Программа деятельности летнего дворового клуба "ЧУМовое лето", 2022 г.
рабочая программа
Содержание деятельности летнего дворового клуба направлено на приобщение детей и подростков к культуре и традициям коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа как средству духовно-нравственного воспитания, накопления опыта положительного эмоционального-ценностного отношения к миру, формирования чувства патриотзма и интернационализма, готовности беречь и приумножать лучшие народные традиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_chumovoe_leto.docx | 459.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СПЕКТР»
| «Утверждаю» Директор МБУ ДО «Спектр» ________Н.П. Сорокина приказ № от |
ПРОГРАММА
деятельности дворового клуба
«ЧУМовое лето»
Возрастная категория: от 6 до 17 лет
Сроки реализации:
с 01.06.2022 по 24.06.2022.
Автор-разработчик программы: Пономарева Л.А., педагог дополнительного образования
пгт. Новоаганск 2022 г
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………5
1.1. Актуальность и социальная значимость программы…………………....5
1.2. Отличительные особенности программы ………………………………..6
1.3. Новизна программы ……………………………………………………….7
1.4. Понятийный аппарат……………………………………………………....7
II. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ……..8
III. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ…………………………….9
IV. ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ………………………………………..10
4.1. Цели и задачи программы……………………………………………….10
4.2. Предполагаемые результаты ………………………………………...…..10
V. КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ ………………………………………………………………..11
VI.СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ……..12
6.1. Логика развития содержания по этапам……………………………..…12
6.2. Модель игрового взаимодействия……………………………………....15
6.3. Система мотивации и стимулирования участников программы……..17
6.4 Организационная структура……………………………………………...18
VII.КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.......................................21
VIII. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СИСТЕМА АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ……….23
IX. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ..24
XI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………...25
ПРИЛОЖЕНИЯ
Стартовая, итоговая анкета для детей
Анкета-опросник для родителей
Устав и законы
Правила поведения
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Полное название проекта | Программа деятельности летнего дворового клуба «ЧУМовое лето» |
Автор проекта | Пономарева Л.А., педагог дополнительного образования |
Руководитель проекта | Сорокина Н.П. – директор МАУ ДО «Спектр» |
Полное название проводящей организации | Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спектр» |
Адрес организации | 628647, ХМАО – Югра, Тюменская область, Нижневартовский район, пгт. Новоаганск, ул. Центральная, 15 Б Телефон (факс) (34668) 5-25-56 |
Форма организации летнего отдыха, оздоровления, занятости детей | Дворовый клуб |
Место проведения | МАУ ДО «Спектр» пгт. Новоаганск, ул. Центральная, 15 Б |
Сроки реализации | Июнь 2022 года, 1смена (01-24.06.2022– 17 дней) |
Общее количество участников | 80 детей в возрасте от 6 до 17 лет |
Условия участия в программе | Заявление родителей (законных представителей) обучающихся |
Социальная значимость | Программа обеспечивает организованную форму отдыха детей, профилактику безнадзорности и социализацию детей. |
Направленность программы | Социально гуманитарная, этнокультурная. |
Цель программы: | Организация активного отдыха и создание комфортной воспитательной среды, способствующей формированию и развитию национального самосознания и этнической толерантности через приобщение детей и подростков к культурным ценностям коренных народов Югры. |
Задачи программы |
|
Ожидаемые результаты: |
|
Краткое содержание проекта | Содержание деятельности Дворового клуба направлено на приобщение детей и подростков к культуре и традициям коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа как средству духовно-нравственного воспитания, накопления опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к миру, формирования чувства патриотизма и интернационализма, готовности беречь и приумножать лучшие народные традиции. Смена построена в форме сюжетно-ролевой игры. Жизнедеятельность смены моделирует жизнь аборигенов Севера. В течение всей игры (смены), участники и организаторы дворового клуба живут в единстве с природой, согласно национальным традициям и обычаям. Легенда смены отражена в тематическом планировании. Участники смены в игровой, увлекательной форме знакомятся с историей края, культурой и бытом коренных народов Югры. Программа сочетает в себе возможности, как для физического развития, так и для формирования качественных параметров у подрастающего поколения, которые позволяют детям включиться в жизнь социума. |
Финансовое обеспечение | Финансирование дворового клуба осуществляется за счет средств МАУ ДО «Спектр» |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Организация отдыха и оздоровления детей – одна из основных задач образовательных организаций в летний период.
Поскольку в течение учебного года большую часть времени дети проводят за умственными занятиями, целесообразно период летнего отдыха основывать на физической активности, не упуская интеллектуального, творческого, нравственного развития. Именно летние лагеря, организуемые образовательными учреждениями, могут обеспечить ребенку смену формы и сферы общения, личных связей, смену единого социокультурного и информационного пространства, новые формы учебно-воспитательного процесса, новую природную и социально-коммуникативную среду.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спектр»» – является площадкой для организации и внедрения мало затратных форм отдыха детей. На базе учреждения в летний период организована работа дворового клуба.
Дворовый клуб – это не только социальная защита, это еще и полигон для развития творческого потенциала, обогащения духовного мира и интеллекта, освоения комплекса нравственных норм и социальных ролей, формирования и развития активной гражданской позиции детей и подростков.
Разработка программы оздоровления и занятости детей была обусловлена:
- повышением спроса родителей на организованный летний отдых детей;
- организацией занятости детей в летний период времени против безнадзорности, асоциального и аддитивного поведения подростков;
- модернизацией старых форм воспитательной работы и введением новых;
- необходимостью укрепления здоровья детей и формирования у них высших ценностей, идеалов, ориентиров;
- созданием условий для неформального общения ребят с педагогами и сверстниками, что обеспечит расширение сферы их сотрудничества и содержательных контактов.
- Актуальность и социальная значимость программы
Программа дворового клуба «ЧУМовое лето» направлена на реализацию приоритетных направлений государственных программ воспитания подрастающего поколения.
Одной из основных направлений Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года является приобщение детей к культурному наследию, создание условий для сохранения и поддержки этнических культурных традиций, народного творчества.
