Уникальный модуль рабочей программы воспитания
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс на лучшую воспитательную практику среди образовательных организаций Петровского района
«Ориентиры воспитания»
Номинация: «Уникальный модуль рабочей программы воспитания»
Описание опыта новых форм воспитательных практик
«Воспитание духовных качеств личности учащегося в рамках реализации проекта «Киноуроки в школах России»
Выполнил(а):
учитель английского языка филиала МБОУ Избердеевской сош в с.Дубовое
Родина Ольга Николаевна
+7 (906) 658-06-98 ya.olga070687@yandex.ru
c. Дубовое
2023 г.
“Духовная жизнь ребёнка полноценна только тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок. ”
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Автономная некоммерческая организация «Центр развития интеллектуальных и творческих способностей «Интелрост» с 2016 г. реализует Всероссийский народный проект «Киноуроки в школах России».
В 2022 – 2023 учебном году в филиале МБОУ Избердеевской сош в с.Дубовое Петровского района Тамбовской области реализуется проект «Киноуроки в школах России» в рамках внеурочной деятельности в школе.
Проект «Киноуроки в школах России» направлен на развитие системы воспитания в школьных образовательных учреждениях России посредством создания детского игрового воспитательного кино. Воспитательный процесс в школах при этом осуществляется в интерактивной форме. Социально-творческая работа вокруг каждого фильма, акции поддержки создания кинокартины, просмотры, обсуждения, написание сочинений представляют собой систему, которая позволяет школьникам глубже осмыслить суть духовно-нравственных вопросов и приобрести опыт социально-полезной деятельности.
Система нацелена на воспитание у школьников внутренних, духовных качеств личности, которые напрямую влияют на образ мышления, формирование объективной оценки собственных и чужих поступков, а также их последствий для человека, окружающей среды, государства. Система воспитания – комплексный инструмент, ориентированный на решение государственных стратегических задач воспитания подрастающего поколения, обеспечивает консолидацию усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
При разработке идеи проекта был использован системный подход, сформирована таблица созидательных качеств личности. Каждое качество раскрывается в идее одного профессионального короткометражного игрового фильма, задача которого – вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения. К каждому фильму создаётся методическое пособие для учителя, предлагающее способ подачи учебно-воспитательного материала, раскрывающее авторский замысел содержания, расставляя акценты при формировании восприятия школьниками вводимого понятия, его значения и вариантов проявления в жизни. Важный результат киноурока – возникшая у школьников потребность подражания героям, обладающим рассматриваемым качеством. Заключительным этапом каждого киноурока является социальная практика, общественно полезное дело, инициированное классом после просмотра фильма и реализованное, как закрепление данного понятия, на практике.
Инновационная система духовно-нравственного воспитания школьников, создаваемая в рамках Проекта, позволяет организовать воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях в увлекательной интерактивной форме. Современная школа, как значимый социальный институт развития подрастающего поколения, нуждается в качественном инновационном инструменте, способном сформировать в школьниках стремления к высоким идеалам, побудить к скорейшей реализации высоконравственных целей на практике.
Все материалы Проекта получили высокую оценку Российской академии образования, рекомендованы Министерством просвещения Российской Федерации, размещены на портале «Российская электронная школа», входят в Межведомственный проект «Культура для школьников», программу «Культурные нормативы» Министерства культуры Российской Федерации.
- Описание воспитательной практики
Актуальность рабочей программы воспитания заключается в том, что на современном этапе наиболее эффективное воздействие на детей сегодня оказывает игровое кино. Кинематограф владеет широким спектром драматургических и аудиовизуальных возможностей, обладающих суггестивным эффектом в восприятии произведения. Фильмы, созданные в гуманистических принципах искусства специально для школьников и с их непосредственным участием, способны дать мощный толчок к развитию мотивации у детей. Киноуроки (или уроки воспитания с использованием киноискусства) – одновременно и традиционная, и новая форма диалога со зрителем. Фильмы, специально снятые для школы, нацеленные на воспитание чувств и разговор о главных проблемах нашей жизни, становятся основой кинопедагогики на рубеже нового этапа нашей жизни. Диалог с экраном - это переход с позиции «просто зрителя» на позицию собеседника, и далее: от сопереживания - к сотворчеству, к активному «достраиванию» экранного мира, к более глубокому пониманию авторской концепции, истолкованию фильма как модели мира; к самовыражению - через творчество. Стать грамотным зрителем и получать от кино больше удовольствия? Научиться не верить лживым новостям и обману в рекламе? Научиться видеть мир и понимать его по- новому? Почему бы и нет?..
