Целевая воспитательная программа «Если не мы, то кто же?»
рабочая программа (5 класс) по теме
Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения. Современное общество заинтересованно в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед школой стоит задача подготовить выпускника умеющего:
o самостоятельно приобретать знания, уметь применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;
o уметь критически мыслить;
o в ситуациях нравственного выбора не забывать о совести;
o быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;
o уметь работать в коллективе.
Понимание гражданско-патриотического воспитания, на мой взгляд, заключается, в первую очередь, в формировании нравственных качеств, так как патриотизм обретает силу в том обществе, где отношение к его пониманию и восприятию одинаково для всех граждан, независимо от занимаемого ими места, где каждый соотносит свои действия с пользой для общества, осознаёт, что сегодняшние деяния не выльются в бедствие завтра.
Исходя из такого понимания необходимо обращать внимание на воспитание не только патриотизма как политической любви к Отечеству, но и морально-нравственной и физической любви, когда воспитывается любовь к согражданам, желание делать им добро, любовь к родной речи, желание жить и трудиться на родной земле. Всё это присутствует в представленной системе, в формах работы.
Формирование нравственных ценностей, способствующих гражданственности, осуществляется в соответствии с возрастными особенностями и на основе принципа активности самих учащихся.
Активность в данном случае является следствием целенаправленных педагогических воздействий на организации воспитательного пространства. Все формы деятельности, представленные в системе предполагают взаимопонимание и взаимоприятие учителя и ученика, диалогичность общения, рефлексию, повышенную эмоциональность.
Теоретическими основами отбора форм, методов и средств формирования нравственных, гражданских позиций и качеств были выбраны идеи гуманизма, с системой целостности, адекватности форм и методов гражданско-патриотического воспитания его целям и задачам, интеграции воспитательных факторов. Среди вариантов работы, которые способствуют осознанию гражданских патриотических ценностей российского общества были выбраны следующие формы, методы и приёмы: поисково-исследовательская деятельность, игра, метод проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tselevaya_programma.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
Целевая воспитательная программа
«Если не мы, то кто же?»
Составитель: Кит О.Б.,
классный руководитель
5В класса МОУ СОШ № 2
Лангепас, 2005 г.
Пояснительная записка
Основополагающие идеи программы.
Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения. Современное общество заинтересованно в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед школой стоит задача подготовить выпускника умеющего:
- самостоятельно приобретать знания, уметь применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;
- уметь критически мыслить;
- в ситуациях нравственного выбора не забывать о совести;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;
- уметь работать в коллективе.
Понимание гражданско-патриотического воспитания, на мой взгляд, заключается, в первую очередь, в формировании нравственных качеств, так как патриотизм обретает силу в том обществе, где отношение к его пониманию и восприятию одинаково для всех граждан, независимо от занимаемого ими места, где каждый соотносит свои действия с пользой для общества, осознаёт, что сегодняшние деяния не выльются в бедствие завтра.
Исходя из такого понимания необходимо обращать внимание на воспитание не только патриотизма как политической любви к Отечеству, но и морально-нравственной и физической любви, когда воспитывается любовь к согражданам, желание делать им добро, любовь к родной речи, желание жить и трудиться на родной земле. Всё это присутствует в представленной системе, в формах работы.
Формирование нравственных ценностей, способствующих гражданственности, осуществляется в соответствии с возрастными особенностями и на основе принципа активности самих учащихся.
Активность в данном случае является следствием целенаправленных педагогических воздействий на организации воспитательного пространства. Все формы деятельности, представленные в системе предполагают взаимопонимание и взаимоприятие учителя и ученика, диалогичность общения, рефлексию, повышенную эмоциональность.
Теоретическими основами отбора форм, методов и средств формирования нравственных, гражданских позиций и качеств были выбраны идеи гуманизма, с системой целостности, адекватности форм и методов гражданско-патриотического воспитания его целям и задачам, интеграции воспитательных факторов. Среди вариантов работы, которые способствуют осознанию гражданских патриотических ценностей российского общества были выбраны следующие формы, методы и приёмы: поисково-исследовательская деятельность, игра, метод проектов.
Актуальность
Актуальная для нашей страны проблема - формирование патриотизма учащихся, воспитание гражданина в современных условиях. Актуальность гражданско-патриотического воспитания определяется наиболее острыми проблемами трансформации российского общества, системы и среды воспитания, общественного самосознания и культуры. О кризисном состоянии этой сферы свидетельствуют следующие моменты: падение уровня общественной морали, ослабление единства российского общества, разрушение механизмов его интеграции, разрыв культурной преемственности; утрата объединяющих общество ценностных ориентиров; низкий уровень полноценного включения российской молодежи в социальные отношения, несоответствие социальных ожиданий и возможностей самореализации и самоактуализации молодых людей; возникновение деструктивной социально-воспитательной среды со сниженным уровнем коллективообразования, негативным восприятием общества и государственных институтов. Патриотизм - явление историческое и можно с уверенностью сказать, что фундаментальные основания для этого понятия существуют в любой стране мира. Более того, как идея - это необходимое условие существования любого государства.
Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении - готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России.
