Разработка внеклассных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию (из опыта работы)
методическая разработка по краеведению (5, 6, 7 класс) на тему
В работе представлены разработки таких мероприятий, как Классный час "Я - гражданин России" (для 5-7 классов), Внеклассное мероприятие «Я - гражданин России» на тему: «Символы моей страны» (для 5-7 классов), Урок «Я – гражданин России» на тему: «Люблю тебя, мой край родной!» ( для 5-7 классов)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ «Первомайская СОШ»
Эртильского района
Из опыта работы
Грауберг Олеся Владимировна –
учитель истории и обществознания
п.Первомайский, 2015 г.
Гражданско-патриотическое
воспитание
Потребность общества в подготовке всесторонне развитого человека, активно участвующего в общественной жизни, выполняющего различные социальные функции, предполагает умение личности ориентироваться в многообразии общественных отношений. Главной проблемой и, следовательно, направлением в воспитательной работе в условиях современного реформирования является гражданское и нравственное становление личности школьников. В настоящее время одной из главных задач в воспитании является формирование гражданской позиции. Большую роль в формировании личности играют общественные дисциплины, такие как история, обществознание, право.
В нашей школе проходит много мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию, которые можно объединить одной темой “Я –гражданин России”. В мероприятиях принимают участие учащиеся всех классов. Главная цель этих мероприятий –развитие творческих способностей у учащихся, формирование интереса к истории России, краеведению, правоведению. Задачи мероприятий –стимулирование познавательной активности, формирование гражданской позиции и творческой деятельности учащихся.
Мы хотим поделиться с вами нашим опытом. Надеемся, что он Вам пригодится!
Классный час "Я - гражданин России"
Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”
Задачи :
Обучающие:
-повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин»;
-овладение технологией работы в группах.
Развивающие:
-развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы;
-развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений и коммуникаций.
Воспитательные:
-формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга;
-воспитание и развитие личностных компетенций.
Методы: беседа, обсуждение, словесное рисование, рефлексия, интерактивный (групповое интонирование, проблемная дискуссия), творческая интерпретация содержания, проживание» информации в различных видах деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной).
Возраст детей: 5-7 класс.
Оборудование:
1.Компьютер, проектор, экран
2.Плакаты
Оформление доски (плакаты):
- А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Н. А. Некрасов. - «Истинный человек и сын отечества есть одно и тоже» А.Н. Радищев. Государственная символика РФ:
- Текст Гимна России.
- Герб
- Флаг
Ход классного часа
Звучит песня “С чего начинается Родина?” (Муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).
Учащимся предлагается подпевать.
Учитель: О чем поется в песне? (ответы детей)
Учитель: Но что такое Родина?
Чтец 1. Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.
Чтец 2 .Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Чтец 3.Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Учитель: Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это, то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.
Чтец 1: Родина – это очень много. Со словом «родина» тесно связано слово «отчизна», «отечество». Это самое драгоценное и святое, что есть в жизни каждого человека. Понятие Родина- это память обо всем, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней; это родная земля со всем, что растет и дышит на ней. Россия подобна огромному дереву, на котором не сочетать листьев, но всякое дерево имеет что? Корни. Листья – это мы, корни—это наше прошлое, наша история, наши деды, прадеды. Человеку надо знать свои корни, историю своей Родины, государства. И тогда такой человек может назвать себя: «Я – гражданин своей Родины»
(1 слайд – Я – гражданин России)
Учитель: Что означает слово “гражданин”?
Чтец 2.: В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «гражданин» объясняется так: Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.
Учитель: Прочитайте «про себя», сколько толкований имеет это слово? Прочитайте первое пояснение.
Гражданин: (слайд 2)
1) Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;
2) Взрослый человек, а также форма обращения к нему.
Пояснение 1-го понятия .
Учитель:
- Каким словом можно заметить слово «лицо», чтобы смысл фразы не менялся? (Человек)
– Что значит, «постоянное население»? (Те люди, которые живут там всегда.)
– Как по-другому сформулировать словосочетание «наделённое правами и обязанностями»? (Иметь права и обязанности)
– Прочитайте второе пояснение.
Пояснение 2-го понятия.
