Внеклассное занятие по гражданско-патриотическому воспитанию "А что такое гражданин? Отечества достойный сын!"
методическая разработка (6, 7, 8 класс) по теме

Казеева Елена Юрьевна

 

Велика и могуча наша страна, но главной гордостью были и остаются люди, граждане Российской Федерации.А  что значит быть достойным гражданином?

Гражданин России – это человек, любящий Родину, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки, умеющий реагировать на изменения в обществе. Понятие «гражданственность» предполагает реализацию своих прав и обязанностей по отношению к Отечеству, нетерпимость к нарушениям общественного порядка, принципиальность, честность, правдивость, человек с активной жизненной позицией. На этом занятии можно узнать, кто из соотечественников удостоился достойного звания Гражданина РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie.docx81.69 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие

по гражданско-патриотическому воспитанию

«А что такое гражданин? Отечества достойный сын!»

http://fs1.ppt4web.ru/images/3258/57678/640/img23.jpg

                                                 

                                                               Воспитатель реабилитационного центра:    

    «Ясная Поляна»: Казеева Елена Юрьевна.

Цели: Формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе; развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов России, в частности - Мордовии; воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Оборудование: Карта «Народы России», слайды «Народы России», слайды с портретами известных общественных деятелей и известных уроженцев республики Мордовия, видео «Россия – мы дети твои».

Ход занятия.

  1. Организационная часть.

(На фоне музыки звучит стих-е  М. Капустина)

 

Россия – наш дом, и мы все – россияне,
Мы – братство народов великой страны.
В победные дни и в часы испытаний
Российскому флагу мы будем верны.
 

   Служим Отечеству верой и правдою,
  Несокрушима родная страна.
  Сила народная, мудрость державная,
  Наша Россия – на все времена.
 

Под небом Отчизны на мирных просторах
Растут города, зеленеют поля.
Могучие реки, высокие горы,
Всё это – Россия, родная земля.

Мы стали сильнее в боях и невзгодах,
Мы славим Отечество честным трудом.
Пусть будет Россия сильна и свободна,
И мирное счастье приходит в наш дом!
 

   - Велика и могуча наша страна, но главной гордостью были и остаются люди, граждане Российской Федерации. И на сегодняшнем занятии мы выясним, что значит быть достойным гражданином.

  1. Основная часть.
  1. Отечества достойный сын.

 - Что означает слово “гражданин”? (Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка).

В чем разница между значением этого слова и понятием “гражданин по рождению”?

Гражданин России – это человек, любящий Родину, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки, умеющий реагировать на изменения в обществе. Понятие «гражданственность» предполагает реализацию своих прав и обязанностей по отношению к Отечеству, нетерпимость к нарушениям общественного порядка, принципиальность, честность, правдивость, человек с активной жизненной позицией. Как сказал Н.А.Некрасов :

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Каждый гражданин любой страны должен знать и с чувством уважения относиться к национальной символике.

 

Анкетирование «Национальная символика РФ»

  1. Государственные символы РФ. (Флаг, герб, гимн)
  2. Что представляет из себя герб РФ? Когда принят закон о гербе? (Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.   Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014)                                    "О Государственном гербе Российской Федерации"
  3. Что из себя представляет флаг РФ?( Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине – 2:3».)
  4. Что означает каждый цвет?( Геральдические значения цветов флага таковы: белый означает мир, чистоту, благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – силу и смелость, неустрашимость.)
  5. Назовите день флага РФ. (22 августа в России отмечается День Государственного флага Российской Федерации, установленный на основании Указа Президента Российской Федерации № 1714 от 20 августа 1994 года «О Дне Государственного флага Российской Федерации». 22 августа 1991 года над Белым домом в Москве впервые был официально поднят трехцветный российский флаг, заменивший в качестве государственного символа красное полотнище с серпом и молотом.)

       6. Назовите авторов музыки и слов гимна России. (Музыка А. Александрова
    Слова С. Михалкова.)

  1.  Знаменитые люди Мордовии, достойные граждане РФ.

