Сценарий литературно-музыкальной композиции к Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Сценарий былнаписан для постановки силами учеников 9 класса. Предлагается как внеклассное мероприятиепо предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_27_yanvarya.docx | 30.69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Писем белые стаи прилетали на Русь», или Строки, опалённые войной.
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню снятия блокады.
Роль | Текст роли | Музыка, видео |
Чтец 1 | Память моя блокадная, честная, не плакатная, | |
Чтец 2 | Если не мы, то кто же правду вернуть поможет. | |
Меняется декорация на военную (окна, ежи…) | ||
Чтец 3 | «Да спасёт тебя любовь моя! Да коснётся тебя надежда моя! Встанет рядом, заглянет в глаза, вдохнёт жизнь в помертвевшие губы! | Включать точечные прожектора Белые платья |
Чтец 4 | Прижмётся лицом к кровавым бинтам на ногах. Скажет: это я, твоя Катя. Я пришла к тебе, где бы ты ни был. Я с тобой, что бы ни случилось с тобой. Пускай другая поможет, поддержит тебя, напоит и накормит – это я, твоя Катя. | |
Чтец 5 | И если смерть склонится над твоим изголовьем и больше не будет сил, чтобы бороться с ней, и только самая маленькая, последняя сила останется в сердце – это буду я, и я спасу тебя». | |
Чтец 5 | Сентябрь 1941 года. Ленинград в блокадном кольце. Связь с городом поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. 22 ноября 1941 года, благодаря героическим усилиям защитников Ленинграда, по льду Ладожского озера начала действовать знаменитая «ледовая дорога», которая официально именовалась Военно-автомобильной дорогой № 101, а в народе прославилась как «Дорога жизни». | |
Чтец 5 | По ней, кроме эвакуированных ленинградцев, продовольствия, боеприпасов и топлива, шла в Ленинград и на Большую землю почтовая корреспонденция. | |
Чтец 5 | В самые тяжелые дни блокады я был войсковым почтальоном и получал корреспонденцию для своей части в 13-м почтовом отделении фронтового города. Без отопления, без электрического освещения, при мерцании блокадной коптилки, опухшие от голода, окоченевшими пальцами, торчащими от прорезанных перчаток, самоотверженно трудились работники почты — героические ленинградки, сортируя поступившую корреспонденцию для воинов — защитников города на Неве. | |
Чтец 5 | С весны 1942 года улучшилась работа почты, которая зимой часто бездействовала. На главном почтамте и в почтовых отделениях скопились тысячи мешков корреспонденции. На помощь работникам почты пришли комсомольцы и школьники. | |
Чтец 5 | Не всегда под рукой были почтовые карточки, «секретки» или почтовые конверты, трудно было с бумагой. | |
Чтец 5 | По военным дорогам начали свой путь знаменитые «треугольнички», сложенные из тетрадных листочков или обычной писчей бумаги. | |
Чтец 5 | Как самое дорогое воспоминание, храню я опаленные войной листки писем. Перебирая их вновь и вновь, слышишь живые голоса военной поры... | |
Чтец 5 | Ты мне пришлешь клочок простой бумаги. | |
Чтец 5 | «Многоуважаемая Маня! Шлю привет детям — Зое, Коле и Вале. Я жив-здоров. Манечка, береги детей. Обрати внимание на здоровье Зои. Она у нас слабенькая. Ей нужно пить молоко». | |
Чтец 5 | . Во время переправы по «Дороге жизни» машина с детьми, среди которых была Зоя, от артобстрела ушла под лед. | |
Чтец 5 | «Здравствуй, мамочка! Не беспокойся обо мне… Я уже прошел боевое крещение. Будем в Кронштадте, обязательно пошлю тебе шелк на платье». | |
Чтец 5 | Но не успел. Был убит в очередном бою. | |
Чтец 5 | «…Свободного времени мало. Многому приходиться учиться на ходу. Но не стоит унывать. Мы победим. Мама, папа и бабушка, за меня не беспокойтесь. Не плачьте. Все хорошо. Ваш сын Коля». | |
