Речевой праздник "В гостях у дедушки Корнея!"
план-конспект

Лукичёва Марина Анатольевна

Приобщение учащихся к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника

«В гостях у дедушки Корнея!»

Учитель:

-Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Учитель:

-Мы рады приветствовать Вас на нашем празднике, который называется – «В гостях у дедушки Корнея!»

Учитель:

-Корней Иванович Чуковский-сказочник, поэт и переводчик. Родился в 1882 г. в г. Санкт-Петербурге. Это не настоящее имя и фамилия писателя, он их себе выдумал. Называется это- литературный псевдоним. А настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков. Из своей фамилии он создал себе имя Корней, а фамилию Чуковский, которую потом и передал по наследству своим родственникам.

Учитель:

-Много лет он жил недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино. Там он устраивал встречи с соседскими детьми, беседовал с ними, читал свои стихи и сказки. В настоящее время на даче в Переделкино существует музей писателя. 

Учитель:

В деревне Переделкино (это под Москвой)
Жил большой человек с доброй душой.
Он был волшебник, чародей
Со странным именем Корней.
Учитель:
Щёточка усов, смеющийся взгляд
Рядом с ним всегда было много ребят.
Поэта ласково Чукошей называли
И наизусть все его сказки знали.

Учитель:
- Сегодня мы пригласили Вас на юбилей Корнея Ивановича Чуковского. В этом году ему исполнилось 140 лет со дня рождения.

Дети читают стихотворение "Дедушке Корнею"
1-й ученик:
Тара-ра! Тара-ра!
Праздник с раннего утра.
140 лет со дня рожденья
Сказочника доброго Корнея.
2-й ученик:
Для девчонок и мальчишек
Написал он много книжек.
И поэтому с утра
Веселится детвора.
3-й ученик:
Веселится с детворой
Сказочный народ.
Радуется, в пляс идёт,
Громко песенки поёт.
4-й ученик:
Воробей и Таракан
Бьют в огромный барабан.
Пляшет Муха с Комаром,
С Цинцинелой Бибигон.
5-й ученик:
С Мойдодыром Айболит,
С Каракулой синий кит.
Ни лаптей, ни сапог не жалея,
Пляшет бабушка Федора с Бармалеем.
6 ученик:
Мурочка и Крокодил,
Тот, что солнце проглотил.
А с Топтыгиным  Лиса.
Вот такие чудеса!
7-й ученик:
На поляне стол накрыт,
Самовар уже кипит.
Будет, будет детвора
Веселиться до утра.
Нынче сказочник
Чуковский -именинник!(Арчвадзе Ю. Д.) 

Учитель:
Без книг К.И. Чуковского невозможно представить наше детство. Ваши мамы и папы, и даже бабушки и дедушки знакомы с его стихами и сказками.

Дети исполняют песню (на мотив песни «Маленькая страна»)
Есть за горами, за лесами
Маленькая страна
С детства мы с нею все знакомы
Сказок она полна.
Мы к сказкам в гости постучимся
Встретим чудес много в них
Гуляют по сказкам небылицы
И волшебства много в них.
Припев:
Сказки Чуковского добрые, милые
С детства вас знаем, обожаем
Вы наши любимые.
Сказки Чуковского добрые, милые
С детства вас знаем, обожаем
Вы наши любимые.

Как хорошо, что жил на свете
Сказочник мудрый Корней
Умных и добрых книжек много
Он написал для детей.
В гости дружок, приходи скорее,
Сказки его читай.
Будешь послушнее и мудрее,
Ты это твёрдо знай.

Припев:

Учитель:

-Сегодня мы собрались в этом зале для того, чтобы вспомнить произведения К. И. Чуковского, узнать что-то новое о его жизни и творчестве.

Учитель:

 -Корней Иванович всегда был веселым и жизнерадостным человеком.

Всю его жизнь вокруг него не смолкая слышалась звонкая детская речь. Свою книгу "От двух до пяти" он посвятил детям.

(Учителя и дети разыгрывают диалоги):

 Инсценирование отрывков книги.

