Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию «За наукой в сказку»
методическая разработка
формировать гражданско-патриотические чувства, через анализ сказок; развивать личностные качества; корректировать речь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
za_naukoy_v_skazku.docx | 36.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Отделение социальной реабилитации ГБУСОН РО
«СРЦ Сальского района»
Внеклассное мероприятие
по гражданско-патриотическому воспитанию
«За наукой в сказку»
Разработала и провела:
Тимченко Елена Васильевна,
воспитатель
Цель: формировать гражданско-патриотические чувства, через анализ сказок; развивать личностные качества; корректировать речь.
Оборудование: загадки, карточки , фрагменты сказок.
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка умница и прелесть
Ей повсюду путь открыт.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
- Здравствуйте, ребята. Сядьте поудобнее, выпрямите свои спинки. Сегодня на мы отправимся за наукой. А путь наш лежит … в сказку. Идти мы будем неизведанными дорогами, на которых будут встречи, будут и препятствия. Я надеюсь, что в трудные моменты вы и смекалку проявите и богатырской силой блеснете.
- Все мы с вами родились и выросли в одной стране. Как она называется? (Россия). Почему?
- А какая она Россия?
Широкие просторы над рекой, немереные версты окрестных лугов, зеркальная гладь озер и полыхание неба на закате солнца.
- Такая красота, просто чудо! Вот и появилось желание у людей запечатлеть эту красоту в слове, поделиться ею с людьми. Так появилась на земле сказка. Множество дорог – больших и малых, тихих и шумных – пересекают ее. Нас же тропинка ведет в сказочные дебри. А вот и первое препятствие на нашем пути. Сладкоголосый Кот Баюн охраняет эту тропинку.
Кот Баюн:
- Да, да, да. Это я Кот Баюн из фильма-сказки “Приключения Маши и Вити”. Готовы ли вы помериться со мной силой, поделиться знаниями, умом и даже хитростью? Тогда слушайте… загадка первая.
Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
Береза
- Молодцы! С первой загадкой быстро справились. А вторая потруднее будет.
В синем небе над березкой голосок,
Будто крохотный и маленький звонок.
Жаворонок
- И эту загадку разгадали верно. А вот дальше я вас все равно не пущу. Третья-то загадка будет самая трудная.
Красотой своей и богатствами
Я всегда горжусь.
Людьми славная
Перед врагами же никогда не гнусь.
Назови страну.
Это наша…
Русь
- Ну, что ж. Ваша взяла. Проходите.
- Отправляемся дальше. Велика Россия. Дороги, дороги… они соединяют людей, они же их и разделяют. Да еще каждый должен выбрать важную для себя. Одну, единственную.
Вот застыл на распутье витязь. Какую дорогу выбрать? Что его там ждет?
Вспомните хотя бы одну сказку, в которой герой оказался бы в подобной ситуации.
Перескажите этот эпизод. (“Иван царевич и серый волк”, “Молодильные яблоки”)
- Что же заставляло людей подниматься в путь-дорогу? (Любовь к близким, желание видеть их счастливыми, здоровыми)
- Почему у каждого свой путь? (Выбор зависит от того, каков человек, доброе ли у него сердце, любит ли он свою землю, людей)
- Выбрал добрый молодец свой путь и уводит он его в даль далекую, по неизведанным дорогам. Наши предки не раз искали путь к счастью. Надеялись найти земли урожайные и вольные, мирные и безбедные. Помните фильм-сказку “Садко” (фрагмент).
- В путь-дорогу отправлялись не только добрые молодцы, но красно девицы. Они спасали своих любимых от злых врагов, от горя и болезней, жертвуя своей красотой, используя женскую смекалку (фрагмент сказки “Василиса Микулишна”). Путь-дорога раскрывала человека, становилось виднее, кто смелее и щедрее, а кто скуповат и себе на уме.
- А разве наша жизнь не похожа на путь-дорогу?
- Чем?
