Разработка воспитательного мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию.
классный час (5, 6 класс)
Интересный материал для проведения внеклассного мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитательное мероприятие | 36.44 КБ |
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/nikolshchinaprezentatsiya.pptx | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект воспитательного мероприятия по теме:
Старый русский праздник «Никольщина».
Тематическое направление:
патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
Тема воспитательного мероприятия:
изучение истории своей семьи, семейных традиций посредством приобщения к народным традициям и обычаям.
Воспитание патриотизма начинается с формирования у учащихся духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа. Это способствует целенаправленному воспитанию у учащихся готовности к успешному выполнению определенных функций по укреплению общественных устоев российского государства в различных сферах деятельности человека.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: 11-12 лет (обучающиеся 5-х-6-х классов).
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя: данное мероприятие является одной из форм работы классного руководителя с семьями и обучающимися по патриотическому воспитанию.
Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу, селу;
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
Повышения уровня воспитанности учащихся. Приобретение навыков уважительного отношения к людям. Увеличение уровня познавательной активности. Формирование чувства гражданственности и патриотизма.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: групповая, индивидуальная. Тематический вечер. Поскольку в мероприятии задействованы родители, такая форма даёт возможность каждому члену семьи раскрыть свои таланты в какой-либо области (творчество, изобразительное искусство, кулинария).
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов: проблемное обучение, моделирующая и поисковая деятельность, личностно-ориентированная, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии,
объяснительно-иллюстративный (рассказ, использование презентации Microsoft Office Power Point), частично-поисковый (планирование и систематизация материала), аналитический (выводы и обобщения по результатам тематического вечера).
Описание этапов подготовки и проведения мероприятия:
- Выполнение домашнего задания: составление семейной родословной.
- Организация выставки семейных реликвий (военных и правительственных наград, боевых орденов, трудовых орденов, памятных вещей).
- Организация выставки семейных и детских альбомов.
- Подготовка бабушками или дедушками рассказов о прошлой жизни
(игры, учёба, помощь родителям, любимые книги, друзья детства).
- Домашнее задание родителям.
- Подготовка презентации и музыкального сопровождения.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:
ЭОР.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: данная методическая разработка воспитательного мероприятия предназначена для классных руководителей, педагогов дополнительного образования для использования в подготовке к классным часам и мероприятиям в рамках воспитательной работы в образовательных учреждениях.
Форма проведения: тематический вечер.
Задачи:
Образовательная:
- расширение знаний о народных традициях, православных праздниках, правилах поведения в семье, о культуре семейных традиций.
Воспитывающие:
- воспитание у обучающихся общенациональных базовых ценностей российского общества («семья», «народные обычаи»);
- воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к старшему поколению;
- воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим; познавательные; эстетические.
Развивающие:
- развитие интереса к истории своей семьи, понимания и уважительного отношения к родным и близким;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии.
Оборудование, оформление, реквизиты: мультимедийная доска, компьютер, программное обеспечение MS Power Point, презентация, видеоматериалы, музыкальное сопровождение.
План мероприятия:
- Вступление.
- Основной этап.
- Заключение.
- Рефлексия.
Ход мероприятия:
- Вступление.
Классный руководитель: Добрый вечер! (Слайд № 1,2).
Сегодня наш разговор пойдёт о семье, о семейных праздниках и традициях. Почему именно сегодня, 19декабря? Да потому что в этот день на Руси издревле отмечали праздник Никола Зимний. Никола - это разговорная форма русского мужского имени Николай. Это день Николая Угодника - одного из самых популярных у русских людей святых. Святитель Николай считается покровителем путешественников и мореплавателей и является одним из самых почитаемых святых во всём православном мире. За свою жизнь святитель Николай совершил множество чудес, за что его стали называть Николаем Чудотворцем. Он тайно помогал нуждающимся, бедным и больным людям. По преданию однажды преподобный Николай помог вытащить крестьянину завязший в осенней грязи воз и испачкал свою одежду. Явившись к Богу, он рассказал, почему его одежда грязная. Бог выслушал его. Похвалил за доброе сердце и сказал, что отныне прославлять Николая, служить в его честь молебны будут два раза в год: зимой 19 декабря и весной 22мая. Так в народе сложили поговорку: «Благому Чудотворцу Николаю два праздника в году».
Никола Вешний – отмечается 22 мая.
В народе говорили: «До Николиного дня никогда не жди добра». Говорили, что Никола Вешний откормит. От Николы до лета осталось двенадцать заморозков.
Никола Вешний – праздник пастухов и конюхов. В этот день первый раз выгоняли коней в ночное. Верили, что Николай Угодник охраняет крестьянский скот. В деревне крестьяне, приветствуя пастуха, говорили: «Микола в стадо!». Существовал обычай «преподносить» Николаю Угоднику яйца, окрашенные в красный, зеленый, желтый цвет, или яичницу.
Никола Зимний – отмечается 19 декабря.
Был Никола Холодный, потому что 19 декабря всегда были самые первые зимние морозы и снег: «Подошёл бы Николин день, будет и зима», «Хвали зиму после Николина дня», «Первые морозы - никольские», «Никола на реках мосты мостит, деревья в лесах и парках трещать заставляет».