(Тётя – Автор, мама, Ляля)

1.Когда Ляле было 2,5 года, её спросила незнакомая тётя:

–Девочка, ты хотела бы быть моей дочкой?

–Я мамина и больше никовойная.

2. Мама:

-Лялечка, дочка, пойдём погуляем к морю.

Ляля:

-Пойдём, мамочка.

Ляля:

-Мама, мама, смотри на море! Там паровоз купается!

(Так маленькая Ляля назвала пароход).

3.Ляля:

- Мама, хочешь я расскажу тебе интересную историю?

Мама:

- Очень хочу.

Ляля:

- Жил-был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона.

Учитель:

-Да, приятно узнавать от детей, что у лысого голова босиком, что от мятных лепешек во рту сквознячок, что муж стрекозы — стрекозел.

- Вот здорово! Правда?

Учитель:

-Не меньшую радость приносят нам стихи Корнея Ивановича. Он любил высмеивать людские пороки. Послушаем стихотворение «Обжора» (Вова 2г)

Обжора 

Была у меня сестра,

Сидела она у костра

И большого поймала в костре осетра.

Но был осётр

Хитёр

И снова нырнул в костёр.

И осталась она голодна,

Без обеда осталась она.

Три дня ничего не ела,

Ни крошки во рту не имела.

Только и съела, бедняга,

Что пятьдесят поросят,

Да полсотни гусят,

Да десяток цыпляток,

Да утяток десяток,

Да кусок пирога

Чуть побольше того стога,

Да двадцать бочонков

Солёных опёнков,

Да четыре горшка

Молока,

Да тридцать вязанок

Баранок,

Да сорок четыре блина.

И с голоду так исхудала она,

Что не войти ей теперь

В эту дверь.

А если в какую войдёт,

Так уж ни взад, ни вперёд.

Учитель

-К. И. Чуковский очень любил фантазировать. Посмотрит на какой-нибудь предмет и тут же он оживает как в стихотворении «Ёлка».

ЕЛКА минусовка ( Вика 1кл.)

Были бы у ёлочки

Ножки,

Побежала бы она

По дорожке.

Заплясала бы она

Вместе с нами,

Застучала бы она

Каблучками.

Закружились бы на ёлочке

Игрушки -

Разноцветные фонарики,

Хлопушки.

Завертелись бы на ёлочке

Флаги

Из пунцовой, из серебряной

Бумаги.

Засмеялись бы на ёлочке

Матрёшки

И захлопали б от радости

В ладошки.

Потому что у ворот

Постучался Новый год!

Новый, новый,

Молодой,

С золотою бородой!

Учитель:

-Корней Чуковский был не только писателем, но и переводчиком. Он перевел много произведений с английского языка на русский. Послушаем перевод одной английской песенки.

КОТАУСИ И МАУСИ

Английская песенка

Жила-была мышка Мауси

И вдруг увидала Котауси.

У Котауси злые глазауси

И злые-презлые зубауси.

Подбежала Котауси к Мауси

И замахала хвостауси:

"Ах, Мауси, Мауси, Мауси,

Подойди ко мне, милая Мауси!

Я спою тебе песенку, Мауси,

Чудесную песенку, Мауси!"

Но ответила умная Мауси:

"Ты меня не обманешь, Котауси!

Вижу злые твои глазауси

И злые-презлые зубауси!"

Так ответила умная Мауси -

И скорее бегом от Котауси.

Учитель:

-А вы знаете, что Корней Иванович был очень трудолюбивым человеком? Где бы он не был: в трамвае, в очереди, в приемной зубного врача, — он, чтобы попусту не тратить время, сочинял загадки для детей. Сейчас мы с вами вместе будем их отгадывать.

(Дети загадывают загадки)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою,

Но солнце ее припечет-

Заплачет она и умрет

(сосулька)

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою

-Я с радостью белым зверям отдаю

(рот и зубы)

 Учитель:
-Книжки Корнея Ивановича Чуковского уже много-много лет дарят нам радость. В них происходят необыкновенные чудеса.

