Рабочая программа по внеурочной деятельности "Реальная математика"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Программа по внеурочке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность. ПРограмма "Реальная математика " | 56.66 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Реальная математика»
5-9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Реальная математика» для 5-9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ОВЗ с учётом АООП по математике основного общего образования, планом внеурочной деятельности МБОУ «Школа №154 для обучающихся с ОВЗ»
Учебным планом школы на изучение курса по выбору отведено 17 часов в каждом классе.
Курс является практико-ориентированным, он позволяет показать обучающимся, что приобретаемые ими математические знания применяются в повседневной жизни.
Цель курса: формирование у обучающихся математической грамотности, соответствующего требованиям ФГОС, овладение методом математического моделирования, развитие способностей применять математику для решения жизненных задач, применение математических знаний в решении прикладных задач.
Задачи курса:
– показать связь тем школьной программы с задачами курса «Реальная математика», сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
– развить умение анализировать практико-ориентированную задачу, умение интерпретировать полученный результат;
– расширить у учащихся представление об изучаемых математических понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений;
– научить строить и исследовать простейшие математические модели реальных объектов, процессов и явлений, задач, связанных с ними, с помощью математических объектов, соответствующих математических задач;
– развить умения, необходимые для применения метода математического моделирования;
– научить оперировать составом математических знаний и умений, предусмотренных основной образовательной программой по математике, для решения прикладных задач;
- формировать навыки перевода различных задач на язык математики;
- развивать навыки исследовательской и познавательной деятельности учащихся
- развивать логическое мышления, пространственное воображение, алгоритмическую культуру, критичность мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения;
- формировать умений использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- развивать навыки решения задач раздела «Реальная математика» ГИА
Планируемые результаты изучения учебного предмета
ФГОС для обучающихся с ОВЗ устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета или курса: личностным, метапредметным, предметным.
Личностные:
у обучающихся будут формироваться:
- российская гражданская идентичности: патриотизм, ответственность и долг перед Родиной;
- ответственное отношение к учению; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению и взглядам;
- социальные нормы и правила поведения;
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношения к собственным поступкам;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной деятельности;
- ценностное отношение к здоровью и безопасному образу жизни, к семье;
- экологическая культура и эстетическое сознание.
Метапредметные:
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цель своей учебной деятельности, ставить и формулировать для себя задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки, давать самооценку своим действиям.
Познавательные УУД:
- умение работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- ориентироваться в учебном тексте: уметь передавать содержание текста задачи в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;
- понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- проводить наблюдение и учебный эксперимент под руководством учителя;
- смысловое чтение, умение отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
- умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- умение критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иной позиции.
- смысловое чтение, читать вслух и про себя тексты учебников и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты курса «Реальная математика»:
- формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
- осознание роли математики в развитии России и мира;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- формирование позитивного отношения к предмету «математика», как предмету, необходимому в жизни любому человеку.
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Математика в экономике | |
|
|
Реальные зависимости | |
|
|
Статистика и теория вероятностей | |
|
|
Геометрия на службе человека | |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Математика в экономике
Проценты
Выражение процентов в виде обыкновенной и десятичной дроби, выполнение обратных преобразований. Нахождение нескольких процентов числа, увеличение (уменьшение) числа на несколько процентов. Нахождение числа по нескольким его процентам. Нахождение того, сколько процентов одного числа составляет другое, на сколько процентов одно число больше (меньше) другого.
Проценты вокруг нас
Начисление процентов, изменение годовых ставок. Банковские операции. Повышение и понижение цены. Банковские операции. Коммунальные платежи.
Проценты в быту: кулинария, ремонт, подсобное и личное хозяйство. Расчёты составов смесей и растворов.
Отношения и пропорциональность
Отношения и пропорции. Деление на пропорциональные части.
Оценка и прикидка при практических расчётах.
Реальные зависимости
Формулы в реальной жизни
Формулы пути, времени, скорости. Формулы, объёма, площади. Формулы массы. Формулы из других наук - физики, химии. Практические расчёты по формулам.
Функции реальных зависимостей
Функции реальных зависимостей между величинами. Графики реальных зависимостей. Чтение графиков реальных процессов.
Статистика и теория вероятностей
Статистика
Обработка статистической информации. Диаграммы. Связь диаграмм с процентами. Чтение диаграмм. Создание диаграмм с помощью электронных таблиц. Анализ реальных числовых данных, представленных на диаграмме.
