Целевая воспитательная программа
методическая разработка (5 класс)
Аннотация. Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» предназначена для учащихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) 5-7 классов и имеет целью:
-внедрения инновационных технологий в образовательно-коррекционно-развивающий процесс специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения;
Направленность программы: коррекционно-развивающая, деятельностная, практическая.
При разработке и составлении Программы были проанализированы и обобщены требования ряда действующих государственных стандартов, область распространения и сфера действия которых установлены для текстовых документов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhuravleva_tselevaya_programma_peredelka_2_3.doc | 496 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА№8 г. ЛАБИНСКА
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
(5-7 классы)
Разработчик программы:
Журавлева Анастасия Анатольевна,
воспитатель
Программа разработана в соответствии и на основе ФГОС О у/о, составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов; на основе педагогического наблюдения и изучения детей с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями), опыта проведения с ними коррекционно-развивающей работы в условиях специальной (коррекционной) школы
г. Лабинск, 2022
Аннотация
Место разработки и реализации Программы: государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 8 г. Лабинска
Название: адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по внеурочной деятельности «Азбука здоровья»
Сроки реализации Программы: 3 года.
Год разработки :2022
Количество страниц:43
Аннотация. Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» предназначена для учащихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) 5-7 классов и имеет целью:
-внедрения инновационных технологий в образовательно-коррекционно-развивающий процесс специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения;
Направленность программы: коррекционно-развивающая, деятельностная, практическая.
При разработке и составлении Программы были проанализированы и обобщены требования ряда действующих государственных стандартов, область распространения и сфера действия которых установлены для текстовых документов.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» разработана с целью формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
-когнитивного, эмоционального и нравственного развития детей с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями;
-воспитания и привития привычки здорового образа жизни;
-достижения планируемых результатов освоения основного общего образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;
-оказания помощи педагогическим работникам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений и общеобразовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику при разработке и составлении адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, их оформлении в соответствии с действующими стандартами.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» разработана в соответствии с ФГОС О у/о и составлена на основе:
-изучения и анализа научно- методической литературы, современных образовательных технологий, передового педагогического опыта;
-программно-методических материалов;
-педагогического наблюдения и изучения детей с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями).
Ключевые слова: адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, умственная отсталость (интеллектуальные нарушения), ФГОС О у/о, коррекционно-развивающая работа, современные образовательные технологии, специальные методы и приемы, диагностика, дифференциация, структура дефекта, уровень овладения программным материалом, педагогические технологии, средства обучения.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» для обучающихся 5-7 классов с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) рассмотрена на методическом объединении воспитателей ГКОУ школы№8 г. Лабинска: протокол МО №1 от 29 августа 2022 года, утверждена педагогическим советом протокол №1от 31 августа 2022 года и рекомендована для внедрения в образовательно-коррекционно-развивающий процесс государственных бюджетных (казенных) общеобразовательных учреждений и общеобразовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику.
Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………….6
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности……………….21
3.Место курса внеурочной деятельности в учебном плане……………….24
4. Планируемые личностные и предметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности...............................................................................24
5.Оценочные материалы ……………………………………………………25
6.Условия реализации программы………………………………………….30
7.Средства реализации программы…………………………………………31
8. Учебный план курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья»…..32
9.Календарно-тематическое планирование курса внеурочной
деятельности «Азбука здоровья»5-7 классы……………………………….34
10.Содержание программы………………………………………………….36
11.Методическое обеспечение программы………………………………...37
12.Формы и методы реализации программы……………………………....38
13.Список используемой литературы литературы………………………..39
15.Лист корректировки……………………………………………………...42
16.Лист согласования………………………………………………………..43
1.Пояснительная записка
«Прекрасное в человеке немыслимо без представления о гармоничном развитии организма и здоровье человека». Н.Г. Чернышевский |
Здоровьесберегающие технологии в школьной психологии, направленные на решение приоритетной задачи современного школьного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей.
Цель здоровьесберегающих технологий в школьном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику школы как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей школьнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Здоровье - комплексный индикатор образовательного пространства, отражает все связи ребёнка: биологические, материальные, духовные, культурные творческие. В свою очередь здоровье расценивается как позитивное состояние культуры, образования, качества жизни, благополучия и благосостояния живущих и будущих поколений.
Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и применению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с школьниками даст положительные результаты:
• снижение уровня заболеваемости;
• повышение работоспособности, выносливости;
• развитие психических процессов;
• улучшение зрения;
• формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
• развитие общей и мелкой моторики;
• повышение речевой активности;
• увеличение уровня социальной адаптации.
Применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.
Самое ценное, что есть у человека, это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое необходимо бороться всеми силами с самого раннего возраста, с рождения. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. По данным проведенных исследований, предпосылки поведения, связанного с риском для здоровья, закладываются в возрасте до 18 лет.
Здоровье - комплексный индикатор образовательного пространства, отражает все связи ребёнка: биологические, материальные, духовные, культурные творческие. В свою очередь здоровье расценивается как позитивное состояние культуры, образования, качества жизни, благополучия и благосостояния живущих и будущих поколений.
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью с
(интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.
В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени умственной отсталости: легкая (IQ — 69-50) , умеренная (IQ — 5035), тяжелая (IQ — 34-20), глубокая (IQ<20).
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вместе с тем, Российская дефектология (как правопреемница советской) руководствуется теоретическим постулатом Л. С. Выготского о том, что своевременная педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде. Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация учебной и внеурочной работы, основанной на использовании практической деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т. д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала. Вместе с тем, следует иметь в виду, что специфика мнемической деятельности во многом определяется структурой дефекта каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разных клинических групп (по классификации М. С. Певзнер) позволяет более успешно использовать потенциал развития их мнемической деятельности.
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.
Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. При этом специфическими особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности, вербальной или физической агрессии и т.п. Практика обучения таких детей показывает, что под воздействием коррекционно-воспитательной работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.
Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л. С. Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а также решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные стороны психики учащегося с умственной отсталостью, учитывающее зону ближайшего развития. Таким образом, педагогические условия, созданные в образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью, должны решать как задачи:
- коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе,
-так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям обучающегося,
-особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется:
- замедленно,
-атипично,
- а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические[1].
К общим потребностям относятся:
-время начала образования,
- содержание образования,
-разработка и использование специальных методов и средств обучения,
-особая организация обучения,
-расширение границ образовательного пространства,
- продолжительность образования и
- определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:
- раннее получение специальной помощи средствами образования;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего
процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
- научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
- доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
- систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
- обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
- специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;
- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы.
Этим и обусловена актуальность выбора направления дополнительного образования детей с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями). Предлагаемая Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни разработана с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят
к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему
году обучения;
- активно рекламируемые и культивируемые к употреблению по телевизору, сети Интернет продукты, приводящие к вреду здоровья;
- набирающее популярность в молодежной среде применение Вейпов (электронных сигарет);
- особенности отношения обучающихся к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью;
-занятость родителей (законных представителей) работой, личной жизнью, часто приводящей к снижению внимания к здоровью своих детей; асоциальное поведение родителей; употребление табако- и алкоголесодержащей продукции при детях.
Помимо основного диагноза и структуры дефекта у детей описываемой группы присутствуют нарушения:
-фонетико-фонематические нарушения,
- нарушения зрительно-пространственной ориентировки,
-двигательные нарушения,
-нарушения работоспособности.
Главная задача специальной (коррекционной) школы -подготовить выпускника к самостоятельной жизни в обществе и вооружить знаниями, умениями навыками, позволившими ему быть не только успешно социализированным, но и здоровым. Этим и обусловена актуальность выбора направления адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука здоровья» для детей с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями).
Нормативно-правовой и документальной основой адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ст. 79 Организация получения образования обучающимися с ОВЗ.
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности»,
- Концепция развития дополнительного образования детей Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729- р.,
-ФЗ РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26);
-Письмо МОН и МП Краснодарского края от 28.04.2016г. №47-7098/16-11 «О направлении методических рекомендаций по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов»;
-Письмо Министерства образования и науки Краснодарского края от 30.09.2015 года № 47-15091/15-14 «Об организации внеурочной деятельности в образовательных организациях Краснодарского края»;
-Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (вариант 1), одобренная решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15).
-Устав школы.
Предлагаемая программа, реализуется за пределами основных общеобразовательных программ и направлена на:
- решение задач формирования общей культуры личности;
-создание базовых основ образованности и воспитанности;
-расширение знаний обучающихся о мире и о себе;
-оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки индивидуальности учащегося в условиях специально организованной внеурочной деятельности;
-накопление учащимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы;
-создание условий для усвоения и принятия обучающимися базовых общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации;
-адаптации личности к жизни в обществе.