- Главный  закон государства – Конституция России начинается такими словами: «Мы,  многонациональный народ Российской Федерации…»

- Вдумайтесь в эти строки. Почему наша страна называется многонациональной?

- Россия – одно из самых многонациональных государств мира.
На её территории проживает более 190 народов.

На первом месте стоят русские или те люди, которые причисляют себя к русским. Численность русских в стране составляет более 115 миллионов человек. 
        На втором месте – татары и все их разновидности: сибирские, казанские, астраханские и другие. Их насчитывают пять с половиной миллионов – это почти 4% от населения страны. Далее следуют украинцы, башкиры, чеченцы, чуваши, армяне, белорусы, мордва, казахи, удмурты и многие другие народности.

Мордвин и русский.… Два народа.
Давно вы связаны родством.
Вы плоть от плоти. Год от года
Гордитесь этим естеством.
 

 1000 лет у мордвы  и  народов  России  один  исторический путь, одна историческая судьба.  Народы  живут  рядом,  не  теряя  своих исконных корней, своей национальной самобытности,  они  не просто  живут, он созидают настоящее и будущее своей великой Родины - России.
Мордовский народ всегда рад видеть своих друзей на своей гостеприимной, хлебосольной земле! 

«Помни имя своё» - эти наполненные глубокого смысла слова могут быть обращены как к отдельному человеку, так и к целому народу. Нация тогда сильна и сплочённа, когда дорожит своим именем, своим этнонимом. Для нас это гордые и звучные слова «мордвин», «мордва», «мордовский народ». Они увековечены самой историей, весь цивилизованный мир всегда воспринимал нас и воспринимает сейчас под этими всеобъемлющими названиями, понятиями.

         - Подумайте, пожалуйста, что объединяет этих людей? (Показ слайда с известными гражданами республики Мордовия.)
– Почему вы их так быстро узнали?

  - Это выдающие личности. Их хочется назвать гражданами России с большой буквы. Они не только родились в нашей республике, но и весь свой талант, устремление отдали служению обществу, народу, укрепляли могущество России.

Именно люди делают Родину славной и великой.

Викторина «Знаменитые люди Мордовии» (с просмотром слайдов).

  1. 1. Что вы знаете о русском флотоводце, который последние годы прожил в Мордовии? В честь него назван собор в г. Саранске. ( Ф. Ф. Ушаков, провел 40 сражений и ни одного не проиграл)

  1. 2. Его родина – С. Баево Ардатовского уезда. «Русским Роденом» называли его современники. Назовите имя. (Скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя  (Нефедов)).

  1. 3. О каком подвиге рассказывается в книге «Побег из ада»? (Михаил Петрович Девятаев, Герой Советского Союза, совершил побег из немецкого плена на немецком самолете.)

  1. 4. Назовите первого мордовского ученого и просветителя, этнографа и лингвиста. (Макар Евсевьевич Евсевьев)

  1. 5. Назовите имя первого мордовского космонавта, нашего земляка, уроженца Зубово_Полянского района. После полета удостоился звания Героя Российской Федерации.  (Владимир Дежуров)

  1. 6. Назовите имя первого мордовского поэта, создателя первого мордовского букваря. ( Захар Федорович Дорофеев)

  1. 7. Когда основан Мордовский Государственный Университет  и чье имя он носит? (1957 г., имя Николая Платоновича Огарева)

8. Назовите имя известного спортсмена, уроженца Мордовии, которому 15 минут стоя рукоплескали зрители на Олимпийских играх 2004 года в Афинах, не давая выйти на помост американскому спортсмену. (Гимнаст Алексей Немов, уроженец поселка Барашево РМ)

9.Назовите автора Государственного Гимна РМ. (Нина Кошелева)

  1. Российский боксёр-профессионал, уроженец Мордовии, чемпион мира в тяжёлой весовой категории. (Олег Маскаев)
  2. Спортсмен, который на афинской Олимпиаде 2004 г. получил тепловой удар и не сошел с дистанции. Почти в бессознательном состоянии он пересек финишную черту, а затем буквально рухнул на беговую дорожку. Руководство Мордовии отметило его волю к победе: спортсмен был награжден орденом Мужества и орденом Славы III степени Республики Мордовия. (Денис Нижегородов)
  3. Первый мордовский космонавт, уроженец Зубово-Полянского района РМ, удостоившийся звания Героя Российской Федерации. (Дежуров Владимир Николаевич)

  1. Заключительная часть.

