открытое мероприятие " Своими видел я глазами....."
методическая разработка (8 класс) по теме
. Великая Отечественная война самая страшная в истории человечества. Война, втянувшая 61 государство, 110 миллионов солдат. Сделала миллионы калеками, 55 миллионов уничтожила – половина из них граждане бывшего Советского Союза. 1418 дней и ночей длилась война, гибли сыновья, дочери, братья, сёстры, мужья, жёны. Каждый четвёртый погибший – РЕБЁНОК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_3.docx | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Ведущий – учитель. Великая Отечественная война самая страшная в истории человечества. Война, втянувшая 61 государство, 110 миллионов солдат. Сделала миллионы калеками, 55 миллионов уничтожила – половина из них граждане бывшего Советского Союза. 1418 дней и ночей длилась война, гибли сыновья, дочери, братья, сёстры, мужья, жёны. Каждый четвёртый погибший – РЕБЁНОК. Война – это горе. Война – это слёзы. Война – это смерть! Война и юность…. Война и матери… и вдовы… Но самое страшное, самое бесчеловечное – это ВОЙНА и ДЕТИ. Дети за колючей проволокой. Без имени. Без матери. С застывшим страхом в глазах. Дети – доноры. Дети - изгои. «Седые дети» войны…
1 ведущий. Все дальше мы уходим от войны. От раскатов, вздыбивших землю, от огня и черного дыма пожарищ. От скорбных лиц матерей и плача обездоленных детей.
2 ведущий. Все меньше на Земле тех, кто завоевал Священную Победу. И рассветы кажутся не такими яркими, и тишина не столь спокойная и долгожданная. Это закономерно и понятно –69 лет на нашей земле мир.
1 ведущий. Умеем ли мы беречь его? Задумываемся ли о его бесценности и беззащитности? Скорбим ли до сих пор о невероятных потерях, о тех мужественных героях, что «смерть попрали смертию своей»? Или нам выгодно не помнить страшную правду о прошлой трагедии?
2 ведущий. Нет. Нам нужна Память. Пусть она будоражит умы, пусть она леденит наши сердца. Именно она, Память, заставляет нас оглянуться: так ли мы живем? Именно она, Память, встанет на пути новой кровавой бойни и не допустит порваться связи поколений…
1 ведущий. По праву ПАМЯТИ мы сегодня склоняем головы перед мужеством и стойкостью ветеранов Великой Отечественной войны.
2 ведущий. Перед генералами и рядовыми, танкистами и пехотинцами, лётчиками и артиллеристами, матросами и связистами, медсёстрами и санитарами.
1 ведущий. Мы чтим мужество жителей блокадного Ленинграда. Преклоняемся перед взрослыми и подростками, ковавшими победу в тылу. Скорбим вместе с матерями и вдовами погибших.
2 ведущий. Мы помним о замученных в фашистских концлагерях и низко склоняем головы перед бывшими малолетними узниками фашизма, чьё детство унесла война.
1 ведущий. 11 апреля 1945 года записано в книгу истории как Международный день освобождения узников концлагерей. Вспомним о тех , кто был замучен в застенках.
Даже сейчас, спустя десятки лет, не удалось залечить всех ран, причинённых войной. Трудно осознать, что творили фашисты в лагерях смерти.
(Звучит песния «Бухенвальдский набат» Музыка В. Мурадели, слова А. Соболева).
Выходят по очереди участники.
1 ученик. Дахау – первый концлагерь в фашистской Германии. Был создан в марте 1933 года на окраине города Дахау в 17 км от Мюнхена. Всего за время существования лагеря в нём находилось в заключении 250 тысяч человек из 24 стран. Около 70 тысяч там были зверски замучены или убиты. 140 тысяч переведены в другие концлагеря, 30 тысяч дожили до освобождения. В Дахау проводились преступные «медицинские опыты» над людьми.
2 ученик. Саласпилс. Железнодорожная станция на линии Рига – Огре в Латвии. Вблизи этой станции в годы Великой Отечественной войны фашистами был устроен концентрационный лагерь, в котором было уничтожено более 100 тысяч человек.
