Методическая разработка классного часа, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)
классный час по истории (8, 9 класс)

Сценарий классного часа, посвященного Дню воинской славы России - 27 января (День снятия блокады Ленинграда). В работе представлен большой фактический материал, кадры кинохроники (ссылка на фильм). Интерактивная часть классного часа представлена беседой с обучающимися (имеются вспомогательные вопросы для обсуждения). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_blokada_leningrada.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа, посвященного Дню воинской славы России 27 января – День снятия Блокады Ленинграда

Цели: формирование у обучающихся патриотических чувств и чувства сопричастности к истории Отечества; формирование положительной оценки духовного подвига советского народа, воспитание благодарного отношения к подвигу защитников Ленинграда.

Участники: обучающиеся 8-9 класса.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, аудиозапись стихотворения О.  Бергольц, аудиозапись «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича, фильм «Блокада Ленинграда».

Ход:

Учитель: 27 января 1944 г. – день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Почти три года, длилась беспримерная героическая борьба жителей города на Неве с врагом и голодом. Ничто не смогло сломить их воли и мужества. Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая. Вся страна в тяжелые первые два года войны знала: несмотря ни на что Ленинград держится. Это придавало уверенности в собственных силах, укрепляло веру в окончательную победу. В Ленинграде, как нигде, фронт и город, родственно соединились на все девятьсот дней. На фронт уходили пешком, а город был виден его защитниками из окопов. Они знали, за что умирают.

Живой легендой Ленинграда стала поэтесса Ольга Бертгольц - «блокадная муза Ленинграда». Она постоянно, даже падая в голодные обмороки, выступала со своими стихами по радио, вселяла в души людей мужество и веру

Запись О. Бергольц. Чтение (2.07 мин)

Я говорю с тобой под свист снарядов (Ольга Бергольц).

Учитель: 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания... Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград. С первых дней блокады Ленинград подвергался интенсивным артиллерийским обстрелам и бомбёжкам. Золоченые шпили и купола, все высотные доминанты города использовались врагом в качестве ориентиров для ведения прицельного огня по важным стратегическим и социальным объектам. Необходимо было в кратчайшие сроки решить вопрос с маскировкой этих архитектурных памятников. Для этого в Ленинграде была сформирована бригада из 30 спортсменов-альпинистов под руководством инженера Жуковского, которая на протяжении всей блокады осуществляла маскировку различных объектов города. Самыми сложными и опасными были работы по маскировке высотных памятников Ленинграда – Адмиралтейства, Петропавловского собора, Инженерного (Михайловского) замка, Исаакиевского собора. Шпиль Петропавловского собора и купол Исаакиевского собора решено было закрасить серой краской (их золочение было выполнено методом гальваники и держалось очень прочно, поэтому покраска и последующее снятие краски при демаскировке не повредило бы позолоту). Остальные шпили и купола, покрытые сусальным золотом, посаженным на клей, закрыли брезентовыми чехлами.

К 25 сентября 1941 года гитлеровцы потеряли под Ленинградом 190 тысяч солдат и офицеров, 500 орудий, 750 танков и бронемашин, свыше тысячи самолетов... Измотанный в упорных боях враг стал готовиться к дальнейшей осаде.

Запись. Фильм «Блокада Ленинграда» (11.45мин)

Учитель: Город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам. Враг рассчитывал, что пробудит в ленинградцах самые низменные животные инстинкты. Он был уверен, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов, сами сдадут город.

Ленинград не был умирающим городом, он работал и сражался, выпуская необходимую для фронта и тыла продукцию в тяжелейших условиях.

1. В блокадном городе выпускалось более 150 наименований основных видов вооружения, боеприпасов, инженерного имущества и средств связи. Производившиеся в Ленинграде артиллерийские системы направлялись не только на Балтийский, но и на Черноморский и Северный флоты. 

2. Май 1942. Футбольный матч в  блокадном Ленинграде. Динамо  Ленинградский механический завод (ЛМЗ), 7:3.Для проведения матча многих «динамовцев» пришлось отозвать с фронта — спортсмены защищали родной город с оружием в руках. В команде соперников с ЛМЗ собрали всех, кто мог играть в футбол и имел для этого силы. Конечно, не все голодающие работники завода смогли выйти на поле.

Было решено играть два укороченных тайма по 30 минут. С поля все футболисты уходили, обнявшись, не разбирая команд. Те, кто был посильнее, помогали своим истощенным товарищам.

3. Писатели поддерживали дух ленинградцев своими патриотическими произведениями. В осажденном вымирающем городе композитор Д.Д. Шостакович написал свою знаменитую Седьмую («Ленинградскую») симфонию. Первые три части симфонии были закончены в сентябре 1941 года в блокадном Ленинграде. Город жил и боролся.

29 марта 1942 г. объединенный оркестр Большого театра и Всесоюзного радиокомитета исполнил Седьмую симфонию. И эту музыку услышал по радио весь мир.

