Проект "Человек начинается с детства"
проект по музыке по теме

Педагогический проект по духовно - нравственному и социальному воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc112.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Человек начинается с детства»

(проблемы духовно – нравственного и социально-эмоционального воспитания дошкольников)

Музыкальный руководитель

Плахутина Елена Викторовна

                   1.   Актуальность проекта           

К сожалению, в последнее время в жизни нашего общества материальные ценности стали преобладать над духовными интересами. Всё чаще и чаще человеком овладевают негативные чувства и эмоции, такие как грусть, злость, страх, равнодушие, тревожность. Печально осознавать, что защититься от таких негативных проявлений тяжелее всего детям. Только тогда ребёнок будет гармонично развиваться, когда будет учитываться согласованное развитие эмоциональной и интеллектуальной систем. Поэтому наряду с акцентом на интеллектуальное развитие необходимо уделить должное внимание духовно-нравственному воспитанию дошкольника.         Духовно - нравственное становление детей есть важнейшая составляющая развития общества, государства; выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации  «Об образовании»  принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогического коллектива образовательных учреждений составляют основу такой политики.

2. Цель и задачи проекта.

        Цель.        

Способствовать духовно – нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через ознакомление с народным творчеством и традициями.

         Помочь детям войти в сложный мир человеческих отношений, испытывая преимущественно положительные эмоции.

        Задачи.

  • изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме и определить основные направления работы;
  • подобрать комплекс занятий. мероприятий, вечеров развлечений, праздников  направленных на  развитие духовно – нравственной и социально- эмоциональной сферы дошкольника;
  • составить план взаимодействия с родителями в целях привлечения  их в педагогический процесс.
  • внедрить в практику учебно-воспитательного процесса разработанные мероприятия;
  • проверить результативность педагогической деятельности и подвести итоги.
  1. Описание проекта.

     Основная идея проекта заключается в том, что при правильной организации работы по духовно – нравственному и  социально-эмоциональному воспитанию в ДОУ можно решить проблему вхождения ребёнка в реальный мир. В связи  с этим возникает вопрос:

- Как спланировать  досуг дошкольников  для максимально успешного достижения поставленных целей?

     Чтобы достичь ожидаемых результатов, в ходе работы над проектом необходимо учитывать роль предметно-развивающей среды, создание эмоционального настроя во время тематических музыкальных занятий и в ходе подготовке праздников и развлечений. Развитие социальных навыков и эмоций посредством театрализованной игры, формы и методы работы с родителями.

     В соответствии с целями и задачами проекта можно определить его участников: дети, педагоги, родители. Проект рассчитан на 1 год и предназначен для детей 4-6-летнего возраста.

4. Этапы реализации проекта.

I. Подготовительный.

-изучение методической литературы по теме;

- создание  предметно – развивающей среды;

-изучение традиций, уклада и образа жизни семьи каждого ребёнка;

- анкетирование родителей;

-проведение  обследования детей с целью выявления индивидуальных особенностей социально-эмоционального восприятия мира;

-планирование работы по духовно – нравственному и социально-эмоциональному воспитанию с учётом результатов обследования.

II. Практический.

-дать детям представление об истории возникновения календарных     праздников  страны;

- народных календарных праздников;

- привлекать детей к экологическим проблемам малой Родины.

- ПДД

-продолжать воспитывать желание познавать культуру Кубанского казачества.

     -составление методических рекомендаций по работе над данной проблемой.  

  ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ.

  • Участие в вечерах развлечений, утренниках, праздниках и других общих мероприятий;
  • Отчет о реализации проекта на Совете педагогов (май)

     - Составление методических рекомендаций по работе над данной   проблемой.  

       

  Учебно  – тематический план реализации проекта.

Мероприятия

Направление

Форма проведения

Дата проведения

Ответственные

«День знаний»

социальное

тематическое муз. занятие

03.09.2012г

Муз.рук.

Плахутина Е.В

«День работников дошкольного образования»

социальное, духовно - нравственное

Праздничный концерт

27.09.2012г.

Муз.рук.

Плахутина Е.В

воспитатели.

«Посвящение в казачата»

социальное, духовно - нравственное

развлечение

05.10.2012г

Муз.рук.

Плахутина Е.В

воспитатель

Масалова Е.В.

«Казачья ярмарка»

социальное, духовно - нравственное

развлечение

10.2012г

Муз.рук.

Плахутина Е.В

воспитатель

Масалова Е.В.

«Осенины»

экологическое

праздник

10.2012г

Муз.рук.

Плахутина Е.В

воспитатель

Дмитрук В.А.

«День конституции»

социальное, духовно - нравственное

тематическое муз. занятие

12.2012г.

Муз.рук.

Плахутина Е.В

«День матери»

социальное, духовно - нравственное

досуг, развлечение

11.2012.

Муз.рук.

