Проект "Человек начинается с детства"
проект по музыке по теме
Педагогический проект по духовно - нравственному и социальному воспитанию дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.doc | 112.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Человек начинается с детства»
(проблемы духовно – нравственного и социально-эмоционального воспитания дошкольников)
Музыкальный руководитель
Плахутина Елена Викторовна
1. Актуальность проекта
К сожалению, в последнее время в жизни нашего общества материальные ценности стали преобладать над духовными интересами. Всё чаще и чаще человеком овладевают негативные чувства и эмоции, такие как грусть, злость, страх, равнодушие, тревожность. Печально осознавать, что защититься от таких негативных проявлений тяжелее всего детям. Только тогда ребёнок будет гармонично развиваться, когда будет учитываться согласованное развитие эмоциональной и интеллектуальной систем. Поэтому наряду с акцентом на интеллектуальное развитие необходимо уделить должное внимание духовно-нравственному воспитанию дошкольника. Духовно - нравственное становление детей есть важнейшая составляющая развития общества, государства; выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации «Об образовании» принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогического коллектива образовательных учреждений составляют основу такой политики.
2. Цель и задачи проекта.
Цель.
Способствовать духовно – нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через ознакомление с народным творчеством и традициями.
Помочь детям войти в сложный мир человеческих отношений, испытывая преимущественно положительные эмоции.
Задачи.
- изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме и определить основные направления работы;
- подобрать комплекс занятий. мероприятий, вечеров развлечений, праздников направленных на развитие духовно – нравственной и социально- эмоциональной сферы дошкольника;
- составить план взаимодействия с родителями в целях привлечения их в педагогический процесс.
- внедрить в практику учебно-воспитательного процесса разработанные мероприятия;
- проверить результативность педагогической деятельности и подвести итоги.
- Описание проекта.
Основная идея проекта заключается в том, что при правильной организации работы по духовно – нравственному и социально-эмоциональному воспитанию в ДОУ можно решить проблему вхождения ребёнка в реальный мир. В связи с этим возникает вопрос:
- Как спланировать досуг дошкольников для максимально успешного достижения поставленных целей?
Чтобы достичь ожидаемых результатов, в ходе работы над проектом необходимо учитывать роль предметно-развивающей среды, создание эмоционального настроя во время тематических музыкальных занятий и в ходе подготовке праздников и развлечений. Развитие социальных навыков и эмоций посредством театрализованной игры, формы и методы работы с родителями.
В соответствии с целями и задачами проекта можно определить его участников: дети, педагоги, родители. Проект рассчитан на 1 год и предназначен для детей 4-6-летнего возраста.
4. Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный.
-изучение методической литературы по теме;
- создание предметно – развивающей среды;
-изучение традиций, уклада и образа жизни семьи каждого ребёнка;
- анкетирование родителей;
-проведение обследования детей с целью выявления индивидуальных особенностей социально-эмоционального восприятия мира;
-планирование работы по духовно – нравственному и социально-эмоциональному воспитанию с учётом результатов обследования.
II. Практический.
-дать детям представление об истории возникновения календарных праздников страны;
- народных календарных праздников;
- привлекать детей к экологическим проблемам малой Родины.
- ПДД
-продолжать воспитывать желание познавать культуру Кубанского казачества.
-составление методических рекомендаций по работе над данной проблемой.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ.
- Участие в вечерах развлечений, утренниках, праздниках и других общих мероприятий;
- Отчет о реализации проекта на Совете педагогов (май)
- Составление методических рекомендаций по работе над данной проблемой.
Учебно – тематический план реализации проекта.