Россия является одной из самых крупных в мире многонациональных стран. На территории Российской Федерации проживает около 190 народов, у каждого из которых есть свои уникальные особенности как материальной, так и духовной культуры.
Огромное значение в жизни и развитии каждой нации играют межнациональные отношения в сфере их духовной жизни. Они направлены на взаимное обогащение народов в области духовной культуры и в то же время на сохранение и развитие их национальной самобытности.
В настоящее время как никогда осознается необходимость подготовки высококультурных и образованных членов российского общества, которые могут жить и работать в полиэтнической среде, знающих и уважающих не только свою этническую культуру, но и культуру других этнических групп, способных сочетать национальные и интернациональные интересы.
Актуальность данной программы определяется необходимостью формирования личности, способной успешно функционировать в условиях неоднородной этнической среды, обладающей высоким уровнем этнокультурной компетентности.
- Отличительные особенности программы
Программа нацелена на формирование у воспитанников духовности и общечеловеческих ценностей через приобщение к традиционной культуре коренных народов Югорской земли в доступной занимательной форме.
Одна их применяемых форм основывается на эффекте «проживания» детьми и подростками предлагаемого сюжета ролевой игры, когда испытываемые ощущения становятся субъективно реальными. В данной программе игра содержит имитацию жизни аборигенов с традиционными правилами взаимодействия с природой и социумом. Романтизм и эмоциональность игры, возможность почувствовать себя настоящим лесным жителем обеспечивает привлекательность игры и позволяет достичь принятия иных культурных ценностей.
При составлении программы учитывались технические и материальные возможности учреждения, накопленный опыт организации деятельности дворового клуба, уровень подготовки педагогического коллектива, а также близость этнографического парка-музея с. Варьёган и окружающий природный ландшафт.
Определены вариативные формы работы с детьми по приобщению детей к культурно-историческому наследию коренных народов Югры:
- реализация краткосрочных проектов;
- привлечение к реализации программы представителей коренных малочисленных народов ханты и манси;
- создание развивающего этнокультурного пространства;
- организация национальных интеллектуальных и спортивных игр;
- проведение фольклорных праздников и конкурсов декоративно-прикладного творчества;
- организация театрального фестиваля по сказкам северных народов.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение одной лагерной смены.
1.3. Новизна программы
На протяжении последних шести лет в дворовом клубе МАУ ДО «Спектр» пгт. Новоаганск успешно реализуются авторские программы традиционно связанные с тематикой года или значимыми событиями в Ханты-Мансийском автономном округе.
Данный проект приурочен к году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, объявленного Указом Президента Российской Федерации В.В. Путиным.
Опыт работы дворового Клуба – это поиск интересного (развивающего) содержания и эффективной формы организации летней оздоровительной кампании, которая отвечала бы современным условиям развития общества.
Созданная в учреждении система повышения педагогического мастерства педагогов позволяет целенаправленно подходить к вопросам воспитания, развития и оздоровления детей. Учет возрастных особенностей, индивидуального уровня физического и психического развития, анализ интересов и потребностей детей разных категорий позволяет целесообразно использовать в практической деятельности современные педагогические технологии, способствующие самопознанию и самоопределению детей и подростков:
- технология проектирования воспитательного процесса;
- технология сотрудничества;
- технология здоровьесбережения;
- игровые технологии;
- технология КПД;
- технология «информационное зеркало»;
- шоу-технология и др.
1.4. Понятийный аппарат
Аборигены - небольшие по численности этносы, сохранившие традиционный уклад быта и хозяйства.
Игра — необходимый вид деятельности, в процессе которого применяется и обогащается накопленный детьми жизненный опыт, углубляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки, необходимые им для успешной самореализации, воспитываются организаторские способности.
Развитие лидерского потенциала - это формирование готовности к проявлению собственных знаний, умений и лидерских способностей в организации других на социально значимое дело.
Этнокультура – это культура конкретного этноса, которая находит свое выражение в определенном этническом самосознании материальных и духовных ценностей, проявляющихся в нравственно-эстетических нормах, в образе жизни, одежде, жилище, кухне, социально-бытовых установках, этикете, религии, языке, фольклоре и психологическом складе этноса.
Этнокультурное воспитание понимается как деятельность, направленная на повышение этнической осведомленности, формирование основ национального самосознания и положительной этнической идентичности через усвоение ценностных ориентаций своего народа и обеспечивающая успешное вхождение ребенка в контекст мировой культуры.
Этнокультурное развитие представляет собой процесс освоения детьми этнокультурного наследия, становления эмоционально-ценностного отношения к данному опыту, а также в способности ребенка пользоваться усвоенным этнокультурным опытом в различных видах детской жизнедеятельности.
- КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ
К участию в программе дворового Клуба приглашаются обучающиеся МАУ ДО «Спектр», школьники поселка в возрасте 6-17 лет. Общее количество участников программы – 80 детей и подростков.
Особое внимание уделяется вовлечению в дворовый клуб:
- детей из многодетных, малообеспеченных, неполных семей;
- детей и подростков «группы риска», а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- детей из семей, имеющих родителей пенсионеров;
- детей-сирот и детей, находящихся под опекой граждан.
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ
Концепция программы прослеживается в реализации комплекса физкультурно-оздоровительных, гражданско-патриотических, интеллектуально-познавательных и художественно-творческих мероприятий, направленных на формирование интереса у детей и подростков к изучению культурно-исторического наследия своего города, региона, страны.
Одной из ключевых идей программы является постоянное развитие ребенка. Реализация этой идеи возможна при осуществлении принципа свободы выбора, когда разноплановая, творческая деятельность затрагивает сферу чувств ребенка и позволяет ему осознать себя личностью.
Другая идея заложена в оздоровлении детей и подростков в условиях летнего дворового клуба, направленном на решение проблемы воспитания здорового человека.
Третья идея базируется на придании смене особой среды с этническим колоритом, в которой у подрастающего поколения вырабатывается готовность к межкультурному диалогу.
Вышеперечисленные идеи тесно переплетаются с идеей организации игры, как формы увлекательной работы с разновозрастным детским коллективом в условиях дворового клуба.