3 ученик. Майданек. Предместье города Люблин (Польша). Осень 1941 года здесь был создан один из немецко – фашистских лагерей массового уничтожения людей. В Майданеке было истреблено около 1500 тысяч человек. Печи крематория на Майданеке называли «фабрикой смерти». Майданек был уничтожен в 1944 году советскими войсками.
4 ученик. Освенцим. Этот концлагерь называли комбинатом смерти. Освенцим был создан в 1939 году по приказу Гитлера. Он состоял из лагерей: Аушвиц, Биркенау , Моновице, Годешау, Явишовиц, Нейдах, Блехамео и других. Здесь постоянно содержались от 180 до 250 тысяч заключённых из разных стран мира. В Освенциме омертвили в газовых камерах , голодом, расстреляли свыше 4 миллионов советских граждан и жителей других стран Европы.
Чтец. Думал я – горе притихнет годами,
Боль отойдёт, зарубцуется память.
Но хоть промчались вёсны и зимы,
Воспоминания невыносимы.
Нет, не забыл я годину лихую.
Боль не иссякла. Молчать не могу я.
У миллионов людей на планете
Ждут матерей не вернувшихся дети.
Был я недавно в Освенциме, мама.
След твой найти я пытался упрямо.
Звал тебя, жаждой терзаемый жгучей,
Звал среди проволоки колючей.
Все обошёл я бараки в печали,
Только лишь ветры на зов отвечали.
Рамы оконные заледенели,
Жёсткие нары давно опустели.
В карцер спустился я – тихо и голо,
Стужей несло от цементного пола.
Только наручники в склепе остались.
Может, они в твои руки впивались?
Лучше бы сердце того не узнало,
Что о мученьях твоих рассказала
В лагере том полонянка былая,
Мать, в сновиденьях вижу тебя я.
Номер – клеймо на руке узловатой.
Сердце прожёг мне тот номер проклятый.
В стужу остригли тебя душегубы
Наголо. Бранью осыпали грубой.
В заметь, в январскую ночь ледяную
Вывели в лёгкой рубашке, босую.
Как издевались они над тобою!
Шла ты, седая, под градом побоев
По снегу шла, как по углям, шатаясь,
Падая наземь, опять поднимаясь…..
Мама, судьбу твою горькую зная,
Не отыскал я тебя, дорогая.
Ты в этом море всего лишь слезинка,
В этой пустыне всего лишь песчинка.
2 ведущий. Когда освобождали концлагеря, то солдаты увидели огромные тюки с женскими волосами. Гитлеровцы снимали их с голов своих жертв перед уничтожением. Они использовали женский волос в промышленном производстве - перерабатывали в войлок и пряжу, из которых вязали носки для подводников и железнодорожников.
Стихотворение «Женские волосы»
Чтец. Женские волосы жуткой горою
В лагере высились передо мною.
Светлые, тёмные и огневые,
Чёрные, с примесью пепла, седые.
Детские, словно ленок золотистый,
Люди! Запомните все, что фашисты,
Золотом тем набивали матрасы,
Это вовек не должно забываться.
Где – то скрываются, живы доселе
Звери, что спали на этой постели.
Как на волнах, на слезах отдыхали,
Совесть их ночью будила едва ли….
Я из барака, из мрака на волю
Вышел, шатаясь от гнева и боли.
Сердце сыновнее в траур одето.
Мать окликал я. И без ответа.
Долго ходил я по скорбным тропинкам,
Может, золы невесомой пылинкой
В глаз ты попала, в слезу превратилась,
И по щеке моей тихо скатилась?
Может быть, стала ты розою алой,
Той, что из пепла родясь, полыхала,
Не увядая и не облетая,
Жаркою кровью твоей налитая.
Сколько цветов, что растоптаны были
Здесь на плацу, среди лагерной пыли!
Сколько вас, павших на этой планете!
Матери! Вас дожидаются дети.