Цель: обеспечить высокий уровень реального здоровья воспитаннику школы как совокупности:
- осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,
-знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его,
-валеологической компетентности, позволяющей школьнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения,
-задач, связанных с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Задачи:
-формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих: сохранение и укрепление физического и психического здоровья; когнитивного, эмоционального и нравственного развития детей с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями;
-воспитания и привития привычки здорового образа жизни;
-достижения планируемых результатов освоения основного общего образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;
-оказания помощи педагогическим работникам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений и общеобразовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику при разработке и составлении адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, их оформлении в соответствии с действующими стандартами.
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» предназначена для учащихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) 5-7 классов состоит из следующих структурных элементов:
-пояснительная записка,
-общая характеристика курса внеурочной деятельности,
-место курса внеурочной деятельности в учебном плане,
-планируемые личностные и предметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности,
-оценочные материалы,
-условия реализации программы,
-средства реализации программы,
-учебный план,
-содержание программы,
-календарно-тематическое планирование курса внеурочной
деятельности «Азбука здоровья»,
-методическое обеспечение программы,
-формы и методы реализации программы,
-материально-техническое обеспечение программы,
-список используемой литературы литературы,
-лист корректировки,
-лист согласования.
Курс внеурочной деятельности определен коррекционно – педагогическими принципами:
- принцип системно - деятельностной организации воспитания;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода;
- принцип целенаправленности педагогического процесса;
- принцип целостности и системности педагогического процесса;
- принцип гуманистической направленности педагогического процесса;
-принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;
-принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;
- принцип сознательности и активности личности;
- принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
- принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения;
- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- принцип доступности (в соответствие с психолого-педагогическими способностями);
- принцип преемственности и связи поколений, сохранение и развитие лучших традиций духовно- нравственного воспитания;
- принцип приоритета активных методов обучения.
Стимулировать процесс развития личности, формирования, укрепления здоровья, накопления адаптационных ресурсов организма на таком уровне напряжения сил и возможностей, при котором проявление заботы о перспективах развития и жизнедеятельности организма не вступает в противоречие с заботой об актуальном состоянии и здоровье человека;
- принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье;
- принцип отсроченного результата.
Личностные изменения, определяющие систему отношений и рисунок поведения человека, формируются длительно и доступно.
Исходя из опыта работы в специальной (коррекционной) школе, можно констатировать следующее: востребованность разработки данной программы состоит в том, что ее реализация будет осуществляться в классах, где обучаются дети с диагнозами разного генеза(легкой и умеренной УО, синдромом Дауна, дети с РАС), которые в зависимости от структуры дефекта, диагноза обучаются по разным программам (I вариант, II вариант, 8.3, 8.4). В связи с этим возникает проблема поиска эффективных технологий, методов, приёмов и способов организации коррекционно-развивающей и коррекционно-воспитательной работы с учащимися. Методически грамотное проектирование, планирование и реализация адаптированной общеобразовательной дополнительной программы «Азбука здоровья» будет способствовать не только формированию ЗУН в области здоровьесбережения, но и динамике в личностном развитии:
-умению анализировать свое физическое состояние,
- в случае ухудшения здоровья знать куда обращаться, к каким специалистам,
-умению предпринимать профилактические действия до обращения к врачу,
-формированию привычки ведения здорового образа жизни.
-более прочному усвоению программного материала по таким предметам, как «ОСЖ», «ОБЖ», «Природоведение», «Физическая культура»;
- созданию атмосферы доверия, поддержки и взаимопонимания между детьми, родителями и педагогами.
Практическая значимость программы заключается в содержании практической части программы, которая методически ориентирована на переход от технологий педагогической коррекции утраченного здоровья к технологиям сбережения, создания и сотворения собственными усилиями, переход от пассивной позиции в отношении своего здоровья к активной позиции здоровье сбережения. Каждый ученик не просто будет созерцателем, а, наоборот, активным участником конкретного мероприятия с последующим анализом этого мероприятия, своего поведения. Реализация программы будет способствовать формированию привычки здорового образа жизни, укреплению физического здоровья детей и его профилактики.
3.Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
В соответствии с учебным планом ГКОУ школы №8 г. Лабинска программа реализуется в 5-7 классах, 1 час в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа в год.
Внеурочная деятельность осуществляется в соответствии с планом мероприятий внеурочной деятельности в ходе организации и проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования, праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др.
4.Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Планируемые результаты Программы:
-снижение уровня заболеваемости;
-повышение работоспособности, выносливости;
-развитие психических процессов;
-улучшение зрения;
-формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
-развитие общей и мелкой моторики;
-повышение речевой активности;
-увеличение уровня социальной адаптации.
