Разработка воспитательного мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию.
классный час (5, 6 класс)

Зайцева Наталья Васильевна

Интересный материал для проведения внеклассного мероприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   План-конспект воспитательного мероприятия по теме:

                            Старый русский праздник «Никольщина».

 Тематическое направление:

патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

Тема воспитательного мероприятия: 

изучение истории своей семьи, семейных традиций посредством приобщения к народным традициям и обычаям.

Воспитание патриотизма начинается с формирования у учащихся духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.  Это способствует  целенаправленному воспитанию у учащихся готовности к успешному выполнению определенных функций по укреплению общественных устоев российского государства в различных сферах деятельности человека.

 Целевая аудитория воспитательного мероприятия: 11-12 лет (обучающиеся 5-х-6-х классов).

 Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя: данное мероприятие является одной из форм работы классного руководителя с семьями и обучающимися по патриотическому воспитанию.

 Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия: 

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу, селу;

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

-  воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).

Повышения уровня воспитанности учащихся. Приобретение навыков уважительного отношения к людям. Увеличение уровня познавательной активности. Формирование чувства гражданственности и патриотизма.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: групповая, индивидуальная. Тематический вечер. Поскольку в мероприятии задействованы родители, такая форма даёт возможность каждому члену семьи раскрыть свои таланты в какой-либо области (творчество, изобразительное искусство, кулинария).

Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов: проблемное обучение, моделирующая и поисковая деятельность, личностно-ориентированная, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии,

объяснительно-иллюстративный (рассказ, использование презентации Microsoft Office Power Point), частично-поисковый (планирование и систематизация материала), аналитический (выводы и обобщения по результатам тематического вечера).

Описание этапов подготовки и проведения мероприятия:

  1. Выполнение домашнего задания: составление семейной родословной.
  2. Организация  выставки семейных реликвий (военных и правительственных наград, боевых орденов, трудовых орденов, памятных вещей).
  3. Организация выставки семейных и детских альбомов.
  4. Подготовка бабушками или дедушками рассказов о прошлой жизни

(игры, учёба, помощь родителям, любимые книги, друзья детства).

  1.  Домашнее задание  родителям.
  2. Подготовка презентации и музыкального сопровождения.

 Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:

ЭОР.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: данная   методическая разработка воспитательного мероприятия предназначена для классных руководителей, педагогов дополнительного образования для использования в подготовке к классным часам и мероприятиям в рамках воспитательной работы в образовательных учреждениях.

Форма проведения: тематический вечер.

Задачи:

Образовательная:

- расширение знаний о народных традициях, православных праздниках, правилах поведения в семье, о культуре  семейных традиций.

Воспитывающие:

- воспитание у обучающихся общенациональных базовых ценностей российского общества («семья», «народные обычаи»);

- воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к старшему поколению;

- воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим; познавательные; эстетические.

Развивающие:

- развитие интереса к истории своей семьи, понимания и уважительного отношения к родным и близким;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии.

Оборудование, оформление, реквизиты: мультимедийная доска, компьютер, программное обеспечение MS Power Point, презентация, видеоматериалы, музыкальное сопровождение.

План мероприятия:

  1. Вступление.
  2. Основной этап.
  3. Заключение.
  4. Рефлексия.

Ход мероприятия:

  1. Вступление.

Классный руководитель: Добрый вечер! (Слайд № 1,2).

Сегодня наш разговор пойдёт о семье, о семейных праздниках и традициях.  Почему именно сегодня, 19декабря? Да потому что в этот день на Руси издревле отмечали праздник Никола Зимний. Никола - это разговорная форма русского мужского имени Николай. Это день Николая Угодника - одного из самых популярных у русских людей святых. Святитель Николай считается покровителем путешественников и мореплавателей и является одним из самых почитаемых святых во всём православном мире. За свою жизнь святитель Николай совершил множество чудес, за что его стали называть Николаем Чудотворцем. Он тайно помогал нуждающимся, бедным и больным людям. По преданию однажды преподобный Николай помог вытащить крестьянину завязший в осенней грязи воз и испачкал свою одежду. Явившись к Богу, он рассказал, почему его одежда грязная. Бог выслушал его. Похвалил за доброе сердце и сказал, что отныне прославлять Николая, служить в его честь молебны будут два раза в год: зимой 19 декабря и весной 22мая. Так в народе сложили поговорку: «Благому Чудотворцу Николаю два праздника в году».
Никола Вешний – отмечается 22 мая.

В народе говорили: «До  Николиного  дня никогда не жди добра». Говорили, что Никола Вешний откормит. От Николы до лета осталось двенадцать заморозков.

Никола Вешний – праздник пастухов и конюхов. В этот день первый раз выгоняли коней в ночное. Верили, что Николай Угодник охраняет крестьянский скот. В деревне крестьяне, приветствуя пастуха, говорили: «Микола в стадо!». Существовал обычай «преподносить» Николаю Угоднику яйца, окрашенные в красный, зеленый, желтый цвет, или яичницу.

Никола Зимний – отмечается 19 декабря.

