Программа по внеурочной деятельности "Реальная математика" 7 класс
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_realnaya_matematika_7_klass.docx | 415.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности ребенка. При работе с одаренными детьми в педагогическом процессе существует две основных задачи: способствовать развитию каждой личности и довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня. Важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь ребенку претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Одним из направлений в обучении математики является расширение кругозора, повышение мотивации учения и самообучения. Это возможно только при условии учёта индивидуальных особенностей ребёнка и его способностей.
Программа курса внеурочной деятельности «Реальная математика» для обучающихся 7 класса расширяет базовый курс математики и позволяет обучающимся осознать практическую ценность математики, проверить свои способности.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, тесно примыкают к основному курсу и позволят удовлетворить познавательную активность учащихся. Кроме того, данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по математике.
В результате изучения курса учащиеся должны получить навыки применения теоретического материала при решении практических задач, приобрести стабильность и уверенность при выполнении алгебраических преобразований и математических вычислений, усвоить приёмы быстрого и рационального счёта.
Программа курса внеурочной деятельности «Реальная математика» разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;
- Концепция развития математического образования в Российской Федерации от 24.12.2013 г. №2506-р
Предлагаемый материал в курсе «Реальная математика» не дублирует содержание предмета 7 класса, является обобщением ранее приобретённых программных знаний, способствует стабильному овладению стандартными методами решения практических задач. При решении задач очевидны метапредметные связи с химией, физикой, экономикой, географией, что позволяет повысить мотивацию к изучению предмета.
Цель программы
1) Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях знаний для дальнейшей поддержки их таланта.
2) всестороннее развитие познавательных способностей и организация досуга интеллектуально одаренных учащихся школы.
3) развитие устойчивого интереса обучающихся к изучению математики;
4) применение математических знаний в искусстве, архитектуре, экономике, музыке, банковском деле и других областях;
5) развитие культуры математических вычислений и стабильности в преобразовании алгебраических выражений;
6) расширение кругозора.
Задачи.
1) Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития.
2) Развитие общих интеллектуальных способностей учащихся (умение анализировать, синтезировать, классифицировать, рефлексировать.)
3) Развитие абстрактного мышления (способность построения задач, моделирование).
4) Развитие творческой активности учащихся.
5) Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях знаний.
6) Расширение общего кругозора учащихся.
Основные формы работы в рамках программы курса «Реальная математика» – Практикумы, исследования, консультации, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа.
Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Продолжительность курса внеурочной деятельности «Реальная математика» 7 класс 1 год, 34 часа, из расчёта – 1 час в неделю.
Программа имеет общеинтеллектуальное направление и обеспечивает создание условий для развития способностей, формирования ценностей и универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные).
- Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В процессе прохождения программы курса внеурочной деятельности «Реальная математика» должны быть достигнуты следующие результаты:
Личностные:
1) Осознание возможностей и роли математики в познании и описании ситуаций окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры;
2) Способность к эмоциональному восприятию рассуждений, восприятию рассматриваемых проблем и решению задач;
3) Осознание того, как математические процессы описывают реальные события и зависимости, умение приводить примеры.
4) Осознание вероятностного характера многих закономерностей окружающего мира.
Метапредметные:
1) Умения видеть математическую задачу в несложной реальной ситуации.
2) Умение видеть различные способы решения задач, осознанно выбирать способ решения.
3) Умение находить ответы на поставленные вопросы, работать с математическим текстом, выделять смысловые фрагменты.
4) Умение планировать свою деятельность.
5) Умение проводить аналогию математической задачи и реальной ситуации, распознавать верные и неверные утверждения, опровергать неверные утверждения.
Предметные:
1) Формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, форме описания и особого метода познания действительности.
2) Формирование представления об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать реальные процессы.
3) Развитие умений работать с учебным математическим текстом, грамотно выражать свои мысли.
4) Формирование представлений о системе функциональных понятий, функциональном языке и символике; развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных задач.
5) Овладение основными способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и способах их изучения. Развитие умения извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать числовые данные, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений.
6) Развитие умений применять изученные понятия для решения задач практического содержания и задач смежных дисциплин.
Ожидаемые результаты
1) Чтение и понимание графиков реальной зависимости;
2) Умение отвечать на вопросы практической направленности;
3) Составлять математические модели к задачам и работать с ними;
4) Применять различные математические приёмы при решении практических задач (распродажа, тарифы, штрафы, голосование, смеси, сплавы, растворы, банковские операции, численность населения и т. д.);
5) Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни;
Форма контроля: Защита проектов.
2. Содержание программы курса « Реальная математика»
Раздел 1. Наглядная математика (6ч)
Задачи, связанные с применением функций в жизни, диаграмм в различных сферах деятельности. Различные способы решения практических задач, представленных таблицами. Составление задач, используя практический опыт.
Раздел 2. Решение задач практического характера (15ч)
Задачи на доли и части (в том числе исторические). Применение процентов при решении задач на выбор оптимального тарифа, о распродажах, штрафах и голосовании, банковских кредитов. Приёмы рационального и быстрого счёта.
