Целевая воспитательная программа «Если не мы, то кто же?»
рабочая программа (5 класс) по теме

Кит Ольга Борисовна

Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения. Современное общество заинтересованно в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед школой стоит задача подготовить выпускника умеющего:

o самостоятельно приобретать знания, уметь применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;

o  уметь критически мыслить;

o  в ситуациях нравственного выбора не забывать о совести;

o  быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;

o  уметь работать в коллективе.

Понимание гражданско-патриотического воспитания, на мой взгляд, заключается, в первую очередь, в формировании нравственных качеств, так как патриотизм обретает силу в том обществе, где отношение к его пониманию и восприятию одинаково для всех граждан, независимо от занимаемого ими места, где каждый соотносит свои действия с пользой для общества, осознаёт, что сегодняшние деяния не выльются в бедствие завтра.

Исходя из такого понимания необходимо обращать внимание на воспитание не только патриотизма как политической любви к Отечеству, но и морально-нравственной и физической любви, когда воспитывается любовь к согражданам, желание делать им добро, любовь к родной речи, желание жить и трудиться на родной земле. Всё это присутствует в представленной системе, в формах работы.

Формирование нравственных ценностей, способствующих гражданственности, осуществляется в соответствии с возрастными особенностями и на основе принципа активности самих учащихся.

Активность в данном случае является следствием целенаправленных педагогических воздействий на организации воспитательного пространства. Все формы деятельности, представленные в системе предполагают взаимопонимание и взаимоприятие учителя и ученика, диалогичность общения, рефлексию, повышенную эмоциональность.

Теоретическими основами отбора форм, методов и средств формирования нравственных, гражданских позиций и качеств были выбраны идеи гуманизма, с системой целостности, адекватности форм и методов гражданско-патриотического воспитания его целям и задачам, интеграции воспитательных факторов. Среди вариантов работы, которые способствуют осознанию гражданских патриотических ценностей российского общества были выбраны следующие формы, методы и приёмы: поисково-исследовательская деятельность, игра, метод проектов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tselevaya_programma.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

Целевая воспитательная программа

«Если не мы, то кто же?»

 

             Составитель:  Кит О.Б.,

    классный руководитель

                                      5В класса МОУ СОШ № 2

Лангепас, 2005 г.

Пояснительная записка

Основополагающие идеи программы.

Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения. Современное общество заинтересованно в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед школой стоит задача подготовить выпускника умеющего:

  • самостоятельно приобретать знания, уметь применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;
  •  уметь критически мыслить;
  •  в ситуациях нравственного выбора не забывать о совести;
  •  быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;
  •  уметь работать в коллективе.

Понимание гражданско-патриотического воспитания, на мой взгляд, заключается, в первую очередь, в формировании нравственных качеств, так как патриотизм обретает силу в том обществе, где отношение к его пониманию и восприятию одинаково для всех граждан, независимо от занимаемого ими места, где каждый соотносит свои действия с пользой для общества, осознаёт, что сегодняшние деяния не выльются в бедствие завтра.

Исходя из такого понимания необходимо обращать внимание на воспитание не только патриотизма как политической любви к Отечеству, но и морально-нравственной и физической любви, когда воспитывается любовь к согражданам, желание делать им добро, любовь к родной речи, желание жить и трудиться на родной земле. Всё это присутствует в представленной системе, в формах работы.

Формирование нравственных ценностей, способствующих гражданственности, осуществляется в соответствии с возрастными особенностями и на основе принципа активности самих учащихся.

Активность в данном случае является следствием целенаправленных педагогических воздействий на организации воспитательного пространства. Все формы деятельности, представленные в системе предполагают взаимопонимание и взаимоприятие учителя и ученика, диалогичность общения, рефлексию, повышенную эмоциональность.