Учитель: Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу: «уважаемый», «товарищ», «сударь», в том числе и «гражданин». Всё зависит от ситуации и воспитания. (Слайд 3)
Очень кратко, понятно толкуют слово «гражданин» поэты и писатели. Например: «…настоящий гражданин – это отечества достойный сын» Н.А. Некрасов. «Истинный человек и сын отечества есть одно и тоже» А.Н. Радищев.
– Давайте подробнее поговорим о том, что значит быть гражданином России?
– Как можно истолковать значение этого слова ?
– Рассмотрите схему (слайд 4). Вокруг центрального понятия расположены начала фраз – толкований. Прочитайте. Прочитайте слова справа. Дополните до фразы, пользуясь словами для справок.
знать (права)
выполнять (обязанности)
любить (свою Родину)
охранять (территорию)
беречь (природу)
гордиться (культурой, языком)
приумножать (богатства)
Дети работают самостоятельно.
Проверка: (Слайд 5)
Вывод: Быть гражданином значит, любить свою Родину, знать права и выполнить обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать богатства.
– Как вы думаете, что нас объединяет и делает гражданами одной страны? (Общая территория, единый язык, культура, законы) (Слайд 6)
– Посмотрите на доску. Что общего в каждой группе слов?
отец
отчество
Отечество
Отчизна
род
родной
родители
родня
Родина
– Почему слова каждой группы мы называем родственными?
Родина берёт начало с отчего дома.
«Отчий дом» – дом твоего отца.
«Отчество» – величание по имени отца.
«Отечество» – земля наших отцов.
– Есть ли слова-понятия, из первого и второго столбика одинаковые по значению? – Какой вывод можно сделать?
Вывод: Слова-понятия Родина и Отечество, одинаковые по значению.
(Музыкальная заставка: голоса птиц. (Слайды 7, 8, 9)
Чтец 1: Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя!
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя!
Школа, где твои друзья.
Это – Родина твоя!
Руки матери твоей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в саду смородина –
Это тоже Родина!
Учитель: Каждый гражданин любой страны должен знать и с чувством уважения относиться к национальной символике.
Учитель: У граждан одной страны также общие символы. Назовите символы нашей страны. (Гимн, Герб, Флаг. – изображения на плакатах и слайде10)
Учитель: В 2005 году Флаг России отмечал своё 300-летие. В далёком 1705 году по приказу царя Петра I все корабли стали выходить в море под бело-сине-красным флагом. Этот флаг признано считать единым флагом всей России. Вспомните, почему для флага России выбраны именно эти цвета? (Белый цвет – мир, чистота совести. Синий – небо, верность, правда. Красный – огонь и отвага)
Учитель: Герб. Центральную часть Герба занимает большой двуглавый орёл. В древности орёл считался самой большой летающей птицей, поэтому образ орла символизирует сильную власть.
– Где можно увидеть изображение символов страны? (На границе, здании правительства, документах, монетах…)
Учитель: Российские символы олицетворяют красоту и справедливость, победу добра над злом. Величие русского народа, его силу, мощь и, в тоже время, простоту и открытость можно услышать и понять, в произведениях русских композиторов.
Учитель: Настоящие Гимн, Герб, Флаг были приняты и утверждены Государственной Думой 8 декабря 2000 года и одобрены Советом Федерации 20 декабря 2000 года. Что же это за государственная власть, которая принимает законы страны, по которым живут все граждане? (Слайд 11)
Учитель: Все законы в нашей стране принимает Федеральное собрание. Оно состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федераций. Первоначально закон принимается депутатами Государственной Думы, затем рассматривается Советом Федераций. Потом закон поступает на подпись к Президенту. (Слайд 12)
С момента подписания закон становится обязательным для всех. Вот почему так важно, чтобы все граждане страны принимали участие в выборах. От того, как пройдёт голосование зависит то, по каким законам мы будем жить. Вы ещё маленькие граждане государства и не принимаете участие в Выборах. Ваша судьба сейчас полностью зависит от решения взрослых. Но прийти на избирательный пункт вместе с родителями вы можете. (Слайд 13)– Принимать участие в выборах (голосовать) можно с 18 лет. Посчитайте, через сколько лет вы сможете стать избирателями?
Учитель: Распределение по группам. Свой «выбор» можно будет сделать сейчас, работая в группах и отвечая на вопросы анкеты.
Задание. Принимать законы, по которым будет жить вся страна, – очень ответственно. Прочитайте вопросы. Подумайте, обсудите, зачитайте свой ответ.(слайд 14)
– Как вы думаете, какими качествами должен обладать депутат Государственной Думы? (Ответы детей)
– Представьте, что вы уже взрослые и вас выбрали в Государственную Думу. Какие законы вы приняли, чтобы граждане России жили лучше? (Образование, здравоохранение, культура, семья)
Учитель: Сейчас ваша задача – хорошо учиться, получать знания, развивать способности, потому, что в будущем вам управлять нашей великой страной Россией.
Учитель: На протяжение тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней.
Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.
Приведите примеры высокой гражданственности, которую в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.
Учитель: Россия лучшим своим гражданам ставит памятники. В Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому с надписью “Благодарная Россия - Гражданину Минину и князю Пожарскому”.
- Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?
- Школьник - это гражданин?
- В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?
“Быть гражданином” - это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.
- это не просто запись в паспорте, это и в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.
Ученик читает стихотворение Е. Евтушенко “Гражданственность”.
Ты, гражданственность - флаг, а не флюгер.
Флюгер слишком усердно скрипит.
Тот, кто Родину подлинно любит,
Тот в любви никогда не криклив.
Стань, гражданственность, строже и чище -
Ведь прохожих нелепо хватать.
И, бия себя в грудь кулачищем,
Им орать: “Я люблю свою мать!”
Ты, гражданственность, - Пушкин, Некрасов -
Не бумаринствующие врали,
И замешана ты не на квасе,
И заквашена на крови.
Боль гражданства - не в собственной боли.
Тот, кто истинный гражданин,
Защищает собой все поле,
Даже если он в поле один.
Все мы порознь, как в чаще тропинка,
И дорога, когда мы одно.
Все мы порознь, как в поле травинка,
Ну а вместе - Бородино.
Показной героизм - криводушен.
Вы, не чувствуя собственных ран,
Защищайте Россию, как Пушкин,
Незаметный ее капитан.
Защищайте ее от двуличных
Подхалимов и клеветников
И от “умников” заграничных,
И отечественных дураков.
Защищайте леса и озера,
Прикрывая их грудью своей,
От губительного разора…
Не забудьте защиту людей!
Защищайте, как наши высоты,
Нашей совести рубежи,
Наших женщин - от хамства чьего-то
И детей - от безверья и лжи.
Крикуны исчезают бесследно,
Но, как совести внутренний глас,
На защиту России - бессмертно
Поднимает гражданственность нас.
Работа в группах
Задание. Гражданские качества человека проявляются в его поступках. В течение нескольких минут (указать) подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок).
Главное - объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков. (Выслушиваются рассказы групп и задаются вопросы).
- А можно ли Юрия Гагарина можно назвать гражданином? Почему? ( Первым поднялся в космос, прославил Родину). Не только гражданин, а ПОЧЁТНЫЙ ГРАЖДАНИН РОССИИ
- Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Скотневского (читает ученик):
У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной - единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины
Хоть широка страна.
Учитель: Да, ребята, “она такою будет”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться - ваших.
Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.
- Итак, подведем наши итоги: Ответьте на вопрос: Кого же называют гражданином? Предлагается 3 варианта ответа (слайд 15), учащиеся работают в группах.
1. Гражданин- это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями
2. Гражданин- это лицо, наделанное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здоровым смыслом.
3. Гражданин- это лицо, наделанное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее по своему усмотрению.
- Почему 3 вариант ответа вы не выбрали? Обсуждение учащихся.
- Какие понятия включает в себя слово “гражданин”? (Ответы учащихся выписываются на доске).
- Патриотизм
- Боль за родную природу
- Высокая нравственность
- Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине
Я думаю, что каждый из вас сегодня может гордо произнести слова «Я- гражданин России!»
Ученик читает стихотворение
Я – гражданин России!
И, значит, я обязан
Её законы свято соблюдать,
Беречь природу, хорошо учиться,
А, если нужно, от врагов спасать.
Я – гражданин России!
Горжусь я этим званьем.
Моя Россия – гордость ты и честь.
Моя Россия – страна родная,
Как хорошо,
Что родилась я здесь!
Учитель: Любите Россию, ребята, и гордитесь тем, что вы её граждане.! Её будущее- в ваших руках, и она будет такой, какой сделаете её вы.
