Внеклассное мероприятие в 5 -8 классах, посвященное 100-ю со дня рождения С.В. Михалкова «Все начинается с детства»
методическая разработка (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие в 5 -8 классах, посвященное 100-ю со дня рождения С.В. Михалкова
«Все начинается с детства»
Подготовила:
учитель русского языка
и литературы
Шиврина Ю.А.
март 2013
Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством С. Михалкова
Задачи:
Познакомить с жизнью и творчеством С. Михалкова
Развивать навыки выразительного чтения стихотворений, басен, чтения по ролям; развивать навыки анализа стихотворения;
Воспитывать любовь к чтению, детской литературе
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация
Ход мероприятия
I Вступительное слово учителя.
Ребята, 13 марта исполняется 100 лет со дня рождения замечательного детского поэта С.В. Михалкова. Знакомы ли вы с его произведениями? Какими?
Нравятся ли вам его стихи? Чем?
(В своих стихах поэт С. Михалков интересно и весело рассказывает о важных и серьезных вещах, говорит как равный с детьми, принимая все обиды и радости.
Одно из самых замечательных свойств на свете – это умение удивляться и радоваться. Увидеть солнце, показавшее свой краешек над горизонтом, и удивиться – какое сияние встаёт над тихой землёй. Увидеть летящий самолёт и удивиться – как вытягивается в небе серебряная стрелка.
Мы удивляемся и радуемся это понятно – подрастая, мы узнаём огромный, неожиданный мир. Помогает нам в этом прекрасный поэт Сергей Владимирович Михалков.
Стих у него то задушевный, то озорной, неотразимо певуч и лиричен, и в этом его главная сила).
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в поэтический мир С. Михалкова и сделаем очень важные открытия: поэзия Михалкова - это не только стихи для детей, оказывается, его перу принадлежат и очень серьезные произведения. Какие? Сегодня мы об этом узнаем.
Начнем мы наше путешествие со знакомства с биографией поэта.
II Знакомство с биографией поэта. (Рассказывает подготовленный ученик)
13 марта 1913 года родился в Москве в семье ученого птицевода Сергей
Владимирович Михалков. Отец Владимир Александрович имел юридическое образование, занимался восстановлением народного хозяйства. Мать Ольга Михайловна была сестрой милосердия и учительницей. Поэтому первоначальное образование Сергей Михалков получил дома, в обычную школу пошел учиться в 4 классе.
С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный журнал. С 1933 года стихи Михалкова печатают в журналах «Огонек», «Прожектор», «Известия», «Комсомольская правда». В 1935 году опубликована поэма «Дядя Степа». В 1936 году Михалкова узнают, как сказочника после пересказа веселой сказки «Три поросенка». В 1941 году 27 июня он выехал на фронт и стал писателем- корреспондентом. В 1944 году прозвучал Гимн Советского Союза на слова С.В. Михалкова. В 2001 году его стихи участвовали в конкурсе на новый Гимн, и снова победил Михалков.
Многие пьесы Михалкова ставились на сцене театров, и по ним сняты мультфильмы. Наверное, нет в стране ни одного человека, который не был бы знаком с творчеством Сергея Владимировича. За свою долгую жизнь он создал много произведений и для взрослых и для детей. Папы, мамы бабушки и дедушки до сих пор помнят его «Дядю Степу»- большого человека по прозванию «Каланча».
III Стихи С. Михалкова для детей
1Какое первое стихотворение поэта принесло ему известность?
Конечно же, это стихотворение «Дядя Степа». Просто, весело, увлекательно рассказывает поэт в своём “Дяде Стёпе” о мужестве и благородстве людей. Это сказка – быль. Сергей Михалков написал много книг про Дядю Стёпу. Дядя Стёпа – моряк, милиционер, отец космонавта, заслуженный ветеран. Дядю Стёпу знают взрослые и дети во всём мире. Чтение отрывков из стихотворения.
В этом детском стихотворении поэт создал положительный, идеальный образ милиционера (полицейского).
Какими же качествами обладает дядя Степа? Чему мы можем у него поучиться?
2 Дар поэта в том, что и к обыденному он относится по-своему, находя во всем интересные и забавные штрихи. Так появилось стихотворение «Грипп». Поэт простудился и заболел, и никакие порошки и микстуры не помогали. Наконец болеть ему надоело, он придвинул к себе стол, и на чистом листке появились строчки:
(Чтение стихотворения «Грипп»)
Как вы думаете, какое лучшее средство от всех болезней?
3 Признайтесь, часто вставая утром в школу, вас посещает мысль: «Вот бы не ходить сегодня в школу». А в каком случае мама оставляет вас дома? Правильно, когда вы заболели. Послушайте стихотворение Михалкова «36 и 5».
Какие чувства испытывает герой стихотворения в конце? Почему?
