Программа по внеурочной деятельности "Все начинается с детства"
рабочая программа

Программа по внеурочной деятельности " Все начинается с детства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

Рабочая программа внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Все начинается с детства»

для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью,

ТНМР (вариант II)

0А и 1А классов

на 2019 – 2020 год

Программу составила:

 учитель I категории

Егорова Екатерина Юрьевна

Смоленск 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Перечень нормативных документов и методических материалов, на основании которых разработана программа:

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации», (ООО «Издательство «Эксмо», 2017), на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования:

Основа содержания обучения данному предмету:

Программа составлена на основе:

  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), - утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599 (для ФГОС), - М «Просвещение», 2018;
  • АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска», утв. приказом № 097/2 от 31.08.2016 г.;
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Программа внеурочной деятельности «Все начинается с детства» детализирует и раскрывает содержание Стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (II вариант) и направлена на достижение ими планируемых результатов освоения АООП.

Цель программы: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развития и социализации каждого обучающегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие учащихся в свободное время.

Задачи программы:

  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности;
  • создание условий для развития индивидуальности;
  • создание условий для развития индивидуальности ребенка;
  • формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • приобретение опыта общения.

Актуальность программы «Все начинается с детства» предлагает каждому ребенку свободный выбор деятельности, возможность реализоваться в разнообразном творчестве, создание ситуации успеха для каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную «Я – оценку», а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации, здесь развиваются творческие качества личности.

Важной особенностью занятий по данной программе является возможность организации коллективной творческой деятельности школьников, которая направлена на развитие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества. Научить сотрудничать – значит научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других людей.

Общая характеристика программы духовно-нравственного направления:

Педагогическая работа с обучающимися с умственной отсталостью, с ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Обучение по данной программе носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер. С этой целью в ней предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность (праздники, викторины, совместная игровая деятельность), приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности школьников, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Программа построена с соблюдением следующих принципов:

  • добровольность;
  • общественная направленность;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  • предоставление самостоятельности и опора на инициативу;
  • учет интересов ребенка;
  • содружество и сотворчество детей и взрослых.

Данная программа ориентирована на младших школьников с 0 (дополнительного) по 2 класс с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант II.

Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 1 час в неделю (33 часа в год), продолжительность занятия 40 мин.

Формы работы: беседы, видео путешествия, викторины, праздники, КТД, веселые эстафеты, экскурсии, творческая мастерская, разучивание стихотворений и песен к праздникам.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА»

Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности 

  • Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
  • социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
  • формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
  • формирование уважительного отношения к окружающим;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные результаты:

  • Знание основных календарных праздников;
  • знакомство с народными обрядами и праздниками;
  • воспитание любви к прекрасному;
  •  развитие способностей к творчеству;
  • воспитание культуры поведения в различных учреждениях;
  • развитие доброжелательности, контактности.

Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления:

  • Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
  • Формирование учебного поведения:
  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
  • Формирование умения выполнять задание:
  • в течение определенного периода времени;
  • от начала до конца;
  • с заданными качественными параметрами.
  • Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы предполагает проведение занятий   в форме: беседы, игр, конкурсов, викторин, творческой мастерской. На занятиях воспитанники знакомятся с историей календарных праздников и готовятся к их проведению: оформляют поздравительные открытки, изготавливают поделки, готовят номера к праздничным концертам. Занятия проводятся не только в стенах Центра, но и за его пределами.

Тема 1: «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики!».

Осознание себя учеником, правила поведения в Центре: на уроках, на занятиях, в столовой, в игровой комнате. Правила подготовки портфеля к новому учебному дню. Правила бережного обращения с книгами и тетрадями. Проведение веселой викторины «Мои любимые сказки».

Тема 2: «Чем же осень хороша?».

Проследить за изменениями в природе с приходом осени. Сбор листьев и составление осеннего букета. Рисование осенних листочков. разучивание стихотворений и песен к праздничному развлечению. Проведение праздника «Золотая осень».

Тема 3: «День матери».

Знакомство с праздником «День матери». Изготовление открыток к празднику. Разучивание стихотворений и песен к празднику. Проведения праздничного развлечения «День матери».

Тема 4: «Новогодний праздник».

Знакомство с историей праздника. Как отмечают Новый год в разных странах. Изготовление новогодних украшений. Разучивание стихотворений и песен к празднику. Проведения праздника «Веселый Новый год».

Тема 5: «Рождество. Зимние забавы. Игры наших бабушек и дедушек».

Знакомство с историей праздника. Зимние забавы. Праздничное развлечение «Святочные гадания».

Тема 6: «День защитника Отечества».

Знакомство с историей праздника. Разучивание стихотворений и песен к празднику. Веселые старты «А ну-ка, мальчики!».

Тема 7: «Эх, честная Масленица!».

Знакомство с историей праздника. Проведение веселой эстафеты «Масленица, гостьюшка дорогая!».

