Воспитательный час "Прорыв блокады Ленинграда" (80 лет) Январь 2023
классный час

Фролова Ольга Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proryv_blokady_leningrada.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ РМ «РТЖГТ имени А.П.Байкузова»

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЧАС

              ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

                                                                                             Подготовила

                                                                                                       Преподаватель

                                                                                                       Фролова О.А.

                                                       2023

Цель:        воспитание        нравственно-патриотических качеств у молодого поколения.
Задачи:
1.Привлечь внимание к истории нашей        Родины.
2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.
3. Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны.

Преподаватель: Сегодняшний наш разговор мы посвятим важной, но очень печальной теме. В эти январские дни наша страна вспоминает страшные события, произошедшие в годы Великой Отечественной войны – блокаду Ленинграда. Окруженный со всех сторон город пытался выжить – просто выжить, физически, почти без еды, почти без электричества, порой без тепла в самый лютый мороз, под постоянными обстрелами мирных жителей. И это на протяжении почти 900 дней. Лишь 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано (в этом году в январе исполняется 80 лет с даты прорыва блокады). Окончательно блокада была снята еще через год - 27 января 1944-го. А что вы знаете о блокаде Ленинграда? 

Вопрос к студентам: - Как вы понимаете слово «блокада»?

Ответ: Блокада - окружение города со всех сторон

Ленинград -  один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, музеи, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы.

Но не о  красоте,  а о тех страшных событиях, которые происходили в Ленинграде 79 лет тому назад 22 июня 1941 года пойдет речь, когда фашистские войска напали на нашу страну, а уже осенью 1941 года фашисты предприняли не только наступление на Москву, но и рвались к Ленинграду

    Блокада Ленинграда - это трагическая и героическая страница Великой Отечественной войны. 900 дней и ночей шла грозная битва за Ленинград. Ее вели солдаты, партизаны, жители города на Неве. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания. Но ленинградцы выстояли, они спасли свой великий город, они победили фашистов силой своего духа. 27 января 1944 г. в городе на Неве прогремел торжественный салют в ознаменование полного освобождения Ленинграда от гитлеровской блокады. 27 января - это День воинской славы России. Классный час - это час памяти о защитниках Ленинграда.

Фашистские бомбардировщики  днем и ночью сбрасывали на город бомбы, бомбили фабрики и заводы, школы и больницы. Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив кружочками наиболее важные кварталы, многолюдные места. По этим целям они вели артиллерийский огонь. До сегодняшнего дня в городе на зданиях сохранились таблицы: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле».

В первые дни блокады гитлеровцы разгромили продовольственные склады, и перед городом встала угроза голода. На 12 сентября 1941 года запасов продуктов было не более чем на 30 дней.

Голод и дети. Блокада и дети. Самое большое преступление фашистов перед Ленинградом – страдания и гибель детей. Многие дети блокадного Ленинграда вели дневники, в которых записывали события, происходящие в городе.

1 студент: Из дневника Ксюши: «Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки, но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь... У меня такое старое лицо и под глазами опухоль... Люди или сильно похудели, или опухли. Жутко сейчас в нашем городе».

В первые три месяца блокады умерло более 11 тысяч человек. Голодная смерть косила людей,  20 ноября 1941 года суточная норма хлеба составляла рабочие 250 гр., служащие и дети 125 гр. (отрезать в столовой)

2 студент:  Никита: «Нам выдали карточки на хлеб, талончики. На них дадут немного жидкой – жидкой каши, а мы еще подходим и разбавляем кипятком, чтобы ее было побольше, вроде впечатление, что больше поел. Потом у нас без карточек так называемый дрожжевой суп давали. Ну, в то время что только в рот лезло, то и ели. Вот потом мужчины, которые остались по возрасту, – сидят в столовой за столом, и видишь, упал и умер».

«Набрали полные мешки лебеды, конского щавеля – он считался деликатесом, набрали всякой травы. И вот у меня было чувство, что хотелось лечь на землю и целовать ее только за то, что только земля может спасти человека. Свет. Солнце. Где-то в небесах жаворонок поет. А здесь мы просто этой травы наелись досыта».

3 студент: Из дневника Ксюши: «3 ноября. Сегодня мы пошли учиться, как я рада! Обещали кормить обедом и давать 50 гр. хлеба в день без карточек. Учителя все новые».

Ксюша: «15 ноября. Пока с учебой все благополучно. Имею две пятерки и одну четверку. С едой очень плохо. Сегодня во рту не было ни крошки».

Вы наверняка слышали, что ленинградцы получали ежедневную норму хлеба – 125 граммов. Действительно, в самое тяжелое время – в конце 1941 года столько хлеба выдавали людям по карточкам. Тем, кто работал на заводах, побольше, а служащим, детям, старикам – именно те самые 125 граммов в день. Других продуктов почти не было, пока не открыли «Дорогу жизни». - Кто из вас держал в руках или видел этот «ленинградский ломтик хлеба»? - Представьте себе эту норму – легко ли так прожить несколько месяцев

4 студент: Ольга Берггольц  Ленинградская поэма

Я как рубеж запомню вечер:
декабрь, безогненная мгла,
я хлеб в руке домой несла,
и вдруг соседка мне навстречу.
— Сменяй на платье, — говорит, —
менять не хочешь — дай по дружбе.
Десятый день, как дочь лежит.
Не хороню. Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам.
Отдай. Ведь ты сама рожала…—
И я сказала: — Не отдам.—
И бедный ломоть крепче сжала.
— Отдай, — она просила, — ты
сама ребенка хоронила.
Я принесла тогда цветы,
чтоб ты украсила могилу.—
…Как будто на краю земли,
одни, во мгле, в жестокой схватке,
две женщины, мы рядом шли,
две матери, две ленинградки.
И, одержимая, она
молила долго, горько, робко.
И сил хватило у меня
не уступить мой хлеб на гробик.
И сил хватило — привести
ее к себе, шепнув угрюмо:
— На, съешь кусочек, съешь… прости!
Мне для живых не жаль — не думай.—
…Прожив декабрь, январь, февраль,
я повторяю с дрожью счастья:
мне ничего живым не жаль —
ни слез, ни радости, ни страсти.
Перед лицом твоим, Война,
я поднимаю клятву эту,
как вечной жизни эстафету,
что мне друзьями вручена.
Их множество — друзей моих,
друзей родного Ленинграда.
О, мы задохлись бы без них
в мучительном кольце блокады.

5 студент: О да — иначе не могли
ни те бойцы, ни те шоферы,
когда грузовики вели
по озеру в голодный город.
Холодный ровный свет луны,
снега сияют исступленно,
и со стеклянной вышины
врагу отчетливо видны
внизу идущие колонны.
И воет, воет небосвод,
и свищет воздух, и скрежещет,
под бомбами ломаясь, лед,
и озеро в воронки плещет.
Но вражеской бомбежки хуже,
еще мучительней и злей —
сорокаградусная стужа,
владычащая на земле.
Казалось — солнце не взойдет.
Навеки ночь в застывших звездах,
навеки лунный снег, и лед,
и голубой свистящий воздух.
Казалось, что конец земли…
Но сквозь остывшую планету
на Ленинград машины шли:
он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
там матери под темным небом
толпой у булочной стоят,
и дрогнут, и молчат, и ждут,
прислушиваются тревожно:
— К заре, сказали, привезут…
— Гражданочки, держаться можно…—
И было так: на всем ходу
машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
— Ну, так и есть — мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта — не угроза,
да рук не разогнуть никак:
их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб — две тонны? Он спасет
шестнадцать тысяч ленинградцев.—
И вот — в бензине руки он
смочил, поджег их от мотора,
и быстро двинулся ремонт
в пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
к хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре —
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.
…О, мы познали в декабре —
не зря «священным даром» назван
обычный хлеб, и тяжкий грех —
хотя бы крошку бросить наземь:
таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский.

6 студент: Одним из самых известных документов является дневник девочки Тани Савичевой, он хранится в музее на Пискаревском кладбище  в Санкт-Петербурге, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.).

 Девочка сделала в своей записной книжке 9 коротких трагических записей. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. И когда читаешь это, цепенеешь:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама — 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»

«Умерли все». «Осталась одна Таня».

7 студент: Машинально Таня полистала

Свой немногословный дневничок,

Все семейство Савичевых встало

Перед нею вновь наперечет.

И она, буквально, по два слова,

Пишет, как на крайней полосе:

Савичевы умерли. И снова:

Умерли, и добавляет - все.

За окном - весеннее дыханье,

А она сиротски занесла

В свой дневник:

"Осталась одна Таня",

Даже не поставила числа.

  При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но врачам не удалось ее спасти.  На могиле Тани был поставлен памятник, на котором высечены строки из ее дневника.

Плакали люди, строчки читая,

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник — это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это все повториться!»

12 января 1943 года, ровно 80 лет назад началась стратегическая наступательная операция по прорыву блокады Ленинграда. Операция получила название «Искра».

Блокада Ленинграда - военная блокада города Ленинграда (ныне - Санкт-Петербург) немецкими и финскими войсками и их союзниками во время Великой Отечественной войны. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) - блокада продолжалась 872 дня, в ряде источников 871 день. В литературе и на памятниках встречается округление - 900 дней и ночей.

18 января 1943 г. в 9.30 на восточной окраине Рабочего посёлка под Шлиссельбургом после решительной атаки части 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта соединились с частями 372-й дивизии Волховского фронта. Позже произошли встречи и других советских военных соединений.В тот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера.Около полуночи 18 января по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Вышедшие на улицы и проспекты горожане ликовали. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург - Поляны протяженностью 36 км.6 февраля по новой «Дороге жизни» в Ленинград пошли поезда.С прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. Полностью блокадное кольцо было снято спустя год - 27 января 1944 г.

Преподаватель: «Можно победить любое оружие, кроме оружия духа», - говорил Наполеон. И это еще раз доказали защитники Ленинграда. Для нашего народа война 1941 -1945 гг. поистине была Великой Отечественной. И блокада Ленинграда показала, что только единство народа, его духовная крепость могут привести к Победе. Дети блокады, как и все, у кого война забрала детство, молодость, здоровье, нуждаются сейчас в нашей помощи, в уважении, в благодарности. Не забывайте об этом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции к Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)

Сценарий былнаписан для постановки силами учеников 9 класса. Предлагается как внеклассное мероприятиепо предмету....

Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г: исторические факты

Для командования Вермахта овладение городом на Неве имело не только важное военно-стратегическое значение. Кроме захвата всего побережья Финского залива и уничтожения Балтийского флота также преследов...

Сценарий ко Дню снятия Блокады Ленинграда 27 января

Сценарий памятного школьного мероприятия ко Дню снятия Блокады Ленинграда 27 января, рассчитан на 5-9 класс. В сценарии используется много мультимедийных вставок....

Сценарий мероприятия, посвященного снятию блокады Ленинграда 27 января 1944 года

Данный сценарий мероприятия, проводимого для обучающихся гимназии, 27 января  - в день полного снятия блокады Ленинграда. Он позволяет кратко, но информативно показать то тяжелое вренмя, которое ...

Воспитательное занятие "Блокада Ленинграда"

План-конспект воспитательного мероприятия о годах ВОВ и мужестве советского народа в блокадном Ленинграде....

Методическая разработка классного часа, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)

Сценарий классного часа, посвященного Дню воинской славы России - 27 января (День снятия блокады Ленинграда). В работе представлен большой фактический материал, кадры кинохроники (ссылка на фильм). Ин...