Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Реальная математика» для обучающихся 9 класса
элективный курс по математике
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Реальная математика»
для обучающихся 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_po_matematike_realnaya_matematika_9klass.docx | 45.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Мурманской области
Муниципальное образование Кандалакшский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11» муниципального образования Кандалакшский район
УТВЕРЖДЕНО приказом от 30.08.2023 № 276-ОД ________М.С. Жайлообаева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Реальная математика»
для обучающихся 9 класса
н. п. Зареченск 2023
Пояснительная записка
Данная программа курса внеурочной деятельности по математике «Реальная математика» подготовлена для учащихся 9 классов. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2-го поколения. В рамках реализации ФГОС под элективным курсом следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов обучения: личностных, предметных и метапредметных. Среди предметов, формирующих интеллект, математика занимает первое место. Хорошая математическая подготовка нужна всем выпускникам школы. Тем же учащимся, которые в школе проявляют выраженный интерес к математике, необходимо представить дополнительные возможности, способствующие их математическому развитию.
При отборе содержания программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, практической направленности, учёта индивидуальных способностей и посильности. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Цель курса: обобщить и систематизировать знания учащихся по всем разделам математики с 5 по 9 классы, подготовить к успешной сдаче ОГЭ по математике.
Задачи курса:
- Формировать общие умения и навыки по решению задач и
поиску этих решений;
- Развивать логическое мышление учащихся;
- Оказать помощь в подготовке к сдаче ОГЭ;
- Дать возможность проанализировать свои способности;
- Формировать навыки исследовательской деятельности;
- Воспитывать целеустремлённость и настойчивость при решении задач.
Методы и формы обучения
Для работы с учащимися используются следующие формы работы: лекции, практические работы, тестирование.
Задания направлены на проверку таких качеств математической подготовки выпускников, как:
- уверенное владение формально-оперативным алгебраическим аппаратом;
- умение решить планиметрическую задачу, применяя различные теоретические знания курса геометрии;
- умение решить комплексную задачу, включающую в себя знания из разных тем курса;
- умение математически грамотно и ясно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования;
- владение широким спектром приемов и способов рассуждений;
- Умение решать различные типы задач 1-5 в ОГЭ по математике;
Содержание обучения
- Числа и вычисления (2 ч)
Числа: натуральные, рациональные, иррациональные. Соответствия между числами и координатами на координатном луче. Сравнение чисел. Стандартная запись чисел. Сравнение квадратных корней и рациональных чисел. Понятие процента. Текстовые задачи на проценты, дроби, отношения, пропорциональность. Округление чисел.
- Алгебраические выражения (2 ч)
Выражения, тождества. Область определения выражений. Составление буквенных выражений, по задачам или по чертежам. Одночлены. Многочлены. Действия с одночленами и многочленами. Формулы сокращенного умножения. Разложение многочленов на множители. Сокращение алгебраических дробей. Преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни. Степень с целым показателем и их свойства. Корень n-ой степени, степень с рациональным показателем и их свойства.
- Уравнения, системы уравнений. Неравенства, системы неравенств (6 ч)
Уравнения с одной переменной. Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение. Теорема Виета о корнях уравнения. Исследование квадратных уравнений. Дробно-рациональные уравнения. Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Методы решения систем уравнений: подстановки, метод сложения, графический метод. Задачи, решаемые с помощью уравнений или систем уравнений. Неравенства с одной переменной. Системы неравенств. Множество решений квадратного неравенства. Методы решения неравенств и систем неравенств: метод интервалов, графический метод.
- Функции и графики (5 ч)
Понятие функции. Функция и аргумент. Область определения функции.
Область значений функции. График функции. Нули функции. Функция,
возрастающая на отрезке. Функция, убывающая на отрезке. Линейная
функция и ее свойства. График линейной функции. Угловой коэффициент
функции. Обратно пропорциональная функция и ее свойства. Квадратичная
функция и ее свойства. График квадратичной функции. Степенная функция. Четная, нечетная функция. Свойства четной и нечетной степенных функций.
Графики степенных функций. Максимальное и минимальное значение. Чтение графиков функций. Особенности расположения в координатной плоскости графиков некоторых функций в зависимости от значения параметров, входящих в формулы. Зависимость между величинами.
- Решение различных типов задач 1-5 в ОГЭ по математике (13 ч)
Задачи типа «Бумага», «Колесо», «Теплица», «Земледельческие террасы», «Участок», «Зонт», «Полис ОСАГО», «Тариф», «Печка», способы их решения.
- Треугольники (2 ч)
Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и
равносторонний треугольники. Признаки равенства и подобия
треугольников. Решение треугольников. Сумма углов треугольника.
Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора. Теорема
синусов и косинусов. Площадь треугольника.
- Многоугольники (1 ч)
Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства и признаки.
Площадь параллелограмма. Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция.
Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Правильные многоугольники.
- Окружность (2 ч)
Касательная к окружности и ее свойства. Центральный и вписанный углы.
Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в
треугольник. Свойства описанного и вписанного четырехугольника. Длина окружности. Площадь круга.
- Прогрессии: арифметическая и геометрическая (1 ч)
Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия Разность
арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической
прогрессии. Формула суммы n членов арифметической прогрессии.
Геометрическая прогрессия. Знаменатель геометрической прогрессии.
Формула n-ого члена геометрической прогрессии. Формула суммы n членов
геометрической прогрессии. Сумма бесконечной геометрической прогрессии.
Планируемые результаты
Личностные
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
- умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи.
- умение выполнять вычисления и преобразования, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, строить и исследовать простейшие математические модели.
Метапредметные
- умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
- умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты;
- умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
- применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
- умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Предметные
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
- умение решать практико-ориентировачные задачи, используя различные стратегии и способы рассуждения;
- усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;
- знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
- умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
- использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
- выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;
- понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;
- умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
12. геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном.
13. анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
14. решать задачи из реальной практики;
15. извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;
16. извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;
17. выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ;
18. строить речевые конструкции;
20. изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур;
21. выполнять вычисления с реальными данными;
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
Числа и вычисления (2 часа) | |||
1 | Натуральные, рациональные, иррациональные числа | 5.09 | 5.09 |
2 | Соответствия между числами и координатами на координатном луче. Сравнение чисел | 12.09 | 12.09 |
Алгебраические выражения (2 часа) | |||
3 | Формулы сокращенного умножения | 19.09 | 19.09 |
4 | Преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни | ||
Уравнения. Системы уравнений. Неравенства. Системы неравенств (6 часов) | |||
5 | Уравнения с одной переменной. Квадратные уравнения | 26.09 | 26.09 |
6 | Дробно-рациональные уравнения | 3.10 | 3.10 |
7 | Уравнения с двумя переменными | 10.10 | 10.10 |
8 | Системы уравнений | 17.10 | 17.10 |
9 | Задачи, решаемые с помощью уравнений или систем уравнений | ||
10 | Неравенства с одной переменной. Системы неравенств | ||
Функции и графики (5 часов) | |||
11 | Линейная функция и ее свойства. График линейной функции | ||
12 | Обратно пропорциональная функция и ее свойства | ||
13 | Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции | ||
14 | Степенная функция. Четная, нечетная функция. Свойства четной и нечетной степенных функций | ||
15 | Особенности расположения в координатной плоскости графиков некоторых функций в зависимости от значения параметров, входящих в формулы | ||
Решение различных типов задач 1-5 в ОГЭ по математике (13 часов) | |||
16 | Автомобильные шины | ||
17 | Зонт | ||
18 | Террасы | ||
19 | Баня | ||
20 | Теплица | ||
21 | ОСАГО | ||
22 | Услуги оператора связи | ||
23 | Шоссе, тропинки, маршруты | ||
24 | Листы бумаги | ||
25 | Метро | ||
26 | План квартиры | ||
27 | Тариф для смартфона | ||
28 | Теплицы | ||
Треугольники (2 часа) | |||
29 | Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники | ||
30 | Признаки равенства и подобия треугольников. Сумма углов треугольника. Площадь треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора | ||
Многоугольники (1 час) | |||
31 | Параллелограмм, его свойства и признаки. Площадь параллелограмма. Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции | ||
Окружность (2 часа) | |||
32 | Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и вписанные углы. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник | ||
33 | Свойства описанного и вписанного четырехугольника. Длина окружности. Площадь круга | ||
Прогрессии: арифметическая и геометрическая (1 час) | |||
34 | Арифметическая прогрессия. Формула n-ого члена арифметической прогрессии. Формула суммы n-членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Формула n-ого члена геометрической прогрессии |
Описание учебно--методической и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- И.В. Ященко, С.А.Шестаков. Сборник ОГЭ 2023: «Типовые тестовые задания» от разработчиков ФИПИ. Изд. «Экзамен», М.2023г.
- Жохов В. И., Крайнева Л. Б. Уроки алгебры 9 класс. – М.: Просвещение, 2018.
- Жохов В. И., Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Дидактические материалы по алгебре, 9 класс. – М.: Просвещение, 2016.
- Макарычев Ю.Н . Изучение алгебры в 7-9 классах. –М.: Просвещение, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса
Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы.Программа расчитана на 35 часов из расчета 1 учебного часа в неделю. Новизна данной ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике в 6 классе
Программа курса внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике в 5 классе
Внеурочная деятельность 5 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Реальная математика 7 кл 2022 г
Программа внеурочной деятельности «Реальная математика» относится к естественнонаучному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа ориентирована на базовый уро...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике в 7 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность" для обучающихся 5 класса по АООП (вариант 1)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Читательская грамотность» предназначена для обучающихся 5 класса и разработана на основе ФГОС О УО и ФАООП О УО (вариант 1).Программа внеурочн...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Ментальная арифметика» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Ментальная арифметика» для обучающихся 5 класса...