Практическая значимость – программа совмещает элементы воспитания и образования, даёт школьникам возможность приобщиться к ценностям человеческой культуры, морали, этики через работу с короткометражными фильмами, снятыми специально для этой цели.
Название программы - «Воспитание духовных качеств личности учащегося в рамках реализации проекта «Киноуроки в школах России».
Цель программы – создание инновационной системы воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе нравственных ценностей.
Миссия программы– воспитание поколений выпускников школ со сформированной широкой библиотекой этических качеств, высоким уровнем социальной и интеллектуальной компетентности.
Задачи программы
Обучающие:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
- Научить разрабатывать и реализовывать социальные практики.
Развивающие:
- Развивать навыки самостоятельного анализа и оценки предполагаемой информации;
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Воспитательные:
- Воспитание навыков сознательного поведения в обществе;
- Воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности.
Участники программы - педагогические и другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации.
Оригинальная идея программы заключается в том, что инновационная система воспитания школьников, создаваемая в рамках Проекта, позволяет организовать воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях в увлекательной интерактивной форме. Современная школа, как значимый социальный институт развития подрастающего поколения, нуждается в качественном инновационном инструменте, способном сформировать в школьниках стремления к высоким идеалам, побудить к скорейшей реализации высоконравственных целей на практике.
Ценностно – смысловое наполнение программы - социальные практики популяризируют тему активного субъектного участия школьников в решении общественных проблем на местном, региональном, национальном уровнях; предоставляют возможности для получения опыта участия в общественных процессах в контакте с различными общественно-государственными структурами, включения в командные формы социально ориентированной деятельности. Получение опыта выполнения социальных практик является важным условием укрепления гражданской идентичности и нравственных ценностей наряду с традиционными формами обучения и воспитания.
- Описание основных этапов реализации воспитательной практики
Методическим обеспечением системы являются киноуроки – детские короткометражные художественные фильмы, раскрывающие нравственные понятия и ценности человека, и рекомендации для педагогов.
Программа реализуется в соответствии с целями, обозначенными в стратегических и нормативных документах Российской Федерации, ориентированна на решение задач Национальных проектов «Культура» и «Образование».
Сегодня воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Программа реализуется в соответствии с целями и задачами, обозначенными в следующих стратегических и нормативных документах Российской Федерации:
1. Указ Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
2. Паспорт национального проекта «Культура» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).
3. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
4. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
Предлагаемая система ориентирована на воспитание у школьников внутренних, нравственных качеств личности, которые напрямую влияют на образ мышления, формирование объективной оценки собственных и чужих поступков, а также их последствий для человека, окружающей среды, государства.
С учетом положений Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года была сформирована таблица созидательных качеств личности, понятий и принципов, при составлении которой использовался советский этический словарь. В таблицу включено 99 понятий (качеств), в соответствии с количеством месяцев обучения в общеобразовательных учреждениях с 1 по 11 классы. Уровень сложности вводимых понятий (принципов, ценностей) увеличивается от месяца к месяцу, от одного учебного года к другому, с учетом взросления школьников, их готовности к восприятию более сложного и глубокого материала.
Прогнозируемые результаты
В результате обучающиеся обретут положительные качества личности и получат навыки организации благотворительных, волонтерских, социальных практик через реализацию общественно-полезного дела.
В результате реализации программы, обучающиеся должны знать:
- Заповеди и соответствующие притчи.
- Источники наших нравственных знаний.
- О совести как основе нравственности.
- О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствия своих поступков.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать заповеди.
3. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
8.Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
Киноуроки проводятся в рамках урочной и внеурочной деятельности и состоят из следующих блоков:
1. Просмотр детского игрового фильма на определенную тематику.
2. Обсуждение фильма по материалам методического пособия или собственных разработок, во время которого решаются поставленные педагогом задачи.
3. Проведение внеурочной практической деятельности класса по теме киноурока.
Этапы восприятия киноурока:
- Впечатление - через просмотр фильма;
- Осмысление - через обсуждение с классом;
- Применение - через участие в организованной созидательной деятельности класса по теме киноурока.
Сквозная система проведения киноуроков:
1. Программа является системой образовательного и воспитательного сопровождения школьника в процессе школьного обучения.
2. Киноуроки создаются для возрастной категории школьников 1-11 классов.