Теория вероятности
Перебор вариантов. Сравнение шансов наступления случайных событий. Вероятности случайных событий. Модели реальной ситуации с использованием аппарата вероятности и статистики.
Геометрия на службе человека
Определение размеров объектов с использованием известных геометрических теорем и формул. Определение недоступных расстояний.
Проверка, имеет ли фигура нужную форму.
Обобщение. Подведение итогов. Защита мини проектов на тему «Математика на службе у человека».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
Наименование разделов и тем | Кол час | план | факт | примечание | |
1 | Введение. Математические величины и числа в сказках, пословицах и поговорках. | 1 | |||
Математика в экономике (3ч.) | |||||
2 | Счет у народов мира | 1 | |||
3 | Решение текстовых задач. Оценка и прикидка при практических расчётах. | 1 | |||
4 | Решение задач. | 1 | |||
Реальные зависимости (3ч.) | |||||
5 | Математические зависимости в схемах | 1 | |||
6 | Блок - схемы вычислений | 1 | |||
7 | Построение модели решения задач | 1 | |||
Статистика (4ч.) | |||||
8 | Круговые диаграммы. Чтение диаграмм. | 1 | |||
9 | Анализ реальных числовых данных, представленных на диаграммах | 1 | |||
10 | Проценты и диаграммы | 1 | |||
11 | Решение задач. | 1 | |||
Геометрия на службе человека (4ч.) | |||||
12 | Площади. Расчет необходимого материала для ремонта | 1 | |||
13 | Решение задач | 1 | |||
14 | Объемы. Расчет необходимого материала для ремонта | 1 | |||
15 | Решение задач. | 1 | |||
Обобщение. Подведение итогов (2ч) | |||||
16 | Решение задач. Подготовка к защите мини проекта | 1 | |||
17 | Защита мини-проектов на тему «Математические сказки». | 2 | |||
Всего: | 17 |
6 класс
Наименование разделов и тем | Кол час | план | факт | примечание | |
1 | Введение. Великие математики и их открытия | 1 | |||
Математика в экономике (5ч.) | |||||
2 | Как из долей получаются дроби. | 1 | |||
3 | Отношения “больше”, “меньше” | 1 | |||
4 | Торгово – денежные отношения. | 1 | |||
5 | Учимся рассуждать при решении задач. Как находить ответ, когда спрашивается «хватит ли?» | 1 | |||
6 | Решение текстовых задач | 1 | |||
7 | Задачи на проценты | ||||
8 | Банки и проценты | ||||
9 | “Вкладывайте деньги...” | ||||
Реальные зависимости (3ч.) | |||||
10 | Математические зависимости в таблицах | 1 | |||
11 | Табличное решение задач на движение | 1 | |||
12 | Решение задач на движение | 1 | |||
Статистика (2ч.) | |||||
13 | Столбчатые диаграммы. Чтение диаграмм. | 1 | |||
14 | Анализ реальных числовых данных, представленных на столбчатых диаграммах | 1 | |||
Геометрия на службе человека (2ч.) | |||||
15 | Перпендикулярные и параллельные прямые. Читаем карту города | 1 | |||
16 | Перпендикулярные и параллельные прямые вокруг нас | 1 | |||
Обобщение. Подведение итогов (2ч) | |||||
17 | Защита мини-проектов на тему «Великие математики и их открытия» | 1 | |||
Всего: | 17 |
7 класс
Наименование разделов и тем | Кол час | план | факт | примечание | |
1 | Введение. Великие математики и их открытия | 1 | |||
Математика в экономике (5ч.) | |||||
2 | Как из долей получаются дроби. | 1 | |||
3 | Отношения “больше”, “меньше” | 1 | |||
4 | Торгово – денежные отношения. | 1 | |||
5 | Учимся рассуждать при решении задач. Как находить ответ, когда спрашивается «хватит ли?» | 1 | |||
6 | Решение текстовых задач | 1 | |||
7 | Задачи на проценты | ||||
8 | Банки и проценты | ||||
9 | “Вкладывайте деньги...” | ||||
Реальные зависимости (3ч.) | |||||
10 | Математические зависимости в таблицах | 1 | |||
11 | Табличное решение задач на движение | 1 | |||
12 | Решение задач на движение | 1 | |||
Статистика (2ч.) | |||||
13 | Столбчатые диаграммы. Чтение диаграмм. | 1 | |||
14 | Анализ реальных числовых данных, представленных на столбчатых диаграммах | 1 | |||
Геометрия на службе человека (2ч.) | |||||
15 | Перпендикулярные и параллельные прямые. Читаем карту города | 1 | |||
16 | Перпендикулярные и параллельные прямые вокруг нас | 1 | |||
Обобщение. Подведение итогов (2ч) | |||||
17 | Защита мини-проектов на тему «Великие математики и их открытия» | 1 | |||
Всего: | 17 |
8 класс
Наименование разделов и тем | Кол час | план | факт | примечание | |
