелое положение завода в 1921 г | 10.11 | |
10 | Восстановление работы Бумажной фабрики, стахановцы первой пятилетки | 17.11 | |
11 | «Второе рождение» города и завода. Время, когда директором завода был Иван Иванович Додонов | 24.11 | |
Художники сюжета, мысли, слова – 2 ч. | |||
12-13 | Певцов Алексей Васильевич – писатель, журналист, краевед. Биография и творчество нашего земляка. Экскурсия в музей | 01.12 08.12 | |
Рождество, рождество к нам пришло, к нам пришло – 2 ч. | |||
14 | Традиции празднования Рождества и святок жителями Михайловска | 15.12 | |
15 | Старинные гадания. Экскурсия в музей | 22.12 | |
Война. Блокада. Ленинград – 2 ч. | |||
16 | Война. Ленинград. Наши земляки на Ленинградском фронте | 29.12 | |
17 | Жизнь в осажденном городе Ленинграде. Знакомство с нашей землячкой - Фокиной-Смоленковой Анной Александровной. Просмотр фильма «Блокада Ленинграда» | 12.01 | |
Остановись, прекрасное мгновенье – 3 ч. | |||
18 | Знакомство с творчеством местных художников: Народным художником РСФСР - Курдовым Валентином Ивановичем; Бараковских Борисом Ивановичем | 19.01 | |
19 | Знакомство с творчеством местных художников: Глазуновым Валерием Аркадьевичем; Останиным Александром Алексеевичем | 26.01 | |
20 | Практическая работа: «Михайловск в наших рисунках». Конкурс рисунков | 02.02 | |
Ратное дело – 2 ч. | |||
21 | Историей военного дела со времен Древней Руси до сегодняшнего времени. Земляки-герои, прославившие себя в боях за Родину во многих исторических событиях и военных сражениях | 09.02 | |
22 | Викторина об армии и войсках различных эпох. Экскурсия в музей | 16.02 | |
Михайловские металлурги – 5 ч. | |||
23 | История завода и города в 1970-1980-х годах | 01.03 | |
24 | История Бумажной фабрики, ее реконструкция | 15.03 | |
25 | Процесс строительства крупнейшего в СССР фольгопрокатного комплекса. Деятельностью директора завода – С. М. Якимова | 22.03 | |
26 | Завод в наши дни | 05.04 | |
27 | Экскурсия на завод | 12.04 | |
Михайловцы на фронте и в тылу – 3 ч. | |||
28 | Наши земляками, прославившие себя на полях сражений Великой Отечественной войны | 19.04 | |
29 | Режим работы завода и его перестройка на выпуск продукции военного назначения | 26.04 | |
30 | Жизнь в тылу. Непосильный подвиг тружеников тыла, их тяготы и лишения | 03.05 | |
Взвейтесь кострами синие ночи! - 3 ч. | |||
31 | История возникновения пионерской организации. Первые пионеры нашего города | 10.05 | |
32 | Удивительное путешествие по островам на палубе корабля с Алыми парусами. Увлекательные конкурсы и развлечения, в которые любили играть пионеры разных лет | 17.05 | |
33 | Увлекательные соревнования, в которые любили играть пионеры разных лет. Экскурсия в музей | 24.05 | |
Я в этом городе живу, я этот город знаю – 1 ч. | |||
34 | Заключительное обобщающее занятие, проходит в виде викторины |
Материально-техническая база
Занятия проводятся на базе МАОУ СШ № 1 г. Михайловска, как в стационарных помещениях школы, так и вне стен заведения (прогулки; экскурсии; посещение музея, объектов исторического наследия и т.д.).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации программы необходимо
- Компьютеры
- Проектор
- Экран
- Карты географические, исторические.
Список литературы
Для учителя:
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010 г.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010 г.
3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др.) - М.: Просвещение, 2010 г.
Для учащихся:
- Ресурсы сети интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Люби и знай родной свой край
Игра-путешествие по родному краю. Материал по патриотическому воспитанию для следопытов...
Внеклассное мероприятие "Люби и знай родной свой край!"в форме игры "Умники и умницы"
Актуализация биологических и экологических знаний на основе национально-регионального компонента; развитие интереса к предмету; расширение кругозора; любовь к родной стороне и бережное отношение...
Проект "Люби и знай родной свой край"
Проект- знакомство с культурой родного края - Республики Марий Эл...
Проект «Родной свой край люби и знай»
Родина. Отечество...В корнях этих слов близкие каждому образы: мать, отец, родители......
Поле чудес "Родной свой край люби и знай"
углубление знаний о природе нашего края. Воспитание бережного отношения к природе, привитие любознательности....
Родной свой край люби и знай
Викторина к 65-летию Липецкой области...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Родной свой край люби и знай».
Направление воспитательной работы: гражданско-патриотическое.Актуальность: огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины. Обучающихся 5-6 классов и...