Звучит песня “Любите Россию” (сл. В. Милявского, муз. С. Туликова).
Вывод: В данном мероприятии я попробовала определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”.
Ребята повторили знания о российской символике и понятиях «отечество» и «гражданин».
В ходе проведения классного часа учащиеся работали в группах, учились высказывать свою точку зрения, анализировать, делать выводы. Дискуссия получилась результативной. Из беседы с учащимися была видна их гражданская позиция, личное отношение к своей стране, к долгу перед ней.
Все ребята принимали активное участие в данном мероприятии: пытались отвечать, приводить примеры, отстаивать свою точку зрения.
Заранее учащиеся готовили стихи. По итогам классного часа ребятам было предложено нарисовать рисунок на тему: «Символы нашей страны». Они с большим удовольствием выполнили это задание. Чуть позже прошла выставка рисунков.
Всем участникам были вручены медальончики с надписью»Я- гражданин России» и символикой РФ, а самые активные учащиеся были награждены грамотами
Внеклассное мероприятие «Я - гражданин России» на тему: «Символы моей страны» Цель: воспитание гражданственности подростков и чувства гордости, чувства патриотизма за свое государство; ознакомить учащихся с историей и характеристикой государственной символики РФ как официальной, так и неофициальной. Задачи:
Оборудование:
На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный.
Синий - неба цвет. Красная полоска- Солнечный рассвет.
(слайд 6).
(слайд 8) Москва – это Красная площадь. Москва – это башни Кремля. Москва – это сердце России, Которое любит тебя.
Собрать слово К О Н С Т И Т У Ц И Я из разрезанных букв
Викторина «Что я узнал о символах РФ?»
Вывод: в ходе данного мероприятия учащиеся узнали и закрепили знания государственной символики России и о ее неофициальных символах. Доклады по всем символам ученики готовили заранее. Таким образом, многие из учеников были задействованы в мероприятии. Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию гражданственности подростков и чувства гордости, чувства патриотизма за свое государство, любви к Родине, |
формированию духовно-нравственных качеств личности учащихся. Это мероприятие насыщено теоретическим материалом. Но вместе с тем, теория закрепляется на практике. Учащиеся выполняют различные задания, отвечают на вопросы викторины.
Все учащееся были награждены по итогам данного мероприятия грамотами и призами в виде значков с изображением символов.
Урок «Я – гражданин России»
на тему: «Люблю тебя, мой край родной!»
Цель: Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Задачи:
- раскрыть смысл понятия «Родина»; подвести учащихся к пониманию неповторимости и богатства нашей страны;
- дать первоначальные представления о родном крае: познакомить с государственными символами Воронежской области, с историей и о символами Эртильского района
- воспитывать у учащихся патриотические чувства, гражданственность, уважение к мужеству предков, дедов и отцов, интерес к истории родного края, любовь к «малой родине»;
- развивать чувство собственного достоинства, самостоятельность и активность на уроке.
Оборудование: карта, герб, флаг Воронежской области, герб, флаг, аудиозапись гимна России, песня в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина?», марш «Слава Родине», мультимедийная презентация.
Возраст детей: 5-8 класс.
Ход урока
Звучит песня в исполнении М.Бернеса «С чего начинается Родина?»
Ведущий 1 . Здравствуйте, ребята, сегодня в нашей школе проходит урок, который называется «Я – гражданин России». Тема нашего урока «Люблю тебя, мой край родной!»
Ведущий 2: Ребята, сейчас вы прослушали отрывок из песни «С чего начинается Родина?» в исполнении Марка Бернеса, а с чего, по - вашему начинается Родина? ( Родина! Это слово с детства знает каждый. Это место, где ты родился, где ты живёшь.)
- А как называется то место, где вы все родились? (Россия)
Ведущий 1. Россия – это наша огромная, необъятная Родина.
Но у каждого человека есть и свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это место называют малой родиной. Наша с вами малая родина-Ростовская область, чудесный, благодатный край. Край золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы , рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и поэты… Все они стремятся сделать нашу родину ещё лучше, богаче, красивее.
Ведущий 2: Сегодня мы проводим наш урок в виде устного журнала. Поговорим о нашей малой родине - Воронежской области, попробуем ещё раз всмотреться в красоту природы родных мест, вспомним события, недавно произошедшие в нашем краю. Но начнем конечно же с России.