Учитель:
-Его весёлые, забавные стихи можно распевать, а сказки читать и перечитывать в любом возрасте.
-Давайте ещё раз окунёмся в удивительный сказочный мир Корнея Чуковского.

Сценка

( Появляется книга)

Книга 

– Здравствуйте, ребята, вы догадались, кто я?

 - Да, я – книга сказок К. И. Чуковского.

(Книга закрывает лицо руками и плачет)

(Выходят Таня и Ваня)

Таня

 – Добрая книжка, что же ты плачешь?

Книга

 – Как всегда по вечерам,

Сидя у кроватки,

Я рассказывала малышам

Корнея  

Чуковского сказки.

Тут такое началось!

Вы мне не поверите!

Колесом все понеслось!

Верите? Не верите?

Ваня 

– Расскажите, что же произошло.

Книга 

– В некотором царстве,

У Корнея в государстве.

Жили сказки, не тужили,

Детям правдою служили.

Только злобный Бармалей

Перессорил всех друзей.

 (Появляется курица).

Курица 

– Куд-куда, Куд-куда

Что такое? Вот беда!

(На сцену выбегает мальчик- «Грязнуля»)

Мальчик 

– Помогите, помогите!

От мочалки сколько раз

По Садовой убегал,

А теперь кастрюля мчится

И ведь злится, злится, злится!

(Выбегает кастрюля)

Кастрюля 

- За тобой бегу, бегу

Удержаться не могу!

Мальчик 

– Помогите же, спасите!

От кастрюли защитите!

(Выскакивает курица).

Курица 

– Куд-куда, куд-куда

Что такое? Вот беда!

Таня 

- Ваня, надо помочь.

Ваня

– Таня, ты знаешь прекрасно, что это крайне опасно.

Таня 

– Ваня, надо помочь.

(Появляется Федора)

Федора 

– Ох, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои.

Куда же вы сгинули?

На кого вы меня, бедную, покинули?

(Летит комарик)

Комарик

– Я посуду всю найду

И к вам, сеньора, приведу

А потом душа-девица

Я на Вас хочу жениться.

Федора

– Что такое? Почему?

За Комара я не пойду

( Федор убегает, Комарик делает круг, убегает)

Курица  

– Куд-куда, куд-куда

Что такое? Вот беда!

(Появляются звери из «Путаницы») 

 (Появляются котята):
Котята 

- "Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
     Хрюкать!"

(присоединяются утята):
Утята

- "Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
     Квакать!"

Медведь

-  Не хочу, как медведь реветь,

Буду лучше,как петух с утра я петь:

Ку-ка-ре-ку!

(Появляется Айболит)

Айболит 

– Слушайте, это какая-то беда.

Я не должен был попасть сюда

Но, а эти бедные крошки.

Заболели, наверное, немножко.

Придется поставить им градусники.

(Выскакивает курица).

Курица 

– Куд-куда, куд-куда!

Что такое? Вот беда!

Таня

Что за путаница? Все сказки перепутались.

(На сцене появляется Бармалей). 

Бармалей

– Я тут быстро все улажу

И не дам вам пикнуть даже

Будут все мне тут служить,

Веселить меня, смешить.

(Выскакивает курица).

Курица 

– Куд-куда, куд-куда

Что такое? Вот беда!

Книга

– Дорогие дети, помогите!

Бармалея злого победите!

Не покиньте нас.

В столь печальный час.

Таня

 – Ваня, надо помочь!

Ваня 

– Таня, ты знаешь прекрасно, это чрезвычайно опасно!

Таня 

– Ваня, надо помочь!

Ваня

– Эх, Бармалей, Бармалей,

Не знаешь ты современных детей!

Таня 

- Они много читают,

  И много знают!

Ваня

- Чтобы наших героев спасти и помочь Книге навести порядок в сказках на своих страничках мы отправимся вместе с нашими героями в гости к дедушке Корнею в Переделкино.

Таня

-Ребята, готовы помочь?

-Поехали! (под песню «Ехали медведи на велосипеде»).