Был  Никола Холодный, потому что 19 декабря всегда были самые первые зимние морозы и снег: «Подошёл бы Николин день, будет и зима», «Хвали зиму после Николина дня», «Первые морозы - никольские», «Никола на реках мосты мостит, деревья в лесах и парках трещать заставляет».

В народе говорили, что этот день богат пивом и пирогами, красив первыми серьезными морозами. Сколько даст в этот день снегу, столько 22 мая будет травы. «На Николу нет ни зимы, ни лета». «Похвали зиму после Николы». Задержка зимы на Николы была знаком, что морозы придут не скоро и зима будет теплой.

Как только не называли святого Николая: и Николай Холодный или Зимний-волчий сват, маковый закат. А еще называли Николу Сивым. «Пригорюнилась слива, подходит Сивый», «Солому носи,  да Сивого проси, чтобы не студил сильно».

     Сивый у древних славян - зимнее божество, Бог Холода и убеленной сединой Старости, Мудрости. Поэтому во многих областях России в этот день начинали праздновать «Никольщину» - семейный праздник, где особо почитались старшие в роду. Длилось празднование три - четыре дня, приглашались близкие родственники, соседи. Считалось, что Николай Чудотворец помогает в заботе пристроить в замужество дочерей, выводит из заточения, спасает утопающих в море.

   Николай Чудотворец – один из самых почитаемых в православной церкви святых. Жил он в четвертом веке нашей эры в Ликии, сейчас это место – в современной Турции. По всей России построены храмы в честь этого святого. Памятники открыты в рамках акции «От Калининграда до Чукотки». Даже одна из башен Московского Кремля в его честь названа Никольской. Посмотрите видеофрагмент об этом Святом. (Просмотр по ссылке:

https://youtu.be/B-m0SzmQ4_M).

  1. Основной этап.

1. Рассказы ребят о своих корнях. Они с помощью старших готовят свои родословные. Задание для всех: найти самое большое родословное древо.

2. Рассказы учащихся или родителей о семейных реликвиях.

3. Показ семейных альбомов.

4. Конкурсы. (Слайд№3)

  1.  «На Никольщину зови друга, зови и ворога, оба будут друзьями». Так говорили в народе об этом празднике, поэтому созывалось много гостей. Особо почитались старшие родственники. Когда девушка выходила замуж, кем она приходилась родителям мужа?  Вот мы сейчас и разберёмся в родстве.

Вопросы взрослым:

1. У вас в гостях свекровь и свёкор. Кто это? (родители мужа, «своя кровь»).

2. У вас в гостях тесть и теща. (Родители жены).

3. У вас в гостях кум и кума Кто это?  (Крёстные родители ребёнка).

4. У вас в гостях деверь и свояченица. Кто это? (Брат мужа и сестра жены).

5. У вас в гостях невестка и сноха. Кто это?   (Это одно лицо – всей родне невестка, а свёкру – сноха).

6. У вас в гостях шурин и свояк. Кто это? (Брат жены и муж сестры жены).

  1. Слово ведущего: Всех, кто пришел, встретим с почетом, уважением и лаской. А много ли мы знаем приветливых, ласковых слов?

Конкурс « Кто знает больше ласковых слов?»

А теперь я назову вам древнерусские и диалектные слова, а вы переведите их на русский язык:

- матана- любимый,

-очестливый – вежливый,

-одинакушка – единственная,

-повада – любимый(ая),

-супостатка – соперница,

-баса – красивая,

-издевленок – шутник, забавник,

-завликаша – ухожер.

3)Классный руководитель:

 «Горе от Бога, а неправда от дьявола», «Бога люби, а черта не дразни»,- говорят в народе. Наши предки почитали Бога, но боялись злых духов. Верили они, конечно, и в добрых духов.  И те, и другие требовали к себе самого уважительного и осторожного отношения. (Слайд №4)

Самым уважаемым был из всех духов Домовой.  На Руси верили, что ни один дом не стоит без Домового. От уважительного отношения к Домовому зависело благополучие дома. При переезде на новое место Домовой обязательно звался с собой. Его перевозили в лапте, на хлебной лопатке или на венике, приговаривая при этом: «Вот те сани, поезжай с нами».

Кроме Домового почитали Овинника, Банника, полевика и т.д. Но не обо всех славянских духах мы знаем. Может, бабушки и дедушки смогут подсказать?

Конкурс бабушек и дедушек. (Слайды №5,6,7)

Кто такой  Амбарник?

(Добрый дух, охраняющий в амбаре зерновой хлеб и муку от мышей и не пускающий нечистую силу.)

 Кто такой  Бабай? (Ночной дух, приходит из леса или огорода под окном дома, где есть маленькие дети и выжидает, когда они начнут капризничать. Пугает непослушных, но никогда не крадет – зачем ему лишние хлопоты?)

Кто такой  Анчутка?

(Маленький чертёнок с короткими кривыми рожками и с длинным, закрученным в петлю хвостом. Он живёт то в воздухе, то в воде и мгновенно отзывается на упоминание своего имени.)

