РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Модуль «Школьный урок»
рабочая программа (5 класс)

Шибинская Светлана Анатольевна

Программа воспитания средствами музейной педагогики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika_v_shkole.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Модуль «Школьный урок»
Возраст обучающихся: 7 - 17 лет
Срок реализации: 2022-2023 учебный год

Автор программы: Шибинская С. А.
Воспитатель
ГБОУ Школа-интернат №17

Программа воспитания средствами музейной педагогики

В учебный и воспитательный процесс ГБОУ Школа-интернат №17 органично включена музейная педагогика.  Музей в школе помогает привить школьникам полезные для жизни навыки, построить правильные и полезные понятия об окружающем, возбудить их любознательность. Кроме того, школьный музей - это интерактивное пространство, в котором осуществляется познавательно-досуговая деятельность обучающихся, пространство для совместного творчества педагогов и учащихся, развития партнерских отношений учителя с учениками.

Деятельность школьного музея направлена на развитие у обучающихся коммуникативных компетенций, навыков поисковой и исследовательской работы, на формирование интереса к истории и культуре своей страны и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

Возможности школьного музея успешно используются в реализации воспитательного потенциала урока.

Школьный музей выступает помощником в осуществлении наглядного и интерактивного методов преподавания, в организации практической работы школьников, расширяя тем самым образовательное пространство предмета. Это способствует закреплению и расширению знаний, полученных школьниками на уроках истории, обществознания, литературы, географии и даже математики и физики.

Большинство экспонатов находится в открытом доступе, это позволяет более детально рассмотреть предмет, ощутить свою сопричастность к событиям прошлого. Школьникам предоставлена возможность самим создать «музейный предмет» (макет артефакта), что способствует развитию творческого потенциала ребенка.

Содержание экспозиций, проекты и акции школьного музея инициируют школьников к поисковой и исследовательской деятельности, оказывают содействие в реализации их индивидуальных и групповых исследовательских проектов.  Это способствует приобретению обучающимися навыков самостоятельного определения и решения теоретической проблемы, формирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим выводам и мнению, опыта публичных выступлений и обоснования своей позиции.

Осваивая музейное дело, обучающиеся получают элементарные навыки основ музейной научной работы – изучение методики исследовательской, фондовой, научной, экспозиционной и экскурсионной работы. Возможно, для кого-то из ребят деятельность в этом направлении станет будущей профессией.

Пространство музея способствует установлению доверительных, партнерских отношений между педагогом и обучающимися: интерактивный формат занятий, живой диалог, безоценочное общение.

Правила поведения в музее на практике помогают освоить обучающимся культуру поведения, общения со взрослыми и одноклассниками: бережное отношение к окружающим предметам, не перебивать рассказчика, уважительно относиться к окружающим.

Школьный музей реализует систему патронажа старшеклассников над младшими школьниками: акция «Я покажу тебе музей» - суть которой заключается в том, что старшеклассник показывает музей и рассказывает о его экспонатах младшим школьникам. Школьный музей принимает активное участие в подготовке и проведении мероприятий, приуроченных к знаменательным датам и событиям: уроки Мужества, тематические передвижные выставки, сменные экспозиции, квесты и мастер-классы. Так, акция «Музейный сундучок», когда музей «приходит» в классную комнату, позволяет преподнести материал урока в новом формате, тем самым способствуя лучшему его восприятию детьми. В школе практикуется проведение в пространстве школьного музея учебных мероприятий – олимпиада, урок-квест, урок-путешествие и урок-деловая игра; учебно-развлекательных мероприятий – викторины, конкурсы, интеллектуальные турниры.

 Ресурсы школьного музея позволяют включить в содержание урока игровые элементы, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. В школьном музее органично используются интерактивные формы обучения школьников, предоставляющие возможность научиться взаимодействию с другими детьми и работе в команде - работа в парах или группах дает опыт ведения диалога, нахождения компромисса.

Школьный музей имеет богатый материал и многообразие возможностей для демонстрации детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности посредством подбора задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения, анализа поступков людей, истории судеб, обсуждения происходящих в мире событий. Все это помогает реализовать воспитательные возможности содержания учебного предмета.  Использование информационно-коммуникативных технологий расширяют возможности и круг деятельности школьного музея – программы-тренажеры, тесты, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи и фильмы, видеолекции и онлайн-конференции. Все это позволяет школьному музею не оставаться в стороне в условиях дистанционного обучения школьников. Кроме того, освоение новых онлайн платформ поддерживает интерес школьников к учебе.

 Таким образом, школьный музей, как эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения, обладает огромным потенциалом педагогического воздействия в осуществлении нравственного, гражданского и патриотического воспитания.

Список используемой литературы:

Борин Я. Как мы составляли у себя школьный музей // Вопросы и нужды учительства. – 1910 – Вып. 5. – С.51-54.

Галкина Т. В. Музейная педагогика: коммуникативный феномен экскурсии как базовой музейно-педагогической формы //Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – Выпуск 4 (94). С.63-76.

Микулан И.Н. Школьный музей как средство формирования патриотизма учащихся. Дисс. … кан. пед наук. – Ставрополь. 2006. – 176 с.

Яхно Ю.Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства// Школа: день за днем. Электронный педагогический альманах. Б\м, 2006



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательному предмету «Физическая культура» - 3-й урок физкультуры 5-9 классы «Баскетбол»

На  современном  этапе  перестройки  школьного  образования, в  частности, специальных (коррекционных)  школ,   физическое  воспитание  должно...

Обновление в рабочей программе учебного предмета, курса обязательного пункта 3 «Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Обновление в рабочей программе учебного предмета, курса обязательного пункта 3 «Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводим...

Диплом победителя регионального конкурса модулей рабочей программы воспитания "Эврика" номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания"

Номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания " (Длительная образовательная игра "Дети капитана Гранта" 7класс)...

Выступление на педсовете.Общие тенденции российского образования. Внедрение рабочей программы воспитания и календарных планов воспитательной работы в образовательной организации в рамках нового учебного года.

Общие тенденции российского образования. Внедрение рабочей программы воспитания и календарных планов воспитательной работы в образовательной организации в рамках нового учебного года....

Доклад: «Реализация рабочей программы воспитания в школе на уроках географии» 2023

Доклад: «Реализация рабочей программы воспитанияв школе на уроках географии»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ) 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС....

Обновление структуры и содержания рабочей программы воспитания в контексте требований Федеральной программы воспитания

В статье я кратко познакомлю с обновлениями в воспитательной работе в связи с новым законодательством в области воспитания....