В ходе реализации Программы учащиеся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями будут знать:
-знание режима;
-осознание значения режима;
-выполнение режима;
-соблюдение норм личной гигиены;
-осознание значения физической культуры;
-прилежание на уроках физической культуры;
-активность в участии спортивного часа, подвижных игр, соревнований;
-знание правил безопасного поведения;
-выполнение правил безопасного поведения;
-знание правил оказания первой помощи;
-умение оказывать первую помощь себе;
-умение оказывать первую помощь другому человеку;
-знание состояния своего здоровья, умение следить за своим здоровьем;
-различение хороших и плохих привычек;
-наличие вредных привычек.
Критерии оценки:
0 баллов- не знает, не применяет
1 балл знает, но не применяет,
2балла знает, но применяет с помощью взрослого,
3 балла знает и применяет на практике самостоятельно
5.Оценочные материалы:
Форма подведения итогов:
Диагностика сформированности здоровьясберегающего воспитания учащихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) – на начало и конец учебного года.
Таблица 1. Мониторинг уровня сформированности здорового образа жизни
№п/п | Имя уч-ся | Сроки мониторинга | Критерии оценивания уровня сформированности здорового образа жизни | ||||||||||||||
на начало года | Знание режима | Осознание значения режима | Выполнение режима | Соблюдение норм личной гигиены | Осознание значения физической культуры | Прилежание на уроках физической культуры | Активность в участии спортивного часа, подвижных игр,, соревнований | Знание правил безопасного поведения | Выполнение правил безопасного поведения | Знание правил оказания первой помощи | Умение оказывать первую помощь себе | Умение оказывать первую помощь другому человеку | Знание состояния своего здоровья, умение следить за своим здоровьем | Различение хороших и плохих привычек | Наличие вредных привычек | ||
11 | С | на начало года | |||||||||||||||
на конец года | |||||||||||||||||
22 | М | на начало года | |||||||||||||||
на конец года | |||||||||||||||||
33 | Н | на начало года | |||||||||||||||
на конец года | |||||||||||||||||
4 | А | на начало года | |||||||||||||||
на конец года | |||||||||||||||||
55 | В | на начало года | |||||||||||||||
на конец года | |||||||||||||||||
66 | Р | на начало года | |||||||||||||||
на конец года | |||||||||||||||||
77 | Н | на начало года | |||||||||||||||
на конец года | |||||||||||||||||
88 | В | на начало года | |||||||||||||||
на конец года | |||||||||||||||||
99 | Б | на начало года | |||||||||||||||
на конец года | |||||||||||||||||
110 | В | на начало года | |||||||||||||||
на конец года | |||||||||||||||||
111 | М | ||||||||||||||||
Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление:
-динамики сезонных заболеваний;
-динамики школьного травматизма;
-число случаев болезни на 1 ученика : в месяц, в четверть, в год;
-число дней, пропущенных по болезни на 1 ученика: в месяц, в четверть, в год;
-проявление хронических заболеваний (чаще, реже);
-утомляемость учащихся;
-работоспособность;
-эмоциональный настрой;
-отношение к учебе;
-желание учиться.
Критерии оценки:
Н-низкий уровень,
С –средний уровень,
В-высокий уровень.