Плахутина Е.В

воспитатель

Дмитрук В.А.

Кротикова О.В.

Масалова Е.В.

Рождество Христово

духовно - нравственное

праздник

01.2013г

Муз.рук.

Плахутина Е.В

Воспитатели: Дмитрук В.А.

Кротикова О.В.

Масалова Е.В.

Жиброва С.В.

Святки

социальное, духовно - нравственное

тематическое занятие

01.2013г

Муз.рук.

Плахутина Е.В

«Флешмоб малышам»

ПДД

вечер развлечений

01.2013г.

Муз.рук.

Плахутина Е.В

Наша Армия сильна»

социальное, духовно - нравственное

интегрированное

занятия

02.2013г

Муз.рук.

Плахутина Е.В

«Наши мамы»

социальное, духовно - нравственное

интегрированное

занятия

03.2013г.

Муз.рук.

Плахутина Е.В

«Встреча весны, Благовещенье»

социальное, духовно - нравственное

интегрированное

занятия

03.2013г.

Муз.рук.

Плахутина Е.В

«Пасха»

социальное, духовно - нравственное

тематическое занятие

04.2013г

Муз.рук.

Плахутина Е.В

«Самые любимые»

социальное, духовно - нравственное

интегрированное

занятия

03.2013г

Муз.рук.

Плахутина Е.В

«Великие песни великой страны»

духовно - нравственное

музыкальная гостиная

05.2013г

Муз.рук.

Плахутина Е.В

«Природы жалобная книга»

экологическое

развлечение

08.2013г

Муз.рук.

Плахутина Е.В.

Дмитрук В.А.

«Лесная аптека»

экологическое

развлечение

08.2013г

Муз.рук.

Плахутина Е.В

Кротикова О.В.

«Здравствуй лес»

экологическое

развлечение

08.2013г

Муз.рук.

Плахутина Е.В

Жиброва С.В.

«Яблочный спас»

социальное, духовно - нравственное

тематическое занятие

08.2012

Муз.рук.

Плахутина Е.В

«До свиданье лето»

социальное,

интегрированное занятие

08.2013

Муз.рук.

Плахутина Е.В

Связь с другими образовательными областями:

 

«Физическая культура»

развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности

«Здоровье»

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.

«Коммуникация»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области народного творчества; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. 

«Познание»

расширение кругозора детей.

«Социализация»

формирование представлений о народной культуре развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Труд»

Формирование трудовых умений  и навыков, использование устного народного творчества и народного фольклора  для  воспитания трудолюбия, ценностного отношения к собственному труду, труду  других людей и его результатам,

«Художественное творчество»

развитие детского творчества, приобщение к различным видам народного искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия народной музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

«Чтение художественной литературы»

использование русских народных произведений, устного народного творчества с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений

«Безопасность»

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности

Диагностика

Для получения необходимой педагогической информации об эффективности данного проекта была проведена психолого-педагогическая диагностика.

Цель диагностики: определение уровня музыкального развития ребенка  и уровня состояния его психических процессов в ходе освоения проекта «Человек начинается с детства»  (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).

На основе цели диагностики были определены объекты, критерии, показатели, уровни развития.

Методами диагностирования были выбраны наблюдение, опрос, беседа, диагностическое задание.

Диагностические задания и наблюдения проводились два раза в год – в начале года (октябрь)  и в конце года (май), в форме занятий с подгруппой детей и  в ходе общих музыкальных занятий. Опрос и беседа проводились в начале года (сентябрь) и в конце года (май) с целью выявления знаний о народной и православной культуре, светских праздников в рамках проекта у детей, родителей и педагогов детского сада.

 В основу методики положена оценка освоенности ребенком музыкального репертуара (хороводных песен и игр) и развития  психических и личностных качеств детей через совместную песенно-игровую деятельность.

Объекты диагностики музыкального развития (музыкальности):

- навыки «устного» пения,

-ритмическая согласованность движений с пением/музыкой,

-выразительность исполнения.

Объекты диагностики психических процессов:

- эмоциональность,

-социальная активность,

-уверенность в своих силах,

-внимание,

-память,

-творческое воображение.

Навыки «устного» пения – способность интонировать без музыкального сопровождения.

Ритмическая согласованность движения с пением/музыкой – способность координировать пение и движение, движение под музыку.

Выразительность исполнения – осмысленность содержания, его успешное воплощение в певческой и двигательной практике. Выразительность связана с мимикой, активностью пения,  игрового и танцевального движения.

Эмоциональность - передача настроения, чувств в песенно-игровой  и театрализованной деятельности, общее эмоциональное отношение к занятиям.  

Социальная активность – коммуникативные навыки, общение со сверстниками и взрослыми.

Уверенность в своих силах – самооценка, место в сообществе сверстников (экстраверсия – интроверсия).