Раздел 3. Математика в химии и физике (7ч)
Концентрация вещества, процентное содержание. Допущения, используемые при решении задач данного типа. Задачи на совместное движение в разных направлениях, движение по кругу. Наглядная иллюстрация содержания отдельных задач практической направленности. Решение одной задачи разными способами: математическими методами и методами, применяемыми в физике и химии.
Раздел 4. Математика в различных сферах деятельности (4ч)
Работа над проектами по темам: «Математика в искусстве», «Применение математики в строительстве», «Математика и архитектура», «Математика и экономика» и др.
3. Тематическое планирование 7 класс
№ занятия | Кол-во часов | Дата | Тема | Домашнее задание |
Наглядная математика (6 ч) | ||||
1 | 1 | 01.09-02.09 | Применение функций в жизни. Занимательные задачи | Составить задачу |
2 | 1 | 05.09-09.09 | Задачи, связанные с применением функций в жизни | |
3 | 1 | 12.09-16.09 | Столбчатые и круговые диаграммы. Решение задач | Составить задачу |
4 | 1 | 19.09-23.09 | Задачи с применением диаграмм в различных сферах деятельности | |
5 | 1 | 29.09-30.09 | Реальные числовые данные. Анализ таблиц | Найти задачу в источниках |
6 | 1 | 03.10-07.10 | Различные способы решения практических задач, представленных таблицами | |
Решение задач практического характера (15 ч) | ||||
7 | 1 | 10.10-14.10 | Задачи на нахождение долей целого и целого по его долям | Составить задачу |
8 | 1 | 17.10-21.10 | Задачи на доли и части | |
9 | 1 | 24.10-28.10 | Задачи на доли и части (в том числе исторические) | |
10 | 1 | 07.11-11.11 | Задачи на выбор оптимального тарифа | Найти в источниках |
11 | 1 | 14.11-18.11 | Применение процентов при решении задач на выбор оптимального тарифа | |
12 | 1 | 21.11-25.11 | Решение задач на выбор оптимального тарифа | |
13 | 1 | 28.11-02.12 | Задачи на стоимость с учетом скидки | Составить задачу |
14 | 1 | 05.12-09.12 | Применение процентов при решении задач о распродажах | |
15 | 1 | 12.12-16.12 | Вычисление процентов при повышении коммунальных услуг. Решение задач. | |
16 | 1 | 19.12-23.12 | Применение процентов при решении задач о штрафах | Составить задачу |
17 | 1 | 11.01-13.01 | Применение процентов при решении задач о голосовании | |
18 | 1 | 16.01-20.01 | Применение процентов при решении задач о штрафах и голосовании | |
19 | 1 | 23.01-27.01 | Банковские задачи о вкладах и кредитах | Составить задачу |
20 | 1 | 30.01-03.02 | Задачи на банковские кредиты | |
21 | 1 | 06.02-10.02 | Применение процентов при решении задач на банковские вклады кредиты | |
Математика в химии и физике (7 ч) | ||||
22 | 1 | 13.02-17.02 | Задачи на смеси, сплавы | Найти или составить задачу |
23 | 1 | 20.02-24.02 | Задачи на смеси, сплавы и растворы | |
24 | 1 | 27.02-03.03 | Задачи на взвешивание | Составить задачу |
25 | 1 | 06.03-10.03 | Задачи на взвешивание, на переливание | |
26 | 1 | 13.03-17.03 | Решение задач на круговое движение | |
27 | 1 | 20.03-24.04 | Задачи на движение в разных направлениях | |
28 | 1 | 03.04-07.04 | Задачи на относительное и круговое движение | |
Математика в различных сферах деятельности (4 ч) | ||||
29 | 1 | 10.04-14.04 | Математика в промышленности, медицине, спорте | Подготовка к проекту |
30 | 1 | 17.04-21.04 | Математика в искусстве, строительстве, архитектуре | |
31 | 1 | 24.04-28.04 | Цена товара, наценки и скидки | Подготовка к проекту |
32 | 1 | 02.05-05.05 | Математика и экономика | |
33 | 1 | 08.09-12.09 | Защита учебных проектов | |
34 | 1 | 15.09-19.09 | Защита учебных проектов |
Программа составлена с использованием учебно методической литературы:
- Воробьева А.А. « Нестандартные способы решения задач». М.: Просвещение, 2002г.
- Иванов А.И. « Реальная математика». Сборник задач. М.: Просвещение,2010г.
- Шевкин А.В. Текстовые задачи:7-11 классы.
- Гамбарин В.Г., Зубарева И.И. Сборник упражнений по математике.7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. 2015г.
- Учебные пособия по математике. Материалы КИМов ЕГЭ и ОГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по внеурочной деятельности в начальных классах
программа "Оригами" по внеурочной деятельности в начальных классах...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Мое портфолио"
В рамках внедрения новый ФГОС внеурочная деятельность является неотемлемой частью учебно-воспитательного професса. Программа "Мое портфолио" предназначена для учителей, классных руководителей, работаю...
рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 5 класса "Наглядная геометрия"
В программе отражены актуальность курса, сроки реализации,ожидаемые результаты, тематическое планирование ( с УУД), список используемой литературы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Реальная математика 7 кл 2022 г
Программа внеурочной деятельности «Реальная математика» относится к естественнонаучному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа ориентирована на базовый уро...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Реальная математика» для обучающихся 9 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности «Реальная математика» для обучающихся 9 класса ...