- Когда начинается наш жизненный путь? (В детстве)
- А когда заканчивается? (В старости)
- Похожи ли между собой жизненные пути разных людей? (У каждого человека своя, единственная и неповторимая дорога)
- Мы – путники на дороге жизни. Она тоже не бывает прямой и гладкой. Нередко на ней встречаются перекрестки – приходится выбирать между добром и злом, правдой и кривдой. Какие пути-дороги выбирают сказочные герои?
Путь к счастью
Путь к спасению
Путь к правде
Путь к успеху.
- Какой бы вы выбрали пусть? Почему?
Вы уже сделали по своей дороге несколько шагов – путь же она будет прямым и правильным. И главное чтобы на этой дороге ты никогда не оставался один.
Вспомним сказку “Кощей Бессмертный”. Витязь, отправившийся на бой с Кощеем, пришел к нам в гости. Послушаем, что он скажет.
Иван-богатырь:
- Здравствуйте, друзья. Хотите стать сильными и смелыми, как русские богатыри? Тогда записывайтесь в богатырскую школу. А записывать я буду только тех, кто мне одним словом скажет первое богатырское правило. Э- э-э, кто это крикнул “Нападать”? это – первое разбойничье правило. Вот теперь правильно ты сказал: “Защищать”! для этого богатырю ловкость, умение и здоровье нужны, что бы от злой силы самому защититься и других защитить. Для этого мы немного потренируем свое тело.
Выполняются упражнения “Пистолетик”, “Сумей сделать”, “А ну, попробуй”.
- Не унывайте, если не получилось. Тренируйся каждый день и у тебя все получится. А теперь мне пора. Пока!
- Как видим, много путешествуют герои сказок, но, одолев все преграды, победив врагов лютых, возвращаются домой.
- Как называют свою землю сказочные герои, богатыри? (Родная сторонушка, Русь-матушка)
- Почему? С чем сравнивают Русь?
- А что значит для вас Россия?
А вот, что значит, Россия для одного поэта мы узнаем из стихотворения “Для меня Россия”.
- Вы все приехали из разных мест России, и у каждого из вас своя родная сторонушка, своя малая родина. И только там так красивы леса, просторны луга, извилисты речки. Вглядишься и поймешь, как много потрудились руки и душа человека. Цветут сады, пасутся стада, возделываются земли. Это просторы родного Отечества.
- Вы знаете, что в сказке есть положительные герои. Кто они? (Витязи, богатыри, Иван-царевич, Иван – крестьянский сын)
- Что же они делали такого, что их называют “положительными героями”?
(Защищали землю русскую, народ православный от врагов, охраняли границы государства, т.е. исполняли свой гражданский долг)
- А кто был их врагами?
Кто еще живет в сказках? (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, драконы, русалки, водяные, кикиморы и др.)
- Да кто там только не живет! И у каждого из них и у многих других персонажей свои особенности и свой характер, свои приключения и своя роль.
Ох, эти драконы и змеи. Встреча с ними сулит мало хорошего. Ну, что за удовольствие столкнутся с громадным ящером, у которого крылья, как у птицы или летучей мыши, длинный хвост и может не одна, а три, семь или даже девять голов и к тому же еще огнедышащих. Вот с таким змеем нам предстоит сейчас сразиться. Лучший способ избавиться от него – защита.
Работа по карточке “Найди слово”.
- Проверим, какие слова вы нашли. Вот и справились с могучим змеем. Да и то сказать – один вред от него и никакой пользы.
Рыцарь:
- Ну не скажите! Кое на что полезное, например, европейские драконы все же годились. Чтобы навести страх на врагов, рыцари изображали их на оружии, особенно на щитах и стягах.
- Что такое стяг?
(Стяги – это старинные знамена)
- Так драконы и змеи попали на гербы. Да и российский герб таким сказочным существом украшен. Каким?
- Что он означает?
- Ответили верно. Видно, любите свою страну. Ну, мне пора. Может еще, встретимся.