3. В учебном плане филиале МБОУ Избердеевской сош в с.Дубовое в одну учебную неделю полностью проводится 1 киноурок, в рамках которого каждый раз рассматривается одно понятие или одна ценность или одно качество человека. За 9 учебных месяцев (т.е. за 1 учебный год) проводится не менее 34 киноуроков. В рамках одного киноурока можно объединить для просмотра и выполнения социальной практики несколько классов.
Важный результат киноурока – возникшая у школьников потребность подражания героям, обладающим рассматриваемым качеством.
Основой системы образования и воспитания является проведение социальных практик, реализуемых в соответствии с тематикой просмотренных киноуроков.
Социальная практика – общественно полезное дело, инициированное классом после проведения киноурока, которое позволяет проявить раскрываемое в фильме качество личности на практике.
Цель социальных практик – создание условий для развития у детей и подростков понимания и принятия ценности созидательных качеств личности, формирования потребности в проявлении продуктивной социальной активности.
Данная программа позволяет организовать образовательный и воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях в увлекательной интерактивной форме.
Настоящая Программа разработана в соответствии с Примерной программой воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию; протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20), предназначена для реализации в общеобразовательных учреждениях в течение одного учебного года.
Обязательными требованиями к реализации является системность (один киноурок – один месяц) и непрерывность работы с обучающимися.
Обоснование преимуществ для различных категорий участников Программы.
Выгодополучатель | Выгода |
Школьники | 1. Участие в социально значимом созидательном деле с большим резонансом в СМИ. 2. Престиж сопричастности к проекту. 3. Осознание правильности поступков. 4. Появление дополнительного интереса к другим фильмам, созданным при участии школьников из других регионов. 5. Ассоциирование себя с киноуроком, созданным с помощью участия школьника в акции. 6. Внутреннее взросление. |
Учитель | 1. Получение готового инструмента воспитания, созданного коллективным трудом большого числа высококлассных специалистов в области искусства, культуры, образования, кинопедагогики. 2. Возможность создания в социальной среде класса смысловых опор, позволяющих выстраивать социальный фундамент для формирования высоконравственной личности школьника. 3. Возможность выстраивать культурные правила отношений детей друг к другу, внешнему миру, ценностному выбору поведения и поступков. 4. Общественно полезные акции школьных классов, выраженные в их практической реализации на основе тем проводимых киноуроков, помогут педагогам популяризовать и закрепить в сознании школьников смысловые ценности и созидательные принципы. |
Родитель учащихся |
|
- Результаты воспитательной практики.
В результате обучающиеся получат навыки организации благотворительных, волонтерских, социальных практик через реализацию общественно-полезного дела.
В результате реализации проекта обучающиеся должны знать:
- Отличие понятий «этика» и «этикет».
- Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
- Правила вежливости и красивых манер.
- Заповеди и соответствующие притчи.
- Источники наших нравственных знаний.
- О совести как основе нравственности.
- О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствия своих поступков.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
10. Выполнять общение.
11. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
12. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
13. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
14. Быть сострадательными к чужому горю.
15.Не обижать животных и птиц.
16. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
17.Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
Отчет по реализации социальных практик за 2022 – 2023 учебный год
За 2022 – 2023 учебный год в филиале МБОУ Избердеевской сош в с.Дубовое на данный момент мною реализовано 39 социальных практик, в которых участвовали учащиеся с 1 по 11 классы, их родители, волонтёры. Наша школа занимает первое место в реализации социальных практик в Тамбовской области на сайте Киноуроки в школах России. Вместе с ребятами участвуем во Всероссийском конкурсе субъектов Российской Федерации «Созидаем будущее» и в Международном конкурсе социальных практик.
В таблице представлены социальные практики, которые реализованы в филиале МБОУ Избердеевской сош в с.Дубовое за 2022 – 2023 учебный год с сентября по март.