Теоретическими основами отбора форм, методов и средств формирования нравственных, гражданских позиций и качеств были выбраны идеи гуманизма, с системой целостности, адекватности форм и методов гражданско-патриотического воспитания его целям и задачам, интеграции воспитательных факторов. Среди вариантов работы, которые способствуют осознанию гражданских патриотических ценностей российского общества были выбраны следующие формы, методы и приёмы: поисково-исследовательская деятельность, игра, метод проектов.

Актуальность

Актуальная для нашей страны проблема   - формирование патриотизма учащихся, воспитание   гражданина  в современных условиях. Актуальность гражданско-патриотического воспитания определяется наиболее острыми проблемами трансформации российского общества, системы и среды воспитания, общественного самосознания и культуры. О кризисном состоянии этой сферы свидетельствуют следующие моменты: падение уровня общественной морали, ослабление единства российского общества, разрушение механизмов его интеграции, разрыв культурной преемственности; утрата объединяющих общество ценностных ориентиров; низкий уровень полноценного включения российской молодежи в социальные отношения, несоответствие социальных ожиданий и возможностей самореализации и самоактуализации молодых людей;  возникновение деструктивной социально-воспитательной среды со сниженным уровнем коллективообразования, негативным восприятием общества и государственных институтов. Патриотизм - явление историческое и можно с уверенностью сказать, что фундаментальные основания для этого понятия существуют в любой стране мира. Более того, как идея - это необходимое условие существования любого государства.

Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении - готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России.

Сегодня задача воспитания должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Формирование нравственных ценностей, способствующих гражданственности, осуществляется в соответствии с возрастными особенностями и на основе принципа активности самих учащихся. Активность в данном случае является следствием целенаправленных педагогических воздействий на организации воспитательного пространства.

Воспитание является наиболее эффективным средством для развития патриотизма и гражданственности. Способствует улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

Принципы гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении.

1. Ориентация на нравственные отношения в коллективе, нравственный принцип воспитания: «улучшить общество, улучшив самих себя». Наиболее полно и последовательно этот принцип выражают ценности  альтруистического отношения к окружающим.

2. Личностная ориентация нравственного воспитания, направленность его на формирование сознательной жизненной позиции воспитуемых. Этот принцип предполагает реализацию потребности в самоуважении через готовность к альтруистическим поступкам.

3. Комплексный подход к нравственному воспитанию, охватывающий последовательно основные моменты как собственно воспитательного процесса, так и процесса самовоспитания личности.

4. Культурно-исторический контекст воспитания, формирующий понимание и знание российских традиций и ценностей, роли России в истории и мире.  Результатом нравственного и культурно-исторического воспитания  должна стать интеграция субъектов и участников воспитательного процесса в коллектив, общность, скрепленные морально-психологическим единством и оказывающие целенаправленное воздействие на окружающую социальную среду.

Широкие возможности для реализации общей стратегии гражданско-патриотического воспитания открывает использование новых информационных технологий (НИТ). Они создают не просто дополнительные средства, но особую воспитательную среду – виртуальное образовательное и воспитательное пространство. Целенаправленная организация этого пространства на основе информационных технологий позволяет быстро и эффективно решать ряд задач воспитательной политики и воспитательной деятельности, которые трудно реализовать в условиях обычной образовательной среды. Так. в частности,  новые информационные технологии позволяют:

 1) усилить системное воздействие, привлекательность и доступность образовательно-воспитательных программ, оперативно вносить изменения в структуру и содержание традиционных программ и методик воспитания;

 2) повысить эффективность воспитательного процесса путем изменений в характере и содержании воспитательной деятельности как самого воспитателя, так и воспитуемого;

 3)  быстро и эффективно решать проблемы информационно-методического обеспечения воспитательного процесса;

4) поднять на более высокий уровень управление воспитательным процессом: его планирование, организацию контроля, модернизацию механизма управления;

5) сблизить психолого-педагогические цели воспитания, установки гражданского самосознания и влияние образовательной (информационно-виртуальной) среды.