Таблица 2. Оценочный мониторинг результативности реализации Программы «Азбука здоровья»
№п/п | Имя | Сроки | Сравнительный анализ результатов здоровьесбережения на начало и конец года | |||||||||||
Динамики сезонных заболеваний | Динамики школьного травматизма | Число случаев болезни на 1 ученика : в месяц, в четверть, в год | Число дней, пропущенных по болезни на 1 ученика: в месяц, в четверть, в год | Проявление хронических заболеваний (чаще, реже) | Проявление хронических заболеваний (чаще, реже) | Утомляемость учащихся | Работоспособность | Эмоциональный настрой | Отношение к учебе | Желание учиться | Динамика в % | |||
11 | С | на начало года | ||||||||||||
на конец года | ||||||||||||||
22 | М | на начало года | ||||||||||||
на конец года | ||||||||||||||
33 | Н | на начало года | ||||||||||||
на конец года | ||||||||||||||
4 | А | на начало года | ||||||||||||
на конец года | ||||||||||||||
55 | В | на начало года | ||||||||||||
на конец года | ||||||||||||||
66 | Р | на начало года | ||||||||||||
на конец года | ||||||||||||||
77 | Н | на начало года | ||||||||||||
на конец года | ||||||||||||||
88 | В | на начало года | ||||||||||||
на конец года | ||||||||||||||
99 | Б | на начало года | ||||||||||||
на конец года | ||||||||||||||
99 | Б | на начало года | ||||||||||||
на конец года | ||||||||||||||
110 | В | на начало года | ||||||||||||
на конец года | ||||||||||||||
111 | М | на начало года | ||||||||||||
на конец года |
Таблица 3. Критерии эффективности здоровьесберегающей деятельности в ГКОУ
№п/п | Критерий | Показатели | Методика определения |
1 | Медицинский | 1.Число случаев болезни на 1 ученика : в месяц, в четверть, в год 1.Число дней, пропущенных по болезни на 1 ученика: в месяц, в четверть, в год 3.Индекс здоровья 4. Распространенность хронических заболеваний 5. Физиометрические показатели: пульс, АД 6. Утомляемость 7. Физическое развитие | Анализ справок Анализ профилактических осмотров по приказу 186/272 от 1992 г. Оценка степени напряженности функционирования сердечно-сосудистой и центральной нервной систем Данные профилактических осмотров |
2 | Дидактический | 1.Возможности к овладению программным материалом (по В.В.Воронковой) 2.Уровень интеллектуального развития (динамика) 3. Внимание 4. Работоспособность 5.Эмоциональный настрой 6. Отношение к учебе 7. Желание учиться 8. Уровень осведомленности о здоровье, о факторах, влияющих на здоровье | Анализ уровня усвоения программного материала (динамика) в соответствии с возможностями к усвоению программным материалом Тестирование Методика цветописи (Лутошкин) Наблюдение, анкетирование |
3 | Воспитательный | 1.Реализация жизнедеятельности принципов ЗОЖ 2. Осуществление педагогами деятельности по сохранению и укреплению здоровья 3.Ценностное отношение к здоровью, культура здоровья | Наблюдение, опрос Владение здоровьесберегающими технологиями, методика анализа урока с точки зрения его влияния на здоровье, методика экспертизы учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов |
6.Условия реализации программы
С 2017 г. в школе работает программа «Здоровый ребенок» по аппаратно - программному комплексу Valeometer. Целью данной программы является создание здоровьесберегающей среды в ОУ, направленной на формирование и укрепление культуры здоровья школьников, на повышение качества образования; на основании сопоставления имеющихся функциональных резервов и условий существования организма, выбрать наиболее целесообразные способы повышения функциональных резервов или уменьшения негативных воздействий на организм.
Для реализации данной цели в школе задействованы все специалисты: администрация школы, медицинский работник, психолог, логопед, дефектолог, классные руководители, воспитатели. Создана рабочая группа, ответственная за программу, члены которой проводят диагностику учащихся два раза в год.
Согласно данным обследования учащихся, выявляются физические и функциональные нарушения. У учащихся наблюдаются основные нарушения: опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, нарушения зрения, заболевания органов дыхания. У школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Или наоборот избыточная масса тела.
Вышеизложенное позволяет констатировать наличие всех условий для реализации предлагаемой программы:
-материально-техническое обеспечение,
-кадровое,
-учебно-методическое,
- организационно-педагогические,
-оптимальное сотрудничество с родителями.
7. Средства реализации программы
Организационно-педагогические условия реализации программы
Методические: при реализации Программы используются эффективные методы взаимодействия педагога и учащихся:
-репродуктивный (воспроизводящий);
-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
-проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
-частично - поисковый (проблема формулируется детьми при помощи педагога и предлагаются способы её решения).
Дидактическое оснащение программы:
1. Памятки по ЗОЖ.
2.Дидактическое пособие «Пословицы и поговорки».
3.Дидактическа игра «Телефон».
4. Дидактические материалы: карточки-задания (по темам занятия).
5. Кроссворды.
6.Памятки по ЗОЖ, правам ребенка.
7.Кроссворды.
Информационное оснащение программы
1.Плакаты.
2.Папка с собранными материалами.
Материально-техническое обеспечение:
1.Компьютерная техника.
2.Видео - и аудио-материалы по темам.
3. Подборка видеороликов.
4. Спортинвентарь.