    -  Каждый гражданин способен  повлиять  на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями. Послушайте стихотворение, в котором указано, какими качествами должен обладать настоящий гражданин России. (Читает ученик)

Десять правил маленького россиянина.

Расскажу вам десять правил.
Вы запомнить их должны.
Их на память нам оставил
Верный сын родной страны.

Он прошел войну когда-то,
По геройски жизнь прожив,
Безымянным стал солдатом,               Свою голову сложив.

Павших всех Руси героев,
Кто в боях без вести пал,
Собирательным героем
Он возвел на пьедестал.

Правило один, конечно, 
Свою Родину любить,
Быть ей преданным навечно,
Честь и славу заслужить.
Правило второе важно,
Коли первое блюсти:
Честь храните, и неважно,
Где и как пришлось расти.

Третьим правилом дано нам
Гимн Родной Отчизны знать,
А, услышав гимна звуки,
С гордостью в душе вставать.

Правило четыре дети –
Уважать вы все должны
И беречь основы эти:
Герб и флаг родной страны.

Пятым правилом всем будет
Честность ваша навсегда,
И тогда из многих судеб 
Навсегда уйдет беда.

Правило шестое, знайте,
Помощь слабым – это честь.
Старость, младость уважайте,
Ведь таких людей не счесть.

Завещал 
седьмым из правил
Веру в Бога нам солдат.
Веры дух чтоб нами правил,
Был духовен, стар и млад.

Правило восьмое: бойтесь
Беса в душу запустить.
За святым крестом укройтесь,
Чтоб соблазны победить.

Вот 
девятое из правил:
Коль на Русь кто нападет,
Он завет всем нам оставил:
Бей врага родной народ!

Правилом десятым, важным,
Завещал Руси солдат:
Патриотом быть отважным,
Помнить павших всех ребят.
(А. Гаврюшкин )

- Вы граждане России, именно от вас зависит будущее.

  Вы когда-нибудь задумывались том, какой бы вы хотели видеть свою родину в будущем?

  Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.

Просмотр видеоклипа «Россия – мы дети твои».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Что такое гражданин? Отечества достойный сын!»

Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Учебная дисциплина «инос...

Внеклассное мероприятие по гражданско- патриотическому воспитанию учащихся к 65 летию Победы в Великой Отечественной войне «Героические страницы города Набережные Челны»

Цели: показать мужество и патриотизм героев старшего поколения; продолжить замечательную традицию патриотических дел, которыми отмечает страна всенародный праздник – 65-летие Победы....

Разработка внеклассных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию (из опыта работы)

В работе представлены разработки таких  мероприятий,  как Классный час "Я - гражданин России" (для 5-7 классов), Внеклассное мероприятие  «Я - гражданин России»  на тему:...

Конспект воспитательского занятия по гражданско-патриотическому воспитанию "Путешествие по стране юного гражданина" для старших подростков специальной (коррекционной) школы-интерната

Цель  данного занятии является формирование активных социальных и гражданских позиций; воспитание инициативной и ответственной личности.  Ставятся задачи: формирование представлений о правах...

Конспект коррекционно-воспитательного занятия по гражданско - патриотическому направлению Игра – путешествие «Мой любимый город»

Конспект виртуального путешествия по городу Свободный. Прогулка с детьми по достопримечательностям города....

Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию «За наукой в сказку»

формировать гражданско-патриотические чувства, через анализ сказок; развивать личностные качества; корректировать речь...

"Кто такой гражданин? Отечества достойный сын"

Выпуск № 7 школьного интерактивного журнала «СанаториК» представляет обобщение опыта патриотического воспитания учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности....