Воспитательный час "Блокада Ленинграда" Январь 2021
классный час
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия
«Рузаевский техникум железнодорожного и городского транспорта имени А. П. Байкузова»
Согласовано На заседании цикловой комиссии от «___»_____________20__г Председатель ЦК ______________ Качкалова С.С. | Утверждено Зам.директора по УР «РТЖГТ им. А. П. Байкузова» _____________Абаева Е.Ф. . |
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЧАС
«БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»
Подготовила преподаватель
Фролова О.А.
Воспитательный час « Блокада Ленинграда»
Цель: расширить представление студентов о Великой Отечественной войне, рассказать о блокаде Ленинграда; формировать положительную оценку духовного подвига советского народа; воспитывать благодарное отношение к подвигу защитников Ленинграда, уважение к людям старшего поколения; пробуждать сочувствие к людям, перенесшим трагедию блокады; воспитывать чувство патриотизма, гражданственности; определении ценности жизни.
Подготовительная работа:
- распределить материал информационного блока ;
- подготовить со студентами презентацию о блокаде Ленинграда.
Оборудование: аудиозапись звука метронома, аудиозапись «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича, аудиозапись «Реквием» Р. Рождественского, кусочек ржаного хлеба весом 125 г, словари, рабочие листы, компьютер, мультимедийный проектор.
Оформление: фотографии, плакаты, иллюстрации (жители блокадного Ленинграда, Дорога жизни, Пискаревское кладбище)
Ход мероприятия :
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Юрий Воронов
1. 27 января наша страна отмечает важную историческую дату – день полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда (ныне Санкт- Петербург). Блокадой принято называть военные действия, происходящие по принципу окружения вражеского войска с целью взятия людей в плен или же уничтожения. Во времена Великой Отечественной войны от блокады немецких войск пострадал именно город Ленинград. Немецко-фашистские захватчики выбрали именно этот величественный город потому, что он имел довольно большое значение в плане политики. В 1941 году, 30 числа, августа-месяца, все пути, по которым поезда могли проехать из городов Советского Союза в Ленинград, были разрушены. Позже, 8 сентября, к Ленинграду вообще невозможно было пробраться сухопутно. Так, именно этот день знаменуется началом Великой Блокады Ленинграда.Жители осаждённого города вместе с воинами Ленинградского фронта и моряками Балтийского флота в тяжелейших, нечеловеческих условиях отстояли свой город и не сдали его врагу. Это была великая победа, так как в случае сдачи города фашистам был бы открыт путь на Москву.
2. Город на Неве – крупнейший промышленный, научный и культурный центр нашей страны. Вместе с тем - это один из красивейших городов мира. Прекрасные архитектурные памятники и ансамбли великолепно сочетаются с чёткой планировкой проспектов и площадей, парков и садов, водной гладью рек и каналов.
3. Июнь! Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда ещё не знали мы.
Со школьных вечеров к Неве шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае
4. Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Гитлеровцы планировали захватить наши земли, частично истребить наш народ, а остальных превратить в своих рабов.
5. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года» Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта. Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города»
6. Для осуществления этого варварского плана гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков и 1500 самолётов. Немцев поддерживали 200-тысячная финская армия, «Голубая дивизия из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии, набранные из фашистских прихвостней.
7. Вражеские войска значительно превосходили наши силы. На помощь воинам Ленинграда пришло народное ополчение.
Враг бешенный на нас пошёл войной,
Жестокий враг на наше счастье поднял руку.
Враг топчет мирные луга,
Он сеет смерть над нашим краем,
Иди смелее в бой, рази врага,
Жестокий дай отпор кровавым хищным стаям.
8. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги.