В Переделкино

Ваня

-Ребята, для того, чтобы вернуть произведения на свои странички нам нужно прослушать отрывки и сказать: чему так радовались звери и из какой они сказки.

     1.«Вот обрадовались звери!

     Засмеялись и запели

     Ушками захлопали

     Ножками затопали»

(Море стало потухать и потухло в сказке «Путаница»)

2. «Тут Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников начальник

И мочалок командир,

Подбежал ко мне, танцуя,

И, целуя говорил…»

(Грязнуля умылся и стал чистым в сказке «Мойдодыр»).

3. «И обрадовались блюдца:

Дзын-ля-ля! Дзынь ля-ля

И танцуют и смеются:

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля

А на белой табуреточке

Да на вышитой салфеточке

Самовар стоит словно жар горит»

(Федора вычистила посуду в сказке»Федорино горе»).

Под музыку выбегают 3 девочки – странички

Страничка 1: Мы странички – невелички,

Страничка 2: Так бежали, так спешили,

Страничка 3: По полям, по долам.  Прямо в гости к вам…

Страничка 1:

На моей страничке,

страничке - невеличке,

«Федорино горе» живёт.

-Ребята, сейчас я расскажу вам о том, как Корней Иванович сочинил сказку Федорино горе». Однажды он лепил с детьми разные фигуры из глины. Дети вытирали руки о его брюки и от глины они стали тяжелыми. Когда он шёл домой, ему приходилось их поддерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел и на ходу сочинял стихи. Это было "Федорино горе".

Страничка 2:

А на моей страничке,

Страничке – невеличке,

«Мойдодыр живёт».

- Когда младшая дочка плакала, не желая мыться, Корней Чуковский взял девочку на руки и тихо ей сказал: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам! А нечистым- трубочистам, стыд и срам, стыд и срам!» Так родился на свет «Мойдодыр».

Страничка3:

На другой страничке,

Тоже – невеличке,

Сказка «Путаница» живет.

Как-то раз Мурочка подошла к отцу, засмеялась и сказала: "Ава – мяу!", хотя в свои два года она твёрдо знала, что собака лает, кошка мяукает, а петух кукарекает. И тогда Чуковский решил поддержать её игру и сказал: "А петух кричит гав!" Это игра продолжалась достаточно долго и в результате привела к написанию сказки "Путаница".

Странички берут своих героев и идут в книгу.

Страничка 4: 

На моей страничке,

Страничке – невеличке,

«Муха-Цокотуха» живёт.

Звучит песня из мюзикла «Муха Цокотуха». Инсценировка отрывка сказки.

Муха цокотуха

 - Ребята, вы, наверное, не знаете, что сказка «Муха-Цокотуха» сначала называлась «Мухина свадьба» и Корней Иванович чувствовал себя женихом в этой веселой поэме.

Страничка берёт Муху и уводит в книгу.

Книга

-Какие Вы молодцы, ребята! Почти все сказки вернули на свои странички!

 Таня:

 - Ой, что это? Письмо. Сейчас мы его откроем.

Письмо

«Я забрал доктора Айболита, если вы хотите его вернуть, то приезжайте ко мне в Африку.»

Бармалей

Книга 

-Ребята, нам нужно срочно отправляться в путешествие!

Ваня:

-А как же нам туда добраться?

Комарик

-Я знаю, как. У меня в руке не простой фонарик, а волшебный. Он поможет нам добраться до Африки. Стоит ему загореться, и мы окажемся в жаркой стране (звучит музыка и все герои перемещаются и попадают в Африку)

Таня

-А, что это такое? На нашем пути какое-то дерево!

 Ваня

-Это, наверное, Бармалей устраивает нам препятствия!

Таня

-Ой, неужели в Африке тоже Чудо-дерево растёт!

«Как у наших у ворот,

Чудо-дерево растет!

Чудо, чудо, чудо,

Чудо-расчудесное!

Ни листочка на нем!

Ни цветочка на нем!

А чулки, да башмаки,

Словно яблоки».

(выходит Бармалей!)

