Программа деятельности летнего профильного отряда «Юный исследователь»
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Минина Ольга Михайловна

В современных условиях актуальной является проблема обеспечения  личностной, социальной самореализации школьников.

Ценность системы летнего отдыха заключается в том, что она создаёт условия для социальной самореализации учащихся  в процессе участия в различных видах деятельности, способствует  самосовершенствованию и развитию подрастающего поколения.

Летние каникулы позволяют целенаправленно проводить исследовательскую работу в условиях полевой практики по биологии.

Знания,  полученные в процессе полевых исследований, помогут учащимся лучше узнать природу, сформировать экологическое мышление,  навыки практической

и научно - исследовательской деятельности, связать теоретический курс биологии с практикой,  в профессиональной ориентации школьников.

Цель: создание эффективных условий для развития личности, её самоопределения и самореализации во время  летней  социальной практики.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. расширить круг знаний учащихся о природе на основе глубокого и прочного освоения учебного материала;
  2. познакомить с методами исследования, обучить умению выбирать и использовать конкретные методы и методики;

Развивающие задачи:

  1. формировать интересы, склонности учащихся к научно – исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;
  2. развивать способность аналитически мыслить, сравнивать, обобщать полученные материалы и делать грамотные итоговые сообщения.

Воспитательные задачи:

  1. формировать экологически грамотное поведение в природе, заботливое, гуманное отношение ко всему живому;  
  2. формировать  умения учащихся  работать  в команде;
  3. развивать чувство товарищества и комфортный микроклимат в группе;

Программа отряда  рассчитана на 10 дневную смену в дни школьных летних каникул.

Целевая  аудитория: учащиеся 6-7  класса.

Отряд имеет естественно – научную направленность. Профильными предметами являются биология, экология.

Профильный отряд работает на перспективу: учащиеся, интересующиеся биологией,

в  будущем смогут принять участие в предметных олимпиадах, конкурсе исследовательских работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon socialnaya_praktika.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           Утверждаю:

                                                                                 директор  школы    В.К. Русских

                                                                                 «___» ___________2013 г

Программа деятельности летнего профильного отряда

«Юный исследователь»

              Сроки реализации: июнь – июль 2013 год

                                 

                                                                                   Автор программы:

                                                                                   Минина О.М.

                                                                                   учитель химии и биологии

                                                                                   МСОШ № 8

                                                                                   г.Красновишерска

                                                                                   Пермского края

                               

                                                 Красновишерск, 2013

 

Актуальность

В современных условиях актуальной является проблема обеспечения  личностной, социальной самореализации школьников.

Ценность системы летнего отдыха заключается в том, что она создаёт условия для социальной самореализации учащихся  в процессе участия в различных видах деятельности, способствует  самосовершенствованию и развитию подрастающего поколения.

Летние каникулы позволяют целенаправленно проводить исследовательскую работу в условиях полевой практики по биологии. К сожалению, учебная программа по предмету не может удовлетворить запросы учащихся в практической направленности.

Учебно-исследовательские экскурсии в природу помогают соединить теоретическую и практическую стороны программного материала.

Программа профильного отряда включает разнообразные учебные занятия (полевые экскурсии, анализ собранного материала, публичные выступления) и активные формы отдыха.  Материалы программы профильного отряда включают  в себя разнообразные исследовательские работы.

После практики обязательным этапом является обработка собранных материалов. Так у учащихся  формируются первые навыки работы исследователя в полевых условиях.

Для учащихся эти навыки являются серьезной подготовкой к будущим исследовательским экспедициям. Полевые практики помогают школьникам правильно сориентироваться в выборе будущей профессии.

Знания,  полученные в процессе полевых исследований, помогут учащимся лучше узнать природу, сформировать экологическое мышление,  навыки практической

и научно - исследовательской деятельности, связать теоретический курс биологии с практикой,  в профессиональной ориентации школьников.

Цель: создание эффективных условий для развития личности, её самоопределения и самореализации во время  летней  социальной практики.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. расширить круг знаний учащихся о природе на основе глубокого и прочного освоения учебного материала;
  2. познакомить с методами исследования, обучить умению выбирать и использовать конкретные методы и методики;

Развивающие задачи:

  1. формировать интересы, склонности учащихся к научно – исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;
  2. развивать способность аналитически мыслить, сравнивать, обобщать полученные материалы и делать грамотные итоговые сообщения.

Воспитательные задачи:

  1. формировать экологически грамотное поведение в природе, заботливое, гуманное отношение ко всему живому;  
  2. формировать  умения учащихся  работать  в команде;
  3. развивать чувство товарищества и комфортный микроклимат в группе;

Программа отряда  рассчитана на 10 дневную смену в дни школьных летних каникул.