Чтец 5 | Николай погиб под городом Керчь в 1942 году. | |
Чтец 5 | Она прошла всего лишь два квартала… | |
Чтец 5 | Нет горше, нет ужасней новостей, | |
Музыка, номер…????? | ||
Чтец 5 | Ленинградская школьница Таня Савичева, которая запечатлела в дневнике ужас и трагедию блокады, известна во всём мире. Почти каждая ленинградская семья, пережившая блокаду, пережила и подобную трагедию. | |
Чтец 5 | Вот выдержки из письма ленинградской школьницы Рашиды Саадетдиновой: «Дорогой брат Омяр! Прости меня за то, что я так долго не сообщала тебе о смерти папы, я думала, что это отзовётся и помешает твоим занятиям. Мама тоже не советовала писать. Дорогой братец, нет сил больше писать о домашних обстоятельствах. Если останемся живыми и здоровыми и увидимся, то узнаешь сам подробно... До свидания! Пиши быстрее. Твоя сестра Рашида». | |
Чтец 5 | Это последнее (тринадцатое) письмо 16-летней девочки брату. Рашида, пожалев брата, не сообщила ему ещё об одной смерти - 16 февраля 1942 года умерла их мать. Сама Рашида умерла в июле 1942 года... | |
Чтец 5 | Вале Яковлевой было ещё меньше, чем Тане, 6 лет 17 июля её отец ушёл на фронт. Прощались на Поцелуевом мосту. Валя как-то умудрилась пролезть сквозь толпу и что-то вложить папе в руку. Только после войны узнали что… | |
Чтец 5 | Отец Вали до Германии дошёл, был Вернувшись, он из кармана гимнастёрки вынул Валины «печати» - | |
Чтец 5 | Валина сестра, дожившая до наших дней вспоминает: «И я теперь думаю, что это она ему свою жизнь отдала. Потому что, когда папа в 1993-м умер, я эти «печати» | |
Чтец 5 | Валя умерла от дифтерита в сентябре 1941-го. Ленинград уже был в блокаде. | |
????? | ||
Чтец 5 | Его написала Марина, моя двоюродная сестра. Ей было 5 лет, «Гитлер, ты нас обижаешь, - написано на листочке в клеточку, | |
Видео?????? | ||
Чтец 5 | Мне войною оставлены письма. В них она на затертых листах Карандашно-прерывистой дрожью Описала себя в двух словах. В остальном все размеренно, ровно – Будто дедом писались они Не с расстрелянной линии фронта, А с далекой цветущей земли. Он скончался от ран в сорок третьем. Только два треугольных письма… Два свидетельства. Два – о бессмертье – Мне вручила от деда война. | |
Чтец 5 | С началом военных действий миллионы людей оказались в действующей армии. Шла массовая эвакуация из прифронтовой полосы. Многие люди поменяли адреса, место жительства. Война разлучила тысячи семей. Вся надежда была на почту, которая помогала найти близких — в тылу и на фронте. Ежедневно уходили на фронт тысячи писем, открыток, газет и журналов. Не меньше шло писем с фронта — в разные города, поселки и села, туда, где были оставлены родные люди. | |
Чтец 5 | Треугольники-птицы, | |
Чтец 5 | Письма нам возвращают | |
Чтец 5 | Уже давно переписка близких людей той поры перестала быть личным делом. Это уже история. | |
Чтец 5 | Писем белые стаи | «Фронтовые письма» - «Непоседы»???? |
Чтец 5 | Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше шестидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма военных лет до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями. | |
Чтец 5 | На дне окопного оврага Добыл я гильзу из стены, А в ней – истлевшая бумага, Письмо, пришедшее с войны. Должно быть, кто-то перед боем Смочил графит карандаша И с перемазанной губою Писал, как думал – не спеша. Вручал слова бумаге бренной, Писал, склоняясь к фитилю… | Марк Бернес «Полевая почта» |
Чтец 5 | И вот слова сожрало время, И лишь одно сквозит: «лю-блю»… Одно осталось. Но упрямо Горит сквозь всё, что в жизни есть. Что он любил? Отчизну? Маму? Иль ту, которая… Бог весть. Любил – и всё! Но по приказу… А по приказу он в тот раз, Наверно, встал и умер сразу. И вот воскрес. Во мне. Сейчас. | |
Чтец 5 | Строки блокадных писем воскрешают в наших сердцах страдания, боль, ужас и - память. Память о Ленинграде и ленинградцах. | |
Чтец 5 | "…Жизнь в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из нее делают лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь". | |
Чтец 5 | "…В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет". | |
Чтец 5 | "…Я был свидетелем сцены, когда на улице у извозчика упала от истощения лошадь, люди прибежали с топорами и ножами, начали резать лошадь на куски и таскать домой. Это ужасно. Люди имели вид палачей". | |
Чтец 5 | «Итак, Ленинград! Его мужественности приходиться только удивляться. Чтобы понять чудеса его стойкости – нужно в нём быть. Самое ценное в нём – люди. Они здесь какие-то особенные. Исключительная вежливость и деловитость, суровость, культура и терпение. Любовь к жизни и равнодушие к смерти. Один пример. Вчера целый день обстреливали. И представьте себе картинка: у Невского сидит у парадной премилая старушка и читает книгу. На ходу по обложке узнал Дюма. При свисте и разрывах снарядов, которые даже на меня действуют удручающе, ленинградская старушка сидит и читает романы! Парадоксально – но факт!» | |
Чтец 5 | "…Наш любимый Ленинград превратился в свалку грязи и покойников. Трамваи давно не ходят, света нет, топлива нет, вода замерзла, уборные не работают. Самое главное - мучает голод". | |
"…Мы превратились в стаю голодных зверей. Идешь по улице, встречаешь людей, которые шатаются, как пьяные, падают и умирают». | ||
Чтец 5 | Строки писем из блокадного города рассказывают о жизни, обыденной жизни, которую составляли и голод, и смерть, и романы Дюма. | |
Чтец 5 | И эти строки – ещё одно доказательство беспримерного подвига ленинградцев: и солдат, защищавших город, и людей, работающих для победы и просто каждый день живущих и не сдающихся. | |
Чтец 5 | Письма из блокадного города и письма, адресованные ленинградцам – тоненькая ниточка, связывающая город большой землёй. Тоненькая ниточка, связывающая блокадный Ленинград и нынешний Санкт-Петербург. | |
Чтец 5 | За годы блокады погибло, по разным данным, от 300 тыс. до 1,5 млн человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода. | |
Видео?????? | ||
Чтец 5 | Не обожженные сороковыми, | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная гостиная к 70-летию снятия блокады Ленинграда
Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной 70-летию снятия блокады Ленинграда...
Сценарий литературно-исторической композиции «70 лет снятия блокады Ленинграда»
Сценарийлитературно-исторической композиции«70 лет снятия блокады Ленинграда» Место проведения: МОУ «СОШ №93», актовый залВремя проведения: 27.01.2013 г. в 15 .00Участники: учителя, у...
Сценарий ко Дню снятия Блокады Ленинграда 27 января
Сценарий памятного школьного мероприятия ко Дню снятия Блокады Ленинграда 27 января, рассчитан на 5-9 класс. В сценарии используется много мультимедийных вставок....
Сценарий литературно-музыкальной композиции КО ДНЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА
laquo;Детям блокадного города посвящается!»Тип мероприятия: Тематический (патриотический) праздникУчастники: воспитанники ОДОД ГБОУ «Центр «Динамика» 1-2 года обученияЦель:1. ...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню снятия блокады Ленинграда
В истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов хватает драматических, трагических страниц. Одним из самых страшных была блокада Ленинграда,которая продолжалась с 8 сентября 1941 года до 27 янва...