Чего же никогда нельзя делать?
4 Очень известно стихотворение Михалкова «Про мимозу». Послушайте его.
Кого называет автор мимозой, почему?
5 Следующее стихотворение называется «Прогулка»
Чему учит это стихотворение?
Часто ли случаются у нас такие «прогулки»?
6 Михалков пишет не только веселые стихи, читая которые мы смеемся, но и грустные. Грусть – светлое чувство, его не нужно стыдиться, тем более, что жизнь дарит нам не только счастливые дни и годы, но и сталкивает с серьезными проблемами.
(Чтение стихотворения «Старый клоун»)
Чему можно поучиться у клоуна?
Это стихотворение написано о счастливом человеке. Да, он умирает. Но он не сломлен духовно, он горд, потому что честно прожил свою жизнь, которую отдал любимому делу – искусству.
Показ детьми рисунков по произведениям С. Михалкова
V С. Михалков – баснописец
Басня славится моралью
Не ленись, запоминай,
Всё чему она научит
Ты себе на ус мотай.
1 Чтение басни «Любитель книг»
Действительно ли герой басни является любителем книг, чтения?
Чем привлекают его книги?
Какова мораль этой басни?
2 Чтение басни «Когда везет»
Какова мораль этой басни?
Инсцениование басни.
Станция: «Поучительная»
«Заяц – симулянт».
Автор. Наступил Медведь Зайцу на мозоль.
Заяц. Ой, ой! Спасите! Умираю!
Медведь. Извини, пожалуйста! Я ведь нечаянно!
Заяц. Что мне от твоих извинений! Как я теперь прыгать буду?
Автор. Стал Медведь Зайцу лапу перевязывать.
Заяц. Ой! Ой! Я сейчас умру!
Автор. Стал Медведь лечить, поить, кормить Зайца. Утром только проснется, идет к Зайцу.
Медведь. Ну, как лапка? Заживает?
Заяц. Еще как болит. Вчера вроде лучше, а сегодня и встать совсем не могу.
Автор. Медведь уходит в лес, а Заяц скачет и песни поет.
Заяц. Мишка кормит, Мишка поит –
Ловко я его провел!
А меня не беспокоит
Ровным счетом ничего!
Автор. Обленился Заяц, стал капризничать.
Заяц. (к Медведю) Почему ты меня одной морковкой кормишь? Искалечил, а теперь голодом моришь: Хочу груш с медом!
Автор. Пошел Медведь за грушами. По дороге повстречал Лису.
Лиса. Куда ты, Миша, такой грустный?
Медведь. Да Зайцу мед и груши иду искать, покалечил я его, теперь вот кормить приходится.
Лиса. Не туда идешь. Тебе за врачом надо идти.
Медведь. Да где его взять?
Лиса. Так проводи меня к Зайцу, я его быстро на ноги поставлю.
Автор. Заходят в берлогу. Заяц сразу задрожал.
Лиса. Плохи его дела, Миша! Видишь, какой у него озноб. Заберу я его в больницу. Мы его с врачом волком быстро на ноги поставим.
(Заяц убегает). Вот он и здоров!
Медведь. Да, век живи, век учись!
VII Викторина «А что у вас?»
- 1 Когда и где родился С.В. Михалков?
- 2 Какие жанры использовал в литературном творчестве С.В. Михалков?
- 3 Сколько лет со дня рождения он отметил в этом году?
- (С. В. Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве.
- Стихи, рассказы, сказки, басни, пьесы, переводы, статьи, сценарии.
- 100 лет.)
- 5 В каком стихотворении ребята затеяли спор о профессиях мам?
- («А что у вас?»)
- 6 Какая фамилия была у Дяди Стёпы?
- (Степанов)
- 7 Какая температура была у героя одного из стихотворений?
- (36,5)
- 9 Доскажи словечко
- В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью.................. (каланча) - Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи, счастливые …………. (друзья)
- Кто, набив пирожным рот,
Говорит: А где………… (компот)
- Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой ……….. (качал)
- Мать сказала:
– Дверь закрой!
К нам летит пчелиный…… (рой) - 11 Из какого стихотворения эти строки?
Мы приехали на речку
Воскресенье провести
А свободного местечка
Возле речки не найти.
Это кто накрыт в кровати
Одеялами на вате?
Кто лежит на трех подушках
Перед столиком с едой
И, одевшись еле-еле,
Не убрав своей постели
Осторожно моет руки
Кипяченою водой? («Про Мимозу»)
Сто машин стоят, гудят –
С места тронуться хотят.
Три, четыре, пять минут
Им проезда не дают. («Дядя Степа – милиционер»)
12 Говорят –
Что ни пожелается –
Все всегда произойдет,
Все всегда сбывается.