№ п/п | Название киноурока | Класс | Название практики | Ссылка на социальную практику |
Школьные ботаны | 8-11 | Путь к успеху. | ||
Дом | 5 | Я твой друг и ты мой друг. | ||
Песня ветра | 1-4 | Спортивный праздник «Вместе мы сила!» | ||
Эра | 1 | Наши мечты. | ||
Три солнца | 3 | Уважение внутри каждого из нас. | ||
Пять дней | 3,6,7 | Письма солдатам. | ||
Пять дней | 10 | Благодарность потомков. | ||
Друг в беде не бросит | 2 | Друг познаётся в беде. | ||
Другой мир | 4 | Мир, где нет больных, нет воины, и все люди счастливы! | ||
Великий | 5 | Давайте жить справедливо. Справедливость –это истина жизни. | ||
Мост | 7 | С днём матери. | ||
Мост | 10,11 | Осенний балл в стиле «90-х». | ||
Не трус и не предатель | 1 | Лучший друг. | ||
Интервью с неудачником | 7 | Меньше слов, а больше дела. | ||
С Новым годом, Раиса Родионовна! | 1,2,3,4,6 | Новогодние композиции. | ||
С Новым годом, Раиса Родионовна! | 5,6 | Новогодняя открытка для родных. | ||
С Новым годом, Раиса Родионовна! | 2,5,8,11 | Акция «Новый год в каждый дом». | ||
Новогодний подарок | 10 | Как баба Яга украла счёты радости. | ||
Новогодний подарок | 8,9,10,11 | Спектакль «Чудеса под новый год» | ||
Живой город | 10 | Поделитесь счастьем с другими. | ||
Живой город | 2,9 | Что такое счастье? | ||
Чистодей | 2 | Кормушка для птиц своими руками. | ||
Наследники победы | 7 | Дни воинской славы России. | ||
Живой город | 5,6 | Инсценировка сказки «Репка». | ||
Мост | 7 | Весточка солдату. | ||
Дом | 6 | Трудовой десант. | ||
Живой город | 7-11 | Тайна старого компаса. | ||
Живой город | 1-6 | Веселые игры и танцы с медведем. | ||
Звёзды из колодца | 5 | Самбо – наука побеждать! | ||
Мандарин | 1 | Валентинки для друзей. | ||
Честь имею | 3 | Честь и достоинство. | ||
Ванька – адмирал | 2 | Герой с нашего села. | ||
Звёзды из колодца | 8,9,10 | Сильные, ловкие, смелые. | ||
Живой город | 1-11 | Традиционные забавы. | ||
Интервью с неудачником | 5-7 | Интеллектуальная игра «Что, где, когда» | ||
Не трус и не предатель | 3-4 | Весёлые старты. | ||
Экзамен | 3 | Открытка для мамы. | ||
8 марта | 9 | Хорошие поступки. | ||
Не трус и не предатель | 6,7,8 | Профильная смена «Поехали» | ||
Экзамен | 1-4 | Пасха красная |
Филиал МБОУ Избердеевской сош в с.Дубовое Петровского района Тамбовской области находится на первом месте в рейтинге социальных практик, которые реализуются в Тамбовской области.
- Фото материалы, иллюстрирующие реализацию воспитательной практики
- Ссылки на актуальную информацию о воспитательной практике в сети Интернет
Ссылка на мой личный кабинет на сайте Киноуроки в школах России https://lk.kinouroki.org/users/97701
Рейтинг социальных практик по областям и по школам https://lk.kinouroki.org/rating/search/users?role_ids%5B0%5D=1&role_ids%5B1%5D=5&role_ids%5B2%5D=6®ion_id=72
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель проведения мастер-класса «Восстановительные технологии в работе классного руководителя при реализации модуля рабочей программы воспитания «Классное руководство»
В ходе мастер-класса будет продемонстрирован метод восстановительной технологии, прием работы в рамках модуля «Классное руководство» ...
Модуль 3.5. «Самоуправление». к Рабочей программе воспитания МАОУ лицей №27 г. Улан-Удэ на 2021-2025 г.г.
Модуль 3.5. «Самоуправление». к Рабочей программе воспитания МАОУ лицей №27 г. Улан-Удэ на 2021-2025 г.г. ...
Диплом победителя регионального конкурса модулей рабочей программы воспитания "Эврика" номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания"
Номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания " (Длительная образовательная игра "Дети капитана Гранта" 7класс)...
Выступление на совещание ЗДВР по модулю внеурочная деятельность рабочей программы воспитания
Выступление на совещание ЗДВР по модулю внеурочная деятельность рабочей программы воспитания...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Модуль «Школьный урок»
Программа воспитания средствами музейной педагогики...
Мероприятия по обеспечению комплексной безопасности в рамках модуля «Профилактика и безопасность» рабочей программы воспитания в 2022-2023 учебном году
Подготовка и уточнения документации по безопасности в школе, (Паспорт безопасности школы с приложениями, приказы, инструкции, журналы).Подготовка и проверка организации пропускного режима в школ...
Содержание учебного предмета "Технология" 5-9 классы , учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и с учётом рабочей программы воспитания.
Аннотация, Содержание учебного предмета "Технология" 5-9 классы на 2023-2024 год.,...