IV. ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ
4.1. Цели и задачи программы
Цель программы: Организация активного отдыха и создание комфортной воспитательной среды, способствующей формированию и развитию национального самосознания и этнической толерантности через приобщение детей и подростков к культурным ценностям коренных народов Югры.
Задачи программы:
- организация летней занятости и расширение кругозора детей через игры, объединенные единым игровым сюжетом;
- организация комплекса мероприятий по оздоровлению и оптимизации физической активности детей с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;
- формирование у детей и подростков гражданско-патриотических качеств: любви к родному краю, чувства гордости за свой округ, свою страну;
- формирование у детей познавательного интереса к истории и традициям коренных народов, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края;
- содействие осознанию и принятию воспитанниками ценностных ориентаций на основе положительного опыта культуры, традиций и быта коренных жителей Севера;
- содействие адаптации и социализации детей и подростков в условиях временного коллектива;
- создание условий для раскрытия лидерского, творческого и интеллектуального потенциала несовершеннолетних.
4.2. Предполагаемые результаты
- осознание воспитанниками потребности в укрепления своего физического здоровья, силы и выносливости;
- проявление у воспитанников чувства гражданственности, патриотизма, гордости за свой округ, свою страну;
- проявление устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей;
- обогащение детей и подростков национальным опытом ненасильственного сосуществования с природой и социумом;
- получение положительного опыта социальных отношений, навыков коллективной и организаторской деятельности, развития лидерских качеств;
- активное включение детей в творческую и интеллектуальную деятельность;
- осознание подростками собственных личностных изменений и готовности к саморазвитию.
.
V. КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Критерии | Индикаторы |
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы | Атмосфера сотрудничества и взаимодействия |
Качество организуемой деятельности | Количественный показатель участия детей в делах смены |
Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, мотивация на ЗОЖ | Активное участие детей в спортивных мероприятиях, соревнованиях, отсутствие вредных привычек |
Гражданское - патриотическое самосознание детей и подростков | Эмоционально-ценностное отношение к проводимым мероприятиям, активное участие в социальных акциях |
Социальная адаптация личности в условиях временного коллектива | Активность, личностный рост |
Саморазвитие детей и подростков | Самореализация детей в творческой и познавательной деятельности |
Развитие лидерских качеств личности | Деятельность органов детского самоуправления |
Практические умения и навыки коммуникации | Бесконфликтное общение, проявление толерантности |
Уровень удовлетворенности детей от участия в программе | Стабильное желание детей в посещении дворового клуба |
Уровень удовлетворенности родителей качеством реализации программы | Положительные отзывы родителей |
В течение смены воспитатели проводят ежедневную диагностику эмоционального состояния участников программы, ведутся наблюдения за приоритетными видами деятельности участников, рабочие отрядные дневники.
Разработан механизм обратной связи. Удовлетворенность детей жизнедеятельностью смены оценивается с помощью «Дерева настроения». В конце каждого дня ребята на дереве рисуют листочки цветом, который соответствует их настроению и отношению к тому или иному событию дня: красный - отлично, зелёный – хорошо, жёлтый – так себе, коричневый – плохо, скучно.
Обратная связь позволяет организаторам и педагогам анализировать и оперативно корректировать содержание и качество своей работы.
VI.СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях дворового клуба. Содержание программы реализуется через следующие направления: гражданско - патриотическое, интеллектуально-познавательное, спортивно-оздоровительное, художественно - эстетическое, духовно-нравственное. Вся деятельность в рамках данных направлений также имеет приоритетную этнокультурную направленность.
6.1. Логика развития содержания по этапам программы
Программа летнего дворового клуба «ЧУМовое лето» реализуется в 3 этапа:
1.Организационный
2. Основной
3. Заключительный
1-й этап «Организационный» (1-3 день)
2-ой этап «Основной» (4-15 день)
Задачи этапа | Мероприятия | Ожидаемый результат | |
Приобщение к разнообразному опыту социальных ролей через участие в игре. | Соревнования, конкурсы, художественно-творческая деятельность. | Освоение участниками своей игровой роли. Увеличение количества воспитанников, занимающих активную жизненную позицию. | |
| КТД Выполнение поручений в отряде. | Отсутствие конфликтных ситуаций между детьми разных возрастов и национальностей Получение детьми опыты работы в команде. | |
Содействие раскрытию лидерских качеств | Работа органов самоуправления. Конкурс командиров отрядов. | Формирование лидерских качеств: умения командовать, нести ответственность за других. | |
Формирование интереса к истории родного края, страны | Виртуальные путешествия по Западной Сибири. Просмотр документальных фильмов. Квесты, викторины. | Расширение у детей кругозора. Проявление патриотических чувств. | |
Укрепление здоровья, содействие физическому развитию и формирование установок на здоровый образ жизни. | Физическая разминка. Спортивные соревнования, эстафеты. Соревнования по национальным видам спорта. Игровые часы на свежем воздухе. Беседы по безопасности жизнедеятельности и ЗОЖ, по оказанию первой медицинской помощи. Профилактические акции. | Повышение уровня физического развития у воспитанников. Повышение потребности в физическом совершенствовании. Появление установок на здоровый образ жизни. | |
Формирование патриотических ценностей | Викторины по символике Российской Федерации. Конкурс рисунков « Лица России». Участие в акции «Мы вместе! Мы – Россия!». Участие в акции «Красная гвоздика». Флеш-моб. | Расширение знаний у детей по символике РФ.