В народе говорили, что этот день богат пивом и пирогами, красив первыми серьезными морозами. Сколько даст в этот день снегу, столько 22 мая будет травы. «На Николу нет ни зимы, ни лета». «Похвали зиму после Николы». Задержка зимы на Николы была знаком, что морозы придут не скоро и зима будет теплой.
Как только не называли святого Николая: и Николай Холодный или Зимний-волчий сват, маковый закат. А еще называли Николу Сивым. «Пригорюнилась слива, подходит Сивый», «Солому носи, да Сивого проси, чтобы не студил сильно».
Сивый у древних славян - зимнее божество, Бог Холода и убеленной сединой Старости, Мудрости. Поэтому во многих областях России в этот день начинали праздновать «Никольщину» - семейный праздник, где особо почитались старшие в роду. Длилось празднование три - четыре дня, приглашались близкие родственники, соседи. Считалось, что Николай Чудотворец помогает в заботе пристроить в замужество дочерей, выводит из заточения, спасает утопающих в море.
Николай Чудотворец – один из самых почитаемых в православной церкви святых. Жил он в четвертом веке нашей эры в Ликии, сейчас это место – в современной Турции. По всей России построены храмы в честь этого святого. Памятники открыты в рамках акции «От Калининграда до Чукотки». Даже одна из башен Московского Кремля в его честь названа Никольской. Посмотрите видеофрагмент об этом Святом. (Просмотр по ссылке:
https://youtu.be/B-m0SzmQ4_M).
- Основной этап.
1. Рассказы ребят о своих корнях. Они с помощью старших готовят свои родословные. Задание для всех: найти самое большое родословное древо.
2. Рассказы учащихся или родителей о семейных реликвиях.
3. Показ семейных альбомов.
4. Конкурсы. (Слайд№3)
- «На Никольщину зови друга, зови и ворога, оба будут друзьями». Так говорили в народе об этом празднике, поэтому созывалось много гостей. Особо почитались старшие родственники. Когда девушка выходила замуж, кем она приходилась родителям мужа? Вот мы сейчас и разберёмся в родстве.
Вопросы взрослым:
1. У вас в гостях свекровь и свёкор. Кто это? (родители мужа, «своя кровь»).
2. У вас в гостях тесть и теща. (Родители жены).
3. У вас в гостях кум и кума Кто это? (Крёстные родители ребёнка).
4. У вас в гостях деверь и свояченица. Кто это? (Брат мужа и сестра жены).
5. У вас в гостях невестка и сноха. Кто это? (Это одно лицо – всей родне невестка, а свёкру – сноха).
6. У вас в гостях шурин и свояк. Кто это? (Брат жены и муж сестры жены).
- Слово ведущего: Всех, кто пришел, встретим с почетом, уважением и лаской. А много ли мы знаем приветливых, ласковых слов?
Конкурс « Кто знает больше ласковых слов?»
А теперь я назову вам древнерусские и диалектные слова, а вы переведите их на русский язык:
- матана- любимый,
-очестливый – вежливый,
-одинакушка – единственная,
-повада – любимый(ая),
-супостатка – соперница,
-баса – красивая,
-издевленок – шутник, забавник,
-завликаша – ухожер.
3)Классный руководитель:
«Горе от Бога, а неправда от дьявола», «Бога люби, а черта не дразни»,- говорят в народе. Наши предки почитали Бога, но боялись злых духов. Верили они, конечно, и в добрых духов. И те, и другие требовали к себе самого уважительного и осторожного отношения. (Слайд №4)
Самым уважаемым был из всех духов Домовой. На Руси верили, что ни один дом не стоит без Домового. От уважительного отношения к Домовому зависело благополучие дома. При переезде на новое место Домовой обязательно звался с собой. Его перевозили в лапте, на хлебной лопатке или на венике, приговаривая при этом: «Вот те сани, поезжай с нами».
Кроме Домового почитали Овинника, Банника, полевика и т.д. Но не обо всех славянских духах мы знаем. Может, бабушки и дедушки смогут подсказать?
Конкурс бабушек и дедушек. (Слайды №5,6,7)
Кто такой Амбарник?
(Добрый дух, охраняющий в амбаре зерновой хлеб и муку от мышей и не пускающий нечистую силу.)
Кто такой Бабай? (Ночной дух, приходит из леса или огорода под окном дома, где есть маленькие дети и выжидает, когда они начнут капризничать. Пугает непослушных, но никогда не крадет – зачем ему лишние хлопоты?)
Кто такой Анчутка?
(Маленький чертёнок с короткими кривыми рожками и с длинным, закрученным в петлю хвостом. Он живёт то в воздухе, то в воде и мгновенно отзывается на упоминание своего имени.)
Кто такой Ау 'ка?
(Дух леса, который живёт зимой в избушке, проконопаченной золотым мохом, а летом, прячась от жарких лучей солнца, забирается в сырую яму. Любит он морочить голову человеку в летнем лесу — отзываться сразу со всех сторон. Того и гляди, заведёт в глушь или бурелом.)