Сегодня задача воспитания должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Формирование нравственных ценностей, способствующих гражданственности, осуществляется в соответствии с возрастными особенностями и на основе принципа активности самих учащихся. Активность в данном случае является следствием целенаправленных педагогических воздействий на организации воспитательного пространства.
Воспитание является наиболее эффективным средством для развития патриотизма и гражданственности. Способствует улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
Принципы гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении.
1. Ориентация на нравственные отношения в коллективе, нравственный принцип воспитания: «улучшить общество, улучшив самих себя». Наиболее полно и последовательно этот принцип выражают ценности альтруистического отношения к окружающим.
2. Личностная ориентация нравственного воспитания, направленность его на формирование сознательной жизненной позиции воспитуемых. Этот принцип предполагает реализацию потребности в самоуважении через готовность к альтруистическим поступкам.
3. Комплексный подход к нравственному воспитанию, охватывающий последовательно основные моменты как собственно воспитательного процесса, так и процесса самовоспитания личности.
4. Культурно-исторический контекст воспитания, формирующий понимание и знание российских традиций и ценностей, роли России в истории и мире. Результатом нравственного и культурно-исторического воспитания должна стать интеграция субъектов и участников воспитательного процесса в коллектив, общность, скрепленные морально-психологическим единством и оказывающие целенаправленное воздействие на окружающую социальную среду.
Широкие возможности для реализации общей стратегии гражданско-патриотического воспитания открывает использование новых информационных технологий (НИТ). Они создают не просто дополнительные средства, но особую воспитательную среду – виртуальное образовательное и воспитательное пространство. Целенаправленная организация этого пространства на основе информационных технологий позволяет быстро и эффективно решать ряд задач воспитательной политики и воспитательной деятельности, которые трудно реализовать в условиях обычной образовательной среды. Так. в частности, новые информационные технологии позволяют:
1) усилить системное воздействие, привлекательность и доступность образовательно-воспитательных программ, оперативно вносить изменения в структуру и содержание традиционных программ и методик воспитания;
2) повысить эффективность воспитательного процесса путем изменений в характере и содержании воспитательной деятельности как самого воспитателя, так и воспитуемого;
3) быстро и эффективно решать проблемы информационно-методического обеспечения воспитательного процесса;
4) поднять на более высокий уровень управление воспитательным процессом: его планирование, организацию контроля, модернизацию механизма управления;
5) сблизить психолого-педагогические цели воспитания, установки гражданского самосознания и влияние образовательной (информационно-виртуальной) среды.
Цель воспитательной программы: формирование гражданско-патриотической культуры — как определённых нравственных правовых, политических знаний, помогающих осознать свои гражданские права и обязанности, а так же определить место и роль в решении задач, стоящих перед обществом.
Для достижения поставленной цели необходимо решение
следующих задач:
- Создавать условия для воспитания любви и уважение к своему Отечеству, чувства национальной гордости;
- Приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;
- Развивать гражданские и патриотические качеств через пропаганду и утверждение здорового образа жизни.
Участники программы: учащиеся, классный руководитель, родители, педагоги, работающие в классе, школьный фельдшер, инструктор отряда «Спасатель».
Предполагаемый результат реализации программы:
- степень готовности к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления;
- умение и желанием учащихся сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества;
- рост общественной активности всех участников образовательного процесса, а именно: учащихся, педагогов, родителей;
- повышение толерантности участников образовательного процесса;
- активизация реального самоуправления на всех уровнях;
- высокий уровень сплоченности детского коллектива;
- активное участие родителей в делах класса;
- повышение уровня правопорядка и безопасности;
- минимизация негативных проявлений в ученическом коллективе.
Связи, устанавливаемые для реализации программы
Внутренние: учитель физкультуры, школьный фельдшер, социальный педагог, психолог, школьный библиотекарь.
Внешние: Дворовый клуб «Витязь», клуб «Патриот», музей, спортивные секции, ДЮСШ.
Тематика и формы занятий.
Данная программа реализуется на классных часах в течение учебного года, по концентрической системе, т.е. из года в год можно развивать содержание по одной и той же теме. Программа охватывает период обучения ребенка в школе с 5 по 9 класс и состоит из 3 модулей (ежемесячно проводятся классные часы по каждому модулю).
Девиз этого года (2006-07): «Стремиться быть лучше, но не воспринимать себя как лучших среди других»
Системообразующие модули программы
1 модуль " Я - Патриот»
Этот модуль построен на изучении законов, прав, обязанностей и ответственности школьников. Направлен на воспитание гражданственности и чувства патриотизма
2 модуль «Культура гражданской личности»»
Этот модуль направлен на воспитание сознательного отношения к своим обязанностям и правам; понимание своей роли в жизни общества, воспитание общей культуры учащихся, активизация самоуправления.
3 модуль
"Здоровьесбережение"
Этот модуль направлен:
- на пропаганду здорового образа жизни;
- на формирование отношения к своему здоровью как ценности;
- профилактику употребления психоактивных веществ, табакокурения, алкоголизма.