 Цель воспитательной программы: формирование гражданско-патриотической культуры — как определённых нравственных правовых, политических знаний, помогающих осознать свои гражданские права и обязанности, а так же определить место и роль в решении задач, стоящих перед обществом.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решение

следующих задач:

  • Создавать условия для воспитания любви и уважение к своему Отечеству, чувства национальной гордости;
  • Приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;
  • Развивать гражданские и патриотические качеств через пропаганду и утверждение здорового образа жизни.

    Участники программы: учащиеся, классный руководитель, родители, педагоги, работающие в классе, школьный фельдшер, инструктор отряда «Спасатель».

Предполагаемый результат реализации программы: 

  • степень готовности к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления;
  •      умение и желанием учащихся сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества;
  • рост общественной активности всех участников образовательного процесса, а именно: учащихся, педагогов, родителей;
  • повышение толерантности участников образовательного процесса;
  • активизация реального самоуправления на всех уровнях;
  • высокий уровень сплоченности детского коллектива;
  • активное участие родителей в делах класса;
  •  повышение уровня правопорядка и безопасности;
  • минимизация негативных проявлений в ученическом коллективе.

Связи, устанавливаемые для реализации программы

Внутренние: учитель физкультуры, школьный фельдшер, социальный педагог, психолог, школьный библиотекарь.

Внешние: Дворовый клуб «Витязь», клуб «Патриот», музей, спортивные секции, ДЮСШ.

Тематика и формы занятий.

     Данная программа реализуется на классных часах в течение учебного года, по концентрической системе, т.е. из года в год можно развивать содержание по одной и той же теме. Программа охватывает период обучения ребенка в школе с 5 по 9 класс и состоит из 3 модулей (ежемесячно проводятся классные часы по каждому модулю).

Девиз этого года (2006-07): «Стремиться быть лучше, но не воспринимать себя как лучших  среди других»

Системообразующие модули программы

 1 модуль " Я - Патриот»

 Этот модуль построен на изучении законов, прав, обязанностей и ответственности школьников. Направлен на воспитание гражданственности и чувства патриотизма

2 модуль «Культура гражданской  личности»»

Этот модуль направлен  на воспитание сознательного отношения к своим обязанностям и правам; понимание своей роли в жизни общества, воспитание общей культуры учащихся,  активизация самоуправления.

3 модуль

"Здоровьесбережение" 

Этот модуль направлен:

  • на пропаганду здорового образа жизни;
  • на формирование отношения к своему здоровью как ценности;
  • профилактику употребления психоактивных веществ, табакокурения, алкоголизма.

Содержание программы в школе второй ступени

Возрастные особенности

Модуль

“Я - Патриот ”

Модуль

«Я -гражданин»

Модуль “Здоровьесбережение”

Особенностью подросткового возраста является повышенная потребность в признании, внимании, уважении;
боязнь изоляции от сверстников;
обостренное чувство справедливости.

Неустойчивая самооценка, возрастающее стремление приобщиться к

 взрослой жизни; повышенный интерес к самому себе.

Основной мотив развития – самоутверждение завоевание места в группе

Задачи

5-7 классы

Воспитание любви и уважения к своему Отечеству, чувства национальной гордости; возрождение традиций народа через изучение обычаев и обрядов России; приобщение учащихся к системе культурных ценностей

Формирование правового сознания учащихся; воспитание уважения к законам; формирование умения отстаивать свои права, не забывая о правах других; формирование политической правовой культуры личности.

Оснащение учащихся знанием норм этикета, культуры поведения и общения, культуры речи; формирование умения выполнять основные правила поведения в жизненных ситуациях

Формирование сознательного и ответственного отношения к своему здоровью; просвещение по этому вопросу; воспитание привычки поддержания чистоты тела, одежды и т.д.;

формирование общих представлений о разных заболеваниях и мерах их профилактики

Формы работы

Организационный классный час.

