Годовой цикл мероприятий содействующих гражданско-патриотическому воспитанию
методическая разработка (5 класс) по теме

Боровкова Ольга Александровна

Основной целью данного цикла является становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой.

 

Работа в рамках данного опыта позволяет сделать определенные выводы: применение элементов опыта возможно в любой школе и требует лишь желания и умения классного руководителя. Опыт обеспечивает: рост успешности школьников; нравственное и физическое взросление; расширение знаний о семье, малой родине, России; воспитание целостной личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Сегодня глубокие социально-экономические преобразования в стране вносят существенные изменения в систему ценностей и приоритетов сельских жителей. Одним из таких приоритетов становится изменение содержания и качества образования, форм и методов обучения и воспитания. Сельская школа призвана внести свой вклад в решение задачи формирования общей культуры личности. Именно в ней, сельской школе, закладываются условия возрождения российской деревни, психология хозяина земли, ответственного за сохранение своего села, города, страны, а также возможности для патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения.

Наша Коркинская СОШ активно работает именно в этом направлении, является инновационной площадкой по гражданско-патриотическому воспитанию средствами туристко-краеведческой деятельности.

Известно, что при выборе подходов к развитию  школы на селе главным условием ее развития следует считать расширение опыта работы по проблеме «Школа – центр воспитательной работы». В организации воспитательной работы в школах есть сложности. Как построить содержательную работу с детьми в условиях удаленности от культурных центров? Как обеспечить им досуг? Как организовать кружковую работу? Подобных вопросов множество.

В настоящее время Россия переживает именно такой период, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. Каковы истоки патриотизма? Считаю, что зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма. Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Третья ступень формирования патриотизма – воспитания любви к Отечеству, обществу, их истории, культуре, традициям.

Годовой цикл мероприятий составлен с учетом возрастных особенностей школьников. Такой подход к организации воспитательного процесса позволяет вызвать интерес ученика к самому себе, своему окружению, семье, обществу. Классный руководитель вправе варьировать способы подачи материала, исходя из конкретных условий работы и опираясь на индивидуальные особенности учащихся, степень подготовленности детей, их общего развития и интересов.

Основной целью данного цикла является становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Повышение качества патриотического воспитания в школе.

2.Реализация цикла мероприятий патриотического направления с последующей оценкой качества результативности.

3.Обновление содержания патриотического воспитания, расширение спектра активных форм и методов работы по данному направлению.

4.Усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Работа в рамках данного опыта позволяет сделать определенные выводы: применение элементов опыта возможно в любой школе и требует лишь желания и умения классного руководителя. Опыт обеспечивает: рост успешности школьников; нравственное и физическое взросление; расширение знаний о семье, малой родине, России; воспитание целостной личности.

У педагога есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие – наоборот, самой главной сферой деятельности. Как бы ни была трудна эта работа, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе – это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.

Я являюсь классным руководителем с 2016 года, это мой первый опыт, мой первый пятый класс. Класс достался сложный, разноуровневый, но творческий. Из 15 человек – 8 обучаются по программе с задержкой психического развития, 2 учащихся обучаются по программе для детей с умственной отсталостью, 4 ребят имеют средний уровень и одна девочка - повышенный. Стараюсь вовлечь во внеклассную работу всех учащихся класса, найти подход к каждому ребёнку, учитывая   особенности и интересы ребят, а также выработать определенный стиль отношений с детьми: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора; не командовать, а организовывать.

Систему патриотического воспитания в классе я строю с учётом  степени подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно. Очень любим принимать участие в творческих конкурсах, где нужно рисовать и петь. Привлекаю к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях и родителей школьников, учителей-предметников и организаций дополнительного образования. Не смотря на то, что выбор проведения свободного времени у сельских ребят не так велик, все учащиеся моего класса задействованы в кружках и секциях как школы, так и района. Одни посещают школьный кружок «Юные краеведы», другие -  филармонические уроки в Музее Декабристов г.Туринска (иногда с чаепитием и посещением выставок с экскурсиями), а также «Компьютерный дизайн» (в Доме детского творчества), школьную секцию «Волейбол» и др. Одна девочка посещает все кружки и секции сразу. Особое внимание уделяю детям «группы риска». При поиске причин появления трудностей в поведении ребенка пытаюсь найти ответы на такие вопросы:
- Какие особенности ребенка влияют на неадекватность его поведения?
- Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность поведения ученика?
- Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть
самостоятельно?
- Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть с помощью родителей?
---Какую помощь может оказать общественность?
- Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании ребенка?
-   Как исправить ошибки, которые уже допущены мной и семьей?

Для ответов на эти вопросы использую следующие формы работы с детьми «группы риска»:

 посещение семей;

 индивидуальные беседы с детьми и родителями;

 педагогическая диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение);

 привлечение к беседам социального педагога, участкового инспектора, администрацию школы;

 работа школьного Совета профилактики правонарушений;

 привлечение учащихся к посещению объединений дополнительного образования.

Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом. Стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела. Результаты нашей совместной деятельности отражаются в портфолио как класса, так и каждого ученика в отдельности.



Предварительный просмотр:

Годовой цикл мероприятий содействующих гражданско-

патриотическому воспитанию учащихся 5 класса (2016-2017гг.)

п/п

Мероприятия

Результат

1

 

Классные часы на темы «Мои права и обязанности», «Символы России» и др.

 

Оформление стенда в кабинете

 «Государственные символы»

Открытка своими руками

Благодарность за исполнение песен «Старый клён»,

«Тёмная ночь»

Рассказы, сообщения учащихся о своих дедах и прадедах, участвовавших в ВОВ

I место

Ребята узнали о жизни и подвигах известных советских лётчиков, участвовали в играх и мастер-классах, а также совершенно случайно попали на выставку картин, где смогли познакомиться с творчеством местного художника, увидели портреты  своего классного руководителя, написанные автором в первые годы моей педагогической деятельности в п.Зайково.

Благодарность за поисковую работу, представленную в форме реферата

Помощь в уборке снега пожилым людям; принесли книжки, игрушки в детский сад

2

Поздравление ветеранов с Днем пожилого человека, с Днем защитника Отечества, Международным женским днем, Днем Победы.

3

Участие вокальной группы 5 класса в районных концертах: «Мои года, моё богатство…», посвящённом празднованию Дня пожилого человека; под открытым небом «Музыкальный блиндаж» (посвящённый празднованию дня Победы в Великой Отечественной войне) 

4

Беседы на классных часах о Днях воинской славы («Сталинградская битва» и др.); классные часы на тему «Герои и подвиги»; уроки мужества

5

 Участие класса в районном конкурсе детского творчества «Светлячок» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, номинация фотография «Моя безопасность» в родном селе

6

Экскурсия в Зайковский музей им. Речкалова, посещение выставки картин местного художника Никишина А.В. в сельской библиотеке п.Зайково

7

Участие в 1 Школьной краеведческой конференции «Урал в жизни маршала Г.К.Жукова», посвящённой 120-летию со дня рождения великого полководца

8

Акция  «Дни милосердия»

 

9

 

Участие класса в школьных праздниках, посвящённых Дню Матери, Дню учителя, 23 февраля

Исполнение песен: «Маме»,

«Мы желаем счастья вам», «Кукушка»

Создание советом творчества класса социального плаката

«Я выбираю жизнь»

I место

Благоустройство территории памятника погибшим воинам, встреча с ветеранами ВОВ и тружениками тыла,

минута молчания, возложение цветов на митинге, посвящённом Дню Победы

Во время летних каникул ребята узнали и прочитали новые книги о родном крае

Коллективные проекты ребят об истории, о людях, событиях родного края

Музыкальный словарик

Знания компьютера помогают ребятам при создании проектов, поиска нужной информации

Воспитание чувства гордости за своё село, город, страну, уважительного отношения к природе родного края

I, II и III места

10

Школьный конкурс социальных реклам

 11

Муниципальный этап Всероссийских спортивных соревнований «Президентские состязания-2017»

12

 

Акция «Вахта памяти»

13

Знакомство с выставкой литературы в сельской библиотеке «Люби и знай свой край родной»

14

Посещение учащимися класса школьного кружка «Юные краеведы» (в течение года)

15

 

 

 

16

17

Посещение учащимися класса филармонических уроков в Музее Декабристов г. Туринска, а также выставок и экскурсий с чаепитием,

кружка «Компьютерный дизайн» (в ДДТ)

Ежегодно учащиеся моего класса

принимают активное участие  в туристических походах, кроссах наций, лыжне России с привлечением родителей, бабушек и дедушек

Отдельные учащиеся (индивидуально) регулярно участвуют в конкурсах рисунков различного уровня, таких как «Марш парков» (областной конкурс), «Природа родного края» (муниципальный уровень), «Нашей школе-150» (школьный) и многие другие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по гражданско- патриотическому воспитанию учащихся к 65 летию Победы в Великой Отечественной войне «Героические страницы города Набережные Челны»

Цели: показать мужество и патриотизм героев старшего поколения; продолжить замечательную традицию патриотических дел, которыми отмечает страна всенародный праздник – 65-летие Победы....

Разработка внеклассных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию (из опыта работы)

В работе представлены разработки таких  мероприятий,  как Классный час "Я - гражданин России" (для 5-7 классов), Внеклассное мероприятие  «Я - гражданин России»  на тему:...

Разработка воспитательного мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию.

Интересный материал для проведения внеклассного мероприятия....

План мероприятий месячника Гражданско-патриотического воспитания

  План месчника мероприятий Гражданско-патриотического воспитания   В помощь учителю ОБЖ....

Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию «За наукой в сказку»

формировать гражданско-патриотические чувства, через анализ сказок; развивать личностные качества; корректировать речь...