Бармалей

-Ага, приехали за своим Айболитом, думаете я вам его просто так отдам?! Нет, не отдам, пока вы мне не поможете. К нам на берег вынесло сундучок, а в нем какие-то непонятные вещи. Помогите мне разобраться, что это за вещи. Поможете? 

Игра с залом «Потеряшки»

-  Они потерялись из какой-то сказки Корнея Ивановича. Помогите вспомнить название сказки, в которых говорится об этом предмете.

1. Мыло (Вот и мыло подскочило)

2. Блюдце (А за ними блюдца)

3. Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)

4. Сито (Скачет сито по полям)

5. Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)

6. Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

Бармалей

- Раз вы так хорошо со всем справились, так уж и быть: покажу я вам, где ваш Айболит сидит и чем занимается.

«Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит

Приходи к нему лечиться

И корова и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

Десять ночей Айболит
Не ест, не пьет и не спит,
Десять ночей подряд
Он лечит несчастных зверят
И ставит и ставит им градусники.

Вот и вылечил он их,
Лимпопо!

Вот и вылечил больных,
Лимпопо!(обезьянки радуются)

Бармалей

-Ребята, давайте скажем Айболиту спасибо. (Танец обезьянок «Чунга-чанга»)

Выбегает девочка – страничка.

Страничка 5:

Все мои сестрички здесь,

А гостей – то тут не счесть,

Айболита я нашла,

К нам на праздник привела.

-Ребята, а вы знаете, что стихи про доброго доктора Айболита у Корнея Ивановича сложились сами собой во время купания в Чёрном море. Он сразу написал двадцать строчек. Но ни начала, ни конца у сказки ещё не было.

Ваня

- Бармалей, что скажешь?

Бармалей

Ладно, забирайте своего доктора Айболита.

Комарик

Внимание! Пришло время нам возвращаться в Переделкино.

Бармалей

-А как же я? Возьмите меня с собой. Я тоже хочу вернуться в свою сказку на своё место.

– Послушайте, я буду, буду добрей,

Заведу добрых друзей.

Не губите меня, пощадите меня.

О, я буду, я буду добрей.

Таня

-Давайте, ребята, простим Бармалея?

(Звучит волшебная музыка)

Книга:

-Вот они, мои странички!

-Как я рада, что теперь всё у нас в порядке! (Обнимает странички).

 (Выходит Книга)

Ваня

- Молодцы, ребята! Помогли Книге.

Книга

- Вы сказки Чуковского любите, знаете.

С удовольствием сказки эти читаете.

Я рада, ребята, очень за вас.

За то, что в гостях побывала у вас.

Чтоб жить вам было веселей,

Придумал сказки эти

Дедушка …

Все: КОРНЕЙ.

Учитель

-Спасибо вам, ребята, что помогли навести порядок в сказках и показали Бармалею, что добро всегда побеждает зло. Именно так считал наш добрый дедушка Корней.

Учитель

- Наш праздник подходит к концу. Еще много раз мы будем встречаться с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. 

-Сейчас мы все вместе исполним песню «Сказки». 

-Желаем всем вам хорошего настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "В гостях у дедушки Корнея"

Викторина для учащихся 2-3 классов....

У дедушке Корнея

СценарийАнализ...

Конспект открытого занятия для педагогов «В гостях у дедушки Корнея»

Конспект открытого занятия для педагогов «В гостях у дедушки Корнея»...

Литературная гостиная "В гостях у дедушки Корнея"

Цели:·         Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.·         Формирование у детей усто...

Викторина по сказкам К. И. Чуковского «В гостях у дедушки Корнея»

Викторина по сказкам К. И. Чуковского «В гостях у дедушки Корнея»...

Сценарий праздника « В гостях у дедушки Корнея» 2022

Сценарий праздника « В гостях у дедушки Корнея»...

Проект по речевому развитию в средней группе В гостях у дедушки Корнея.

Корней Иванович Чуковский по праву считается одним из любимых детских писателей.  На протяжении всей своей жизни он общался с детьми, интересовался тем, о чём они  говорят, думают, переживаю...