Тема 8: «Очень мамочку мы любим».

Изготовление открыток к празднику. 

Тема 9: «День птиц»

 Знакомство с историей праздника. Изготовление птичек. 

Тема 10: «Народный праздник Пасха».

 Изготовление пасхальных яиц. Пасхальные игры.

 Тема 11: «9 мая День Победы. Мы помним. Мы гордимся».

 Знакомство с героическим прошлым нашей Родины. Георгиевская ленточка.

Тема 12: «Вы порадуйтесь за нас – переходим в следующий класс!».

Фотоколлаж «Наша жизнь в будни и праздники». Изготовление газеты «Год учебный завершился»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Сроки проведения

Теоретическая

часть

Практическая часть

По плану

По факту

I четверть

«Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики!»

1

Я – ученик!

1

02.09

2

«Поместились все в домишке:

карандаш, тетради, книжки».

1

09.09

3

«Книжкина больница».

1

16.09

4

Викторина «Мои любимые сказки».

1

23.09

«Чем же осень хороша?»

5

Экскурсия «Осень в природе»

1

30.09

6

Рисование «Листочки».

1

07.10

7

Разучивание стихотворений песен к празднику.

1

14.10

8

 Подготовка к празднику «Золотая осень».

1

21.10

9

 Проведения праздника «Золотая осень».

1

28.10

II четверть

«День матери»

10

Изготовление открыток к празднику.

1

11.11

11

Разучивание стихотворений и песен к празднику.

1

18.11

12

Проведения праздника «День матери».

1

25.11

«Новогодний праздник»

13

История праздника.

1

02.12

14

Изготовление новогодних украшений.

1

09.12

15

Разучивание стихотворений и песен к празднику.

1

16.12

16

Проведения праздника «Веселый Новый год».

1

23.12

III четверть

Рождество. Зимние забавы. Игры наших бабушек и дедушек

17

Зимние забавы.

1

13.01

18

Праздник «Святочные гадания».

1

20.01

«День защитника Отечества»

19

«Великая и сильная, гордимся ею мы, стоит непобедимая на страже всей страны».

1

27.02

20

Разучивание стихотворений и песен к празднику.

1

03.02

21

Веселые старты «А ну-ка, мальчики!».

1

10.02

«Эх, честная Масленица!»

22

История праздника.

1

17.02

23

Веселая эстафета «Масленица, гостьюшка дорогая!».

1

02.03

«Очень мамочку мы любим»

24

Изготовление открыток к празднику.

2

16.03

- 1 час

IV четверть

«День птиц»

25

Изготовление птичек.

1

30.03

«Народный праздник Пасха»

26

Изготовление пасхальных яиц.

1

06.04

27

1

13.04

28

Пасхальные игры.

1

20.04

«9 мая День Победы. Мы помним. Мы гордимся»

29

История праздника. Георгиевская ленточка.

2

27.04

- 1 час

«Вы порадуйтесь за нас – переходим в следующий класс!»

30

Изготовление газеты «Год учебный завершился»

1

18.05

31

1

25.05

ИТОГО:

11

21

31 час

Пояснение к выполнению рабочей программы

III четверть. В теме: «Изготовление открыток к празднику» происходит уплотнение материала с 2 часов до 1 часа. Данные изменения вносятся из-за переноса праздничных дней (9 марта).

IV четверть. В теме «История праздника. Георгиевская ленточка» происходит уплотнение материала с 2 часов до 1 часа. Данные изменения вносятся из-за переноса майских праздников.

Год: по плану – 33 часа, по факту – 31 час.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
  2.  Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2012.
  3.  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
  4.  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621—10).
  5. Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В.А Горского. М.: Просвещение, 2010.
  6.  Все праздники России на 2019-2020 год [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Человек начинается с детства"

Педагогический проект по духовно - нравственному и социальному воспитанию дошкольников...

Контрольная работа по литературе на тему "Все начинается с детства"

Авторская разработка контрольной работы по литературе на тему "Все начинается с детства" (УМК Т.Ф. Курдюмовой, 6 класс). Вариант 1 рассчитан на слабых учеников, вариант 2 - на сильных....

Внеклассное мероприятие "Мир начинается с детства" для учащихся 5-6 классов

Возраст участников: 12 - 13 летЦель:1. Формирование правовой культуры учащихся. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.2. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою...

Внеклассное мероприятие «Мир Владислава Крапивина. Все начинается в детстве»

Развитие у учащихся интереса к художественной книге на основе создания атмосферы «семейного чтения», воспитания у младших  школьников ответственности и заботливого отношения к их товарищам....

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Все начинается с детства» для обучающихся 0 - 2 классов с ТНМР (вариант II).

Цель программы: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развития и социализации каждого обучающегося, создание воспитывающей среды, обеспечива...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Все начинается с детства»

Программа внеурочной деятельности «Все начинается с детства» детализирует и раскрывает содержание Стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с умерен...