Ведущий 1 Мы открываем первую страницу нашего журнала, которая так и называется - «Россия – Родина моя!».
Россия – Родина моя!
Ученики.
1. Россия – Родина моя,
Холмы, дубравы и долины,
Грома морей и плеск ручья,
Прими Россия, слово сына!
Ты стала всем в моей судьбе,
А мне за жизнь свою, признаться,
Как к матери в любви к тебе
Не доводилось объясняться.
2. Россия – Родина моя!
Есть на земле края иные,
Где шум лесов и звон ручья
Почти такие ж, как в России!
3. Россия – Родина моя!
Цвет знамени, цвет ржи, цвет неба –
В них слава древняя твоя
Взлетает с новою на гребень…
В густой траве осколки звёзд,
Средь утренней червленой сини
Огонь рябин и свет берёз,
Плотин бетонные твердыни…
И всем народам ты своя,
Россия – Родина моя! С. Орлов
Ведущий 2. Россия. При упоминании этого слова перед нашим взором встает все самое важное, самое красивое, самое дорогое сердцу: прекрасная природа, разные города и, конечно, люди – чьи дела и подвиги прославили Россию. Россия – огромная, необъятная страна, называемая Родиной.
Ведущий 1. О природных богатствах, преимуществах и достижениях России расскажет … .
Учитель(с четким ритмом перечисления):
Мы живем в самом большом государстве в мире по площади - более 17 млн. кв. км.
Территория России составляет немногим больше 10 % площади земного шара.
Берега станы омывают 12 морей трех океанов.
В России около 120 тыс. рек (при длине свыше 10 км.), и почти все они замерзают зимой.
Наиболее протяженной и полноводной рекой Европы является наша могучая легендарная Волга.
2 тыс. пресных и соленых озер, среди которых самое глубокое озеро в мире – Байкал.
Россия – шестое по численности населения государство мира – почти 147 млн. человек.
Россия – страна, богатая природными ресурсами.
В недрах России сосредоточено треть всех мировых запасов полезных ископаемых.
1-е место в мире – по природному газу и торфу;
2-е – по нефти и запасам алмазов;
3-е – по запасам золота.
Россия - самая многонациональная и многоязычная страна, ее население разговаривает почти на 150 языках.
Русский язык – один из крупнейших языков мира, по числу говорящих занимает 5 место, уступая только китайскому, английскому и испанскому.
«Люблю тебя, мой край родной»
Ведущий 1:
И правда – можно ли не любить родной край? Край, где ты родился, где ты пошел в школу, где бегал с друзьями на речку, - край, где ты живешь? Нельзя!
Взгляните на карту Родины, и вы легко найдете на ней нашу область, в которой мы живем.
Ведущий 2: Вторая страница нашего журнала посвящена нашей малой Родине - Ростовской области, и называется она «Люблю тебя, мой край родной».
Ведущий 1: Воронежская область располагается в Российской Федерации, в юго-западной части России, на границе с Украиной. Область образована 13 июня 1934 года, является крупным производителем сельскохозяйственной продукции и поставщиком продовольствия для промышленных регионов России. Центр - город Воронеж.
Воронежская область имеет свои основные официальные символы, выражающие государственно-правовой статус субъекта Российской Федерации и отражающие самобытность и традиции Воронежской области
Ведущий 2: Описание Герба Воронежской области:
"В червленом поле - выходящая справа сложенная из золотых крупных камней гора, на склоне которой - опрокинутый серебряный кувшин, изливающий серебряную воду. Щит увенчан золотой императорской короной. Щитодержатели - серебряные воздевшие крылья и простирающие их от щита орлы с червлеными языками, золотыми лапами и клювами. Подножие - положенные накрест два золотых пушечных ствола, из жерл которых исходит червленое, окруженное серебряным дымом пламя. Снизу и по сторонам пушечные стволы окружены двумя золотыми дубовыми ветвями, соединенными черенками накрест под центром щита и расходящимися вниз и в стороны, и обвиты двумя лентами ордена Ленина".
Описание Флага Воронежской области:
Прямоугольное полотнище красного цвета отношением ширины к длине 2 : 3, воспроизводящее композицию Герба Воронежской области: выходящую от древка желтую гору, сложенную из крупных камней, на склоне которой - белый опрокинутый кувшин, изливающий белую воду".