Когда это бывает? (Под Новый год)
13 Я сегодня сбилась с ног, У меня пропал … Кто пропал у девочки? (щенок)
14 У меня печальный вид… Что болит у героя стихотворения? (голова)
VIII Подведение итогов
Талант Сергея Михалкова состоит в удивительной способности перевоплощаться в ребёнка. Поэт всегда вместе со своими маленькими героями. Он погружается в ребячью жизнь, участвует во всех детских затеях.
Более 60 лет работал С.В.Михалков в литературе. За это время созданы десятки книг стихов, прозы, статей. Они часто переиздаются, потому что есть острая потребность в них. Ведь этот замечательный человек прекрасно знал характер человека, он умел говорить на равных и с самыми маленькими, и со взрослыми. И недаром он награжден польским орденом Улыбки – единственный в мире международной наградой, которую присуждают дети. Но главная награда – это любовь к писателю его друзей, многомиллионной армии читателей его книг.
- «В мировой детской литературе есть сегодня хорошие книги, созданные на десятках разных языков. Есть книги-учителя, строгие и взыскательные. Есть книги-приятели. Есть книги-волшебники. Есть книги-солдаты. И каждая новая хорошая детская книга – это праздник для тысяч юных граждан планеты "Земля"».
С.В. Михалков
Так пусть и для нас каждая книга становится праздником. А чтобы этот праздник состоялся, что должны делать мы?
Наше сегодняшнее мероприятие завершается, но не заканчивается дружба с Сергеем Владимировичем Михалковым и с его книгами, которые согреты его добром, юмором.
В заключении послушайте стихотворение С. Михалкова «С нами смех!» пусть это стихотворение станет для вас жизненным девизом.
«Стих у Михалкова, то озорной, то насмешливый, неотразимо певуч
Лиричен, и в этом его главная сила.»
К. И. Чуковский
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сергей Владимирович Михалков (1913–2009) Поэт, драматург публицист, киносценарист, переводчик, общественный деятель
Сергей Михалков
Маленький Сережа Михалков
Михалков также писал сказки. Наиболее известны «Три поросенка» (1936) – переложение английской народной сказки . «Праздник непослушания» самая озорная и веселая сказка по которой даже поставлен мюзикл.
Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава —твоё достоянье на все времена! Припев : Славься, Отечество наше свободное, братских народов союз вековой, предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая —Хранимая Богом родная земля! Припев Широкий простор для мечты и для жизни грядущие нам открывают года. Нам силу даёт наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда Припев Михалков – автор текстов гимнов Советского Союза и России на музыку А.Александрова. Владимир Путин с автором слов Гимна Сергеем Михалковым в Кремле , 2002 год
Сергей Михалков называлось это стихотворение «Дорога» Первое стихотворение написано в 1928 году
Самые знаменитые стихи Михалкова про дядю Степу: В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин, По прозванью Каланча, По фамилии Степанов И по имени Степан, Из районных великанов Самый главный великан. Уважали дядю Стёпу За такую высоту. Шел с работы дядя Стёпа – Видно было за версту. Лихо мерили шаги Две огромные ноги: Сорок пятого размера Покупал он сапоги.
«Дядя Степа» «Дядя Степа - милиционер» «Дядя Степа и Егор» «Дядя Степа - ветеран»
Стихи разные нужны – стихи разные важны
«Заяц – симулянт». Автор. Наступил Медведь Зайцу на мозоль. Заяц. Ой, ой! Спасите! Умираю! Медведь. Извини, пожалуйста! Я ведь нечаянно! Заяц. Что мне от твоих извинений! Как я теперь прыгать буду? Автор. Стал Медведь Зайцу лапу перевязывать. Заяц. Ой! Ой! Я сейчас умру! Автор. Стал Медведь лечить, поить, кормить Зайца. Утром только проснется, идет к Зайцу. Медведь. Ну, как лапка? Заживает? Заяц. Еще как болит. Вчера вроде лучше, а сегодня и встать совсем не могу. Автор. Медведь уходит в лес, а Заяц скачет и песни поет.
Заяц. Мишка кормит, Мишка поит – Ловко я его провел! А меня не беспокоит Ровным счетом ничего! Автор. Обленился Заяц, стал капризничать. Заяц. (к Медведю) Почему ты меня одной морковкой кормишь? Искалечил, а теперь голодом моришь: Хочу груш с медом! Автор. Пошел Медведь за грушами. По дороге повстречал Лису. Лиса. Куда ты, Миша, такой грустный? Медведь. Да Зайцу мед и груши иду искать, покалечил я его, теперь вот кормить приходится. Лиса. Не туда идешь. Тебе за врачом надо идти. Медведь. Да где его взять? Лиса. Так проводи меня к Зайцу, я его быстро на ноги поставлю. Автор. Заходят в берлогу. Заяц сразу задрожал. Лиса. Плохи его дела, Миша! Видишь, какой у него озноб. Заберу я его в больницу. Мы его с врачом волком быстро на ноги поставим. (Заяц убегает). Вот он и здоров! Медведь. Да, век живи, век учись!