Ученик ленинградской школы Володя Бобрищев – Пушкин, которому было 13 лет, сражался с врагом в 43-й гвардейской дивизии. Однажды, во время наступления нашей пехоты, путь ей перекрыл вражеский пулемёт, находящийся в здании бани. Под сильным огнём Володя подполз к дверям бани, рванул их и швырнул вглубь гранату. Пулемёт умолк. На чёрном мундире одного из убитых эсесовцев зловеще сверкал фашистский крест. Как выяснилось по документам, эту награду эсесовец получил за участие в войне с Россией лично от Гитлера.
За свой подвиг сын полка Володя Бобрищев – Пушкин получил орден Отечественной войны II степени.
9. Чтобы помощь городу на Неве в его героической обороне, в оккупированных районах Ленинградской области создавались партизанские отряды и подпольные группы. В них воевали сотни подростков. Они вместе со взрослыми партизанами ходили в разведку, подрывали воинские эшелоны врага, устраивали засады на его коммуникациях. Многие юные патриоты погибли в боях за Родину.
Жил мальчишка на хуторе Мшинском,
За дальним кордоном лесным,
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.
Ходил он, как нищий, по сёлам
С холщовой сумой на плече,
В отцовских ботинках тяжёлых
И мамином рваном плаще.
То в окна стучится немые,
То брёл к старикам на покос.
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос…
Забылось негромкое имя,
Осталась лишь кличка – Связной.
Он пережил осень и зиму.
Его расстреляли весной…
10. Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения. Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбёжки. Днём фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолётов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, театры, музеи, гибли женщины, старики, дети.
На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращён в город-крепость. В жестоких кровопролитных боях врагам удалось овладеть станцией Мга и перерезать последнюю железнодорожную линию, связывающую осаждённый город со страной. 8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.
На Ленинград обхватом с трёх сторон
Шёл Гитлер силой сорока дивизий.
11. С каждым днём в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены его нормы. Рабочие и инженерно-технические работники получали в день всего 250 г. Хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – по 125 г. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякины. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
12. Зимой 1941-1942 годов в городе не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, измученные непрерывными бомбёжками и обстрелами ленинградцы жили в неотапливаемых домах. В квартирах тускло чадили коптилки. Замёрзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, спускаться на лёд и делать проруби, потом под обстрелом доставлять воду домой.. В городе остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу нужно было ходить пешком по занесённым снегом улицам.
1. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
А город в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина…
Не отыскать в снегах трамвайных линей,
Одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках узеньких, смешных
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных…
15. Вот женщина везёт куда-то мужа.
Серая полумаска на лице.
В руках бидончик – это суп на ужин.
Свистят снаряды, свирепеет стужа,-
Товарищи, мы в огненном кольце…
А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот.
Завёрнутое в одеяло тело
На Охтинское кладбище везёт.
Везёт, качаясь, к вечеру добраться б…
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, Гражданин!
Провозят ленинградца,
Погибшего на боевом посту.
Скрипят полозья в городе, скрипят…
Как многих нам уже не досчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слёзы вымерзли у ленинградцев.
2. Все эти нечеловеческие тяготы и лишения наравне со взрослыми перенесли и дети.
Девчонка с ведёрком пустым
Чуть движется… А за Невою
Клубится пожарища дым.
А там, меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мёртвую мать…
На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти,
В глазах расширенных истома,
И щёки белые, как мел.
Где твоя мама, мальчик?
- Дома.
- А где твой дом, сынок?
- Сгорел.
Он сел, его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет!
3. Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.
Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941г.
Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 г.
Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 г.
Мама умерла 13 мая в 7.30. ч. утра 1942 г.
Савичевы умерли.
Умерли все. Осталась одна Таня. Самой Тани Савичевой не стало 1 июля 1944 года. Таня ушла навсегда, так и не узнав, что не все Савичевы умерли. Сестра Нина и брат Миша остались живы. Сегодня 9 листочков из дневника девочки Тани хранятся в «Государственном Музее истории Санкт-Петербурга», а копии их разошлись по всему свету как память о маленькой девочке, описавшей свою, детскую историю страшной войны.Рядом с могилой Тани Савичевой – стена с барельефом и страничками из ее дневника. Эти же записи вырезаны на камне рядом с памятником «Цветок жизни» под Санкт-Петербургом.
4. Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом, страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это всё повториться!»
5. При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.
Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты. Заглушат в них всё человеческое. Они думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Недаром 30 января 1942 г. Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».
6. Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
7. В осаждённом Ленинграде работали 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Да, трудно поверить, но это факт – даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, тёплой одежды. Многие ленинградские дети учились. Фадеев писал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились, несмотря ни на что…» Опасен и тяжёл был путь в школу. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды и идти приходилось преодолевая снежные заносы.
В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки коченели и мел выскальзывал из пальцев.
8. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия.
Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось – и прямо в классе.
Девчонка руки протянула
И головой –
На край стола.
Сначала думали –
Уснула,
А оказалось –
Умерла…
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон.
Учитель выдавил, что снова
Уроки-
После похорон.
9. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замёрзла и это единственная ниточка оборвалась. И тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. От неё зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по ещё неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
«Дорогой жизни» шёл к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
10. Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты. Зенитчики, регулировщики – работали в необычайно сложных условиях: в цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбёжками и обстрелами. Они совершали немало героических подвигов.
11. И было так: на всём ходу
Машина задняя осела.
Шофёр вскочил, шофёр на люду.
Ну так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут – пустяк,
Поломка эта – не угроза,
Да рук не разомкнуть ни как:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнёшь – опять сведёт.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? – две тонны? Он спасёт
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил. Поджёг их от мотора.
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофёра.
Вперёд! Как ноют волдыри,
Примёрзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
125 блокадных грамм
С огнём и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.
12. Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие жизненно важные грузы, а из города на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощённых и ослабевших людей. Скольких людей спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорога! Народ очень точно назвал её «Дорогой жизни»
1. Чтобы увековечить доблесть воинов, отстоявших город на Неве, а также бессмертный подвиг его жителей, 22 декабря была учреждена медаль «За оборону Ленинграда».
Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и дети. Внёсшие свой вклад в оборону города. 15249 юных защитников города удостоены уникальной награды! Среди них был и четырнадцатилетний Юра Воронов, в будущем известный журналист и поэт. В его книге «Блокада» есть такие стихи:
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом –
Паспорта.
2. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – в январе 1943 года прорвать блокаду! 12 января началось сражение. 13 января ленинградцы и волховчане встретились.
Солдаты обнимались, плакали от радости. Вражеское кольцо было прорвано. Возобновилась связь с Большой Землёй. Это означало. Что ленинградцы больше не будут умирать от голода. Была построена узкоколейная железная дорога, по которой с Большой Земли жители города стали получать продовольствие, заводы – топливо и сырьё, а воинские части – боеприпасы.
3. Час окончательного освобождения пробил через год. 14 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержки Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеской группировки. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что всё небо грохотало.
Приветствуя великое начало: Весны,
Уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди!..
Мы чашу горя выпили до дна
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерь была побеждена
И победили человек и город!
В заключение хочу вспомнить слова Наполеона « Можно победить любое оружие, кроме оружия духа.»
…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план воспитательной работы 2020-2021 год
План воспитательной работы на 2020-2021 год...
План воспитательной работы 2020-2021 год.
План воспитательной работы 2020-2021 год....
План воспитательной работы 2020-2021 уч. г.
План-сетка...
План Воспитательной работы 2020-2021 год
План воспитательной работы...
План воспитательной работы 2020-2021 учебный год
План воспитательной работы с целью, задачами и направлениями работы...
План воспитательной работы 2020-2021
План воспитательной работы...
Воспитательный план на 2021-2022 уч.год
Здесь вы найдете : ПАСПОРТ КЛАССА,Общие сведения об обучающихся 8класса,календарно-тематическое планирование воспитательной работы в 8классе,поручения,план работы актива и т.д....