Официального гимна Воронежской области нет. Есть авторские гимны, посвященные городу Воронеж.
Ученик 1: В состав области входят: 32 района, 15 городов, 22 поселка городского типа.Эртильский район входит в состав Воронежской области. И о нашем районе мы сегодня узнаем поподробнее. Начнем с символов: герба и флага Эртильского район.
ГЕРБ ЭРТИЛЬСКОГО РАЙОНА |
Дата принятия: 05.12.2007 Описание: Герб Эртильского муниципального района в соответствии со статьей 19 Закона Воронежской области от 5 июля 2005 г. №50-ОЗ "Об официальной и иной символике в Воронежской области", может воспроизводиться в двух равнодопустимых версиях: Обоснование символики: |
ФЛАГ ЭРТИЛЬСКОГО РАЙОНА |
Дата принятия: 05.12.2007 Описание: Обоснование символики: |
На слайде – карта Эртильского района
Ученики выходят с табличками : география, история, природа и т.п. и рассказывают.
География
Эртильский муниципальный район расположен в северо-восточной части Воронежской области. Он граничит на севере с Липецкой и Тамбовской областями, на востоке с Терновским районом, на юге с Аннинским, на западе с Панинским и Верхнехавским районами. Расстояние от райцентра до Воронежа — 145 км.
История
Основная причина организации Эртильского района — устоявшаяся специализация производства сахара в этой местности и укрупнение и развитие посёлка Эртиль.
Район был организован в декабре 1938 года путём выделения части земель из Щучинского района Воронежской области и Большедобринского сельсовета из территории Тамбовской области. В 1957 году его территория расширилась за счёт части упразднённого Токайского района. 12 декабря 1962 года район прекратил существование, будучи включённым в состав укрупнённого Аннинского района. В современных границах Эртильский район существует с 12 января 1965 года согласно Указа Президиума Верховного Совета РСФСР. С возвращением статуса к Эртильскому району присоединили Токайский (упразднён в 1957 году) и Щучинский (упразднён в 1962 году) районы. Районный центр — Эртиль обрёл статус города 01.02.1963 года.
Заселение эртильских земель — часть истории продвижения русского населения на восточные окраины России. Первые сёла по Битюгу: Щучье, Ертил, Матрёнка, Самовец и Вязковка появились в начале XVIII века после переселенческих указов Петра I. Несколько позднее заселены территории по рекам Токай и Малая: Александровка, Копыл, Бегичево, Буравцовка. Побитюжские селения района, населённые крестьянами-однодворцами, не знали крепостных порядков, в то время, как Прокуроровка, Бегичево, Александровка были помещичьими. В пределах современного района крупными замлевладельцами являлись знаменитый любимец Екатерины II князь А. Г. Орлов-Чесменский, затем его династические родственники Орловы. Землями восточной части владели господа Кологривовы, оставной генерал Шмаров и Дондуковы-Корсаковы, оставившие о себе память рукотворной дубравой.
Появление города Эртиль связано с хозяйственной деятельностью князей Орловых. Здесь, на пересечении скотопрогонного тракта на пути к Москве и реки Большой Эртиль, в 1897 году был построен сахарный завод, вокруг которого сформировался фабричный посёлок. В июне 1906 года, доведенные до отчаяния малоземельем, взбунтовались крестьяне сел Побитюжья. Летом 1920 — весной 1921 годов и на территории района вспыхнуло народное восстание, которое было названо «Антоновщина» — по фамилии одного из руководителей. Повстанцы захватили и сожгли национализированный сахарный завод, разрушили железнодорожную станцию, убили 26 жителей посёлка. В кровопролитных боях под Эртилем, близ местечка Отрог, и в некоторых селах погибли сотни красноармейцев и бойцов антоновских отрядов.
Важнейшими событиями 1930-х годов стали: строительство современного сахарного завода и посёлка Новостройка, организация Эртильской и Первомайской МТС.