Мероприятия | Направление | Форма проведения | Дата проведения | Ответственные |
«День знаний» | социальное | тематическое муз. занятие | 03.09.2012г | Муз.рук. Плахутина Е.В |
«День работников дошкольного образования» | социальное, духовно - нравственное | Праздничный концерт | 27.09.2012г. | Муз.рук. Плахутина Е.В воспитатели. |
«Посвящение в казачата» | социальное, духовно - нравственное | развлечение | 05.10.2012г | Муз.рук. Плахутина Е.В воспитатель Масалова Е.В. |
«Казачья ярмарка» | социальное, духовно - нравственное | развлечение | 10.2012г | Муз.рук. Плахутина Е.В воспитатель Масалова Е.В. |
«Осенины» | экологическое | праздник | 10.2012г | Муз.рук. Плахутина Е.В воспитатель Дмитрук В.А. |
«День конституции» | социальное, духовно - нравственное | тематическое муз. занятие | 12.2012г. | Муз.рук. Плахутина Е.В |
«День матери» | социальное, духовно - нравственное | досуг, развлечение | 11.2012. | Муз.рук. Плахутина Е.В воспитатель Дмитрук В.А. Кротикова О.В. Масалова Е.В. |
Рождество Христово | духовно - нравственное | праздник | 01.2013г | Муз.рук. Плахутина Е.В Воспитатели: Дмитрук В.А. Кротикова О.В. Масалова Е.В. Жиброва С.В. |
Святки | социальное, духовно - нравственное | тематическое занятие | 01.2013г | Муз.рук. Плахутина Е.В |
«Флешмоб малышам» | ПДД | вечер развлечений | 01.2013г. | Муз.рук. Плахутина Е.В |
Наша Армия сильна» | социальное, духовно - нравственное | интегрированное занятия | 02.2013г | Муз.рук. Плахутина Е.В |
«Наши мамы» | социальное, духовно - нравственное | интегрированное занятия | 03.2013г. | Муз.рук. Плахутина Е.В |
«Встреча весны, Благовещенье» | социальное, духовно - нравственное | интегрированное занятия | 03.2013г. | Муз.рук. Плахутина Е.В |
«Пасха» | социальное, духовно - нравственное | тематическое занятие | 04.2013г | Муз.рук. Плахутина Е.В |
«Самые любимые» | социальное, духовно - нравственное | интегрированное занятия | 03.2013г | Муз.рук. Плахутина Е.В |
«Великие песни великой страны» | духовно - нравственное | музыкальная гостиная | 05.2013г | Муз.рук. Плахутина Е.В |
«Природы жалобная книга» | экологическое | развлечение | 08.2013г | Муз.рук. Плахутина Е.В. Дмитрук В.А. |
«Лесная аптека» | экологическое | развлечение | 08.2013г | Муз.рук. Плахутина Е.В Кротикова О.В. |
«Здравствуй лес» | экологическое | развлечение | 08.2013г | Муз.рук. Плахутина Е.В Жиброва С.В. |
«Яблочный спас» | социальное, духовно - нравственное | тематическое занятие | 08.2012 | Муз.рук. Плахутина Е.В |
«До свиданье лето» | социальное, | интегрированное занятие | 08.2013 | Муз.рук. Плахутина Е.В |
Связь с другими образовательными областями:
«Физическая культура» | развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности |
«Здоровье» | сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. |
«Коммуникация» | развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области народного творчества; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. |
«Познание» | расширение кругозора детей. |
«Социализация» | формирование представлений о народной культуре развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу |
«Труд» | Формирование трудовых умений и навыков, использование устного народного творчества и народного фольклора для воспитания трудолюбия, ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, |
«Художественное творчество» | развитие детского творчества, приобщение к различным видам народного искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия народной музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. |
«Чтение художественной литературы» | использование русских народных произведений, устного народного творчества с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений |
«Безопасность» | формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности |
Диагностика
Для получения необходимой педагогической информации об эффективности данного проекта была проведена психолого-педагогическая диагностика.
Цель диагностики: определение уровня музыкального развития ребенка и уровня состояния его психических процессов в ходе освоения проекта «Человек начинается с детства» (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).
На основе цели диагностики были определены объекты, критерии, показатели, уровни развития.
Методами диагностирования были выбраны наблюдение, опрос, беседа, диагностическое задание.
Диагностические задания и наблюдения проводились два раза в год – в начале года (октябрь) и в конце года (май), в форме занятий с подгруппой детей и в ходе общих музыкальных занятий. Опрос и беседа проводились в начале года (сентябрь) и в конце года (май) с целью выявления знаний о народной и православной культуре, светских праздников в рамках проекта у детей, родителей и педагогов детского сада.
В основу методики положена оценка освоенности ребенком музыкального репертуара (хороводных песен и игр) и развития психических и личностных качеств детей через совместную песенно-игровую деятельность.
Объекты диагностики музыкального развития (музыкальности):
- навыки «устного» пения,
-ритмическая согласованность движений с пением/музыкой,
-выразительность исполнения.
Объекты диагностики психических процессов:
- эмоциональность,
-социальная активность,
-уверенность в своих силах,
-внимание,
-память,
-творческое воображение.
Навыки «устного» пения – способность интонировать без музыкального сопровождения.
Ритмическая согласованность движения с пением/музыкой – способность координировать пение и движение, движение под музыку.
Выразительность исполнения – осмысленность содержания, его успешное воплощение в певческой и двигательной практике. Выразительность связана с мимикой, активностью пения, игрового и танцевального движения.
Эмоциональность - передача настроения, чувств в песенно-игровой и театрализованной деятельности, общее эмоциональное отношение к занятиям.
Социальная активность – коммуникативные навыки, общение со сверстниками и взрослыми.
Уверенность в своих силах – самооценка, место в сообществе сверстников (экстраверсия – интроверсия).
Внимание - способность не отвлекаться в процессе пения и движения, своевременно переключаться в танцевальных и игровых действиях.
Память-способность запоминать музыку и движения. В играх с пением проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная.
