Открытое мероприятие ««Чти отца своего и мать свою…»
план-конспект

Дряева Дарья Александровна

 (по рассказу В. Осеевой «Бабка»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_meropriyatie_chti_ottsa_svoego_i_mat_svoyu.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие ««Чти отца своего и мать свою…»

(по рассказу В. Осеевой «Бабка»)

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Учитель:

- Здравствуйте, ребята. Здороваться – это желать здоровья! Я желаю вам отличного здоровья, чтобы мы могли дружно общаться на интересные темы. Но сначала, чтобы стало нам всем еще уютнее, совсем как дома, давайте зажжем свечу.

( учитель, зажигает свечу, и обносит внутри круга детей, поднося к каждому)

- Посмотрите на огонёк свечи, протяните к нему ладошки. Что вы чувствуете? (Тепло)

- Тепло от огонька согревает руки, а что может согреть душу человека? (Любовь, внимание, забота, доброта)

- «Доброта – это солнце, которое согревает душу. Всё хорошее в человеке от солнца, а всё лучшее в жизни от человека и его доброты. (М.Пришвин)

Покажите, где душа у человека (дети показывают). Она внутри нас, там, где сердце, поэтому, когда мы говорим: «От всей души», то прикладывает ладонь к груди.

- У меня к вам просьба: положите ладонь на место, где может быть душа у человека, т.е. на грудь, улыбнитесь друг другу обязательно от души. Когда вы улыбаетесь, у вас очень добрые лица.

- Доброта не только может согреть душу человека, она способна творить чудеса.

Сегодня мы будем добрыми волшебниками и попробуем совершить чудо!

Главное наше волшебство будет доброта наших сердец!

Вы готовы творить добро? Тогда пройдите на свои рабочие места, для свершенья новых добрых дел.

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Учитель:

- Ребята, я хочу рассказать вам о моей бабушке. Ее зовут Вера  Ивановна. Это не просто родной и любимый человек, она моя поддержка и опора. Бабушка заботится обо мне всю жизнь, с самого детства я помню ее голос, рассказывающий сказки, добрый смех, морщинки вокруг глаз, постоянные хлопоты о моем здоровье. Несмотря на то, что я уже совсем взрослая,  бабушка ждет меня в любой день, она всегда готова накормить меня вкусным борщом и ароматными пирогами. Я горжусь честностью, добротой и трудолюбием бабушки, что бы ни произошло, она прибирает дом, готовит вкусный обед и продолжает заботиться обо всех нас. Моя бабушка – моя опора в жизни!

- Ребята, а у вас есть бабушки? Как вы к ним относитесь?

(Ответы ребят)

-Скажите, а что такое уважение?

- О чем мы сегодня будем говорить?

- «Чти отца своего и мать свою» - этой строкой из библейских заповедей мы назовем сегодняшний урок. Рассказ Валентины Осеевой «Бабка», который вы прочли, - это рассказ о болезни общества, в котором мы живем. В наше непростое время, когда попираются вечные ценности, когда черное признается белым, а белое очерняется, святое почитание родителей и старших, исконно отличавшее Русь, стало величайшей редкостью. 

      (на слайде) «Старшего уважай, умному подражай», «Кто не уважает старшего, тому неведомо уважение», «Старых почитай, младых поучай», «Не смейся над старым, сам будешь стар» - не счесть пословиц и поговорок, свидетельствующих о традиции уважать старших.

Мы услышали пословицы об уважении к старшим – любым, даже совершенно посторонним. В Древней Руси приучали именно к этому: не различать, нравится человек, не нравится, знакомый он или нет – он старший и точка. И тем более трепетным было отношение к родителям, как к святым. На протяжении долгих веков сохранялась эта святая традиция – в крестьянской среде за стол не садились без отца-кормильца, родители почитались домашними богами. Дворянство от крестьян не отставало. Известен случай, когда видный и могущественный политический деятель Михаил Михайлович Сперанский прервал беседу с Николаем I, чтобы встретить приехавшую к нему из деревни старую мать-крестьянку. При вельможах и императоре он бросился ей в ноги и просил благословения.

  1. РАБОТА С ТЕКСТОМ

Сегодня традиция почитания старших практически забыта. Об этой проблеме  - честно и просто -  и рассказала нам Валентина Осеева в рассказе «Бабка».

Анализ произведения

1) - Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? Как у Вас на душе? (очень грустно, нам жалко бабушку)

2) - Как в семье называли бабушку? (бабка, старушенция, старая)

3) - Заслужила ли она к себе такое обращение? (нет) Почему? (потому что она заботилась обо всех, любила)

4) - Тогда почему к ней так относились? (не ценили её). Зачитайте, как друг Борьки обратился к бабушке. (уважительно) Почему? (ему привили уважительное отношение к старшим)

- Что рассказал Борьке товарищ о своей бабушке? (в семье принято уважительное отношение)

- Сравните отношения к бабушкам в двух семьях.