8 Учебный план курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья»
Направления формирования культуры здорового и безопасного образа жизни | Ценностные | Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. | Здоровье физическое, | У учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; |
Создание здоровье сберегающей инфраструктуры образовательного учреждения | Ценность здоровья и здорового образа | Соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся |
Рациональная организация учебно-воспитательного процесса. | Отношение к здоровью детей как главной ценности. Ценность рациональной | Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения. |
Организация | Положительное | Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на ГПД, в секциях); |
Реализация дополнительных образовательных программ | Ценность здоровья и здорового образа | Эффективное внедрение в систему работы |
Просветительская работа с родителями (законными представителями) | Отношение к | Эффективная совместная работа с родителями (законными представителями) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике |
Блоки:
1)«Здоровье человека».
2) «Личная гигиена».
3) « Режим дня».
4) «Питание и здоровье».
5) «Одежда и здоровье».
6) «Профилактика заболеваний» .
7) «Экология и здоровье».
8) «Вредные привычки».
9) «Безопасность и здоровье».
9.Календарно-тематическое планирование :5-7 классы
Календарно-тематическое планирование :5 класс
№п/п | Направления | Тема | Дата |
1-4 | Здоровье человека | Беседа «Я выбираю здоровье». Конкурс рисунков «Я за здоровый образ жизни!». Экскурсия в городской парк. Посещение уличных тренажеров для людей с ОВЗ. Участие в городской программе «Комфортная среда». Беседа - обсуждения «Я за ЗОЖ». День здоровья « Быть здоровым – это стильно» с выездом на природу совместно с родителями. | Сентябрь |
5-8 | Личная гигиена | Беседа «Гигиена полости рта». Практическое занятие «Чисти правильно зубы». Ролевая игра «Чищу зубы дважды в день, чтобы исчезла грязь и тень!». Беседа- обсуждение «Кариес: береги здоровье смолоду». | Октябрь |
9-12 | Режим дня | Беседа «Что такое режим дня?». Игра «Отдых и труд вместе идут». Беседа – обсуждение «Для чего необходимо соблюдать режим дня». Практическое занятие по составлению режима дня. | Ноябрь |
13-16 | Питание и здоровье | Беседа «О вкусной и здоровой пище». Презентация «Правильное питание – залог здоровья». Конкурс рисунков «Правильно питайся – здоровья набирайся!». Беседа « Здоровое питание – здоровый организм!». | Декабрь |
17-20 | Одежда и здоровье | Беседа «Как одеваться весной и осенью». Беседа «Как одеваться летом и зимой». Беседа- обсуждение « Как содержать в чистоте свое тело». Практическое занятие «Уход за одеждой». | Январь |
21--24 | Профилактика заболеваний | Беседы «Что такое ОРВИ и как оставаться здоровым в сезон простуд?». Беседа –обсуждение «О профилактике ОРВИ». Просмотр видеороликов « Твое здоровье в твоих руках!» | Февраль |
25--28 | Экология и здоровье | Беседа «Что такое лекарственные растения?». Беседа – обсуждение «Для чего нам нужны лекарственные растения». Просмотр видеоролика «Лекарственные растения в Краснодарском крае». Экскурсия в природу и практическое занятие «Сбор и сушка лекарственных растений». | Март |
29-33 | Вредные привычки | Беседа – обсуждение «Вредные привычки и здоровье». Конкурс рисунков «Я умею говорить «Нет!» Беседа «Курение и здоровье». Викторина « Мы без вредных привычек». | Апрель |
34 | Безопасность и здоровье | Ролевая игра «Дорога безопасностей». Беседа «Безопасность нашей жизни». Мастер - класс «Изготовления светофора из бумаги». День здоровья « Мама, папа, я- спортивная семья». | Май |
Календарно-тематическое планирование :6 класс
№п/п | Направления | Тема | Дата |
1-4 | Здоровье человека | Беседа «Здоровье – бесценное богатство». Просмотр и обсуждения фильма «Если хочешь быть здоровым». Анкетирование «Здоровым быть модно». Просмотр презентации «Здоровый позвоночник». День здоровья «Движение-это здоровье». | Сентябрь |
5-8 | Личная гигиена | Беседа «О привычках полезных и вредных». Диалог «Уход за волосами». Беседа- обсуждение «Уход за руками и ногами». Ролевая игра « Уход за телом». | Октябрь |
9-12 | Режим дня | Беседа «Режим дня – основа жизни человека». Просмотр и обсуждение фильма фильма «Движения это жизнь». Практическое задание «Твой режим дня в 6 классе». Викторина « Режим –это важная часть здоровья». | Ноябрь |