| |
Формирование интереса к традиционной национальной культуре. | Познавательная программа о жизни и быте народов ханты Конкурс моделей чума. Мастер-классы от представителей малых коренных народов. Виртуальная экскурсия в музей. Выставка поделок национальных хантыйских оберегов и обрядовых талисманов. | Расширение участниками смены своих знаний о культуре народов ханты. Обретение опыта изготовления северных сувениров. Осмысление и принятие воспитанниками иных культур. | |
Привлечение к участию в программе социальных партнеров | Посещение тира ФОК «Олимп». Просмотр фильмов в ДК «Геолог». Проведение выставки и беседы работниками этнографического музея с.Варьеган. Проведение совместных мероприятий с работниками детской библиотеки. | Успешное взаимодействие с социальными партнерами. | |
Создание условий для раскрытия интеллектуального и творческого потенциала. Вовлечение участников смены в сценическую деятельность. | Конкурс рисунков ко Дню рождения А.С.Пушкина. Театральный фестиваль по сказкам северных народов. Конкурс танцевальных батлов «Зажигай Солнце!». Подготовка и проведение заключительного Гала-концерта «Диалог культур» Конкурс отрядных журналов. | Появление творческих продуктов деятельности участников Программы (рисунки, листовки, фотоматериалы, видео ролики, летопись отряда, заметки на сайт). Проявление сценических талантов у детей и подростков. Творческий рост каждого ребенка. |
3-й этап «Заключительный» (16-17 день)
Задачи этапа | Мероприятия | Ожидаемый результат |
Поощрение лучших участников программы. | Заседание штаба для подведения итогов смены, выявления лучшего отряда, лучших ребят. | Проведение анализа уровня развития коллектива и роли в нем каждого участника. Осознание подростками успешности в определенных направлениях деятельности. |
Информирование общественности о работе дворового клуба | Размещение материала о мероприятиях дворового клуба и достижениях воспитанников на интернет-сайте учреждения, в СМИ. | Регулярное освещение работы дворового клуба в СМИ, на интернет-сайтах. |
Создание эмоционально приподнятой атмосферы успешного завершения смены. | Торжественное мероприятие закрытия смены. Церемония награждения. | Эмоциональное сплочение ребят. Определение воспитанниками жизненной перспективы. Высокая удовлетворенность подростков от участия в программе смены. |
Проведение итоговой диагностики приоритетных результатов программы | Проведение анкетирование родительской общественности, участников Программы. | Анализ внесенных предложений детьми, родителями, педагогами по деятельности лагерной смены. |
6.2. Модель игрового взаимодействия
Жизнедеятельность смены моделирует жизнь аборигенов Севера. В течение всей игры (смены), участники и организаторы дворового клуба живут в единстве с природой, согласно национальным традициям и обычаям. Основные события лагеря и названия ориентированы на этническую тематику.
На время игры дворовый клуб условно становится «хантыйским стойбищем». Отрядная комната – «чум». Отряд – «род» (семья). Командир отряда – «старейшина». Воспитатели – «хранители традиций».
Формируется шесть «родов», названия которых дети придумывают сами (выбирают своего тотемного покровителя) в организационный период. Тогда же отрядом строится макет своего чума из подручных материалов (картона, бумаги или др.), разрабатывается эмблема, предметы экипировки, оформляется отрядная комната, выбирается «старейшина».
В здании создается атмосфера с национальным колоритом. Центральным функциональным звеном и украшением холла является стенд с шестью (по числу отрядов) нарисованными чумами и их названиями. Рядом с чумами рисуется лабаз, куда будет вешаться «добытая» рыба (награждения). Стенд предназначен для презентации программы смены и отражения ежедневно реализуемых мероприятий. На отдельном стенде размещается Устав дворового клуба и законы «стойбища», режим дня, план мероприятий. Так же отдельно размещается «дерево настроения» (без листьев, листья дети крепят в конце дня). В актовом зале оформляется экспозиция национальных предметов быта и декоративно-прикладного творчества.
На торжественном открытии смены каждый отряд представляют визитную карточку своего «рода», организаторы знакомят «аборигенов» с Уставом и законами смены и вручают отрядные журналы, где будет вестись летопись коллективных дел и личностных достижений.
Сюжет игры
Издавна в бассейне реки Обь от устья Иртыша до Обской губы, в сложных погодных условиях, живет выносливый и отважный народ ханты. Богата и щедра Югорская земля. В реках водится много рыбы, а лесах – пушных зверей, лосей, медведей. Летом и осенью созревает много разной ягоды, высокие кедры полны орехов.
Живут ханты в лесах в переносных жилищах – чумах, потому что им приходится часто менять места проживания, перегоняя оленей на другие пастбища. Мужчины занимаются рыболовством, охотой, оленеводством. Женщины берегут семейный очаг, шьют одежду из оленьих шкур, создают причудливые украшения из бисера и меха, делают домашнюю посуду из бересты, летом собирают ягоды, грибы.
Важнейшая часть хозяйства – олени. В тайге олень и человек существуют вместе. Ханты и олени нужны друг другу. Олень это больше, чем домашнее животное. Это друг и член семьи. Его любят, лелеют, о нем заботятся, украшают.
Основу питания составляет рыба. Основные промысловые сорта: муксун, нельма, осетр, стерлядь, щука, язь, окунь. Сырая или мороженная, отварная или зажаренная рыба — это неотъемлемая и лакомая часть ежедневного рациона. Рыбой кормят оленей, сухую и перетертую рыбу олени очень любят.
Живут аборигены согласно традициям и обычаям предков. Они бережно относятся к природе: никогда не убивают беременных самок или молодняк, рыболовные сети имеют крупные ячейки, в которые проходит только взрослая рыба. Они осознают, что нужно дать природе восполнить ресурсы, нельзя уничтожать ее безумно.
Согласно народным традициям, у народов ханты не существует строгого различия между животным и человеком. Ханты верят в существование тотемных покровителей. Каждый род имеет свое тотемное животное, его почитают, считая одним из далеких родственников.
Ханты с древности верят в духов, управляющих силами природы и промыслами. Отсюда происходит множество различных племенных праздников и церемоний.
Во всех действиях и обычаях ханты неукоснительно придерживаются правила: «Как сегодня сам относишься к природе, так завтра будет жить твой народ».
В течение игры каждый «род» (отряд) должен как можно больше заполнить свой лабаз пойманной рыбой. Чтобы поймать рыбу, отрядам необходимо активно участвовать в мероприятиях смены. В конце каждого дня подводятся итоги, и проходит награждение отрядов: победителям вручается «улов», который крепится на стенд к своему отрядному чуму. В конце смены подсчитывается количество рыбы и выявляется отряд-победитель.
Кроме этого ребятам необходимо заготовить на зиму ягоды и орехи, они вручаются за личностные достижения. Причем, ягоды «собирают» девочки, а шишки – мальчики. По «собранному урожаю» определяется успешность участника игры.