- А у вас в семье? (приводят примеры отношения к старшим в их семьях)

- Как вы обращаетесь к своим бабушкам?

5) - При всём неуважении к бабушке членов семьи, чем она им отвечала? (добром)

- Почему она раздражала всех? (гремела, шлёпала…)

- Почему всё делать тихо, осторожно у неё не получалось? (потому что она была уже старенькая)

6) – Какими словами она им отвечала? (поговорки, прибаутки) Кто запомнил? Найдите в тексте.

- Тёмный человек глух и нем.

- От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает.

- Трудней всего 3 вещи в жизни: богу молиться, долги платить да родителей кормить.

- Обидеть, что ударить, приласкать - надо слова искать.

- Не я учу – жизнь учит.

- По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно прочитать.

7) – Почему Борька покраснел, когда сказал товарищу, что бабку никто в доме не обижает? (он обманул)

8) – Бабушка умерла, оставив «богатство» в заветной шкатулке. Так ли это? (она оставила подарки для каждого члена семьи на память)

Что бабушка спрятала в шкатулке? ( чтение учителем отрывка со слов «Шкатулку открыли…» до «Внуку моему Б.»)

- Почему Борька так расстроился, увидев содержимое шкатулки? (Он понял, что бабушка, преданно и трогательно его любившая, заслуживала ответной любви, заботы и теплоты, которых она так мало получала)

А теперь бабушка умерла тихо, как будто боялась опять побеспокоить самых дорогих сердцу людей, будто боялась опять что-то сделать не так. Умерла – и ничего нельзя вернуть и испрвить.

- Кто больше всех переживал эту утрату? (Борька)

10) – Почему, когда Борька вернулся домой, колени его были в свежей глине? (он был на кладбище и просил прощение у бабушки)

- Что понял Борька? (что виноват перед бабушкой)

«Что имеем не храним, потерявши плачем». Попробуем объяснить смысл этого высказывания.

Есть у Марины Цветаевой такие простые слова: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими»

  1. РАБОТА В ГРУППАХ

Видеоролик о семье

Учитель:

- На чем должна держаться крепкая, счастливая семья?

( На взаимной любви, взаимном уважении, взаимопонимании и поддержке.)

- Ребята, я предлагаю  вам поработать в группах.

Вам необходимо составить Устав вашей семьи, в котором надо записать основные заповеди семейной жизни.

СЕМЕЙНЫЕ ЗАПОВЕДИ.

  1. В семье должны царить мир, согласие, уважение и любовь ко всем членам семьи.
  2. Так же каждый член семьи должен уважать близких и просто окружающих людей.
  3. Младшие подчиняются старшим. Но старшие не злоупотребляют этим правом.
  4. Каждый член семьи должен заботиться о других: родителях, братьях и сестрах, бабушках и дедушках.
  5. Дети должны почитать родителей.
  6. Ладить между собой и старшим поколением.
  7. В семье должны быть привиты навыки трудолюбия
  8. Семья бережёт и защищает интересы своих членов семьи.
  9. Сохраняйте доверие.
  10. Семья – это частная республика. Всё должно делаться сообща.
  11. Говори обо всём. Речь – золото. Молчание – свинец.
  12. . Будь добрым примером для своих членов семьи

5.ИТОГ УРОКА

Учитель:        

      В заключении мне хочется сказать, что самое дорогое в жизни человека – семья. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы. Весь наш мир проходит в семье, пусть он будет красочным, интересным и светлым.

Мне кажется, у нас с вами получился теплый, душевный разговор. Мы понимали друг друга с полуслова. А почему?

(ответы)

Учитель:        

Представьте, что каждый из нас – это цветы. Прикрепите цветы, которые лежат на ваших партах, на доску как можно ближе друг к другу.

- Что у нас получилось? (Букет)

Нет, еще не букет. ( учитель прикрепляет стебли и ленту, их связывающую)

Вот теперь – букет. Почему? (Они связаны между собой)

Так и людей в семье и любом количестве должны связывать любовь и уважение. Тогда и семья, и любой коллектив будет крепкими, дружными и красивыми, как цветы в этом  букете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час по теме: "Нет выше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя"

Разработка открытого классного часа для учащихся 11 классов по теме "Нет выше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя" (Православие)...

Своя игра - открытое мероприятие по химии для уч 10 класса

Урок-викторина, состоит из трех туров: первые два тура - по 25 вопросов, третий тур (заключительный) - конкурс победителей....

открытое мероприятие " Своими видел я глазами....."

. Великая Отечественная война самая страшная в истории человечества. Война, втянувшая 61 государство, 110 миллионов солдат. Сделала миллионы калеками, 55 миллионов уничтожила – половина из них граждан...

Презентация к открытому мероприятию по технологии "Своя игра"

Презентация к уроку или мероприятию по технологии в виде телевизионной игры "Своя игра" Туда включены вопросы по разделам: Машиноведение, материаловедение, кулинария, черчение, профессии, те...

Занятие Заповедь Чти отца твоего и мать твою

Азбука православной культуры...