Программа деятельности летнего профильного отряда «Юный исследователь»
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме
В современных условиях актуальной является проблема обеспечения личностной, социальной самореализации школьников.
Ценность системы летнего отдыха заключается в том, что она создаёт условия для социальной самореализации учащихся в процессе участия в различных видах деятельности, способствует самосовершенствованию и развитию подрастающего поколения.
Летние каникулы позволяют целенаправленно проводить исследовательскую работу в условиях полевой практики по биологии.
Знания, полученные в процессе полевых исследований, помогут учащимся лучше узнать природу, сформировать экологическое мышление, навыки практической
и научно - исследовательской деятельности, связать теоретический курс биологии с практикой, в профессиональной ориентации школьников.
Цель: создание эффективных условий для развития личности, её самоопределения и самореализации во время летней социальной практики.
Задачи:
Образовательные задачи:
- расширить круг знаний учащихся о природе на основе глубокого и прочного освоения учебного материала;
- познакомить с методами исследования, обучить умению выбирать и использовать конкретные методы и методики;
Развивающие задачи:
- формировать интересы, склонности учащихся к научно – исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;
- развивать способность аналитически мыслить, сравнивать, обобщать полученные материалы и делать грамотные итоговые сообщения.
Воспитательные задачи:
- формировать экологически грамотное поведение в природе, заботливое, гуманное отношение ко всему живому;
- формировать умения учащихся работать в команде;
- развивать чувство товарищества и комфортный микроклимат в группе;
Программа отряда рассчитана на 10 дневную смену в дни школьных летних каникул.
Целевая аудитория: учащиеся 6-7 класса.
Отряд имеет естественно – научную направленность. Профильными предметами являются биология, экология.
Профильный отряд работает на перспективу: учащиеся, интересующиеся биологией,
в будущем смогут принять участие в предметных олимпиадах, конкурсе исследовательских работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
директор школы В.К. Русских
«___» ___________2013 г
Программа деятельности летнего профильного отряда
«Юный исследователь»
Сроки реализации: июнь – июль 2013 год
Автор программы:
Минина О.М.
учитель химии и биологии
МСОШ № 8
г.Красновишерска
Пермского края
Красновишерск, 2013
Актуальность
В современных условиях актуальной является проблема обеспечения личностной, социальной самореализации школьников.
Ценность системы летнего отдыха заключается в том, что она создаёт условия для социальной самореализации учащихся в процессе участия в различных видах деятельности, способствует самосовершенствованию и развитию подрастающего поколения.
Летние каникулы позволяют целенаправленно проводить исследовательскую работу в условиях полевой практики по биологии. К сожалению, учебная программа по предмету не может удовлетворить запросы учащихся в практической направленности.
Учебно-исследовательские экскурсии в природу помогают соединить теоретическую и практическую стороны программного материала.
Программа профильного отряда включает разнообразные учебные занятия (полевые экскурсии, анализ собранного материала, публичные выступления) и активные формы отдыха. Материалы программы профильного отряда включают в себя разнообразные исследовательские работы.
После практики обязательным этапом является обработка собранных материалов. Так у учащихся формируются первые навыки работы исследователя в полевых условиях.
Для учащихся эти навыки являются серьезной подготовкой к будущим исследовательским экспедициям. Полевые практики помогают школьникам правильно сориентироваться в выборе будущей профессии.
Знания, полученные в процессе полевых исследований, помогут учащимся лучше узнать природу, сформировать экологическое мышление, навыки практической
и научно - исследовательской деятельности, связать теоретический курс биологии с практикой, в профессиональной ориентации школьников.
Цель: создание эффективных условий для развития личности, её самоопределения и самореализации во время летней социальной практики.
Задачи:
Образовательные задачи:
- расширить круг знаний учащихся о природе на основе глубокого и прочного освоения учебного материала;
- познакомить с методами исследования, обучить умению выбирать и использовать конкретные методы и методики;
Развивающие задачи:
- формировать интересы, склонности учащихся к научно – исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;
- развивать способность аналитически мыслить, сравнивать, обобщать полученные материалы и делать грамотные итоговые сообщения.
Воспитательные задачи:
- формировать экологически грамотное поведение в природе, заботливое, гуманное отношение ко всему живому;
- формировать умения учащихся работать в команде;
- развивать чувство товарищества и комфортный микроклимат в группе;
Программа отряда рассчитана на 10 дневную смену в дни школьных летних каникул.
Целевая аудитория: учащиеся 6-7 класса.
Отряд имеет естественно – научную направленность. Профильными предметами являются биология, экология.
Профильный отряд работает на перспективу: учащиеся, интересующиеся биологией,
в будущем смогут принять участие в предметных олимпиадах, конкурсе исследовательских работ.