В годы Великой Отечественной войны на её фронтах сражалось более 22 тысяч эртильцев. Восемь с половиной тысяч из них не вернулись с войны. Героями Советского Союза стали: Кабанов Е. И., Колбнев В. Ф., Сотников В. И., Кондауров П. С., Попов Н. И. Полные кавалеры ордена «Славы»: Леонов В. Г., Рудницких И. Д., Симонов Е. А., Кондауров В. М. Участники Парада Победы: Чиварзин Г. Г., Воропаев В. Г., Варфломеев П. И.
Экономика района эпохи развитого социализма опиралась на успехи коллективов Эртильского сахарного, механического, опытно-механического заводов, маслозавода, лесомелиоративной станции, «ПМК-6 Водострой», строительных организаций, совхозов «Красноармейский», «Россия», спецхоза «Восток», колхозов «Победа», «им. Фрунзе», «Прогресс», «Рассвет», «им. Куйбышева», «им. Ильича» и других предприятий.
В 2009 году глава Эртильского района Николай Парахин был отстранён от должности после возбуждения против него уголовного дела по превышению служебных полномочий[2]. 2 сентября 2011 года в отношении него вступил в силу приговор, согласно которому он «осужден по части 2 статьи 286 УК РФ к 2 годам лишения свободы, условно с испытательным сроком на 1 год, с лишением права занимать должности на государственной службе сроком на 1 год»[ .
Природа
Эртильский район расположен на юге лесостепной зоны, в Окско-Донской равнины. Местность без больших перепадов, со слаборазвитыми оврагами и балками.
Район беден полезными ископаемыми: гончарные глины, бластные пески, суглинки. Последние используются в качестве сырья местными кирпичными заводами. По оценкам специалистов запасы Прокуроровского (мкр. г. Эртиль) месторождения составляет 199 тысяч кубометров.
По климату район несколько отличается от других районов Воронежской области, так как здесь наблюдается пониженное количество годовых осадков и самая низкая температура как зимой, так и летом.
Примерно 80 % площади района находится под пашней. Район специализируется на выращивании сахарной свеклы, зерновых культур, кукурузы, подсолнечника.
Наиболее крупные реки — это Битюг и Токай, относящиеся к Битюго-Хопёрскому гидрологическому району. Эти реки отличаются извилистостью, медленным течением, большим числом мелей. Река Битюг принимает в себя пересыхающие реки Гнилуша, Самовчика, Матреночка, Паневка, Эртиль. Река Токай в верхнем течении практически пересыхает и образует озерца. Токай подпитывает только Малая Речка.
Основными лесными массивами района являются: Малореченская речная дача, Дондуковская дача близ Александровки, хвойные и смешанные лесочки у сёл Самовец, Битюг-Матреновка, Щучинские Пески, Малые Ясырки и посёлка Морозовка. Из древесных пород наиболее распространены: сосна, осина, ольха, вяз, берёза, тополь, клён, дикая груша, ильмовые породы, липа, рябина, калина, ивовые породы, ясень, многие из кустарниковых, дуб. Меньше всего встречается дуб, а 40—50 лет назад эта порода была доминирующая.
Появление лесомелиоративной станции во многом способствует сохранению и увеличению лесного покрова (с 1 % до 3,5 %). Большое значение имеет также лесозащитные полосы (шириной 10—20 м), первые из которых были посажены в 1900—1903 гг. сподвижниками В. В. Докучаева.
Лекарственные растения представлены следующими видами: тысячелистник, зверобой, душица, цикорий, полынь лекрственная, пижма, кровохлебка, ландыш, подорожник, пастушья сумка, горец птичий, корень валерьяны, девясил, мать-и-мачеха, конский щавель, орляк, шалфей, хвощ полевой, мята, чистотел, земляника и прочие.
Фауна представлена кабанами, бобрами, косулями, лосями. Исчезли волки, бабайки, лебеди, белки, многие виды землероек и суслики. Несколько веков назад водились дикие лошади (тарпаны) и дрофы. При раскопках курганов находили останки медведей и оленей, что даёт основание полагать их былую принадлежность к фауне Эртильского района. Также малочисленны и редки весенние и осенние стаи перелётных гусей и уток.
Почти повсеместно исчезли раки. Среди рыб остались наиболее «стойкие» виды: щука, окунь, лещ, карась, плотва и краснопёрка. Стали редки язь, линь, карп, вьюн, голавль. По рассказам старожил когда-то в реках водились сомы.