Ведущий. Среди заключённых в лагерях были и дети. Они напоминали подбитых птенцов. В глазах испуг. Маленькие старички.
Чтец. Ни месяца, ни звёзд,
Черна, аморфна ночь,
Лишь ржанка в темноте
Птенцов зовёт
Да тёплый дождь идёт, идёт…
– Земля, о чём ты плачешь?
Дай ответ!
– По детям плачу я,
По тем, которых нет.
Нет покоя моей планете,
Пока слышен на ней
Детский крик!
Чтец. Их заставляли работать по 15 – 20 часов – на лямках возить гружённые разным грузом повозки. Часто приходилось возить трупы. А когда выбивались из сил, их раздевали догола и обливали холодной водой, били палками.
1 ведущий. Детей, родившихся в лагере, эсэсовцы отбирали у матерей и умертвляли. При выявлении беременности у прибывших женщин вызывали преждевременные роды. В случае сопротивления направляли в газовую камеру.
2 ведущий. В Польше в городе Лодзь есть памятник: огромное разорванное материнское сердце. В годы войны в одном из мрачных кварталов этого города устроили детский концлагерь. Тут малышей готовили для отправки в лагеря уничтожения общего типа, в частности в Освенцим. Не все дети задушены там в газовых камерах, многие погибли здесь от болезней, голода и побоев.
1 ведущий. Наверное, не только материнское сердце – само небо разрывалось над этим предместьем… Что есть у матерей дороже их детей?
Муса Джалиль
ВАРВАРСТВО |
Они с детьми погнали матерей |
2 ведущий. Но необязательно ехать в Польшу, чтобы узнать, как вооружённые фашисткой идеологией палачи уничтожали детей.
1 ведущий. Кавказ. Прекрасный тихий уголок Теберда. Эти места называют второй Швейцарией: белеют стволы берёз, со всех сторон высокие горы, покрытые шапкой вечных снегов. Здесь находился санаторий для детей, больных костным туберкулёзом. Когда немцы подошли к Теберде, работники санатория поняли, что детей необходимо эвакуировать. Всех детей вывезти не удалось.
2 ведущий. Тем, кто остался в Теберде, досталось горя ещё больше. В первую очередь гитлеровцы забрали ключи от склада и установили рацион: три картофелины. Бывало, беспомощные дети ползали по траве, пытаясь разыскать что – то съедобное.
1 ведущий. 11 ноября 1942 года кровавое гестапо согнало 287 жителей к Лысой горе и всем приказали встать на колени у края свежей ямы. Грудных и малолетних детей женщины держали на руках. Их расстреливали три с половиной часа . После того, как огромный ров засыпали, земля ещё долго шевелилась.
2 ведущий. 22 декабря 1942 года газом были уничтожены 54 ребёнка детского санатория.
Чтец. Мы с мамой шли. И под самый вечер,
В ущелье, здесь, у нижней Теберды
Шагнула нам знакомая на встречу
И показала чёрный след беды….
Лежали в яме маленькие дети,
Убитые руками палачей.
Рыдало небо, беркут, горы эти,
Как сотни безутешных матерей.
1 ведущий. Уничтожено 214 детей в городе Ейск.
2 ведущий. В Латвии гитлеровцы уничтожили 35476 детей.
Чтец: - Откройте, я это стучу,
Стучу у каждого крыльца,
Невидима для ваших глаз:
Нельзя увидеть мертвеца.
Я в Саласпилсе умерла,
Года прошли, года пройдут.
Мне было пять и нынче пять –
Ведь дети мёртвые не растут.
Огонь мне волосы спалил
Потом глаза заволокло,
И горстью пепла стала я,
И пепел ветром унесло…
Прошу Вас, но не для себя,
Не нужен мне ни хлеб, ни рис,
Не может даже сахар есть
Ребёнок, что сгорел, как лист,
Поставьте подпись, я прошу,
Прошу Вас люди всей Земли,
Чтоб сахар есть они могла.
(Звучит Песня «Саласпилс»).