6.3. Система мотивации и стимулирования участников программы
Исходя из идеи, система стимулирования на уровне смены имеет два аспекта: индивидуальный и командный. Данная система отражает результаты личностного роста детей и подростков, а также команды и позволяет мотивировать ребят на активное участие в событиях смены.
Стимулирование отрядов
Деятельность отрядов оценивается по критериям:
- творческий поиск и талант;
- нестандартное решение задач;
- дружные и сплоченные отношения в отряде;
- активная позиция в игре;
- ответственные действия и поступки и др.
По итогам каждого дня определяются три призовых места, и отряды награждаются «уловом»:
за участие отряд получает окуня (1 балл);
отличившийся отряд – щуку (2 балла);
победивший отряд – осетра (3 балла).
Победившим на смене окажется тот отряд, у которого окажется больше ценных пород рыб (баллов).
Система стимулирования успешности и личностного роста.
Члены «родов» награждаются ягодами или шишками, которые выдаются:
- за победы в конкурсах, соревнованиях,
- за интересные идеи и инициативу,
- за творческий поиск и талант,
- за активное участие в делах отряда и др.
Достижения отмечаются в отрядном журнале. 10 «собранных» ягод или шишек приравниваются к 1 осетру. Таким образом, можно пополнить отрядный арсенал.
На торжественном закрытии смены проходит вручение наград и дипломов по номинациям, например: «Непревзойденный стрелок», «Лучший рыбак», «Знаток традиций», «Самый быстрый бегун», «Лучший прыгун», «Лучшая рукодельница», и т.п. В завершении смены все ребята должны стать успешными и получить дипломы.
6.4.Организационная структура
Структура педагогического взаимодействия
Детское самоуправление
Целью создания этой структуры является формирование среды, в которой дети сами смогут планировать, организовывать основные дела лагеря, нести ответственность за принятые решения, а также проводить анализ своей деятельности.
Высшим органом детского самоуправления в лагере является Совет старейшин (в начальный период возглавляется организатором). В состав входят по 2 человека от отряда: «старешина» и его помощник. Заседание проходит раз в 3 дня для решения текущих вопросов, координирующих работу смены, обсуждений вопросов жизнедеятельности коллектива и возникающих проблем, объяснения правил предстоящих мероприятий и выполнений заданий.
Решения, принятые Советом старейшин, выносятся в Совет «рода». В него входят: хранитель очага, летописец, знахарь. Возглавляет Совет - «старейшина», собирается ежедневно в завершении дня. Результат сбора – анализ дня, конкретные решения, направленные на положительные преобразования в отряде. Управляющие должности выбираются по желанию, в течение смены могут меняться.
Должностные обязанности:
«Старейшина» регулирует работу отряда в течение всей лагерной смены.
«Хранитель очага» (переходящая должность по графику) – следит за порядком в отрядной комнате, дисциплиной.
«Летописец» собирает информацию о событиях смены, в отряде, готовит выпуск заметок на стенд, делает фотографии для «Альбома Дружбы».
«Знахарь» измеряет температуру, проверяет чистоту, наличие головных уборов во время прогулки.
Распорядок дня Дворового клуба «Чумовое лето»
15.00-15.05 | Построение отрядов. Инструктажи. Минутка безопасности и здоровья. |
| ||
15.05-15.15 | Физическая разминка. | Чтоб быстрее подрасти И здоровье обрести, Упражнения с друзьями Выполняйте вместе с нами. | ||
15.15-16.00 | Игры, спортивные занятия | Чтоб бегать, плавать, двигаться умело, Противника, играя, побеждать, Пускайте тело без сомненья в дело! Нет больше чести, чем себя создать! | ||
16.00-17.00 | Проведение массовых мероприятий | Вместе с отрядом сил не жалей: Пой, соревнуйся, играй веселей. Раз пришел досуга час, то играют все у нас! | ||
17.00-17.45 | Отрядный час. | Если ты час посвятишь сей отряду, будет всем весело, будут все рады. | ||
17.45-18.00 | Построение отрядов. Итоги дня. Рефлексия. | Все на стан! Узнать пора, Каковы итоги дня. |
Основным направлениям деятельности соответствуют блоки, по которым реализуется программа.
План-сетка мероприятий Дворового клуба «ЧУМовое лето»
Блок «Жилище и быт народов ханты» | |||
1-й день (01.06.2022) | 2-й день (02.06.2022) | 3-й день (03.06.2022) | |
1. Встреча и знакомство детей. Инструктажи по ТБ. 2. Игра «Разведка» - знакомство с территорией. 3. Знакомство с сюжетом игры смены. Игры на знакомство. 4. Рисунки на асфальте «Здравствуй, лето!». 5. «Дерево настроения». | 1. Анкетирование детей. 2. Игры на выявление лидеров 3. «Жизнь в снегах» - показ документального фильма с обсуждением. 4. Выбор органов самоуправления. Обсуждение названия отряда, девиза, атрибутики. 5. «Дерево настроения». | 1. Минутка безопасности: «Как вести себя на спортивной площадке» 2. Игры на сплочение «Веревочный курс» 3. Виртуальная экскурсия в музей «Торум Маа». 4.Подготовка презентации отряда. Изготовление макета чума. 5. «Дерево настроения». | |
Блок «Народные традиции» | |||
4-й день (06.06.2022) | 5-й день (07.06.2022) | 6-й день (08.06.2022) | |
1. Минутка безопасности. Учебная эвакуация. 2. Встреча с инспектором ГИБДД. 3.Торжественное открытие смены дворового клуба. Презентация отрядов. 4. Дискотека. 5. «Дерево настроения». | 1. Беседа «Культура поведения в общественных местах». 2. Встреча с медработником «Оказание первой медицинской помощи» 3. Посещение библиотеки. Программа «Встреча с хантыйской сказкой» 4. Занятия по интересам. 5. «Дерево настроения». | 1. Минутка здоровья «Вредные привычки». 2. Просмотр мультфильма. 3. Встреча с работниками этнографического парка-музея. Программа «Волшебный сундучок». 4. Творческие мастерские. 5. «Дерево настроения». | |
7-й день (09.06.2022) | 8-й день (10.06.2022) | 9-й день (14.06.2022) | |
3. Театральный фестиваль по сказкам северных народов.
| 1. Беседа «Моя многонациональная Родина». 2. Участие в акции «Мы вместе! Мы – Россия!». 3. Спортивная эстафета «А я быстрее!» 4. Конкурс рисунков «Лица России» 5. «Дерево настроения». |
| |
Блок «Земля моя - Югра» | |||
10-й день (15.06.2022) | 11-й день (16.06.2022) | 12-й день (17.06.2022) | |
1. Минутка безопасности: «Встреча с дикими животными». 2. Викторина «Божелесье» - заповедный лес». 3. Трудовой десант по очистке прибрежной зоны. 4. Творческие мастерские. 5. «Дерево настроения». | 1. Минутка безопасности: «Осторожно, огонь!» 2. Беседа «Древо жизни» - связь человека с его родом. 3. Игра-квест «Моя Югра» 4. Занятия по интересам. 5. «Дерево настроения». | 1. Минутка безопасности: «Укусы насекомых» 2. Игры на воздухе. 3. Виртуальное путешествие по Нижневартовскому району. 4. Конкурс «Селфи на природе» 5. «Дерево настроения». | |
Блок «Хантыйские забавы» | |||
13-й день (20.06.20202) | 14-й день (21.06.2022) | 15-й день (22.06.2022) | |
1. Минутка здоровья: «Компьютер и сотовый телефон. Вред и польза» 2. Киносеанс в ДК «Геолог» 3. Конкурс танцевальных батлов «Зажигай Солнце!» 4. Занятия по интересам. 5. «Дерево настроения». | 1. Минутка безопасности: «Правила поведения в лесу». 2. Посещение тира. 3. Национальные спортивные игры «Хантыйские забавы» 4. Подготовка к акции. Изготовление цветов. 5. «Дерево настроения». | 1. Минутка здоровья «Витамины, где вы?» 2. Презентация «Дети и война» 3. Участие в акции «Красная гвоздика». Минута молчания. 4. Шашечный турнир. 5. «Дерево настроения». | |
(23.06.2022) | (24.06.2022) | ||
1. Минутка здоровья «Закливание организма» 2. Анкетирование детей. 3. Встреча с представителем коренных народов. Программа: «Национальные интеллектуальные игры» 4. Подготовка к заключительному мероприятию. 5. «Дерево настроения». | 1. Минутка безопасности: «Как действовать в экстремальных ситуациях». 2. Заключительный Гала-концерт «Диалог культур» 3. Награждение участников смены. 4. Дискотека «Ритмы северного лета» 5. «Дерево настроения». |
VII. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Руководство летнего Дворового клуба осуществляется начальником лагеря, который назначается приказом директора учреждения дополнительного образования.
Штатное расписание Дворового клуба «Космический десант»
№ п/п | Должности | Штатная численность |
1 | Начальник лагерной смены | 1 |
2 | Педагог-организатор | 1 |
3 | Воспитатели - педагоги дополнительного образования | 6 |
Должностные обязанности:
Начальник лагеря - определяет функциональные обязанности персонала, руководит работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение распорядка дня, норм санитарной и пожарной безопасности, организацию и содержание оздоровительно – воспитательной и творческой деятельности, работу органов самоуправления и участие в массовых мероприятий в рамках программы, анализирует деятельность отрядов.
Педагог-организатор планирует и организует проведение массовых мероприятий, коллективно-творческую деятельность воспитанников клуба. Обеспечивает качественное содержание проводимых мероприятий. Курирует органы самоуправления клуба. Организует экскурсии, встречи с гостями.
Создание воспитательного пространства невозможно без взаимодействия с другими социальными субъектами. Для реализации программы планируется взаимодействие с образовательными и общественными организациями нашего городского поселения.
Совместно со школьными лагерями и дворовым клубом, ДЮСШ «Олимп» проводятся культурно-массовые мероприятия и спортивные праздники. Также ДЮСШ «Олимп» принимает детей дворового клуба для посещения бассейна и тира.
Дом культуры «Геолог» проводит поселковые мероприятия и организует бесплатные киносеансы для детей летних лагерей.
Новоаганская библиотека, этнографический музей с. Варьеган проводят познавательные мероприятия и мастер-классы.
VIII. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СИСТЕМА АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Проведение собрания методического объединения педагогов дополнительного образования: «Осуждение проблем занятости детей и подростков в каникулярное время» | Март 2022г |
2. | Посещение районного семинара начальником лагерной смены: «Современные подходы к проектированию программ учреждений, осуществляющих отдых и оздоровление детей» | Апрель 2022г |
3. | Разработка программы деятельности дворового клуба на июнь 2022 г. | Апрель 2022г |
4. | Определение кадрового обеспечение лагерной смены | Апрель 2022г |
5. | Установление внешних связей с социальными учреждениями, учреждениями культуры (заключение договоров) | Апрель 2022г |
6. | Подбор методического материала на основе учета тематики смен (форм занятости несовершеннолетних в летний период) и контингента | Апрель 2022г |
7. | Консультации, индивидуальная работа с педагогическим коллективом по вопросам содержания программы и деятельности лагеря. Обновление базы теоретических и практических знаний и умений в сфере деятельности педагогического работника. | Май 2022г |
8. | Оформление стендов, подготовка атрибутики для лагерной смены. | Май 2022г |
9. | Размещение информации об организации летнего отдыха детей на сайте учреждения и в социальных сетях. | Май 2022г |
10. | Формирование пакета психолого-педагогических диагностик и анкет для детей разных категорий и их родителей | Май 2022г |
11. | Осмотр территории, детских площадок, подготовка отрядных комнат, актового зала, туалетных комнат. | Май 2022г |
12. | Проведение инструктажей с работниками дворового клуба. | Май 2022г |
13. | Сбор письменных заявлений от родителей о приёме детей в дворовый клуб. | Май 2022г |
14. | Организация работы летнего дворового Клуба. Запуск программы. | Июнь 2022г |
15. | Проведение анкетирования и тестирования детей с целью определения их потребностей. | Июнь 2022г |
16. | Ежедневное наблюдение за состоянием детей со стороны педагогов, воспитателей с занесением соответствующих записей в дневники. | Июнь 2022г |
17. | Проведение педагогических советов лагеря | Еженедельно |
18. | Проведение производственных совещаний | Ежедневно |
19. | Контроль качества реализации программы. Посещение руководством мероприятий и анализ ключевых дел. | Еженедельно |
20. | Итоговое анкетирование детей и их родителей об уровне удовлетворенности от реализации программы. | Июнь 2022г |
21 | Определение результативности проведения смены согласно критериям и показателям. | Июнь 2022г |
22. | Анализ предложений по дальнейшему развитию, внесенных детьми, родителями, педагогами. | Июнь 2022г |
23. | Анализ качества продуктов социально-творческой деятельности детей | Июнь 2022г |
24. | Составление отчетной документации. | Июнь 2022г |
25. | Проведение педагогического совета. Обобщение педагогического опыта. Определение перспективных задач. | Сентябрь 2022г |
IX. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При работе дворового клуба используются учебные кабинеты, мастерские, актовый зал.