Степная фауна представлена обитателями: лисица, заяц-беляк, заяц-русак, лесная куница, енотовидная собака, выхухоль, дятел, поползень, черный дрозд, мыши полёвки и другие грызуны, ящерица, копчик, перепел, воробей, ворона, грач, сорока, большая синица, соловей, жаворонок, иволга, дикий голубь.
Демография
Население района составляет 30,3 тыс. человек, в том числе в городских условиях проживают около 12 885 человек. Демографическая ситуация характеризуется превышением смертности над рождаемостью.
Административное деление
В состав Эртильского района входят 1 городское и 13 сельских поселений, в том числе наше- Первомайское.Всего в районе находится 67 населённых пунктов. Общее население района — 34 344 человека, данные на 1 января 2000 года.
Итоги урока:
Ведущий 1. Наш урок гражданина подходит к концу. И я думаю, каждый из нас может с гордостью сказать: «Я - гражданин России». А потом с не меньшей гордостью добавить: «Я родился в Воронежском крае». И даже если судьба забросит нас далеко от этих мест, мы всё равно будете стремиться сюда всем сердцем. Здесь - наши корни. Родина начинается здесь.
Ведущий 2. Будьте достойны своих предков, которые совершили немало трудовых и воинских подвигов во славу Отечества, будьте достойными гражданами своей страны, любите Россию, будьте России навеки верны и не пожалейте сил, чтобы она стала ещё светлей и краше.
Ведущий 1.
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой.
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе …
Берегите Россию –
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть!
Звучит песня в исполнении М. Бернеса «С чего начинается Родина?»
Вывод: Этот материал можно использовать как на уроках обществознания, краеведения, так и для классных часов и внеклассных мероприятий по патриотическому воспитанию. В ходе данного урока мы попытались раскрыть смысл понятия «Родина»; подвести учащихся к пониманию неповторимости и богатства нашей страны, а так же дать первоначальные представления о родном крае: познакомить учащихся с государственными символами Воронежской области, с историей и символами Эртильского района – нашей малой Родины. Этот урок проводился в 6 классе по обществознанию в преддверии юбилея нашего района . Данное мероприятие способствует воспитанию у учащихся патриотических чувств, гражданственности, уважения к мужеству предков, дедов и отцов, интереса к истории родного края, любви к «малой родине», а так же развитию чувства собственного достоинства, самостоятельности и активность на уроке.
Быть гражданином – значит преумножать богатства нашей страны своей учебой и трудом. Быть достойными потомками наших предков, которые бескорыстно любили своё Отечество и людей, порой забывая о себе, отдавая все силы и даже свою жизнь.
ТАК БУДЕМ ЖЕ ДОСТОЙНЫМИ СЫНАМИ И ДОЧЕРМИ СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА !
Данные разработки воспитательных мероприятий составила Грауберг Олеся Владимировна-учитель обществознания, заместитель директора
по воспитательной работе МКОУ «Первомайская СОШ»
Эртильского района с использованием Интернет-ресурсов.
Презентации к данным разработкам вы можете найти на сайте нашей школы: pervomaika2009-ert@narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию.
Разработки внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию для проведения в классах основной школы. Данные мероприятия посвящены истории Руси, символике государства Российского....
Внеклассное мероприятие по гражданско- патриотическому воспитанию учащихся к 65 летию Победы в Великой Отечественной войне «Героические страницы города Набережные Челны»
Цели: показать мужество и патриотизм героев старшего поколения; продолжить замечательную традицию патриотических дел, которыми отмечает страна всенародный праздник – 65-летие Победы....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Доброта спасёт мир»
Познавательный час, посвящённый Международному Дню инвалидов. Занятие для начального звена коррекционной школы VIII вида с использованием презинтации...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Доброта спасёт мир»
Познавательный час, посвящённый Международному Дню инвалидов. Занятие для начального звена коррекционной школы VIII вида....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по программе ВНКЛ (воспитание нравственной культуры личности)
Методическая разработка внеклассного мероприятия по программе ВНКЛ (воспитание нравственной культуры личности). Данное мероприятие предназначено для учащихся 4-5 классов Коррекционной школы-интерната....
Разработка воспитательного мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию.
Интересный материал для проведения внеклассного мероприятия....
Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию «За наукой в сказку»
формировать гражданско-патриотические чувства, через анализ сказок; развивать личностные качества; корректировать речь...