«Югра – наш общий дом»,

День матери, « Что такое Новый год?»

Фестиваль « В семье единой», «Страна, в которой мне хотелось бы жить», «Что значит быть патриотом сегодня?» Посещение краеведческого музея Страницы истории. «Люди мира на минуту встаньте», экскурсии, работа отряда «Юный спасатель».  

Информационный  классный час «Планета за одну неделю»,

«Права и обязанности»,

 «Место подростка в обществе», «Человеческое развитие и экономика благосостояния», «Дом, в котором мы живём»,

Классный час

 « Как развивать свой интеллект»

«Вверх по лестнице», Классный час  « Как научиться управлять собой» «Общение с …»,« Правила поведения при чрезвычайных ситуациях», «Как повысить культуру речи», работа отряда «Юный спасатель».

Дискуссия «Спорт в моей жизни».

Правила поведения на дороге.

«Коктейль здоровья», «Наркотики – свобода или зависимость, полёт или падение», «Психологическое здоровье. Мое настроение», «Курить или не курить», работа отряда «Юный спасатель»

Нормативно-методическое обеспечение

  1. Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся МОУ СОШ № 2
  2. Гражданское образование: содержание и методы обучения. Под ред.  С. Шехтера, Н.М. Воскресенской
  3. Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»;
  4. Федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)
  5. Гражданское образование в российской школе/Сост. Т.И. Тюляева. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»,2003.
  6. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. - М.: Вако, 2005.

7.  Боголюбов Л.Н. Изучение социально-гуманитарных дисциплин как необходимое условие формирования у учащихся гражданской культуры //Социально-политический журнал. 1997. №

8.      А.С. Прутченков. Программа гражданского воспитания молодежи «Новая цивилизация»

  1. Тематика и формы занятий.

     Данная программа реализуется на классных часах в течение учебного года, по концентрической системе, т.е. из года в год можно развивать содержание по одной и той же теме:

№ п/п

Темы занятий

Организационные формы

Количество часов

«Что такое быть патриотом?»

Вводная беседа, дискуссия

1 ч.

Свод законов

Ролевая игра

1 ч.

Береги своё здоровье

Игровой тренинг

1 ч.

Наш дом – что это?

дискуссия

2 ч.

Имею ли я право …?

Игровой тренинг

2 ч.

Практикум: учим

законы

Мини-игра «Выдержка»

1 ч.

Практикум: учимся толерантности

Мини-игра «Только правда»

1 ч.

Практикум: Здоровьезбережение.

Мини-игра «Умей отказаться»

1 ч.

Подведение итогов реализации программы.

Предварительное анкетирование, дискуссия

1 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целевая воспитательная программа «Общежитие – наш дом»

Воспитательная работа должна представлять собой единый процесс взаимодействия и сотрудничества педагогов и студентов, совместной творческой деятельности по выработке умений принимать решения, решать с...

Целевая воспитательная программа "За здоровый образ жизни"

Разработали:Копейкина И.И., Ященко А.Б....

Целевая воспитательная программа по социальной адаптации выпускников ГКОУ "Каргапольская школа-интернат" для учащихся 8-9 классов "В поисках своего призвания" на 2015- 2016уч.г.,2016- 2017 уч.г.

Проблемы социальной адаптации и трудоустройство выпускников коррекционной школы VIII вида свидельствует о том, что многие учащиеся не достаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаютс...

ЦЕЛЕВАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРАВОПОРЯДОК»

Цель программы: создание условий для воспитания сознательной дисциплины, целенаправленного улучшения личности самого себя...

Целевая воспитательная программа «Общежитие – наш дом!»

Цель программы: создание условий для успешной адаптации и гармонического развития личности обучающихся, проживающих в общежитии. Необходимость разработки программы воспитательной работы в общежит...

Комплексно-целевая воспитательная программа, план

воспитательная программа и план...