Мебель: столы, стулья, шкафы.
Аппаратура: компьютер, видеопроектор, фото- и видеоаппаратура, музыкальный центр, аудиоматериалы.
Спортивный инвентарь: футбольные мячи, резиновые мячи разных размеров, скакалки, гимнастические обручи, кегли, ракетки.
Развивающие игры: шашки, шахматы, пазлы, конструкторы «Лего».
Канцелярские принадлежности: инструменты и материалы для оформления смены и творчества детей.
Смета расходов на реализацию программы деятельности дворового клуба «ЧУМовое лето» в 2022 году
№ п/п | Наименование расходов | Кол-во (шт.) | Цена за ед.(руб.) | Сумма (руб.) |
1 | Бумага для принтера | 1 | 250 | 250 |
2 | Картриджи (черный, цветной) | 2 | 1000 | 2000 |
2 | Альбом для рисования | 20 | 50 | 1000 |
2 | Карандаши цветные | 20 | 50 | 1000 |
3 | Фломастеры | 10 | 150 | 1500 |
4 | Диплом | 80 | 20 | 1600 |
5 | Ватман | 5 | 50 | 250 |
6 | Гуашь | 6 | 250 | 1500 |
Кисти (набор) | 6 | 200 | 1200 | |
7 | Клей-карандаш | 20 | 30 | 600 |
8 | Цветные мелки | 30 | 50 | 1500 |
Итого: | 12400 |
Источник финансирования программы: средства МАУ ДО «Спектр», грант участия в конкурсе вариативных программ летнего отдыха и оздоровления детей.
X. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Программа разработана на основе следующих нормативных документах:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании РФ».
2. Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
3. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
4. Письмо Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14.04.2011 г. № МД-463/06 «О рекомендациях по организации детского оздоровительного отдыха».
5. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52887-2018 «Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления».
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Письмо Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, включая разноуровневые программы)».
8. Письмо Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 01.04.2014 г. № 09-613 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей»).
- Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493;
- Закона ХМАО - Югры от 30.04.2011 N 27-оз (ред. от 30.09.2013) "О реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 29.04.2011). (Статья 14. Содействие в гражданском становлении и патриотическом воспитании молодежи);
- Муниципальной программы «Развитие образования в Нижневартовском районе на 2018–2025 годы и на период до 2030 года», в рамках реализации мероприятий подпрограммы IV «Организация в каникулярное время отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодежи Нижневартовского района»
Литература, используемая при разработке программы
- Астахов П. « Я и государство», М, 2009г
- Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
- Гончарова, Е.И Школьный летний лагерь / И.Е. Гончарова, Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко – Москва: ВАКО, 2018.
- Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008
- Зинаида, Аксенова Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / Аксенова Зинаида. - М.: Сфера, 2016.
- Кувватов, С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе / С.А. Кувватов. - Ростов н/Д: Феникс, 2017Руденко, В. И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере. Сценарии и советы для вожатых / В.И. Руденко. - М.: Феникс, 2016.
- Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе / М.Ю. Новицкая и др. - М.: Дрофа, 201Степанова, Т. М. Игры и развлечения в летнем лагере / Т.М. Степанова. - М.: Красико-Принт, 2016.
- Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
- Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
- Шаульская, Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов / Н.А. Шаульская. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2018.
Интернет-ресурсы:
http://www.ethnomuseum.ru/section69/23/180/5851.htm
http://nurali.newmail.ru/dag.htm коренные народы России энциклопедия
Приложения
Стартовая анкета для детей
Дорогой друг, мы снова вместе!
Для того, чтобы сделать жизнь в нашем дворовом Клубе более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
1.Твои первые впечатления от дворового Клуба?
2.Что ты ждешь от лагерной смены?
3.Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в Клубе интересной и радостной для всех?
4.В каких делах здесь ты бы хотел поучаствовать?
5.Что тебе нравиться делать (одному и с кем-нибудь)?
6. Хочешь ли чему-нибудь научиться или научить других?
7. Хочешь ли что-нибудь организовать для других?
8. Как (каким образом, от кого) ты впервые услышал(а) о дворовом Клубе ?
9. Был(а) ли ты в летних лагерях раньше? Если да, то в каком году? Какой из прежних лагерей запомнился более других? Чем?
10.Что для тебя самое важное (ценное) в этой смене?
11.Пожалуйста, закончи следующие предложения (фразы):
Я пришел в Клуб, потому что _______________________________________
Я не хочу, чтобы здесь ___________________________________________
Я хочу, чтобы___________________________________________________
Я боюсь, что____________________________________________________
12.Пожалуйста, напиши также:
Имя
Фамилия
Твой отряд _____________________________________________
Итоговая анкета
Дорогой друг! Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее
итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь.
1.Что было самым важным для тебя:
В этой смене______________________________________________________
В твоем отряде_____________________________________________________
В отношениях между друзьями_______________________________________
2.Какие события; переживания были самыми запоминающимися?
3.Переживал ли ты здесь такие состояния (если «да», то в связи с чем?)