13-16 | Питание и здоровье | Ролевая игра «Что такое витамины ?». Беседа обсуждения «Витамины группы А и В – наши лучшие друзья». Просмотр фильма «Витамины и мы». Беседа-обсуждение « Витамина группы Д,С,Е,К». | Декабрь |
17-20 | Одежда и здоровье | Беседа «Влияние современной моды на здоровье». Просмотр фильма «Гигиена одежды и обуви». Практическое задание «Как правильно ухаживать за одеждой и обувью». | Январь |
21--24 | Профилактика заболеваний | Беседа «Что такое кариес?». Ролевая игра «Мы против кариеса». Викторина «Быть здоровым – это здорово». Просмотр фильма « о правилах ухода за зубами». | Февраль |
25--27 | Экология и здоровье | Диалог - «Экология и здоровье». Экскурсия «Сезонные изменение и как их принимает человек». Конкурс рисунков « Природа – источник здоровья». | Март |
28-32 | Вредные привычки | Беседа «Никотин и мы - кто сильнее?». Беседа – обсуждения «Последствия после курения». Просмотр фильма «Наркотики это – ЗЛО». Конкурс рисунков « Мы против курения». | Апрель |
33-34 | Безопасность и здоровье | Беседа «Что такое пожар?». Беседа – обсуждения «Первые действия при пожаре». Конкурс рисунков «Детям спички не игрушка». Экскурсия в пожарную часть. День здоровья «Мама, папа, я - спортивная семья ». | Май |
Календарно-тематическое планирование :7 класс
№п/п | Направления | Тема | Дата |
1-4 | Здоровье человека | Конкурс рисунков «В здоровом теле здоровый дух». Беседа «Посеешь привычку-пожнешь характер». Викторина «Формула здоровья». День здоровья «Мы за ЗОЖ». | Сентябрь |
5-8 | Личная гигиена | Беседа- обсуждение «Гигиена тела». Просмотр фильма - «Нижнее белье. Уход за бельем». Диалог «Как сохранить улыбку». | Октябрь |
9-12 | Режим дня | Беседа «Режим дня в каникулы». Ролевая игра «Приготовления ко сну». Конкурс рисунков «Ночь пришла». | Ноябрь |
13-16 | Питание и здоровье | Беседа – обсуждение «Правильное питание». Просмотр презентации «Правила приема пищи». Викторина « Мой организм – мое богатство». | Декабрь |
17-20 | Одежда и здоровье | Беседа «Как одеваться в межсезонье». Диалог «Как одеваться: стильно, модно, удобно». Викторина «Знатоки здорового образа жизни». | Январь |
21--24 | Профилактика заболеваний | Беседа - «Правильная осанка». Просмотр видеоролика - «Как уберечься от ОРЗ». Ролевая игра «Доктор помогите». | Февраль |
25--27 | Экология и здоровье | Просмотр фильма «Жизнь под угрозой». Виртуальная экскурсия - «Путешествие по тропе здоровья». Конкурс рисунков «Скажи мусору НЕТ». | Март |
28-32 | Вредные привычки | Беседа - «Не сломай судьбу свою». Викторина «Сотвори сам себя». Конкурс плакатов: «Скажем наркотику - нет!». | Апрель |
33-34 | Безопасность и здоровье | Беседа «Предупреждение травматизма при спортивных занятиях». Просмотр фильма «Контакты с незнакомыми людьми на улице». Экскурсия «Путешествие по улице: правила для пешеходов». День здоровья «Мама, папа, я –спортивная семья». | Май |
10.Содержание программы
Целевая воспитательная программа дополнительного образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников «Азбука здоровья» для 5-7 классов рассчитана на 3 года и предназначена для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Важной отличительной особенностью программы являются условия ее реализации – вторая половина дня (группа продленного дня). Учащиеся находятся в школе с 8.30 до 17.00. Непрерывная внеурочная деятельность после уроков позволит комплексно и всецело проводить запланированные мероприятия, как теоретической, так и практической направленности. Их содержание предоставляет возможность обсуждать с детьми проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом, осознанием ценности здорового образа жизни, понимания вреда алкоголя, табака и наркотиков, повышения осведомлённости в разных областях физической культуры, развития навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности; развитие чувства со страдания и сопереживания ближнему; формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению; ознакомление с этическими нормами.
Реализуется и составлена программа с учетом возможностей учащихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями), уровня их знаний и умений и состоит из 9 блоков. Материал распределен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Темы из 9 блоков распределены на весь учебный год.