Творческое воображение - умение импровизировать на основе освоенных на занятиях движениях, а также придумывать собственные, оригинальные.
Критерии уровня развития ребенка
Объекты диагностики | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1. Навыки «устного» пения | Точно интонирует, самостоятельно находит тон, правильное спокойное дыхание, активная артикуляция. | Интонация неточная, начинает петь с помощью педагога, дыхание прерывистое, звукопроизношение затруднено. | «Гудошник», поет только с помощью педагога, артикуляция малоподвижная. |
2.Ритмическая согласованность движения с пением/музыкой | Поет и выполняет движения ритмично, в соответствии с темпом и характером. | Недостаточно ритмичен, не точно согласовывает движение с пением/музыкой. | Неритмичен, нет организованности, согласованности движений с пением (расторможен). |
3.Выразительность исполнения | Поет осмысленно, мимика, жесты, пластика выразительные. | Недостаточно осмысленное пение, маловыразительные жесты, мимика, пластика. | «Отсутствующее» выражение лица, нет характерных движений. Поет, не понимая смысла. |
4.Эмоциональность | Эмоции выражены сильно. | Эмоциональные проявления выражены средне. | Равнодушен, внешние проявления эмоциональности отсутствуют или слабо выражены. |
5.Социальная активность | Свободно общается, самостоятельно умеет довариваться со всеми. | Неохотно вступает в контакт, малоактивен, нуждается в помощи. | Не общается ни с кем, замкнут, нерешителен. |
6.Уверенность в своих силах | Положительная самооценка, всегда уверен в своих действиях. | Недостаточно уверен в себе, стесняется сверстников. | Неуверен, постоянно тревожен, порой агрессивен. |
7.Внимание | Выполняет все самостоятельно или понимает подсказку с полуслова. | Не все выполняет самостоятельно, нужно немного подсказывать. | Из-за рассеянного внимания затрудняется в выполнении движений. |
8.Память | Хорошо запоминает песни, движения, достаточно 2-3 показа. | Недостаточно хорошо запоминает, затрудняется самостоятельно исполнить. | Не запоминает, нужен постоянно показ, только совместное исполнение. |
9.Творческое воображение | Умеет импровизировать, создавать свой оригинальный образ в исполнении. | Импровизирует только на основе знакомых ране движений. | Не придумывает своего, повторяет по образцу. |
Для определения показателей развития музыкальности детей было составлено диагностическое задание, цель которого – определение уровня навыка «устного» пения (1), ритмической согласованности движения с пением (2), выразительности исполнения (3) и психических процессов, которые лежат в основе музыкального развития – эмоциональности(4) внимания(7), памяти(8), творческого воображения(9). В процессе выполнения задания с детьми (в небольших подгруппах по 3-4 человека) вначале вместе пропевались знакомые песни из текущего репертуара. Затем детям предлагалось «сыграть» любую из этих песен индивидуально, по одному. Особенности выполнения задания каждым ребенком фиксировались в протоколе.
Качественные проявления оценивались условными обозначениями:
- высокий уровень -3 балла,
- средний уровень-2 балла,
- низкий уровень-1балл.
Кроме того в протокол вносилась оценка уровня проявления характерологических особенностей ребенка – социальной активности(5) и уверенности в своих силах (6), зафиксированная воспитателем в ходе наблюдения за общением детей в процессе занятий кружка.
Таким образом, было составлено 2 протокола качественных показателей развития детей - в октябре и мае, и подсчитан средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии ребенка на протяжении данного периода в процессе освоения программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие в 5 -8 классах, посвященное 100-ю со дня рождения С.В. Михалкова «Все начинается с детства»
Конспект + презентация...
Контрольная работа по литературе на тему "Все начинается с детства"
Авторская разработка контрольной работы по литературе на тему "Все начинается с детства" (УМК Т.Ф. Курдюмовой, 6 класс). Вариант 1 рассчитан на слабых учеников, вариант 2 - на сильных....
Внеклассное мероприятие "Мир начинается с детства" для учащихся 5-6 классов
Возраст участников: 12 - 13 летЦель:1. Формирование правовой культуры учащихся. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.2. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою...
Внеклассное мероприятие «Мир Владислава Крапивина. Все начинается в детстве»
Развитие у учащихся интереса к художественной книге на основе создания атмосферы «семейного чтения», воспитания у младших школьников ответственности и заботливого отношения к их товарищам....
Презентация «Мир Владислава Крапивина. Все начинается в детстве»
Презентация «Мир Владислава Крапивина. Все начинается в детстве»...
Родительское собрание. «Доброта начинается с детства»
Цель: показать родителям необходимость воспитания у детей доброты с детского возраста.Предварительная работа: Провести анкетирование среди детей и родителей на тему:«Каким человеком т...
Родительское собрание Доброта начинается с детства.
Материалы к родительскому собранию...