- Ну, что ж! Ты благородный рыцарь прав. Вредные и злобные существа не только вредят, но еще и помогать могут. А как веселятся! Убедитесь сами. (Мультфильм “Летучий корабль”)
- Мультфильм убедил нас, что злодеи не так уж и страшны, они и помогут доброму человеку в трудную минуту.
- А теперь ответьте на вопрос: если у сказки нет автора, то это сказка, какая? (Народная). А если автор есть, то это сказка какая? (Авторская)
- А помните ли вы знаменитого поэта, писателя, сказочника А.С. Пушкина? Он всегда любил сказки. А кто их ему рассказывал? (Няня Арина Родионовна). По вечерам, когда Пушкин слушал сказки, от тихого голоса няни разыгрывалось воображение. Душа уходила в сказку, замирала, не различая, где сказочное, а где житейское. А утром он прибегал к ней и просил послушать, что у него получилось. Какие вы знаете сказки Пушкина?
- Сейчас мы остановимся на одном его произведении. Я буду читать текст, а вы еще раз потренируете сове воображение. Как дикторы телевидения для глухих и слабослышащих людей, изобразите жестами, мимикой содержание текста. А потом мы решим, у кого это получилось лучше.
Читается “У лукоморья дуб зеленый…”
Подводятся итого игры.
- Как вы думаете, почему у нашего занятия такой эпиграф?
- Можно ли к слову сказочному относиться с доверием?
- Может оно только развлекает?
Ее добрые герои всегда побеждают злых. Верность слову оказывается сильнее всякого коварства. А чистое сердце – дороже злата и серебра.
Сказка не случайно часто завершается словами: “Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”. Получается, что к слову сказки нужно относиться с полным доверием – в нем сберегается житейская мудрость. Слову сказочному не чуждо воображение. Вспомните о ковре-самолете, сапогах скороходах, о жизни в подводном царстве. Когда-то об этом рассказывали только сказки. А в наше время и по небу летаем, и к звездам путь открыли, и мчимся по мостовой быстрее ветра и на дно морское опускаемся. Нам есть, чем гордиться и есть за что любить нашу страну и наш народ. И все это предсказали сказки.
- Вот и закончилось наше занятие. Не вредно и итоги подвести.
- Кто считает, что работал сегодня на занятии отлично, пусть возьмет медальку красного цвета, хорошо – зеленого, не все получалось так, как хотелось бы – желтого.
Все крепится на доску.
- Взгляните на доску. Что у нас получилось?
- Салют.
- Кому?
- Сказочным героям – борцам, патриотам и вам за участие на занятии.
- Наше занятии закончено. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по гражданско- патриотическому воспитанию учащихся к 65 летию Победы в Великой Отечественной войне «Героические страницы города Набережные Челны»
Цели: показать мужество и патриотизм героев старшего поколения; продолжить замечательную традицию патриотических дел, которыми отмечает страна всенародный праздник – 65-летие Победы....
Внеклассное занятие по гражданско-патриотическому воспитанию "А что такое гражданин? Отечества достойный сын!"
Велика и могуча наша страна, но главной гордостью были и остаются люди, граждане Российской Федерации.А что значит быть достойным гражданином?Гражданин России – это человек, любящий Родину...
Разработка внеклассных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию (из опыта работы)
В работе представлены разработки таких мероприятий, как Классный час "Я - гражданин России" (для 5-7 классов), Внеклассное мероприятие «Я - гражданин России» на тему:...
План мероприятий по гражданско - патриотическому воспитанию в рамках месячника 70-лет Победы
План мероприятий к 70-летию Победы...
План мероприятий по гражданско - патриотическому воспитанию в рамках месячника 70-лет Победы
План мероприятий к 70-летию Победы...
Годовой цикл мероприятий содействующих гражданско-патриотическому воспитанию
Основной целью данного цикла является становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского до...
Разработка воспитательного мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию.
Интересный материал для проведения внеклассного мероприятия....