11.Методическое обеспечение программы:
-Нормативно правовые документы в области внеурочной деятельности государственных казенных (бюджетных) специальных (коррекционных) школ;
-«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26);
-Письмо МОН и МП Краснодарского края от 28.04.2016г. №47-7098/16-11 «О направлении методических рекомендаций по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов»;
-Письмо Министерства образования и науки Краснодарского края от 30.09.2015 года № 47-15091/15-14 «Об организации внеурочной деятельности в образовательных организациях Краснодарского края»;
-Устав школы, локальные акты;
-АООП ГКОУ специальной (коррекционной) школы №8 г. Лабинска
- Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» для учащихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) 5-7 классов;
-передовой опыт педагогических коллективов РФ.
12. Формы и методы реализации программы
Формы работы:
-беседа;
- беседа-обсуждение;
-диалог;
-моделирование ситуаций,
- просмотр видеороликов и презентаций;
- практические занятия;
- ролевая игра;
- конкурс рисунков;
- анкетирование;
-спортивные соревнования;
- виртуальная экскурсия;
-экскурсия в природу;
- викторина;
- эстафеты;
- мастер класс.
Ежедневно:
-утренняя гимнастика.
-прогулки, экскурсии на свежем воздухе,
-спортивный час.
4) Проведение физминуток на внеклассных мероприятиях.
5)Проведение минуток безопасности.
2 раза в год:
«День здоровья».
Методы:
- Словесные: беседа, рассказ, объяснение
- Наглядные: Наблюдение, демонстрация, экскурсия
- Практические: упражнения
13.Список используемой литературы
1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья №2. 2000.
2.Антропова М.В., Кузнецова Л.М. Развитие ребенка и его здоровье. - М.: Вентана-Граф, 2013.
3.Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. - М.: Вентана-Граф, 2003.
4.Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.: Т.Ц. Сфера, 2005
5.Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. – М.: МГПИ, 2008.
6.Брехман И.И. Валеология – Наука о здоровье. – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 2000.
7.Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология. - 2004.
8.Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе.2005.
9.Елизарова С. В. Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного средства речевого развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016.
10.Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский. – М. 2009.
11.Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М. : ТЦ Сфера, 2005 г.
12.Кудинова М. А. здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. – ж. Логопед, №2, 2010г.
13.Львова И.М. Физкультминутки. Начальная школа, 2005.
14.Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008.
15.Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе// «Начальная школа»,2005.
16.Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009 .
17.Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет.- Волгоград: Учитель,2008.
18.Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
19.Соловьева, Н.И. Концепция здоровье сберегающей технологии в образовании и основы организационно-методические подходы ее реализации. /Н.И. Соловьева// ЭКО.-2004.
20.Шапцева Н.Н. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост.. – Волгоград: Учитель, 2009.
Лист корректировки
№ п/п | Корректировка | Примечание | |
в теме | в кол-ве часов | ||
СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания Зам.директора по ВР
методического объединения ГБОУ №8 г. Лабинска
воспитателей от «___» _______2022г.
ГБОУ №8 г.Лабинска ___________....__________
от «___» _______2022г. № ... Подпись зам.директора Расшифровка подписи
_____________ _____________
Подпись руководителя МО Ф,И.О.
[1] Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина «Ребенок с особыми образовательными потребностями» http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostjami.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целевая воспитательная программа «Если не мы, то кто же?»
Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения. Современное об...
Целевая воспитательная программа «Общежитие – наш дом»
Воспитательная работа должна представлять собой единый процесс взаимодействия и сотрудничества педагогов и студентов, совместной творческой деятельности по выработке умений принимать решения, решать с...
Целевая воспитательная программа "За здоровый образ жизни"
Разработали:Копейкина И.И., Ященко А.Б....
Целевая воспитательная программа по социальной адаптации выпускников ГКОУ "Каргапольская школа-интернат" для учащихся 8-9 классов "В поисках своего призвания" на 2015- 2016уч.г.,2016- 2017 уч.г.
Проблемы социальной адаптации и трудоустройство выпускников коррекционной школы VIII вида свидельствует о том, что многие учащиеся не достаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаютс...
Целевая воспитательная программа, направленная деятельности с родительской и социальной общественностью
Сроки и этапы реализации программы 2012-2017 гг....
ЦЕЛЕВАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРАВОПОРЯДОК»
Цель программы: создание условий для воспитания сознательной дисциплины, целенаправленного улучшения личности самого себя...
Целевая воспитательная программа «Общежитие – наш дом!»
Цель программы: создание условий для успешной адаптации и гармонического развития личности обучающихся, проживающих в общежитии. Необходимость разработки программы воспитательной работы в общежит...