Содержание программы в школе второй ступени
Возрастные особенности | Модуль “Я - Патриот ” | Модуль «Я -гражданин» | Модуль “Здоровьесбережение” |
Особенностью подросткового возраста является повышенная потребность в признании, внимании, уважении; Неустойчивая самооценка, возрастающее стремление приобщиться к взрослой жизни; повышенный интерес к самому себе. Основной мотив развития – самоутверждение завоевание места в группе | Задачи | ||
5-7 классы | |||
Воспитание любви и уважения к своему Отечеству, чувства национальной гордости; возрождение традиций народа через изучение обычаев и обрядов России; приобщение учащихся к системе культурных ценностей | Формирование правового сознания учащихся; воспитание уважения к законам; формирование умения отстаивать свои права, не забывая о правах других; формирование политической правовой культуры личности. Оснащение учащихся знанием норм этикета, культуры поведения и общения, культуры речи; формирование умения выполнять основные правила поведения в жизненных ситуациях | Формирование сознательного и ответственного отношения к своему здоровью; просвещение по этому вопросу; воспитание привычки поддержания чистоты тела, одежды и т.д.; формирование общих представлений о разных заболеваниях и мерах их профилактики | |
Формы работы | |||
Организационный классный час. «Югра – наш общий дом», День матери, « Что такое Новый год?» Фестиваль « В семье единой», «Страна, в которой мне хотелось бы жить», «Что значит быть патриотом сегодня?» Посещение краеведческого музея Страницы истории. «Люди мира на минуту встаньте», экскурсии, работа отряда «Юный спасатель». | Информационный классный час «Планета за одну неделю», «Права и обязанности», «Место подростка в обществе», «Человеческое развитие и экономика благосостояния», «Дом, в котором мы живём», Классный час « Как развивать свой интеллект» «Вверх по лестнице», Классный час « Как научиться управлять собой» «Общение с …»,« Правила поведения при чрезвычайных ситуациях», «Как повысить культуру речи», работа отряда «Юный спасатель». | Дискуссия «Спорт в моей жизни». Правила поведения на дороге. «Коктейль здоровья», «Наркотики – свобода или зависимость, полёт или падение», «Психологическое здоровье. Мое настроение», «Курить или не курить», работа отряда «Юный спасатель» |
Нормативно-методическое обеспечение
- Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся МОУ СОШ № 2
- Гражданское образование: содержание и методы обучения. Под ред. С. Шехтера, Н.М. Воскресенской
- Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»;
- Федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)
- Гражданское образование в российской школе/Сост. Т.И. Тюляева. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»,2003.
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания. - М.: Вако, 2005.
7. Боголюбов Л.Н. Изучение социально-гуманитарных дисциплин как необходимое условие формирования у учащихся гражданской культуры //Социально-политический журнал. 1997. №
8. А.С. Прутченков. Программа гражданского воспитания молодежи «Новая цивилизация»
- Тематика и формы занятий.
Данная программа реализуется на классных часах в течение учебного года, по концентрической системе, т.е. из года в год можно развивать содержание по одной и той же теме:
№ п/п | Темы занятий | Организационные формы | Количество часов |
«Что такое быть патриотом?» | Вводная беседа, дискуссия | 1 ч. | |
Свод законов | Ролевая игра | 1 ч. | |
Береги своё здоровье | Игровой тренинг | 1 ч. | |
Наш дом – что это? | дискуссия | 2 ч. | |
Имею ли я право …? | Игровой тренинг | 2 ч. | |
Практикум: учим законы | Мини-игра «Выдержка» | 1 ч. | |
Практикум: учимся толерантности | Мини-игра «Только правда» | 1 ч. | |
Практикум: Здоровьезбережение. | Мини-игра «Умей отказаться» | 1 ч. | |
Подведение итогов реализации программы. | Предварительное анкетирование, дискуссия | 1 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целевая воспитательная программа «Общежитие – наш дом»
Воспитательная работа должна представлять собой единый процесс взаимодействия и сотрудничества педагогов и студентов, совместной творческой деятельности по выработке умений принимать решения, решать с...
Целевая воспитательная программа "За здоровый образ жизни"
Разработали:Копейкина И.И., Ященко А.Б....
Целевая воспитательная программа по социальной адаптации выпускников ГКОУ "Каргапольская школа-интернат" для учащихся 8-9 классов "В поисках своего призвания" на 2015- 2016уч.г.,2016- 2017 уч.г.
Проблемы социальной адаптации и трудоустройство выпускников коррекционной школы VIII вида свидельствует о том, что многие учащиеся не достаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаютс...
Целевая воспитательная программа, направленная деятельности с родительской и социальной общественностью
Сроки и этапы реализации программы 2012-2017 гг....
ЦЕЛЕВАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРАВОПОРЯДОК»
Цель программы: создание условий для воспитания сознательной дисциплины, целенаправленного улучшения личности самого себя...
Целевая воспитательная программа «Общежитие – наш дом!»
Цель программы: создание условий для успешной адаптации и гармонического развития личности обучающихся, проживающих в общежитии. Необходимость разработки программы воспитательной работы в общежит...
Комплексно-целевая воспитательная программа, план
воспитательная программа и план...