Внимание - способность не отвлекаться в процессе пения и движения, своевременно переключаться в танцевальных и игровых действиях.

Память-способность запоминать музыку и движения. В играх с пением проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная.

 Творческое воображение - умение импровизировать на основе освоенных на занятиях движениях, а также придумывать собственные, оригинальные.

Критерии уровня развития ребенка

Объекты диагностики

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень


1. Навыки «устного» пения

Точно интонирует, самостоятельно находит тон, правильное спокойное дыхание, активная артикуляция.

Интонация неточная, начинает петь с помощью педагога, дыхание прерывистое, звукопроизношение затруднено.


«Гудошник», поет только с помощью педагога, артикуляция малоподвижная.

2.Ритмическая согласованность движения с пением/музыкой


Поет и выполняет движения ритмично, в соответствии с темпом и характером.


Недостаточно ритмичен, не точно согласовывает движение с пением/музыкой.


Неритмичен, нет организованности, согласованности движений с пением (расторможен).


3.Выразительность

исполнения


Поет осмысленно, мимика, жесты, пластика  выразительные.

Недостаточно осмысленное пение, маловыразительные жесты, мимика, пластика.

«Отсутствующее» выражение лица, нет характерных движений. Поет, не понимая смысла.


4.Эмоциональность


Эмоции выражены сильно.


Эмоциональные проявления выражены средне.

Равнодушен, внешние проявления эмоциональности отсутствуют или слабо выражены.

5.Социальная активность

Свободно общается, самостоятельно умеет довариваться со всеми.

Неохотно вступает в контакт, малоактивен, нуждается в помощи.


Не общается ни с кем, замкнут, нерешителен.

6.Уверенность в своих силах

Положительная самооценка, всегда уверен в своих действиях.

Недостаточно уверен в себе, стесняется сверстников.

Неуверен, постоянно тревожен, порой агрессивен.


7.Внимание

Выполняет все самостоятельно или понимает подсказку с полуслова.

Не все выполняет самостоятельно, нужно немного подсказывать.

Из-за рассеянного внимания затрудняется в выполнении движений.


8.Память

Хорошо запоминает песни, движения, достаточно  2-3 показа.

Недостаточно хорошо запоминает, затрудняется самостоятельно исполнить.


Не запоминает, нужен постоянно показ, только совместное исполнение.

9.Творческое воображение

Умеет импровизировать, создавать свой оригинальный образ в исполнении.


Импровизирует только на основе знакомых ране движений.


Не придумывает своего, повторяет по образцу.

Для определения показателей развития музыкальности детей было составлено диагностическое задание, цель которого – определение уровня навыка «устного» пения (1), ритмической согласованности движения с пением (2), выразительности исполнения (3) и психических процессов, которые лежат в основе музыкального развития – эмоциональности(4) внимания(7), памяти(8), творческого воображения(9). В процессе выполнения задания с детьми (в небольших подгруппах по 3-4 человека) вначале вместе пропевались знакомые песни из текущего репертуара. Затем детям предлагалось «сыграть» любую из этих песен индивидуально, по  одному. Особенности выполнения задания каждым ребенком фиксировались в протоколе.

Качественные проявления оценивались условными обозначениями:

  • высокий уровень -3 балла,
  • средний уровень-2 балла,
  • низкий уровень-1балл.

Кроме того в протокол вносилась оценка уровня проявления характерологических особенностей ребенка – социальной активности(5) и  уверенности в своих силах (6), зафиксированная воспитателем в ходе наблюдения за общением детей в процессе занятий кружка.

Таким образом, было составлено 2 протокола  качественных показателей развития детей  - в октябре и мае, и подсчитан средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии ребенка на протяжении данного периода в процессе освоения программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по литературе на тему "Все начинается с детства"

Авторская разработка контрольной работы по литературе на тему "Все начинается с детства" (УМК Т.Ф. Курдюмовой, 6 класс). Вариант 1 рассчитан на слабых учеников, вариант 2 - на сильных....

Внеклассное мероприятие "Мир начинается с детства" для учащихся 5-6 классов

Возраст участников: 12 - 13 летЦель:1. Формирование правовой культуры учащихся. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.2. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою...

Внеклассное мероприятие «Мир Владислава Крапивина. Все начинается в детстве»

Развитие у учащихся интереса к художественной книге на основе создания атмосферы «семейного чтения», воспитания у младших  школьников ответственности и заботливого отношения к их товарищам....

Презентация «Мир Владислава Крапивина. Все начинается в детстве»

Презентация «Мир Владислава Крапивина. Все начинается в детстве»...

Родительское собрание. «Доброта начинается с детства»

Цель: показать родителям необходимость  воспитания у детей доброты с детского возраста.Предварительная работа: Провести анкетирование среди детей и родителей на тему:«Каким человеком т...

Родительское собрание Доброта начинается с детства.

Материалы к родительскому собранию...