Чтец. – И я имею право обвинить
За то, что не могу я жить
И что цветы цветут не для меня –
Меня сковала холодом земля,
Мне руки палачей сдавили грудь…
А я б хотела в небо заглянуть,
Хотела б звёзды посчитать
И быть любимой,
Но тяжек груз земли родимой.
Крупинка я замученных детей.
Я – только в памяти людей.
Я обвиняю Насилие! Зло!
Жестокость любых мастей!
И взрослых виню я.
Да, взрослых!
За то, что не сберегли детей!
1 ведущий. В концлагерях было уничтожено 2,5 миллиона детей.
(Выступление бывших малолетних узников фашистских концлагерей)
Чтец. Дети войны – и веет холодом.
Дети войны – и пахнет голодом.
Дети войны – и дыбом волосы:
На челках детских…седые полосы.
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами, –
В Дахау, Лидице или в Освенциме?!
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали!
Дети войны – и боль отчаянна!
О! Сколько надо им минут молчания…
2 ведущий. Что есть у матерей, дороже детей? Что есть дороже у любого народа? У любой матери, любого отца? А кто сосчитает сколько детей убила война, которая убивает дважды. Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир.
Чтец. Не рождён, не рождён в сорок первом,
Не рождён, не рождён в сорок третьем,
Не рождён, не рождён в сорок пятом,
Не кричат не рождённые дети.
Нет ни плит, нет ни ветров над вами,
Нет ни солнечных дней, ни туманных
Нужно тело, чтоб вспыхнуло пламя
Нужно имя, чтоб стать безымянным.
Чтоб письмо в треугольном конверте
Чтобы слёзы тяжёлые стыли.
Нужно жить хоть минуту для смерти,
Ну а вы и того не прожили.
Не рождён, не рождён в сорок первом,
Не рождён, не рождён в сорок третьем,
Не рождён, не рождён в сорок пятом,
Вечная память этим ребятам.
Минута молчания.
(Звучит запись третьего куплета песни «Бухенвалъдский набат»)
1 ведущий. В преддверии знаменательного праздника Дня Победы мы хотим всех поздравить с этой памятной датой. И ещё, в этот день мы хотим сказать тем, кто выдержал муки фашистского ада, что никогда не забудем эти страшные события. А память поможет нам понять, какой ценой завоёван мир на нашей земле.
2 ведущий. Мы поём Вечную Славу и
Мы храним Вечную Память!
1 ведущий. Мы должны нести эту Память
Как Святой Крест во имя живущих!
2 ведущий. Мы должны…
Нести свой крест – с надеждой слиться,
Могущей сбыться в день любой.
Нести свой крест – не усомниться
В дороге, выбранной тобой.
На злой меже не оступиться –
И в неба купол голубой
Нести свой крест – не поскупиться
Ни на Добро, ни на Любовь.
И память сотни раз поранив,
Дня не предать ни одного.
Нести свой крест – всё знать заранее –
И не отречься от него!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие. "Загляните в мамины глаза"
Устный журнал посвящённый Всемирному Дню Матери "Загляните в мамины глаза"....
Своя игра - открытое мероприятие по химии для уч 10 класса
Урок-викторина, состоит из трех туров: первые два тура - по 25 вопросов, третий тур (заключительный) - конкурс победителей....
открытое мероприятие для 7 класса "Своя игра"
план-конспект урока...
Презентация к открытому мероприятию по технологии "Своя игра"
Презентация к уроку или мероприятию по технологии в виде телевизионной игры "Своя игра" Туда включены вопросы по разделам: Машиноведение, материаловедение, кулинария, черчение, профессии, те...
Открытое внеклассное мероприятие "Своя игра"
Открытое внеклассное мероприятие "Своя игра"...
Открытое мероприятие «8 марта «Женщины глазами мужчин»»
Женщины, как цветы должны расцветать с каждым дем и не только один раз в году......
Открытое мероприятие ««Чти отца своего и мать свою…»
(по рассказу В. Осеевой «Бабка»)...