Восторг ___________________________________________________________
Потрясение ________________________________________________________
Обиду_____________________________________________________________
Творчество, полет фантазии__________________________________________
Одиночество_______________________________________________________
Уверенность в себе__________________________________________________
Усталость__________________________________________________________
«Меня не поняли»___________________________________________________
«Я нужен!»________________________________________________________
Счастье____________________________________________________________
4.Что нового ты узнал (понял) про себя?________________________________
5.Можно ли сказать, что ты чему-то научился за время смены?_____________
6.Кому и за что ты бы хотел сказать «спасибо»__________________________
Спасибо! За________________________________________________________
7.Пожалуйста, закончи предложения:
Я рад, что__________________________________________________________
Мне жаль, что______________________________________________________
Для меня лагерь – это_______________________________________
Анкета-опросник для родителей
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы.
1.Каковы мотивы посещения Вашим ребенком летнего дворового Клуба?
А) захотел посещать сам
Б) желание родителей организовать летнюю занятость ребенка
В) предложил педагог
Г) необходимо занять ребенка во время рабочего дня другое__________________________________________________________
2. Что Вы считаете наиболее важным для ребенка во время пребывания в Клубе?
А) общение с ровесниками
Б) полноценное питание
В) занятия спортом
Г) развитие интеллектуальных способностей другое__________________________________________________________
3. Какие формы работы Вы считаете наиболее эффективными?
А) спортивные мероприятия
Б) творческие конкурсы
В) интеллектуальные игры, викторины
Г) свободное общение другое__________________________________________________________
4. Какие личностные качества Вашего ребёнка могут развиться за время лагерной смены?
А) чувство товарищества
Б) терпимое отношение к окружающим
В) навыки здорового образа жизни
Г) ловкость, выносливость, силу другое__________________________________________________________
5. Считаете ли Вы важным обсуждать с ребёнком события смены?
А) нет, это неважно
Б) обязательно, это важно для ребенка
В) если что-то серьезное произошло
Г) для этого у ребенка есть друзья другое__________________________________________________________
Спасибо!
УСТАВ хантыйского стойбища
Хранители традиций (воспитатели)обязаны:
- Трудиться инициативно, творчески, с полной отдачей.
- Предоставить каждому «аборигену» свободу в выборе деятельности.
- Воспитывать в них чувство чести и достоинства, стимулировать к самовоспитанию.
- Содействовать развитию сплоченности в «роду» и повышать уровень коллективной слаженности.
- Быть примером нравственности, честности и справедливости.
- Вспоминать, какими они были сами в детском возрасте.
Хранители традиций (воспитатели) имеют право:
- Верить в свой отряд.
- Помогать членам отряда и словом, и делом.
- Играть и творить вместе с подчиненными.
«Абориген» обязан:
- Быть пунктуальным, являться на стан в назначенное время.
- Уважать Хранителя традиций и неукоснительно выполнять распоряжения.
- Доброжелательно относиться к товарищам, искренне стремиться к взаимопониманию.
- Быть готовым к самостоятельным, инициативным действиям.
«Абориген» имеет право:
- Свободно выражать собственные взгляды и убеждения.
- Фантазировать, изобретать, творить.
- Верить в свой отряд, по-товарищески прийти на помощь.
- Делиться эмоциями, переживаниями в своем чуме и на стойбище.
- Обращаться в «Совет старейшин» по возникающим вопросам.
ЗАКОНЫ хантыйского стойбища
1. Закон «ноль-ноль».
Время дорого. Необходимо ценить каждую секунду.
Каждое дело должно начинаться в точно назначенный срок, а заставлять себя ждать - значит отнимать у своих друзей драгоценные минуты познания нового, отнимать интересные дела, интересное общение и просто хорошее настроение.
2. Закон поднятой руки.
Надо уважать человеческое слово, человеческую мысль. Разговоры, споры, обсуждения - важная часть жизни детского объединения. Если человек поднимает руку, гласит закон поднятой руки, ему необходимо сообщить что-то нужное людям.
3. Закон доброты, дружбы и товарищества.
На земле будет светлее, если мы все будем добрее. Если друг попал в беду - помоги ему.
4. Закон улыбки.
Люби песни, танцы, смех. Радость подели на всех.
5. Закон природы.
Этот закон – уважение к самой природе. Гораздо проще оборвать, чем вырастить. Береги природу, будь её защитником.
6. Закон памяти и долга.
Нужно знать историю родного края; быть преемниками и продолжателями народных традиций.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ «аборигенов»
- вести здоровый образ жизни, не учить «дурному» других;
- выслушивать внимательно то, что говорят старшие;
- исполнять просьбы взрослых без пререканий;
- не злоупотреблять разговорами между собой во время мероприятий;
- выполнять добросовестно полученные задания;
- принимать деятельное участие в плановых мероприятиях;
- бережно относятся к природе, имуществу, вещам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа деятельности летнего профильного отряда «Юный исследователь»
В современных условиях актуальной является проблема обеспечения личностной, социальной самореализации школьников.Ценность системы летнего отдыха заключается в том, что она создаёт условия для со...
Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря
Данная программа поможет начальнику оздоровительного лагеря создать свою собственную программу...
Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей "Солнышко"
Цели и задачи воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания детей «Солнышко» гуманны и демократичны, отвечают запросам сегодняшнего дня, заказу родителей и потребност...
Досуговая программа деятельности летнего оздоровительного лагеря "Радуга" с дневным пребыванием детей
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, при...
Рабочая программа летней дворовой площадки "Дружба"
Рабочая программа летней дворовой площадки "Дружба", включающей пояснительную записку, ожидаемые результаты, план-график занятий, список используемой литературы....
Программа летнего дворового клуба "Космический десант", 2021 г.
Участники летней смены дворового клуба в игровой увлекательной форме знакомятся с устройством солнечной системы, астрономическими открытиями, историей освоения Космоса....
Программа летнего дворового клуба "Семейный ковчег" 2024 г.
Содержание деятельности Дворового клуба направлено на формирование у воспитанников понятий и представлений о семейных и социокультурных ценностях, на приобщение детей семейным традициям ка...