Кто такой Ы 'рка?
(В славянской мифологии — зловещий ночной дух. Особенно опасен в ночь на Ивана Купалу. Он нападает на одиноких путников и высасывает из них жизненную силу. Чтобы спастись от него, нужно сказать трижды: «Чур меня!», при этом нельзя оглядываться, даже если окликает знакомым голосом, и ничего не отвечать.)
Кто такой Перевертень?
(Владыка ночи, оборотень, принимает любой причудливый облик. Сеятель зла, он странствует по улицам городов и селений и глазом, видящим во тьме, примечает своих жертв.)
Кто такой Окаяшка?
(Злобное, вредоносное существо, насылающее болезни, отнимающее жизненную силу, а если он кого-то лечит, то тут же другого калечит.)
Кто такой Лихо?
(в мифологии восточных славян — воплощение несчастья, горя, «злой доли», беды. В сказках Лихо изображается в виде костлявой, чахлой, одноглазой женщины, встреча с которой приносит одни несчастья и даже ведёт к гибели человека.)
Кто такие Ведуны? (Духи вещих снов и мудрых мыслей).
4)В каждой семье во время застолья принято петь песни. Следующий конкурс - на лучшую застольную песню. (Дети и родители заранее приготовили выступление.)
5)«Когда вся семья вместе, то и душа на месте». Хорошо, когда долгими зимними вечерами вся семья собирается за одним столом. Можно поиграть в какую-нибудь настольную тихую игру. Не только песни петь горазды. Сейчас каждая семейная команда должна вспомнить и рассказать о своей любимой игре, в которую играют сообща. (Слайд №8)
6) Всем известно, что народная мудрость отражена в пословицах и поговорках. На каждый случай у любого народа найдётся короткое высказывание, которое и рассудит, и поможет в труде и в беде. Следующий конкурс на знание пословиц и поговорок. Участники должны узнать пословицу по её началу: (Слайд№9)
Кто рано встаёт, тому …
Скучен день до вечера, коли…
Терпение и труд…
Без дела жить - только…
Не пеняй на соседа, коли…
Голова что чан, а ума…
Лучше хлеб с водою, чем…
Скучен день до вечера, коли…
7) Какое веселье без танцев! Давайте организуем хоровод. (Все участники становятся в круг).
8) Поиграли, порезвились, а потом за стол садились. А теперь можно полакомиться угощением, которое приготовили родители. После праздничной службы в церкви в честь Николая Чудотворца потчуют всех пирогами. Только нужно помнить, что 19 декабря ещё идет Рождественский пост, поэтому и пироги должны быть постными. Хозяйки должны поделиться рецептами своих угощений.
(Слайд№10)
- Заключение.
В этот день, по преданию, «Никола-угодник спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по лицу Земли Русской, обходя её — обыденкой (в один день) — из конца в конец. И убегают от него, ещё загодя, все духи тьмы». Говорят, что на Николу зима с гвоздём ходит, крыши ладит, где снегом поукроет, где снегом подоткнёт, а где и гвоздь вколотит, чтобы снеговая дранка не сорвалась, чтобы в печной трубе пело и гудело. Чтобы в каждом доме, в каждой семье было тепло и уютно не только от печки, но и от душевного тепла.
- Рефлексия.
Что нового узнали, чему научились и что поняли сегодня?
Спасибо всем за активное участие. Как в народе говорят:
«Не то хорошо, что хорошо встретились, а то хорошо, что хорошо расстались!» (Слайд№11)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пословицы Кто рано встаёт, тому … Скучен день до вечера, коли… Терпение и труд… Без дела жить - только … Не пеняй на соседа, коли… Голова что чан, а ума… Лучше хлеб с водою, чем… Скучен день до вечера, коли…
Всего доброго! Не то хорошо, что хорошо встретились, А то хорошо, что хорошо расстались!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по гражданско- патриотическому воспитанию учащихся к 65 летию Победы в Великой Отечественной войне «Героические страницы города Набережные Челны»
Цели: показать мужество и патриотизм героев старшего поколения; продолжить замечательную традицию патриотических дел, которыми отмечает страна всенародный праздник – 65-летие Победы....
Методическая разработка воспитательного мероприятия по поддержке семейного воспитания ‘’День рождения класса’’
организация досуга детей и родителей...
Разработка внеклассных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию (из опыта работы)
В работе представлены разработки таких мероприятий, как Классный час "Я - гражданин России" (для 5-7 классов), Внеклассное мероприятие «Я - гражданин России» на тему:...
План мероприятий по гражданско - патриотическому воспитанию в рамках месячника 70-лет Победы
План мероприятий к 70-летию Победы...
План мероприятий по гражданско - патриотическому воспитанию в рамках месячника 70-лет Победы
План мероприятий к 70-летию Победы...
Годовой цикл мероприятий содействующих гражданско-патриотическому воспитанию
Основной целью данного цикла является становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского до...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ» ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия –гражданско-патриотическое. Тема: «Люблю тебя, мой край родной...