Кто такой  Ау 'ка?

(Дух леса, который живёт зимой в избушке, проконопаченной золотым мохом, а летом, прячась от жарких лучей солнца, забирается в сырую яму. Любит он морочить голову человеку в летнем лесу — отзываться сразу со всех сторон. Того и гляди, заведёт в глушь или бурелом.)

Кто такой  Ы 'рка?

(В славянской мифологии — зловещий ночной дух.  Особенно опасен в ночь на Ивана Купалу.  Он нападает на одиноких путников и высасывает из них жизненную силу. Чтобы спастись от него,  нужно сказать трижды: «Чур меня!», при этом нельзя оглядываться, даже если окликает знакомым голосом, и ничего не отвечать.)

Кто такой  Перевертень?

(Владыка ночи, оборотень, принимает любой причудливый облик. Сеятель зла, он странствует по улицам городов и селений и глазом, видящим во тьме, примечает своих жертв.)

Кто такой  Окаяшка?

(Злобное, вредоносное существо, насылающее болезни, отнимающее жизненную силу, а если он кого-то лечит, то тут же другого калечит.)

Кто такой  Лихо?

(в мифологии восточных славян — воплощение несчастья, горя, «злой доли», беды. В сказках Лихо изображается в виде костлявой, чахлой, одноглазой женщины, встреча с которой приносит одни несчастья и даже ведёт к гибели человека.)

Кто такие  Ведуны? (Духи вещих снов и мудрых мыслей).

4)В каждой семье во время застолья принято петь песни. Следующий конкурс - на лучшую застольную песню. (Дети и родители заранее приготовили выступление.)

5)«Когда вся семья вместе, то и душа на месте». Хорошо, когда долгими зимними  вечерами вся семья собирается за одним столом. Можно поиграть в какую-нибудь настольную тихую игру. Не только песни петь горазды. Сейчас каждая семейная команда должна вспомнить и рассказать о своей любимой игре, в которую играют сообща. (Слайд №8)

6) Всем известно, что народная мудрость отражена в пословицах и поговорках. На каждый случай у любого народа найдётся короткое высказывание, которое и рассудит, и поможет в труде и в беде. Следующий конкурс на знание пословиц и поговорок. Участники должны узнать пословицу по её началу: (Слайд№9)

Кто рано встаёт, тому …

Скучен день до вечера, коли…

Терпение и труд…

Без дела жить - только…

Не пеняй на соседа, коли…

Голова что чан, а ума…

Лучше хлеб с водою, чем…

Скучен день до вечера, коли…

7) Какое веселье  без танцев! Давайте организуем хоровод. (Все участники становятся в круг).

8) Поиграли, порезвились, а потом за стол садились.  А теперь можно полакомиться угощением, которое приготовили родители. После праздничной службы в церкви в честь Николая Чудотворца потчуют всех пирогами. Только нужно помнить, что 19 декабря ещё идет Рождественский пост, поэтому и пироги должны быть постными. Хозяйки должны поделиться рецептами своих угощений.

(Слайд№10)

  1. Заключение.

В этот день, по преданию, «Никола-угодник спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по лицу Земли Русской, обходя её — обыденкой (в один день) — из конца в конец. И убегают от него, ещё загодя, все духи тьмы». Говорят, что на Николу зима с гвоздём ходит, крыши ладит, где снегом поукроет, где снегом подоткнёт, а где и гвоздь вколотит, чтобы снеговая дранка не сорвалась, чтобы в печной трубе пело и гудело. Чтобы в каждом доме, в каждой семье было тепло и уютно не только от печки, но и от душевного тепла.

  1. Рефлексия.

Что нового узнали, чему научились и что поняли сегодня?

Спасибо всем за активное участие. Как в народе говорят:

«Не то хорошо, что хорошо встретились, а то хорошо, что хорошо расстались!» (Слайд№11)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Праздник придёт – гостей приведёт. Никольщина

Слайд 9

Пословицы Кто рано встаёт, тому … Скучен день до вечера, коли… Терпение и труд… Без дела жить - только … Не пеняй на соседа, коли… Голова что чан, а ума… Лучше хлеб с водою, чем… Скучен день до вечера, коли…

Слайд 11

Всего доброго! Не то хорошо, что хорошо встретились, А то хорошо, что хорошо расстались!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по гражданско- патриотическому воспитанию учащихся к 65 летию Победы в Великой Отечественной войне «Героические страницы города Набережные Челны»

Цели: показать мужество и патриотизм героев старшего поколения; продолжить замечательную традицию патриотических дел, которыми отмечает страна всенародный праздник – 65-летие Победы....

Разработка внеклассных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию (из опыта работы)

В работе представлены разработки таких  мероприятий,  как Классный час "Я - гражданин России" (для 5-7 классов), Внеклассное мероприятие  «Я - гражданин России»  на тему:...

Годовой цикл мероприятий содействующих гражданско-патриотическому воспитанию

Основной целью данного цикла является становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского до...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ» ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия –гражданско-патриотическое.         Тема: «Люблю тебя, мой край родной...