Ожидаемый результат:
1.Умение учащихся применять биологические знания в практической деятельности;
2. Приобретение навыков практической и научно-исследовательской деятельности;
3. Укрепление здоровья детей;
4. Самоутверждение ребенка в его собственных умениях и навыках;
5. Адаптация к специфике предпрофильного обучения.
Возможные риски:
- Плохие природные условия;
- Высокая активность клещей;
Занятие 1.
Вводное.
Цель: научиться выявлять в многообразии природы отдельные экосистемы как основные объекты для дальнейшего изучения.
- Познакомить учащихся с новыми для них биологическими понятиями
(флора, растительность, экологические факторы, климатические факторы, экологические группы растений, экосистема, экологическая ниша)
- Знакомство с экскурсионным снаряжением.
- Знакомство с методиками сбора способами фиксации полевого материала.
Экскурсия в городской парк.
Занятие 2.
Экскурсия в смешанный лес.
- Оценка состояния древостоя смешанного леса с использованием простейшей шкалы.
- Составление паспорта площадки смешанного леса.
«Описание участка смешанного леса»
1. Закладка площадки 10х10 м. Углы отмечаются газетами, флажками и т.д.
2. Составление списка растений: для этого надо двигаться по периметру и в заключение – по диагонали площадки.
3. Разделение растений на жизненные формы: ярусы, определение доминирующих видов в каждом ярусе.
4. Подсчёт числа деревьев на участке (т.е. густота древостоя), характеристика 5-8 деревьев по параметрам – высота, диаметр ствола.
5. Влияние деятельности человека на данный участок леса.
6. Сбор травянистых растений для гербария.
Занятие 3.
Исследование животного мира биогеоценоза леса.
1 Наблюдения за животными.
2. Изучение следов пребывания животных.
3. Составление пищевой цепи.
Занятие 4.
Обработка собранного материала.
Занятие 5 - 6.
Исследование биогеоценоза луга.
- Составление бланка описания биогеоценоза луга.
- Описание фитоценоза.
- Изучение многообразия насекомых луга.
- Составление паспорта площадки биогеоценоза луга.
«Изучение растительности луга»
1. Тип и геоморфологическое положение луга.
2. Закладка площадки 10 x 10м, углы отмечают флажками, ветками и т.д
3. Видовой состав – составление списка растений, для этого надо двигаться по периметру и в заключение по диагонали площадки.
4. Деление описанных растений на фракции:
- злаки
- бобовые
- осоки
- разнотравные
5. Определение доминирующих видов, из которых складываем название луга.
6. Влияние деятельности человека на обследуемый участок луга. Практическое значение луга в жизни людей.
7. Сбор растений для гербария.
Занятие 7-8.
Экскурсия к водоёму.
- Экологическая характеристика водоёма.
- Изучение растительности водоёмов.
- Приспособления водных растений.
- Отборы зообентоса.
- Обработка собранного материала.
Занятие 9.
Типы нарушения фитоценозов под действием природных и антропогенных факторов.
Количественный маршрутный учёт антропогенных воздействий на местность.
- Методика маршрутного учёта
- Перечень объектов маршрутного учёта антропогенных воздействий и экологических условий местности.
- Обработка результатов учёта.
Занятие 10.
Оформление фотоальбома по итогам летней практики.
Итоговое мероприятие по подведению итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа деятельности профильного отряда «Юный журналист»
Курс программы деятельности отряда "Юный журналист" поможет детям и подросткам в: расширении круга знакомства и общения, каждый ребёнок сможет почувствовать себя частью коллектива...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/14/picture-220923-1363256318.jpg)
Программа работы профильного отряда «Юный художник» школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.Лагерь дает возможност...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/03/picture-539952-1425377551.jpg)
Программа профильного отряда "Юный техник"
Программа деятельности летнего профильного отряда ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/27/picture-697116-1445949915.jpg)
Летний профильный отряд по химии "Волшебный мир химии"
В данной работе подведены итоги 3х-летней работы летнего профильного отряда "Волшебный мир химии" - как способа организации исследовательской деятельности учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-1005379-1517502770.jpg)
Программа профильного лагеря "Юный исследователь"
Данная методическая продукция предусматривает организацию работы школьного профильного экологического отряда в летнее время. Рассчитана на экологический актив учащихся 7-8 классов. Программа мож...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/10/picture-1055796-1536560521.jpg)
Программа профильного отряда "Юные журналисты"
Профильный отряд "Юные журналисты" при школьном летнем лагере досуга и отдыха организован с целью проведения профессиональных проб учащихся 7-9 классов при поддержке кафедры журналистики и м...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/24/picture-1222131-1582551100.jpg)
Программа летнего профильного лагеря "Юный Пифагор"
Программа летнего профильного лагеря "Юный Пифагор"...