Запись.  «Ленинградская симфония» Д. Шостаковича (2 мин). Тема нашествия из Седьмой симфонии

Учитель.

Вызовом врагу была работа тридцати девяти школ в осажденном городе. Не хватало еды, дров, воды, теплой одежды, но многие ленинградские дети учились. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой — на случай артобстрела или бомбежки. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать, шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 минут: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах не только мерзли худые детские ручонки, но замерзали и чернила. Ученики шатались от голода. Дистрофия. Прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улицах по дороге в школу, но и прямо в классе.

Весной 1942 г. в опустевшие цеха предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12—15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, реактивные снаряды.

Среди орбит Земли и Юпитера есть малая планета № 2127. Уже несколько десятилетий оплывает она вокруг Солнца под именем TANYA. Так звали ленинградскую школьницу, от которой на Земле остался тонкий блокадный блокнотик — «Дневник Тани Савичевой».

Дневник   ленинградской школьницы Тани Савичевой - известен всему миру.

Таня  начала вести его  в блокадном Ленинграде. Собственно, это даже не дневник - 11-летняя девочка просто писала о гибели своей семьи.

Таню эвакуировали из города в детский дом Шатковского района Горьковской области (ныне – Нижегородская область). Однако спасти девочку не удалось и,1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась от туберкулеза.

Утром 14 января 1944 г. жители города услышали могучий гул, доносившийся с юго-запада. Началась операция «Нева-2», которая должна была завершиться полным освобождением Ленинграда от вражеской блокады

27 января 1944 г. в честь полного освобождения Ленинграда от блокады на берегах Невы прогремел торжественный артиллерийский салют из 324 орудий.

«За 900 дней беспримерной осады Ленинграда и во время оккупации его пригородов немецко-фашистские захватчики и их сообщники чинили чудовищные злодеяния и зверства над мирным населением. Они сбросили с самолетов 107 тыс. фугасных и зажигательных бомб и выпустили по Ленинграду 150 тыс. тяжелых артиллерийских снарядов. Гитлеровцы убили и замучили 29 721 мирного советского гражданина, ранили 33 782 мирных жителя, угнали в немецкое рабство 48 751 советского гражданина. В результате блокады умерли от голода 641 803 человек».

За беспримерный подвиг в годы Великой Отечественной войны, за мужество и героизм, проявленные жителями в борьбе с фашистскими захватчиками, Ленинграду присвоено почетное звание «Город-герой» 1 мая 1945 г.

В 1960 г. на Пискаревском мемориальном кладбище был открыт памятник. На высоком гранитном постаменте - бронзовая шестиметровая фигура женщины с ветвью Славы, олицетворяющая Родину. На камне мемориальной стены-стелы высечены печально - торжественные слова: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Презентация

Учитель. «Можно победить любое оружие, кроме оружия духа», - говорил Наполеон. Ленинградцы боролись не только за выживание в физическом смысле, но за то, чтобы сохранить человечность. Поэтому они, обороняя осаждённый город, продолжали учить детей в школах, заботиться о культурных сокровищах в музеях, укрывать от бомб и пожаров памятники архитектуры. Вот почему мы называем подвигом то, что сделали жители блокадного Ленинграда.

Вопросы для обсуждения:

Что вам запомнилось из нашей беседы?

Какие новые факты о блокаде Ленинграда вы узнали?

Что показалось вам удивительным?

О каких качествах ленинградцев мы говорили?

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа, посвященного Дню Защитника Отечества "ВСТРЕЧА ТРЕХ ПОКОЛЕНИЙ"

Формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству....

Методическая разработка классного часа, посвященного Дню Конституции

Методическая разработка классного часа, посвященного Дню Конституции с презентацией...

Методическая разработка сценария радиолинейки, посвящённой Дню снятия блокады Ленинграда.

Это текст радиолинейки, которую проводит группа дикторов кружка "Юные экскурсоводы"к памятной дате - Дню снятия блокады Ленинграда. В тексте есть разграничения для чтения по ролям. А также у...

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады " А музы не молчали"

Разработка написана на основе литературных и музыкальных произведенией, посвященных трудным 900 дням блокады. Импользовались строки, стихи и произведения таких известных литаторов и музыкантов, пережи...

Презентация к классному часу, посвященному годовщине снятия блокады Ленинграда

Презентация может быть использована для проведения часа общения с учащимися 5-9 классов 27 января в день снятия блокады Ленинграда...

Сценарий классного часа на День снятия блокады Ленинграда для 5 класса.

quot;СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НАШЕГО ГОРОДА. НАША ПАМЯТЬ". Классный час в 5 классе кадетском.Посвящено Дню полного освобождения Ленинграда от  фашистской блокады. День воинской славы. 27 января....

Методическая разработка классного часа, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда для учащихся 1-4 классов. «Столько лет прошло…»

Цели: расширение представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинградав годы ВОВ.Задачи: – формировать у детей интерес к историческому прошлому нашей страны;– обогащать зн...