Целевая  аудитория: учащиеся 6-7  класса.

Отряд имеет естественно – научную направленность. Профильными предметами являются биология, экология.

Профильный отряд работает на перспективу: учащиеся, интересующиеся биологией,

в  будущем смогут принять участие в предметных олимпиадах, конкурсе исследовательских работ.

Ожидаемый результат:

1.Умение учащихся применять биологические знания в практической деятельности;
2. Приобретение навыков  практической и научно-исследовательской деятельности;
3. Укрепление здоровья детей;
4. Самоутверждение ребенка в его собственных умениях и навыках;

 5. Адаптация к специфике предпрофильного обучения.

Возможные риски:

  1. Плохие природные условия;
  2. Высокая активность клещей;

Занятие 1.

Вводное.

Цель: научиться выявлять в многообразии природы отдельные экосистемы как основные объекты для дальнейшего изучения.

  1. Познакомить учащихся с новыми для них биологическими понятиями

(флора, растительность, экологические факторы, климатические факторы, экологические группы растений, экосистема, экологическая ниша)

  1. Знакомство с экскурсионным снаряжением.
  2. Знакомство с методиками сбора способами фиксации полевого материала.

Экскурсия в городской парк.

 Занятие 2.

Экскурсия в смешанный лес.

  1. Оценка состояния древостоя смешанного леса с использованием простейшей шкалы.
  2. Составление паспорта площадки смешанного леса.

«Описание участка смешанного леса»
1. Закладка площадки 10х10 м. Углы отмечаются газетами, флажками и т.д.
2. Составление списка растений: для этого надо двигаться по периметру и в заключение – по диагонали площадки.
3. Разделение растений на жизненные формы: ярусы, определение доминирующих видов в каждом ярусе.
4. Подсчёт числа деревьев на участке (т.е. густота древостоя), характеристика 5-8 деревьев по параметрам – высота, диаметр ствола.
5. Влияние деятельности человека на данный участок леса.
6. Сбор травянистых растений для гербария. 

Занятие 3.

Исследование животного мира биогеоценоза леса.

1 Наблюдения за животными.

2. Изучение следов пребывания животных.

3. Составление пищевой цепи.

Занятие 4.

Обработка собранного материала.

Занятие 5 - 6.

Исследование биогеоценоза луга.

  1. Составление бланка описания биогеоценоза луга.
  2. Описание фитоценоза.
  3. Изучение многообразия насекомых луга.
  4. Составление паспорта площадки биогеоценоза луга.

«Изучение растительности луга»
1. Тип и геоморфологическое положение луга.
2. Закладка площадки 10 x 10м, углы отмечают флажками, ветками и т.д
3. Видовой состав – составление списка растений, для этого надо двигаться по периметру и в заключение по диагонали площадки.
4. Деление описанных растений на фракции:
- злаки 
- бобовые
- осоки
- разнотравные
5. Определение доминирующих видов, из которых складываем название луга.
6. Влияние деятельности человека на обследуемый участок луга. Практическое значение луга в жизни людей.
7. Сбор растений для гербария.

Занятие 7-8.

Экскурсия  к водоёму.

  1. Экологическая характеристика водоёма.
  2. Изучение растительности водоёмов.
  3. Приспособления водных растений.
  4. Отборы зообентоса.
  5. Обработка собранного материала.

Занятие  9.  

Типы нарушения фитоценозов под действием природных и антропогенных факторов.

Количественный маршрутный учёт антропогенных воздействий на местность.

  1. Методика маршрутного учёта
  2. Перечень объектов маршрутного учёта антропогенных воздействий и экологических условий местности.
  3. Обработка  результатов учёта.

Занятие 10.


Оформление фотоальбома по итогам летней практики.

Итоговое мероприятие по подведению итогов.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа деятельности профильного отряда «Юный журналист»

Курс программы деятельности отряда "Юный журналист"  поможет детям и подросткам в:   расширении круга знакомства и общения, каждый ребёнок сможет почувствовать себя частью коллектива...

Программа работы профильного отряда «Юный художник» школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.Лагерь дает возможност...

Программа профильного отряда "Юный техник"

   Программа деятельности летнего  профильного отряда ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка...

Программа профильного лагеря "Юный исследователь"

Данная методическая продукция предусматривает организацию работы школьного профильного экологического отряда в летнее время. Рассчитана на экологический актив учащихся 7-8 классов. Программа мож...

Программа профильного отряда "Юные журналисты"

Профильный отряд "Юные журналисты" при школьном летнем лагере досуга и отдыха организован с целью проведения профессиональных проб учащихся 7-9 классов при поддержке кафедры журналистики и м...

Программа летнего профильного лагеря "Юный Пифагор"

Программа летнего профильного лагеря "Юный Пифагор"...