Литературная викторина Когда и где родился С.В. Михалков? Какие жанры использовал в литературном творчестве С.В. Михалков? Как называлось его первое стихотворение? Сколько лет со дня рождения он отметил в этом году? С. В. Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Стихи, рассказы, сказки, басни, пьесы, переводы, статьи, сценарии. «Дорога». 100 лет.
Литературная викторина В каком стихотворении ребята затеяли спор о профессиях мам? Из какого стихотворения эти строки? Ты в дальнюю дорогу Бери с собой друзей: Они тебе помогут, И с ними веселей. Кого ребята взяли с собой в дорогу? Какое предложение писал герой стихотворения "Чистописание"? К какому выводу он пришёл? Какая фамилия была у Дяди Стёпы? «А что у вас?» «Песенка друзей» Мы везем с собой кота, Чижика, собаку, Петьку-забияку, Обезьяну, попугая – Вот компания какая! "Даёт корова молоко". «Да, стать учёным не легко!» Степанов
Литературная викторина В каком классе учился мальчик, боявшийся прививок? Какая температура была у героя одного из стихотворений? Что за каша была во рту у Саши? Сколько человек сидело и стояло в трамвае № 10? Какое слово ненавидел герой одного из стихотворений? В первом. Тридцать шесть и пять. Каша из слов Сто пятнадцать человек. Спать.
Доскажи словечко В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин По прозванью.................. В одном переулке стояли дома. В одном из домов жил Упрямый.............. На прививку! Первый класс! Вы слыхали? Это нас! Почему я встал у стенки? У меня дрожат................... Мы едем, едем, едем В далекие края, Хорошие соседи, счастливые …………. Кто, набив пирожным рот, Говорит: А где ………… Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, Николай ногой ……….. Мать сказала: – Дверь закрой! К нам летит пчелиный …… каланча Фома коленки друзья компот? качал рой
Закончите строчку Я сегодня сбилась с ног У меня пропал …
Каким словом нужно закончить строчку стихотворения? Сверху солнышко печёт А внизу река течёт В этой речке утром рано Утонули два …
Как закончить это четверостишие? Тритесь губкой и мочалкой! Потерпите – не беда! И чернила и варенье Смоет мыло и ….
Какое слово нужно вставить в это стихотворение? Хозяйка однажды с базара пришла Хозяйка с базара домой принесла Картошку Капусту Морковку …………….. Петрушку и свёклу! ОХ!
Каким словом заканчивается четверостишие? В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин По прозванью ….
С нами смех Нам живется лучше всех, Потому что с нами - Смех! С ним нигде не расстаемся, Где б мы ни были - смеемся! Утром выглянем в окно, Дождик льет, а нам смешно! Если в школу путь лежит, Рядом с нами смех бежит. Наш отряд идет в поход - Смех от нас не отстает. С нами он в любой игре Дома, в школе, на дворе, На реке, в лесу и в поле, На катке и на футболе, Всюду с нами наш дружок - Смех-Смехунчик ! Смех-Смешок! Молодой, задорный Смех! Посмеяться ведь не грех?!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Пресс-конференция ,посвященная 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова" для учеников 4 класса
Задачи занятия: Образовательные: Повторить основные действия с натуральными числами. Познакомиться с деятельностью М. В. Ломоносова. Развивающие: Способствовать развитию коммуникативных компе...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО...
Внеклассное мероприятие "Северный Леонардо", посвященное 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
Представлены подробный план проведения мероприятия с презентация PowerPoint...
Урок, посвященный 100-летию со дня рождения С.В. Михалкова «Мы с детства знакомы…» в 5 – 6 классах
Материал по внеклассной работе учителям русского языка и литературы...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе, посвященное 75-летию со дня рождения В.С.Высоцкого
Литературно-музыкальная гостиная«Что там я , миллионы, точнее, народ, твои песни-знамёна по жизни несёт» Цель мероприятия:1.Проанализировать творчество В.С.Высоцкого, обозначить основные те...
Внеурочное мероприятие Литературный вечер, посвященный 110-летию со Дня рождения поэта, баснописца и общественного деятеля С.В.Михалкова
Данное внеурочное мероприятие направлено на детальное ознакомление с литературными произведениями известного детского поэта и баснописца Сергея Михалкова. При подготовке к литературному вечеру, ...
Внеклассное занятие«От детских стихов до гимна страны»,посвященное 110- летию со дня рождения С.В. Михалкова
Внеклассное мероприятие,посвященное 110- летию со дня рожденияС.В. Михалкова,«От детских стихов до гимна страны»...