1 | Применяем математику. Математика на службе человека | 1 | |||
Математика в экономике (3ч.) | |||||
2 | Проценты. Три основные задачи на проценты | 1 | |||
3 | Отношения и пропорции. Оценка и прикидка при практических расчётах. | 1 | |||
4 | Решение задач. | 1 | |||
Реальные зависимости (3ч.) | |||||
5 | Формулы в реальной жизни | 1 | |||
6 | Графики реальных зависимостей | 1 | |||
7 | Решение задач. | 1 | |||
Статистика и теория вероятностей (4ч.) | |||||
8 | Статистика. Обработка статистической информации | 1 | |||
9 | Диаграммы. Чтение диаграмм. | 1 | |||
10 | Вероятность случайного события. | 1 | |||
11 | Решение задач. | 1 | |||
Геометрия на службе человека (4ч.) | |||||
12 | Определение недоступных расстояний | 1 | |||
13 | Применяем теорему Пифагора | 1 | |||
14 | Применяем подобие фигур | 1 | |||
15 | Решение задач. | 1 | |||
Обобщение. Подведение итогов (2ч) | |||||
16 | Решение задач. Подготовка к защите мини проекта | 1 | |||
17 | Защита мини-проектов на тему «Математика на службе у человека». | 2 | |||
Всего: | 17 |
9 класс
Наименование разделов и тем | Кол час | план | факт | примечание | |
1 | Применяем математику. Математика в профессиях | 1 | |||
Реальные зависимости (4ч.) | |||||
2 | Целое уравнение и его корни | 1 | |||
3 | Решение задач на производительность труда | 1 | |||
4 | Дробно – рациональное уравнение и его корни | 1 | |||
5 | Решение задач на сплавы и смеси | ||||
Математика в экономике (4ч.) | |||||
6 | Закономерности | ||||
7 | Арифметическая прогрессия | 1 | |||
8 | Геометрическая прогрессия | 1 | |||
9 | Решение задач | 1 | |||
Статистика и теория вероятностей (4ч.) | |||||
10 | Статистика. Обработка статистической информации | 1 | |||
11 | Комбинаторные задачи. | 1 | |||
12 | Сочетания и перестановки | 1 | |||
13 | Вероятность случайного события. | 1 | |||
Геометрия на службе человека (4ч.) | |||||
14 | Площади геометрических фигур | 1 | |||
15 | Векторные величины в природе | 1 | |||
16 | Окружность и круг | 1 | |||
17 | Обобщение и систематизация знаний | 1 |
Пособия и оборудование:
- Ященко И.В., Шестаков С.А. ОГЭ по математике от А до Я. Модульный курс. Задачи с практическим содержанием. — М.: МЦНМО, 2018. — 106 с.
- Ященко И.В., Шестаков С.А. ОГЭ по математике от А до Я. Модульный курс. Алгебра. — М.: МЦНМО, 2018. — 140 с.
- Ященко И. В. и др. Математика 9 класс. ОГЭ Типовые тестовые задания. - М., МЦНМО, 2016-2019.
- Интернет-источники
Технические средства обучения:
а) компьютер;
б) медиапроектор;
г) магнитная доска;
д) доска с координатной плоскостью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Математика на английском»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «CLIL. Математика на английском» для учеников 4 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности: математика 6 класс
Данная программа "Развитие познавательных способностей учащихся" содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного материала, содержание курса, тематическое планирован...
Рабочая программа по внеурочной деятельности : математика 7 класс
Данная программа "Методы решения твоческих задач" содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного материала, содержание курса, тематическое планирование...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и общество"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и общество" рассчитана на 2 часа в 5 классе...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» Научно-познавательное направление в 6 классе
Программа «Математика вокруг нас» рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).Цели программы:Сформировать интерес к изучению математики;Повышение математической культуры;Актив...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Математика 11 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности. "Практикум решения математических задач повышенной сложности" Математика 11 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Математика 5 класс. Основы финансовой грамотности.
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Математика 5 класс. Основы финансовой грамотности.Количество часов по учебному плану всего 35 часов в год; в неделю 1 час....